Наталья Голубцова
мать двоих детей, живет в Болгарии
Наш путь к отказу от школьной программы лежал через экстернат. Старшая дочка сдавала экзамены с первого по третий класс, но потом мы увидели, насколько программа не соответствует собственным увлечениям и способностям ребенка. Мне кажется странным, что чужие люди в довольно стрессовых условиях оценивают по пятибалльной шкале, насколько хорошо ребенок читает или считает.
Девочкам сейчас 13,5 и 11 лет. Каждый их день наполнен интересными занятиями: они читают, рукодельничают, рисуют, пишут рассказы, смотрят познавательные фильмы и передачи в интернете, слушают аудиокниги, поют и играют на пианино или гитаре, занимаются гимнастикой с помощью роликов на ютьюбе (уже научились делать колесо и стоять на руках). Да, они все еще играют в настольные игры, разнообразные конструкторы, даже куклы и придумывают ролевые игры по сюжетам прочитанных книг. Каждое их увлечение приносит с собой множество удивительных открытий, порой даже не связанных с основной темой.
У нас большая библиотека интересных книг, которую я постепенно собирала, пока дети росли: книги про анатомию, природу и животных, экономику и историю, православные книги и, конечно же, много художественной литературы. Кроме того у старшей дочки есть e-ink-книга, а для младшей я скачиваю книги на айпэд.
Мы используем познавательные приложения по геометрии, арифметике, анатомии, игры в слова (эрудит, например), приложения для изучения английского языка. Каждый день они сами решают, что им делать.
Дети часто задают нам вопросы — про политику, религию, экономическую систему, еду и здоровье, про отношения между полами. Они постоянно рассказывают нам с папой что-то интересное из самых разных областей, о чем даже и мы не знали.
Я вижу, что благодаря анскулингу они отлично находят общий язык с людьми любого возраста — с малышами, ровесниками, взрослыми, а также свободно выражают свои мысли, любят читать и писать. У нашей семьи есть свобода, позволяющая нам высыпаться, гулять, принимать гостей и ездить, куда хотим почти в любой день (мы с мужем работаем из дома).
Я прикладываю сознательные усилия по поиску круга общения для детей. В том месте, где мы живем сейчас, у них довольно много русскоязычных друзей. Есть несколько приятелей и из местных болгар, но с ними общаться получается не так часто.
Среди наших знакомых много родителей, которые тоже учат детей дома, некоторые из них пришли к этому благодаря нашему примеру. Те друзья, чьи дети ходят в школу, относятся к нашей ситуации с пониманием и поддержкой.
Вопрос с поступлением в вуз будем решать вместе с детьми, когда придет время. Современные технологии позволяют очень многому учиться через интернет и получать сертификаты. Думаю, к тому времени, когда нам надо будет принимать решение, вариантов получать дальнейшее образование может быть сильно больше, чем сейчас.
Анскулинг и школа
Школа и детский сад — это место социализации для ребенка. Это настоящая «первобытная саванна», где малыш учится адаптироваться, находить свое место «в стае». Причем эта адаптация проходит без вмешательства взрослых — на переменах, во внеурочное время. На уроках (так же, как и на занятиях в детских клубах) социализации нет, потому что урок — это прежде всего общение учителя с учениками, а не ребенка с ребенком. Лишенные возможности общаться со сверстниками без контроля взрослых, дети-анскулеры не проходят социализацию, не учатся адаптации. Обещанные родителями «прогулки во дворе»… А кто сказал, что родителям, которые боятся агрессивных одноклассников, понравятся «эти дикие дети со двора»? Чаще всего такие родители стремятся объединиться с единомышленниками: дружат семьями и «выгуливают» своих детей семьями — то есть ребенок общается только с ограниченным кругом людей, одобренных мамой и папой.
Особенно важным для социализации является период пубертата, когда ребенка «сносит» в нижние вектора. Интерес к учебе падает: на первое место встает общение со сверстниками. Именно в этот момент, когда активно начинают играть гормоны, происходит ранжирование между детьми. Намеренно же удерживая интересы ребенка в верхних векторах, изолируя его от школы и общения со сверстниками, родители лишают сына или дочь возможности найти себе место в обществе.
Для чего или для кого мы воспитываем ребенка? Этот вопрос забывают задать себе родители. Разве только для того, чтобы вырастить из него «гения» и удовлетворить свои амбиции? Ведь ребенок — это не кукла, не попугай в клетке, а будущий член общества, член «стаи». Создаст он что-то на благо общества или на разрушение — зависит не только от того, насколько он развился, но и от того, насколько он адаптировался и реализовался. Ведь во взрослой жизни ему предстоит общаться не с изолированной группой людей, воспитанных так же, как и он, на домашнем обучении, а с разными представителями рода человеческого с совершенно разным набором векторов и степенью развития.
Нужно думать глобальнее, не искать в обществе врага и не отделять от него малыша, а задумываться, например, о том, как можно улучшить современную систему образования или как помочь другим родителям лучше понимать потребности их детей, чтобы не только «мой» ребенок мог получить должное развитие, но и все остальные.
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Корректор Галина Ржанникова
Просмотры 801
Многодетные протестанты с высшим образованием: какие родители обращаются в хоумскулинг
В мире не много статистики по семейному обучению. Одно из самых крупных исследований прошло в 2009 году в США. Ученые опросили 11 739 родителей хоумскулеров (всего на тот момент их было около 2 миллионов), и вот какие результаты они получили:
Большинство семей хоумскулеров в США — полные, минимум с тремя детьми. Родители имеют высшее образование, нормально зарабатывают, исповедуют христианство.
По России данных меньше. Наших хоумскулеров в 2017 году изучила ВШЭ: большинству родителей от 25 до 49 лет, у них двое детей, они живут в городах (по некоторым данным, треть — в Москве и Московской области), имеют высшее образование и работу.
Трудный возраст
Истинные попытки суицида редко встречаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это связано с тем, что маленькие дети практически полностью зависимы от родителей, у них только начинается процесс самоидентификации, поиска своего «Я», а потому мысль, что можно причинить боль самому себе или, в особенности, совершить попытку ухода из жизни, пока не приходит им в голову. С 14-летнего возраста число подростковых суицидов резко возрастает, достигая максимального пика в 16-19 лет. Хотя девушки в три раза чаще пытаются наложить на себя руки, две трети попыток, завершившихся смертью, приходится на юношей. Связано это с тем, что мальчики обычно выбирают жесткие экстремальные способы: прыжки с высоты, повешение, отравление сильнодействующими ядами.
Почему дети решаются на этот отчаянный шаг? В подавляющем большинстве случаев причиной становятся конфликты в семье, потеря доверительной связи с самыми близкими людьми – матерью и отцом, дефицит любви с их стороны, отсутствие поддержки и взаимопонимания, чувство одиночества, сомнения в собственной ценности. На втором месте этого печального рейтинга – проблемы в школе, включающие в себя плохие оценки, конфликты с преподавателями и травлю со стороны сверстников. Чем старше ребенок, тем чаще причиной попыток наложить на себя руки становится несчастная любовь и проблемы в сексуальной сфере.
В своей работе психологи очень часто сталкиваются с тем, что субъективное восприятие подростков очень сильно отличается от той реальной ситуации, которая существует. Например, родители говорят о том, что в семье много уделяется внимания детям, что все выходные проводятся вместе, что все сделано для того, чтобы у их отпрыска была хорошая модная одежда и гаджеты «не хуже, чем у других». Но нечаянно брошенные фразы в беседе с психологом, результаты психологической диагностики, рисунки, которые создает подросток, — все выражает крик о ненужности и непонятности.
Отчасти это происходит потому, что у подросшего ребенка другие критерии любви. Ему может казаться, что запреты и критика родителей, выставление требований к выполнению домашних обязанностей и школьной успеваемости, — придирки. На приеме психолога 14-летний мальчишка, попавший в кабинет специалиста после демонстративной суицидальной попытки, сказал: «Её (мать) волнует только то, что у меня в дневнике и в комнате, а на то, что у меня в душе ей плевать». Неправильное восприятие реальности и сильные душевные переживания приводят к тому, что подросток находит все новые и новые доказательства того, что он ничего не значит для окружающих, что «всем будет легче без него». День ото дня растет уверенность, что ничего изменить нельзя.
Наиболее важный фактор, который приводит к попыткам наложить на себя руки – чувство безнадежности. Ребенок не видит другого выхода, не знает, что его проблемы могут быть решены.
Как перейти на домашнее обучение
Так как же перевести ребёнка на домашнее обучение? Для этого нужно проинформировать государственные органы образования, выполнив следующие шаги:
- Поиск школы.
- Проверка формальностей.
- Уведомление официальных органов.
- Написать заявление в школу.
- Собрать документы.
- Подписать договор со школой.
Найти школу, за которой будет числиться ребёнок
Найти учебное учреждение, в котором ребёнок будет проходить аттестацию очно или дистанционно
Неважно, как далеко или близко от дома будет находиться школа. Главное — чтобы администрация была не против ученика-экстерна, а школьная программа совпадала с желаниями родителей
Проверить формальности
Не каждая школа может принять к себе ученика-экстерна. Для этого в Уставе учебного заведения должен быть пункт о семейном образовании. Тогда вопрос «Можно ли ученику перейти на домашнее обучение?» будет решён в вашу пользу.
Сообщить о решении в официальные органы
Как правило, о переходе на семейное обучение сообщают в городской или районный департамент образования, в зависимости от места проживания семьи. Для этого необходимо заполнить уведомления, примерную форму которого можно скачать в формате Word, распечатать в двух экземплярах и отправиться с ней к специалисту.
Написать заявление на имя директора школы
В этом заявлении нужно указать причины, по которым вы решили перевести ребёнка на семейную форму обучения. Примерный образец заявления можно скачать в формате Word.
Подготовить пакет документов
Чтобы оформить домашнее обучение, помимо заявления вам понадобятся следующие документы:
- паспорт или другой документ, который удостоверяет личность одного из родителей или опекунов;
- подтверждение опекунства (если ребёнок потерял родителей и находится на попечении у родственников или усыновителей);
- копия свидетельства о рождении ребёнка;
- детская фотография 3х4.
Заключить договор со школой
Такой договор должен оформляться, чтобы узаконить взаимоотношения между учебным заведением и родителями ученика, который будет сдавать аттестацию экстерном. В нём прописывают:
- требования и сроки аттестации;
- график посещений школы;
- количество консультаций с педагогами;
- другие правила взаимодействия со школой.
Если школьные учителя, которые будут проводить промежуточные аттестации, увидят, что ребёнок не справляется с программой, школа может расторгнуть договор с родителями.
Выше баллы и самооценка: что дает детям семейное обучение
Исследования, проведенные в США, однозначно говорят о том, что хоумскулеры учатся лучше сверстников.
В 1998 году ученые из Университета Мэриленда проверили 20 760 школьников с первого по двенадцатый класс (с 6 до 16 лет по-нашему). Дети прошли тест базовых умений Айова (Iowa Test of Basic Skills, или IТBS), и оказалось, что «домашники» опережают учеников государственных и даже частных школ в среднем на 20–30 пунктов.
Похожие результаты показало исследование 2009 года, о котором мы писали выше. Очевидно, что за 11 лет высокие показатели хоумскулеров (как тенденция) сохранились:
Баллы, набранные хоумскулерами и школьниками по основным предметам. Базовые знания — средние показатели по чтению, родному языку и математике. Общие результаты — средние показатели по всем тестам. Источник
Исследование также выявило, что на академические результаты хоумскулеров не влияет совсем или влияет незначительно:
— пол ребенка;
— образование родителей или его отсутствие;
— доход семьи;
— формат обучения — от максимально организованного до свободного;
— степень госрегулирования домашнего образования в разных штатах.
При этом ученые отмечают, что перечисленные параметры имеют куда бо́льшее влияние на успеваемость в государственных школах.
Хоумскулинг или анскулинг?
Дальше выбор был по многим показателям проще: какую же модель в конечном счете выбрать — хоумскулинг или анскулинг?
Хоумскулинг
Как понятно уже из названия, при этой образовательной модели ребенок учится один в один тому же, что и сверстники в школе, по тем же учебникам и с теми же экзаменами. Только сделает это дома. В России такая схема обучения принята на официальном уровне — достаточно заявить о своем желании обучать ребенка дома, и школа по месту прописки будет обязана выделить куратора для помощи и аттестации в нужные промежутки времени. После прохождения всех экзаменов ребенок спокойно получает аттестат установленного образца и дальше поступает — или не поступает, в зависимости от уровня знаний и результатов ЕГЭ — в выбранный вуз.
Анскулинг
Тут все сложнее — потому что ничего не понятно в смысле программы. И проще — потому что ее нет вовсе. Ребенок не учится ничему, если смотреть с точки зрения классического образования — и учится всему, что находят необходимым и важным его родители и он сам. Приверженцы этой модели считают, что ребенок сам выбирает, чем ему интересоваться. К этому его обязательно подтолкнет врожденное любопытство и жажда познаний, которая есть у любого живого существа. Нужно только оставить ребенка в покое и дать ему возможность выбирать. По такому принципу работают некоторые школы — например, знаменитая Summer Hills.
Собственно, если бы где-то рядом была такая школа — наверное, мои дети учились бы в ней. Но трагические обстоятельства заставили нас уехать из Таиланда — после внезапной смерти мужа я не сумела там жить без него, было слишком больно. А в Египте, где мы живем сейчас уже шесть лет, таких школ нет вообще — поэтому они учатся, не учась, дома — именно по системе анскулинга. Собственно, речь идет о старших детях — младшие дочки слишком малы, но и они постоянно находятся вместе с нами. Что можно видеть сейчас, когда прошло 7 лет без обучения в российской школе?
«Как у нас дела?»
Формирование правильного учебного стереотипа
Екатерина Бурмистрова • Pravmir.ru
Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.
Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое. Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже
Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными
Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.
Ребенок пишет свои первые крючки — и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий — уровень мотивации у родителей зашкаливает.
А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», — у него не сложилось ощущение себя в учебе.
Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.
Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»
Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4–5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.
Есть дети, которым все-таки нужно помогать. Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).
Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.
Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.
История из жизни
«После развода Ольга М. воспитывала дочь Марину самостоятельно, без поддержки со стороны отца ребенка. Денег в семье постоянно не хватало, потому женщина была вынуждена несколько лет работать на двух работах, приходила домой поздно вечером и не могла уделять дочери достаточно внимания. По мере взросления ребенка в семье участились конфликты: Марина обвиняла мать в разводе, утверждала, что Ольга М. не позволяет отцу навещать её, упрекала в холодности и безразличии. Во время острых конфликтов в речи девочки мелькали фразы, которым Ольга поначалу не придала значения, считая эмоциональным шантажом: «Лучше умереть, чем так жить!», «Хочу уснуть и не проснуться», и т.д. Ольга всерьез испугалась, когда обнаружила в истории браузера ссылки, которые её дочь забыла удалить: 12-летняя девочка искала в Сети советы, как можно быстро и безболезненно уйти из жизни».
Что в таких случаях делать родителям? Нельзя заниматься нравоучениями, высмеивать подростка, устраивать скандал, выносить проблему на общее обсуждение. В первую очередь, нужно постараться вызвать подростка на доверительный разговор тет-а-тет и предложить вместе посетить центр психологической помощи. Ребенок должен знать, что его проблемы можно решить.
Поговорив с дочерью, Ольга предложила вместе съездить в центр психологической помощи, не упоминая, что обнаружила в истории браузера напугавшие её ссылки. На встречах с психологом Марина вначале вела себя замкнуто, «раскрывалась» с неохотой. Девочка признавалась, что дороже и ближе матери у неё человека нет. Вместе с тем, у Марины было острое ощущение, что она лишь обуза для семьи, что именно из-за нее им так тяжело. Случалось, что Ольга в порыве гнева бросала фразы типа: «Если бы не ты, мне бы не приходилось пахать как лошадь. Я все для тебя делаю, а ты даже спасибо мне порой сказать не хочешь».
Мать была обижена на дочь, что та не желает помочь ей хотя бы с домашними хлопотами, а дочь – злилась на то, что единственный родной человек как будто не замечает ее, не видит ее слез и переживаний, «даже в кино со мной ни разу не сходила». Встречи с психологом иногда проходили только с девочкой и были направлены на стабилизацию ее эмоционального состояния, иногда – только с матерью, где разбирались семейные конфликты и пути выхода из них, а чаще – совместно, чтобы помочь научиться понимать друг друга. После работы со специалистом доверительные отношения матери и дочери удалось восстановить, после чего депрессия и суицидальные мысли больше не возвращались к ребенку».
Мама, я не хочу в школу!
Не будет ошибкой сказать, что такую декларацию хоть раз выдвигал каждый бывший школьник. И что обычно слышал в ответ? «Ничего не поделаешь, сынок (или доченька), ходить в школу – твоя конституционная обязанность». Так вот, ваши родители… Нет, разумеется, не врали, а добросовестно заблуждались. Каждый гражданин нашей страны обязан (хотя это и декларируется как право) получить среднее образование. А вот обязанность посещать школу ни одним законом не оговаривается.
Это важное замечание. В некоторых странах – например, в Германии или Финляндии – закон напрямую обязывает детей посещать школу, и исключение может быть сделано только по состоянию здоровья
У нас же закон оставляет за родителями право выбора формы обучения, главное – результат. Из чего же можно выбирать?
https://youtube.com/watch?v=zhBh3Tp7dgA
Надомное обучение
Эта форма обучения применима для детей, которые не могут посещать школу по тем или иным причинам. Чаще всего – по состоянию здоровья. Ребенок прикреплен к школе, обычно, по месту жительства, и учителя из этой школы приходят к нему домой, где и происходят занятия. При этом ответственность за результат обучения несет школа.
Надомное обучение – возможность (к слову, совершенно бесплатная) получить среднее образование детям, которые ходить в школу не могут физически. Это вынужденная мера, а не предмет выбора: очевидно, что школьные учителя не будут ходить домой к ребенку, потому что этого хотят родители. Упоминаем мы здесь надомное обучение только потому, что многие путают его с собственно хоумскулингом, хотя эти виды учебного процесса имеют ряд существенных отличий, в чем вы сможете без труда убедиться далее.
Семейное обучение (хоумскулинг)
Как сразу видно из названия, ответственность за организацию и результат учебного процесса в данном случае несет семья. Как и в предыдущем варианте, ребенок прикрепляется к школе, но школьные учителя его не посещают. Взаимодействие со школой заключается в том, что ученику предъявляется план обучения на четверть, полугодие, учебный год.
Воплощение учебного плана в жизнь – целиком и полностью задача семьи. Ребенок может заниматься по учебникам и дополнительной литературе самостоятельно, материал могут объяснять родители либо нанятые учителя-репетиторы – полный карт-бланш!
В конце каждого периода, проводится аттестация – ребенок должен написать контрольные работы по всем предметам и сдать положенные для этого класса экзамены. Если сдать экзамены не удалось – назначается переэкзаменовка. Вторая проваленная попытка означает, что семья со своей задачей не справилась, и ребенок обязан вернуться в школу.
Анскулинг
Анскулинг – наиболее радикальное крыло «домашников». Философия анскулинга полностью отрицает школу как социальный институт, контакты со школой сводятся к минимуму, а именно – к получению аттестата зрелости, без которого получение среднеспециального или высшего образования невозможно.
Анскулинг – явление, которое находится на самом краю правового поля. Прямого запрета на отказ от взаимодействия со школой (при условии итоговой аттестации) в законе нет. Но нет и никаких механизмов правового регулирования такой формы получения школьного образования.
Если вы решились порвать со школой полностью, следует учесть, что государство очень не любит, когда его граждане (в особенности – малолетние) находятся «нигде». Несмотря на то, что крепостное право отменено давным-давно, каждый гражданин с рождения прикреплен к поликлинике, детскому саду, школе, военкомату…
https://youtube.com/watch?v=p_YPTrvbIrk
Хотя сейчас это прикрепление носит уведомительный характер (вы уведомляете государство, где живете, работаете, лечитесь, где учится ваш ребенок и прочее), контролирующие органы очень болезненно реагируют, если на любом из этапов схема дает сбой. Поэтому ждите повышенного к себе этих самых органов интереса.
К тому же, анскулинг в общественном сознании прочно связан с маргинальным поведением, и для этого есть причины. Чего стоит только самый известный анскулер России – бывший бизнесмен, а ныне ну очень… хм… колоритный персонаж Герман Стерлигов.
Так что, стоит не один раз подумать, принимая данный вариант.
“А что мы можем сделать?”
Пролог. Представьте себе обычный школьный класс, в котором учится положенное по СанПинам количество детей. В нем есть один безобразно себя ведущий ученик (как правило, мальчик, хотя, конечно, бывают варианты). Он мешает всем учиться, он может посреди урока залезть под парту или вдруг начать бегать по кабинету, швыряя вещи одноклассников на пол, он выкрикивает матерные ругательства на уроке, он срывает очки с одноклассников и швыряет об пол, он провоцирует других детей, а когда начинается драка, наносит им травмы или плюет им в лицо, он вообще безосновательно агрессивен и бьет других детей (нужное подчеркнуть или вписать свой вариант).
Сначала его пытается ввести в рамки учитель – как правило, безуспешно, потом подтягиваются родители битых детей и начинают робко обращаться к родителям Ужасного Ребенка. Потом (иногда) подключается психолог, после этого (обычно под давлением других родителей) создается конфликтная комиссия и вызываются родители ответчика.
Акт первый.Родители класса делятся на две части: те, у кого битые дети (их реплики: «гнать таких», «спецшколы на него нет», «надо писать в опеку» и т. д.), и те, чьи дети пока не битые (их стандартный текст: «мальчика травят», «родители – звери», «он имеет такое же право учиться в этой школе, как и все остальные»). Обе половины во всем обвиняют учителя – потому что не справляется с ситуацией, поощряет травлю/закрывает глаза на проблемного ребенка. Учитель огрызается или лежит на жертвенном камне, так как администрация школы решила отдать его на съедение родителям.
По композиции пора бы выйти на сцену родителям Ужасного Ребенка, но они, как правило, где-то на второстепенных ролях со стандартными репликами типа «наш мальчик дерется? не может быть!» (хотя им об этом говорят уже второй год), «у нас просто живой подвижный ребенок», «если вам что-то не нравится, уходите», «я плачу налоги, поэтому мой ребенок будет учиться в этой школе», «мальчики всегда дерутся, это нормально» и – мое любимое – «у вас проблемы, вы их и решайте, а у нас все в порядке».
Встречаются вариации типа «мы не имеем права выгнать», «вот увидите, он это перерастет», «наш психолог работает» и «а что вы от нас хотите». Хор стоит на заднем плане в течение всей трагедии и повторяет одно и то же, но в действии почти не участвует.
Акт второй. На сцене, в зависимости от степени и глубины конфликта, связей родителей и уровня асоциальности Ужасного Ребенка, сменяют друг друга полиция, персонал травмпункта, инспектор по делам несовершеннолетних, Человек-из-Департамента, тьютор. По драному школьному линолеуму вихрем летят бумаги – письмо туда, жалоба сюда, заявление, заключение травматолога, требование, предложение и так далее.
Заключительная часть трагедии – эксод, когда хор с песнями и актеры удаляются со сцены – играется по-разному. В некоторых случаях Ужасного Ребенка удается общими усилиями выдавить в другую школу или на домашнее обучение, и он и его родители уходят, устраивая напоследок или громкий скандал со швырянием предметами или какое-нибудь особенно запоминающееся безобразие. Иногда происходит настоящая трагедия, которая автоматически определяет дальнейшее его место пребывания. В других историях потерпевшие родители правдами и неправдами переводят своих детей в параллельные классы, уходят в другие школы, продолжая издали зорко наблюдать за ситуацией и комментируя ее во всех доступных им интернет-каналах.
Ситуация тяжелая, причем не дай бог никому из читающих быть ни одной из сторон этого конфликта: ни администрацией, которая действительно сильно ограничена действующим законодательством и по сути не имеет рычагов воздействия на семью агрессивного ребенка, ни родителями ребенка, против которого ополчился весь класс, ни родителями других детей, приходящих домой с синяками, ссадинами, а то и переломами.
Преимущества и недостатки анскулинга
Все вышесказанное может привести большинство взрослых в шок. Получается, можно не водить ребенка в школу и обходиться без заданий на дом. Вместо этого, достаточно будет самостоятельно учить дочку или сына и самим решать, что им нужно, а что нет.
Разберем преимущества внешкольного учения:
- Индивидуальный подход. Если ребенок умеет читать с 5 лет, то в первом классе ему не придется заново изучать азбуку и т.п.
- Отсутствие программы. Время на получение знаний по интересующим темам отводится по усмотрению родителей.
- Размеренная нагрузка. Семья распределяет учебную нагрузку своего ученика адекватно его силам.
- Отсутствие лишней информации. Анскулер познает жизненные ценности не от учителей — родные люди рассказывают это простыми и понятными словами, именно в том объеме, который они считают нужным.
- Нет замечаний. В семейных условиях ученика не критикуют на виду у сверстников и не ставят плохие оценки.
Но кроме плюсов, такое обучение имеет ряд недостатков:
- Слабая социализация. Одноклассники не всегда оставляют хорошие воспоминания, но школьные проблемы учат людей адаптироваться к жизни.
- Полная ответственность родителей за обучение. Не каждый взрослый готов и способен контролировать учебу анскулера.
- Наличие свободного времени. Совмещать работу и домашнее обучение своего ребенка не получится – с учеником необходимо проводить много времени.
- Наличие знаний. Матери и отцу нужно быть хорошо подкованными для того, чтобы самим обучать своих детей.
- Поступление в высшие учебные заведения. Учеников, прошедших самостоятельное обучение, ждут немалые хлопоты при сдаче вступительных экзаменов.
Особенности подхода
Впервые про анскулинг за рубежом заговорили в 1977-м. Именно тогда сам термин появился в работе Джона Холта, издававшего журнал, посвященный воспитанию детей вне школьных стен. Именно он впервые детально рассмотрел вариант такого образования, которое строится не по стандартизированной схеме, а в соответствии с интересами конкретной персоны. Анскулинг многим кажется близким к домашнему обучению, но путать эти два подхода не следует. Анскулинг предполагает ориентацию на интересы, присущие ребенку в конкретный момент времени. Эта система не запрещает использование школьных учебников. Более того, анскулинг допускает обучение в рамках курсов, которые ребенку интересны в текущий момент. Основная идея – отсутствие спланированной программы, которой нужно четко следовать.
Анскулинг в России и зарубежном – это система, проблематика применения которой обусловлена отсутствие строго оговоренных норм. Это хорошо для ребенка и дает отличные возможности повышения эффективности процесса в целом, но довольно сложно для взрослых, которые нуждаются в векторах движения. Старшим проблематично сориентироваться в мире, где нет четких нормативов, позволяющих понять эффективность обучения подрастающего поколения. Анскулинг предполагает ориентацию лишь на развивающуюся личность. В частности, заинтересовалось чадо динозаврами – значит, нужно дать ему книги, рассказывающие о них, отвести в музей, где представлена любопытная экспозиция, дать возможность посмотреть познавательные фильмы и программы. Если ребенку стала любопытная химия, анскулинг предполагает постановку опытов и изучение любопытных аспектов, связанных с этой наукой. Словом, всякое обучение представляет собой анскулинг, если оно ориентировано на интересы личности, а не созданный кем-то стандартизированный план.