Экология СПРАВОЧНИК
Все современные дозвуковые самолеты и сверхзвуковые самолеты первого поколения («Конкорд», Ту-144) в качестве топлива используют керосин различных сортов, а окислителем служит кислород окружающего воздуха. В настоящее время бензин используется в ограниченном количестве в поршневых двигателях небольших самолетов, летающих на сравнительно малых высотах.
Озоноактивными компонентами выхлопных газов являются оксиды азота и в меньшей степени оксид углерода. Продукты полного сгорания — диоксид углерода и вода — являются парниковыми газами.
Экспериментальные и теоретические исследования показали, что содержание оксидов азота в выхлопных газах реактивных двигателей, выражаемое через эмиссионный индекс (г 1М02 на 1 кг топлива), однозначно зависит от температуры воздуха, поступающего в камеру сгорания. Температура воздуха на входе в камеру сгорания определяется степенью сжатия турбокомпрессора и зависит от высоты и скорости полета. Для снижения температуры воздуха и снижения содержания оксидов азота в выхлопных газах используют впрыскивание воды или части топлива между турбокомпрессором и камерой сгорания, а также уменьшают степень сжатия в турбокомпрессоре.
В двигателях, установленных в наиболее распространенных в настоящее время дозвуковых самолетах «Боинг-707, -727», ЭС-8, -9, в крейсерском режиме образуется около 6 г 1М02 на 1 кг израсходованного топлива. В двигателях, установленных на широкофюзеляжных самолетах «Боинг-747», ЭС-Ю, А-300, «Лок-хид-1011», образуется до 16 г N02 на 1 кг топлива. Наибольшее количество диоксида азота (18 г на 1 кг топлива) образуется в двигателях «Олимпус-593» и НК-144, устанавливавшихся на сверхзвуковых транспортных самолетах первого поколения «Конкорд» и Ту-144 .
Учитывая возможное влияние оксидов азота на стратосферный озон, в ходе выполнения программы СИАП была проанализирована возможность снижения, содержания оксидов азота как путем совершенствования двигателей, так и путем перехода на другие виды топлива — сжиженный природный газ и сжиженный или сжатый водород. Результаты этого анализа показали, что только создание новых двигателей, а не модернизации существующих, может заметно снизить эмиссию оксидов азота. Однако и двигатели нового поколения по уровню эмиссии оксидов азота далеки от теоретически возможного минимума.
Производство авиационного топлива
Производство авиационного топлива делится на две категории: топливо, пригодное для турбинные двигатели и топливо, подходящее для поршневых двигателей с искровым зажиганием. Для каждого существуют международные спецификации.
Реактивное топливо газотурбинное топливо, используемое в винтовых и реактивных самолетах и вертолетах. Имеет низкий вязкость при низкой температуре, имеет ограниченный диапазон плотности и теплотворной способности, горит чисто и остается химически стабильным при нагревании до высокой температуры.
Авиационный бензин, часто называемый «avgas» или 100-LL (с низким содержанием свинца), представляет собой высокоэффективную форму бензин для самолетов, с упором на чистоту, антидетонационный характеристики и минимизация свеча зажигания обрастание. Avgas должен соответствовать требованиям к характеристикам как для богатой смеси, необходимой для настроек взлетной мощности, так и для более бедных смесей, используемых во время крейсерского полета для снижения расхода топлива. Авиационное топливо можно использовать в качестве КПГ.
Avgas продается в гораздо меньших объемах, чем авиакеросин, но гораздо большему количеству отдельных эксплуатантов самолетов; тогда как авиакеросин продается в больших объемах крупным операторам самолетов, таким как авиакомпании и военные.
Зеленый керосин
Еще одно направление развития авиатопливного рынка совпадает с вектором движения рынка автомобильного — это снижение уровня вредных выбросов в атмосферу. Главная технология здесь — создание более чистого топлива, в первую очередь за счет разработки и использования биокомпонентов.
На сегодня процедуру сертификации прошли несколько технологий производства авиационного биотоплива. Биокеросин производят из биомассы с помощью процесса Фишера — Тропша*, из растительного масла, создают горючее для самолетов и на основе этилового спирта. Биокомпоненты в разных пропорциях (максимум 50×50) смешиваются с обычным авиакеросином, что позволяет сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу почти на 50 %. При этом конечный продукт по химическому составу эквивалентен традиционному авиатопливу, и его применение не влияет на эксплуатационные характеристики самолетов.
Одним из первых коммерческие заправки биотопливом начал аэропорт норвежского Осло, а пионером в использовании экологичного керосина стала немецкая Lufthansa. Использование биотоплива одобрено Федеральной авиационной администрацией США (FAA), им уже заправляют свои самолеты в США несколько десятков авиакомпаний.
Но у развития этого направления есть одно но — производство биотоплива пока слишком дорого, поэтому сегодня, во времена низких цен на нефть, оно не может на равных конкурировать с обычным «Джетом», а тем более с ТС-1.
Виды авиационного топлива
Обычная авиация топливо
Реактивное топливо
Наземная заправка МИГ-29 с танкера УРАЛ (2011 г.).
Реактивное топливо это топливо от прозрачного до соломенного цвета на основе неэтилированный керосин (Джет А-1) или нафта -керосин смесь (Jet B). Похожий на дизельное топливо, его можно использовать в любом двигатели с воспламенением от сжатия или турбинные двигатели.
Jet-A используется в современных коммерческих авиалайнерах и представляет собой смесь чрезвычайно очищенного керосина и горит при температуре 49 ° C (120 ° F) или выше. Топливо на основе керосина имеет гораздо более высокую температуру вспышки, чем топливо на основе бензина, а это означает, что для воспламенения требуется значительно более высокая температура. Это качественное топливо; если он не проходит испытания на чистоту и другие тесты качества для использования на реактивных самолетах, он продается наземным пользователям с менее строгими требованиями, например железным дорогам.
Avgas
Avgas (среднийiation газoline) используется в небольших самолетах, легких вертолетах и старинных самолетах с поршневыми двигателями. Его формулировка отличается от общепринятой. бензин (бензин Великобритания), используемые в автомобили который в авиации обычно называют могасом или автогазом. Хотя он бывает разных классов, его 100 октановое число выше, чем у «обычного» автомобильного бензина, который колеблется от 91 в США до 95 в Европе.
Новые виды авиационного топлива
Биотопливо
Альтернативы традиционному ископаемому авиационному топливу, новое топливо, производимое биомасса в жидкость метод (как устойчивое авиационное топливо ) и некоторые прямые растительные масла также можно использовать.
Такие виды топлива, как устойчивое авиационное топливо имеют то преимущество, что на самом воздушном судне не требуется никаких модификаций, при условии, что характеристики топлива соответствуют спецификациям по смазывающей способности и плотности, а также достаточному набуханию эластомерных уплотнений в существующих топливных системах самолетов.Экологичное авиационное топливо а смеси ископаемых и альтернативных видов топлива из экологически чистых источников позволяют снизить выбросы твердых частиц и парниковые газы. Однако они не используются широко, поскольку по-прежнему сталкиваются с политическими, технологическими и экономическими препятствиями, такими как в настоящее время значительно дороже авиационного топлива, производимого традиционным способом.
Сжатый природный газ и сжиженный природный газ
Сжатый природный газ (CNG) и (СПГ) — это сырье для топлива, которое самолет может использовать в будущем. Были проведены исследования возможности использования природного газа. и включить самолет «SUGAR Freeze» в рамках программы NASA N + 4 Advanced Concept Development (разработанной командой Boeing’s Subsonic Ultra Green Aircraft Research (SUGAR)). В Туполев Ту-155 был испытательным стендом альтернативного топлива, который работал на СПГ. Низкая удельная энергия природного газа даже в жидкой форме по сравнению с обычным топливом дает ему явный недостаток для использования в полете.[нужна цитата ]
Процесс заправки авиалайнера
Рассмотрев вопрос о том, на чем летают самолеты, необходимо перейти к обсуждению процесса заправки воздушного транспорта. Порядок проведения этой процедуры зависит от текущего сезона. В зимние месяцы в топливо добавляются специальные компоненты, которые препятствуют загустению и появлению смол в топливных баках. Такие присадки гарантируют полное сгорание смеси. Многих людей интересует расположение топливных баков в пассажирских авиалайнерах. Как правило, подобные устройства устанавливаются в центральной части фюзеляжа и возле крыльев. Смесь, содержащаяся в центральном баке, напрямую подается в двигатель. В некоторых моделях воздушных кораблей устанавливается дополнительный бак, который находится в хвостовой части. Этот бак применяется с целью улучшения регулировки центровки самолета в процессе полета.
Устройство топливных баков может различаться в зависимости от конструкторских решений. Некоторые авиастроительные компании применяют дренажные системы, а отечественные инженеры используют технологические отверстия. Эти отверстия делаются в топливных баках для того, чтобы снизить уровень давления внутри бака и создать сообщение с атмосферой. В противном случае топливо перестанет поступать к двигателям.
Перед заправкой лайнера, остатки горючего сливаются из топливных баков. Данный процесс способствует устранению излишней влаги. Эту задачу выполняют бортинженеры и техники. Перед тем как заправить баки авиалайнера, техники должны провести процедуру контроля, поступившего на склад горючего. В ходе подобной проверки выявляется процент содержания воды в горючей смеси. После всех подготовительных этапов топливо заливается в баки самолета через специальные шланги. Для заправки лайнеров используются специальные машины. Перед тем как начать заправку, к самолету крепится специальный трос, который используется как заземление. Еще один трос крепится к топливозаправщику и точке заземления.
Рассматривая вопрос о том, как заправляют самолеты, необходимо уделить внимание нескольким важным факторам. Для того чтобы исключить проливание топлива в баки самолета встраивается обратный клапан, который включается в случае увеличения давления. После того как уровень давления снижается, клапаны закрываются в автоматическом режиме
Лайнеры заправляются до того момента, как пассажиры поднимутся в салон транспортного средства
После того как уровень давления снижается, клапаны закрываются в автоматическом режиме. Лайнеры заправляются до того момента, как пассажиры поднимутся в салон транспортного средства.
Необходимо отметить тот факт, что заправщики не могут залить больше горючего, чем помещается в бак. После того как уровень керосина в баке достигнет определенной отметки, клапаны закроются в автоматическом режиме. В случае поломки автоматики, высокое давление в топливных баках приведет к тому, что топливо начнется сливаться на землю. Текущий уровень топлива отображается на специальных приборах, которые установлены в кабине пилотов. Перед тем как взлететь, пилоты проверяют показания с этих устройств. Если в топливных баках будет разный уровень давления, то самолет во время полета начнет кренить в определенную сторону.
После заправки техники проводят сравнение количества залитого керосина с показателем, необходимым для преодоления конкретной дистанции. Совпадение данных параметров свидетельствует о готовности лайнера к рейсу. Через пятнадцать минут после окончания вышеописанного процесса, техники сливают отстой из основных баков и заново проверяют уровень влажности. Этот процесс является последним этапом заправки авиалайнера.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о количестве используемого топлива. Как правило, современные Боинги используют около пятнадцати тонн горючего за один рейс. В случае с Аэробусом, данный показатель увеличивается до двадцати пяти тонн. Конкретные параметры рассчитываются пилотами лайнера на основе длины маршрута. Помимо этого, учитываются резервы, которые могут потребоваться в случае возникновения форс-мажоров.
Производство авиационного бензина – это сложный процесс
Чем заправляют самолеты?
Существует понятие авиационного топлива. Это горючее вещество, которое сжигается в камере сгорания двигателя и выделяет тепловую энергию. Топливо бывает двух видов:
- авиационный бензин;
- авиационный керосин.
Каждый тип топлива применяется в определенных целях, поэтому утверждение, что в авиации используют только керосин, неверно. Бензин необходим для работы поршневых двигателей. На авиакеросине летают воздушные суда с газотурбинными двигателями.
Заправка самолета через люк, расположенный в крыле
В прошлом разрабатывались поршневые моторы, которые должны были работать на дизельном горючем. Однако позже дизель заменили керосином. Поскольку запасы нефти истощаются, ведутся поиски новых видов топлива на основе других материалов. Рассматриваются варианты применения криогенного, синтетического и других альтернативных видов горючего.
Важно понимать, что любой авиадвигатель разрабатывается под определенный вид топлива, который позволяет ему работать в полную силу. Также предполагаются альтернативные сорта горючего, на которых техника сможет работать, но с некоторыми ограничениями. Интересный факт: первые авиамоторы работали на обычном бензине, которым заправляют авто
Позже появилась необходимость в совершенствовании топлива. Например, в СССР основными сортами авиабензина были Бакинский и Грозненский, потому что поставляли их заводы Баку и Грозного.
Интересный факт: первые авиамоторы работали на обычном бензине, которым заправляют авто. Позже появилась необходимость в совершенствовании топлива. Например, в СССР основными сортами авиабензина были Бакинский и Грозненский, потому что поставляли их заводы Баку и Грозного.
Авиабензин в нынешнее время используется мало, поскольку на смену ему пришло более подходящее топливо на основе керосина. Бензин должен быть устойчивым к детонированию, иметь стабильный химический и фракционный состав.
Чтобы добиться нужных параметров, производители топлива этилировали его тетраэтилсвинцом. Однако данное вещество крайне токсично и запрещено к использованию. Других вариантов улучшения качества бензина пока не найдено. Специалисты всего мира работают над этой проблемой.
Дозаправка самолета в воздухе
Для заправки того или иного вида авиации используются определенные марки реактивного топлива. В России и странах СНГ дозвуковые самолеты разного назначения заправляют топливом сернистым (ТС-1). В Европе в этих целях применяют Jet A-1 (более экологически безопасный аналог).
Сверхзвуковые самолеты летают на РТ – сорте авиакеросина, который проходит тщательную гидроочистку от различных примесей и соединений. Фактически его можно использовать и в дозвуковой авиации.
Двигатели некоторых сверхзвуковых самолетов нуждаются в еще более качественном термостойком горючем – например, марки Т-6 и Т-8В. Его производство требует существенных материальных затрат, поэтому используется исключительно в целях Министерства обороны РФ.
Топливо для авиации: виды и особенности использования
Авиационное топливо — это специальный вид топлива, который используется в авиации для обеспечения работы двигателей самолетов и других летательных аппаратов. В зависимости от типа двигателя и его конструкции, используются разные виды топлива.
Наиболее распространенным видом топлива для авиации является авиационный керосин, также известный как Джет-топливо или Джет-керосин. Он обладает высокой энергетической плотностью и обеспечивает стабильную работу двигателей при разных режимах полета. Керосин имеет низкую температуру замерзания, что позволяет использовать его в условиях низких температур высотной атмосферы.
Другим видом топлива, используемым в авиации, является авиационный бензин. Он используется в двигателях небольших самолетов и вертолетов. Авиационный бензин обладает высоким октановым числом, что обеспечивает его стабильную сгораемость и позволяет достичь высокой производительности двигателя.
Кроме того, существуют также специальные виды топлива, используемые в военной авиации. Например, авиационное топливо Джет-Ойл (JP-8), которое обладает дополнительными свойствами, такими как высокая стойкость к коррозии и самовоспламенению. Также существуют различные типы авиационного топлива для реактивных и турбовинтовых двигателей, а также для вертолетов.
Использование специального топлива для авиации имеет свои особенности и требует соблюдения определенных правил и норм. Воздушное топливное обслуживание должно быть проведено в соответствии с международными стандартами и процедурами. Необходимо контролировать качество топлива, его температуру и заполнять баки согласно установленным нормам.
Таким образом, выбор и использование определенного вида топлива зависит от типа двигателя и характеристик летательного аппарата. Соблюдение правил и норм обеспечивает безопасность полетов и надежную работу двигателей в условиях воздушной среды.
Сколько стоит заправить самолет
Стоимость бака горючего для конкретного лайнера зависит от множества факторов. Влияет на это тип техники, вместимость топливной емкости, расход, дальность перелета, количество посадок и даже погодные условия. При определении объема в аэропортах обычно складывают авиакеросин, который потребуется для:
- перелета из одной точки в другую;
- дороги до самого отдаленного по плану запасного места посадки в случае форс-мажора;
- 30-минутного ожидания посадки на высоте 460 метров;
- непредвиденных обстоятельств.
Посчитать точное количество горючего и цену самостоятельно вряд ли получится, числа можно представить лишь примерно. Чтобы залить бак «Боинга-737-300» «до краев» потребуется 23170 литров. С учетом средней в марте 2018 года цены на авиакеросин в России в 49390 рублей за тонну общая стоимость заправки лайнера составит примерно 835303 рубля.
Горюче-смазочные материалы: использование в старых самолетах
Старые самолеты, выпущенные до 1950-х годов, использовали горюче-смазочные материалы (ГСМ) для смазки и охлаждения двигателей. Такие материалы включали в себя масла и газовые топлива, которые использовались одновременно для смазки двигателя и его подачи топлива.
При использовании ГСМ в старых самолетах были несколько основных требований:
- Высокая степень очистки. ГСМ должны были быть очищены от всех примесей, таких как пыль, грязь и вода, чтобы предотвратить повреждение двигателя.
- Высокая термическая стабильность. ГСМ должны были иметь высокую термическую стабильность, чтобы сохранять свои свойства при высоких температурах, характерных для работы двигателя.
- Отличительные свойства смазки и охлаждения. ГСМ должны были обладать свойствами, необходимыми для смазки двигателя и его охлаждения одновременно. Они должны были быть достаточно вязкими для обеспечения смазки, но при этом достаточно тонкими для охлаждения двигателя.
- Пониженный уровень дымообразования. ГСМ не должны были создавать большое количество дыма при сгорании, чтобы предотвратить ослепление пилотов и загрязнение окружающей среды.
Современные самолеты уже не используют горюче-смазочные материалы, так как новые технологии позволяют использовать более эффективные и безопасные варианты топлива. Однако, историческое значение ГСМ остается важным для понимания развития авиации.
В использовании
Резервуары для хранения авиационного топлива на Межконтинентальный аэропорт Джорджа Буша, Хьюстон, Техас
Авиационное топливо обычно поступает в аэропорт по трубопроводным системам, таким как CEPS. Затем его перекачивают и выгружают из цистерны или топливозаправщик. Затем топливо подается на припаркованный самолет и вертолеты. В некоторых аэропортах есть насосы, похожие на заправочные станции какой самолет должен рулить. В некоторых аэропортах есть постоянный трубопровод к стоянкам для больших самолетов.
Подача авиационного топлива на самолет осуществляется одним из двух способов: подкрылом или подкрылом.
Overwing
Заправка HK36-TTC Супер Димона
Заправка топливом через крыло используется на небольших самолетах, вертолетах и всех самолетах с поршневыми двигателями. Заправка крыла аналогична машина Заправка топливом — открывается один или несколько топливных портов, и топливо подается обычным насосом.
Подкрылье
Наиболее широкофюзеляжный самолет используйте двойной одноточечный
Заправка под крылом, также называемая точечной дозаправкой или дозаправкой под давлением, где не зависит от силы тяжести, используется на более крупных самолетах и исключительно для реактивного топлива.
Для заправки под давлением присоединяется шланг высокого давления и подача топлива на 275кПа (40 psi ) и максимум 310 кПа (45 фунтов на кв. дюйм) для большинства коммерческих самолетов. Давление для военных самолетов, особенно истребителей, составляет до 415 кПа (60 фунтов на кв. Дюйм). Воздух, вытесняемый в баках, обычно выходит за борт через единственное вентиляционное отверстие на самолете. Поскольку имеется только одна точка крепления, распределение топлива между баками либо автоматизировано, либо управляется с панели управления в точке заправки или в кабине экипажа. Раннее использование дозаправки под давлением было на de Havilland Comet и Sud Aviation Caravelle. Более крупные самолеты позволяют использовать две или более точки крепления; тем не менее, это по-прежнему называется точечной заправкой, поскольку любая точка крепления может заправить все баки. Множественные насадки позволяют увеличить поток топлива.
Пропуск топлива
Из-за опасности перепутать типы топлива, помимо четкой маркировки всех контейнеров, транспортных средств и трубопроводов, принимаются меры для различения авиационного и авиационного топлива. Отверстие в топливных баках самолетов, требующих авиационного газа, не может быть больше 60.миллиметры в диаметре. Avgas часто окрашивают и выпускают из насадки с диаметр 40 мм (49 мм в США).
Топливо для реактивных двигателей имеет цвет от прозрачного до соломенного и выходит из специальной форсунки, называемой J-образным изливом или утконосом, у которого есть прямоугольное отверстие размером более 60 мм по диагонали, чтобы не помещаться в порты для газа. Однако у некоторых реактивных и газотурбинных самолетов, таких как некоторые модели вертолета Astar, заправочный порт слишком мал для J-образного патрубка, и поэтому требуется меньшее сопло.[нужна цитата ]
Как заправляют самолеты
Заправка очень важный процесс при обслуживании летной техники.
Заправка бывает двух видов:
- дозаправка в воздухе (военных самолетов);
- полная заправка в аэропорту.
Каждый из видов по своему сложен. Рассмотрим их по порядку.
Дозаправка в воздухе
Это один из самых сложных и, в то же время зрелищных элементов полетов военной техники. Именно в России более 100 лет назад была придумана воздушная заправка. Не всегда она была такой, как мы ее видим сейчас. Существовали уникальные методы, в частности у бомбардировщиков Ту-16, когда самолеты заправлялись «крыло в крыло». И по сей день, наша военная авиация является передовой в технике заправок в воздухе. К сожалению, этот процесс не так просто увидеть обычным зрителям. Все потому, что попросту опасен ввиду чрезвычайного сближения самолетов (примерно на 20 метров).
Смотрите видео как заправляют бомбардировщик Стелс:
Видео как заправляют Су-24: В данный момент многие типы самолетов военной авиации ВКС России обладают возможностью заправиться в воздухе.
- Истребители — Су-27, Миг-31,Миг-29;
- Штурмовики – Су-24М;
- Бомбардировщики – Ту-95, Ту-160.
Заправщиком в основном сейчас выступает модернизированный Ил-78М.
Чтобы заправить в воздухе истребитель потребуется 6 минут, тяжелый бомбардировщик – 20 минут, танкер – 45 минут.
Смотрите видео подборку неудачных дозаправок в воздухе:
Заправка в аэропортах
В аэропорт топливо попадает двумя путями:
- Железнодорожным путем попадает топливо в цистернах, из которых при тщательном контроле всех параметров содержимое перекачивается в специальные резервуары. Рядом, по нормам всегда должны находиться подземные отсеки с водой, который в экстренном случае будут использованы для тушения горючего. На цистернах находятся специальные приборы, которые показывают все параметры топлива. Для перегонки используются мощные насосы.
- Трубопровод. Этот путь включает в себя доставку по трубам горючего с ближайшего нефтеперерабатывающего узла. На территории аэропорта находятся приборы учета качества топлива, которое проверяется по 12 основным параметрам. После анализа материала, происходит перегонка в центральный заправочный комплекс.
Процесс заправки лайнера может осуществляться двумя способами: через топливо заправщик или специальные колонки, расположенные по всей территории.
В заключении отметим, что процесс заправки очень важен для современных полетов, как гражданских, так и военных. Эта весьма сложная и опасная процедура. В ней много особенностей, исходя из условий применения и типов самолетов.
Гражданские самолеты в большинстве случаев потребляют огромное количество топлива, однако в пересчет на одного пассажира – это приемлемая цифра. Многие производители модифицируют самолет, чтобы повысить ее экономичность и, следовательно, уменьшить расходы на обслуживание. Современное высококачественное авиационное топливо поставляется во все крупные аэропорты, где происходит дозаправка лайнеров. А дозаправка в воздухе – одно из самых захватывающих зрелищ для зрителей и ответственных процедур для военных летчиков. Главным фактором остается одно – соблюдение техники безопасности.
Чем отличается керосин от дизельного топлива
Керосин является одной из фракций дизельного топлива и отличается по цвету: дизельное топливо имеет насыщенный желтоватый цвет, внешне похоже на нерафинированное подсолнечное масло, а керосин обладает слабо-желтой окраской или бесцветен (просветленный керосин).
Керосин обладает более низкой температурой застывания около -50 º С, в то время как обычное дизельное топливо около -5º С (бензин около -70º С).
Применение чистого керосина в дизельных двигателях не рекомендуется в виду увеличения его износа, но керосин можно добавлять к летнему дизельному топливу для снижения температуры застывания. Чистый керосин в основном используется как реактивное топливо в авиации, а также для промывки карбюраторов и в качестве растворителя.
kazanneft.ru
Какие технологические решения повышают эффективность использования керосина?
1. Модификация двигателей. Для использования керосина были разработаны специальные двигатели, которые позволяют повысить эффективность работы самолета. Эти двигатели имеют более эффективные процессы сжигания топлива, что позволяет уменьшить потребление топлива и повысить мощность двигателя.
2. Использование высококачественного керосина. Не все виды керосина подходят для использования в авиации. Для достижения максимальной эффективности использования топлива в самолетах используют специальный высококачественный керосин, который имеет определенные химические характеристики и соответствует требованиям авиастандартов.
3. Оптимизация маршрутов. Один из способов повышения эффективности использования керосина заключается в оптимизации маршрута полета. Это может быть достигнуто путем выбора оптимальных высот и скоростей, а также оптимизации планирования маршрута для избежания турбулентности и погодных условий, которые потребляют дополнительное топливо.
4. Использование современных технологий. Применение современных технологий, таких как автоматические системы управления полетом и мониторинга топлива, также повышает эффективность использования керосина. Такие системы осуществляют контроль за состоянием двигателя и используемым топливом, что позволяет снизить потребление топлива и уменьшить износ двигателя.
5. Системы рециркуляции и очистки топлива. В современных самолетах используются системы рециркуляции и очистки топлива, которые позволяют использовать топливо более эффективно. Эти системы удаляют из топлива влагу и примеси, что уменьшает риск выпадения льда во время полета, а также повышает эффективность сжигания керосина.
Авиационное топливо
Топливо для самолетов бывает двух видов – авиационный бензин и реактивное топливо (авиакеросин).
Авиабензины применяются для поршневых двигателей или же в качестве растворителя для технического обслуживания авиалайнеров. Такое горючее не сильно отличается от обычного автомобильного бензина, хотя имеет некоторые особенности, связанные со спецификой его применения.
Существует два вида авиационного бензина, которые отличаются некоторыми характеристиками, и одной из них является октановое число. Так как техника на поршневых двигателях все же сдает позиции, авиационный бензин также используется значительно реже.
Самым популярным топливом для авиалайнеров является авиационный керосин, который также называют реактивным топливом. Используется для аппаратов с турбореактивным двигателем.
Авиакеросин представляет собой дизельное топливо, полученное в ходе глубокой переработки нефти. Согласно с правилами эффективного использования турбореактивных двигателей, авиационный керосин должен быть максимально очищен от ароматических углеводородов и других примесей.
Авиационный керосин производится на нефтеперерабатывающих заводах. Согласно ГОСТу, выделяются авиакеросины для дозвуковой и сверхзвуковой авиации. Вы спросите, в чем же разница? Дело в том, что сверхзвуковой режим полета предполагает сильный разогрев топлива. И, если топливо мелкофракционное, оно начинает испаряться.
Для дозвуковой авиации подходит и мелкофракционное топливо. Однако чем больший процент топлива составляют легкие бензиновые фракции, тем на меньшую высоту полета оно рассчитано. К такому вида керосинов можно отнести керосин Т-2.
Керосин Т-1 является достаточно стабильным топливом, соответствующим международным стандартам качества. Авиационный керосин ТС-1 не совсем соответствует данным нормам за счет высокого процента серы в составе.
Мы рассмотрели, на чем летают самолеты
Теперь стоит уделить внимание не только авиатопливу, но и специальным добавкам, которые улучшают его качество
Заправка самолета
Октановое число топлива
Чем больше показатель ОЧ, тем более безопасным для топливной системы является бензин. Горючее очень плохого качества создаёт риск взрыва двигателя. Для повышения октанового числа используются дополнительные компоненты:
- Спирты;
- Эфиры;
- Алкилы;
- Присадки, повышающие стойкость к замерзанию.
Повышается октановое число разными способами
Ранее также использовался тетраэтилсвинец. Он отлично справлялся с работой, но негативно влиял на здоровье водителей и природы в целом, оседая в лёгких и вызывая рак. Разрешённые присадки позволяют создавать безопасное как для двигателя, так и для экологии топливо как в лаборатории, так и самостоятельно.
Плотность
При расчетах производительности производители авиалайнеров используют плотность реактивного топлива около 6,7 фунта / галлон США или 0,8 кг / л.
Конкретные случаи:
- Bombardier Aerospace: Многоцелевой самолет Challenger — это особый вариант платформы бизнес-джетов Bombardier Challenger 650. Bombardier основывает рабочие характеристики на использовании топлива со средней низкой теплотворной способностью 18 550 БТЕ / фунт (43,147 МДж / кг) и плотностью 0,809 кг / л (6,75 фунта / галлон США).
- Embraer: В руководстве по планированию аэропорта для E195 используется принятая плотность топлива 0,811 кг / л (6,77 фунта / галлон США).