Зачем в иллюминаторах самолета нужны маленькие отверстия?
Задумывались ли вы когда-нибудь об этих крошечных отверстиях в самолете? Те, кто летят в первый раз и видят подобные дырки, иногда паникуют. Но не стоит беспокоиться! Эти отверстия в окнах нужны по важным причинам.
Независимо от того, всегда ли достается в самолете место у окна, вы наверняка видели в некоторых окнах самолета необычные крошечные отверстия. Хотя в некоторых моделях самолетов они могут быть такими маленькими, что увидеть их можно, только сев у окна. Многих смущает подобная концепция расположения отверстий в иллюминаторах. Особенно учитывая то, что полет проходит, по сути, в трубе под давлением на высоте 10 000 метров, где снаружи почти нет воздуха. Но не нужно паниковать. Эти отверстия на самом деле держат всех пассажиров в безопасности.
Когда самолет взлетает и поднимается на высоту, давление воздуха падает. Внутренняя часть самолета находится под давлением, и это позволяет пассажирам дышать. Правда, это не означает, что наши тела не чувствуют изменений, например, причина, по которой внутри самолета достаточно прохладно, состоит в том, чтобы не дать некоторым чувствительным пассажирам потерять сознание. Разница в давлении воздуха внутри салона и снаружи самолета создает огромную нагрузку на сам самолет. Крошечные же отверстия в окнах самолета необходимы для выравнивания давления за счет лишнего отвода воздуха. То есть для того, чтобы уравновесить давление между салоном и тройными панелями, из которых состоят окна самолета. Внутренняя панель иллюминатора менее прочная. Она служит преимущественно для звуко- и теплоизоляции. Внешняя панель самая прочная, поскольку она испытывает колоссальные нагрузки. Средняя панель в окне служит в качестве дополнительной защиты, например на тот случай, когда внешняя часть панели стекла повредится. Есть еще одно преимущество отверстий в окнах самолета. Они защищают окна от запотевания. Разница температур внутри кабины и снаружи самолета настолько существенна, что без сливного отверстия, выпускающего влагу из воздушного зазора между панелями, окна самолета запотевали бы и замерзали. Так что будьте благодарны инженерам, которые с помощью таких вот отверстий не только сделали полет более безопасным, но и более комфортным. Ведь сами понимаете, что с заледенелыми окнами мы бы не смогли любоваться живописными видами земли.
Теперь, когда вы знаете, зачем в самолете крошечные отверстия в окнах, советуем узнать, зачем в салоне самолета над некоторыми окнами треугольные наклейки.
Конструкция иллюминатора в самолете
Но избавиться от гнетущего настроения сложно в любой ситуации. Можно попытаться отвлечь себя и начать смотреть по сторонам. Вот только заметив в своем иллюминаторе небольшое отверстие, можно не на шутку испугаться.
На самом деле все объясняется гораздо проще:
- Прошла эра однослойных стекол, которые могли выдержать лишь небольшие нагрузки.
- Сейчас практически каждый борт оборудован многослойными иллюминаторами.
- Выполнены они из пластика, а не из стекла.
- Синтезированный материал способен выдерживать гораздо более высокие нагрузки.
- Наличие нескольких слоев добавляет системе еще немного прочности.
Еще в середине прошлого века некоторые высоты были доступны только для военной авиации, гражданские самолеты предпочитали не подниматься до слишком уж больших отметок. В том числе из-за риска разгерметизации, имевшиеся на то время материалы не могли дать 100% гарантии защиты.
Но сегодня пассажиры могут не переживать за свою безопасность, а все благодаря прогрессу.
Будущее воздушных перелетов
Авиация уже давно развивается по двум основным направлениям:
Безопасность пассажиров |
Скорость перемещения |
Система автопилота позволяет держать определенную высоту и скорость часами, не истощая пилотов. |
Серьезным рывком стало открытие и внедрение реактивных двигателей. |
Взлет и посадка координируются с работниками аэропорта. |
Но гражданской реактивной авиацией уже никого не удивить. |
Гораздо увеличилось количество датчиков, уведомляющих пилотов о состоянии всех систем. |
Для полетов выбирается кратчайший путь, беря в расчет метеоусловия в регионе. |
Становится все больше индивидуальных средств защиты, хоть до парашютов для каждого пассажира мы так никогда и не дойдем. |
Пассажирские лайнеры способны развивать скорость до 700-800 км\ч, преодолевая тысячи километров за считанные часы. |
Так что если вам надо добраться из точки A в точку B, лучшего варианта не найти.
Что это за дыра?
Отверстие расположено в нижней части окна, прямо по центру. Фактически оно находится между 2-м и 3-м оконным стеклом, то есть наружу оно не выходит. Как оказывается, это отверстие называют сапунным или выпускным, и оно выполняет важную функцию – регулирует давление внутри окна, защищая его от разрушения.
Дело в том, что по мере подъема самолета вверх давление воздуха сильно падает. Это происходит как в салоне, так и за бортом. Однако внутри судна установлена система наддува, которая нагнетет кондиционированный воздух и таким образом поддерживает уровень давления на комфортном и безопасном для человека уровне. Если все работает правильно, пассажиры даже не заметят, какие изменения происходят за бортом, и смогут пережить перелет, не потеряв сознание и не страдая от гипоксии – опасного состояния, которое возникает из-за недостатка кислорода.
Это означает, что пока самолет находится в воздухе, развивается огромная разница в давлениях внутри кабины и окружающей атмосферы. Эта разница создает большую физическую нагрузку на окна самолета, так как весь воздух отчаянно хочет выйти наружу, чтобы исправить дисбаланс.
Эти нюансы и были учтены при проектировании иллюминаторов для летательных аппаратов. Окна состоят из трех отдельных стеклянных панелей. И средняя, и внешняя панели достаточно прочны, чтобы выдержать разницу в давлении самостоятельно, но при нормальных обстоятельствах именно внешняя панель принимает на себя нагрузку. А все благодаря сапунному отверстию в иллюминаторе. Оно нужно для того, чтобы уравновесить действующие силы между пассажирской кабиной самолета и воздушным зазором между стеклами.
Если внешнее стекло выходит из строя (что происходит крайне редко), его защитную роль будет выполнять среднее. И да, в этом случае будет небольшая утечка воздуха через вентиляционное отверстие, но в этом нет ничего страшного, так как система наддува самолета в состоянии справиться с такой задачей.
Внутренняя панель является неструктурной, но она помогает защитить остальные части окна от повреждений, вызванных пассажирами.
Существует также эстетическая функция отверстия – оно выпускает влагу из зазора между внутренним и внешним стеклами, чтобы они не запотевали или не замерзали. Благодаря этому пассажиры могут любоваться чудесными пейзажами.
И все-же иногда за стеклом вокруг дырки в иллюминаторе самолета появляется ледовой узор. Он вызван конденсацией воды, происходящей вследствие контактирования холодного воздуха со стеклом (на большой высоте температура воздуха может составлять -20 С).
Как сделать иллюминатор еще надежнее?
Но не все так просто, между двумя пластиковыми стеклами образуется небольшая полость, заполненная воздухом. И так в каждом иллюминаторе, свой небольшой микроклимат, который тоже влияет на уровень прочности всей системы. Не помешает и вспомнить основы физики:
- Речь пойдет о давлении и его перепадах.
- Для поддержания оптимальных условий, давление между прозрачными пластинами и салоном должно быть на одном уровне.
- Если бы эти показатели отличались, внутренне стекло могло бы прямо «взорваться» тысячей осколков внутрь салона.
- На состояние самого лайнера это бы слабо повлияло, но еще меньше такой поворот понравился бы сидящим за соседними креслами пассажирам.
Отверстие обеспечивает еще одну полезную функцию – выведение влаги и конденсата. Можете прямо сейчас посмотреть на свои окна, идеально подойдут двойные деревянные рамы.
А теперь вспомните, как часто она запотевают, между ними скапливается влага, которая конденсируется на стекле. И ничего с этим не поделаешь, разве что открывать окна и протирать их. В самолете с этим могут возникнуть проблемы, а вот небольшая дырочка в наружном стекле поможет решить эту проблему.
Зачем нужна дырка в иллюминаторе?
Отверстие во внутреннем стекле иллюминатора является, чуть ли не вершиной инженерной мысли:
- Позволяет избежать резких перепадов давления.
- Повышает уровень прочности самого иллюминатора.
- Выводит влагу из пространства между прозрачными пластинами.
- Предотвращает образование конденсата и дает возможность пассажирам любоваться ландшафтом с высоты птичьего полета.
Это не какой-то заводской брак и уж точно не признак неполадки. Можно поинтересоваться у стюардесс природой возникновения этого отверстия. В ответ услышите примерно такой же рассказ.
Во время полета в самолете лучше откинуть все ненужные вопросы и попытаться расслабиться. Узнать о том, зачем дырка в иллюминаторе самолета можно уже находясь на твердой земле, после посадки. Так и спокойнее будет.
Видео об отверстии в иллюминаторе
В этом ролике Артур расскажет, для чего вообще служит дырка в иллюминаторе и что произойдет в самолете, если он разобьется:
https://youtube.com/watch?v=XiuQFkyaxw4
Надежность авиаперевозок
Что бы ни говорили нам фильмы-катастрофы, вероятность погибнуть в салоне самолета гораздо ниже, чем у пассажиров и водителей автотранспорта. Как правило, за год в мире происходит не более нескольких инцидентов, в которых гибнет 2-3 сотни человек. Жертв ДТП в тысячу раз больше и это не преувеличение «для красного словца».
Страх перед перелетами абсолютно необоснован:
- За штурвалом всегда находятся квалифицированные специалисты.
- Перед вылетом их состояние проверялось, они гарантированно в здравом уме и не находятся под действием каких-либо веществ.
- Трафик в небе не такой оживленный, шансы на столкновение с другим самолетом минимальны.
- Само воздушное судно проходит осмотры перед каждым вылетом.
Садясь в любой автотранспорт, вы рискуете гораздо больше — ни о состоянии водителя, ни о состоянии самого автомобиля вы ничего не знаете.