Интересная география: 70 удивительных фактов

Книги, женщины, неудачное самоубийство: как жил и как умирал максим горький

Евротоннель, Франция/Великобритания (50 450 м)

Этот тоннель, проложенный под проливом Ла-Манш, является двухпутным железнодорожным тоннелем, при этом 39 километров он проходит под водами Английского канала. Благодаря ему остров Великобритания оказался связанным с континентом железнодорожным сообщением. С тех пор стало возможным сесть в поезд в Париже, и за два с четвертью часа оказаться в Лондоне. В самом тоннеле поезд находится при этом 20-35 минут. 
Торжественное открытие тоннеля состоялось 6 мая 1994 года. На нём присутствовали руководители двух стран – президент Франции Франсуа Миттеран и королева Великобритании Елизавета II. Евротоннель является рекордсменом среди тоннелей, проходящих под водой, кроме того, он стал самым длинным международным тоннелем. Управляет его работой компания «Евростар». Американское общество инженеров-строителей рассыпалось в комплиментах и даже сравнило Евротоннель с одним из семи современных чудес света.

Запуск космического корабля SpaceX Crew Dragon на МКС

Стыковка корабля Crew Dragon с МКС.

Ночью 16 ноября компания SpaceX во второй раз использовала свой космический корабль Crew Dragon для отправки людей на Международную космическую станцию. Как пишет в своей статье мой наш автор Рамис Ганиев, «изначально запуск корабля планировалось произвести раньше, но его перенесли из-за плохих погодных условий. Но 16 ноября, в 03:27 по Москве, ракета-носитель Falcon 9 с кораблем Crew Dragon успешно поднялась в воздух с мыса Канаверал, штат Флорида. После вывода корабля на достаточную высоту, первая ступень Falcon 9 отделилась от нее и благополучно опустилась на плавучую платформу в Атлантическом океане. После небольшого ремонта ее можно будет использовать повторно».

Основания обработки персональных данных

4.1.  Правовым основанием обработки персональных данных является:

4.1.1. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

основанное на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации и состоящем из Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и других определяющих случаи и особенности обработки персональных данных федеральных законов;

4.1.2. согласие на обработку персональных данных условия которого подтверждаются

субъектом персональных данных письменно, при работе с формой обратной связи на сайте Оператора, при пользовании сайтом Оператора;

4.1.3. любые договоры, которые заключает Оператор, приложения к данным договорам.

Гуманитарный подход

Внутренняя отделка тоннеля разработана при участии психологов из Ассоциации промышленно-технических исследований и представителей Государственной администрации норвежских дорог. Специалисты поставили целью решить проблемы монотонности движения по тоннелю и улучшить контроль над концентрацией внимания водителей. В соответствии с результатами исследований тоннель разделили на 4 отрезка, разместив между ними три зоны отдыха. Над оформлением тоннеля работали дизайнеры и осветители, создав разнообразный интерьер при помощи цветной подсветки.

Три искусственные пещеры с освещением, имитирующим дневной свет, располагаются на расстоянии около 6 км друг от друга. Результат работы оказался настолько успешным, что часто здесь останавливаются ни столько передохнуть, сколько сделать пару фотографий на память.

Передача персональных данных третьим лицам

7.1. Для достижения целей обработки персональных данных и с согласия субъектов персональных данных Оператор предоставляет персональные данные или поручает их обработку следующим лицам:

7.1.1. государственным органам;

7.1.2. физическим лицам, состоящим в трудовых и гражданско-правовых отношениях с контрагентами Оператора;

7.1.3. физическим лицам, состоящим в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором.

7.2. В целях выполнения договорных обязательств или требований федерального законодательства Оператор получает персональные данные от следующих третьих сторон:

7.2.1. Иные лица в соответствии с договором гражданско-правового характера.

7.3. Обработка персональных данных осуществляется с соблюдением конфиденциальности, под которой понимается обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Роккский туннель

Вторым по длине автомобильным подгорным тоннелем можно назвать Роккский туннель. Он получил название от Рокского перевала, проложен под горой Сохс и соединяет Северную и Южную Осетию. Проект сооружения появился еще в 1020-х годах.

Первые работы по проходке начались в 1930 году. Собственно строительству туннеля началось к концу 70-х годов прошлого века. Открытие состоялось 1 985 году. Его протяженность – 3660 метров.

Дальнейшая история этой важной части Транскавказской магистрали сложна и полна грустных моментов. С развалом СССР и последующими социальными потрясениями он порой вообще не обслуживался, приходил в запустения, снова реконструировался

Полностью реконструированный туннель был сдан в эксплуатацию только в ноябре 2014 года.

Может эти сооружения, о которых я тут рассказал, и не впечатляют своими масштабами. Но именно они являются самыми длинными «трубами, которые протолкнули в гору». В следующий раз вспомним о туннелях железнодорожных и тех проектах, которые еще могут построить. А они есть и куда более грандиозные, чем тоннель под Ла-Маншем.

Ну а если вам интересно почитать про оформление разрешения на строительство или разрешения на ввод то рекомендую ознакомиться со статьями:

  • «Что такое разрешение на строительство и как его оформить, продлить, внести изменения»
  • «Закончили строительство, что же делать? Оформляем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию»

Тоннели и транспорт Норвегии

Решение о строительстве Лердальского тоннеля было принято в 1992 году. Он был необходим как часть транспортной системы на западе Норвегии, где строительство автомобильных дорог затруднено из-за рельефа. Фьорды и горы не позволяют сооружать длинные скоростные трассы. В Норвегии подземное строительство рассматривается, как возможность создания комфортных условий проживания для граждан, улучшение окружающей среды и транспортной инфораструктуры.

Также например, в целях безопасности морских перевозок в норвежских скалах реализую проект строительства судоходного тоннеля — Stad Ship Tunnel, ведь иногда сложные погодные условия и штормы среди скалистых фьордов сильно затрудняют навигацию. А, Лердальский тоннель решит вопрос максимального удобства для людей и безопасности вождения.

Песня ВИА «Песняры» стала неофициальным гимном какого города?

Этот старинный русский город, ровесник Москвы, расположенный на правом притоке реки Сухоны, долгое время был одним из важнейших транзитных центров во внешней торговле России с Англией, Голландией и другими западными странами. В эпоху правления Ивана Грозного город бурно развивался и богател. Царь даже подумывал о переносе сюда столицы из Москвы. И именно по его приказу здесь был возведён Софийский собор, визуально похожий на Успенский собор в центре Москвы. Изделия местных кружевниц получали высокую оценку на Парижской, Брюссельской и других международных выставках. Популярная в 70-х песня в исполнении ВИА «Песняры» стала неофициальным гимном города. Назовите его.

Спичка Алексей

Красноярск

Великий Устюг

Кострома

Вологда

Сведения об обработке персональных данных

8.1. Оператор обрабатывает персональные данные на законной и справедливой основе для выполнения возложенных законодательством функций, полномочий и обязанностей, осуществления прав и законных интересов Оператора, работников Оператора и третьих лиц.

8.2. Оператор получает персональные данные непосредственно у субъектов персональных данных.

8.3. Оператор обрабатывает персональные данные автоматизированным и неавтоматизированным способами, с использованием средств вычислительной техники и без использования таких средств.

8.4. Действия по обработке персональных данных включают сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение.

8.5. Базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, находятся на территории Российской Федерации.

8.6. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Такая обработка персональных данных осуществляется только на основании договора, заключенного между Оператором и третьим лицом, в котором должны быть определены:

  • перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться третьим лицом, осуществляющим обработку персональных данных;
  • цели обработки персональных данных;
  • обязанности третьего лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать их безопасность при обработке, а также требования к защите обрабатываемых персональных данных.

II

Если окинуть одним взглядом всю внешне разнообразную деятельность монархического режима в области «внутренней политики», то смысл этой деятельности явится пред нами в форме всемерного стремления бюрократии задержать количественное и качественное развитие мыслящего вещества.Старая власть была бездарна, но инстинкт самосохранения правильно подсказывал ей, что самым опасным врагом ее является человеческий мозг, и вот, всеми доступными ей средствами, она старалась затруднить или исказить рост интеллектуальных сил страны. В этой преступной деятельности ей успешно помогала церковь, порабощенная чиновничеством, и не менее успешно — общество, психически расшатанное и, последние годы, относившееся к насилию над ним совершенно пассивно.Результаты длительного угашения духа обнаружила с ужасающей очевидностью война — Россия оказалась пред лицом культурного и прекрасно организованного врага немощной и безоружной. Люди, так хвастливо и противно кричавшие о том, что Русь поднялась «освободить Европу от оков ложной цивилизации духом истинной культуры», эти, вероятно, искренние и тем более несчастные люди быстро и сконфуженно замкнули слишком красноречивые уста. «Дух истинной культуры» оказался смрадом всяческого невежества, отвратительного эгоизма, гнилой лени и беззаботности.В стране, щедро одаренной естественными богатствами и дарованиями, обнаружилась, как следствие ее духовной нищеты, полная анархия во всех областях культуры. Промышленность, техника — в зачаточном состоянии и вне прочной связи с наукой; наука — где-то на задворках, в темноте и под враждебным надзором чиновника; искусство, ограниченное, искаженное цензурой, оторвалось от общественности, погружено в поиски новых форм, утратив жизненное, волнующее и облагораживающее содержание.Всюду, внутри и вне человека, опустошение, расшатанность, хаос и следы какого-то длительного Мамаева побоища. Наследство, оставленное революции монархией, — ужасно.И как бы горячо ни хотелось сказать слово доброго утешения, — правда суровой действительности не позволяет утешать, и нужно сказать со всею откровенностью: монархическая власть в своем стремлении духовно обезглавить Русь добилась почти полного успеха.Революция низвергла монархию, так! Но, может быть, это значит, что революция только вогнала накожную болезнь внутрь организма. Отнюдь не следует думать, что революция духовно излечила или обогатила Россию. Старая, не глупая поговорка гласит: «Болезнь входит пудами, а выходит золотниками», процесс интеллектуального обогащения страны — процесс крайне медленный. Тем более он необходим для нас, и революция, в лице ее руководящих сил, должна сейчас же, немедля, взять на себя обязанность создания таких условий, учреждений, организаций, которые упорно и безотлагательно занялись бы развитием интеллектуальных сил страны.Интеллектуальная сила — это первейшая, по качеству, производительная сила, и забота о скорейшем росте ее должна быть пламенной заботой всех классов.Мы должны дружно взяться за работу всестороннего развития культуры, — революция разрушила преграды на путях к свободному творчеству, и теперь в нашей воле показать самим себе и миру наши дарования, таланты, наш гений. Наше спасение — в труде, да найдем мы и наслаждение в труде.«Мир создан не словом, а деянием», это прекрасно сказано, и это неоспоримая истина.

I2/64III

Сэйкан, Япония (53 850 м)

Этот невероятно длинный японский железнодорожный тоннель имеет также и подводную часть протяжённостью 23,3 километра. Он углубляется под землю на 240 метров, в результате чего на 100 метров оказывается ниже морского дна. Туннель проходит под Сангарским проливом и соединяет между собой префектуру Аомори (остров Хонсю) и остров Хоккайдо. Он является частью Кайкё и Хоккайдо-синкансен местной железнодорожной компании.
По длине он уступает только Готардскому тоннелю, а по залеганию под морским дном и вовсе является лидером в мире. В названии тоннеля присутствуют первые иероглифы названий городов, которые он соединяет – Амори и Хакодате, просто те на японском языке произносятся иначе. Тоннель «Сэйкан» стал вторым после тоннеля Каммон в Японии подводным железнодорожным тоннелем, а тот соединяет под проливом Каммон острова Кюсю и Хонсю.

Самый длинный железнодорожный: Готтардский базисный тоннель (Швейцария)

Торжественная церемония открытия Готтардского базисного тоннеля (Gotthard-Basistunnel) в Швейцарии состоялась 1 июня 2016 года. Так завершилась почти четвертьвековая (первые работы по прокладке начались в 1993 году) история строительства не только самого длинного (57 км от портала до портала), но и самого глубокого (над тоннелем возвышается до 2450 метров горной породы) железнодорожного тоннеля в мире. И нельзя сказать, чтобы Готтардский перевал отделяющий, грубо говоря, Италию от Германии, нельзя было преодолеть как-то иначе: не считая живописного извилистого пути через перевал по поверхности, до открытия ГБТ можно было воспользоваться старым железнодорожным тоннелем (1882 года постройки) или автомобильным (1980-го), однако чтобы подобраться к ним, и поездам и автомобилистам приходилось преодолевать многие километры опасных горных дорог с десятками резких поворотов, что сильно усложняло задачу.

Северный портал Готтардского базисного тоннеля находится вблизи городка Эрстфельд на высоте 460 м над уровнем моря. На этом снимке можно видеть, что, по сути, речь идет о двух параллельных электрифицированных тоннелях диаметром 8,83–9,58 м. Кстати, базисным тоннель называется потому, что проложен в основании горного массива, имя которого носит

Теперь добраться из Цюриха в Милан стало возможным всего за 2 часа 50 минут вместо прежних 3 часов 40 минут, причем на скоростном поезде, следующем в тоннеле со скоростью до 250 км/ч (во время испытаний поезда IСE даже разгонялись до 275 км/ч). Всего таких поездов предусмотрено около 65 в день — они перевозят около 10 тысяч пассажиров в сутки, причем прирост трафика составил 30% в первые 8 месяцев эксплуатации тоннеля. Но важнее все же грузовое движение — грузовых поездов по тоннелю можно пропускать до 260 в день. Именно ради перевода транспортировки грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт все и затевалось. Строительство обошлось примерно в 10 миллиардов швейцарских франков и девять человеческих жизней — именно столько из 3500 человек, строивших тоннель, погибло за время строительства.

Природный тоннель (штат Виргиния, США)

Чтобы проложить железнодорожные пути или автодорогу в толще земли, человечеству совсем не обязательно долго и упорно долбить породу — можно воспользоваться тем, что за миллионы лет соорудила сама природа.

Хотя сейчас пещере и ее окрестностям придан статус природоохранной территории — парка штата (Natural Tunnel State Park) — и они обустроены для пребывания многочисленных туристов, поезда через тоннель-пещеру по-прежнему проходят, хотя перевозят только уголь с расположенных неподалеку шахт

Так поступили в конце XIX века в американском штате Виргиния, проложив железную дорогу через естественную пещеру, проделанную грунтовыми водами в толще известняка и доломита. У природы получилось открытое c обоих концов подземное сооружение длиной 255 метров, шириной до 61 метра и высотой до 24 метров. Это же настоящее чудо света, решили европейские поселенцы в Северной Америке. Это же настоящий тоннель — грех не воспользоваться, решили их потомки-промышленники пару сотен лет спустя, и пустили через пещеру грузовые и пассажирские поезда.

Штольня над «подковой»

Горный хребет в Муйском районе имеет ширину от 20 до 30 км. и длину 300 км. В его глубинах постоянно происходят тектонические процессы, которые отдаются в виде землетрясений. Из-за них в хребте могут происходить смещения пород по вертикальной оси от 1 до 7 м. А ещё на этом участке находится водная граница оз. Байкал и р. Витим, что тоже оказывает влияние на движение пород в толще гор. 

Для снижения рисков, на расстоянии от 15 до 30 м. над подковообразным сечением тоннеля была пущена разведочная транспортно-дренажная штольня (по-другому: ходка). Благодаря тому, что её строительство шло на 0,2-0,3 км. опережая тоннель, стало возможно уточнение геологических условий работ, отведение воды и улучшение вентиляции.

Общие положения

1.1.  Политика в отношении обработки персональных данных (далее — Политика) направлена на защиту прав и свобод физических лиц, персональные данные которых обрабатывает ООО «Подземный эксперт», далее именуемая в тексте  — Оператор.

1.2. Политика разработана в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — ФЗ «О персональных данных»).

1.3. Политика содержит сведения, подлежащие раскрытию в соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О персональных данных», и является общедоступным документом.

1.4. Политика устанавливает:

  • цели обработки персональных данных;
  • основания обработки персональных данных;
  • категории субъектов персональных данных;
  • сроки обработки и хранения персональных данных;
  • передачу персональных данных третьим лицам;
  • сведения об обработке и обеспечении безопасности персональных данных;
  • права субъектов персональных данных.

1.5. Оператор ведет свою деятельность по адресу: 192102, г. Санкт-Петербург, Фучика улица, д.4, лит. К, помещение 16Н.

Завершение пробивки тоннеля

19 июля 1879 года тоннелю была принесена одна из последних, и, пожалуй, самая символичная жертва: руководитель строительства, инженер Луи Фавр, которому на тот момент было 53 года, во время осмотра объекта почувствовал недомогание и скончался несколькими минутами позже от сердечной недостаточности. Он постоянно переживал, что неверно выполнил маркшейдерские расчёты, из-за чего проходчики с северной и южной части тоннеля не смогут безошибочно встретиться.

До завершения строительства Фавр не дожил совсем немного. В воскресенье, 29 февраля 1880 года, произошла смычка двух частей тоннеля. Отклонения в расчётах составили всего лишь 33 см в ширину и 5 см в высоту — измерения талантливый инженер произвёл блестяще.

Милена Черненко, 2011
специально для 29feb.ru

Следующая страница: Дело Хиллмон

   
• Начало  
• События в истории   • Сент-Готтардский тоннель: история строительства  

Археология не подтверждает

Гибель сотен тысяч людей должна была оставить следы в виде массовых захоронений. Особенно в те времена, когда к обряду погребения относились очень внимательно. Погибших на стройках должны были хоронить по православному обряду. Однако никаких огромных кладбищ того времени в Петербурге и окрестностях нет.

Может быть, пригнанных на строительство Петербурга и там умерших рабочих погребали где-то в общих могилах, которые потом не помечали даже никаким знаком? В середине ХХ века гипотеза массовой гибели строителей Петербурга ещё господствовала в умах и в советской историографии, часто повторявшей и приукрашивавшей сентенцию Ключевского. Советский археолог Александр Грач в ходе раскопок 1952 года решил проверить эту гипотезу. Исследованию подверглись те территории Ленинграда, где планировалось строительство. По существовавшему положению, эти территории должны были сначала подвергнуться археологическому обследованию.

Тайханшань в Китае (27 848 м)

Тайханшань – третий по длине горный железнодорожный туннель в северном Китае после туннелей Новый Гуаньцзяо и Западный Циньлин. Это двухпутный тоннель, который был построен, чтобы позволить Ситайской пассажирской железной дороге пересечь горы Тайхан. Длина левой дорожки составляет 27 839 м (17,298 миль), а правой – 27 848 м (17,304 миль).

После открытия тоннеля Тайхан и строительства скоростной железной дороги, время в пути от Шицзячжуана до Тайюаня сократилось многократно: теперь из одного населенного пункта в другой можно добраться не за 6 часов, как раньше, а всего за час. Строительство началось 11 июня 2005 года, а открытие состоялось 22 декабря 2007 года.

Лётчберг, Швейцария (34 577 м)

Железнодорожный тоннель Лёчберг расположен на одноимённой линии, проходящей через Альпы, причём он расположен на 400 метров глубже автомобильного тоннеля Лёчберг. По этому одному из самых длинных в мире сухопутных тоннелей курсируют пассажирские и грузовые составы. Он проходит под такими городами, как Берн, Фрутиген, Вале и Рароне. Это довольно новый тоннель, ведь его закончили пробивать только в 2006 году, а уже в июне следующего года он был официально открыт. При его проходке применялись самые современные технологии бурения, поэтому его удалось пробить менее чем за два года. Сейчас каждую неделю им пользуются свыше 20 тысяч швейцарцев, стремящихся побыстрее попасть на термальные курорты в Вале.
Появление Лётчберга значительно уменьшило количество дорожных пробок в этой местности, поскольку прежде грузовики и фуры должны были ехать в обход Швейцарии, делая большой круг, чтобы проехать всего лишь из Вале до Берна. Любопытно, что в тоннеле есть источник горячей подземной воды, которую швейцарцы также даром не теряют, а обогревают с её помощью оранжерею, где благодаря этому растут тропические фрукты.

Составлена самая подробная карта Вселенной

Перед вами будни Вселенной: ускорение и распад материи, нагретой до сверхвысоких температур, обжигающий газ, черные дыры и взрывы звезд.

В середине лета 2020 года была представлена самая подробная из когда-либо созданных 3D-карта Вселенной. В составленной более чем 100 астрофизиками карте использовались данные о недавно открытых тусклых галактиках. На самой подробной и обширной карте звездного неба насчитывается около миллиона источников рентгеновского излучения. Рассеянное красное свечение в верхней и нижней частях карты – в основном рентгеновское излучение от горячего газа далеко за пределами Млечного Пути. Белые крапинки представляют собой сигнатуру сверхмассивных черных дыр. Удивительно, но около 80% всех источников на новой карте – гигантские черные дыры, которые находятся в центрах далеких галактик.

Период был впервые установлен на территории России на Урале и Предуралье. Как называется этот период?

Английский учёный-геолог и путешественник, Почётный член РГО Родерик Импи Мурчисон проводил геологические изыскания во многих странах. Он описал три геологических периода, один из которых был впервые установлен на территории России на Урале и Предуралье.

В одном из писем учёный сообщил, что считает своим долгом назвать последний период палеозойской эры по имени древнего народа, упоминавшегося в русских летописях XII века: «…мы решились обозначить их особым наименованием; оно имеет географический корень и происходит от древнего царства Биармии <…>, в пределах и смежности которого собраны были очевидные доказательства их самостоятельности».

Силурийский

Девонский

Юрский

Пермский

Начало строительства тоннеля


Строительные работы начались в сентябре 1872 года одновременно с южного (Итальянская деревенька Айроло) и северного (швейцарский Гёшенен) порталов. Группы строителей двигались навстречу друг другу, работая в три смены круглосуточно. Проходка тоннеля была очень сложной с самого начала, особенно с южной стороны. На протяжении всего строительства трудность представляли неустойчивые горные породы и постоянные затопления горными реками. К тому же температура в тоннеле достигала 33°С, а позже даже 40°С.

Для пробивки трассы использовалось большое количество динамита. Недостаточная вентиляция затрудняла дыхание в наполненном взрывчатыми газами тоннеле. Из-за того, что токсичные пары взрывчатки вызывали болезни дыхательных путей и глаз проходчиков, продолжительность рабочей смены была сокращена до пяти часов. Хотя в работе и применялись мощные пневмомашины из Бельгии, по истечении года так и не было пройдено ни одного километра пути.

Фавру приходилось постоянно увеличивать количество рабочих. В Гёшенене в то время трудились более 1600, а в Айроло около 1300 человек. В основном это были выходцы из бедных сельскохозяйственных районов Италии. За работу им обещали платить достойно. Восьмичасовая смена оценивалась в 3,90 франков. Однако две трети заработанных средств уходило на питание и проживание, лампы и масло к ним (по 30 раппов ежедневно) рабочие тоже должны были оплачивать самостоятельно. Помимо этого, с них высчитывалось ежемесячно по 5 франков за одежду и 3 франка за пребывание на территории Швейцарии. Часть заработка выдавалась купонами, которые можно было отоварить только в магазинах, принадлежавших строительной компании.

Шахтёры жили и работали в ужасных условиях. Неудивительно, что многие их них заболевали, десятки гибли под завалами и от взрывов динамита. Смертей же, случившихся от болезней и травм, которые произошли после завершения строительства, никто и никогда не учитывал. Всё это привело к восстанию рабочих в июле 1875 года. Бастующие заблокировали вход в тоннель и потребовали увеличения оплаты труда на один франк в день. Вызванный компанией отряд полиции открыл огонь по толпе, в результате чего четверо рабочих погибло, и два десятка получили серьёзные ранения.

Ювелирная работа проходчиков

Прокладка туннеля через Северно-Муйский хребет была очень непростой задачей. Даже самая современная техника не справлялась с имеющимися радиационными, тектоническими и гидрографическими условиями. Иностранные специалисты, даже за баснословные гонорары, отказывались браться за такую работу. Тем не менее отечественные проходчики смогли справится с поставленной задачей, несмотря на опасность и необходимость принятия новаторских решений во многих технических вопросах. Путь прокладываемого тоннеля вымерялся с помощью лазера, и когда Западная и Восточная бригады встретились, фактически выявленное отклонение от оси относительно друг друга составило чуть больше 5 мм. А это, как не крути, слишком ничтожное значение, если помнить о том, что общая протяженность сооружения составила более 15 км.

Сколько и как работало

В настоящее время проанализированы сохранившиеся документы, относящиеся к строительству Петербурга.

В 1704 году для работ по расчистке территории, рытью каналов, строительству набережных и зданий было затребовано в Петербург из разных концов России около 40 тысяч работных людей из крестьян. В последующие годы призывалось ежегодно не менее 24 тысяч. Реальное число присланных рабочих было значительно меньше.

Так, в 1712 году было затребовано 28 800 человек, а прислано 18 532. В 1714 и 1715 годах ежегодно требовалось по 32 253 человека, а прислано соответственно 20 322 и 18 366. Многочисленные рекрутские наборы в армию и побеги от увеличивавшейся тягости налогов и повинностей привели в царствование Петра I к обезлюдению русской деревни. Местные органы власти просто не справлялись с требованиями о присылке достаточного количества работных людей в Петербург – тогда на местах некому было бы пахать земли и платить подати.

Работа шла только в тёплое полугодие и велась вахтовых методом. Сначала одна рабочая смена трудилась два месяца, потом её сменяла другая. Так в год работали три смены рабочих. С 1708 года перешли на двухсменный график – каждая смена по три месяца. Рабочим платили в месяц по тогдашнему рублю, однако часто половина жалованья выдавалась провиантом.

Всего за 1704-1717 гг. в Петербурге работало около 300 тысяч подневольных рабочих – это максимальное количество, если считать, что рабочие, отработав одну смену, больше не возвращались в Петербург. Однако по документам видны повторяющиеся из смены в смену фамилии рабочих – это означает, что многие оставались на работу больше одной смены.

Проблемы и трудности проекта

Это происшествие получило широкую огласку благодаря публикациям в прессе. Акционерами тоннеля — правительствами Италии и Германии было назначено две федеральных комиссии, призванных рассмотреть ситуацию. В своём докладе, составленном по результатам проверки, инспекторы отметили, что положение рабочих намного хуже, чем ожидалось. Шахтёры ютились в грязных переполненных помещениях со зловонными масляными лампами, с недостатком свежего воздуха и чистой питьевой воды. Постелью им служили мешки с полусгнившей соломой. Рабочие страдали гельминтозами, диареей, тифом. Многие заболевали силикозом, развивающимся из-за мелкой гранитной пыли, постоянно висящей в тоннеле.

После проведённой проверки последовал также полный пересмотр сметы, которая катастрофически не совпадала с расходами. Оказалось, что на строительство потребуется в полтора раза больше средств, чем запрашивалось изначально. Италия и Германия приостановили финансирование пробивки тоннеля. В результате этого цены на акции обрушились, и дальнейшая судьба проекта была под большим вопросом. Альфред Эшер, который был ответственен за финансовое фиаско проекта, вынужден был уйти в отставку под давлением Федерального совета. Недостающие деньги пришлось восполнять специально принятым законом, обязывавшим все швейцарские кантоны, через территорию которых проходила Сент-Готтардская магистраль, внести необходимые средства.

Сколько умерло в действительности

Если из максимум полумиллиона рабочих погибло – по разным оценкам прежних историков, от 80 тысяч до 300 тысяч – это означает что умирал каждый шестой рабочий, а то и почти две трети из них. Оправдывается ли такая пропорция имеющимися документами? Напротив, они позволяют говорить о значительно более низкой смертности.

Историк Ольга Агеева приводит для примера ведомость о строительстве «Перспективной дороги» за 1716 год. Из неё явствует, что из общего числа 3262 рабочих на этой стройке умерли всего 27. То есть смертность составила меньше одного процента. Если это была обычная смертность на стройках Петербурга, тогда за двадцать два года там умерло меньше пяти тысяч человек. Цифра, в своей совокупности достаточная для возникновения мифа о том, что Петербург построен «на костях», но разложенная на длительный временной интервал, незначительная.

Фосфин в облаках Венеры

В атмосфере Венеры обнаружены следы фосфина — соединения фосфора, которое в условиях Земли вырабатывается только микроорганизмами или синтезируется в лабораторных условиях.

Поиски инопланетной жизни в 2020 году приобрели практически революционный характер. Так, одним из ярчайших событий года стало обнаружение в атмосфере Венеры следов фосфина — газа, вырабатываемого анаэробными микробами на Земле. Фосфин в ядовитых облаках «адской» планеты мог появиться в результате вулканической активности или ударов молнии — но не в таком количестве. Три другие исследовательские группы, однако, не смогли подтвердить полученные ранее выводы, хотя две из трех команд использовали одни и те же данные.

Астрономы, стоявшие за открытием, впоследствии повторно проанализировали свои данные и обнаружили ошибку. Согласно заново обработанным данным, сигнал фосфина по-прежнему улавливался, но намного слабее. Примечательно, что даже малое количество фосфина в венерианских облаках нельзя объяснить только вулконической активностью и молниями. Не исключено, что таинственные химические реакции в атмосфере Венеры превращают фосфористые соединения из извержений и гроз в фосфин. И есть еще шанс, что фосфин появился в результате активности чужеродных бактерий. Подробнее об этом удивительном открытии читайте в материале Рамиса Ганиева.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: