Чем басня отличается от стихотворения?
Для начала выделим 4 основных критерия: тематика, главные герои, описание места и описание ситуации.
В стихотворение нет четких критериев к содержанию. Оно может описывать чувства к предмету или человеку, восхвалять природу, человеческую красоту, представлять собой размышление о каких-то событиях и/или выражать отношение к нему автора.
В произведении герои чаще всего отсутствуют, могут быть исторические или реально существующие личности.
Все события в стихотворении могут происходить как в близком к реальности мире, так и в выдуманном со своими правилами и законами.
В таком произведении редко описываются ситуации, в которые попадают герои, и практически отсутствует описание причин, почему выбор действующего лица был не верным.
В басне же обязательно должны быть персонажи, обычно животные, растения, которые обладают каким-то пороком, но не люди. Здесь описываются их взаимодействия друг с другом и результат их невежества. Так лисица, например, обладает хитростью, а заяц боязливостью, и т.д.
Обязательной частью басни является краткое объяснение морали, которую пишут либо в начале произведения, либо в конце.
Место, которое описываться в басне, можно легко сопоставить с местом в реальной жизни. Т.е. это не андроид в обличии робота на космическом корабле, разговаривающий на языке марсианином с панелью управления спортивного зала, а например, Лебедь, Рак и Щука, которые не могут договориться между собой.
Основной целью басни является осознания того, к чему могут привести наши пороки и действия. Этот жанр не наносит удар по нашему самолюбию, но оказывает влияния на формирования наших моральных принципов.
Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку необычность происходящего и персонажи этих небольших по объему вымышленных историй имеют много общего. Занимательное содержание и нравоучительный подтекст сближает эти жанры настолько, что их принципиальные различия оказываются очевидными только при детальном анализе содержания и формы.
Басня
относится к малым эпическим жанрам, сложившимся как часть мифотворчества в период расцвета античной культуры. Заимствованные из мифов аллегорические образы приобрели в басне новый смысл. Они стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств и пороков, проявляющихся в поступках, отношениях, житейских ситуациях.
Басня представляет собой короткий рассказ дидактического характера, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения, поскольку действуют вопреки правилам общепринятой морали. Оценка их действиям дается в краткой афористичной концовке басни как вывод обобщающего характера или в начале рассказа как нравоучение, требующее сатирической иллюстрации.
Сказка
имеет не менее древнюю историю. Считается, что изначально сказочное повествование имело не только развлекательный характер, но, прежде всего, служило предупреждением или поучением, в котором на примере сказочных героев демонстрировались последствия поведения, нарушающего родовое табу или языческий ритуал. Сказка, как и басня, могла иметь нравоучительную концовку в форме пословицы, поговорки или присказки.
При всем сходстве, басня и сказка имеют отличительные жанровые особенности. В басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое. Сюжет сказки не имеет такого деления – он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду.
Большинство персонажей басен заимствованы из мифов и представлены образами животных, наделенных аллегорическими чертами человеческого характера: волк отличается алчностью и жестокостью, лиса – хитростью и корыстолюбием, сова – мудростью, медведь – грубостью, лев – благородством. В сказках о животных эти качества имеют не аллегорическое, а символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, проявляющей эту символику, а на протяжении всего повествования, многократно подтверждая ассоциативную связь образа с ролью, которая отведена ему в сказочном сюжете.
Басня – сатирическое произведение, чаще всего написанное в стихотворной форме. Сказка – традиционно прозаический жанр. Приемы сатиры в ней используются эпизодически и не являются доминантой, за исключением сатирических сказок.
Басня «Лебедь, рак и щука» И. Крылов
Сказка строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор. Повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности.
Классификация, особенности, характерные черты
Если говорить об особенностях двух литературных жанров, то можно выделить такие характерные черты произведений в виде таблицы.
№ | Басня | Сказка |
1 | Всегда заканчивается или начинается с поучительной мысли, другими словами, морали. | Данный литературный вид такой цели не несет, он рассказывает о волшебстве и зачастую имеет счастливый конец. |
2 | К символам басни относятся как животные, так и неживые объекты. | В сказке преобладают магические силы. |
Какие уроки можно извлечь из произведений | ||
3 | Повествует об этических, моральных правилах поведения. | Жанр показывает торжество добра над злом. |
4 | Связь с реальностью в басне очевидна. | Сказка не связана с реальным миром. |
5 | Издается в поэтической форме или прозе | Повествуется зачастую в прозе. |
Особенности сказки легко понять
Классификация
Некоторые учены предлагают классифицировать сказки на категории. Это связано с многообразием их сюжетов:
- О животных — подходят для маленьких детей, в такой аллегоричной форме проще передавать жизненный опыт юному читателю.
- Сказки бытового плана — они не относятся к той категории, где все заканчивается свадьбой. В них присутствуют превратности семейной жизни и способы выхода из конфликтных ситуаций. Главная цель данного жанра — правильное формирование семейных ценностей у молодого поколения.
- Страшилки — основными героями таких произведений выступают ведьмы, вампиры, упыри и т. д. Рекомендуются к прочтению детям старше 7 лет.
- Сказки с присутствием волшебства — в приоритете рассчитаны на детей от 6 лет и старше.
Существуют также сказки для взрослых. В западной литературе немало таких произведений.
Басни также классифицируются по форме подачи и по главному герою произведения.
По форме написания делятся на:
- стихотворные;
- прозаические;
- смешанного типа, например повествование написан прозой, а диалог или монолог героев в стихах.
По тому, кто является персонажем басни, можно выделить такие виды данного жанра:
- о животных — наиболее распространенный вид;
- с участием людей;
- мифологического плана, где главными участниками выступают божества;
- басни царства растительного мира, главными героями выступают растения, которым присущи человеческие черты;
Дополнительная классификация:
- Агональная разновидность, в ней присутствует главный герой и антагонист. При этом важнее сюжет произведения и его окончательный смысл, где добро должно победить злые силы.
- Басни этиологической направленности, где также не важны главные персонажи, а важен сюжет и смысл повествования. В качестве примера можно взять произведение И. Крылова «Слон и Моська». Читателю неизвестна предыстория появления слона в городе, тут описывается преимущественно сюжет, когда из толпы выскочила маленькая собачонка и облаяла огромное, неторопливое заезжее животное. Мораль же произведения не потеряла актуальность и по сей день.
Басня «Слон и Моська» — классический пример
На какую аудиторию рассчитаны, чему учат?
Басни рассчитаны на категорию людей, которые уже способны анализировать ситуацию. Поэтому их включают в школьную программу начиная с начального обучения. Взрослая аудитория также читает прозу и стихи данного жанра. Это больше сатирические произведения, высмеивающие и обличающие пороки современного общества.
Ребенка же басня учит следующему:
- Познание самого себя, способность разглядеть в себе недостатки.
- Показывает каким способом можно искоренить свои пороки, либо указывает путь сведения их к минимум.
- Позволяет постичь вечные прописные истины, так часто забываемые нами в бытовых хлопотах.
- И даже правильной речи, русскому языку, если взять басни Н. Крылова
Сказка «Красная шапочка»
Знакомить детей со сказками можно с раннего возраста. Такой жанр интересен и средним школьникам, а порой и взрослым.
Данное направление в литературе формирует образ положительного человека — доброго, мудрого, отзывчивого, скромного и т. д.
Посредством чтения сказок ребенка можно научить следующему:
Разбираться в плохих и хороших людях.
Не бояться трудностей, ведь главные герои способны справиться с различными препятствиями и работой.
Понимать важность дружбы, нередко у сказочных персонажей много друзей среди людей и животных.
Произведение несет скрытую мораль — не лгать, не жадничать, не предавать друзей.
Что такое рассказ?
Для начала нужно определить основные Сам по себе этот жанр в России не существовал до девятнадцатого века, а был лишь подвидом повести. Впрочем, граница между этими двумя разновидностями прозы до сих пор весьма расплывчата.
Чаще всего рассказы в своей основе имеют некую жизненную историю, произошедшую с главным героем, которая могла случиться и в реальности. Это основное, чем рассказ отличается от стихотворения и сказки, где ситуации могут быть выдуманными и совершенно нереальными. Количество основных персонажей и описываемых сюжетных линий — это косвенный признак, помогающий не спутать эту малую литературную форму с повестью, где описываемых героев и ситуаций бывает несколько.
Главное (и порой самое сложное для автора) в рассказе — его краткость. В совсем небольшом объеме повествования необходимо уместить ту основную мысль, которую автор хотел раскрыть в своем произведении. В такой ситуации нет возможности для пространных описаний мыслей героя. Вместо этого больше внимания приходится уделять деталям, делая их яркими и характерными.
Басня «Обоз» — для детей или взрослых?
В этом произведении Крылов сравнивает действия молодой лошади и более опытной (добрый конь). Старая лошадь действует медленно, не спеша, продумывая каждый шаг, чтобы спустить воз в целости и сохранности. А вот молодой и слишком хвастливый конь считает себя лучше и умнее и постоянно упрекает старую лошадь. В итоге все заканчивается печально.
Басня – это отображение исторических событий. «Обоз» является именно таким произведением. Автор отождествляет героев басни с участниками битвы под Аустрелицем, произошедшей в 1805 году. Михаил Кутузов, который был блестящим полководцем, довольно часто отступал назад и оттягивал крупные сражения, зная и понимая слабость своей армии. Однако такое положение вещей совершенно не нравилось императору Александру І. Именно перед тем злополучным сражением он решил взять ситуацию в свои руки и возглавить войско, что привело к поражению Русско-Австрийской коалиции.
Рассказ: реальность, повествование, эмоции
Рассказ — один из основных жанров прозы, который представляет собой произведение литературы небольшого объема. В рассказе автор представляет читателю некую историю, в которой один или несколько героев взаимодействуют с окружающим миром.
Основные особенности рассказа связаны с его объемом и структурой повествования. Рассказ обычно короткий и содержит только одну сюжетную линию. Это отличает его от романа или повести, где сюжет может быть гораздо более разветвленным и длинным.
В рассказе автор использует различные приемы повествования, чтобы передать свои мысли и эмоции читателю. Он может использовать описание, диалоги, монологи, воспоминания и другие приемы. Это помогает создать настроение и передать эмоции героев и автора самого.
Автор рассказа может использовать разные способы передачи реальности в своем произведении. Он может описывать внешний мир героев, их действия, место и время событий. Также автор может использовать внутреннюю реальность героев, описывая их мысли, чувства и переживания.
При создании рассказа автор старается привлечь внимание читателя и вызвать у него интерес и сочувствие к героям. Для этого часто используются эмоциональные приемы, такие как описания внутреннего мира героев, конфликты, переживания, эмоциональная окрашенность повествования
Они делают рассказ более живым и захватывающим для читателя.
В завершение можно сказать, что рассказ, также как и другие жанры прозы, позволяет автору и читателю погрузиться в мир вымышленных героев и событий. Он предлагает нам взглянуть на жизнь с разных сторон, узнать что-то новое и почувствовать эмоции, которые передает автор.
Какова суть басни
Басни также зачастую использовались в культуре для выполнения дидактической цели и назидания. Здесь также есть возможность выделить ряд характерных элементов:
- аллегорический характер;
- моральные установки;
- характерная структура произведения.
Как правило, басня является в меньшей степени фольклорным и в гораздо большей степени литературным произведением. Соответственно, в отличие от сказки здесь гораздо чаще возможно наблюдать привязку к авторству. Более того, именно внутренние моральные качества, интеллектуальное развитие и другие характеристики автора зачастую определяют качество самой басни.
Если, как известно, Аристотель предлагает для любого драматического произведения трёхактную структуру с завязкой, развязкой и кульминацией, то в баснях также наблюдаем нечто подобное. Только здесь используется завязка и развязка, а в качестве кульминации выступает авторский вывод или мораль. Наличие такого вывода является практически неотъемлемой частью басни. Тогда как в сказке предлагают гораздо большее пространство для воображения.
Басни зачастую выражают нравственную позицию (вполне однозначную) автора в отличие от сказки.
Автор басни также предлагает своему читателю поразмыслить, но более открыто делится своим опытом
Здесь важно понять, что сказка также транслирует опыт, но делает эту трансляцию в более завуалированном виде, который, с одной стороны, предоставляет большое пространство для созерцания, с другой стороны, зачастую обладает гораздо большей эффективностью. Басни, в свою очередь, зачастую прямо выявляют и высвечивают какой-либо феномен (как правило, из социальной жизни и морали) и дают этому феномену собственную оценку
При этом нужно сказать, что данные утверждения не следует воспринимать в качестве слишком статичных и однозначных. Скажем, некоторые басни могут иметь более метафорический характер по сравнению с другими и помогать читателю самостоятельно размышлять, философски и образно осваивать реальность. Также и некоторые сказки могут быть буквально заперты в рамках собственной однобокой морали и внутренней логики, которую для читателя стараются транслировать.
В завершении также нужно отметить, что басни часто описывают некоторые особенности универсальной для всех эпох или только для времени жизни автора социальную реальность, для того чтобы выявлять дефекты этой реальности и по возможности эти дефекты исправлять, тогда как сказки стараются в целом побудить к тому чтобы осваивать реальность (в более глобальном, не только социальном, смысле) усваивать суть и размышлять.
Разные уровни моральности
Сказки и басни отличаются не только жанровыми особенностями, но и уровнем моральности. Сказки обычно имеют более простую мораль, которая адресована детской аудитории. Например, «Колобок» научит ребенка быть осторожным и не доверять всем на своем пути. Басни же, говорят о сложных этических вопросах, которые могут быть понятны только взрослому человеку.
Сравним, например, сказку «Красная Шапочка» и басню «Лиса и Виноград». В первой мы видим яркую картинку, где главная героиня бросается в объятья опасного волка, а затем выходит из его живота, осторожнее следит за собой и не разговаривает с незнакомыми людьми. Мораль проста: не говорите с незнакомцами и будьте осторожны.
Басня же рассказывает о лисе, которая не может дотянуться до ароматных гроздей винограда и обвиняет в этом своих соперников, пока не понимает, что достичь своей цели может только своими усилиями. Эта басня говорит о лжи и обмане, что, конечно, важные моральные уроки, но взрослый человек поймет их гораздо лучше, чем ребенок.
Таким образом, различные уровни моральности в сказках и баснях подчеркивают важность выбора правильного жанра не только для эмоционального восприятия произведения, но и для воспитания определенных моральных качеств
Сравнение
Сказкам, в отличие от многих других творений, свойственна простота изложения и даже некоторая наивность, ведь большинство из них созданы для детей. Прямолинейность сюжета и легкость повествования делают сказку максимально доступной для понимания. Все здесь основано на действии. В сказке не встретишь серьезных философских размышлений и психологических метаний героев.
Явное отличие сказок от других произведений заключается в торжестве добра. В какие бы перипетии ни попадали действующие лица, враги всегда оказываются повержены, и все заканчивается благополучно. В других произведениях, например в драмах и трагедиях, все бывает не настолько оптимистично.
В сказках очевидна мораль. Каждое такое повествование является определенным уроком. Четко прослеживается мысль о том, что доброта, трудолюбие, скромность вознаграждаются, а хитрость и зло получают по заслугам. Мораль может присутствовать, к примеру, и в басне. Но там исход не всегда благополучный.
В чем разница между сказками и другими произведениями, если сконцентрировать внимание на самих героях? В том, что в сказках они однозначны. Конкретный персонаж может быть или только плохим, или исключительно хорошим
Кроме того, нередко один и тот же герой присутствует в разных сказках, сохраняя свои характерные черты, в то время как в других жанрах персонажи связаны только со своим произведением.
Различные формы выражения проблематики
Сказки и басни — это две разные формы народного творчества, которые могут использоваться для выражения одной и той же проблематики. Однако, они отличаются не только формой, но и структурой, сюжетом, персонажами и целями.
Сказки обычно содержат учение, которому должен следовать герой, чтобы достичь счастья и успеха. Жанр часто используется для обучения детей нравственности и этике. Герои сказок могут быть вымышленными созданиями, аллегорическими персонажами и часто имеют сверхъестественные способности.
Басни же, наоборот, созданы для обучения взрослых людей. Они часто представляют ситуации, которые могут произойти в реальной жизни, и дают наставления, как поступать в тех или иных случаях. Герои басен — это главным образом животные, часто со свойствами и характерами, которые имеют аналогию в жизни человека.
Важно знать разницу между сказками и баснями, чтобы выбрать соответствующую форму для выражения тех или иных идей. Сказка может быть не очень эффективным инструментом для обучения взрослых, как и басня может не подходить для детей
Используя правильную форму, можно достичь максимального эффекта и донести свою мысль до аудитории.
- Сказка — для детей, учение нравственности и этики, мифические герои, часто суперсилы
- Басня — для взрослых, обучение жизненным ситуациям, главные герои — животные с характерами человека
Форма выражения | Целевая аудитория | Основное учение |
---|---|---|
Сказки | Дети | Нравственность, этика, уважение к старшим, труд, упорство |
Басни | Взрослые | Проявление культивирующих качеств: уважение, смирение, честность, терпение, сострадание |
«Храбрый утенок» Житкова — это сказка или рассказ?
Сказка «Храбрый утенок» стала классикой в художественной литературе и бесспорно пользуется широкой популярностью среди юных читателей. Вводят в программу уже во втором классе и детки с радостью слушают и перечитывают эту сказку.
Несмотря на то, что у данного произведения есть автор и сюжет достаточно небольшой, это не рассказ, а сказка, т.к. животные определенно наделены человеческими качествами, эмоциями.
Также, данное произведение имеет мораль и учит маленьких читателей храбрости, силы воли и смелости, необходимости иметь внутренний стержень и веру
Автор подчеркивает важность дружбы, ведь в одиночку противостоять врагу очень сложно. Всем вместе можно стать непобедимой силой.
После прочтения данного произведения, можно понять важность храбрости и бесстрашия, ведь все что кажется, нам страшным не всегда является таким на самом деле
Сказка учит смотреть в глаза своему страху, и дает мотивацию для того чтобы перебороть его.
Благодаря тому, что произведение имеет мораль, главные герои в виде утят, которые наделены человеческими качествами, и счастливый конец – можно с легкостью определить что «Храбрый утенок» Бориса Житкова – это сказка.
Итог
Малые очень схожи между собой. Все они воспитывают в читателе эмпатию, прививают эстетику и учат, как себя вести в различных ситуациях. Басня среди них занимает особое место. В ней мы видим себя как бы со стороны, являясь свидетелем событий. Оказывается, так нелепо могут выглядеть люди, когда скупы или глупы! Мораль подведет итог не только басне, но и даст совет читателю, как стоит или не стоит себя вести. Чем отличается басня от сказки о животных? Тем, что животные, изображаемые в ней, на самом деле являются людьми. И здесь волшебство сказки пропадает: мы не радуемся за счастливый конец, а смеемся над порочными героями.
Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.
Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания. Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки. Ну и конечно неотъемлемой частью басни является её мораль. Чаще ярко выраженная, написанная в конце басни, а иногда завуалированная, но в любом случае понятная.
Что касается происхождения басен, то выделяют всего две концепции. Первая из них – немецкая, а вторая – американская. Немецкая говорит о том, что из мифов рождались сказки про животных, из которых в свою очередь стали отдельно выделяться детские басни, основой которых являлся текст, а уже мораль шла как необычное для сказки дополнение. Американская школа считает, что мораль басни – это основа, а вот сам текст басни для детей – это дополнение, которого могло бы и не существовать.
Сохранившиеся до настоящего времени басни, за редким исключением, главными героями представляют зверей. Например, лиса или волк, ведут себя как люди и разговаривают как люди. При этом каждому животному приписывается один или несколько человеческих пороков, которые и осуждаются. Привычная хитрость лисы, мудрость совы, коварство змеи и другие достоинства или пороки. Часто четко прослеживаются характерные черты людей.
Басни для детей хороши также тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро вне зависимости от того, в стихах они или прозе, поэтому и воспринимаются лучше. Вы не успеете потерять нить, а смысл воспримите налету, часто даже детям сразу понятна мораль и все выводы. За один раз можно прочитать не одну детскую басню, а сразу несколько, но и усердствовать также не стоит – потеряется интерес ребенка и пропадет смысл чтения.
Иногда встречаются уникальные басни для детей, которые всегда на слуху, и герои которых настолько характерные персонажи, что зачастую их имена используют как нарицательные. В этом разделе мы собираем басни лучших авторов, тех, которые действительно привнесли что-то новое в этот жанр и являются признанными баснописцами мировой литературы.
Выводы сайт
- Басня – короткий нравоучительный рассказ, состоящий из двух равнозначимых частей: описания события и афористичной концовки или начала. Сказка не имеет явно выраженной нравоучительной установки. Ее содержание подробно передает события, в результате которых герой побеждает зло и получает награду.
- В отличие от сказки как преимущественно повествовательного жанра, басня является сатирическим произведением.
- В сказке основными средствами художественной выразительности являются метафора и постоянные эпитеты, в басне – аллегория.
- Персонажи сказок чаще всего люди и мифические существа, реже – звери. В баснях действующие лица, как правило, — животные.
чем басня отличается от сказки о животных
- В басне на примере животных высмеиваются пороки людей, а в конце обязательно будет мораль. А сказка, это просто придуманная история. Хотя, стоит заметить, что в основе басни, лежит все же именно сказка =)
- Ба’сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Ска’зка — жанр литературного творчества:
1) Сказка- фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов . Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза) , включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка) .
2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов . Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле) , либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
- кароче и то и то сказки
сказка — байка для детей (всмысле понимания урока/ смысла) басня — байка для более взрослых детей
- Если вкратце, без «умных трактовок и определений»,то басня (Основоположник Эзоп, пожалуй, «Эзоповский язык») так вот басня, — в ней 1) написана в стихах, а главное за персонажами басни (животные или даже растения) легко угадываются люди. Людские нравы, чаще всего го людские пороки или недостатки (моральные) 2) Сам сюжет басни- это какая-то очень распространённая жизненная ситуация. проблема. Тот же Эзоп, -он применял вот такие иносказания так, что НИКОГО конкретно не поучал, не обвинял и не обижал. Просто обрисовывал ситуацию, знакомую всем, какую-то общечеловеческую ситуацию, Это как бы возможность взглянуть на какую-то проблему.. или недостатки со стороны. Мораль, нравоучительный вывод, — вовсе не обязателен. Нравоучение некоторое содержится уже в самой басне. Выводы напрашиваются сам. Например Крылов- «Однажды Лебедь, Рак, да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам; Да только воз и ныне там. » Ну и где здесь МОРАЛЬ в конце басни? Напротив, автор предлагает сделать вводы читателю. Сказка же… может ничего общего с жизнью не иметь. Сказка-это просто чудесная история. Животные в сказки имеют черты, присущие людям, точнее их наделят такими чертами, Но совсем не с целью кого-то усовестить… или показать людские пороки. Там ВОЛК-это волк. И ОН злой. Лиса-это ЛИСА… и она хитрая. За ними не угадываются какие-то люди, речь о людях и не идёт. Мораль же, намёк, — конечно присутствуют, но… САТИРЫ, пародии на людей нет в сказке.
Внимание, только СЕГОДНЯ!