Почему в сша бетонные дороги

Почему в сша бетонные дороги

Почему бетон не приживается в России

На русских просторах можно встретить бетонные трассы. Но, чаще всего это или короткие экспериментальные отрезки, или заброшенные взлетно-посадочные полосы. Кстати, на аэродромах бетонное покрытие используют и в России, и это говорит еще раз в пользу его надежности.

А вот дороги российские службы по-прежнему покрывают асфальтом. Об этом сложено много несмешных анекдотов.

Но почему бетон у нас не оценили? Роль сыграл некий замкнутый цикл. Бетонные дороги не строят, поэтому подходящий для них цемент не производят. Цемента нет, значит и дороги строить не из чего.

По такому же принципу нет и специальной техники. Она не востребована и ее не закупают.

Но есть и другие причины, которые могут вызвать недобрую улыбку. Бетон не терпит никаких нарушений. Если при производстве смеси нарушить технологию, или неправильно положить покрытие – все это покажет себя сразу же. Бетон будет трескаться, в случае неровного покрытия на дорогах будет скапливаться вода.

А асфальт в России терпит все – и бугры, и трещины, и печально знаменитый «ямочный ремонт». Кстати, бетонки требуют ремонта редко, но покрытие полностью снимают и кладут новое.

В России придумали и другие недостатки бетона – мол, на шипах ездить не получится. Но, так ли это, никто не знает, ведь шипованные шины используются чаще всего в России. А еще при гололеде бетон требует специальных реагентов.

И ездить по только что положенному бетонному покрытию не получится – потребуется несколько суток, чтобы все высохло. А по едва остывшему асфальту машины едут. Правда отмывать пятна битума от кузова потом тяжело.

Одним словом, с бетоном в России не сложилось. И в ближайшее время менять что-то дорожные управленцы не планируют.

Преимущества и недостатки

Выбор в пользу бетонных дорог в США сделан по нескольким весомым причинам:

  • Устойчивость к механическим осевым нагрузкам, вибрационным воздействиям.
  • Стойкость к нагреву, морозу, температурным перепадам.
  • Высокая жесткость покрытия.
  • Длительный срок службы.

Из недостатков дорожного строительства можно назвать:

  • Длительный срок укладки;
  • Цена 1 км в 2-2,5 раза дороже асфальтового полотна.
  • Сложность ремонтных работ.

Если обычные асфальтовые дороги набирают прочность до 8 часов после работы асфальтоукладчика, то бетонное покрытие требует более длительного проведения работ (до 2-х месяцев) и хорошей усадки бетонной стяжки. К тому же, ремонт бетонного покрытия не может производиться ямочным способом. Поэтому чтобы выровнять поверхность и не менять весь отрезок дороги от края до края стыковочного шва строители идут на хитрость. На верхний слой наносится асфальтовое покрытие. Кардинальным методом считается полная замена бетонного полотна.

МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ АРМАТУРЫ В ФУНДАМЕНТЕ

Фундамент без арматуры оказывается совсем неуместным, если грунты на участке застройки обладают некоторой подвижностью. Ленточный фундамент без армирования может просто быть разорван при подвижках земли.

Можно ли не армировать ленточный фундамент?

Ленточный фундамент без арматуры

Для некоторых типов грунтов категорически нет. Есть наглядный пример, при котором человек решил построить основание на глине, в том районе, где большинство строятся на сваях. В результате его ленточное основание оказалось разорвано в нескольких местах уже на следующий сезон. Арматура в фундаменте не только укрепляет прочность, но и придает эластичности.

Ленточный фундамент без арматуры имеет сниженный срок эксплуатации в большинстве случаев.

Нужна ли арматура в ленточном фундаменте?

В большинстве ситуаций нужна. Безальтернативно. Экономия на арматуре тут неуместна. Причем оптимальным способом скрепления армированного каркаса является вязка. С помощью специальной вязочной проволоки можно быстро создать качественный и прочный каркас. Если соединения скреплять с помощью сварки, то нарушается структура прута. Фундамент без армирования в процессе обязательной усадки, которая длится около 5 лет, с высокой вероятностью трескается. Поэтому экономия на материале каркаса недопустима.

Можно ли залить фундамент без арматуры?

Технически это вполне возможно и многократно производится. Но следует точно понимать, как работает армирование в основании здания или сооружения. Оно не позволяет касательным силам, которые развиваются во время морозного пучения, повредить целостность основания.

Значит, что фундамент может не иметь каркаса только при отсутствии подвижек грунта. В противном случае он обязателен.

Интересные факты

  1. Американцы стараются проектировать магистрали без перекрестков и примыканий. Очень часто это прямая линия, поверх которой может быть мост для пересечения второй линии. Также в Америке очень много двухуровневых дорог.
  2. Скоростные магистрали в отличие от России пересекают города. Но движение не затруднено за счет двухуровневости. Хайвеи не пересекаются, с их помощью можно быстро доехать в другой конец города или пересечь город.
  3. В США распространены платные дороги. Они не слишком дорогие, поэтому многие американцы предпочитают ими пользоваться.

  1. Дорожные знаки дополнены текстом. Указатели на хайвеях дополнены названием сторон света. Это очень удобно, т.к в каждой машине встроен компас. В городе каждый перекресток оснащен указателями с наименованием улиц.
  2. На автомагистралях постоянно встречаются щиты с информацией об отелях, столовых, кафе, туалетах.

https://youtube.com/watch?v=pHbm5Sy2_rc

Строительство бетонной дороги

Рассмотрим подробно этапы строительства дорог из бетона, поскольку от соблюдения укладки технологии зависит продолжительность срока службы покрытия.

Подготовка грунта

Земляные работы – одни из самых дорогих и сложных. Перед их началом составляется подробный проект, основанный на геологическом исследовании рельефа. По возможности плоскость укладки дороги делают горизонтальной – холмики снимают, в углубления делают доску с уплотнением пород.

Плодородный слой почвы снимают: при крупном строительстве автомагистрали полностью, для частной укладки придомовых площадок достаточно 15-20 см. Нижние уплотняют катками и вибрационными плитами с большим весом. Это один из самых ответственных этапов – от уровня прочности основания зависит жесткость и целостность покрытия при интенсивных динамических нагрузках.

На этапе подготовительных работ с грунтом продумывают систему дренажа для отведения грунтовой и дождевой воды. Для этого основание делают не в идеальной плоскости, а под небольшим углом 2-4%. Вдоль дороги могут быть обустроены бетонные желоба или естественные откосы, по которым стекает вода в приёмник или в грунт.

Укладка подстилочного слоя

На уплотненный грунт насыпают щебень и песок. Они выполняют функцию компенсатора нагрузок и дренажа воды.

Толщина слоев подсыпки зависит от типа рельефа и свойств оснований и колеблется в районе 20-40 см. При укладке дорог междугороднего значения между песком и щебнем часто укладывают геотестиль – он не позволяет фракциям смешиваться и насыпи лучше выполняют свои функции.

На основаниях с высоким уровнем грунтовых вод рационально делать более толстым насыпь щебня – он не вымывается и хорошо дренирует воду. Песок обязательно укладывают под слои бетона – он образует плотную подушку.

И песчаный, и щебневый слои обязательно уплотняют катком или вибропитами для достижения высокой прочности подушки.

Подстилочный слой для удобства иногда закрывают тонкой стяжкой бетона толщиной до 5 см, поверх укладывают гидроизоляционное полотно.

Монтаж опалубки и армировка

Бетон слаб к изгибающим нагрузкам, поэтому применение арматуры лишним не бывает – выбор ее типа зависит опять же от характеристик основания. В некоторых случаях армирование вообще может не применяться.

Диаметр арматуры для бетонного полотна принимают только конструктивно по расчетам. Обычно это прутки от 10 мм, сваренные в сетку с ячейкой от 150 мм. Укладывают арматурные изделия в бетонный слой на высоте не менее 4 см от нижней плоскости

Важно, чтобы сетка оказалась в нижней части плиты, поскольку именно в ней концентрируется разрушающая нагрузка и образуются трещины

Самый простой способ сделать опалубку – использовать толстые доски сечением 50×150 мм (выбор высоты зависит от проектного слоя бетонного основания и покрытия). Также подойдет толстая фанера. Доски и фанеру фиксируют арматурными колышками, воткнутыми в грунт с внешней стороны полотна. При укладке дорожек для пешеходов и стоянок для автомобилей опалубку может заменить бордюрный камень, установленный на этапе подготовки к заливке.

Укладка бетонного покрытия

Заливка дороги бетоном должна осуществляться непрерывно, поэтому материалы для полотна готовят сразу в нужном количестве. Бетон целесообразно заказывать с завода, при строительстве крупных дорог неподалеку от объектов устанавливают временные мобильные цеха по производству раствора, что сокращает расходы на доставку.

При необходимости на основание с подсыпкой укладывают бетон низких марок (например, М200), затем финишным раствором М400 с присадками.

Укладка верхнего покрытия происходит в 2 этапа: сначала заливают подложку 30-40 мм, на него укладывают арматурную сетку и заливают остальную толщину.

Общая толщина слоя около 12 см, иногда больше или меньше.

Бетон заливают на подготовку без перерыва и сразу выравнивают поверхность. Материал постоянно подвозят, работы идут круглосуточно.

После укладки бетон обязательно уплотняют вибропрессованием. Процедура изгоняет пузырьки воздуха и уплотняет структуру готового покрытия.

Нарезка и герметизация температурных швов

В устройство бетонной дороги входит нарезка полотна на сегменты. Это возможно, тогда бетон наберет достаточную прочность 50-60% и будет выдерживать вес человека и режущего оборудования.

Швы нужны для компенсации температурного расширения, которому в разной степени повергается бетонный камень. При сезонном изменении объема плит в дорожном покрытии не образуются трещины.

Распиловку осуществляют специальным инструментом – расшивкой.

Чтобы через швы в плиту не проникала вода, их заполняют битумно-полимерными герметиками.

Строят по устаревшим нормам

В США невозможно построить дорогу без какого-либо слоя или с более тонким покрытием, чем это определено документами.

Часто подрядчик отвечает не только за строительство, но и несет гарантийные издержки, которые настолько большие, что лучше перестраховаться при строительстве, чем потом на действующей трассе осуществлять ремонт.

Современные материалы, используемые в США, приводят к появлению новых технологий строительства, в том числе новых механизмов.

В Российской федерации до сих пор действует в качестве рекомендованного ГОСТ Р 54401-2011 «Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования».

Выпуск новых ГОСТов не успевает за появлением новых технологий. А оборудование асфальтобетонных заводов не успевает модернизироваться даже за старыми ГОСТами.

Возникает комплексная проблема:

  • технологическое отставание в материалах, используемых при строительстве;
  • технологическое отставание в используемой технике;
  • недофинансирование строительства в силу нарушений конкурсного законодательства;
  • экономия строителей при производстве работ и закупке материалов;
  • недостаточность технического обеспечения строительства;
  • недостатки в проектировании, связанные со сложностью выкупа и оформления земельных участков.

Были ли вы когда-нибудь в США или Европе в качестве водителя? Насколько вам кажутся дороги там лучше, чем в России?

Разновидности подготовки

Наиболее распространенные виды подготовки:

  • песчаная;
  • гравийная или щебеночная;
  • бетонная;
  • мембранная.

Бетонная подготовка

Подушку под плиту или фундаментные блоки выполняют двумя способами. Первый — заливка жидким битумом слоя щебня, второй — устройство подбетонки из бетона низких марок М50-М100 слоем до 10 см.

Бетонную подушку под фундамент изготавливают:

  • заливкой в траншею или дно котлована без опалубки;
  • установкой опалубки по периметру площадки и последующим расстиланием подбетонки;
  • в форму для фундамента сначала помещают тощий, затем бетон проектной марки.

Раствор выравнивают по маякам или правилом, уплотняют вибратором. Сверху подбетонку гидроизолируют битумом, рулонными материалами, водонепроницаемыми пленками.

Подготовка с геомембраной

Укладку фибры проводят по песчано-щебеночной подготовке, предварительно расстилают слой геотекстиля. Мембранные швы соединяют сваркой. Материал прочен и долговечен, выдерживает высокие и низкие температуры.

Заливка

Процесс устройства бетонной дороги продолжается. Бетоноукладчик выполняет заливку определенного участка. Во время укладки бетон активно трамбуется виброустановками, чтобы максимально удалить из него воздух, понижающий бетонную прочность.

https://youtube.com/watch?v=M6CueryYW7o

За один проход укладчик заполняет участок, выделенный предполагаемыми температурными швами, чтобы получился монолит, не имеющий стыков. В качестве смеси применяют бетон класса III, потому что его частицы более мелковатые. Но при этом необходимо помнить, что от них увеличивается тепловая отдача, что создает определенные проблемы при выдержке бетонной смеси. Температура окружающего воздуха оказывает значительное влияние на появление трещин.

В районах с жаркими климатическими условиями укладку бетона стараются выполнять в ночное время, чтобы смесь медленней теряла влагу. Оптимальный диапазон температур при укладке – от десяти до двадцати пяти градусов тепла. Если работы выполняются в дневное время, то строителям приходится поливать бетонный слой, чтобы во время затвердевания на нем не образовывались трещины. Следует помнить, что излишки влаги понижают прочность бетона, так что во время поливки пользуются собственными технологическими секретами. Зачастую бетон просто укрывают полиэтиленом.

Еще один фактор, оказывающий сильное воздействие на монолит и его эксплуатационный период – тип применяемой щебенки. Дело в том, что речные камни или карьерный щебень отличаются прочностью, гибкостью, термической расширяемостью

Следует такую особенность принимать во внимание, чтобы не переделывать свою работу

Под заливку каждого участка устраиваются бетонные цилиндры, размеры которых составляют 10 (15) см в диаметре и 20 (30) – по высоте. Их оставляют возле каждого участка, через трое суток перевозят в лабораторию и разбивают, чтобы определить показатель прочности залитого участка.

Такая процедура необходима, чтобы определить соответствие готового участка требованиям стандартов. При этом следует для цилиндров соблюдать условия, устраиваемые для залитого бетона. Участки, не прошедшие тестирование, необходимо демонтировать и переделать.

Оптимальная толщина бетона – около тридцати сантиметров, на второстепенных дорогах этот показатель может быть снижен до 20 см. Практически доказано, что такая основа отлично держит нагрузку, не нуждаясь во втором металлическом каркасе. Если толщину слоя увеличить, то появятся трещинки, потому что находящейся внутри стали окажется маловато. А если слой уменьшить, то основа из бетона будет разрушаться автомобильным транспортом.

Выполнив проход, укладчик бетона наносит шероховатости на поверхность, которые помогают стекать воде во время осадков, улучшают коэффициент сцепления автомобильных шин с покрытием дороги. Бывает, что такую работу делают не сразу, а нарезают насечки специальной машинкой. Чаще всего это происходит при строительстве монолитных мостов.

Залив дорогу, делают надпись, когда данный участок был сделан. Потом эти сведения пригодятся в ремонте. Кроме этого, указанная дата позволяет точно открыть проезжую часть для движения автотранспорта, и в первую очередь – дорожной техники, необходимой для дальнейшей работы.

Считается, что бетон должен пролежать не менее семи суток, не подвергаясь нагрузке. Потом по таким участкам можно пропускать легкую технику. Окончательную прочность бетон набирает через четыре недели, и если по каким-либо причинам раньше этого срока по дороге проходит большегрузная техника, то структура бетона повреждается полностью.

После указанного срока дорожное покрытие готово к эксплуатации. Без ремонтных работ капитального характера оно легко прослужит не менее двадцати пяти лет.

Бетонная промышленность в Советском Союзе начала активно развиваться сразу после войны. В 1962 году мы заняли лидирующее положение в мире по производству цемента.

Бетон использовался в различных отраслях – из него строили жилые дома, сооружали заборы (помните, с ромбиками?), заливали городские площади. А вот дороги из цементобетона не строили, хотя это было бы логично. Для строительства автодорог использовали и до сих пор продолжают использовать искусственный асфальт.

Только ленивый не шутит о наших дорогах! И шутки эти горькие. А правда заключается в том, что качество наших дорог значительно хуже, чем западных. Например, в США 65,3 % от общего количества дорог имеют бетонное покрытие, в Китае – 63 %, в Германии – 50 %. А у нас – всего 2,6 %. И это при том, что бетон гораздо прочнее и долговечнее асфальта.

Подготовка основания дороги

Процесс состоит из следующих этапов:

  1. Сначала выгребается порода, глубина канавы при этом достигает одного метра. Ее не перевозят, так как могут использовать при обустройстве насыпей или облагораживания зон. При выполнении ремонта снимается отслужившее свои сроки покрытие.
  2. Выкладывается подушка под дорогу. Как правило, для этого применяют гравий, глину или песок. Слои сильно трамбуются, чтобы не расползались.
  3. Любой заложенный в основу слой проливают водой и хлоридом кальция. С этой же целью может применяться раствор извести. Затем бульдозером со специальным приспособлением основу перепахивают и вновь уплотняют. Попавшая внутрь известь удерживает влагу, не давая ей возможности испаряться. Таким образом, подушка находится в постоянном состоянии влажности и не проседает. На практике уже доказано, что уровень работоспособности такой основы на восемьдесят процентов выше обычной.
  4. Утрамбовав подушку, выкладывают асфальт двойным слоем, по пять – семь сантиметров. Для такого процесса имеются свои причины. Бетон отличается хрупкостью к провалам, при просадке грунта трескается, а ремонту поддается сложно. Основной причиной для просадок почвы является вода. При укладке под бетонное покрытие асфальтового слоя, выравнивается поверхность, удаляются любые предпосылки к просадкам, потому что асфальтовый слой сильно уплотняется, занимая небольшие ямки и трещины. Кроме того, он представляет собой гидроизоляционный слой для воды, не давая ей возможности проникнуть под бетон по термошвам бетонных стыковочных участков.
  5. Процентное отношение влаги, находящейся в обустроенной подушке, будет меняться слабо из-за содержания извести. Получается, что дорожное полотно не будет просаживаться. А если это произойдет, то образуется ровная монотонная яма, езда по которой будет приятной. Кстати, трещины от этого в бетонном основании не появятся, и все это благодаря асфальтовому слою.

Производство

Для укладки дорог используют бетон, который изготовляется на заводах. Трасса чаще всего заливается растворами, которые изготавливаются на заводе. Такое изготовление имеет свои особенности. Основой таких растворов являются пластификаторы или гидрофобные портландцементы. Конечный состав смеси зависит от желаемого результата.

Для двухслойных автомобильных путей верхний слой изготавливается из портландцемента (марка М400 и выше), песка средних и крупных зерен, щебня среднего размера (прочность сжатия от 800 кг/м2). Для нижнего слоя можно использовать материал прочностью от М300.

Если трасса прокладывается в условиях, где возможны критично низкие температуры, используются добавки для повышения морозостойкости. Такая примесь выбирается в зависимости от того, какая в местности среднемесячная температура в холодное время.

Уплотнение бетонной смеси

После того, как удалось нанести бетон на бетон, необходимо его уплотнить. Сделать это можно с помощью специального вибратора или виброрейки. Благодаря вибрированию из стяжки удаляют воздух и пустоты, делая ее более прочной и неподверженной распространению трещин и деформаций. Уплотнить бетон можно даже с использованием подручных средств – лопаты, лома, штыка.

Методы уплотнения:

  • Тщательное перемешивание свежезалитой массы с целью равномерного распределения раствора.
  • Погружение средств уплотнения в залитый раствор через каждые 10 сантиметров для удаления лишнего воздуха.
  • Использование поверхностного вибратора, виброплиты – такой вариант подходит для работы с большими поверхностями.

При вибрировании необходимо очень тщательно следить за тем, чтобы не дойти до арматуры или старого слоя бетона, так как в процессе его можно сильно повредить и стяжка уже не будет демонстрировать нужные свойства и характеристики.

Бетонные дороги. Перспективы и особенности технологии

По мнению многих экспертов, низкая цена, повышенная износостойкость и долговечность – это далеко не весь перечень плюсов бетонных покрытий. Возьмем к примеру цвет дорог: бетонные дороги — светлые, а асфальтовые — черные или серые. В результате первые греются летом меньше, а ночью ехать по ним проще (их лучше видно). Благодаря чему достигается экономия на освещении дорог до 20%.

Однако бетон обладает более низкой стойкостью к морозу, по сравнению с асфальтом. Правда улучшить характеристики можно посредством введения химических добавок. Однако такое решение приведет к удорожанию строительства дороги в поселке. Хотя, если учесть, что бетонные покрытия нужно ремонтировать не так часто, как асфальтовые от ям, эти расходы уже выглядят не столь критичными.

Все это позволяет утверждать, что в долгосрочной перспективе бетонные дороги станут более востребованными в России, по сравнению с асфальтными. И не только в коттеджных поселках, но и городах. Это обуславливается ограниченным запасом нефти, которая является основой для производства битума — основы асфальта. Тем более, что битум способен выделять вредные вещества. Вот почему бетонные дороги постепенно вытесняют асфальтовые в развитых странах, где наблюдается более жесткая защита окружающей среды.

Что лучше: бетон или асфальт?

Отказ от бетона и выбор асфальта кажется очень странным решением. Дело в том, что гарантированный срок службы асфальтового покрытия составляет около 12 лет, однако оно приходит в непригодность гораздо раньше. Как результат, дорожные работники постоянно ремонтируют разные участки и некоторые маршруты приходится надолго перекрывать. Бетонное покрытие имеет срок службы около 25 лет и реже нуждается в ремонте.

В целом, у бетона есть следующие преимущества:

  • высокая прочность;
  • стойкость к износу;
  • невосприимчивость к жаре;
  • высокая экологичность.

Но асфальт тоже не так плох, потому что у него есть следующие плюсы:

  • устойчивость к перепадам температур;
  • простота укладки;
  • дешевизна материала;
  • высокая ремонтопригодность;

Асфальтовые и бетонные дороги имеют свои плюсы и минусы. Причем первые лучше подходят для России, а вторые — для США, Китая и Европы. Ниже узнаем, почему.

Бетон может показаться лучшим материалом для строительства дорог, но для России он не подходит

Какие преимущества и недостатки имеет бетонное покрытие дороги

Есть ли бетонные дороги в России?

Paul Vinten / Shutterstock

Бетонных дорог в стране мало — менее 1% от 1,5 миллиона километров всех дорог общего пользования. За исключением небольших относительно новых участков (например, 7 км трассы от Владивостока до аэропорта, а также нескольких дорог в Сибири) все они построены в 1950–70-х годах. Несмотря на солидный срок службы, эти дороги хорошо сохранились и до сих пор используются.

Еще практически все взлетно-посадочные полосы в крупных российских аэропортах — цементобетонные. Это значит, что для их строительства в стране есть и специалисты, и вся необходимая техника. Причем, так как техника эта узкоспециализированная, основную часть времени она простаивает.

Главная загвоздка бетонных дорог России в том, что наши строители не всегда готовы четко следовать технологии. Так, например, на трассе M-4 «Дон» несколько лет назад отдельные участки были сделаны из цементобетона, но из-за ошибок верхний слой стал изнашиваться и кое-где уже заметна колея.

При этом участники рынка и эксперты поддерживают строительство цементобетонных дорог в стране. Например, в уже принятой государственной стратегии развития промышленности строительных материалов прямо говорится об увеличении доли таких дорог в будущем. А согласно недавнему постановлению правительства, между ремонтами автомобильных дорог должно проходить не менее 12 лет, а между реконструкциями — 24 года. Получается, без цементобетонных технологий эту задачу будет вряд ли возможно решить.

Требования к дорожному бетону

На сегодняшний день бетонные покрытия применяются в следующих случаях:

  1. дороги различного типа;
  2. автомагистрали;
  3. взлетно-посадочные полосы аэродромов;
  4. разгрузочные площадки в портах;
  5. причалы;
  6. тротуары;
  7. железнодорожные платформы;
  8. автобусные остановки.

Интенсивность движения на современных дорогах чрезвычайно высока и постоянно возрастает. В связи с этим к материалам для изготовления бетонных дорог предъявляются очень высокие требования по прочности и долговечности.

При строительстве бетонных дорог используются только тяжелые бетоны, отвечающие требованиям ГОСТ 26633-2012 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия»:

  1. Бетон для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов должен соответствовать требованиям по прочности на сжатие и растяжение при изгибе.
  2. Технологические показатели качества бетонных смесей должны соответствовать ГОСТ 7473 и дополнительным требованиям проекта производства работ.
  3. Относительная плотность бетонной смеси в уплотненном состоянии должна составлять не менее 98% от расчетной.
  4. Начало схватывания цемента для бетона покрытий и оснований должно наступать не ранее, чем через 2 часа.
  5. В бетоне для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов не допускается использовать цемент, обладающий признаками ложного схватывания, пластифицированный и гидрофобный.

Также применяется ГОСТ 27006-86.

Бетон для дорог должен иметь высокие характеристики по прочности на сжатие, на растяжение при изгибе, стойкости к истиранию, водостойкости и морозостойкости.

Таблица. Требования к составляющим дорожного бетона (технологические показатели качества бетонных смесей должны соответствовать ГОСТ 7473 и дополнительным требованиям проекта производства работ)

Современные добавки для бетона позволяют получать бетонные смеси повышенной прочности, плотности, морозостойкости и водостойкости.

Одной из таких добавок является суперпластификатор CemBase производства CEMMIX. Суперпластификатор — это добавка, которая сочетает пластифицирующие свойства с другими. В данном случае, CemBase является не только пластификатором, но и гидрофобизатором, и ускорителем набора прочности бетона. Поэтому применение CemBase позволяет достигнуть следующих целей:

  1. повышение подвижности, растекаемости и удобоукладываемости бетонной смеси, что позволяет снизить трудозатраты при укладке и получить более плотный бетон с меньшим количеством пор и меньшим их диаметром (этот показатель влияет также на прочность, водостойкость и морозостойкость готового бетона);
  2. удобство при работе с густоармированными конструкциями;
  3. повышение долговечности бетона;
  4. более быстрый набор прочности;
  5. водоредуцирующие свойства (смесь не расслаивается);
  6. экономия порядка 10% цемента, что в условиях дорожного строительства может составлять гигантские суммы.

Опалубка

Опалубку изготавливают из пиломатериалов по высоте заливки, которая составляет 100-150 мм. Выбирая ее по высоте, следует учитывать, что на краях бетонной плиты делаются ребра, повышающие ее прочность. Толщина досок должна быть не ниже 50 мм. Их покрывают составом, облегчающим отсоединение от застывшей плиты. К опалубке из дерева предъявляются требования прочности от распора свежего бетона и усилий, возникающих при работе трамбующего бруса.

Если применяются тяжелые дорожные машины по уплотнению и отделке бетона, устанавливается мощная опалубка из стали. Она не коробится и служит значительно дольше. В ее основании имеется подошва, повышающая устойчивость.

Секции опалубки устанавливаются в линию и надежно крепятся

Особенно это важно, если вибрирование бетона делают тяжелыми машинами. В местах снижения уровня основания под опалубку подливают слои тощего бетона для большей устойчивости

Технологический процесс заливки дороги

https://youtube.com/watch?v=uNKv0VXSmxA

Укладка бетонной дороги состоит из ряда этапов:

Подготовка грунтового слоя. Прежде всего, грунт должен иметь плотную структуру. В случае если грунтовый слой будет недостаточной плотности, бетонированная часть разрушится. Грунтовое покрытие следует укатать, при этом постепенно подсыпая его, чтобы укатка была послойной. Грунт следует использовать во влажном состоянии. Если недостаточная влажность, используют воду. Если уровень влажности выше нормы, грунтовое основание следует подсушить, применяя рыхление, добавляя песок либо шлак. Отвод воды. Подобную работу выполняют как в городских районах, так и сельских. Отвод осадков помогает повысить эксплуатационные сроки и обезопасить езду. Вода несет опасность на дороге для движущегося транспорта. Из-за брызг воды ухудшается обзор водителя, при понижении температуры на покрытии появляется лед. Чтобы этого избежать, дорожное полотно наклоняют, возможен вариант использования дренажных слоев. Возможные места скопления воды выравнивают с помощью грунта. За пределами города вода скапливается в кюветах (шириной от одного до двух с половиной метров), которые отводят воду в канавы, водоемы, русла реки. В населенных местностях вода уходит в городскую канализацию. Устройства, проводящие воду, постоянно очищают, чтобы они не теряли своей пропускной способности. Если вода просочилась в грунтовые шары, это несет прямую опасность для дорог, потому что дорожное покрытие может в итоге разрушиться.

Подстилочный слой. Подразумевает сооружение песчаной подушки, толщина которой колеблется от двадцати до сорока сантиметров. Она препятствует выходу наверх влаги, а также улучшает дренаж. Подстилочный слой предотвращает появление впадин и трещин. Если в местности преобладают глиняный, торфяной грунты, которые накапливают воду, то их срезают, добавляя крупные камни и гравий. То есть, все зависит от грунтового типа и климатической зоны, на которой проводятся работы

Немаловажной является подкладка из геотекстиля между слоями. Материалы из камня нужно укрепить вяжущими веществами. Сюда относят цемент, шлак вперемешку с негашеной известью, золу

Слои тщательно укатываются, для того, чтобы нижние пласты были плотные. Сбор опалубки. Ее делают из пиломатериалов с учетом высоты заливки (приблизительно 100 – 150 миллиметров). Когда выбирают высоту, учитывают тот факт, что на краях необходимы ребра, которые повышают прочность. Доски должны быть толщиной не меньше, чем пятьдесят миллиметров. Покрывают их специальным раствором, который потом облегчит отсоединение от бетона. В случае применения тяжелых уплотняющих машин, делают опалубку из стали, которая не деформируется и будет служить дольше. В своем основании она имеет подошву, которая повышает уровень устойчивости

Сюда относят цемент, шлак вперемешку с негашеной известью, золу. Слои тщательно укатываются, для того, чтобы нижние пласты были плотные. Сбор опалубки. Ее делают из пиломатериалов с учетом высоты заливки (приблизительно 100 – 150 миллиметров). Когда выбирают высоту, учитывают тот факт, что на краях необходимы ребра, которые повышают прочность. Доски должны быть толщиной не меньше, чем пятьдесят миллиметров. Покрывают их специальным раствором, который потом облегчит отсоединение от бетона. В случае применения тяжелых уплотняющих машин, делают опалубку из стали, которая не деформируется и будет служить дольше. В своем основании она имеет подошву, которая повышает уровень устойчивости.

Опалубочные секции устанавливают в линию и хорошо закрепляют, чтобы те не развалились, когда бетон будут вибрировать тяжелые укладочные машины.

Требования к качеству

Существует ряд требований, которые предъявляются к качеству бетонной дороги. Они определяются типом и свойствами сырья, используемого в процессе замеса. Так, минимальная прочность щебня для финишного покрытия должна составлять не меньше 1200 кг/см², а для подушки — 800-1000 кг/см².

Степень подвижности должна соответствовать уровню 2 см при конусном исследовании. Чтобы предотвратить отклонение от требуемого уровня, рекомендуется добавлять в состав раствора минеральные включения с разной величиной.

Еще бетон должен обладать высокой прочностью на изгиб. Она достигается путем введения пластификаторов и армирования. Качество бетонной дороги регламентируется стандартом СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».

Этот документ учитывает следующие требования:

  1. Устойчивость к большим механическим нагрузкам. Точные значения определяются индивидуальными свойствами полотна.
  2. Исключение трещин после заливки и интенсивного использования. Для предотвращения проблем с растрескиванием необходимо соблюдать технологию монтажа и грамотно выбирать соотношение компонентов в растворе.
  3. Водостойкость и неуязвимость к воздействиям химических сред. Автомобильные магистрали обустраиваются в разном рельефе и с разным качеством грунтов. Они должны защищаться от разрушительного воздействия воды и обладать хорошей дренажной системой. В противном случае полотно может деформироваться и стать непригодным для эксплуатации.

Покрытие дороги бетоном является популярной технологией, которая широко распространена в разных странах мира. В Москве и других регионах России метод стал использоваться относительно недавно. Однако он продолжает обретать популярность и внедряется в разных областях страны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: