«ген учителя»: истории потомственных педагогов

биография

Ранний период жизни

Бернардо Альберто Уссей родился 10 апреля 1887 года в Буэнос-Айресе . Его родители Альбер и Клара Уссе были иммигрантами из Франции . Не по годам развитый юноша, он поступил в фармацевтическую школу Университета Буэнос-Айреса в 14 лет, а затем на медицинский факультет того же университета в 17 лет и учился там с 1904 по 1910 год. студент-медик, Хусей занял должность научного сотрудника и ассистента на кафедре физиологии .

Карьера

После окончания учебы он быстро разработал и представил свою докторскую диссертацию о физиологической активности экстрактов гипофиза , опубликованную в 1911 году. Это была тема, которой он будет заниматься до конца своей научной карьеры. С 1908 года он был ассистентом на той же кафедре, а сразу после защиты докторской диссертации занял должность профессора физиологии в университетской школе ветеринарной медицины . Одновременно он начал частную практику в качестве помощника врача в муниципальной больнице Буэнос-Айреса. В 1913 году он стал главным врачом больницы Альвеар, а в 1915 году стал начальником отдела экспериментальной патологии в Национальной лаборатории общественного здравоохранения в Буэнос-Айресе.

В 1919 году Уссей был назначен заведующим кафедрой физиологии Медицинской школы Университета Буэнос-Айреса , где проработал до 1943 года. Он преобразовал и возглавил кафедру в уважаемую исследовательскую кафедру экспериментальной физиологии и медицины международного класса. Однако в том же году военная диктатура лишила его университетских должностей из-за его либеральных политических взглядов, и Уссей был вынужден восстановить свои исследовательские направления и персонал в финансируемом из частных источников Instituto de Biologia y Medicina Experimental . Эта ситуация, усиленная вторым увольнением перонистским правительством в 1945 году, продлилась до 1955 года, когда Перон был отстранен от власти, а Хуссей был восстановлен в Университете Буэнос-Айреса, где он оставался до своей смерти. После этого он также был директором Национального совета по научно-техническим исследованиям с 1957 года.

Хуссей работал во многих областях физиологии, но его главным вкладом было экспериментальное исследование роли передней железы гипофиза в обмене углеводов , в частности при сахарном диабете . Houssay продемонстрировал в 1930-х годах диабетогенный эффект экстрактов передней гипофиза и снижение тяжести диабета при передней гипофизэктомии. Эти открытия стимулировали изучение механизмов контроля гормональной обратной связи, которые занимают центральное место во всех аспектах современной эндокринологии . Эта работа была отмечена Нобелевской премией по физиологии и медицине в 1947 году.

Многие ученики Уссе за годы его деятельности также сами стали влиятельными, когда они распространились по миру; такие как Эдуардо Браун-Менендес и Мигель Роландо Ковиан , который стал «отцом» бразильской нейрофизиологии в качестве заведующего кафедрой физиологии медицинского факультета Рибейран-Прету Университета Сан-Паулу. Уссей написал с ними самый влиятельный учебник физиологии человека в Латинской Америке на испанском и португальском языках , который с 1950 года публиковался в последовательных изданиях и использовался почти во всех медицинских школах континента. Хуссей опубликовал более 600 научных работ и несколько специализированных книг. Помимо Нобелевской премии, Уссей получил множество отличий и наград Гарвардского , Кембриджского , Оксфордского , Парижского и 15 других университетов, а также медаль Дейла Общества эндокринологии в 1960 году.

Хуссей также был очень активным научным руководителем и пропагандистом развития научных исследований и медицинского образования как в Аргентине, так и в Латинской Америке. Хуссей был избран иностранным членом Королевского общества (ForMemRS) в 1943 году .

Наследие

В 1996 году Военно-морская префектура Аргентины приобрела у CONICET исследовательское судно с кетчевым вооружением , переименовав его в Dr. Bernardo Houssay (MOV1) .

Конкурсы и акции

Дмитрий Казаков

В этом году в школе стало больше всевозможных конкурсов и акций, отмечает Дмитрий Казаков, активист профсоюза «Учитель».

После каждого конкурса или акции нужно делать отчет, зачастую с фотографиями. Так, учитель русского языка одной из городских школ Смоленской области прислала корреспонденту «Правмира» письмо руководства об акции «Фронтовая открытка», в рамках которой дети должны написать поздравления «военнослужащим, выполняющим боевые задачи»:

«Просьба принять участие в акции, данное мероприятие разместить на сайте и направить фотоотчет в отдел <…>. Квоты: средние школы не менее 30 открыток, малокомплектные не менее 15 открыток», — сказано в письме.

Конкурсы и акции касаются не только патриотического воспитания. Например, в Мордовии недавно устроили республиканский конкурс рецептов для школьной столовой, срок подготовки — неделя.

— Мне 57 лет, — рассказывает Николай, учитель истории и обществознания в одном из административных центров Мордовии. — Вот сижу я в пол-одиннадцатого вечера и думаю: «Какой, извините за выражение, ерундой я занимаюсь?» Сочиняю рецепт блюда для школьной столовой, фото которого мне прислали родители, а я должен это завтра срочно сдать.

На почту школе постоянно бросают какие-то инициативы. Бывает так, что в три дня классному руководителю надо подготовить какое-нибудь мероприятие и отчитаться с хештегами.

«Эффективность» учителя оценивают формально, считает Маргарита из Нижегородской области. Стимулирующие выплаты в ее школе зависят от того, насколько часто учителя участвуют в конкурсах:

— Образование как-то ушло на второй план, — рассуждает Маргарита. — Например, идут агитбригады за здоровый образ жизни и показывают какую-нибудь сказку. Классному руководителю высший балл ставят не за содержание, а за красочность, за костюмы. Мы не поднимаем головы, у нас каждую неделю какое-нибудь воспитательное мероприятие, мы заканчиваем одно и сразу начинаем другое.

Неоднократный номинант

Ритуал Нобелевской премии по литературе достаточно сложный. Сначала претенденту необходимо попасть в длинный список — туда входят все, кого номинировали на награду. Правом номинации обладают различные институции и отдельные известные люди. В СССР, например, это могли быть Союз писателей или Академия наук; впрочем, свои кандидатуры они начали предлагать только после смерти Сталина, а до этого Шолохов (и Пастернак тоже, кстати) обходились помощью зарубежных поклонников.

Шолохов, например, попадал в лонг-лист неоднократно — с конца 40-х; его программный труд «Тихий Дон» был хорошо известен на Западе. Причем рассмотрение это не было формальным — академики Шведской академии заказывали исследования о возможном лауреате, а однажды и сами выдвигали его на премию (у них есть такая возможность). Но и соперники попадались достаточно серьезные — в числе лауреатов тех лет, когда выдвигался Шолохов, были Уильям Фолкнер и Джон Стейнбек.

«А ты, Миша, контрик!». Почему роман Шолохова до сих пор будоражит умы
Подробнее

«Разговоры о важном» и поднятие флага

С сентября во всех школах по понедельникам дети поднимают флаг и поют гимн, первым уроком в расписании стоят «разговоры о важном». Дмитрий Казаков рассказывает, что по этому поводу в учительском сообществе было много страхов:. — Мы ожидали, что на этих уроках будут сложные моменты, которые учителям неэтично озвучивать

Но ничего такого не случилось. На мой взгляд, «разговоры о важном» оказались формальностью. Обошлось без перегибов и жесткого контроля. На образовательный процесс это никак не повлияло

— Мы ожидали, что на этих уроках будут сложные моменты, которые учителям неэтично озвучивать. Но ничего такого не случилось

На мой взгляд, «разговоры о важном» оказались формальностью. Обошлось без перегибов и жесткого контроля

На образовательный процесс это никак не повлияло.

Учителя начальной школы, беседовавшие с корреспондентом «Правмира», оценивают «разговоры о важном» по-разному. Некоторым нравится, что для этих занятий спускают «доступные материалы» и ничего не нужно изобретать

Фото: lenobl.ru

Татьяна (имя изменено), сельский учитель из Нижегородской области, называет эти разработки «не всегда продуманными». Сейчас у нее первый класс, на «разговорах» дети выучили первый куплет гимна, чтобы петь его по понедельникам во время поднятия флага:

— Мои первоклашки смотрят, что пою я, и поют вместе со мной. Но вот старшеклассники… Те, кто стоит в первых рядах, еще поют, а те, кто сзади, заняты своими телефонами. Они делают то, что их заставляют, и не понимают, а зачем им это надо, — говорит Татьяна.

Николай, учитель истории и общества из Мордовии, рассказывает, что на «разговоры о важном» его школа приглашает «интересных» людей — от военных в отставке до священников и местных депутатов:

— Священник приходил уже раза три на эти «разговоры». Мое ощущение, что их смысл — сделать побольше фотографий и заполнить официальную группу школы. И постоянно отчеты-отчеты-отчеты. 

Нагрузка на учителей увеличивается, а позитивного эффекта пока нет.

Содержательно «разговоры о важном», считает Николай, повторяют обычные классные часы:

— Как будто раньше классные руководители не вели эти разговоры о важном. Мы каждое полугодие сдаем планы воспитательной работы, пишем сценарии, нас проверяет заместитель директора по воспитательной работе

Помощь от Сартра

Еще один скандал, связанный с Нобелевской премией и Шолоховым, разразился в 1964 году. Французский писатель и философ Жан-Поль Сартр отказался от премии, которую ему присудили; широко распространена байка, что сделал он это из-за Шолохова — в это легко поверить, поскольку Сартр известен как сторонник левых взглядов. Но в его письме, в котором он объяснял причины отказа, о Шолохове говорится буквально вскользь; кроме того, Сартр как раз хотел, чтобы премию ему не давали, и писал об этом желании Шведской академии. Академики не прислушались — и оказались в центре скандала.

Впрочем, резонанс был не слишком громким — объяснения Сартра были вполне понятны и логичны. Он заявил, что не может принять Нобелевскую премию, потому что де-факто она стала институцией, представляющей только условный Запад; по той же причине, писал Сартр, он бы отказался от Ленинской премии, которая представляла условный Восток.

«В нынешней обстановке Нобелевская премия на деле представляет собой награду, предназначенную для писателей Запада или „мятежников“ с Востока. Например, не был награжден Неруда, один из величайших поэтов Южной Америки. Никогда серьезно не обсуждалась кандидатура Арагона, хотя он вполне заслуживает этой премии. Вызывает сожаление тот факт, что Нобелевская премия была присуждена Пастернаку, а не Шолохову, и что единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещенная в родной стране», — сетовал Сартр.

Фактически «бунтарь» просто указывал на факт разделения премии и её политизацию и призывал как можно скорее убрать эту составляющую из премиального процесса. Сартр не призывал дать Нобелевку Шолохову — но фамилия советского писателя прозвучала. И, видимо, была воспринята как руководство к действию.

За что Ленину в 1917 г. предлагали дать Нобелевскую премию?
Подробнее

Низкие оклады

Всеволод Луховицкий

— За этот год в работе учителей фактически ничего в лучшую сторону не изменилось, хотя надежды были, — говорит Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель».

Прежде всего, надежды касались увеличения окладов. Напомним, что в конце июня Госдума в очередной раз отклонила законопроект о базовой ставке учителей в размере двукратного минимального размера оплаты труда. По информации профсоюза «Учитель», базовая ставка (18 часов в неделю) в некоторых регионах держится на уровне 10 тысяч рублей в месяц.

Елена (имя изменено), преподаватель одного из городов Кузбасса, работает на ставке в 12 тысяч рублей:

— Обязанностей просто очень много! Учителей в школе нет, за баллы <стимулирующие выплаты> не платят. Мы берем по две-четыре нагрузки и работаем с восьми утра до семи вечера, приходим домой и падаем. Некоторые еще подрабатывают в других школах. Денег катастрофически не хватает. Нет времени на свою семью, — жалуется Елена.

Ее коллега Ольга преподает английский язык в гимназии Екатеринбурга. Заработать «грязными» среднюю по региону зарплату учителя в их гимназии можно, если берешь полторы-две ставки и классное руководство, говорит Ольга.

Ее ставка — 16 200 рублей, доплата за 22 года стажа — 600 рублей, доплата за работу заведующей кабинетом — 500 рублей.

В этом году пришлось взять две ставки, потому что трое учителей иностранного языка уволились из-за низких окладов. Стимулирующих выплат Ольга «не видит»:

— Или кинут две-три тысячи максимум. Мои сильные ученики везде участвуют, начиная от конкурсов перевода и заканчивая Всероссийской олимпиадой и олимпиадой Высшей школы экономики, — рассказывает Ольга. — Они становятся призерами, победителями, я поощряю их пятерками, а мне за их достижения платят 500 рублей, и не за каждого ученика, а за параллель.

Встает Ольга в семь утра, а домой иногда приходит к шести вечера, в день бывает по восемь уроков:

— Остаются силы, чтобы просто стереть тушь, перекусить чем-нибудь разогретым и расправить кровать. Семья это терпит. Ладно еще, что у меня маленьких детей нет.

Фото: rawpixel.com

Евгения (имя изменено) всю жизнь работает учителем начальных классов в одной из малокомплектных сельских школ Смоленской области. Ставка учителя с высшей категорией там составляет 16 тысяч рублей «с копейками», с первой категорией — около 14 тысяч. 

— А с нового года зарплата у нашего сторожа будет 16 тысяч. Надо идти в сторожа, — иронизирует Евгения.

Маргарита (имя изменено) тоже работает учителем начальных классов в одной из сельских школ Нижегородской области. В «началке», по ее словам, платят меньше всего. У Маргариты 17 часов, этого не хватает даже до базовой ставки. Ей доплачивают за ученика с ОВЗ, по выслуге она получает 8 тысяч пенсии, а без этого выходит 19 тысяч:

— Как можно жить на эти деньги? У нас цены такие же, как и везде. У меня ребенок учится. Хорошо, что есть муж.

За все время работы в школе я ничего не смогла накопить. Покупки приходится планировать заранее, ничего лишнего. Я считаю, что у нас очень недостойная зарплата. Сколько мы тратим здоровья, моральных и физических сил! Больничные брать лишний раз мы боимся, позволить себе какой-то отдых не можем, потому что ехать не на что.

«Настроение — подавленно-плачевное»

Анна Инютина

— Мы привыкли глотать свое бесправие большими дозами — и какая там капля или каплища переполняет чашу терпения, уже не играет никакой существенной роли в нашей жизни, — подводит итоги года Анна Инютина, учитель русского языка и литературы и член профсоюза «Учитель» из Ижевска. — У меня общее ощущение после известных событий уходящего года из ужаса плавно перерастает в отупение. От бессилия. От внезапно открывшейся тщетности собственных трудов.

Настроение профессионального сообщества Всеволод Луховицкий называет «подавленно-плачевным». Представители профсоюза «Учитель» сходятся во мнении, что все больше учителей начинают отказываться от участия в ненужных курсах, конкурсах и акциях, и хорошая новость в том, что за год в профсоюз не поступило ни одной жалобы об увольнении по этой причине.

