Фраческо петрарка и лаура: анализ «книги песен»

Франческо петрарка — певец вечной любви: жизнь и творчество. сонеты

Мыслитель Возрождения

В стихи Петрарка ввёл индивидуальное представление автора о мире. Во времена Средневековья об этой мысли и подумать было нельзя, ведь авторство и отражение мировоззрения личности в произведении приравнивалось к тщеславию — одному из семи смертных грехов. Петрарка произвёл настоящую революцию, став одной из предтеч эпохи Возрождения, в которой человек был провозглашён главным творением бога, а не жалким рабом.

Петрарку считают философом-моралистом, отстаивавшим идеи о возможности человеческого счастья при жизни. Если в Средние века люди были убеждены в том, что жизнь является лишь подготовкой к воскресению, то итальянский поэт открыто заявил о ценности земного существования. Это тоже повлияло на становление мировоззрения многих личностей Ренессанса.

Также Петрарка отстаивал принципы свободы духа человека. Франческо считал, что абсолютно каждый имеет право на мнение и личный выбор. Об этом поэт говорил так: «Нет выше свободы, чем свобода суждения, и, признавая ее за другими, я требую ее для себя».


Франческо Петрарка. (pinterest.ru)

Взгляды Петрарки сформировали мышление целых поколений, заложив основы новой культуры. В историю Франческо вошёл как один из отцов европейского гуманизма.

Славу Петрарке ещё при жизни принесли его письма. В них Петрарка излагал свои философские взгляды на мир и высмеивал дурные нравы общества. За свою писательскую деятельность Петрарка получил приглашение в Рим, где было проведено торжественное венчание поэта лавровым венком.

Петрарка, любивший с юных лет Римскую империю за её культуру, в 40-ые годы XIV столетия стал грезить о возрождении былой мощной страны. Эта мечта побудила поэта поддерживать Колу ди Риенци. Петрарка активно пропагандировал идеи о былом величии Рима, восхваляя прошлое.

В середине XIV века поэт объездил почти всю Италию. Вскоре он переехал жить в Милан. В Италии Петрарка сразу же сдружился с видным итальянским писателем Джованни Боккаччо. Поэты часто вели литературные беседы, давали творческие советы друг другу, делились критическими замечаниями.

Также Петрарка получил престижное место при дворе Висконти. Поэт стал дипломатом и посещал многих крупных политических деятелей, с которыми вёл переговоры.

В конце 60-ых годов Петрарка переехал в Венецию, а в последние годы жизни, как и в далёком детстве, он постоянно путешествовал, кочуя с места на место. Любовь к Италии не заканчивалась в поэте никогда, и в каждом путешествии по этой стране Франческо находил что-то новое.

Эта любовь оказала влияние и на творческую деятельность Петрарки. На закате жизни поэт решил создать биографию Юлия Цезаря. Однако смерть помешала воплотить в реальность столь масштабную цель. Петрарка скончался 19 июля 1374 года, ровно за один день до своего семидесятого дня рождения.

Суд над мёртвым Папой Римским

Спустя девять месяцев после смерти Формоза Папа Стефан VI предал труп своего предшественника суду. Новый папа был весьма заинтересован в том, чтобы признать некоторые действия и постановления Формоза недействительными. Дело было в том, что в то время епископы не могли совершать переход с кафедры на кафедру, то есть если епископ был назначен таковым в Риме, то, например, в Порто епископом он быть не мог. А Формоз в своё время совершил как раз такой переход из Порто в Рим. Стефан сам совершил переход из Ананьи в Рим, следовательно, его положение на папском престоле было не совсем законным. А назначил Стефана VI епископом именно Папа Формоз. Если бы его решение признали недействительным, то новый папа был бы чист.

Страшный церковный трибунал состоялся в январе в Латеранской базилике. Туда прибыл сам император Ламберт вместе со своим двоюродным братом. По некоторым данным, именно император приказал провести суд над мертвецом. Папа Стефан VI повелел эксгумировать труп Формоза, обрядить его в папские одежды и посадить на трон. После мёртвому Папе Римскому зачитали обвинения: нарушение установленного запрета о переходе, вероломство и проведение им религиозных обрядов, когда Формоз был ещё мирянином. В вину Формозу поставили и наречение Арнульфа императором. Припомнили ему и отлучение от церкви.

За Папу Формоза отвечал спрятанный за троном священник, был у трупа и свой адвокат, бездействующий во время суда. Формально все правила судопроизводства были соблюдены: приговор зачитан в присутствии обвиняемого и ему предоставили защитника. А то, что адвокат, как и обвиняемый, ничего не говорил — дело десятое. После вынесения приговора глумление над трупом не закончилось.

С мёртвого Папы Римского сняли его облачение и переодели в простую одежду. После ему отрубили три пальца на правой руке, которыми он совершал благословение. Труп Формоза вытащили из Латеранской базилики и, связав ему руки и ноги, протащили по улицам города. То, что осталось от бывшего папы, безо всяких почестей захоронили в общей могиле на краю кладбища. Правда, позднее какие-то кладбищенские воры раскопали могилу в надежде поживиться.

Разумеется, воры ничего не нашли: при бывшем папе не оставили никаких регалий и драгоценностей. Осквернители могил выбросили труп Формоза в Тибр, откуда его выловил некий монах и похоронил. Конечно же, такое ужасное событие, как Трупный синод не могло не вызвать общественного резонанса в римском обществе.

Творчество

За годы творческой биографии Петрарка написал множество произведений как на итальянском, так и на латинском языках. Стоит отметить, что латинские труды ценны тем, что в них находится множество исторических фактов и подробностей, тогда как итальянские произведения пропитаны лирикой и романтикой.

Музой и возлюбленной Франческо была девушка Лаура. Сам поэт сообщает о ней только то, что первый раз увидел ее весной 1327 г. и что ровно спустя 21 год она скончалась.

После смерти Лауры, Петрарка продолжал воспевать ее в сонетах, в характерной для себя манере. Его крупнейшим трудом на итальянском языке считается «Книга песен» («Il Canzoniere»), состоящая из 2-х томов и содержащая в себе 366 сонетов к Лауре.

В ней Франческо превозносил свою возлюбленную, а также уделял внимание религиозным и политическим темам. Интересен факт, что в последующие столетия «Книга песен» будет переиздана более 200 раз

Во многом, именно благодаря этой работе автор приобрел мировую популярность.

Любопытно, что сам Петрарка не относился серьезно к своим сонетам, поэтому писал их «для себя», а не для публики. Возможно именно поэтому, его стихи обрели такую искренность и многогранность душевных переживаний.

В итоге, творчество Франческо Петрарки оказало огромное влияние на многих поэтов следующих поколений. Отдельного внимания заслуживает поэма «Триумфы», написанная на итальянском языке. В ней с помощью сравнений и аллегорий изображается победа любви над человеком и вечности над временем.

Изгнание и триумф

В 1304 году в семье изгнанного из Флоренции юриста по прозвищу Петракко родился мальчик, получивший имя Франческо. Пьетро Паренцо — так звали отца будущего поэта — принадлежал к белым гвельфам, агитировавшим за союзнические отношения с гибеллинами. За это его и изгнали из города представители чёрных гвельфов. Пьетро был вынужден покинуть Флоренцию одновременно с великим итальянским поэтом Данте Алигьери. Автор «Божественной комедии» тоже симпатизировал белым гвельфам.

Долгое время семья юриста кочевала из одного города в другой. После переездов из одного места в другое изгнанники поселились в Карпантре — торговом городке, который сейчас принадлежит Франции. Здесь маленький Франческо пошёл учиться в школу, где успешно освоил латинский язык. Это оказало огромное влияние на будущую деятельность юноши. Литературоведы делят творчество Петрарки на две части: италоязычные тексты и произведения, написанные на латыни. Кстати, о литературе: именно в школе Франческо увлёкся книгами. На сына изгнанника огромное впечатление произвели авторы, творившие во времена Римской империи.

Под влиянием отца-юриста Петрарка, окончивший школу, приступил к изучению права. Франческо поступил в Болонский университет, который он закончил без какого-либо желания заниматься профессиональной юридической деятельностью. Неудивительно, что Петрарка так и не попробовал стать юристом.


Портрет Петрарки. (pinterest.com)

Правовой сфере Франческо предпочёл религиозную. Петрарка переехал в Авиньон, где стал членом местного духовенства. Однако вскоре молодому человеку пришлось покинуть город: Франческо полюбил Лауру, которой начинающий поэт посвятил множество стихотворений; тёплое чувство Петрарки не было взаимным, и он решил уехать подальше от мест, напоминающих ему о любимой. Домом Петрарки стал город Воклюз.

В уединённом месте Петрарка смог полностью погрузиться в творчество. Связь с крупными представителями духовенства, оказывавшими материальную помощь выпускнику Болонского университета, позволяла ему не беспокоиться о деньгах и заниматься любимым делом. Узнав о смерти Лауры, которую поэт не забывал никогда, Франческо посвятил ей «Песенник» — сборник лирических сонетов. Стихотворения из этой книги филологи считают вершиной италоязычной части творчества Петрарки.

Особенности творчества

Любовь не терпит принуждения, одно слово — и всё блаженство исчезнет! Мог ли бы Петрарка в узах брака любить свою Лауру так пламенно? Ах нет! Воображение его не произвело бы ни одного из тех нежных сонетов, которыми я восхищаюсь.

Карамзин

Канцоньере XV века издания

Несмотря на то, что Петрарка считается итальянским поэтом, большинство его сочинений написано на классической латыни, причём проза давалась ему ничуть не хуже стихосложения. Франческо восхищался древнеримской культурой и считал свои сочинения на мёртвом языке более важными, нежели проникнутые чувственным жаром любовные писульки на volgare. Итальянский тех времён и представлял собой не что иное, как пропущенную через мозги быдланов и засоренную диалектизмами латынь, потому и назывался «вульгарным» (volgare), а признаком образованности считалось умение говорить на чистой латыни. ЧСХ, читатель ещё при жизни автора оценил именно сонеты к Лауре. Сей новояз был изобретён отнюдь не Петраркой: именно на нём читали свои опусы барды и трубадуры, разъезжающие по италийским городам и весям. Франческо лишь огранил алмаз романского просторечия, придал ему стихотворную форму и открыл итальянскому языку дорогу в большую литературу. Такую же услугу Пушкин сослужил русской словесности.

Большая часть стихов на вольгаре вошла сборник Canzoniere, составленный исследователями творчества Петрарки уже после смерти последнего. Сонеты делятся в нём на две большие части — посвящённые Мадонне Лауре при жизни и «постмортем». В своём «Письме к потомкам» пиит упоминал, что страсть к Лауре со временем притушили годы, её кончина и увлечение автора гуманитарными науками. Действительно, несмотря на горемычное описание своей юдоли, характерное для петраркиных сочинений в целом, стихи «На жизнь Мадонны Лауры» более жизнерадостны и внушают надежду на счастье здесь и сейчас. Сонеты же на её смерть проникнуты горечью утраты, и лишь возможная встреча героев в следующей жизни удерживает страдальца по сю сторону. Помимо «Книги песен», в итальянское наследие поэта входит также поэма «Триумфы», написанная в другой стихотворной форме, походящей на «Божественную комедию». В ней Петрарка поёт отнюдь не дифирамбы возлюбленной, но моралфажескую оду о преодолении телесных страстей для достижения духовного бессмертия в вечности.

На латинском языке Петрарка писал главным образом научные труды — историческую поэму «Африка» с автобиографическо-философским трактатом «Моя тайна» — и письма к друзьям, поскольку знание lingua latina считалось признаком учёности и хорошего тона. В «Моей тайне» сам Франциск ведёт беседу с Блаженным Августином, богословские труды которого казались писателю интереснее и глубже пустого словоблудия томистских схоластов. Августин призывает ГГ отринуть все чувства и обратить свои взоры к Богу, на что Франциск ему возражает — Лаура уже не человек, а нечто большее, как сошедший на грешную Землю ангел, и именно ей суждено вести несчастного книгочея к познанию вечных истин. Не случайно Лауру многие сравнивают с Беатриче, устроившей Данте экскурс по раю.

Да, собственно, и сам Петрарка написал об этом в одном из поздних сонетов: 

Восхитила мой дух за грань вселенной

Тоска по той, что от земли взята;
И я вступил чрез райские врата
В круг третий душ. Сколь менее надменной
Она предстала в красоте нетленной!
Мне руку дав, промолвила: «Я та,
Что страсть твою гнала. Но маета
Недолго длилась, и неизреченный
Мне дан покой. Тебя лишь возле нет, —
Но ты придешь, и дольнего покрова,
Что ты любил. Будь верен; я — твой свет».
Что ж руку отняла и смолкло слово?
Ах, если б сладкий все звучал привет,

Земного дня я б не увидел снова!

ПРИЛОЖЕНИЕ — ИЗ ПРИГОВОРА СУДА ИНКВИЗИЦИИ НАД ГАЛИЛЕЕМ

Мы утверждаем, изрекаем, судим и объявляем, что ты, вышеназванный Галилей, вследствие вышеупомянутых, в процессе доказанных и тобой подтверждённых обстоятельств, оказался у этого судилища под сильным подозрением в ереси, а именно, что ты верил н придерживался ложного, противоречащего священному писанию учения о том, что Солнце — центр орбиты Земли, а не движется с востока на запад, и что Земля движется и не является центром мира, и что поэтому ты подлежишь всем исправлениям и наказаниям, установленным и объявленным в таких случаях.

  • < Развитие техники и науки в XVI-XVII веках»
  • -> В заключении о Средних веках, хронологическая таблица Средних веков >

Личная жизнь

Любовью всей жизни поэта была Лаура, о которой имеются весьма скудные сведения. После встречи с ней, он в течение 3-х лет мечтал поймать ее случайный взгляд в авиньонском храме.

Через несколько лет Петрарка купил усадьбу в Воклюзе, чтобы проживать поблизости от Лауры. Будучи священнослужителем, он не мог вступить в брак. Однако биографы заявляют, что он неоднократно вступал в отношения с другими девушками и даже имел 2-х внебрачных детей.

По мнению историков, Лаура, очевидно, была замужней женщиной и матерью 11 детей. В последний раз Франческо увидел свою музу 27 сентября 1347 г., а в следующем году она умерла. Самое печальное то, что Лаура могла вообще не знать о существовании Петрарки, не говоря уже о его чувствах к ней.

Еще при жизни поэт получил признание как среди соотечественников, так и за рубежом. В 1341 г. Римский сенат и Парижский университет объявили Петрарку лауреатом.

Джордано Бруно отдал свою жизнь за передовую науку, за свободу мысли.Галилео Галилей

В такой же борьбе протекала жизнь и деятельность и другого великого итальянского ученого — астронома и физика Галилео Галилея (1564-1642).

Галилей первым стал наблюдать ночное небо через телескоп. Телескоп (сильная подзорная труба) был изобретён в начале XVII века в Голландии. Узнав об этом, Галилей самостоятельно соорудил несколько телескопов и увидел необыкновенные вещи. Оказалось, что на Луне, как и на Земле, есть горы. Значит, Луна действительно является планетой, наподобие Земли.

Галилей увидел, что вокруг планеты Юпитер вращаются спутники вроде Луны. Если Юпитер вместе со спутниками вращается вокруг Солнца, значит, и Земля вместе с Луной вполне могут вращаться вокруг него, решил учёный.

Наблюдения Галилея подтверждали истинность взглядов Коперника; Всё увиденное на небе Галилей описал в книге под названием «Посланник звёзд». Его открытия произвели огромное впечатление на людей. Современники говорили: «Как Колумб открыл новый материк, так Галилей открыл новую Вселенную».

Церковь поняла, какую опасность представляют труды Галилея. Галилея вызвали на суд инквизиции в Рим. Здесь под угрозой смерти 70-летнего больного учёного заставили отречься от учения Коперника и запретили впредь говорить и писать о том, что Земля вращается. Однако, рискуя жизнью, Галилей издал ещё одно сочинение, развивавшее учение Коперника.

Освобождение науки из-под церковного гнёта протекало в упорной борьбе. Церковь, ожесточённо обороняла свои позиции, безжалостно расправлялась с передовыми учёными. Но смелые борцы за истину, рискуя жизнью, выступали против религии, темноты и невежества, за торжество человеческого разума.

Зрелые годы

Во время учёбы в университете у Франческо был товарищ Джакомо Колонна, который принадлежал к могущественному и древнему итальянскому роду, сыгравшему в истории средневекового Рима значительную роль. Петрарка очень сблизился с этим фамильным кланом, в дальнейшем они помогли ему в продвижении его литературной карьеры.

В 1331 году Джакомо пригласил Петрарку в Болонью. Поэт приехал по приглашению и был принят на работу в качестве секретаря к брату Джакомо – кардиналу Джованни Колонна. Этот отъезд из Авиньона, скорее, был связан с неразделённой любовью к Лауре. Поэт мучился от того, что имел возможность только изредка видеть любимую, но заговорить с ней или прикоснуться он не мог.

Кардинал Джованни Колонна очень хорошо относился к Франческо, он видел в нём больше сына, нежели служителя. Поэт спокойно жил в Болонье и творил. Он занялся изучением классической литературы Рима и трудов отцов христианства. Много времени Петрарка путешествовал.

В 1335 году Франческо переехал на юг Франции и поселился в уединённом местечке Воклюз. Здесь он писал свои поэтические произведения, главным вдохновением которых по-прежнему была Лаура.

Рядом с местечком Воклюз расположена гора Ванту (1912 м над уровнем моря). Первым покорителем этой вершины был Петрарка со своим братом, это событие произошло 26 апреля 1336 года. Есть неуточнённые сведения о том, что до этого дня на вершине уже побывал французский философ Жан Буридан. Однако восхождение Петрарки было официально зарегистрировано.

Чем был известен Папа Римский Формоз

Папа Римский Формоз

Формоз родился в 816 в знатной итальянской семье и с самого детства хотел стать священником. Связи и деньги его семьи помогли ему пробиться в число приближённых к Папе Николаю I. Тот назначил Формоза епископом и даровал ему кафедру в Порто. Позднее Формоз занимался миссионерской деятельностью во Франции и Болгарии. К тому же, в Болгарии он был посредником между Папой Иоанном VIII и королём Карлом II, хотевшим стать императором Запада. Это сотрудничество сыграло злую шутку с епископом — за это его отлучили от церкви. Впрочем, Формоза снова выручили связи.

Сменивший Иоанна XVIII на папском престоле папа Марин I отлучение Формоза отменил. А в 891 году сам Формоз был избран Папой Римским. Под давлением могущественной семьи Сполето из дома Гвидонидов Папе Формозу пришлось против своего желания короновать императором Ламберта Сполетского. Но спустя некоторое время Формоз выказал своё расположение Арнульфу из германского рода Каролингов. Папа Формоз тайно призвал его в Рим. После захвата города Формоз нарёк Арнульфа императором Священной Римской империи. Такого предательства итальянская партия понтифику простить не смогла.

Однако Папой Формозом двигало вполне благородное желание освободить папский престол от гнёта Гвидонидов, слишком амбициозных и жестоких. Арнульф Кирантийский даже начал готовиться к нападению на Сполето, где находилась вотчина Гвидонидов. Но он ничего не успел сделать. По дороге туда императора разбил паралич, предположительно вызванный отравлением. Арнульф вынужденно вернулся на родину, а в Риме сторонники Гвидонидов начали готовить план по свержению Папы Римского Формоза. Но осуществить его они не успели.

В апреле 896 года Формоз скончался, и многие посчитали, что и его отравили. На папском престоле оказался Бонифаций VI, которого всего спустя 15 дней сменил Стефан VI. Новый папа был сторонником Гвидонидов и инициировал Трупный синод.

Детство, отрочество, юность

Папский дворец в Авиньоне

Малой родиной Франческо был Ареццо, куда из Флоренции в три шеи выпроводили его батю-нотариуса Пьетро ди сер Паренцо по кличке Петракко за участие в партии гибеллинов aka «белых». К слову, в один год с Пьетро из будущей колыбели Возрождения выпиздили и Данте. На дворе стояла эпоха Авиньонского пленения пап, когда приподнявшаяся с колен Франция стала нагибать соседние романские княжества и даже Рим, даже Папу, даже Аллаха — святой престол был перенесён в городок Авиньон в провансальской глуши, куда в скором времени переехали и родители девятилетнего Петрарки.

В авиньонской школе маленький Франческо быстро освоил латынь и начал взахлёб читать древнеримскую классическую литературу. Особый интерес вызвали у него похождения полководца Сципиона Африканского — именно тогда Петрарка загорелся идеей стать поэтом, аки Вергилий, дабы описать подвиги великого соотечественника в поэме «Африка». К сожалению, труд всей жизни Петрарка так и не завершил, но вовсе не «Африке» суждено было стать произведением, прославившим поэта в веках. Франческо хотел в совершенстве овладеть и древнегреческим языком, поскольку любимые им старые писатели шпрехали по-эллински свободно, как на втором родном, и считали латынь в сравнении с речью эллинов невыразительной. Но что-то не срослось.

По настоянию отца, видевшего в сыне продолжателя семейного дела, после школы Петрарка поступил на юрфак в Болонский университет, но работа в синекуре не прельщала юного книжного червя, и после смерти отца он решил стать священником, продолжить обучение, ознакомиться с философией и банально найти кров с пищей, так как Пьетро Петракко не оставил сыну в наследство ничего, кроме рукописей Цицерона. Поскольку продавать опиум для народа — занятие весьма непыльное, у Франциска было много времени для занятия графоманией.

Вернувшись в Авиньон, молодой и талантливый автор влился в местную тусовку, где познакомился с Джакомо Колонна, выходцем из семьи мажоров, которому стихи Петрарки пришлись до того по нраву, что он согласился быть спонсором юного дарования. Но вскоре тихой беззаботной жизни придворного поэта пришёл конец.

Несчастный юноша

Генрих IV, родившийся в 1050 году, за свою жизнь настрадался не меньше хрестоматийного принца Гамлета. Но эти страдания не были театрально-возвышенными, отчего ни один драматург их не воспел. В шесть лет лишившись отца, Генриха Черного, он унаследовал обе империи — Германскую и Римскую.

До достижения им совершеннолетия империями правила его мать Агнесса. Императорские обязанности она совмещала с сожительством с монахом Гильдебрандом, будущим Григорием VII. Данное обстоятельство Генрих болезненно переживал до конца своих дней.

Когда будущему императору исполнилось 12 лет, его похитил архиепископ Кельнский святой Ганнон (1010–1075), дабы Генрих, заняв трон, почитал его как «родителя и воспитателя». Однако ни о каком воспитании речи не шло, поскольку ребенка буквально раздирали на части соперничающие архиепископы. Так что Генрих ни образования должного не получил, ни манерам приличным не обучился.

И вот этот «несчастный юноша» в 1065 году занял трон. Не имея опытных советчиков и не обладая нужными знаниями и опытом, он сразу же восстановил против себя феодалов, затеяв грандиозное фортификационное строительство, которое тяжелым бременем легло на их плечи.

Когда начало назревать восстание, «экс-любовник мамы» решил подлить масла в германский огонь, приняв декрет о запрете инвеституры. У Генриха, человека вспыльчивого, все же хватило выдержки дождаться окончания волнений феодалов. И лишь почувствовав устойчивость своего положения, он принял вызов. И началась битва двух европейских титанов, местами кровавая, местами грязная, местами позиционно-дипломатическая.

Лаура

Я готов целовать песок, по которому ты ходила.
Я готов целовать песок, по которому ты ходила.

Я припадал к ее стопам в стихах,Сердечным жаром наполняя звуки,И сам с собою пребывал в разлуке:Сам — на земле, а думы — в облаках.

Власы — как злато; брови — как эбен;

Чело — как снег. В звездах очей угрозы
Стрелка, чьим жалом тронутый — блажен.

Уст нежных жемчуг и живые розы —
Умильных, горьких жалоб сладкий плен…
Как пламя — вздохи; как алмазы — слёзы.

— Вот, послушайте, как великий пиит прощается с предметом сердца своего.

— Не буду этого слушать.
— Почему?
— Не нравится.
— Как это не нравится? Это великий Петрарка…
— Ну и бог с ним.
— С Петраркой?
— С Петраркой. У Петрарки своя тётушка была, это её забота. А ты у меня единственный племянник. И вот что я тебе скажу. Ежели ты человек — люби человека. А не придумывай мечту какую-то, понимаешь ли, бесплотную, прости господи!

Спустя год по приезде в Прованс Петрарка встретил девушку, изменившую его жизнь. Будучи двадцати двух лет от роду, 6 апреля 1327 года — эта дата навсегда врежется в его память — в соборе Святой Клары он увидел её, сидящую на скамье во время богослужения, и влюбился с первого взгляда. Через знакомых Петрарка узнал, что её зовут Лаура, и с тех пор поэт не знал покоя, ибо каждый день стоял перед ним этот образ неземной красоты и душевной чистоты, нерукотворным памятником коему стали более 300 сонетов.

Учёные до сих пор спорят о личности Донны — существовала ли она на самом деле или была лишь плодом фантазии автора. Сам Петрарка утверждал, что она была телесна, однако в поздних стихах, где (спойлер: ), вайфу посещает его во снах и наяву в форме нематериального образа. Так или иначе, мы вынуждены согласиться с Петракой в вопросе об её историчности, поскольку Лаура в стихах Петрарки кажется даже более живой и настоящей, чем какая-нибудь шмара, целыми днями смотрящая мелодрамы и постящая фоточки на Одноклассниках.

сабж о своей нерешительности
Лелея мысль, что гонит одиноко

Меня бродить по свету, я грущу
О той, кого мучительно ищу,
Чтобы, увидя, каяться глубоко.

И вот опять она чарует око.
Но как себя от вздохов защищу?
Та, перед кем душою трепещу, —
Амуру недруг и со мной жестока.

И всё же, если не ошибся я,
То проблеском живого состраданья
Согрет её холодный, хмурый взгляд.

И тает робость вечная моя,
И я почти решаюсь на признанья,
Но вновь уста предательски молчат.

Сонет CLXIX, пер. Е. Солоновича

Лаура так и не ответила воздыхателю взаимностью, поскольку уже была помолвлена с неким дожем, за которого и вышла замуж впоследствии, нарожав ему 11 детей, после чего умерла в бальзаковском возрасте, ослабленная болезнью. Good night, sweet princess. Петрарка пережил её на двадцать шесть лет, но чувство его не угасало на протяжении всей жизни.

Когда муза была ещё жива, набожный затворник не только не пытался увести её у мужа, но и заговорить-то с ней стеснялся, довольствуясь лишь тем, что может лицезреть её неподалёку и изредка ненароком ловить взгляд чаровницы. Снедаемый страстью Франциск переехал в Воклюз: с глаз долой — из сердца вон, но там он лишь убедился в невозможности бегства от себя. Шестнадцать лет разлуки с любимой породили большинство стихов, обессмертивших имена Лауры и Петрарки. В общем и целом, такая любовь стала эталоном любви неразделённой и задротской в противоположность любви плотской и ни к чему не обязывающей.

Фанарт де Садов

Существует версия, что той самой Лаурой была Лора де Нов, а дожем был граф Гуго II де Сад. Да-да, женщина, считаемая Франческо Петраркой образцом христианской добродетели, возможно, по иронии судьбы, была пра-(…)-прабабкой одного небезызвестного маркиза. Сам Донасьен Альфонс в заключении не раз видел Лауру во влажных снах, и дело попахивало инцестом, но так ли уж это отвратно? На достоверность этого мнения указывает сонет поэта, найденный при раскопках могилы Лоры де Сад. Разумеется, иметь среди предков такую особу — большая честь, и семейство де Садов всячески эксплуатировало образ покойной, заказало её портрет и недвусмысленно намекало своим гостям, что именно их Лаура была объектом воздыханий и вдохновения Петрарки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: