Почему ракета не сгорает в атмосфере

Как работает запуск космической ракеты?

Рассказ о ракете

В космосе на орбите летают корабли и спутники. Ниже в атмосфере космические корабли летать не могут из-за того, что плотные слои атмосферы мешают им и тормозят их движение.

Ракета должна преодолеть плотные слои атмосферы и добраться до своей орбиты.
Для этого ее необходимо разогнать до огромной скорости – 8 км в секунду. Ракете предстоит довольно длинный путь, а это значит, что нужно очень много топлива. Целые железнодорожные цистерны с топливом.

Как же снабдить ракету таким количеством топлива, ведь заправочных станций в воздухе нет? Как справиться с тяжелыми цистернами из-под топлива, которые очень тяжелые, даже когда пустые?
Ответы на эти и подобные вопросы дал много лет назад великий ученый Константин Эдуардович Циолковский.

Цистерны (или ступени) ставят друг на друга, сверху ставят пилотируемый отсек. Именно поэтому ракета такая высокая.

В каждой ступени есть двигатель с топливом. Первая, нижняя, ступень самая большая и мощная, в ней больше всего топлива, так как она начинает разгон всей ракеты.

Каждая следующая ступень меньше предыдущей.

К последней ступени прикрепляется сам корабль, который и нужно отправить на орбиту. Корабль занимает гораздо меньше места, чем ступени.

Ракета стартует на двигателях первой ступени. Когда все топливо этой ступени расходуется, ступень отсоединяется от конструкции и падает на землю. Вес ракеты становится намного меньше.

Начинают работать двигатели второй ступени, затем третьей и т.д. Корабль оказывается на орбите, когда отсоединяется последняя ступень. Таким образом, корабль, как по ступеням лестницы, поднимается в космос. Такую схему работы предложил все тот же Циолковский.

Когда ракета выведена на орбиту, она может летать долго и совсем без топлива. Как будто ракета катится с горы и конца пути не видать.

Первая многоступенчатая ракета была создана в Советском Союзе под руководством академика Сергея Павловича Королева. С ее помощью был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли.

Свой путь в небо ракета начинает со стартовой площадки, которая находится на космодроме. Стартовая площадка — в виде огромной железобетонной плиты. Вот так, оказывается, несложно рассказать ребенку о ракете.

Шаг 9: Создание ракет

Итак, приступайте к работе и постройте несколько ракет. Здесь вы можете увидеть, как будет выглядеть готовая ракета. Она легка как перышко, но удивительно устойчива в полете. Вы, наверное, заметили, что на шаблоне есть две отметки, которые указывают, как сворачивать трубку корпуса. Установив шпажку, положите сверху головку спички и убедитесь, что она направлена вверх, без зазоров

Теперь медленно и осторожно сворачивайте трубку из фольги, как можно плотнее и аккуратнее. Когда вы дойдете до конца, зажмите трубку прямо над головкой спички, затем плотно прижмите фольгу

В верхней части должно быть около полудюйма фольги, и она закручивается в направлении спичечной головки. Самая важная часть – обжать наконечник чем-то вроде плоскогубцев. Обжимать нужно несколько раз и под разными углами, чтобы убедиться в полной герметичности.

Ракеты для сигнального пистолета

Наиболее известный, доступный и дешевый вид сигнальных ракет. Они запускаются из компактного сигнального пистолета и получило название в народе – «Ракетница». Наиболее популярная модель – сигнальный пистолет Шпагина, который был создан в 1943 года и по сегодняшний день входит в состав вооружения. Кроме того в различных странах на его основе производится несколько десятков других моделей. Вес патрона – 50-75 грамм, калибр – 26 мм. Вышибной заряд – простой пороховой. Сигнальный имеет разные варианты по цветам, которые мы уже перечислили выше. Кроме того, цветовая маркировка применяется для обозначения самих патронов.

Выстрел из 26 мм сигнального пистолета не способен нести большой горючий заряд, поэтому наиболее эффективным способом сделать сигнал более яркий является хороший известный прием в пиротехнике – «звездочка». Такой заряд с горючими материалами уложенных так, чтобы при горении они разлетелись по разным сторонам. Армейская ракетница комплектуется красным, белым, желтыми и зелеными патронами.

Утилизация космического мусора

Говорить о том, что космический мусор станет серьезной проблемой, начали еще в 1960-е годы, на заре освоения космоса. Но до сих пор не придумали реальной возможности массово удалять мусор с околоземных орбит. «Существуют программы по удалению космического мусора, но они единичные и не решают проблему. Удалить можно только крупный мусор, то есть более 20 см, с объектами менее 10 см возникают большие сложности», — говорит Бахтигараев из Института астрономии РАН.

Зеленая экономика

Съедобная упаковка и солнечный парус: новинки космических эко-технологий

Так как существующие технологии не способны избавить космос от мусора, то космические агентства начали уделять внимание профилактике. Для новых аппаратов предъявляют стандарты, например, на борту космических аппаратов закладывают ресурс, чтобы они могли уходить от столкновений с мусором. Также их снабжают броней, которая защищает космического мусора, но только от мелкого

Также их снабжают броней, которая защищает космического мусора, но только от мелкого.

На сегодняшний день работающей технологией по утилизации космического мусора является увод старых спутников на соседние орбиты. Это можно сделать с помощью аппаратов-захватчиков, которые буксируют мусор на орбиты для захоронения. Также отработанные спутники могут сами уходить со своих мест на остатках топлива. Но массово эти методы не применяются.

Считается, что космический мусор не падает на Землю, но это не совсем так. Для отработанных крупных спутников и грузовых кораблей на Земле в Тихом океане существует свое кладбище, где их затапливают, так как они не сгорают в атмосфере. Это место расположено в южной части Тихого океана около точки Немо, самого удаленного от суши места на Земле. Над этим местом запрещено летать и проплывать кораблям. Так проблема космического мусора превращается в проблему земного мусора. С 1971 по 2016 года там захоронили минимум 260 аппаратов.

Сейчас перед астрофизиками стоит задача, как избавиться от мусора на геостационарной орбите или поясе Кларка. Она находится непосредственно над экватором Земли на расстоянии 35 786 км. Эта орбита очень привлекательна для запуска спутников, так как на ней летательные аппараты требуют меньше топлива и охватывают значительно больше поверхности Земли, чем на других орбитах. Однако количество точек стояния спутников на геостационарной орбите ограничено — их около 180

Помимо очистки геостационарной орбиты, важное значение имеет удаление космического мусора в окрестностях МКС, так как станция является дорогостоящей и очень уязвимой

Космический мусор: карты и модели

Чтобы убедиться, что наша планета окружена мусором, не надо лететь в космос. Ученые смоделировали то, как выглядят околоземные орбиты. Один из таких сайтов — «Гид в мире космоса». Карта показывает соотношение работающих спутников к тем, которые уже стали мусором.

Видео от Европейского космического агентства демонстрирует, насколько много мусора находится вокруг Земли. В начале модель показывает обломки больше 1 м, а в самом конце — количество космических объектов от 1 мм:

Ракеты — главное дело государства

Этот день был выбран не случайно. Накануне, и об этом стало известно советской разведке, на американском полигоне военным и ученым США удалось-таки запустить одну из доставшихся им трофейных ракет «Фау-2». Что означало это событие для Советского Союза, понять нетрудно: Америка демонстрировала опережающие темпы исследований не только в сфере атомного оружия, но и в сфере реактивного, которое уже стали рассматривать как средство доставки ядерных боеприпасов.