— Утешает единственное: все больше учителей начинают задавать вопросы. По крайней мере, они пытаются спрашивать хотя бы в своей школе: «А почему так?» Только на таких и можно надеяться, — подытоживает Всеволод Луховицкий.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Не тот лауреат

В 50-е советские власти уже знали об интересе Шведской академии к Шолохову как возможному лауреату премии по литературе — и ничуть не возражали против его кандидатуры. Возможно, они рассчитывали, что победа Шолохова (особенно в конце 50-х) могла стать символом перемен в советском обществе, укрепить авторитет социалистического лагеря и принципа социалистического реализма. Вместо этого в 1958-м СССР удостоился своего рода «щелчка по носу» — премию дали не Шолохову, а Борису Пастернаку, у которого незадолго до этого на Западе вышел скандальный роман «Доктор Живаго».

Статья по теме

«За что осуждаете?» Кем на самом деле был поэт Борис Пастернак

Скандал вышел знатный. Пастернака вынудили отказаться от премии; тогда же родилась известная фраза «не читал, но осуждаю» — она, разумеется, относилась к «Доктору Живаго», которого в СССР официально не издавали (выпустили книгу только в конце 80-х, в перестройку). Многие известные писатели требовали высылки Пастернака из страны; среди них, к примеру, Константин Симонов и Борис Полевой. Но к таким мерам решили не прибегать; Пастернак умер в 1960-м.

Любопытно, что рассекреченные документы говорят о том, что к первому изданию «Доктора Живаго» в Италии было причастно ЦРУ. То есть, возможно, советские власти имели основания подозревать и в этой публикации, и в присуждении Пастернаку «Нобелевки» некий заговор — и реагировать на него очень жестко. Впрочем, сам писатель вряд ли был виновен в этом, так что «осуждение» народа и особенно коллег по цеху вывалилось на него совершенно незаслуженно.


Шпионский роман. Как Пастернак «Доктора Живаго» опубликовал
Подробнее

Примечания

  1. .  (англ.)
  2. F. Lipmann, Kann Milchsäure anaerob aus der Muskulatur verschwinden? Biochem. Z. 191, 442, 1927
  3. F. Lipmann, Weitere Versuche über den Mechanismus der Fluoridhemmung und die Dissoziationskurve des Fluor-Methämoglobins. Biochem. Z. 206, 171, 1929
  4. Вителлин.  — Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
  5. Lipmann, F., Gevers, W., Kleinkauf, H. and Roskoski, R. (2006) Polypeptide Synthesis on Protein Templates: The Enzymatic Synthesis of Gramicidin S And Tyrocidine, in Advances in Enzymology and Related Areas of Molecular Biology, Volume 35 (ed A. Meister), John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, NJ, USA. doi: 10.1002/9780470122808.ch1
  6. . Дата обращения: 27 ноября 2013.
  7. Lipmann, F. (2006) Metabolic Generation and Utilization of Phosphate Bond Energy, in Advances in Enzymology and Related Areas of Molecular Biology, Volume 1 (eds F. F. Nord and C.H. Werkman), John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, NJ, USA. doi: 10.1002/9780470122464.ch4
  8. . Дата обращения: 3 октября 2017.
  9. . Дата обращения: 3 октября 2017.
  10. . Дата обращения: 27 ноября 2013.
  11. . Дата обращения: 27 ноября 2013.

Нехватка учителей

Этим летом исследование РАНХиГС показало, что в России дефицит учителей: число вакансий в сфере среднего образования выше числа ее работников на 3,1%.

— Профсоюз «Учитель» как раз незадолго до этого получил документы из Иркутска о том, что там не хватает ровно половины учителей. По этому поводу были большие разговоры, президент неоднократно высказывался о том, что нам нужны учителя. Но нужно создать такие условия, при которых идти в учителя будет престижно. Пока что мы видим ровно обратное, — комментирует Всеволод Луховицкий.

Из екатеринбургской гимназии, где работает Ольга, кроме трех учителей английского, не дождавшись нового года, уволилась учитель математики. Причина — низкая зарплата.

Фото: freepik.com

— Они ищут себя в других сферах, начиная от интернет-продаж и заканчивая просто репетиторством, — говорит Ольга. — Человек потратит вдвое меньше времени и получит те же деньги, которые я получаю в школе.

В сельской малокомплектной школе Смоленской области, где работает Евгения, большие проблемы с учителями-предметниками. В школу непросто добираться, и те, кто живет далеко, ездят на личном транспорте за свой счет. По словам Евгении, учитель русского языка ведет у них в 5–9-м классах русский, литературу и математику. Географ кроме своего предмета ведет химию, физику и биологию.

— Когда учитель берет непрофильный предмет, он проходит курсы, — объясняет Евгения, — но это же неполноценное образование. Английский и немецкий у нас тоже преподает учитель с дипломом русиста. Она приходит и спрашивает: «А как месяц по-английски будет?» 

Она не учила английский даже в школе, не говоря уже, что у нее нет диплома иняза. Еще она преподает информатику и физкультуру…

Маргарита из Нижегородской области рассказывает, что молодежь в ее школе долго не задерживается: выпускники педвузов работают год-два и уходят в другие профессии со словами «это не мое».

— Они ищут зарплаты и спокойствия. А у нас в школе — горячий цех: я вспоминаю про себя только к концу дня, когда отправляю детей домой. Все держится на энтузиазме. Наше поколение уйдет — не знаю, кто будет работать, — говорит Маргарита.

Надежда работала учителем истории и общества на Крайнем Севере, она «продержалась» в школе три года. Решение уволиться далось непросто, потому что свои предметы и учеников она очень любила, зарплата для ее района была хорошая, но раздражали внеурочные мероприятия и отчеты:

— Сколько учеников приняли участие в диктанте Победы, тотальном, географическом и прочих, сколько детей и их родителей зарегистрировались на 100500 порталах и так далее, — перечисляет Надежда. — А еще претензии администрации: «А почему так мало? Да, вы не имеете права заставлять, но, если не все приняли участие/зарегистрировались, значит, вы плохо работаете».

Фото: rawpixel.com

Надежду отправляли на «добровольно-принудительные» встречи с местными властями, иногда в выходной день нужно было бежать в школу «по первому зову». Однажды в 50-градусный мороз, когда из-за неполадок пропали мобильная связь и интернет, Надежду обязали разнести ученикам задания на дом:

— На своих двоих часа полтора или два пришлось выполнять роль курьера. До сих пор злюсь, что согласилась на это. На совещаниях нам говорили: «Ну вы сами выбрали эту профессию». Меня сильно зацепили слова завуча, когда мы задали вопрос насчет очередного странного распоряжения: «Коллеги, ну представьте, что нам пришли указы сверху, а мы спрашиваем, почему так. Надо — значит надо!» Мне не надо. 

Да, я понимаю специфику, мне не так сложно где-то пойти навстречу, пожертвовать личным временем, но почему об этом не просят, а требуют?

После работы Надежда приходила домой, отдыхала и потом часа три готовилась к урокам. Время и силы оставались только на сериалы перед сном. «Прижиться» в школе Надежда не смогла и уволилась в конце прошлого учебного года. Пока она занимается домом и планирует переучиться на другую специальность:

— Со школой связано много боли. Возможно, так не повезло только мне. Очень жаль, потому что иначе я с огромной радостью и дальше бы там работала. Но психика и самоуважение важнее, а они очень страдали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

XX в. стал прорывным для установления фундаментальных процессов метаболизма живых существ. Точное понимание ключевых механизмов обмена веществ, в частности обмена углеводов, положило основу для решения множества медицинских вопросов, стоящих перед человечеством. Описанные открытия сыграли ключевую роль в понимании механизмов развития различных нарушений углеводного обмена и положили основу для диагностики и лечения данных заболеваний. Наука не стоит на месте, и примеры таких ученых, как чета Кори, Кребс, Усай, Блох, Линен и др., которые продолжали делать свое дело вопреки всем трудностям жизни в обществе тех времен, вдохновляют современников на новые открытия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: