Что такое скипетр и какое значение несет в россии

Скипетр российской. скипетр и держава - значение символики. костяной трон. царские регалии

Регалии Бориса Годунова

Скипетр и держава — творения западноевропейских украшений позднего Возрождения . Кстати, эмали в технике рельефа еще не были известны русским ювелирам того времени. Есть основания считать, что скипетр и держава принадлежат к набору даров, принесенных царю Борису Годунову в 1604 году Великим посольством Рудольфа II , императора Великой Римской империи . Скипетр и держава, чудом уцелевшие в Смутное время , должны были быть использованы в 1613 году при коронации Михаила Федоровича , первого царя из династии Романовых . Ведь в дальнейшем на протяжении всего царствования Михаила Федоровича они были уникальными в своем роде регалиями и входили в так называемый комплекс особо ценных регалий «Большой комплект» (драгоценные царские облачения). Позже «Большой комплект», в который, кроме государственных регалий, входил комплект доспехов, сопровождавший царя в шествиях, например, в военных ротах и на охоте.

  • Скипетр Золотой скипетр изящен и пропорционален, с богатым и изящным орнаментом. Головы херувимов, цветы и гроздья фруктов, подвешенные на ленточках, — все это уникальная композиция с ритмичным размером. У этого древнего скипетра 1 изумруд , 20 бриллиантов и несколько других драгоценных камней.
  • Сфера Огромный золотой шар увенчан крестом. Пояса в верхнем полушарии разделяют его на четыре части, каждая со сценой из Ветхого Завета из жизни царя Давида : «Хросмация царя Давида пророком Самуилом », «Давид овладевает Голиафом », «Возвращение домой с победой», «Преследование со стороны Саул ». Сверкающие драгоценные камни, зеленые изумруды, красные рубины и синие сапфиры окружают эмалевый орнамент. Сфера украшена 58 бриллиантами, 89 рубинами и турмалинами, 23 сапфирами, 51 изумрудом и 37 жемчугом. За исключением 4 эмалей, весь шар, включая крест, тщательно инкрустирован различными драгоценными камнями.

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

Историко-тематическая справка

Серия: Алмазный фонд России

Алмазный фонд России

Каталожный номер: 5111-0342

Алмазный фонд Российской Федерации – собрание произведений ювелирного
искусства ХVIII-ХХ веков, редких драгоценных камней, самородков золота и
платины, представляющих большое историческое и научное значение, огромную
материальную ценность. Выставка Алмазного фонда расположена на территории
Московского Кремля и находится в ведении Гохрана России.

Формирование коллекции началось в первой половине XVII столетия, когда Петр I
решил создать государственное хранилище ценностей, к которым в первую очередь
относились коронационные регалии. Согласно утвержденному в 1719 году императором
регламенту Камер-коллегии ценные и значимые предметы обособлялись «как
принадлежащие государству вещи» и хранились в рентерее (казне) – сундуке за
тремя замками. Только по воле государя должностные лица, собравшись вместе,
могли достать драгоценные предметы и предъявить их царскому двору для
торжественных церемониалов. На протяжении всего правления дома Романовых
сокровищница пополнялась драгоценностями. В пятидесятые годы ХХ века собрание
пополнилось рядом крупных отечественных алмазов и работами современных ювелиров.

К уникальным экспонатам Алмазного фонда относятся семь всемирно известных
драгоценных камней. Это три алмаза и четыре самоцвета с богатой и необычной
историей. Самый крупный и знаменитый из них – бриллиант «Орлов», украсивший в
1774 году скипетр        Екатерины II. Гладко отшлифованная золотая поверхность
скипетра перехвачена бриллиантовыми ободками, ручка прочеканена каннелюрами
(вертикальными желобками), усиливающими игру светотени. Скипетр завершает литой
золотой двуглавый орел – герб Российской империи, украшенный черной эмалью и
бриллиантами. Драгоценный камень, украшающий скипетр, был найден в Индии в конце
ХVII – начале ХVIII века, после обработки масса камня составила 189,62 карата.
Бриллиант был приобретен в Амстердаме у персидского торговца придворным ювелиром
И. Лазаревым. По одной из версий, камень был выкуплен у Лазарева графом Г.Г.
Орловым и в 1773 году преподнесен Екатерине II.

Для коронации императрицы Екатерины II в 1762 году придворным ювелиром
Георгом Фридрихом Экартом и мастером Иеремией Позье была создана Большая
императорская корона. Корону Российской империи украшают 4936 бриллиантов и
самый известный из драгоценных камней короны – шпинель насыщенного рубинового
цвета массой 398,72 карата. Камень был приобретен в 1676 году у китайского
императора Канси. Знаменитая ювелирная вставка первоначально украшала
императорский головной убор Елизаветы Петровны. Долгое время драгоценный камень
принимали за огромный рубин, и только в конце прошлого столетия геммологи
доказали, что камень является шпинелью.

В коллекции Алмазного фонда хранится держава, также выполненная для коронации
Екатерины II придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом ‑ гладко
отполированный золотой шар, опоясанный бриллиантовыми поясками. Венчает державу
цейлонский сапфир под крестом массой 195 карат.

Помимо символов императорской власти, в музее представлены знаки орденов
Российской империи, которые выполнялись специально для награждения членов
императорского дома. Высшим орденом России до 1917 года был Орден Святого
апостола Андрея Первозванного, учрежденный Петром I в конце XVII века. Знак
Ордена имеет вид косого креста голубого цвета с изображением фигуры распятого
Святого Андрея, первого из последователей учения Христа. Сам крест помещен на
изображение герба Российского государства – двуглавого орла под императорской
короной с навершием в виде прямого креста.

Источники информации: http://www.almaz.net,  http://www.gokhran.ru

Герб РФ на документах

Приемлемыми остаются изображения, где отсутствует рамка в виде щита, а также монохромные и тонированные (с использованием одного оттенка) вариации. Если на бланке нужно разместить герб России на одной линии с городскими эмблемами, официальный государственный символ располагается:

  • в центре, если символов — нечётное количество;
  • с левой стороны, первым при наличии двух изображений;
  • левее центрального положения, если количество эмблем — нечётное (вторым в ряду из четырёх знаков).

Государственный герб России имеет схожие черты с рисунком, ставшим основой для герба Москвы. Однако возможная путаница в деталях — недопустима, так как является прямым нарушением соответствующего закона, где тщательно прописано описание каждой составляющей части.

Герб Москвы

Отличительные нюансы герба РФ:

  • Всадник в развевающемся плаще синего цвета с разящим копьём в руке является абстрактным, собирательным символом, который недопустимо идентифицировать с конкретной личностью, в частности, С Георгием Победоносцем. Последний причислен к лику святых, а значит, его изображение должно содержать символ святости (нимб). У воина на гербе страны этого нет.
  • Конь опирается на три ноги, а одну переднюю — держит в поднятом положении, неприемлемо изображение скачущего коня, у которого только две задние ноги касаются земли (как на геральдическом опознавательном знаке Москвы), нарушением является и «разворот» коня и всадника в другую сторону.
  • Поверженный дракон перевёрнут на спину, на столичной эмблеме (герб можно отнести к соответствующему подвиду) он изображается стоящим на 4-х лапах и головой, повёрнутой к наезднику.

В законе «О Государственном гербе Российской Федерации», вошедшем в Конституцию, содержится детальное описание элементов рисунка. Пояснения исключают неверную визуальную трактовку, намеренное или случайное смысловое искажение.

Скипетр Большого Наряда

Первым коронационным скипетром был скипетр Большого наряда или Мономаха. Данная регалия, впервые использованная при коронации последнего из рода Рюриковичей – Федора Ивановича в 1584 году. Скипетр использовали при пяти коронациях, и последний раз во времена правления Ивана V Алексеевича. Предположительно в России скипетр появился в XI веке как подарок Владимиру Мономаху. Золотой скипетр богато декорирован европейскими мастерами, эмалирован, украшен драгоценными камнями и сюжетными рельефными композициями. Рукоять скипетра разделена на три большие части, каждая из которых завершается сильно декорированным поясом. Каждая часть рукояти декорирована в собственном оформлении, но наиболее насыщена оформлением средняя часть, оформленная элементами позднего Возрождения, и украшенная растительным рельефным орнаментом, сюжетными сценами и мелкофигурной композицией. Две другие – орнаментированы продольными желобками с эмалью и самоцветами.

В украшении скипетра использованы рубины, изумруды, сапфиры, алмазы и жемчуг. Навершие состоит из волютообразного пьедестала, на котором размещены три фигурки орлов, над которыми корона и крупный полированный изумруд с жемчужным завершением. Несмотря на обилие деталей, тело скипетра выглядит гармонично и изысканно. Ритм композиции полностью соответствует орнаментам позднего европейского Возрождения.

Бармы

На фото: Бармы царя Алексея Михайловича.

Бармы — украшения в виде золотого ожерелья с круглыми подвесками или воротника, украшенного золотом, драгоценными камнями и эмалью с религиозными сюжетами.

Первое летописное упоминание о золотом оплечье, которое носят русские князья, датировано 1216 годом. Слово «священные бармы» появляется в русской хронике 14 века. А с 15 века эти драгоценные украшения становятся постоянным атрибутом коронации русских царей.

Бармы, которые надел на венчании царь Алексей, прозванный Тишайшим — это семь крупных медальонов, закреплённых на атласном воротнике. Медальоны сделаны из золота, в центре — крупные эмалевые миниатюры с евангельскими сюжетами, обрамленные ажурной золотой оправой. 248 алмазов и 500 других драгоценных камней украшают царские оплечья. 

На фото: Бармы 12 века, найденные в раскопках древней Рязани.

Старейшие золотые бармы, дошедшие до наших дней, найдены на раскопках в Рязани. Ожерелье 12 века поражает тонкостью ювелирной работы и красотой эмали. Царские регалии принадлежали, скорее всего, великому князю Рязани. Хан Батый сжег Рязань в 13 веке и бармы пропали, но спустя 600 лет были найдены археологами и возвращены в казну.

Царские бармы выставлены в Оружейной палате, в Кремле.

Золотые символы власти подчеркивали величие и благосостояние Российского государства, хранились под стражей в кремлёвской казне и использовались по особо торжественным случаям.

Власть Хозяйки Медной горы

В распоряжении Малахитницы находятся все богатства, скрытые в земных недрах. Она же сама решает, как поступить с ними. Ни одна разработка не станет успешной, пока на то свою воли не выявит Хозяйка Медной горы.

Более того, если Каменная девка будет недовольна, она может переместить сокровища. Например, “увести” ценные минералы в другую сторону от места разработки. В таких делах ей помогают ящерицы и кошка с огненными ушами, которая, как гласят уральские предания, ходит под землёй.

У Хозяйки Медной горы есть свой дворец с бескрайними владениями. Невероятную красоту в нём создают шедевры из камней. Малахитница знает обо всех тайнах искусства обработки камня. С радостью она делится ими с талантливыми мастерами, желающими обучиться такому ремеслу.

Вот только тот, кто решил отправиться к Хозяйке Медной горы, редко возвращается на поверхность земли. Погружаясь в работу в волшебном подземной царстве камней, они забывают о мире людей. Такова плата за великое искусство, что они постигают во владениях Малахитницы.

Образ Хозяйки Медной горы настолько таинственный, что до сих пор учёные не могут ответить однозначно: кто же она такая? Кто-то связывает её с Матерью-Землёй, другие считают, что она ближе к миру нечисти и мертвецов. А есть предположение о том, что Малахитница могла стать искажённым образом самой богини любви и красоты Венеры, чей культ был распространён у многих народов.

Литературовед Н.Липовецкий отмечал, что в образе Хозяйки Медной горы сочетается эрос и танатос, а именно – женская притягательность и “инстинкт смерти”. Именно эта особенность делает её образ сходным с некоторыми женскими божествами: Исидой, Иштар, Венерой. При этом Малахитница не перестаёт удивлять своей самобытностью.

Кукла “Хозяйка Медной горы”

Хозяйка Медной горы, пожалуй, самый неординарный женский персонаж в русских сказах. В отличие от абсолютно отрицательных или положительных героев, она не принадлежит ни к одной из сторон. В ней есть добро и зло, нежность и жестокость, очарование и суровая сила властителя. Я уверена, что именно такая смесь качеств делают её поразительной и притягательной, вызывающей интерес исследователей и в наши дни.

Влияние скипетра и державы на политическую силу

Скипетр и держава – это символы власти, которые играют важную роль в политике. Их присутствие в руках правителя имеет большое значение и влияет на политическую силу человека или государства.

Скипетр – это древний атрибут власти, который представляет собой длинный жезл или трость, обычно украшенные драгоценными камнями и символизирующие верховную власть правителя. Владение скипетром свидетельствует о высоком положении и правомерности власти, а также описывает способность править и контролировать.

Держава – это государственное символическое оружие, представляющее собой длинную жезловидную палку, украшенную символическими элементами, например, орлами или львами. Она также является атрибутом монарших властителей и символизирует мощь, государственность и контроль над территориями.

Вместе с тем, наличие скипетра и державы в руках правителя повышает его авторитет и уважение со стороны подданных. Это позволяет установить ясную идентификацию власти и создать эффект легитимности режима. В древние времена эти символы укрепляли монополию на власть и служили инструментом поддержания порядка.

Кроме того, скипетр и держава также имеют практическую значимость. Они помогают правителю выполнять керемониальные функции и проводить церемонии коронации, вручения наград и подписание законов. Таким образом, эти символы не только символизируют власть, но и помогают управлять ею.

Наконец, скипетр и держава могут влиять на восприятие политической силы правителя или государства как у собственных граждан, так и внешних субъектов. Наличие этих символов значительно усиливает визуальное представление о власти и уровне авторитетности, что может повысить доверие к правительству и привлечь поддержку со стороны других государств или нации.

В целом, скипетр и держава играют важную роль в политической силе, помогая установить и подтвердить власть правителя или государства, а также повышая его авторитет и уважение со стороны подданных и международного сообщества.

Скипетр и держава

Скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости;  наряду с короной одна из древнейших инсигний самодержавной власти.  В русской истории скипетр явился преемником царского посоха – повседневного, а не парадного символа власти царей  и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги.  В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел  в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича.  Эта подаваемая в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия инсигния  власти тогда же вошла в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия».

В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя.  Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича. Держава — символ монархической власти (например, в России — золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского «държа» — власть.Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом.Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава – женского.Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом.Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой.  Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти  ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием.  Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».Иконописным праобразом державы являются  зерцала  архангелов Михаила и Гавриила – как правило, золотые диски с инициалами Иисуса Христа или поясным изображением Эммануила (Христа Отрока).  Такое зерцало, а вслед за ним и державное яблоко, символизирует Царство Небесное, власть над которым принадлежит Иисусу Христу и через обряд миропомазания отчасти «делегируется» православному царю.  Тот обязан привести свой народ на последнюю битву с Антихристом и победить его воинство.

  • < Назад
  • Вперёд >

Атрибуты верховной власти: версия ордынской шапки Мономаха

Более обоснованной выглядит версия восточного (ордынского) происхождения шапки Мономаха. Специалисты датируют ее временем, не ранее XIII, а еще более вероятно – XIV столетия. Возможно это был дар ордынского царя Узбека Юрию Данииловичу, либо Ивану Калите. По-видимому, этот дар был высоко оценен в Москве, так как, в отличие от ханского ярлыка или пайцзы, корона, увенчанная крестом, была знаком верховной власти православного государя. Она воспринималась как символ не столько подчиненности в настоящем, сколько как символ освобождения и государственного суверенитета Москвы в будущем.

Споттед-Лейк (Канада)

Озеро с разноцветными пятнами. /Фото: mytrevelnews.ru, picuki.com

Ещё одно место, где концентрация определённых химических соединений обуславливает появление неземного пейзажа находится в Канаде. Только в месте, известном как «Пятнистое озеро» расположилась высочайшая на планете концентрация сульфата магния. Ещё там можно найти кальций, натрий, титан и даже серебро. В теплое время года, когда вода испаряется, на поверхности остаются минералы, которые и образуют причудливые разноцветные пятна, похожие на кратеры незаселённых планет. Причем цвет этих пятен может быть разный — синий, жёлтый, зелёный или земляной.

В какой руке держать скипетр и державу: обычаи и традиции

В разных государствах, а также в разное время, хранятся свои традиции относительно того, в какой руке следует держать скипетр и державу.

Например, в России, согласно традиции, скипетр держится в правой руке, то есть руке власти, тогда как держава – в левой. Таким образом, обе части ряда должны смотреть друг на друга, что символизирует единство и гармонию государственной власти.

В некоторых других государствах, таких как Великобритания, наоборот, скипетр держится в левой руке, а держава – в правой. Эта традиция возникла еще в Средневековье, когда правши, которыми было большинство, считали левую руку менее благородной и использовали ее для нечестных дел.

Несмотря на то, что в современном мире нет единой точки зрения относительно того, как правильно держать скипетр и державу, традиции, складывшиеся за долгие годы, продолжают сохраняться и передаваться из поколения в поколение.

Другие ценные экспонаты

Большая часть редких экспонатов собрана во времена правления царей. Над созданием многих изделий работали лучшие ювелиры Европы и России.

Корона Российской империи

Изделие было изготовлено в 18 в. по специальному заказу французским ювелиром Позье и подарено императрице Екатерине Великой в честь ее коронации. После революции корону перевезли в Ирландию в виде частичной оплаты оказанной материальной помощи, в Москву она вернулась лишь в 1950 г. Полностью отлитая из золота, корона является главной ценностью Алмазного фонда и не имеет аналогов в мире. Изделие, состоящее из полусфер, содержит россыпь из 5000 бриллиантов и более 70 жемчужин, переливающихся радужным светом. Вес короны достигает 2 кг.

Корона Российской империи

Малая императорская корона

Из всех существовавших сохранилась лишь одна Малая императорская корона, которая и стала частью Алмазного фонда. Она была изготовлена в 1801 г. ювелирами Дюваль и преподнесена в дар императрице Елизавете, жене Александра Первого, во время ее коронации с мужем. Согласно слухам, корону заказала Екатерина Вторая, но закончить работу смогли только после ее кончины.

По другой версии, величественное украшение было изготовлено в 1856 г. для жены Александра Второго Марии Александровны и использовалось в последующем для коронации ее преемницы — Марии Федоровны.

Малая императорская корона

Изделие имеет серебряную основу, которую украшает множество камней — рубинов, алмазов, турмалинов. Необычный крупный турмалин темно-красного цвета располагается под венчающим корону алмазным крестом. Редкий самородок весом 100 г был привезен из Китая.

Скипетр и держава

Скипетр с двуглавым орлом — гербом Российской империи, у основания украшен дорогим алмазом. Он был изготовлен специально для императрицы Екатерины Второй. Скипетр сделан из золота и эмалированного серебра, инкрустирован драгоценными камнями, его корпус охватывает 8 бриллиантовых ободков. Длина изделия составляет около 60 см.

Держава или «Царское яблоко» является символом царской власти. Державу изготовили в 1762 г. ко дню коронации Екатерины Великой придворным ювелиром Экартом. Она была переделана во времена правления императора Павла Первого. В то время под крестом разместили красивый крупный сапфир ярко-синего цвета величиной в 200 карат. В месте пересечения бриллиантовых ободов появился крупный бриллиант. Драгоценная держава состоит из таких металлов и камней, как:

Высота царской регалии — 24 см. Длина окружности шаровидной державы — 48 см.

Прочие драгоценности

Изысканная диадема «Русская красавица» была изготовлена в 1841 г. Император Николай Первый преподнес ее своей супруге. Оригинальное украшение было потеряно, в Алмазном фонде находится его интерпретация — изделие, изготовленное в 1987 г. по сохранившимся описаниям. Точная копия состоит из 1000 бриллиантов, платины, 25 жемчужин. По форме хрупкая тиара напоминает кокошник, вес изделия — 400 г.

Сокровище фонда — крупный изумруд сочного зеленого цвета, вес которого достигает 1384 карата. Он принадлежал бразильскому государю, который подарил ценный камень герцогу Девонширскому, именем которого в дальнейшем и был назван. Плоский самородок имеет ровную прозрачную поверхность, напоминающую своей чистотой родниковую воду.

Знаменитая пряжка Елизаветы Петровны в форме банта также вошла в коллекцию фонда. Изделие, состоящее из 3 ветвей, усыпано бриллиантами индийского и бразильского происхождения. Украшают пряжку хрупкие стебли с цветками тонкой ювелирной работы. Корпус украшения изготовлен из золота и серебра.

«Эгрет» использовался в старину в качестве украшения для прически или шляпы. Изделие, изготовленное в форме фонтана, состоит из россыпи бриллиантовых снопов, которые венчают сапфиры, отливающие ярким синим цветом.

Брошь в виде большого цветочного букета состоит из благородных металлов, украшена изумрудами, алмазами и бриллиантами. Драгоценность прикреплялась к корсажу парадного платья, когда-то его носила императрица Елизавета Петровна.

Розовый турмалин — редкий по красоте камень коллекции, имеющий форму виноградной грозди, весит около 255 карат. Шведский король Густав преподнес драгоценность в качестве подарка императрице Екатерине Второй в конце 18 в.

Императорские регалии

В России императорские регалии: корона, скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит.

Короны Российской империи

Основная статья: Короны Российской империи

Главной императорской короной страны являлась Большая императорская корона, сделанная для коронации императрицы Екатерины Великой. Также в империи создавались и другие короны (см. список), некоторые из которых уцелели.

Скипетр

Бриллиант «Орлов» в скипетре

Императорский скипетр — одна из главных регалий монархов Российской империи. Скипетр был изготовлен в 1762 году для императрицы Екатерины Великой мастером Леопольдом Пфистерером, в 1774-м — дополнен бриллиантом «Орлов». После Октябрьской революции был передан в Гохран, с 1967 года вошёл в постоянную экспозицию коронных регалий Алмазного фонда в Оружейной палате.

Прочие см.: Скипетры России.

Держава

Держава императорская

Держава императорская — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти.

При подготовке к коронации Екатерины II в 1762 году обнаружилось, что старая держава Елизаветы Петровны исчезла — драгоценные камни сняты, а золото «пущено в дело». Тогда по приказу будущей императрицы придворный ювелир Георг Фридрих Экарт за две недели изготовил новую державу. Она имела вид небольшого, безукоризненно отполированного золотого шара с бриллиантовым пояском и была увенчана полуобручем с крестом.

Свой современный вид императорская держава приобрела только при императоре Павле I, в начале XIX века. Под крестом был помещён цейлонский сапфир весом 200 карат, а в центре бриллиантовых поясов — крупный бриллиант массой 46,92 карата.

Прочие см.: Державы России.

Государственный меч

Государственный меч и щит. Конец XVII в.; XVIII в.

Государственный меч Российской империи — один из овеществлённых символов императорской власти в России, отражающий право и обязанность правителя защищать своих подданных. Реально существующая на протяжении столетий единица холодного оружия. Значимый элемент, наравне с другими, формирующий понятие Исторические регалии Российского государства (Короны Российской империи, Императорский скипетр, Держава и так далее). Важный атрибут коронации всех российских императоров и императриц начиная с Елизаветы Петровны. В настоящее время — экспонат Государственной оружейной палаты.

Державный щит

Державный щит Российской империи был выбран среди других подобных экспонатов Оружейной палаты чисто как государственная регалия лишь в XVIII веке, во времена Елизаветы Петровны. Его торжественно выносили при коронациях всех последующих монархов в Успенском соборе Кремля. Некоторые авторы указывают, что щит выносился только при погребении, однако, согласно описанию коронаций русских царей щит выносили по крайней мере при коронации Александра III.

Цепь и звезда ордена Андрея Первозванного

Большая императорская цепь и звезда ордена св. Андрея Первозванного были изготовлены придворными ювелирами в 1797 году к коронации Императора Павла I. Своим актом о престолонаследии Павел I узаконил передачу императорских регалий по наследству. С этого времени бриллиантовая цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного стала возлагаться на всех последующих российских монархов, включая Николая II. Наряду с Большой Императорской короной, скипетром и державой орденская цепь и звезда вошли в число символов государственной власти в Российской Империи.

Цепь состоит из 20-ти, последовательно чередующихся звеньев трёх типов. Восемь звеньев разного размера в виде двуглавого орла, древнего символа России. Шесть звеньев напоминают о Святом Андрее, в честь которого Пётр I учредил высший орден Российской Империи. Остальные шесть изображают рыцарские трофеи и вензель из переплетённых латинских букв P.P.I. (лат. Peter Primor Imperator – Император Пётр Первый) , увенчанных императорской короной. Цепь держит знак ордена – орденский крест Андрея Первозванного . Материалы: золото, серебро, бриллианты, эмаль.

Восьмилучевая звезда состоит из серебра и рубинов. В её центре помещён медальон с изображением чёрного двуглавого орла, на груди которого красуется крест Святого Андрея (по форме напоминает «х»). Вокруг медальона золотыми буквами написан девиз ордена «За веру и верность».

Прочие регалии

Для императора Павла I были изготовлены мальтийские регалии, в т.ч. корона; также были сделаны регалии Грузинского царства; хранились в Кремле и регалии Царства Польского.

Пригород Сесеньи

На задворках испанского города Сесенья, между Мадридом и Толедо, в разгаре ажиотажного спроса на недвижимость миллиардер Франсиско Эрнандо построил огромный жилой комплекс на 13500 квартир, ставший крупнейшим в Европе из возведенных частными застройщиками.

В 2008 году Эрнандо передал более 2 тысяч квартир кредиторам проекта, но власти остановили продажи из-за отсутствия питьевой воды и разрешения на заселение зданий, не говоря уже об инфраструктуре и дорогах. В довершение всего Эрнандо был обвинен в неуплате налогов и даче взяток, в результате чего вынужден был бросить строительство и бежать в Экваториальную Гвинею.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: