Труды в области геологии, метрологии, физики и экономики
Школьной программы не хватит, чтобы хоть сколько-нибудь подробно изучать личности и деятельность великих людей России, а их у нас рождается превеликое множество. Вот так и о Дмитрии Ивановиче известно в основном как о выдающемся химике. Между тем, сфера его интересов охватывала многие науки и дисциплины.
Менделеев предпринимал не одну поездку, в том числе и с целью геологических исследований, после чего написал бесценные статьи. Его коллекция минералов хранится в музее. Он стал буквально предтечей современной метрологии, подобрав основные меры весов и исчислений для химии.
Физика всегда нравилась ученому, но сосредоточился он на свойствах газов, и его исследования значительно продвинули развитие воздухоплавания не только в России, но и во всем мире.
Менделеев был замечательным экономистом. Он сделал большой вклад в развитие российской промышленности и сельского хозяйства. Некоторые его статьи были теоретическими, но большинство идей нашло практическое применение.
Специфика научного сообщества
В научных текстах она
проявляет себя следующим образом:
-
Клишированность
. Почти все науки имеют
дело с повторяющимися, воспроизводимыми явлениями (экспериментами, алгоритмами,
формами взаимодействия с миром и человеком). Для описания этих явлений в каждой
науке сложились определенные языковые стереотипы, клише. Когда вы сами будете
описывать свои эксперименты или наблюдения, то так или иначе будете прибегать к
этим клише. Они с течением времени, что называется, входят в «плоть и кровь»
научного текста. Чаще всегоклишированными бывают
аннотации к научным статьям
, строящиеся по единому образцу
(некоторые издания в требованиях к
публикациям указываютдаже слова и речевые обороты, которые нужно употреблять
в аннотации — не проходите мимо этих указаний). Да и сама
форма научных
статей достаточно стереотипна: опыт предшественников (+литература по
предмету) — собственные изыскания — выводы. Клишированность в науке (в отличие
от искусства) не порок, а достоинство: она тесно связана с научной
аргументацией и позволяет ученым быстрее вникать в суть дела. -
Научная фразеология
. В целом, это, как
правило, составные понятия, образованные по принципу фразеологизма. У каждой
науки они свои, поэтому нет смысла давать каких-то рекомендаций. С течением
времени фразеология вашей науки станет неотъемлемой частью вашего стиля. Так,
например, историкам не нужно объяснять, что такое«потемкинские деревни»
или
«столыпинский
галстук». А вот неисторикам такие вещи иногда приходится
«прогугливать». -
Местоимения
.
В науке принято
говорить не от «я», а от «мы»:
мы считаем, нам кажется, с нашей точки
зрения.
«Я»-кать не принято!
Естественно, это касается научных
статей и текстов подобного рода. В устном выступлении «я» будет уместнее, чем
«мы». -
Сложные синтаксические построения
. Наука занимается
сложными вещами, и рассказать о них «просто» получается не всегда. К тому же
деятельность ученого, как правило, направлена на описание каких-либо объектов и
процессов, а не на действие. В тексте это выражается тем, чтосуществительных
больше, чем глаголов. А раз действий мало, а описаний много —
усложняются
и синтаксические конструкции. И в этом смысле совет один:
учите правила
пунктуации.
Пенициллин
Впервые пенициллин был открыт британским бактериологом Александром Флемингом, который случайно сумел выделить препарат из штамма грибов. Произошло это в 1928 году. Ученый вернулся в свою лабораторию после месячного отдыха. К своему удивлению в одной из чаш Петри он увидел плесневые грибы, но не обнаружил в ней колонии стафилококков. Оказалось, что грибы их уничтожили, не навредив другим культурам. К сожалению, отсутствие химического образования не позволили ему правильно извлечь и очистить активное вещество. Только спустя 10 лет бактериолог Говард Флори и химик Эрнст Чейн получили чистую формулу антибиотика.
Приведенные примеры еще раз доказывают, что случайные открытия в химии могут серьезно изменить жизнь людей, сделав ее намного комфортнее, и серьезно продвинуть вперед многие отрасли производства и медицины.
Впечатления
Д.И. Менделееву поставлены памятники по всему миру. Но основные “менделеевские” места сосредоточены в Санкт-Петербурге. Здесь десятки домов, где он жил и работал. В Санкт-Петербургском университете есть музей-архив великого химика.
В Подмосковье, где в селе Боблове Клинского района Менделеев в 1965 году купил усадьбу и до самой старости проводил лето, открыт Дом-музей Дмитрия Ивановича.
В Татарстане, куда Менделеев выезжал открывать производство на химическом заводе братьев Ушковых, бывший поселок Бондюжский с 1967 года стал городом Менделеевском.
В городе Тобольске — родине Менделеева — расположена Площадь, названная в честь знаменитого земляка. В центре Площади установлен памятник великому учёному, а в северной части – арт-объект «Таблица Менделеева», занесённый в Книгу рекордов Гиннеса. Также в честь Д.И. Менделеева в городе назван проспект. Кроме этого, фасады двух домов Тобольска украшают граффити, посвящённые 150-летию периодической таблицы Менделеева.
Присвоение имени Д.И.Менделеева тюменскому аэропорту будет способствовать увеличению интереса к его наследию на малой родине.
Ртуть — уникальный металл
Ртуть — это единственный металл, который находится в жидком состоянии при комнатной температуре. При этом ртуть имеет высокую плотность и относительно высокое кипение. Также отметим, что ртуть имеет серебристый цвет и хорошо проводит электричество.
Исключительные свойства ртути обусловлены ее уникальной молекулярной структурой. У металла отсутствуют кристаллические решетки, что позволяет молекулам ртути свободно перемещаться друг относительно друга во время ее твердения и плавления.
Благодаря этим свойствам ртуть находит широкое применение во многих отраслях, включая науку, медицину и промышленность. Она используется в термометрах, барометрах, коммутаторах и других приборах, где требуется точность и стабильность измерений.
- Ртуть также входит в состав люминесцентных ламп, поскольку способна придавать светящимся материалам более яркий и насыщенный цвет.
- Помимо этого, ртуть используется в производстве хлора и натрия, а также в качестве катализатора при производстве пищевых продуктов и фармацевтических препаратов.
Необходимо отметить, что ртуть является токсичным веществом и может негативно влиять на здоровье человека
Поэтому необходимо выполнять меры предосторожности при работе с ней и утилизировать правильно использованные или неиспользуемые ртутные изделия
Зачем науке свой стиль
Свой стиль науке нужен
по двум причинам. С одной стороны, та информация, которую транслирует наука,
слишком специфична, чтобы обходиться обыденным языком.
Попробуйте, например, языком домохозяйки пересказать теорию Большого Взрыва.
Нет, нет, не сериал, а именно физическую теорию! Получится очень приблизительно
и крайне неточно, если вообще получится. А вот в научно-популярных книгах
Стивена Хокинга она изложена и точно, и так, что ее могут понять даже,
извиняюсь, гуманитарии.
А с другой стороны,
специфична не только информация, которую передает наука, но и само научное
сообщество. Все-таки заниматься наукой «человек с улицы» не сможет, для этого
нужна, по крайней мере, осведомленность в области какой-либо науки, своего рода
«посвященность». А эта «посвященность» предполагает и особый язык (вернее,
конечно, стиль), непонятный для профанов, но такой, по которому с полуслова
понимают друг друга ученые. А вот пример НЕпонимания, скажем, медицинской
терминологии дан в фильме «Кавказская пленница»: врач говорит, что у пациента
«белая горячка», а товарищ Саахов подтверждает: «Да, да, белый, белый, совсем
горячий!» Конечно, это гротеск, необходимый для комедии, но довольно
показательный.
Краткая биография
- Родился Д. И. Менделеев в Тобольске 8 февраля 1834 года.
- Он был 17-м ребенком, отец Дмитрия ослеп, а матери пришлось обеспечивать всю их большую семью.
- Страсть к науке появилась у Дмитрия, когда он наблюдал за производством стекла, бывая на работе у матери.
- В родном городе Менделеев окончил гимназию, а затем стал студентом Главного педагогического института в Петербурге.
- В 1855 году получил диплом и начал преподавательскую деятельность.
- В 1856 году Менделеев получил звание магистра химии.
- С 1857 по 1890 г. великий ученый работал преподавателем химии в Императорском университете в СПб.
- С 1859 по 1860 г. был преподавателем в Гейдельбергском университете (Германия).
- В 1868 году Дмитрий Иванович выступил организатором Русского химического общества.
- 1 марта 1869 года открыл периодический закон химических элементов – фундаментальное достижение в науке.
- Первый раз Дмитрий Менделеев женился на Феозве Лещевой, в браке с которой родилось трое детей, но отношения не сложились и супруги расстались.
- Менделеев женился второй раз на 19-летней Анне Поповой, супруги стали счастливыми родителями четверых детей.
- В 1872 году получил профессорское звание и начал преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургском технологическом институте.
- В 1876 году стал членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук.
- Дмитрий Менделеев входил в самые значимые научные Академии, он обладал мировым авторитетом.
- Ученый скончался 22 января 1907 года в 72-х летнем возрасте от крупозного воспаления легких.
Номинировался на нобелевскую премию
Мало кто знает, что Дмитрий Иванович был номинирован на Нобелевскую премию трижды: в 1905, 1906 и 1907 годах. Известно об этом стало только после публикации голосований, которые проводятся в строжайшей тайне.
Почему же Менделеев не получил престижной премии за «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве»? Есть несколько версий.
Во-первых, оказалось, что выдвигали его на соискание премии только заграничные коллеги, в основном шведы, и ни разу соотечественники. Была ли виной зависть, конфликты или трудный характер ученого – сказать сложно, но факт остается фактом.
Во-вторых, одним из принципов присуждения премии является новизна открытия, и подвести под этот пункт исследования Менделеева оказалось непросто.
В-третьих, у Дмитрия Ивановича был конфликт с братом Альфреда Нобеля, Людвигом. Людвиг спекулировал на слухах о том, что запасы нефти подходят к концу, а Менделеев безапелляционно опроверг подобные манипуляции, что не прибавило ему симпатии в глазах Нобеля.
Обновления таблицы Менделеева за последние годы
В последние годы таблица Менделеева была подвергнута значительным обновлениям и добавлениям. Ключевые изменения включают следующее:
Открытие новых элементов
За последние годы было обнаружено несколько новых элементов, которые были добавлены в таблицу Менделеева. Некоторые из них включают элементы с атомными номерами 113, 115, 117 и 118. Эти элементы были созданы в лабораторных условиях и получили временные названия, пока им не будет присвоено постоянное название.
Обновление данных о свойствах элементов
С появлением новых технологий и улучшением методов исследования, были обновлены данные о свойствах уже известных элементов. Таким образом, некоторые значения атомных масс и химических свойств были скорректированы и уточнены.
Добавление атомных масс элементов с большой точностью
Одной из наиболее важных обновлений в таблице Менделеева было добавление атомных масс элементов с большой точностью. Теперь значения атомных масс указаны с большей точностью, что позволяет более точно проводить химические расчеты и исследования.
Изменение названий элементов
В связи с открытием новых элементов и изменением представлений о некоторых из них, были внесены изменения в названия элементов. Например, элемент с атомным номером 104 был переименован из «Резерфордий» в «Дубний». Это изменение было сделано в честь города Дубны, где расположен Институт ядерных исследований, где был открыт этот элемент.
Расширение информации о свойствах элементов
Дополнительные исследования и эксперименты позволили расширить информацию о свойствах элементов в таблице Менделеева. Так, теперь в таблице указаны не только обычные физические и химические свойства элементов, но и данные о токсичности, экологическом влиянии и других специфических свойствах.
Пример изменений в таблице Менделеева для некоторых элементов Атомный номер Элемент Атомная масса Химические свойства
113 Нихоний 284 Мягкий, химически активный металл 115 Moscovium 288 Твердый, реактивный металл 117 Tennessine 294 Реактивный, радиоактивный элемент 118 Oganesson 294 Тяжелый, нестабильный элемент
Эти обновления и изменения в таблице Менделеева отражают современное состояние наших знаний о химических элементах и помогают ученым лучше понять и использовать свойства различных веществ.
Какие качества и навыки нужны учёному
Любопытство
И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.
Активность, инициативность
Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.
Внимание к мелочам
В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.
Понимание причинно-следственных связей
Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить
Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.
Самоотверженность
Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству
Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.
Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.
Умение общаться и поддерживать социальные связи
Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.
Английский язык
Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.
Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.
Грамотность
Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.
Критическое мышление
Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.
Год открытия химических элементов и ученые их открывшие (4 часть):
91 | Протактиний | Pa | 1913 г. | Дмитрий Иванович Менделеев, Россия, 1871 г. (предсказание), Казимир Фаянс и Освальд Гельмут Гёринг, Германия, 1913 г. |
92 | Уран | U | 1789 г. | Мартин Генрих Клапрот, Германия, 1789 г. |
93 | Нептуний | Np | 1940 г. | Эдвин Маттисон Макмиллан и Филипп Хауге Абельсон, США, 1940 г. |
94 | Плутоний | Pu | 1940 г. | Гленн Теодор Сиборг, Артур Валь, Джозеф Уильям Кеннеди и Эдвин Маттисон Макмиллан, США, май 1940 г. |
95 | Америций | Am | 1944 г. | Гленн Теодор Сиборг, Ральф Артур Джеймс, Альберт Гиорсо, Леон О. Морган, США, 1944 г. |
96 | Кюрий | Cm | 1944 г. | Гленн Теодор Сиборг, Ральф Артур Джеймс, Альберт Гиорсо, США, 1944 г. |
97 | Берклий | Bk | 1949 г. | Гленн Теодор Сиборг, Альберт Гиорсо, Стэнли Джеральд Томпсон (Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли), США, 1949 г. |
98 | Калифорний | Cf | 1950 г. | Гленн Теодор Сиборг, Альберт Гиорсо, К. Стрит, Стэнли Джеральд Томпсон, (Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли), США, 1950 г. |
99 | Эйнштейний | Es | 1952 г. | Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли, США, 1952 г. |
100 | Фермий | Fm | 1952 г. | Альберт Гиорсо (Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли), США, 1952 г. |
101 | Менделевий | Md | 1955 г. | Альберт Гиорсо, Гленн Теодор Сиборг, Грегори Роберт Чоппин, Бернард Г. Харви, Стэнли Джеральд Томпсон (Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли), США, 1955 г. |
102 | Нобелий | No | 1963 г. | Группа учёных под руководством Г.Н. Флёрова (Объединённый институт ядерных исследований), СССР, 9 июля 1963 г. |
103 | Лоуренсий | Lr | 1961 г. | Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли, США, 14 февраля 1961 г., группа учёных под руководством Г.Н. Флёрова (Объединённый институт ядерных исследований), СССР, 20 апреля 1965 г. |
104 | Резерфордий (Курчатовий) | Rf | 1964 г. | группа учёных под руководством Г.Н. Флёрова (Объединённый институт ядерных исследований), СССР, 1964 г. |
105 | Дубний (Нильсборий) | Db | 1970 г. | группа учёных под руководством Г.Н. Флёрова (Объединённый институт ядерных исследований), СССР, и Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли, США, 1970 г. |
106 | Сиборгий | Sg | 1974 г. | Национальная лаборатория им. Лоуренса в Беркли, США, и группа учёных под руководством Г.Н. Флёрова и Ю.Г. Оганесяна (Объединённый институт ядерных исследований), СССР, 1974 г. |
107 | Борий | Bh | 1981 г. | Центр по изучению тяжёлых ионов имени Гельмгольца, Германия, 1981 г. |
108 | Хассий | Hs | 1984 г. | Центр по изучению тяжёлых ионов имени Гельмгольца, Германия, 1984 г. |
109 | Мейтнерий | Mt | 1982 г. | Центр по изучению тяжёлых ионов имени Гельмгольца, Германия, 1982 г. |
110 | Дармштадтий | Ds | 1994 г. | Центр по изучению тяжёлых ионов имени Гельмгольца, Германия, 1994 г. |
Коэффициент востребованности
657
Вопрос-ответ:
Какие элементы имеют необычные электронные свойства?
Некоторыми из таких элементов являются графит, графен и фуллерены, которые обладают свойствами полупроводников и имеют высокую электропроводность.
Какие элементы являются самыми реактивными в периодической таблице?
Самыми реактивными элементами являются алкали металлы, такие как литий, натрий, калий, которые быстро реагируют с водой, образуя гидроксиды и выделяя водород.
Почему уран является таким тяжелым элементом?
Уран является тяжелым элементом из-за большого количества протонов и нейтронов в его ядре, что обуславливает высокую атомную массу.
Какую роль играет азот в живых организмах?
Азот играет важную роль в живых организмах, так как является составной частью белков, нуклеиновых кислот и других молекул, которые необходимы для жизни.
Как элементы связаны с реакциями окисления и восстановления?
Элементы, которые имеют низкую электроотрицательность, как металлы, могут служить в качестве восстановителей в реакциях окисления и восстановления, в то время как элементы с высокой электроотрицательностью, как неметаллы, могут служить в качестве окислителей.
Какие элементы являются трансурановыми и как они получаются?
Трансурановыми элементами являются элементы с атомным номером больше 92, которые не встречаются в природе и могут быть получены только искусственным путем, например, при бомбардировке тяжелых ядер другими частицами.
Какие элементы обладают свойствами полупроводников и как они используются в технологии?
Элементы, которые обладают свойствами полупроводников, такие как кремний, германий и галлий-арсенид, широко используются в микроэлектронике, например, для изготовления микрочипов, светодиодов, фотодиодов и других устройств.
Углерод — элемент, способный образовывать множество соединений
Углерод является одним из самых многообразных элементов в периодической таблице, он способен образовывать бесконечное количество соединений за счет наличия четырех связей с другими атомами.
Углерод образует множество органических соединений, которые являются основой жизни, таких как углеводороды, жиры, белки, нуклеиновые кислоты и т.д.
Углерод также может образовывать соединения с другими химическими элементами, такими как кислород, азот и сера, создавая различные органические соединения с уникальными физическими и химическими свойствами.
Углерод является основным элементом в алмазах, графите и углеродных нанотрубках, имеющих уникальные механические, электрические и оптические свойства.
Важно отметить, что углерод является основой для различных промышленных процессов, таких как производство стали, производство пластмасс, производство синтетических волокон и т.д
- Углерод является единственным элементом, способным образовывать бесконечное количество соединений.
- Органические соединения углерода — это основа жизни на земле.
- Углерод обладает уникальными свойствами, которые позволяют использовать его в различных областях жизни.
История создания таблицы Менделеева
Таблица Менделеева, также известная как периодическая система химических элементов, была разработана российским химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым в 1869 году. Эта таблица стала одним из самых значимых достижений в области химии и имеет фундаментальное значение для понимания химических свойств и взаимодействий элементов.
Идея классификации химических элементов возникла задолго до Менделеева. В течение веков ученые пытались найти систематичный способ организации элементов, чтобы лучше понять их свойства. Однако безначально несколько ученых были близки к созданию таблицы, ни один из них не был столь полным и систематическим, как таблица Менделеева.
Предшественники таблицы Менделеева
Важными предшественниками таблицы Менделеева были химики Джон Далтон и Александр Чижевский. В 1803 году Далтон предложил свою теорию атомов, которая позволила ученым лучше понять структуру элементов. Чижевский, работая в России, предложил свою систему классификации элементов, в которой они были упорядочены по возрастанию атомных весов.
Открытие Менделеева
Идея Менделеева состояла в том, чтобы упорядочить элементы таким образом, чтобы их физические и химические свойства повторялись в определенных интервалах. Он также оставил свободные места для элементов, которые были еще не открыты в его время.
В 1869 году Менделеев представил свою таблицу химических элементов, где элементы были упорядочены по возрастанию атомных масс. Ключевая особенность таблицы Менделеева заключалась в том, что элементы с похожими свойствами были расположены в одной вертикальной колонке, называемой группой, а каждая горизонтальная строка представляла новый период химических элементов.
Развитие и модификации таблицы
С течением времени таблица Менделеева была дополнена и модифицирована, а новые элементы были открыты и добавлены в таблицу. Некоторые элементы были переименованы, и некоторые изначально предсказанные свойства были подтверждены. Сегодня таблица Менделеева состоит из 118 элементов, упорядоченных по увеличению атомного номера.
Таблица Менделеева оказала огромное влияние на развитие химии. Она помогла ученым понять, как элементы связаны друг с другом, и позволила предсказывать свойства новых элементов. Эта таблица является фундаментальным инструментом для всех химиков и играет ключевую роль в обучении химии во всем мире.
Что можно узнать об элементе из таблицы Менделеева
Владея принципами, лежащими в основе классификации химических элементов в таблице Менделеева, можно получить о них определенные сведения. К таким сведениям относятся высшая валентность, атомная масса, химические и физические свойства веществ, образуемых элементами.
Каждый элемент занимает в периодической системе, или таблице, одну клетку. В каждой клетке прописаны латинский символ, а также название элемента на русском языке. Например, углерод обозначается буквой С, а марганец — двумя буквами (Mn). Для хлора введено обозначение Cl.
Также в каждой клетке указана относительная атомная масса. Например, медь имеет атомную массу 64.
Для каждого элемента указан порядковый (атомный) номер — число, равное заряду ядра. Например, атом фосфора включает положительно заряженное ядро (величина заряда +15) и три оболочки, по которым движется 15 электронов.
С помощью таблицы Менделеева можно легко определить высшую валентность элемента (она равна номеру группы). По валентности можно составить формулу соединения с прочими элементами. Например, двухвалентный цинк, соединяясь с кислородом (валентность II), образует оксид ZnO.
Кроме этого, по таблице можно определить, к металлам или неметаллам относится элемент, а, значит, какими химическими свойствами обладает, с чем взаимодействует. Во многих вариантах таблицы элементы-металлы от неметаллов отделяет ступенчатая линия, идущая от бора (B) к астату (At). Неметаллы находятся над этой линией справа, металлы — под линией слева.