Так что докладной записке Берия сотоварищи было обеспечено повышенное внимание. Тем более, начиналась она с откровенной констатации явного отставания СССР от Германии в вопросах развития реактивного и ракетного вооружения и явно опережающих темпов, которыми Америка и Англия ведут освоение доставшихся им немецких технологий в этой сфере…

Спустя двенадцать дней, 29 апреля 1946 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин собрал у себя специальное совещание, посвященное обсуждению вопросов, которые затрагивала та самая докладная записка

По итогам этой встречи 13 мая и появилось на свет правительственное постановление «Вопросы реактивного вооружения», которое на несколько десятков лет вперед предопределило направление и условия развития отечественной ракетно-космической отрасли и всего, что связано с ракетным вооружением

Спустя двенадцать дней, 29 апреля 1946 года председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин собрал у себя специальное совещание, посвященное обсуждению вопросов, которые затрагивала та самая докладная записка. По итогам этой встречи 13 мая и появилось на свет правительственное постановление «Вопросы реактивного вооружения», которое на несколько десятков лет вперед предопределило направление и условия развития отечественной ракетно-космической отрасли и всего, что связано с ракетным вооружением.

Первым пунктом постановления предусматривалось создание при Совете министров СССР Специального комитета по реактивной технике под руководством Георгия Маленкова. Этот комитет должен был наблюдать за развитием научно-исследовательских, конструкторских и практических работ по реактивному вооружению и представлять на утверждение Сталину планы и программы развития таких работ. Этот же комитет контролировал все задания Совмина, связанные с ракетной тематикой, и все работы, которые вели другие министерства и ведомства.

Примечательно, что первоочередной задачей, которую предстояло решить советским ученым и инженерам, стало «воспроизведение с применением отечественных материалов ракет типа ФАУ-2 (дальнобойной управляемой ракеты) и Вассерфаль (зенитной управляемой ракеты)». Кроме того, постановление требовало создать в министерствах и ведомствах специальные управления по реактивной технике и предусматривало организацию нескольких НИИ и полигонов, которые сегодня являются ведущими в сфере ракетных вооружений. Так, именно этот документ положил начало КБ-88 Сергея Королева: оно создавалось на базе завода с тем же номером. Обозначен и государственный Центральный полигон реактивной техники «для всех министерств, занимающихся реактивным вооружением» — легендарный Государственный центральный межвидовой полигон (ГЦМП) Министерства обороны «Капустин яр».

Заканчивалось постановление короткой фразой, которая определила отношение к ракетной тематике на полвека: «Считать работы по развитию реактивной техники важнейшей государственной задачей и обязать все министерства и организации выполнять задания по реактивной технике как первоочередные». Это были не пустые слова: именно так ко всему, что связано с ракетным вооружением и космосом, безусловно, относились в Советском Союзе. И продолжают относиться в нынешней России, поскольку без сохранения и развития отечественной ракетно-космической отрасли безопасность нашей страны давным-давно была бы поставлена под угрозу.

Научно-физическое описание процесса

Во время полета ракеты из горизонтального полета в вертикальный происходит изменение ее скорости и направления движения. Это связано с изменением воздействующих на ракету сил, таких как гравитационная, сопротивление воздуха, аэродинамические силы.

Однако, само горение топлива в ракете не имеет принципиального значения для ее движения в атмосфере. Движение ракеты обусловлено принципом действия и противодействия, известным как закон Ньютона.

Ракетный двигатель выделяет из своих сопел газы со скоростью, которая превышает скорость звука в воздухе. В результате этого происходит образование ударной волны за ракетой. Эта волна, в свою очередь, взаимодействует с воздухом и вызывает силу, направленную против движения ракеты.

Таким образом, главными факторами, влияющими на движение ракеты в атмосфере, являются закон Ньютона и силы сопротивления воздуха, а не просто горение топлива в ее двигателе.

  • Закон Ньютона: Действие и противодействие равны по величине и противоположны по направлению.
  • Силы сопротивления воздуха: Фактор, влияющий на движение тела в воздухе, определяется формой, скоростью и вязкостью воздуха.
  • Ударная волна: Явление, возникающее в результате движения твердого тела со сверхзвуковой скоростью, когда скорость движения превышает скорость звука.

Таким образом, главными параметрами, важными для полета и движения ракеты, являются сила, направленная вниз, и мощность двигателя.

Инструкции

Предупреждение о безопасности:

  • Запускайте ракету только под присмотром взрослых.
  • Запускайте ракету только в хорошо проветриваемом помещении или на улице.
  • Никогда не запускайте ракету на открытом воздухе при высокой пожарной опасности.
  • Направляйте ракетную установку подальше от людей и домашних животных. Ожидайте, что ракеты пролетят несколько метров.
  • Держите поблизости воду или огнетушитель наготове.
  • Все должны носить защитные очки, включая зрителей.

Возьмите коробчатую пусковую установку, шампур и ракету.
Как вы думаете, что произойдет, если нагреть кончик этой ракеты?

Поместите пусковую установку с ракетой внутри отверстия на поверхность, безопасную для капель воска.
Направьте ракету так, чтобы у нее было достаточно места для полета, и направьте ее подальше от людей и домашних животных. Наденьте защитные очки и попросите зрителей тоже их надеть.
Сделайте небольшую платформу для установки свечи. Когда свеча будет зажжена, ее пламя должно достичь верхушки ракеты. Вы также можете использовать универсальную зажигалку, чтобы нагреть кончик ракеты.
Зажгите свечу и подождите около минуты.
Что происходит? Как вы думаете, почему это происходит?

Если ракета не запустилась, попробуйте сделать следующее:
Если из наконечника вашей ракеты появился дым, значит, наконечник был запечатан недостаточно плотно. Сделайте новую ракету и убедитесь, что верхушка плотно закрыта.
Дав ракете остыть, проверьте, не застряла ли она на шпажке. Если да, сделайте новую ракету, но накрутите ее на шпажку не так плотно.
Если дым постепенно выходит из нижней части ракеты, сделайте новую ракету, но сверните ее немного плотнее, чтобы было меньше места для выхода дыма.

Замените коробчатую пусковую установку на пусковую установку со скрепками и, если она еще не заряжена, зарядите ее ракетой.
Как вы думаете, что произойдет, если нагреть наконечник этой ракеты?

Повторите шаги 2-5, используя пусковую установку со скрепками.
Что произойдет? Как вы думаете, почему это происходит?

Если ракета все еще находится на пусковой установке, переверните пусковую установку, чтобы она соскочила. Не трогайте ракету, она будет горячей.
Установите третью ракету на пусковую установку со скрепками

Осторожно ущипните или скрутите нижний конец ракеты, чтобы он стал чуть шире скрепки. Не нажимайте и не крутите слишком сильно, так как ракета должна легко соскользнуть с пусковой установки.
Повторите шаги 2-5.
Что происходит? Как вы думаете, почему это происходит?

Если ракета не запустилась, попробуйте сделать следующее:
Если из наконечника ракеты появился дым, значит, наконечник был запечатан недостаточно плотно

Сделайте новую ракету и убедитесь, что верхушка плотно закрыта.
Дав ракете остыть, проверьте, не застряла ли она на скрепке. Если да, сделайте новую ракету и очень аккуратно прижмите ее. Проверьте, легко ли она скользит по скрепке, но не соскальзывайте с нее, так как ее будет трудно прикрепить обратно.
Если из нижней части ракеты постепенно выходит дым, сделайте новую ракету, но прижмите или скрутите нижнюю часть ракеты немного плотнее, чтобы дыму было меньше места для выхода.
Попробуйте запустить новую ракету из пусковой установки со скрепками, снова выполнив шаги 2-5.

Ракеты не запускаются, если дым может постепенно выходить из верхней или нижней части ракеты.
Почему это так? Откуда берется сила, запускающая ракеты?

Сделайте больше ракет и повторите эксперимент.
Можно ли воспроизвести ваши результаты? Можете ли вы объяснить свои результаты?

Как закрепить знания

Чтобы ребенок запомнил все услышанное, задайте ему несколько вопросов: что ты знаешь о космических ракетах, как они летают, почему они такие большие? Выслушайте ответы детей, поправьте, если они что-то напутали. Похвалите за хорошие познания.

Детям будет очень интересно самим нарисовать корабль в космосе, поэтому творческое задание — лучшее закрепление знаний, полученных из вашего сообщения. Объяснить детям принцип работы звездолетов и других видов транспорта будет проще, если они стараются изучить вопрос самостоятельно. По этой причине следует заинтересовать их, попросив детей объяснить их собственные ответы.

Фото: pixabay.com. 

Что такое ракета?

Ракета – это устройство, которое предназначено для движения в космическом пространстве, а также для доставки грузов на большие расстояния. Она работает на основе законов динамики, где реактивная сила выталкивает продукты сгорания и создает тягу, которая приводит к движению.

Ракеты делаются из легких материалов, таких как алюминий и композиты, чтобы уменьшить вес и предоставить максимальный объем для грузов. В зависимости от цели, для которой предназначена ракета, ее конструкция может отличаться.

Существует множество типов ракет, включая космические, баллистические, крылатые, ракеты-носители и многие другие. Каждый тип имеет свои уникальные особенности и применяется для своих целей.

Космические ракеты могут доставлять грузы на орбиту Земли, а также проводить космические миссии, исследовать другие планеты и совершать полеты на Луну и Марс.

Баллистические ракеты, например, могут использоваться в военных целях для доставки ядерных боеприпасов или боеголовок на большие расстояния.

Ракеты-носители способны доставлять на орбиту спутники и телескопы, а также другие космические аппараты для научных и коммерческих целей.

В целом, ракеты – это важные технологии для исследования космоса, транспортировке грузов и исполнения многих других задач.

Космос становится ближе

С окончанием «холодной войны» появилось много «конверсионных» проектов, в которых роль космодрома могут играть мобильные наземные комплексы, подводные лодки и самолеты. На базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М «Тополь» прорабатывался проект носителя «Старт». Основой носителей «Высота» и «Волна» послужили ракеты, размещаемые на подводных лодках. Они испытывались в 90-х годах.

Постоянно «витают в воздухе» проекты старта ракет-носителей с самолетов. Американцы уже выводили на орбиту спутники 18-тонной ракетой «Пегас», запускаемой с бомбардировщика В-52. В России есть серия космических проектов на основе тяжелого транспортного самолета «Мрия», ракета «Штиль», которую предлагается запускать с Ту-160, а также проект «Ориль» на основе Ан-124. В начале этого года правительство Казахстана подписало с московским Институтом теплотехники (одним из ведущих разработчиков баллистических ракет) соглашение по проекту «Ишим». В нем запуск легких ракет-носителей планируется производить с самолета «07» — модификации перехватчика МиГ-31М под противоспутниковую ракету.

От государственных проектов воздушных стартов не отстают и «частники». В октябре 2004 года известнейший авиаконструктор Берт Рутан победил в конкурсе Ansari X-Prize и выиграл 10 миллионов доларов. Этот приз был обещан еще в 1996 году создателям негосударственного аппарата, который в течение двух недель выполнит два полета с тремя пассажирами (или весовыми макетами) на высоту более 100 км, которая по правилам NASA считается космической. Поскольку первая ступень космоплана SpaceShipOne взлетает по-самолетному, то и облик космодрома, предназначенного для обслуживания таких кораблей, будет ближе к обычному аэродрому, чем к Байконуру и Космическому центру им. Кеннеди. Но даже при вертикальном старте и приземлении космопорт для маленького носителя окажется гораздо проще и дешевле, чем государственные «монстры». В настоящее время о планах создания частных космодромов объявили американские компании Blue Origin и Space Adventures (последняя занимается космическим туризмом в сотрудничестве с «Роскосмосом»), а также британская Virgin Galactic. Ожидается, что первые частные космодромы начнут отправку пассажиров уже через 3—4 года.

Тем не менее подобные туристические полеты не отобьют клиентов у «больших» космодромов. В будущее они могут смотреть вполне уверенно, хотя и без особых восторгов. В настоящее время бум космических пусков прошел. Достаточно сказать, что если в 1998 году был запущен 81 космический аппарат, в 2002 году — 65, то в 2005 году — только 55. В основном это связано с миниатюризацией коммерческих спутников, что позволяет осуществлять «пакетные» запуски. Например, потерпевшая аварию летом ракета-носитель «Днепр» несла целых 18 (!) космических аппаратов.

Перспективы рыночной ниши малых спутников эксперты оценивают более оптимистично. И вот здесь легкие, мобильные и недорогие средства вывода на орбиту могут составить конкуренцию «традиционным» космодромам. Впрочем, тяжелые космические аппараты, как коммерческие, так и «государственные», все равно останутся в портфеле космических агентств. Кроме того, существующие и перспективные программы совершенствования ракетного оружия тоже позволят космодромам всего мира существовать вполне благополучно.

Если же говорить о дальних перспективах, то фантастика остается фантастикой. Так и не сошли с ее страниц проекты космодромов на орбите и на Луне. Образцом пока несбыточной фантазии считается «космический лифт», описанный Артуром Кларком в романе «Фонтаны рая». Правда, автором идеи является наш соотечественник Юрий Арцутанов, к которому корифей мировой фантастики даже приезжал на консультацию. Космическая экспансия человечества переживает некоторую «паузу». Однако если будут реализованы планы полета на Марс, если начнется реальное освоение Луны, то, возможно, эти проекты все же воплотятся в жизнь в обозримом будущем.

А пока на космодромах всей планеты регулярно на разных языках звучат слова «Ключ на старт!»

Алексей Захаров

Запуски ракет: статистика

В целом с начала 20 века активность на космодромах мира существенно упала. Если сравнивать двух лидеров в этой отрасли – Россию и США, то последние каждый год производят намного меньше запусков, по сравнению с первой страной. В период с 2004 по 2010 год с космодрома Америки было запущено 102 ракеты, которые успешно справились с поставленными задачами. К тому же, было 5 неудачных запусков. В России успешно завершилось 166 стартов, а 8 закончились аварией.

Среди числа неудачных запусков аппаратов особо заметными являются аварии «Протон-М». С 2010 по 2014 год в результате таких неудач были потеряны не только амии ракеты-носители, но и несколько спутников и даже один иностранный аппарат. Конечно же, подобная ситуация с одной из самых мощных ракет-носителей не могла остаться без внимания: были уволены чиновники, а также причастные к возникновению таки неудач. Кроме того, начали создаваться проекты по совершенствованию космической индустрии России.

Сегодня, как и 50 лет назад, человек не менее заинтересован в освоении космоса. Современный этап отличается возможностью плодотворного международного сотрудничества, что эффективно реализуется в проекте МКС. Но многие моменты нуждаются в доработки, пересмотра или модернизации. Хочется верить, что с использованием новых технологий и знаний статистика запусков в будущем будет более радужной.  

Объект особого хранения

Что же нужно, чтобы космодром действовал? Обычно в кинохронике видна только ракета, уходящая ввысь на столбе огня. Помимо нее на Земле мелькнут еще остающиеся решетчатые фермы непонятного назначения, и, пожалуй, это все, что видят неспециалисты. Для того чтобы понять, как работает космодром, попробуем проследить путь космического аппарата до отправки на орбиту.

Изготовленные на заводах ступени ракеты и космический аппарат по агрегатам доставляют на космодром. Там все компоненты проходят приемочные испытания на специальном оборудовании и поступают на хранение, для чего на космодроме предусмотрены складские помещения. Подготовка к запуску начинается в монтажно-испытательном корпусе с соединения ступеней ракеты-носителя, после чего к ее верхушке крепят космический аппарат и закрывают обтекателем. Примечательно, что российские специалисты производят сборку ракет-носителей в горизонтальном положении. А вот на Западе ракету собирают «стоймя». Это различие — традиционное и вызвано в основном климатом. В благодатной Флориде сборку ракеты-носителя вели непосредственно на месте старта. В степях Капустина Яра, где был построен первый советский ракетный полигон, и на Байконуре вести такую работу на открытом воздухе, особенно зимой и при сильных ветрах, было затруднительно. И для снижения ветровых нагрузок ракету собирали в горизонтальном положении.

При сборке все компоненты ракетно-космической системы подвергаются новой тщательной проверке — сначала по отдельности, а потом в комплексе. Вот теперь можно ехать на старт. Для этого на космодроме предусмотрена соответствующая транспортная инфраструктура. На Байконуре перевозки ведут по железнодорожным путям со скоростью до 5 км/ч — не быстрее пешехода. Это позволяет защитить от возможных сотрясений и ударов нежную «начинку» ракеты и космического аппарата. В Космическом же центре им. Кеннеди используют многоколесные платформы, которые мощные тягачи тянут по дорогам, схожим с автомобильными, но способным выдерживать куда большую нагрузку. Особые требования предъявляются и к качеству поверхности дороги. Ведь стоящая «свечой» ракета обладает сравнительно небольшим запасом устойчивости. Скорость перемещения платформы здесь примерно такая же, как и на российском космодроме. А космические челноки «шаттлы» вывозятся на стартовую позицию даже медленнее — специальный мощный гусеничный транспортер движется с совсем уж черепашьей скоростью — около 1 км/ч.

Тут надо сделать важную оговорку. В нашем рассказе мы рассматриваем подготовку к старту серийной ракеты-носителя. Но ведь на космодроме проводят также отработку новых, часто уникальных, боевых и космических ракетных систем. Естественно, новая ракета проходит более широкий спектр испытаний. Для их проведения в космодромном хозяйстве имеются многочисленные и разнообразные стенды. Ракету и ее компоненты нагревают и охлаждают, в баки подают высокое давление (этот процесс называется опрессовкой), конструкцию «трясут» на вибростенде, специальные приспособления имитируют нагрузки, которые ракета испытывает в полете, на комплексных стендах моделируют различные отказы, разрабатывая методики борьбы с ними, — всего и не перечислишь. Фактически для каждого типа ракет здесь приходится иметь отдельный комплекс сооружений, причем располагаться они должны достаточно далеко друг от друга, чтобы в случае аварии на одном не были повреждены другие. Это еще один ответ на вопрос, почему космодромы занимают такие большие территории.

Как была обнаружена космическая пыль

Хотя мы убедились, что космический вакуум не так пуст, как об этом считает обыватель, мы все же не можем не отметить, что и “наполненным” его назвать можно с трудом. Водород, кальций, железо – все это есть в космической среде, однако в таких количествах, что без точного оборудования бесполезно и пытаться искать.

Чего удивляться тому факту, что аж до 1930 года большинство ученых было убеждено в том, что в пространстве между звездами, вообще нет никакой среды, которая бы вызывала заметное поглощение звездного света. Поэтому при определении расстояния до какой-либо звезды пользовались известным законом ослабления блеска источника света пропорционально квадрату расстояния до него. Однако, поступая таким образом, ученые совершали ужасную ошибку.

Дело в том, что это положение, справедливое в случае совершенно прозрачного пространства, оказывается неправильным в случае наличия поглощающей среды. А на то, что пространство между звездами не вполне прозрачно, указывал еще сто лет назад выдающийся русский ученый Василий Яковлевич Струве, однако его идеи современниками оценены не были.

Облако космической пыли

К счастью, в начале 1930-х г.г., правота ученого была доказана. Космос теперь уже никто не называл совершенно прозрачной пустотой, а виной искажений не принимаемых в расчет учеными прошлого стало ни что иное, как космическая пыль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: