Обувь
Тростниковые сандалии из гробницы Юи и Туи (ок. 1390—1352 до н. э.), Музей Метрополитен
Долгое время единственным видом обуви у древних египтян были сандалии. Очень простые по форме, они представляли собой лишь подошву (иногда с загнутым кверху носком), к которой крепились два ремешка: один ремешок начинался у большого пальца и соединялся с другим, охватывавшим подъём ноги, благодаря чему обувь напоминала стремя. Изготовлялись сандалии обычно из кожи или листьев папируса. В царских гробницах археологи неоднократно находили золотые сандалии, однако пока ещё не ясно, употреблялась ли такая обувь при жизни владельцев, или же она являлась только принадлежностью погребального обряда, своего рода древнеегипетским аналогом «белых тапочек».
В период Нового царства появились и другие фасоны обуви. В одном из сундуков, обнаруженных исследователями в гробнице Тутанхамона (KV62), среди прочих вещей оказались шлёпанцы без каблуков, с кожаными носками, расшитые мелкими золотыми блёстками. Также в гробнице обнаружены сандалии Тутанхамона с изображением девяти луков (основных врагов Египта), которых фараон символически «попирает, топчет».
Несмотря на то, что обувь была такой простой, египтяне её очень берегли. Крестьяне, отправляясь в город по делам, часто несли свои сандалии в руках и обувались только на месте. Знатные люди тоже часто ходили босиком, особенно у себя дома.
Одежда фараонов: тайны стиля
Фараоны нередко носили сложные и роскошные костюмы, в которых было использовано множество драгоценных материалов и украшений. Одежда фараонов состояла из разных слоев: нижний слой – тонкая туника из льна, следующий слой – расшитая железом роба с длинными рукавами и высоким воротником, а верхний слой – плащ из шерсти или льна.
Одежда фараонов часто украшалась золотыми узорами, вышивкой, бисером и стеклярусом. Костюмы фараонов также сопровождались драгоценностями: золотыми и серебряными щитами на груди, золотыми коронами на голове, браслетами, цепочками и кольцами на руках и ногах.
Кроме того, значительное внимание уделялось головным уборам фараонов. Фараоны нередко носили украшенные покровы, обрамленные золотой гирляндой, или фараонские короны, которые символизировали их власть и божественное происхождение
Особенности одежды фараонов | Примеры |
---|---|
Частое использование золотых узоров и украшений | |
Многослойность костюма | |
Украшение головного убора |
Исследование одежды фараонов позволяет нам лучше понять их культуру и ценности. Фараоны использовали свою одежду, чтобы подчеркнуть свою власть и божественное право на управление Египтом, а также отличить себя от других обитателей этой древней страны.
Мужская и женская одежда Древнего Египта периода Нового царства
В период Нового царства Египта мы встречаемся с новой стилизацией одежды, с еще большей роскошью и разнообразием красок. Привлекательность и очарование становятся обязанностью и правилом египетских канонов моды. Об искусстве того времени говорят, как о женском искусстве.
Каласирис, положенный до сих пор только женщинам, носят теперь и мужчины. Новой частью одежды является теперь верхний плащ; собственно это как бы шаль, мягко собранная в складки поверх жилетки и перекрещенная на груди, отчего образуются короткие рукава.
В этой новой одежде мы опять видим стилизованный треугольник. Он проявляется в изображении юбки, имеющей в своей передней части вид колокола, и в форме рукавов. Однако теперь речь идет не о форме чисто геометрической, а скорее о стилизованном лотосе. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы).
Египетское ювелирное искусство, как со стороны техники, так и художественной выразительности, собственно никто и никогда не превзошел. Оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.
Египетские драгоценности, египетская мода, как и всё искусство Египта в целом, почти во все времена были привлекательны своей таинственностью и стариной, а в наше время они, в прямом смысле слова, пережили свое возрождение.
Приложения
Библиография
: документ, использованный в качестве источника для этой статьи.
- Мари-Анж Бонем и Анни Форжо , Фараон: Секреты власти , Париж, Арман Колен,1988 г., 349 с. ( ISBN 978-2-200-37120-3 ).
- Ивонн Боннами и Ашраф Садек , Словарь иероглифов: иероглифы-французский , Арль, Actes Sud,2010 г., 986 с. ( ISBN 978-2-7427-8922-1 , уведомление BnF п о )
- Жан-Пьер Кортеджиани ( илл. Лайла Менасса), Древний Египет и его боги, иллюстрированный словарь , Париж, издания Fayard,2007 г., 588 с. ( ISBN 978-2-213-62739-7 )
- Маурицио Дамиано-Аппиа ( пер. С итальянского), Египет. Энциклопедический словарь Древнего Египта и нубийских цивилизаций , Париж, Грюнд,1999 г., 295 с. ( ISBN 978-2-7000-2143-1 )
- Кристиан Дерош Ноблкур , Тутанхамон, жизнь и смерть фараона , Париж, Пигмалион,1963 г.( перепечатка 1988 г.), 248 с. ( ISBN 978-2-85704-012-5 )
- Изабель Франко , Новый словарь египетской мифологии , Париж, Пигмалион,1999 г., 319 с. ( ISBN 978-2-85704-583-0 )
- Кристофер Николас Грималь , Условия египетской королевской пропаганды XIX — й династии к завоеванию Александр , Париж, Imprimerie Nationale / Diffusion де Boccard,1986 г., 764 с. ( ISSN )
- Филипп Юэ и Мари Юэ , Животное в Древнем Египте , Сен-Клод-де-Дире, Éditions Hesse,2013, 157 с. ( ISBN 978-2-35706-026-5 )
- Жан Леклан (директор), Словарь античности , Париж, PUF,2005 г.( оттиск 2011 г.), 2389 с. ( ISBN 978-2-13-058985-3 )
- Бернадетт Меню ( преф. Шарль де Леспине и Раймон Вердье), Фараонский Египет: Новое исследование правовой, экономической и социальной истории Древнего Египта , Париж, Харматтан,2004 г., 391 с. ( ISBN 978-2-7475-7706-9 ).
- Клод Обсомер , Рамзес II , Париж, Пигмалион,2012 г., 558 с. ( ISBN )
- Жан Веркуттер , В поисках забытого Египта , Париж, Галлимар, сб. « Галлимара открытия / Археология» ( п о 1 ),2007 г., 160 с. ( ISBN 978-2-07-034246-4 )
- Паскаль Вернус и Жан Йойотт , Словарь фараонов , Париж, Éditions Noêsis,1988 г.( перепечатка 1998 г.), 226 с. ( ISBN 978-2-7028-2001-8 )
- (ru) Тоби А. Х. Уилкинсон , Ранний династический Египет , Лондон, Рутледж,1999 г., 413 с. ( ISBN 978-0-415-18633-9 ).
Рекомендации
- , стр. 124.
- , стр. 186, § 1.
- , p. 186, § 2.
- , стр. 61-64.
- ↑ и , стр. 63.
- ↑ и , стр. 64.
- , стр. 58.
- , стр. 61-64 и 205.
- , p. 192.
- , стр. 192-196.
- , стр. 91.
- , стр. 177.
- , p. 196: кат .
- , стр. 588-589.
- , стр. 196: немы .
- , стр. 2051-2052.
- ↑ и , passim .
- , стр. 111-112.
- , стр. 141.
- , стр. 152.
- , стр. 563.
- , стр. 257.
- , p. 191–192.
- , стр. 257-258.
- , стр. 2239.
- ↑ и , стр. 191.
- , стр. 563-564.
- , стр. 224.
- ↑ и , стр. 189.
- , стр. 437.
- ↑ и , стр. 190.
- , фотографии 10а. 11а. 11c. 15c.
- , стр. 13-21.
- , p. 191.
- , стр. 21-22.
- , стр. 30, 32-33.
- , с. 501.
- , стр. 161.
- , стр. 32.
- , с. 640-641.
- , с. 641.
Древний Восток. Древний Египет. 5 класс. История Древнего мира. — Жизнь египетского вельможи.
Комментарии преподавателя
Главной опорой фараона являлись знатные вельможи. Они командовали войсками, следили за сбором и учетом налогов, наказывали провинившихся. В награду за верную службу вельможи вознаграждались прекрасными домами и садами, получали в свое распоряжение слуг и рабов. Так же как и для фараонов, для вельмож строили после их смерти шикарные каменные гробницы. Египтяне верили, что и в загробном мире, «царстве мертвых», фараоны и вельможи продолжат править людьми.
Благодаря рисункам, найденным в гробницах, о жизни вельмож известно намного больше, чем о жизни земледельцев и ремесленников. Египтяне верили, что изображения волшебным образом могут ожить в загробном мире, поэтому мастера с особой тщательностью прорисовывали дома и сады, имущество и богатства вельмож.
Жили вельможи в красивых домах, обставленных дорогой мебелью из слоновой кости и дерева. Вокруг дома располагался сад, в котором росли фруктовые деревья и цветы. Обязательной частью сада был пруд, около которого хозяин дома мог отдыхать жаркими днями, наслаждаясь тенью и прохладой.
Одевались вельможи в наряды из тонких льняных тканей. Подчеркивая свою знатность и богатство, вельможа, перед выходом из дома, надевал ожерелья с драгоценными камнями, золотые кольца и браслеты, выполненные искусным мастером.
Питание вельмож отличалось разнообразием. На столы подавались хлеб, жареное мясо и птица, сладости и фрукты. Во время обеда вельмож развлекали музыканты и танцовщицы. Для удобства передвижения за пределами дома, вельможи использовали носилки, которые несли рабы.
От фараона вельможи получали различные поручения. Одни следили за работой рабов в каменоломнях и на строительстве гробниц. Другие от имени фараона вершили суд и расправлялись с виновными. Третьи отвечали за сбор налогов с земледельцев и ремесленников. Четвертые возглавляли войска, отправлявшиеся в походы.
Для осуществления поставленных фараонами задач, вельможи получали в свое распоряжение писцов, которые подчитывали собранный урожай или захваченную добычу, а так же отряды воинов и стражников.
Время от времени фараоны проводили торжественные приемы, на которых вельможи обязаны были присутствовать. На этих приемах фараон сидел на троне, держа в руках жезл и плеть – знаки высшей власти. Показывая фараону свое почтение, вельможа приближался к фараону, подняв руки в молитвенном жесте. Приблизившись к трону, проситель вставал на колени, опускал лицо и ждал, когда фараон разрешит ему говорить. После того, как просьба была высказана, вельможа произносил ритуальную фразу: «Пусть поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».
Далеко не все были готовы совершать обряд встречи с фараоном. Помня, что перед ними наследник царя богов, вельможи нередко волновались перед встречей с фараоном. Знаком особой милости считалось получить какие-то должности, гарантировавшие близость к владыке Египта, например «носитель царских сандалий».
Все почести, получаемые от фараона, вельможа поручал изображать на стенах гробницы. Чтобы подчеркнуть свою преданность фараону вельможа нередко намеренно принижал свои достоинства, называя себя «ничтожным человеком», выказывая благодарность фараону за его доброту.
Провинившихся вельмож жестоко наказывали – отбирали дом с садом и все имущество, а его самого били палками.
К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .
- http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Zhizn-egipetskogo-velmozhi
- https://www.youtube.com/watch?v=84beiGqqh0Q
- https://www.youtube.com/watch?v=nApQz__yY_Q
- https://www.youtube.com/watch?v=kZO2CDIvWV8
- https://www.youtube.com/watch?v=CCcwZlL-s24
- https://www.youtube.com/watch?v=fvDF0CvthS0
Новости
- 26-06-2015, 18:06
-
Просмотров: 33 539
Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.
Подробнее…
- 3-06-2015, 17:18
-
Просмотров: 22 552
Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края
Подробнее…
- 15-04-2015, 09:52
-
Просмотров: 18 333
Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата
Подробнее…
Производство одежды в Древнем Египте
Сундук из гробниц Тутанхамона с одеждой
Изготовление одежды было женской работой. Она производилась не только в домашних условиях, но и в мастерских, которые держали дворяне и состоятельные люди.
Наиболее важной частью текстиля было белье. Лен считался самым лучшим тканым полотном
Расписанный драгоценными камнями он использовался в ежедневном гардеробе представителей царской семьи. Из грубого материала шили одежду для крестья. В мастабах и гробницах хоронили состоятельных граждан и фараонов, завернутых в белье самого высокого качества.
В гробнице царя Пепи указано:
Впервые льняная одежда была мужского кроя. Растение собиралось на полях, из него извлекались волокна, которые собирались в нити. Этот этап работы выполняли женщины. Деревяные колышки вбивались в землю, так был сделан первый ткацкий станок. Ко времени Нового царства главным изобретением стало открытие вертикального ткацкого станка. Для работы на них требовалась физическая сила, поэтому работу стали выполнять, в основном, мужичины.
Пошив одежды в Древнем Египте был достаточно трудоемким процессом и требовал мастерства. Платье подгонялось под фигуру так, чтобы сделать ее визуально стройнее. Многие из них шились из прямоугольного куска ткани, оформлялись в виде драпировки вокруг талии и скреплялись поясом. Иногда добавлялись декоративные детали, как рукава или погоны. Швы, как правило, были простыми. Зигзаг и оверлог практически не применялся. Шили тремя видами стежков.
Применялись инструменты: ножи и иглы. Лезвия делали из камня, затем из меди и в период Нового царства – из бронзды и железа. Кремниевые ножи использовались вплоть до римских времен. Иглы затачивали из дерева, кости или металла. Их ширина достигала одного миллиметра, и в иглах также было ушко для нити. Ножницы стали важным элементом швейного дела только к концу существования древнего египетского государства, хотя были известны уже начиная со II тыс. до н.э.
Костюм египтян (3000 — 500 лет до н. э.)
В древнем Египте светская и духовная власть была сосредоточена в руках фараона. Египетское искусство служило для восхваления власти князей и духовенства. Египтяне представляли себе многих богов в образе зверей или полулюдей, полуживотных существ.
Сфинксы с туловищем льва и головой человека олицетворяли собой власть египетских государей. Величественные надгробные памятники, пирамиды по своим размерам превосходили все остальные строения.
В то время, как господствующие слои населения Египта таким способом афишировали богатство и власть, крестьяне и рабы должны были усиленно трудиться, чтобы сделать страну богатой и воздвигнуть гигантские архитектурные сооружения. Вопиющее социальное неравенство между господствующими и трудящимися слоями населения находит свое выражение и в одежде.
Первоначально костюм египтян представлял собой набедренную повязку для мужчин и сарафан, закрывающий всю грудь или половину груди, для женщин. Этих предметов одежды было Достаточно для жаркого климата.
У трудовых слоев населения на протяжении нескольких тысячелетий обширной истории древнего Египта вышеупомянутый костюм оставался единственным предметом одежды (рис. 8 и 9).
Рис. 8. Юбка с бретелями для работающих женщин (‘Служанка с продуктовой корзиной’, расписная деревянная фигурка. Нью-Йорк, Метрополитен музей, 11 династия)
Рис. 9. Одежда трудящихся египтян (‘Слуга с корзиной’, расписная деревянная фигурка. Каирский музей, 6 династия)
В костюме знатных людей (рис. 10) менялись покрой и материал одежды, появлялись новые детали.
Рис. 10. Костюмы знатных египтян и слуг (фресковая живопись в гробнице Нахта близ Фив, 18 династия, 1400 г. до н. э.)
Мужской костюм. Набедренная повязка (передник) стала шире и короче и спереди посредине имела жесткую трапециевидную, треугольную или веерообразную накладку. Кроме того, начали носить один передник поверх другого. Наконец, передник дополняли сорочкой без рукавов. Сверху надевали одежду с широкими полукороткими рукавами.
На свои короткие волосы знатные египтяне надевали волосяные или шерстяные парики.
Обувью служили сандалии, которые следовало снимать в присутствии высочайших особ (рис. 11).
Рис. 11. Обувь египтян
Женский костюм. В одежде знатных женщин сарафан был дополнен верхним, а позднее нижним платьем, напоминающим плащ. Женщины так же, как и мужчины, носили искусные парики, на ногах — сандалии.
Косметика. В условиях жаркого египетского климата косметика и уход за телом играли такую же значительную роль, как и одежда. Тело смазывали, а лицо румянили.
Металлическое зеркало в туалете у женщин указывало вместе с тем на принадлежность к знатному сословию.
Ткани, цвета и украшения. Первоначально одежду изготовляли из одноцветного полотна. На протяжении столетий расцветки тканей становились все разнообразнее. Модными считались ткани с рисунками в горизонтальную вертикальную полоски. Позднее знатные египтяне стали носить костюм из белого плиссированного полотна, через которое просвечивало тело.
Украшением мужчин и женщин были кольца и серьги, браслеты и широкий воротник. Украшения изготовляли обычно из золота и серебра с искусной гравировкой или из множества жемчугов.
Форма и знаки отличия. У высокопоставленных особ страны, фараонов, вельмож, духовенства и воинов на принадлежность их к высоком сану указывали особые костюмы, эмблемы и знаки отличия Передник царя (фараона) и передники священника отличались друг от друга по своей форме. Жезлы и скипетры также служили знаками отличия.
Царскими атрибутами были изогнутый жезл и бич, которые в далекие времена были эмблемами земледелия и скотоводства. Прически и головные уборы особенно подчеркивали сословные ранги. Так, например, искусственная борода у мужчин указывала на их принадлежность к знатному сословию. Самую длинную бороду носил фараон, головные уборы могли носить только члены царской семьи. Высокие царские короны и чепцы в полном смысле слова указывали на «высочайшее» положение египетских государей. Изображение головы зверей играло большую роль в костюмах фараонов и духовенства. Изображение змеи (уреуса) на повязке фараона считалось символом их неограниченной власти (рис. 12).
Рис. 12. Царица в царском чепце с изображением змеи уреуса (‘Голова Нефертити’. Росписи на известняке, 18 династия, 1370 г. До н. э., Берлин, Государственный музей)
Скипетры
Тутанхамон с двумя скипетрами в руке (саркофаг). XVIII — й династии .
Scepter- heqa , безусловно , является старейшим символом фараонова господства. Он представляет собой пастуший посох — посох с загнутым концом. Крючок и расстояние между ними предназначены для захвата Овидия или caprid (овцы, козы) на задней ноге для ухода за администрировать. Символику фараонового мошенника легко проанализировать. Отражая скотоводческие аспекты египетского общества, фараон является пастырем своего народа, направляя и защищая его. В иероглифическом шрифте изображение приклада служит идеограммой для концепции «власть / власть / суверенитет» и служит для обозначения слов «региональный губернатор» и «иностранный правитель». Два самых старых известных образца происходят из королевского некрополя Абидоса ( кладбище У ). Первый фрагментарный и восходит к концу периода а второй является полным и датируется концом додинастического периода . Последний был найден в Гробнице Удж, где был похоронен правитель Тинитов , возможно, Король Скорпион . Старейшее изображение , показывающее фараона с жезлом в руке Heqa небольшая статуэтка от имени Ninetjer ( II — й династии ). С другой стороны, эта же фигура держит чуму — нехех (или жгутик ). Часто ложно представляемый как средство от мух, нехех на самом деле используется для подстрекательства крупного рогатого скота . Поэтому он тоже представлен как символический объект, проистекающий из египетского земледельческого менталитета, очень отмеченного ценностями разведения . С развитием культа Осириса с IV — й династии , то sceptre- Heqa и fléau- Nekhekh становятся атрибутами Осириса ; похоронный бог держит обеими руками и скрещивает на груди. Ассимиляясь с этим важным божеством, фараоны также представлены в этой позе, в частности, на своих памятников вечности и на их саркофагах .
Одежда
Дети до 12 лет ходили без одежды, но при этом носили различного рода украшения на шее и браслеты. Взрослые прикрывались набедренными повязками, оставляя большую часть тела обнаженной.
Одежду шили изо льна, который окрашивали в зеленый и красный цвета. Самым популярным считался белый, цветом траура — синий. Жрецы и жрицы могли носить одежды из шкур животных.
В облачении мужчин присутствовали юбки разного фасона. Первой моделью стала юбка шендот. До эпохи Среднего царства мужские юбки оставались короткими, не доходили до колена. Начиная со времени царствования фараона Хефрена (около 2558 г. до н. э.) появился новый вид юбки — с широкой треугольной складкой, выступающей спереди. В период Среднего царства юбки стали длиннее, закрывали колени, более свободно ниспадали, что давало большую свободу движения. Позже появилась мужская одежда, прикрывающая верхнюю часть тела, с рукавом для левой руки.
Вариант мужской одежды, прикрывающей верхнюю часть тела. Фрагмент усыпальницы Ментухотепа II. Около 2010-2000 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)
Иногда в облачении использовалась шкура животных с мордой и лапами, которую носили через плечо. Столь роскошный атрибут костюма был позволителен только фараонам.
Женское облачение отличалось большей консервативностью, и на протяжении долгого времени самым распространенным одеянием было длинное узкое платье на бретелях, которое называлось калазирис. Грудь, как правило, оставляли открытой, хотя нередко прятали под накидкой. Это зависело от социального статуса и личных предпочтений женщины. Поверх калазириса женщины набрасывали шали либо разного рода накидки. Только в эпоху Нового царства распространились новые виды одеяний как у женщин, так и у мужчин. Наряды отличались большим количеством складок и драпировок.
Женское платье из бисера. IV династия. Музей изобразительных искусств, Бостон (США)
Постепенно женский калазирис и мужская юбка стали видом нижнего белья, поверх которого надевали длинные просторные полупрозрачные одежды — нарамник — прямоугольный кусок ткани, прихваченный с двух сторон.
Одежда простого народа была более повседневной и не такой изысканной. Однако прослеживалась тенденция демократизации моделей, когда то, что было модным при дворе фараона и в обществе вельмож, становилось популярным среди остальных слоев населения.
Одежда
Платье из нитей и бусин V династии (ок. 2400 до н. э.). Музей Египетской Археологии Питри
В Древнем Египте наиболее распространённым типом одежды была одежда драпированная, позже — облегающая, но никогда не распашная. Покрой и форма одежды (как мужской, так и женской) на протяжении веков менялся медленно; долгое время одежда разных сословий не отличалась по крою, но сильно различалась по качеству используемых тканей и отделки.
В эпоху Древнего царства (3000 — 2400 годы до н. э.) единственной одеждой мужчин, являющейся единой для всех сословий на протяжении всей истории была набедренная повязка — шендит . Она представляла собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. Судя по изображениям, существовало множество способов повязывания шендита, различавшихся в зависимости от длины ткани и расположения складок, благодаря чему и эта скромная одежда могла выглядеть нарядной и даже изысканной. Вместе с шендитом (а иногда и без него) носили узкий передник из более плотной ткани или кожи, треугольный или овальный формы. Никакой другой одежды даже фараоны долгое время не использовали.
В эпоху Нового царства основной одеждой фараона становится сусх. Он состоял из рубашки и синдона из тонкой плиссированной ткани, который драпировался вокруг бёдер.
Синдоном называлась часть мужской одежды эпохи Нового царства. Это был кусок драпированной или плиссированной ткани, который обёртывали поверх калазириса вокруг бёдер и спереди завязывали.
Разным санам жрецов предписывались запреты и указания на ношение той или иной одежды. Геродот (V век до н. э.) и Апулей (II век н. э.) отмечают, что жрецам не дозволялось носить шерстяную одежду, но лишь льняную. А sem-жрецы (егип. Sm / Stm) накидывали на плечи леопардовую шкуру и оставляли на голове юношеский локон.
В эпохи Древнего, Среднего и Нового царств распространённой женской одеждой был облегающий калазирис. До эпохи середины XVIII династии он представлял собой сарафан на бретельках длиной от груди до лодыжек. На статуях широкие бретельки прикрывают грудь, а на некоторых рисунках и рельефах она обнажена. В отличие от изображений женщин в тесно облегающих платьях сохранившиеся экземпляры свидетельствуют о льняных мешковатых одеждах, скрывающих, но не обнажающих наготу. Старейшее из известных сегодня платьев найдено в египетском Тархане в 1913 году и датируется 3482 — 3102 годами до н. э.
Плиссированные накидки, ок. 1279—1257 годы до н. э. (правление Рамсеса II)
Калазирис из тонких тканей был привилегией исключительно знатных египтян. А в эпоху Нового царства появляется калазирис из плиссированной ткани, калазирис с заложенной крупными складками широкой оборкой, а также расшитый сверху сеткой из керамических бус.
Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Традиционные шендиты и калазирисы сохраняются лишь в обиходе простолюдинов; в костюме знати они начинают играть роль нижнего белья. У мужчин входит в обычай надевать по нескольку шендитов, причём верхний нередко делался из прозрачной ткани и ниспадал почти до земли. В эпоху Нового царства у мужчин и женщин в моду вошёл заимствованный у сирийцев нарамник — длинная и широкая накладная одежда из тонкой ткани. Его покрой был очень простым: полотнище ткани, прямое или расширенное на концах, длиной в два человеческих роста, складывали пополам и на месте сгиба делали прорезь для головы, а по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук. Его надевали поверх шендита или калазириса и подпоясывали таким образом, что получались как бы широкие рукава. Иногда к нарамнику пришивали настоящие рукава, и он превращался в рубашку. Мужчины обычно носили нарамник с синдоном — длинным шарфом, который обёртывали поверх нарамника вокруг бёдер и завязывали спереди так, что концы свисали вниз. Женщины поверх нарамника накидывали тонкий плащ, затянутый узлом на груди и оставлявший открытым правое плечо. Лёгкие, полупрозрачные ткани, окутывавшие тело человека словно бы дымкой, придавали ему черты изящества и изнеженности. Такая одежда видоизменяла облик своего хозяина, украшала его, позволяла скрывать недостатки фигуры. В качестве отделки для нарядов древние египтяне использовали плиссировку, бахрому, золотые блёстки и фаянсовый или стеклянный бисер.
Рабочие будни
В незавидном положении находились ремесленники и земледельцы, ведь им приходилось думать не только о том, как обеспечить семью. За их счет жили государственные иждивенцы: фараоново войско, вельможи, писцы и др. Государственная казна в виде налогов отбирала львиную долю всего того, что удавалось заработать нелегким трудом. Сельские труженики просыпались с первыми лучами солнца, а ложились спать после его заката, т.е. весь световой день они вынуждены были работать в поте лица. Земледельцы и ремесленники в Древнем Египте все время трудились, только так можно было заработать пищу для семьи.
В те далекие времена жизнедеятельность земледельцев Египта в значительной степени зависела от Нила, который был и остается самой длинной рекой в мире
Важно было умело воспользоваться её разливом, т.е. увлажнить не только близлежащие земельные участки, но и более отдаленные территории. Этой цели служили вырытые каналы, специальным образом сооруженные плотины, которые с началом разлива реки приоткрывались, давая возможность свободному прохождению воды
Историки подробно описывают, как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Этой цели служили вырытые каналы, специальным образом сооруженные плотины, которые с началом разлива реки приоткрывались, давая возможность свободному прохождению воды. Историки подробно описывают, как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
Таким способом осуществлялось орошение посевных площадей. На поверхность прибрежной зоны водой Нила наносился плодородный слой ила, который значительно повышал показатели почвы. В результате земля становилась мягче, крестьянам намного легче было её обрабатывать. Пахать можно было даже легким деревянным плугом. Жизнь ремесленников и земледельцев в Древнем Египте была очень сложной, но без них не смогли бы прожить высокопоставленные фараоны.
По засеянной площади специально прогоняли домашних животных, которые копытами втаптывали зерно глубже в землю, чтобы оно не досталось птицам. Для уборки колосьев зерновых культур – пшеницы, ячменя – применялся примитивный серп. Его основание было изготовлено из дерева, а режущая часть — в виде кремневой или бронзовой вкладки. В дальнейшем, когда усовершенствовалась технология плавления металла, начали пользоваться бронзовыми и медными серпами.
Особенности общества и образа жизни древних египтян
Египтяне считали, что после смерти их ждёт суд бога Озириса, который положит на разные чаши специальных весов их дурные и добрые дела. И чтобы добрые дела перевесели, в земной жизни необходимо вести себя подобающим образом.
Суд бога Озириса
Кроме того, жителям Древнего Египта было важно, чтобы их загробная жизнь была похожа на жизнь земную. Поэтому к переходу в иной мир нужно было тщательно готовиться
Состоятельный египтянин заранее строил для себя загробный дом. Когда же умирал фараон, в его гробницу помещали не только его тело, но и множество вещей, которые могли пригодиться в иной жизни — одежду, украшения, мебель и т. д. Важное значение в связи с этим приобретает тот факт, что первые пирамиды были ступенчатыми — вероятно, ступени требовались для того, чтобы фараон как бы мог подняться в мир богов.
Египетское общество состояло из нескольких сословий и социальный статус здесь имел большое значение. У египтян из богатых сословий в моде были парики и замысловатые головные уборы, а от своих волос они избавлялись. Таким способом решалась проблема вшей. А вот бедным людям приходилось несладко — среди них было не принято стричься «под ноль».
Основной одеждой египтян была обычная набедренная повязка. Но богатые люди, как правило, носили ещё и обувь. А фараонов везде сопровождали носильщики сандалий — была такая специальная должность.
Ещё один забавный факт: долгое время в Египте среди состоятельных женщин были популярны прозрачные платья. Кроме того, для демонстрации социального положения египтянки (да и египтяне тоже) надевали на себя ожерелья, браслеты и прочие подобные аксессуары.
Богатые египтянки носили многочисленные украшения и замысловатые головные уборы
Некоторые профессии в древнегреческом обществе — воин, чиновник, жрец — наследовались. Впрочем, добиться значимой должности, благодаря своим талантам и умениям, тоже было вполне реально.
Больше всего трудоспособных египтян было занято в земледелии, ремесленничестве или сфере обслуживания. А в самом низу социальной лестницы находились рабы. Они обычно выполняли роль слуг, но при этом имели право покупать и продавать товары, получать свободу. А став свободными, они со временем даже могли войти в знать. О гуманном отношении к рабам свидетельствует и тот факт, что на рабочем месте им полагалась медицинская помощь.
Вообще египетские врачеватели были очень просвещёнными для своего времени. Они отлично разбирались в особенностях человеческого организма и осуществляли весьма сложные операции. Согласно исследованиям египтологов, даже пересадка некоторых органов для местных врачевателей не являлась проблемой. Интересно и то, что в Древнем Египте некоторые из инфекционных недугов лечили с помощью хлеба, покрытого плесенью — это можно считать своеобразным аналогом современных антибиотиков.
Также египтяне фактически придумали мумификацию. Этот процесс выглядел следующим образом: внутренние органы извлекали и помещали в сосуды, а на само тело наносили соду, чтобы оно не разлагалось. После высыхания тела его полости заполнялись льном, пропитанным специальным бальзамом. И наконец на последнем этапе тело перебинтовывали и закрывали в саркофаге.
Мумификация в Египте была вполне обычным делом