Понятия, формируемые с использованием термина «коммунизм»[]
Примитивный коммунизм
Согласно Энгельсу, наиболее древние человеческие сообщества, существовавшие до возникновения классов, можно назвать «примитивным коммунизмом». Энгельс, однако, считает, что развитый коммунизм может возникнуть только после того, как история пройдет через рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и социализм.
Утопический коммунизм
Классическим выражением этого вида коммунизма может служить работа Томаса Мора «Утопия» (1516), в котором рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая феодализму. К 1700 году формируются новые, более развитые версии утопического коммунизма, представленные концепциями Сен-Симона, Фурье и Оуэна.
Военный коммунизм
Название экономической практики в России во время Гражданской войны на территории, контролируемой большевиками. Характеризовался принудительным перераспределением благ в условиях экономического хаоса. Крайне похожие на военный коммунизм меры ограничения свободы торговли, аналогичные применяемым большевиками, в той или иной применялись всеми участвовавшими в Первой мировой войне странами, столкнувшимися с разрушением систем обеспечения жизнедеятельности населения и снабжения войск в результате ничем не неограниченной спекуляции. «Принудительное перераспределение благ» применительно к снабжению голодавших городов хлебом по сути сводилось к Продразвёрстке.
Еврокоммунизм
Условное название политики коммунистических партий Западной Европы, критиковавших недостаток политических свобод и отчужденность партии и властей в странах, принявших советскую модель социализма. Российских последователей еврокоммунизма, или неавторитарного коммунизма, часто ошибочно называют троцкистами, несмотря на авторитаризм самого Троцкого и отсутствие в идеологии неавторитарных левых каких-либо следов предпочтения именно троцкистской ветви марксизма.
Научный коммунизм[]
С точки зрения марксистов, учение коммунизма состоит из трёх основных частей «три составных части марксизма»:
материалистическая диалектика из двух частей, включая
«диалектический материализм» как всеобщая теория всего на свете исходя из постулатов материальности всего сущего, а также
«исторический материализм» как вершина общественной философии и науки об обществе и окончательное слово в социологии;
марксистская политическая экономия, тоже из двух частей:
политическая экономия капитализма — теория прибавочной стоимости и
политическая экономия социализма с основной идеей «планомерности развития хозяйства при социализме»;
собственно «научный коммунизм» как теория построения коммунистического общества посредством классовой борьбы и революции. Тут тоже можно выделить две части:
— хорошо теоретически разработанную теорию классовой борьбы, партии и революции (способ разрушения отжившего буржуазного мира),
— и менее разработанную теорию построения коммунистического общества без классов, эксплуатации, денег, где все «работают по способностям а получают по потребностям». Эта последняя часть учения наиболее запутана и является до сих пор ареной дискуссий адептов и критиков коммунизма.
Для заполнения вакуума между теорией «КАПИТАЛИЗМА» и недоработанной и путанной теорией окончательного К, введено понятие СОЦИАЛИЗМА, как первой стадии К, но с некоторыми элементами отжившего капитализма. При Социализме до поры допускаются денежные отношения, личная собственность, семья, элементы государственности.
Понимание коммунизма В. И. Ульяновым (Лениным)[]
Развивая концепцию К. Маркса, Владимир Ильич Ульянов (Ленин) в 1917 году указал, что первой (переходной) фазой коммунистического общества должен быть общественный строй, при котором все основные средства производства (земля, недра, заводы с их оборудованием, финансы и т. д.) являются собственностью государства (страна — одна единая фабрика). При таком строе все граждане являются наёмными работниками этого государства и таким образом устраняются все классовые различия между ними и сами антагонистические классы. В качестве эталона такого социалистического государства Ленин приводит казённую почту, в которой каждый работник чётко выполняет порученное ему дело и заработанные таким образом средства распределяются согласно вкладу каждого работника в общее дело.
В конце жизни Владимир Ильич считал правильным рассматривать схему: страна — один единый кооператив.
Принципом формирования такого государства Ленин предложил «демократический централизм» (метод, при котором члены общества выбирают себе руководителей путём голосования), а конкретной формой этого, в силу исторически сложившихся условий, была предложена власть советов рабочих и крестьянских депутатов, приспособленная к системе демократического централизма.
Определение чистого коммунизма
Чистый коммунизм – это экономическая, политическая и социальная система в котором большая часть или вся собственность и ресурсы находятся в коллективной собственности бесклассового общества, а не отдельных граждан. Согласно теории, разработанной немецким философом, экономистом и политическим теоретиком Карлом Марксом, чистый коммунизм приводит к обществу, в котором все люди равны и нет необходимости в деньгах или накоплении личного богатства. Нет частной собственности на экономические ресурсы, когда центральное правительство контролирует все аспекты производства. Экономическая продукция распределяется в соответствии с потребностями людей. Социальные трения между белыми и рабочими, а также между сельскими и городскими культурами будут устранены, что позволит каждому человеку реализовать свой высший человеческий потенциал.
Под Чистый коммунизм, центральное правительство обеспечивает людей всеми предметами первой необходимости, такими как еда, жилье, образование и медицинское обслуживание, тем самым позволяя людям в равной степени пользоваться благами коллективного труда. Свободный доступ к этим предметам первой необходимости зависит от постоянного развития технологий, способствующих все большему производству.
В 1875 году Маркс придумал фразу, использовавшуюся для обобщения коммунизма: «От каждый по способностям, каждому по потребностям ».
Коммунистический манифест
Идеология современного коммунизма началась образовалась во время Французской революции, сражавшейся между 1789 и 1802 годами. В 1848 году Маркс и Фридрих Энгельс опубликовали свой все еще влиятельный тезис «Коммунистический манифест». Маркс и Энгельс предположили, что современный коммунизм требует материалистического и чисто научного анализа прошлого и будущего человеческого общества, а не христианского подтекста прежних коммунистических философий. «История всего существовавшего до сих пор общества, – писали они, – это история классовой борьбы..
В «Коммунистическом манифесте» Французская революция изображена как точка, в которой «буржуазия» или торговый класс взял под контроль экономические «средства производства» Франции. и заменил феодальную структуру власти, проложив путь капитализму. Согласно Марксу и Энгельсу, Французская революция заменила средневековую классовую борьбу между крепостными крестьянами и дворянством современной борьбой между буржуазными владельцами капитала и рабочим классом «пролетариатом».
Прогнозные даты перехода к коммунистической форме общества[]
«Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество, и само будет строить это общество…Поколение, которому теперь 15 лет… через 10—20 лет будет жить в коммунистическом обществе…(Гром аплодисментов)» Шаблон:Конец цитаты
Глава СССР Хрущёв Н. С. объявил в 1961 г. на XXII съезд КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма — «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». В то время большинство людей социалистического блока (вместе с Китаем более 1 млрд. чел.) с воодушевлением восприняло это заявление.
К 2006 году лишь Куба отдаленно, но тем не менее существенно опережая остальные страны, приблизилась к построению социалистического, и как его производная, коммунистического общества. Этот путь помог ей выжить в условиях жесточайшей блокады США.
Николай Кропачев: сейчас интерес к русскому языку во многом связан с тем, что на нем говорит Владимир Путин
Грамотность президента оценил советник главы государства Владимир Толстой
Фото: Роман Пименов/ «Петербургский дневник»
Сегодня в Главном штабе Эрмитажа открылся конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Приветственное слово участникам мероприятия направил президент России Владимир Путин. Конгресс проходит раз в четыре года и охватывает все основные направления популяризации русского языкового наследия в современном мире. В этом году их 13, каждое из них посвящено определенной группе вопросов – от системно-структурного описания современного русского языка до исследования динамики языковых изменений, современной русской лексикографии, методики преподавания русского языка. «В последний раз мы встречались четыре года назад в Астане, и сегодня гостеприимный Санкт-Петербург принимает действительно очень представительный конгресс. Представьте себе, более 400 выступлений пройдет за эти несколько дней. Почти 600 участников», – отметил президент МАПРЯЛ и Ассоциации преподавателей русского языка и литературы, председатель наблюдательного совета фонда «Русский мир» Владимир Толстой. Ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Кропачев подчеркнул, что интерес к русскому языку повышается благодаря президенту Владимиру Путину. «Вообще, интерес к русскому языку растет, и традиционный аргумент, почему нужно учить язык, одинаков и для Испании, и для России: культура страны, писатели, художники – это то, что определяет интерес. И у нашего языка есть свое преимущество. Как почти 100 лет назад один великий русский писатель сказал: я выучил бы русский язык только за то, что на нем говорил Ленин, сейчас интерес к русскому языку во многом связан с тем, что на этом языке говорит Путин. Русский язык двигается вперед», – заявил он. К слову, в СПбГУ действует 112 центров русского языка, представленных в 50 странах. В 2023 году университет открыл центры русского языка в Индонезии, Малайзии, ЮАР, Кении, Алжире и Парагвае. «Это общеизвестный факт, что президент обращался к почетному профессору СПбГУ Людмиле Алексеевне Вербицкой за советами, но у президента прекрасная, образная русская речь. Он считает, что глава государства просто не имеет права допускать ошибки в родном ему языке. Поэтому он сверял и сверяет иногда, чтобы не допустить оплошности. Во всем мире на всех пресс-конференциях все ждут выступления нашего президента, потому что знают, что оно будет ярким, эмоциональным, точным. Он всегда находит правильное слово для того, чтобы определить правильное явление», – добавил Владимир Толстой.
СПбГУ подписал соглашение о сотрудничестве с Министерством образования КНР
23.11.2015
В Санкт-Петербургском государственном университете состоялась торжественная церемония подписания соглашения о сотрудничестве в образовательной, научной и культурной сферах между СПбГУ и Министерством образования Китайской Народной Республики.
«В Санкт-Петербургском государственном университете преподается более 180 языков мира. И мы очень гордимся тем, что уровень китайского языка в СПбГУ очень высокий
Я подчеркиваю важность его изучения, потому что считаю, что в скором времени он станет мировым языком науки», — отметил в своем приветственном слове ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев
Первый заместитель министра образования КНР г-н Ду Юйбо поблагодарил за столь серьезное отношение к пониманию значимости китайского языка и культуры. «То, что вы сейчас сказали, дало мне ощущение, что мы действительно являемся членами одной семьи, — признался г-н Юйбо. — Ваш университет является ведущим университетом не только в России, но и в мире. Мы ценим то, какое большое количество специалистов, сделавших весомый вклад в развитие своей страны и других государств, являются выпускниками СПбГУ. Китайские вузы гордятся вашими успехами, поэтому нам очень приятно подписать сегодня данное соглашение».
В ходе встречи стороны обсудили основные направления сотрудничества — реализацию академических обменов, разработку основных и дополнительных образовательных программ в СПбГУ, посвященных углубленному изучению Китая в той или иной области, а также повышение качества образовательной деятельности и совместных научных исследований.
Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев предложил создать в Университете и Министерстве образования КНР рабочие группы, которые бы взяли на себя ответственность следить за реализацией договора. Со стороны СПбГУ эту группу возглавит заместитель ректора по международным связям А. В. Гоголевский. В нее также войдут первый проректор по учебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк, проректор по научной работе С. П. Туник и зам. декана восточного факультета СПбГУ А. А. Родионов. Китайские коллеги единогласно поддержали эту идею и также назначат состав участников со своей стороны.
«В российском образовании, в том числе и в СПбГУ, всегда была ориентация на изучение европейского опыта. Однако так как СПбГУ имеет право устанавливать собственные образовательные стандарты, я бы хотел, чтобы больше внимания уделялось китаеведению», — поделился Николай Михайлович.
В Университете обучается более 1000 китайских студентов. Уже в следующем году в СПбГУ начнется прием на программу, посвященную юриспруденции Китая с изучением китайского языка и китайского права. По словам ректора, перед СПбГУ стоит задача разработать и открыть программы китайской направленности по философии, истории, политологии и международным отношениям. «Мы были бы признательны вам, если бы вы в рамках соглашения оказали нам помощь с информационными ресурсами и пригасили преподавателей», — обратился к коллегам из Министерства образования КНР Николай Михайлович Кропачев.
Кроме того, стороны обговорили возможность организации и проведения в Санкт-Петербурге ежегодного конгресса студентов, обучающихся в вузах Российской Федерации.
См. также:
Встреча с делегацией Чжэцзянского индустриального университета
СПбГУ и Китайский народный университет создали в Пекине центр российских исследований
Визит делегации Чжэнчжоуского университета в СПбГУ
Студент СПбГУ занял первое место в конкурсе «Мост китайского языка»
Санкт-Петербургский государственный университет
Построение коммунизма в СССР
Программа построения коммунизма в СССР была принята осенью 1961 года, сразу же после окончания работы 12 съезда КПСС. Комиссия по подготовке программы была возглавлена Хрущевым. Основными пунктами данной программы являются:
- Построение материально-технической коммунистической базы, то есть, выход на первое место в мире по таким позициям, как производство продукции, производительность труда, уровень жизни населения.
- Воспитание новой, всесторонне развитой личности.
- Решение продовольственного вопроса методом полной замены продуктов питания на исключительно качественные.
- Полное удовлетворение спроса на предметы широкого потребления.
- Решение жилищного вопроса, предоставление каждой семье отдельной благоустроенной квартиры.
- Ликвидация малоквалифицированного и тяжелого ручного труда в народном хозяйстве.
Такие идеи коммунизма планировалось реализовать в течение двадцати лет, десять из которых необходимы были для развития материально-технической базы, и еще десять — для плавного перехода к коммунизму.
Хрущев и другие коммунистические лидеры считали коммунизм счастьем для народа, верхом человеческого благополучия. Однако реализовать в жизнь эту программу всё же не удалось. Одной из главных причин этому стал факт втягивания СССР в гонку вооружений.
Учение о классах и об истории общества как об истории «классовой борьбы»[]
В этой части учения наибольшее сомнение всегда вызывало не столько наличие классов или их борьбы, сколько попытка свести поступательную историю человечества преимущественно к противостоянию классов. Теория никак не объясняет ни наиболее продуктивные длительные периоды относительного общественного мира, ни длительные периоды смуты после эпизодов «классовой борьбы».
Карл Маркс выделяет три общественных формации: первичную (община), вторичную (античность, феодализм, капитализм — экономическая общественная формация) и третичную. Петирвичная и третичная формации основаны на общественной собственности. Третичная формация и называется коммунизмом.
Переход к данной стадии развития общества снимает отчуждение труда и делает возможным свободное самоосуществление человека в материальном и духовном производстве. Конечной целью коммунизма является создание условий для всестороннего развития каждого человека и всего общества в целом. Существенно, что единственный путь к такому состоянию общества видится исключительно через насилие. Концепция коммунизма наиболее разработана в марксизме.
Идеология коммунизма
Коммунизм, как идеология, является системой ценностей и идеалов, определяющихся мировоззрением рабочего класса и компартии. Коммунистическая идеология основана на утверждении таких идеалов, как справедливость, братство людей и наций, свобода равенства.
Коммунизму в СССР были присущи те же экономические, политические и социальные корни, что и социализму. До XIX века социализм и коммунизм развивались одинаково, как единое целое, но с начала XX века каждое из этих направлений начало приобретать самостоятельные черты. Это, прежде всего, было обусловлено тем, что каждое из них по-разному интерпретировало и оценивало творческое наследие К. Маркса. Если социализмом были приняты некоторые его идеи в то время, как другие отвергнуты, то коммунизмом марксизм был воспринят как «вершина социалистической мысли». Коммунизм считал, что эта концепция должна быть воплощена в жизнь.
В то же время коммунизм и марксизм — это не одно и то же, поскольку коммунизм — это более широкое понятие, чем марксизм, охватывающее сталинизм, ленинизм, большевизм, еврокоммунизм, маоизм.
Идеология коммунизма построена на мысли, что частная собственность — это источник политического и социального неравенства, поэтому для того, чтобы создать новое общество, необходимо ликвидировать частную собственность.
Для достижения социального прогресса необходимо не совершенствование и модификация государства, а полное его уничтожение. Однако в связи с невозможностью быстрого достижения такой цели, коммунизм использовал переходную, «транзитную» инстанцию — государство диктатуры пролетариата.
Коммунизму присуще отождествление диктатуры и демократии. Поскольку, согласно принципам коммунизма, демократия — это форма государства, а государство — это аппарат насилия одних классов над другими, то государство может вести политику диктатуры для одного класса, политику демократии — для другого. Диктатуру пролетариата не ограничивают никакие законы, поэтому она является вершиной демократии.
Возможности построения коммунизма[]
Одна из возможностей — это тоталитарное управление , в котором люди принудительно привлекаются к общественно-полезному труду. Именно в такую форму выливались все попытки пракической реализации коммунистической идеи, предпринимавшиеся до сих пор.
Как одну из версий такой формы общественной организации можно рассматривать и фантастическую идею кибернетического управления и планирования.
Другая возможность — выведение или воспитание нового человека, для которого будет врожденной потребностью общественно-полезный труд сам по себе. Но помимо того, что этот вариант предполагает насилие над человеческой природой, он еще и противоречит одной из первооснов марксизма — материализму. В данном случае сознание явным образом определяет бытие, так как создание людей, обладающих особым сознанием, оказывается необходимой предпосылкой для строительства коммунистического бытия.
Но, как показал опыт СССР, шаги в эту сторону могут быть (и были) сделаны, без существенного насилия над сознанием, т.к. оно (вполне согласуясь с доктриной) определялось бытием, т.е. окружающей действительностью. Преступность в СССР была заметно ниже, чем в других странах, но не из-за силового давления, а благодаря повышению нравственных качеств людей. Стремление помочь ближнему, не ища для себя выгоды, до сих пор можно увидеть у людей, находящихся в экстремальных условиях (туристов, альпинистов, и т.д.). Пренебрежение собственной выгодой, ради блага коллектива или даже одного товарища, сыграло значительную негативную роль во время перестройки.
Помимо ненасильственного изменения человеческого менталитета, существует и третья возможность установления коммунистического способа производства, не противоречащая идее учения.
Она казалась утопической в недавнем прошлом, но, в связи с невероятно быстрым развитием науки и техники, теперь не выглядит такой уж нереальной. Если отталкиваться от современного человека, который будет делать для общества то, что ему нравится, то должен быть кто-то (причем не другой человек — это противоречило бы идее учения) кто возмет на себя работы, которые не будут пользоваться спросом. Конечно, многим может показаться фантастикой, утверждение о том, что общество будщего будут обслуживать высокоинтеллектуальные роботы-гуманоиды, но еще нашим родителям казались фантастикой сотовая связь и спутниковый интернет, а про технологию виртуальной реальности вообще никто даже не думал, хотя сейчас это обычные вещи, про которые знает любой школьник. Что будет изобретено не через 50, а через 150 лет, не знает никто.
Поэтому, если человек оставит тяжелую работу для машин, а сам будет заниматься наукой, искусством и самосовершенствованием, то переход к коммунизму на таком этапе развития общества вполне вероятен.