Великие мастера ужасов: уэс крэйвен, создатель «кошмара на улице вязов», «крика» и «у холмов есть глаза»

Великие мастера ужасов: уэс крэйвен, создатель «кошмара на улице вязов», «крика» и «у холмов есть глаза»

8 Elevated Horror

Как высмеяно в начальной сцене четвертый фильм Крик, пятый фильм Крик начинается со старшеклассника, красноречиво объясняющего тенденции и приемы жанра ужасов. На этот раз Тара Карпентер говорит загадочной помешанной на слэшерах звонившей, что предпочитает фильмы ужасов наподобие Ведьма, Наследственный и Бабадук.

Звонивший не понимает, что такое «повышенный ужас», поэтому Тара объясняет, что это относится к артхаусным фильмам ужасов, исследующим глубокую тематику. вещество, а не дешевые скримеры. Этот термин был придуман кинокритиками, которым нужно было подтвердить положительное мнение о фильмах ужасов.

«Фредди против Джейсона» (2003)

В отличие от местами красивого, но бездушного ремейка, этот кроссовер однозначно заслуживает большего внимания со стороны фанатов Фредди. Его сценарий очень грамотно обыгрывает главную особенность нашего маньяка — способность убивать людей во сне. Импортированный в Голливуд из Гонконга режиссер Ронни Ю («Формула 51», «Невеста Чаки») снял непритязательный, но динамичный и кровавый молодежный хоррор, лишенный малейшего налета какой-либо серьезности, но зато с большим количеством убийств, драк и погонь, в котором чернейший юмор Фредди Крюгера находит свое наилучшее применение. Кроме прочего, в сюжете отлично раскручена линия соперничества Крюгера с другим великим убийцей из восьмидесятых – Джейсоном Вурхизом, который периодически «отбирает фраги» у своего соперника, убивая беззащитную молодежь во сне.

С ДНЕМ СМЕРТИ/ЧУДОВОЙ

Счастливый день смерти и С Днем Смерти 2U оба были направлены Лэндоном, который также взял на себя все обязанности по написанию его продолжения, и бредовый был направлен и написан в соавторстве с ним. Путешествие во времени, слэшер о дне сурка и извращенная версия «Чумовой пятницы» с обменом телами — все это внутри. Оратьжанре, даже если они немного более эксцентричны. Мрачные, острые и немного нестандартные, они демонстрируют похожие легкие штрихи более черного юмора в Оратьядро, которое пригодится в те моменты между побегом от клинка Призрачного Лица.

Понимание того, что Орать не только темный, но и с черным юмором, неотъемлемая часть любого сценариста или режиссера, участвующего в франшизе. Полностью избавиться от этого означало бы убрать ключевой аспект того, почему Орать это то, что это такое. Хотя я сам и огромное количество фанатов не хотим, чтобы франшиза катилась по фарсовому или откровенно комедийному пути, этот черный юмор глубоко проникает в суть. Оратькровь. Будем надеяться, что тон франшизы станет мрачнее, но сохранится юмор, который помогает Орать что это.

Счастливый день смерти

Радиомолчание получили свою долю критики и похвалы как до, так и после их найма, и я уверен, что Лэндон получит то же самое. Франшизе, которой почти 27 лет, яростно защищают фанаты. Мы все просто хотим лучшего, а также сохранить наследие Крейвена. Что нам нужно, так это сила, которая действительно сможет продвинуть франшизу на еще более новую территорию, за ворота, которые Радиомолчание открылись.

С мастерством Лэндона в леденящем ужасе, развитии персонажей и комедийном прикосновении я сам очень уверен, что он сможет воздать должное этой любимой франшизе, добавив в смесь атмосферный ужас. Я даже сторонник того, что сделали Басвик и Вандербильт, поскольку Крик VI был смелым шагом и прогрессом, даже если он был немного случайным в подсчете убитых. Маленькие штрихи творчества, свежие идеи и смелость — вот что превращает франшизу с шестью фильмами в серию, которая по-прежнему работает на полную катушку 27 лет спустя. Направление Лэндона и соавтор сценария были бы идеальной ситуацией.

Как упоминалось в моей предыдущей статье, Разоблачение призрачного лица, я подробно рассказал, как и почему Орать фильмы способны адаптироваться, развиваться и так долго выживать в новых поколениях, не теряя того, что делало их такими особенными десятилетия назад. Любой режиссер может привнести что-то во франшизу, чтобы способствовать ее дальнейшему развитию, но у Лэндона достаточно эклектичного понимания, чтобы привнести в нее что-то действительно особенное. Основа есть, так что независимо от того, будет ли история Сэма продолжена или это новый старт, включение Лэндона во франшизу может привести только к большему. Добро пожаловать в семью, Кристофер Лэндон.

Голливуд — фабрика зла: «Крик-3»

Поп-культура остается одной из центральных тем во всех «Криках», но в третьем фильме она выполняет функцию еще и своеобразного связующего звена. В триквеле на примере кино показана темная сторона массового искусства.

Сюжет строится вокруг съемок третьей части «Удара ножом». Вначале от рук нового Призрачного Лица погибает одна из главных звезд, Коттон Уири, спасший Сидни в финале «Крика-2». Снимать ценой человеческих жизней или остановить машину по производству кровавых денег? Для продюсеров это риторический вопрос.

Голливуд под прицелом Крэйвена — бастион зла, порождающий преступников. Второстепенной мрачной фигурой, помимо очередного скрытого под маской маньяка (который оказывается непосредственно связан с производством кино), становится Джон Милтон — известный продюсер и режиссер. Выясняется, что в молодости он изнасиловал мать Сидни Прескотт.

«Крик-3» — фильм об ужасах Голливуда, но вряд ли прямое разоблачение: Уэс Крэйвен умер в 2015 году, до того, как стало известно о многочисленных преступлениях Харви Вайнштейна на почве домогательств.

Но в свое время у создателя «Крика» был конфликт с братом продюсера Бобом, который требовал одеть начинающую актрису Дрю Бэрримор в «более откровенный наряд» для съемок в первой части. А в 2018 году звезда фильма Роуз Макгоуэн одной из первых обвинила Вайнштейна в изнасиловании в 1997-м.

«Помощь» науки: никакой мистики, только логика

Джон Сэксон отец по фильму и друг по жизни как обычно «помог». Та ничего страшного, никакого Фредди нет, просто Дилан переживает из-за смерти отца, а сама Хизер напряжена не только из-за гибели мужа, но еще и из-за этих звонков. Вот все это и выливается в разные видения. Ну да, наука как всегда умеет все объяснить с точки зрения логики. Даже порезы на груди Чейза объясняют просто сильным ударом.

Кстати, у Хизер отличные отношения с Робертом Инглундом, который играл Фредди в кино. Именно он рассказывает ей, что сценарист написал сцену, в которой Дилан протягивает руки к небесам. Но именно это ее ребенок сделал в реале, стоя на высокой горке. Сам Роберт ведет себя очень странно и даже рисует картину Фредди. Увы, я так и не поняла, как он был со всем этим связан. Неужто картина стала одной из отправных точек в материализации демона?

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов 7»

Личности маньяка

«Крик »

В первом фильме убийцами оказались школьники Билли Лумис и Стью Мейкер. Основной мотив был у Лумиса — он считал, что мать Сидни, Морин, была виновата в том, что его мать бросила семью, узнав о том, что его отец изменял миссис Лумис с Морин. Сначала он на пару со своим лучшим другом, психически нестабильным Стью, изнасиловал и убил женщину, а через год начал деятельность активного маньяка. В общей сложности они убили 6 человек.

«Крик 2 »

Во второй части, как и в первом фильме, убийц оказалось двое: мать Билли Лумиса, представлявшаяся на протяжении фильма журналисткой Дебби Солт, докучавшей Гейл Уэзерс, и друг Сидни, Микки. Миссис Лумис хотела отомстить Сидни за убийство Билли, а Микки стал её помощником после того, как они познакомились в Интернете на одном из форумов для маньяков. Их жертвами стали 8 человек.

«Крик 3 »

Режиссёр Роман Бриджер оказался вовсе не тем, за кого себя выдавал: он — внебрачный ребёнок Морин Прескотт, зачатый в результате группового изнасилования в молодости женщины, когда та приехала в Лос-Анджелес покорять Голливуд. Когда подросший Роман нашёл свою мать в Вудсборо, она отказалась принять его, сказав, что у неё всего лишь один ребёнок — дочь Сидни. Роман обозлился на неё и подговорил Билли и Стью (два персонажа первого фильма) убить её. Роман в одиночку убил 9 человек.

«Крик 4 »

Джилл Робертс, будучи кузиной знаменитой Сидни Прескотт, всегда завидовала славе своей родственницы. Ей хочется самой быть в центре внимания прессы и журналистов. И вместе с основателем школьного кино-клуба и экспертом в ужастиках Чарли Уокером она решает произвести «перезагрузку» знаменитой резни в Вудсборо, став при этом «новой Сидни», выжившей в кровавой трагедии. Убийцы оборвали жизнь 10 людям.

«Крик (телесериал) »

В сериале, снятом по мотиву оригинального фильма, Призрачное лицо впервые имеет уникальное происхождение. По сюжету, в городке Лейквуд жил паренек по имени Брэндон Джеймс. Он был от рождения уродлив (был болен Синдромом Протея), от чего родители держали его в подвале дома, а единственное живое существо с которым он общался, был его брат. У Брэндона было доброе сердце и много талантов, и он даже смастерил из дерева деревянный кулон в форме сердечка для своей возлюбленной Дейзи («семейное» имя Мэгги Дювал, матери главной героини). Однажды, одетый в черный балахон и пост-операционную маску, он попытался подойти к «Дейзи» во время школьной вечеринки в честь Хэллоуина, он открыв ей своё лицо, девушка испугалась, а пьяная компания школьников жестоко его избила. После этого Брэндон обезумел и в этом же наряде жестоко убил 5 учеников (возможно именно тех, кто избил его) 9 октября 1994 года. После, на озерном пирсе, Дейзи выманила Брэндона, где он пытался наконец передать ей деревянный кулон, но находящаяся рядом полиция открыла огонь, убив его. На момент его убийства Мэгги Дювал (тогда еще Андерсон) была беременна от Джеймса и родила девочку, от которой впоследствии отказалась. Эта девочка выросла и стала известна как журналистка Пайпер Шоу, которая решила мстить своей матери и сводной сестре за отца и жизнь, которой её лишили. При этом в конце первого сезона стало ясно, что Пайпер вела продолжительную переписку с Одри Дженсен, по просьбе которой она и приехала в Лейквуд. После гибели Пайпер на пирсе озера Врен, некто продолжает ее «дело», заканчивая «игру» и параллельно убивая несколько персонажей. В развязке второго сезона мы узнаем, кто же является сообщником Пайпер. Им оказывается Киран Уилкокс, парень Эммы, который был знаком с Пайпер, еще до знакомства с главной героиней (Они также встречались). В конце сезона в тюрьму Кирану звонит «адвокат», когда тот поднимает трубку, звучит голос убийцы, который задает вопрос: «Кто разрешал тебе надевать мою маску?», и можно предположить что это не кто иной, как Брэндон Джеймс, так как Мэгги Дювал и Мигель Акоста помогли ему залечить раны и скрыться после событий на озере.

За время двух сезонов Призрачное лицо убил больше 15 человек. Оба персонажа имеют отсылку к персонажам-убийцам из фильма: Пайпер Шоу является симбиозом Романа Бриджера и Джилл Роберт («обиженные» родственники Сидни Прескот) под «маской» Гейл Уэзер, а Киран почти прямая отсылка к Билли Лумису и его матери (парень главной героини, мстящий за смерть «любимого человека» в прошлом). Стоит учесть, что Киран единственный, кто после разоблачения был не убит, а посажен в тюрьму (и только потом убит неизвестным в маске).

«Сияние» Стэнли Кубрика и фотография «Идентичные близнецы» Дайан Арбус

Слева кадр из фильма «Сияние», справа фотография близнецов Кэтлин и Коллин Уэйд (автор Дайан Арбус)Фото: Наталия Нечухаева, личный архив

Режиссера может вдохновить на необычный кадр не только живопись, но и фотография, если она является произведением искусства. Классический фильм ужасов Стэнли Кубрика «Сияние» (1980), снятый по роману Стивена Кинга, известен своими кадрами с внушающими непонятный страх однояйцевыми близнецами. Девочки, обитающие в отеле, который охраняет главный герой, пугают и его, и публику своим жутким подобием. Со временем этот образ стал символическим клише жанра.

Прежде чем перейти к следующей пятерке, предлагаю читателю вспомнить свои ассоциации в кинематографе. Возможно, он найдет их во второй части статьи, но вполне может быть, что любитель кино и живописи станет первооткрывателем еще одной киноцитаты.

«Остров Проклятых» Мартина Скорсезе и «Поцелуй» Густава Климта

Слева сцена из фильма «Остров Проклятых», сперва фрагмент картины «Поцелуй»Фото: Наталия Нечухаева, личный архив

Мартин Скорсезе в своем психологическом триллере «Остров проклятых» (2010) делает отсылку к знаковой картине. Сцена, в которой Тедди Дэниелс (Леонардо ДиКаприо) обнимает силуэт своей погибшей в пожаре жены Долорес (Мишель Уильямс), представляет собой блестящую кинематографическую аналогию известному полотну.

Приглушенные золотисто-зеленые тона комнаты, в которой оказались герои, их страстные жесты и насыщенный цветочный узор на платье Долорес в сцене такие же, как тона картины и наряд Эмили Флёге. И на картине, и на большом экране в обреченном объятии любящих чувствуется одновременно страсть и отчаяние.

Приходится верить в невозможное…

На удивление Хизер хоть и боится в такое верить, но сразу подозревает, что в реале происходят вещи, которые когда-то были сняты в кино. Сначала сын рассказывает, что во сне он спасается от какого-то монстра. Потом Хизер во сне видит, как погиб ее муж, а потом это же произошло наяву. А чего только стоит происшествие на похоронах? И что это простые галлюцинации? С чего бы это?

При этом Дилан вдруг стал каким-то агрессивным. Хотя чему тут удивляться, если популярные детские сказки пропитаны злобой и кровожадностью. Та же «Красная шапочка» на поверку оказывается далеко не наивной историей. Волк ест людей, люди убивают волка и прочее. Если хорошо подумать, то почти в любой сказке присутствуют сцены насилия, унижения, издевательств и прочее.

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов 7»

3 Carpenter

h2>

Хотя Сидни Прескотт был главным героем каждого фильма Крик, начиная с оригинала 1996 года, в новом фильме главную роль играет пара оригинальных персонажей: сестры Сэм и Тара Карпентер, чью семью разлучил роман. с печально известным Билли Лумисом. Имя Карпентер, конечно же, взято у Джона Карпентера, чрезвычайно влиятельного режиссера таких классических фильмов ужасов, как Хэллоуин и Нечто.

По сути, Карпентер издал Крикфраншиза возможна, если установить формулу истории, которую она высмеивает. В оригинальном фильме Крик Карпентер назван в честь вымышленного режиссера ужасов Уэса Карпентера, мета-слияния режиссера Крик Уэса Крэйвена и Хэллоуина режиссер Джон Карпентер.

1990-е. Живая легенда

В числе важных крэйвеновских проектов начала 1990-х стоит отметить «Людей под лестницей» — один из его недооцененных, но в чем-то опередивших свое время фильмов. Это история о малолетнем афроамериканском воришке, который вместе с подельниками забирается в дом к странной семейной паре и обнаруживает, что в подвале у них живут одичавшие похищенные дети. Помимо этого, дом пронизан тайными проходами, а еще в нем живет насмерть запуганная девочка, которую сумасшедшая парочка (Мамочка и Папочка) воспитывают как собственную (и очень непослушную) дочь. 

Хотя фильм весьма неплохо прошел в прокате, сейчас для нас более важно то, что из сегодняшнего дня он смотрится как эталонный «хоррор с повесткой», где социальный комментарий не прибит кривыми гвоздями к сюжету, а органично вплетен в сценарий. Можно сказать, Крэйвен в каком-то смысле предвосхитил успех культового «Кэндимена», вышедшего через год, и тоже связывающего воедино афроамериканскую проблематику и хоррор-сюжет

Трейлер фильма «Люди под лестницей»

Но, конечно, главным хитом в 1990-х стал «Крик», хотя разговор о нем необходимо начать с уже знакомого нам «Кошмара на улице Вязов». В 1994-м, ровно через десять лет после выхода первой части, на экраны вышел «Новый кошмар Уэса Крэйвена», седьмой фильм франшизы, ставший для нее своеобразным эпилогом. И именно в нем режиссер впервые использовал идею хоррора, проникающим в обычную жизнь. Сюжет был выстроен вокруг актрисы Хизер Лангенкамп (главная героиня первого «Кошмара»), ребенка которой начал преследовать настоящий, а не киношный Фредди Крюгер. Таким образом, Крэйвен не только снял отличный метахоррор, но также изящно закрыл свой самый известный проект и обкатал тему взаимосвязи искусства и реальности. К ней он, кстати, вернется уже в самом конце карьеры.

Успех «Нового Кошмара» навел Крэйвена на мысль о том, что стоит попытаться вновь соединить сатиру и хоррор. Он предпринял такую попытку в фильме «Вампир в Бруклине» с Эдди Мерфи в главной роли, но кассовые показатели оказались заметно ниже ожидаемых. Ирония, однако, в том, что история про вампира Максимилиана, ищущего любовь в Бруклине, поначалу была разгромлена критиками, но ныне считается культовой классикой. Неудача, в любом случае, не слишком смутила Крэйвена, который хотел было взяться за ремейк классического хоррора «Призрак дома на холме»… но тут получил сценарий молодого автора Кевина Уильямсона под рабочим названием «Страшное кино». В процессе съемок название заменили на более простое и короткое — «Крик».

«Крик» вышел в декабре 1996-го и немедленно вошел в историю кинематографа. Во-первых, фильм стал первым слэшером, собравшим больше $100 миллионов в прокате. Во-вторых, визуальный стиль, представленный Крэйвеном, задал стандарт для молодежного хоррора на годы вперед. В-третьих, колоссальный успех «Крика» привел к новой волне слэшеров, накрывшей не только 1990-е, но и 2000-е. «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», «Городские легенды», ремейки «Техасской резни бензопилой» и «Пятницы 13-е» — все это вряд ли бы появилось на свет, если бы не влияние крэйвеновской франшизы.

Сняв еще два скивела «Крика», Крэйвен мог бы со спокойным сердцем закончить карьеру или, по крайней мере, дистанцироваться от хоррора, чтобы заняться чем-то другим. И в конце декады Крэйвен все же снял единственный не-хоррор в своей карьере: драму «Музыка сердца», которая получила несколько номинаций на «Оскар». Но в остальном он остался верен жанру, обессмертившему его имя до самого конца жизни.

«Кошмар на улице Вязов 3: Воины Сна» (1987)

После разруганной критиками второй части Уэс Крэйвен понял, что есть только один способ продолжить историю Фредди Крюгера — сделать это самостоятельно. Поэтому в третьей части он был не только одним из авторов сюжета, но и соавтором сценария. Возвращение Крэйвена во франшизу помогло: триквел, снятый примерно за те же деньги, что и «Месть Фредди», собрал значительно больше денег в прокате и был теплее встречен критиками. Сценарий действительно отлично обыгрывал идею с «воинами снов» — тинейджерами, обладающими в своих (и чужих) снах сверхспособностями, помогающими им бороться с Крюгером. Режиссер Чак Рассел («Маска») сохранил достаточно мрачную атмосферу первой части, но при этом добавил в образ Фредди больше черного юмора – эти черты в последующих частях будут только усиливаться, сближая франшизу с комедийными хоррорами. Не в последнюю очередь успеху фильма способствовала отличная актерская команда, в которой можно отметить Патрицию Аркетт и Лоуренса Фишберна. Помимо запоминающихся персонажей и отличных спецэффектов стоит отметить музыку Анджело Бадаламенти (композитор «Твин Пикса») и отличную титульную песню Dokken. А еще триквел стал первым фильмом франшизы, по мотивам которого сделали видеоигру — она вышла на ПК и NES.

1 For Wes

Как и в оригинальном фильме Крик, кульминацией нового фильма является большая домашняя вечеринка с выпивкой. Это даже происходит в том же доме, и Ричи комментирует абсурдность концепции: «Кто устроит вечеринку во время убийственного веселья?» Суть в том, что вечеринку устраивают старшеклассники как поминальную службу по их однокласснику Уэсу Хиксу.

Уэса, конечно же, назвали в честь Уэса Крэйвена, покойного директора первого четыре фильма Крик. Памятник Уэсу позволил создателям фильма повесить большой баннер «За Уэс» в финальной части их перезагрузки, отдавая дань уважения режиссёру, который сделал это возможным.

Ужасная повторенная шутка: «Крик-2»

«Нам стоит задуматься о продолжении!» — восторженно заключает маньяк из первого фильма перед своей смертью. Через пару лет Крэйвен исполнит его последнюю волю, сняв «Крик-2» — по сути, одну большую пародию на любой сиквел к хитам проката.

«Продолжения погубили фильмы ужасов», — сетует один из героев, и он недалек от правды. Многочисленные сиквелы к популярным франшизам (к тому же «Кошмару на улице Вязов»), действительно, свели на нет жанр хорроров к началу 1990-х, превратив культовые картины в череду примитивных «мясорубок». Ни зрительского внимания, ни высоких оценок критиков эти работы уже не снискали.

Но Крэйвен идет еще дальше: он говорит, что желание увидеть продолжение любимого хоррора сродни тяге к новым убийствам. И тем самым уравнивает маньяков в масках и зрителей, ведь и первые, и вторые обожают слэшеры!

Такой идейный посыл, когда в самом начале картины затрагиваются серьезные проблемы морали, несколько выделяет «Крик-2» на фоне классических фильмов ужасов, которые традиционно считаются «низким» развлечением. Поэтому финальная схватка между Сидни Прескотт, главной героиней всего сериала, и убийцами (их снова двое) происходит на сцене театра в декорациях античной трагедии. А парень девушки (и «подозреваемый номер один») погибает от выстрела настоящего маньяка распятым на кресте.

«Я во всём обвиню кино!» — кричит убийца незадолго до своей смерти. Повторяя, таким образом, судьбу своего «коллеги по амплуа» из первой части.

Среди прочего это камень в огород продюсеров, клепающих пачками сиквелы: они губят жанр, порождая блеклые копии оригинала и имитируя когда-то свежие приемы. Возникает параллель между «Криком» и выдуманной картиной «Удар ножа», а также между убийцами из первой части и маньяком из второй, которого вдохновил пример его предшественников.

Разумеется, не следует воспринимать это как прямое обвинение, иначе Крэйвен встал бы в один ряд с морализатором Джеком Томпсоном. Но ничто не мешает ему отпустить едкую ироничную насмешку в адрес Голливуда, сделавшего экранные убийства инструментом безликой и отупляющей коммерции.

В сиквеле развивается идея первой части: фильмы ужасов хороши, когда они не превращаются в зависимость, поскольку такой человек представляет опасность для окружающих.

7 Похоже на Хэллоуин

Когда Сэм и Ричи прибывают в Вудсборо, Ричи делает вид, что не знаком с репутацией города как места массовых убийств, поэтому Сэм объясняет ему: каждые несколько лет убийца в глупой хеллоуинской маске убивает несколько подростков. Основываясь на этом синопсисе, он тут же сравнивает его с Хэллоуином. Она пытается защитить его оригинальность, но признает, что он очень похож на Хэллоуин.

В то время как такие фильмы, как Психо и Подглядывающий Том заложил основу для поджанра, основополагающий шедевр Джона Карпентера 1978 года стал образцом для формулы слэшера, которую высмеивает франшиза Scream.

«Джанго освобожденный» Квентина Тарантино и «Мальчик в голубом» Томаса Гейнсборо

Слева кадр из фильма «Джанго освобожденный», справа портрет «Мальчик в голубом»Фото: Наталия Нечухаева, личный архив

Блокбастер Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» (2014) был удостоен множества различных наград и номинаций, в том числе пяти номинаций на премию «Оскар». Тарантино сказал в одном из интервью, что хотел бы исследовать что-то такое, что ещё никем толково не исследовалось, причем сделать это в неожиданном жанре.

Шэрен Дэвис, художник по костюмам, рассказывала, что Тарантино очень подробно прописал в сценарии, как должна выглядеть одежда героев. Самым сложным оказалось придумать костюм Джанго: по идее режиссера, нужно было соединить образ Америки перед Гражданской войной со стилистикой американских вестернов.

«Крик», прозвучавший чётко и ясно

К середине 90-х Уэс Крэйвен уже возвысил считавшийся низкопробным жанр. Его отличительной чертой стало то, что он не использовал идею «зла извне», которую очень любил писатель Говард Лавкрафт, а потом и многие режиссёры хорроров. У Крэйвена тьма всегда скрывалась в человеческой натуре либо представала в сверхъестественном облике. Эту идею об истоках зла режиссёр развил в своём саркастическом фильме ужасов «Крик» (1996, 1997, 2000, 2011), с которого началась третья революция, рожденная руками гения кино.

Это постмодернистский вызов всему жанру хорроров, метафора других шоу, а не самой жизни, что нарушало традиционную схему «Кино повторяет жизнь, жизнь повторяет кино». «Крик» дерзко отменял все неписанные законы фильмов ужасов, прямолинейно и поимённо высмеивая штампы слэшеров и предрёк эпоху кино, нарушающего каноны. Он стал тем хоррором, который чудесным образом превращался в чёрную комедию.

В «Крике» Уэс Крэйвен показывает, что злодеем может быть любой, даже самый невинный. Зло становится анонимным и повсеместным, что также является характеристикой общества США на рубеже веков и в начале 2000-х. Поэтому персонаж маньяка в маске — своего рода символ обобществления права на контроль и насилие. И режиссёр делает эту идею более абсурдной с каждой новой частью. Но если в 90-е и в начале 2000-х шутки про повсеместное зло были ироничными, то сейчас они выглядят уже более жизненными (к вопросу о чутье Крэйвена на эпоху).

Отдельной заслугой Уэса Крэйвена и «Крика» стали сильные женские персонажи в фильмах ужасов, в то время этим мог похвастаться, пожалуй, только Джон Карпентер в «Хэллоуине». Героини Нив Кэмпбелл и Кортни Кокс только наращивают силу, упорство и желание жить с каждой новой частью.

Несмотря на обилие жестокости и убийств, фильмы про маньяка в маске, купленной в бытовом магазине, не вызывали смертельного ужаса. Возможно, это связано с тем, что у зрителя не возникает ощущения реальности происходящего. Окружающие героев люди будто не верят, что живут по соседству с маньяком. Нарушая условности хоррор-жанра, люди из любопытства бегут туда, где найден труп, пугают друг друга, напялив маски, смеются, когда надо боятся.

Весь мир «Крика» воспринимается как подделка, собранная из театральных декораций. Эта идея сильнее раскрывается в продолжениях: во второй части кульминация происходит на сцене, а в третьей — убийства уже буквально на съёмочной площадке самих фильмов «Крик».

При этом, все четыре части — какие-то лучше, какие-то хуже — показывают взаимодействие фильмов ужасов с реальностью. Это кино буквально изучает влияние, которое хорроры оказывают на жизнь их создателей и самих зрителей. Ведь герои в этих слэшерах — ярые фанаты жанра, которые буквально цитируют классику фильмов ужасов. Тут поднимается и вопрос о моральной ответственности хорроров перед обществом: рождает ли кино маньяков? Крэйвен отвечает на него репликой одного из убийц: «Фильмы не создают психов — они делают их более изобретательными!»

А сама история массового убийства в городке Вудсборо — главная тема первого «Крика» — становится сюжетом многомиллионной франшизы, о которой говорится в продолжениях, то есть это фильм о фильме. Впервые этот приём Уэс Крэйвен использовал в седьмой части «Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар» (1994).

Подробнее о персонаже

На протяжении всей серии внешность Фредерика практически не меняется. Маньяк одет в вязаный свитер в красно-зеленую полоску. По мнению создателя Уэса Крэйвена, который однажды купил подобную вещь на распродаже, такое сочетание действует угнетающе, не располагает к себе и плохо воспринимается головным мозгом. На голове Крюгер носит коричневую широкополую шляпу из фетра, на ногах – темные штаны свободного кроя и ботинки, отличающие рабочий класс. Только спустя время сценаристы «переодевают» свое творение в черные кожаные обтягивающие штаны и французское пальто, делают обгорелую кожу более рельефной за счет обнажения сплетений мускулов и добавляют 5 лезвие на знаменитую перчатку. Само оружие становится визуально более натуральным благодаря имитации жил и костей на верхней стороне.

Несмотря на то, что антагонист стал демоном после пожара котельной, в одном из фильмов под распоротой одеждой зритель может увидеть его почти необожженное тело. Также характерная особенность – это больные зубы, полностью сгнившие и имеющие коричневый цвет.

Еще одна отличительная черта маньяка, которая начинает раскрываться только с развитием героя и выходом все новых кинолент, – это чувство юмора. Создатели подчеркивают готовность убийцы в любой ситуации пошутить «по-черному» за счет обряжения его в различные костюмы, нарочито неподходящие под те жуткие действа, что совершаются на экране.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: