Шесть известных психологических опытов в коллективах

4 модели поведения ребёнка, растущего в сложной семейной обстановке

Важность порядка рождения

Влияние порядка рождения изучалось многими психологами. Так, классическим считается исследование Уолтера Тоумена, австралийского психолога. Ученый изучил тысячи семей, которые различаются материальным достатком, образованием, ценностями и взглядами, но при этом занимающие одинаковую позицию рождения в семье дети имеют схожие психологические особенности.

Порядок рождения влияет на формирование личности

Еще одно крупное исследование принадлежит Альфреду Адлеру, австрийскому психологу и психиатру, создателю системы индивидуальной психологии. В работах Адлера большое значение отдается влиянию порядка рождения ребенка на его личность и жизненный путь. Конечно, порядок рождения — не единственный определяющий фактор, влияющий на формирование личностных качеств, поскольку многое зависит не только от очередности ребенка в семье, но и от того, как он это воспринимает.

Исследования показали, что на формирование личности ребенка и его психологических качеств влияют две группы факторов:

  1. Отношение родителей к детям, поскольку они по-разному реагируют на первого и последующих детей.
  2. Отношения, различие и место ребенка среди братьев и сестер.

Все это в комплексе и формирует личность.

Чтение чужих мыслей возможно

vladtime.ru

Каждый из нас внутренне убеждён, что его сознание является приватной областью, не доступной никому. Мысли, чувства, восприятие являются самой защищённой собственностью, поскольку они существуют в сознании. Но так ли это?

В 1999 году нейробиолог Янг Дэн провёл один эксперимент, который показал, что работа мозга в принципе ничем не отличается от работы компьютера. Таким образом, зная его кодировку, можно с лёгкостью считывать образующуюся в мозге информацию.

В качестве подопытного он использовал кошку. Дэн зафиксировал животное на столе и вставил специальные электроды в область мозга, отвечающую за обработку визуальной информации.

Кошке показывали различные изображения, а электроды в это время фиксировали активность нейронов. Информация передавалась на компьютер, который преобразовывал электрические импульсы в реальное изображение. На экран монитора проецировалось то, что видела кошка.

Важно понять специфику механизма трансляции изображения. Электроды — не камеры, снимающие изображение, которое возникает перед кошкой. Дэну с помощью технологий удалось повторить то, что делает мозг, — преобразовать электрический импульс в визуальное изображение

Дэну с помощью технологий удалось повторить то, что делает мозг, — преобразовать электрический импульс в визуальное изображение.

Зная, как распространяется информация в мозге, и имея ключ к её прочтению, несложно представить себе компьютер, который мог бы полностью считывать состояние мозга человека.

ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НЕ ДЕЛАЕТ ДЕТЕЙ ИЗ ОДНОЙ СЕМЬИ ПОХОЖИМИ

Дети, растущие в одной семье, не очень-то похожи. Корреляция
познавательных способностей у братьев и сестер составляет около 0,40, свойств
личности — около 0,20, а совпадение психических расстройств наблюдается у них
реже, чем в 10% случаев. Иными словами, по большинству показателей психического
развития у родных братьев и сестер различий больше, чем сходства. Более того,
исследования по генетике поведения показали, что сходство почти полностью
обусловлено общей наследственностью, а не общей семейной средой. Это совсем не
означает, что влияния среды, точнее, семьи, не важны. Напротив, именно они
делают детей в одной семье непохожими друг на друга, т.е. действуют скорее на
уровне индивида, а не семьи и специфичны для каждого ребенка.

Значение неразделенной среды

На значение так называемой «неразделенной среды» указали недавно в
статье, опубликованной в «Науках о поведении и мозге», Р. Пломин и Д. Даниэльс
. В дискуссии, проведенной журналом, приняли
участие 32 автора. Одним из доказательств того, что общая семейная среда не
имеет большого значения, могут служить результаты исследования приёмных
«братьев и сестер» — генетически неродственных» детей, которые с раннего
возраста воспитываются в одной семье

Их сходство не может быть вызвано
наследственностью, поэтому оно позволяет непосредственно оценить важность
влияния среды, общей для детей, растущих в одной семье. Полученные «данные ясно
показывают, что это влияние невелико

Корреляция между приемными детьми по
чертам личности в среднем составляет около 0,05, а совпадение у них психических
расстройств по частоте не отличается от случайного. И хотя познавательные
способности неродных братьев и сестер, воспитывающихся вместе, в детстве сходны
(корреляция около 0,25), в подростковом возрасте эта связь почти полностью
исчезает, указывая на то, что долгосрочный вклад общей семейной среды очень мал
.

Таким образом, нужно переосмыслить значение среды, принимая во
внимание, что ее воздействие на каждого ребенка даже в одной семье неодинаково.
Между семьями, естественно, существуют различия, связанные с
социально-экономическим положением, образованием родителей и стилем воспитания
детей. Но поскольку эти факторы одинаковы у детей, растущих вместе, они не
влияют на развитие поведения

Возникает ключевой вопрос: почему дети из одной
семьи так не похожи друг на друга? Для решения этой загадки надо изучать более
чем одного ребенка из семьи, Это позволит установить, как именно особенности
внешних воздействий, которым подвергаются дети, связаны с их индивидуальными
различиями. Поскольку в различия между братьями и сестрами вносит свой вклад и
наследственность, специфика влияния семейной среды на каждого ребенка не только
определяет различия в поведении детей, но и отражает их. Выявить эти
взаимосвязи помогают методы генетики поведения, в частности, исследования пар
однояйцевых близнецов. Так как они генетически идентичны, различия в их поведении
можно соотнести с индивидуальными особенностями жизненного опыта.

Источники неразделенного влияния среды

Каково же это неразделенное влияние среды, которое так важно для
развития? Ничего таинственного здесь нет: это могут быть любые факторы среды,
меняющиеся «от семьи к семье», поскольку невозможно создать для всех
детей в семье совершенно одинаковые условия. Например, даже небольшие различия
в отношении родителей к дедам могут вызвать несходство между детьми или же
увеличить уже имеющиеся различия

При этом важно, как сами дети воспринимают
разницу в обращении, даже если их впечатления и не соответствуют
действительности. Кроме того, имеет значение и состав семьи, а именно
очередность рождения и пол детей, а также внесемейные факторы, например круг
друзей. Это постоянные источники неразделенного влияния среды. Различия между
братьями и сестрами вызываются и случайными причинами, такими как происшествия,
болезни и какие-то особенные впечатления, которые, накапливаясь, делают детей
из одной семьи непохожими, причем часто непредсказуемо.

Итак, условия существования детей в одной и той же семье
значительно различаются по родительскому обращению, взаимодействию друг с
другом и со сверстниками. Появляются данные о том, что эти различия
определен¬ным образом связаны с конечными результатами психического развития
братьев и сестер. Хотя первые шаги к выявлению конкретных источников
неразделенного влияния среды сделаны, много еще предстоит узнать. Вопрос о том,
почему дети из одной семьи так не похожи друг на друга, — это не только вопрос
о различиях между братьями и сестрами. Он имеет гораздо большее значение для
понимания средовых источников индивидуальных различий.

Психологический эксперимент с куклой Бобо

Детали эксперимента: В начале 1960-х годов велись широкие дебаты о том, каким образом генетика, факторы окружающей среды и социальное обучение влияют на развитие ребенка.

Альберт Бандура провел эксперимент с куклой Бобо, чтобы доказать, что поведение человека в большей степени основано на социальной имитации, а не на наследственных генетических факторах.

В своем исследовании он разделил участников (детей) на три группы. Одной из них было показано видео, где взрослый человек демонстрировал агрессивное поведение по отношению к кукле Бобо.

На видео для второй группы взрослый человек пассивно играл с куклой. Третья группа была контрольной.

Дети смотрели видео, а затем их отправляли в комнату с той же куклой, которую они видели на видео (за исключением тех, кто был в контрольной группе).

Исследование показало, что дети, подвергшиеся воздействию агрессивной модели, чаще демонстрировали агрессию по отношению к кукле, в то время как другие дети этого не делали.

Исследование также показало, что мальчики намного чаще проявляли агрессию, если видели на видео агрессивного мужчину, а не женщину. В поведении девочек также отслеживался гендерное различие, но результаты были не такие радикальные.

Этот эксперимент убедительно подтвердил тот факт, что дети более подвержены влиянию поведения взрослых исходя из гендерного принципа.

Соответствующие PNG изображения

  • Жираф мультфильм животных иллюстрации, мультфильм животных, ассорти животных наклейки, мультипликационный персонаж, ребенок png

  • Жираф, Baby Giraffes Cartoon, Жираф, млекопитающее, животные png

  • Жираф Рисование Мультфильм, Жираф, млекопитающее, животные png

  • Baby Jungle Animals, сельскохозяйственные животные, животные в верхней части таблицы иллюстрации, комиксы, млекопитающее png

  • несколько иллюстраций животных, детская сафари на маленьких обезьянах, сафари, млекопитающее, ребенок png

  • Жираф, Жираф Мультфильм Рисование, Жираф, млекопитающее, животные png

  • Мультфильм жирафа, анимированные жирафы, млекопитающее, фотография png

  • коричневая и черная иллюстрация жирафа, шарж жирафа, шарж, жираф, мультипликационный персонаж, млекопитающее png

  • Giraffe Infant Illustration, Животные, разные анимированные животные иллюстрации, ребенок, млекопитающее png

  • животные зоопарка, мультфильм сафари, орангутан, млекопитающее, животные png

  • коричневая иллюстрация обезьяны, мультфильм обезьяны, обезьяна, млекопитающее, животные png

  • Бумажный рисунок для рисования, слон и белый кролик, слон и кролик с воздушными шарами, любовь, акварель png

  • Whiskers Kitten Cat Marie Cartoon, Белый Котенок Мультфильм, белый кот, млекопитающее, лицо png

  • иллюстрация трех мудрых обезьян, иллюстрация шимпанзе с изображением злой обезьяны, акварельная живопись, млекопитающее png

  • коричневая иллюстрация жирафа, Жираф Рисование Акварельная живопись Младенец, Жираф, млекопитающее, окрашенные png

  • коричнево-бежевая иллюстрация обезьяны, млекопитающее, ребенок png

  • Черная кошка, иллюстрация, Черная кошка, котенок, мультфильм, млекопитающее, животные png

  • рама ассорти-животного, рисунок бегемота, джунгли, Разное, другие png

  • Розовая Свинья Иллюстрация, Домашняя свинья Мультик, Свинья, млекопитающее, животные png

  • Жираф, Жираф Мультфильм, мультфильм Жираф, комиксы, млекопитающее png

  • Жираф Джокер Карьера Иллюстрация, Забавный Жираф, Жираф Иллюстрация, млекопитающее, животные png

  • Коричневый паук Обезьяна Младенец, Сафари Обезьяна с, шаблон, млекопитающее png

  • Пасхальный заяц Кролик заяц мультфильм, Пасхальный заяц, млекопитающее, животные png

  • Наклейка Северный жираф Детский младенец, ребенок, млекопитающее, ребенок png

  • Сердце Рисование, сердце, любовь, розовое сердце png

  • Гигантская панда Красная панда Панда Иллюстрации, милый мультфильм Панда, панда карикатура иллюстрации, млекопитающее, карнавал png

  • обезьяна, обезьяна, мультфильм обезьяна, мультипликационный персонаж, млекопитающее png

  • тигренок, мультфильм тигр, мультфильм тигр, мультипликационный персонаж, млекопитающее png

  • Обезьяна мультфильм рисунок, детские животные, млекопитающее, животные png

  • Животная Обезьяна, Рамки для животных, рамка в стиле джунглей, рамка, золотая рама png

  • Жираф Мультфильм Рисование, Бесплатные Жираф с, млекопитающее, позвоночное животное png

  • Baby Giraffes Cartoon, мультфильм жираф, млекопитающее, ребенок png

  • коричневый жираф с очками иллюстрации, жираф гепард, жираф, млекопитающее, животные png

  • две девушки читают книги иллюстрации, чтение, дети учатся, Детская одежда, ребенок png

  • Baby Giraffes, мультфильм жираф, млекопитающее, животные png

  • Обезьяна Сафари, Обезьяна Джунгли, ребенок, млекопитающее png

  • Животные джунгли, жираф слон зебра лев, иллюстрация животных зоопарка, животные, лист png

  • Стенная Наклейка Жираф Аппликация животных джунглей, сафари джунглей, млекопитающее, текстиль png

  • анимированные иллюстрации зебры, зебра, сафари, млекопитающее, животные png

  • Infant Child Baby bottle Детское питание, ребенок, ребенок держит бутылочку для кормления иллюстрация, комиксы, детская карта png

  • коричневая иллюстрация жирафа, жираф-бэби, млекопитающее, окрашенные png

  • коричневая иллюстрация жирафа, животные детского джунглей, животные зоопарка, соло жирафа, млекопитающее, ребенок png

  • Зоопарк животных, Lion Zoo Animal, зоопарк, млекопитающее, текст png

  • лиса иллюстрации, анимация рисования мультфильм лиса, маленькая лиса, млекопитающее, кошка Лай Млекопитающее png

  • иллюстрация зебры, младенец животных джунглей младенца, сафари, белый, млекопитающее png

  • Baby Giraffes Cartoon, жираф, млекопитающее, животные png

  • Маска для головы лошади мультфильм, лошадь, мультипликационный персонаж png

  • иллюстрация серого слона, рисунок индийского слона, слон, млекопитающее, ребенок png

  • Мультфильм тигра, милый маленький мультфильм тигра, тигренка на скале графический стикер, комиксы, млекопитающее png

  • Сафари, сафари, млекопитающее, фотография png

Домашние задания по лексической теме «Животные жарких стран»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Животные жарких стран»

Задание 1. Игра «Подбери признак»

Тигр – рыжий, хищный, полосатый, …

Жираф – высокий, пятнистый, с длинной шеей, …

Обезьяна – смешная, вертлявая, длтннохвостая, …

Слон – большой, большеухий, толстокожий, …

Лев – сильный, быстрый, гривастый, …

Задание 2. Игра «Чей? Чья? Чьи?»

Голова льва? – львиная

Хвост льва? – львиный

Уши обезьяны? — ….

Задание 3. Игра «Сосчитай»

Один слон, два слона, пять слонов

Один жираф, два ……, пять ……

Задание 4. Игра «Назови ласково»

Слон – слоник Зебра — ……

Задание 5. Игра «Назови детёнышей»

У львов – львёнок, львята

У слонов – слонёнок, слонята

У черепах – черепашонок, черепашата

У верблюдов – верблюжонок, верблюжата

Задание 6. Игра «Назови новое слово»

У жирафа длинные ноги – он длинноногий

У бегемота толстая кожа – он толстокожий

У крокодила острые зубы – он ………

У льва длинная грива – он ………..

У носорога короткие ноги – он ………

У тигра длинный хвост – он ……….

Задание 7. Упражнение «Составь предложение»

Слон, джунгли, живёт – Слон живёт в джунглях

Зебра, охотится, тигр, хищный — …..

Черепаха, панцырь, крепкий — ………

Питается, листья, жираф, трава — ………

Бегемот, вода, живёт — ………

Задание 8. «Выучите вместе с ребёнком»

В жаркой Африке живёт

Целый день в реке сидит,

Корни ест он или спит.

Ночью он не будет спать,

Выйдет травки пощипать.

И затопчет все луга – тяжела его нога,

А потом опять поспать, заберётся в воду,

Так проходят его дни, так проходят годы.

Задание 9. «Загадки»

Тем, кто в речку угодил, нос откусит… (Крокодил)

Что за коняшки, на всех тельняшки? ( Зебры)

Зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам (Верблюд)

И петь – не поёт, и летать – не летает.

За что же тогда его птицей считают? (Страус)

Панцырь каменный – рубаха, а в рубахе…. (Черепаха)

Ёжик вырос в десять раз, получился ….(Дикобраз)

Он высокий и пятнистый,

С длинной, длинной шеей,

И питается он листьями,

Листьями леревьев (Жираф)

Хищника клык, страшный рык,

Слышат звери обомлев,

Царь зверей, конечно …. (Лев)

Скачет шустрый зверёк,

А в кормане сидит сынок (Кенгуру)

Когда он в клетке, то приятен,

На шкуре много черных пятен,

Он хищный зверь, хотя немножко,

Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

Тугуши Наталья ВикторовнаНаписать 12061 02.02.2017

Номер материала: ДБ-160128

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • 02.02.2017 10095
  • 02.02.2017 223
  • 02.02.2017 703
  • 02.02.2017 1001
  • 02.02.2017 3253
  • 02.02.2017 564
  • 02.02.2017 320

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Второй ребенок в семье

Второй ребенок, по Адлеру, с самого начала следует за старшим братом или сестрой. Ему постоянно приходится самосовершенствоваться, чтобы догнать или даже перегнать старшего, а потому нередко он быстрее развивается – например, может быстрее начать разговаривать или ходить. Такие дети часто вырастают честолюбивыми, поскольку им с самого детства приходится постоянно доказывать, что они ничуть не хуже брата и сестры. Вместе с этим Адлер считал, что средний ребенок во взрослой жизни может ставить перед собой слишком высокие, даже недостижимые цели, а потому изначально обрекает себя на неудачи.

Второй ребенок обычно быстрее развивается

Эксперимент по когнитивному диссонансу

Авторы: Леон Фестингер и Джеймс Карлсмит.1957 год, Стэнфордский университет, США.

Детали эксперимента: понятие когнитивного диссонанса относится к ситуациям, в которых присутствуют противоречивые взгляды, убеждения или модели поведения.

Этот конфликт создает внутреннее чувство дискомфорта, приводящее к изменению в поведении, взглядах или убеждениях одной из сторон, чтобы минимизировать или устранить напряжение и восстановить равновесие.

Когнитивный диссонанс был впервые исследован Леоном Фестингером в процессе наблюдения за группой людей, которые считали, что Земля будет уничтожена наводнением.

В рамках этого исследования был проведен интригующий эксперимент, в котором участников попросили выполнить ряд скучных заданий, например, вращение колышков на доске в течение часа и т.д.

Первоначальное отношение участников к таким задачам было крайне негативным. Но в конце отведенного времени им платили либо 1, либо 20 долларов за то, чтобы они сказали следующему участнику, ожидающему в вестибюле, что задания очень интересные.

Почти все люди брали деньги и убеждали следующего участника, что эксперимент будет забавным.

Когда позже участникам было предложено оценить эксперимент, те, кому заплатили 1 доллар, оценили утомительное задание как более увлекательное и приятное, чем участники, которым заплатили 20 долларов.

Оплата только 1 доллара не является достаточным стимулом для лжи, поэтому у тех, кому заплатили 1 доллар, возникло противоречие — им заплатили, чтобы они соврали, но размер оплаты и “размер” лжи были несопоставимы. Они смогли преодолеть этот диссонанс, только поверив, что задачи действительно были интересными и приятными.

Оплата 20 долларов, напротив, дает повод для такого вранья, поэтому диссонанса не возникает.

Модель 1: Отличник

Про такого говорят «не ребёнок, а золото». И действительно, быть родителем такого чада — одно удовольствие, ведь он даёт столько поводов для гордости! Достигая высот в спорте, учёбе и других сферах жизни, он тем самым «заслуживает» одобрение родителей. Проблема в том, что такое поведение может обернуться настоящей бедой.

В норме ребёнок должен знать, что родители его одобряют и любят уже по факту его рождения, что ему не нужно постоянно доказывать, какой он хороший. Отличник же, пытаясь завоевать любовь родителей, «работает на износ», часто лишая себя детства. Если такое поведение вовремя не скорректировать, ребёнок начнёт считать, что одобрение взрослых важнее его собственных желаний.

Ещё одна негативная сторона такого поведения — ребёнок готов на всё ради похвалы и одобрения. Ему сложно отстаивать своё мнение, особенно когда есть риск потерять одобрение одноклассников и друзей.

Дети с моделью поведения «Отличник» вырастают во взрослых, которым сложно понять самих себя. Они не умеют отстаивать свою позицию и, мучимые перфекционизмом и гиперответственностью, живут в состоянии непрекращающегося стресса — «я обязан это сделать (стать таким-то, решить то-то)».

Из-за постоянного перенапряжения у таких взрослых выше риск развития заболеваний на нервной почве и, что ещё страшнее, они больше предрасположены к ранней смерти и суициду, поскольку могут в прямом смысле загнать себя.

Поэтому не стоит удивляться, когда очень умные и успешные во всём дети вырастают в психически неустойчивых несчастных взрослых.

Такому ребёнку важно вовремя внушить, что он не обязан никому ничего доказывать. И это определённо тот случай, когда без семейного психолога не обойтись

Визуальный эксперимент Клиффа

Авторы: Элеонора Гибсон и Ричард Уолк.1959 год,  Корнелльский университет,

Детали эксперимента: в исследовании изучалось восприятие глубины у младенцев.

Гибсон и Уолк протестировали 36 детей в возрасте от 6 до 14 месяцев, каждый из которых мог ползать. Каждый младенец был помещен на импровизированную скалу. Эта “скала” была создана с помощью стеклянного стола, по бокам покрытого тканью.

Когда ребенок находился на покрытой части стола и смотрел в сторону другой покрытой части, у него создавалось впечатление, что перед ним обрыв.

Исследователи поместили доску шириной в 30 см. между краями стола. Выяснилось следующее:

  • 9 младенцев не сдвинулись с места;
  • 27 младенцев перешли “обрыв” только тогда, когда их матери позвали их.

Этот психологический эксперимент с детьми показывает, что восприятие глубины, вероятно, является врожденным у людей.

Сказка про животных, которые подружились с жирафом

В большом зоопарке живет много разных животных. Все они успели познакомиться и подружиться между собой. У некоторых даже появились лучше друзья. Зебра дружила с бегемотом, а лев с антилопой. У обезьянки Чичики лучший друг кипер дядя Боря. Он кормил животных и ухаживал за ними. Каждому из них успевал сказать ласковое слово или спеть веселую песню «Зоопарк, зоопарк, наш чудесный дружный парк».

Этот день начинался, как обычно. Светило солнце, запели птицы, радуясь утру. Дядя Боря всех покормил. Ничего не предвещало перемен. Антилопа рассказывала разные небылицы, например, как обогнала однажды ветер. Обезьянка показывала пантомимы. Все шло своим чередом. Неожиданно в зоопарке началось движение. Пришло много людей, но это были не посетители зоопарка, не школьники. Люди вели какое-то странное существо. Животные видели его впервые и не знали кто это.

Незнакомца завели в вольер, а дядя Боря повесил табличку. Потом люди ушли, а животные молча смотрели в сторону нового соседа.

— Это кто такой? — шепотом спросил бегемот.
— Попробую прочитать по слогам, — сказал павлин, — я учился чтению людей раньше. Кажется, там написано «жигаф».
— А что это за зверь такой? Жигаф, — с недоумением спросила полосатая тигрица.
— Всем привет! — сказал незнакомец, — я жираф.
— Эх павлин-павлин, — вздохнул бегемот, — плохо ты учился. Буквы перепутал!

Все поприветствовали жирафа и стали его разглядывать. Он был нескладный, пятнистый и худой. Голова была так высоко, что приходилось всем задирать голову к небу. Прошла минута и все начали бурно его обсуждать.

— Какой-то ты не такой! Голова маленькая, со странными рогами.
— Хвост, как будто ненастоящий.
— Жирафы выглядят по-другому, — возразила антилопа, — на картинках они маленькие.
— Ты обжора, наверное, много ел и так вырос.

Жираф сжался, ему стало неприятно слушать это. Он никого не знал и для него все тоже были другими. Вдруг послышались шаги и пение. Это пришел дядя Боря.

— Ну как ты тут, новенький? Вы ребята с ним дружите, — обратился смотритель зоопарка к остальным животным. — Он необычный, так же как и вы все.
— Не собираемся с ним водиться, — буркнула недовольно обезьянка и рассмеялась.
— Эх, Чичика! Я бы не смеялся. Жираф может быть хорошим другом.

После этого прошло несколько дней. Жираф ни с кем не говорил, а только слушал. Ему было одиноко. Никто не хотел с ним дружить. Но в какой-то день все поменялось.

Убежал у гориллы Тати детеныш. Весь зоопарк начал искать маленького проказника. Зовет его мама, а он не откликается. Уже проверили в каждом вольере, но нигде малыша нет. Что же делать?

— Мы все здесь внизу, далеко ничего не видно, — сказал лев. — Вот если бы выше подняться и поглядеть по сторонам, может заметили бы твоего сына, Тати.

Залезла на дерево Чичика, но оно было не высоким. Взобралась на другое дерево тигрица, и тоже не заметила малыша. Выше всех деревьев был только жираф. Он не стал держать обиду и подключился к поискам. Вытянулся во весь рост. Посмотрел по-сторонам.

— Вижу! — закричал он, — на воротах зоопарка сидит. Малыш, иди сюда! Тебя мама ищет. Нельзя так далеко без спроса уходить.

Поблагодарила горилла жирафа за возвращение сына:

— Оказывается ты очень добрый. Я сначала даже тебя испугалась. Ведь таких прежде не видела. Оказывается, хоть ты и слабый, хрупкий на вид, но готов помочь в трудную минуту.

После этого с жирафом подружилась горилла Тати, антилопа, тигрица, лев. Остальные еще не были готовы дружить. Они недоверчиво смотрели в его сторону. Однажды в зоопарк пришли школьники. Дети смеялись и с любопытством разглядывали всех животных. Обезьянка Чичика решила всем показать представление. Она так разыгралась и вошла в роль, что решила забраться на крышу самого высокого здания в зоопарке. Залезла на крышу, а слезть боится.

— Ой-ой, ребята. Вниз смотрю и страшно становится. Голова кругом идет, земля из-под ног уходит.
— Ну что же ты, Чичика! — сказал дядя Боря, — как мне тебе спустить?

Дети внизу стоят переживают за обезьянку. Смотритель зоопарка принес лестницу, да вот беда, не достает он к крыше.

На выручку пришел жираф. Подошел он зданию, встал на задние лапы, вытянул шею. Заглянул на крышу, смотрит, а обезьянка от страха трясется.

— Не бойся, — успокоил жираф, — садись мне на голову. Держись за мои рожки. Я спущу тебя аккуратно.
— Не могу, мне страшно, — пролепетала Чичика.
— Посмотри на мои рожки, они круглые, смешные. Нужно и тебе такие сделать. Представь себе только, обезьяна с рогами! Вот умора!

Засмеялась Чичика, успокоилась. Ловко спустил ее жираф. Дети аплодировали. А дядя Боря обратился ко всем:

— Они могли подружиться и раньше. Сколько бы уже вместе историй нажили. Дружба может начаться просто так, не с услуги или спасения. Это всем урок.

ПРИРОДА И ВОСПИТАНИЕ

Генетика поведения, наверное, еще внесет вклад в понимание
воздействия среды на развитие. В специальный выпуск журнала «Американский
психолог» 1979 г., посвященный детям, была, например, включена статья по
генетике поведения, в которой обсуждалось значение того факта, что членов семьи
объединяет не только среда, но и наследственность: «в сущности, в семьях
обнаруживается смесь влияния наследственности и среды, так что нельзя с
определенностью сказать, что явилось причиной наблюдаемых результатов»
. Недавние исследования показали, что
наследственность может управлять созданием особой для каждой семьи среды
и, кроме того, опосредовать связи между этой средой и результатами
развития детей . Большую пользу для
понимания роли среды могут принести такие подходы генетики поведения, как
анализ взаимодействия генотипа и среды (разное влияние среды на детей с
разной генетической предрасположенностью) и корреляции генотипа и среды (в
какой мере дети создают или получают среду, соответствующую их генетической
предрасположенности) .
Несомненно, надо признать здравым отказ социальных наук и наук о поведении от
стремления объяснять развитие поведения исключительно внешними влияниями и
переход к более взвешенной позиции, которая признает значение и
наследственности, и среды. Тем не менее появляется опасность, что отход от
«средовизма» зайдет слишком далеко

В 70-е годы нужно было с осторожностью
говорить о генетическом влиянии, мягко намекая, что поведение может зависеть и
от наследственности

Теперь же чаще приходится говорить: «Да, генетическое
влияние существенно и важно, но не меньшее значение имеет среда». Особенно
заметны эти изменения в области психопатологии, где неопровержимые
свидетельства роли наследственности привели к поиску единственных генов и
простых нейрохимических пусковых механизмов, ответственных за проявление
психических расстройств, в ущерб исследованиям их психосоциальных причин

Было
бы замечательно, если бы нашлось какое-нибудь простое и не слишком дорогое
биохимическое лекарство от шизофрении. Однако это кажется маловероятным, если
учесть, что шизофрения определяется средой в такой же мере, как и
наследственностью.

Более того, как говорилось ранее, генетические влияния на
поведение полигенны и имеют вероятностный характер, а не определяются четким
эффектом одного гена. Признаки гороха, изучавшиеся Менделем, и некоторые
заболевания, такие как болезнь Гентингтона и серповидноклеточная анемия,
обусловлены одним геном, действие которого не зависит от среды и других генов.
Однако маловероятно, чтобы подобная детерминистская модель и предполагаемый ею
упрощенный подход оправдались применительно к сложному поведению, изучаемому
психологией. Пока еще нет четких доказательств того, что один ген в какой-то
мере может отвечать за разнообразие любого сложного поведения. Не
подтвердились, например, полученные ранее данные о существовании особого гена,
определяющего способности к пространственному мышлению, подвергнут сомнению
моногенный характер наследования трудностей с правописанием, а широко
обнародованная связь определенного гена с шизофренией и
маниакально-депрессивным психозом, вероятно, ограничивается некоторыми семьями.

Сложность взаимодействия среды и генотипа наиболее отчетливо видна
в период развития
. Низший круглый червь, например, прославился тем, что стал первым
многоклеточным организмом, у которого благодаря составлению полной схемы
проводящих путей нервной системы и картированию многих из 2000 его генов была
прослежена судьба всех 959 клеток, происходящих от исходной оплодотворенной
яйцеклетки. Но при этом мало что удалось узнать о генетике развития, если не
считать представления о ее сложности. Ясно, что развитие не закодировано в ДНК
тем же способом, как триплетный код определяет последовательность аминокислот в
белках. И поэтому упрощенный детерминистский взгляд — не лучшая основа для
размышления о генетических влияниях на развитие поведения круглого червя, а тем
более детей.

Раз маятник отклоняется от «средовизма», важно перехватить его на
полпути, прежде чем импульс уведет его к биологическому детерминизму.
Исследования по генетике поведения ясно показывают, что для развития человека
важны и природа, и воспитание

“Пещерный” эксперимент с детьми

Авторы: Кэролин Шериф.1954 год, Оклахома, США.

Детали эксперимента: этот социально-психологический эксперимент был разработан для изучения групповых конфликтов.

В 1954 году исследователи из Университета Оклахомы распределили 22 11-летних и 12-летних мальчика с одинаковым происхождением на две группы.

Эти две группы были направлены в разные участки летнего лагеря, они были размещены в отдельных домиках, и ни одна группа не знала ничего о другой в течение целой недели.

За это время мальчики внутри каждой группы сдружились. После того, как двум группам разрешили вступить в контакт, у них проявились определенные признаки предубеждения и враждебности по отношению друг к другу, хотя им было дано очень мало времени для развития отношений внутри группы.

Чтобы усилить конфликт между группами, экспериментаторы заставили их конкурировать друг с другом в серии мероприятий.

Это создало еще большую враждебность, и в итоге ребята из разных групп отказались от еды в одном помещении.

Заключительный этап эксперимента включал превращение конкурирующих групп в друзей. Веселые занятия, запланированные экспериментаторами, такие как запуск фейерверков и просмотр фильмов, изначально не работали. Поэтому ученые разработали совместные упражнения, в ходе которых две группы были вынуждены сотрудничать.

Из лагеря мальчики ехали домой на одном автобусе, демонстрируя, что конфликт и предрассудки можно преодолеть посредством сотрудничества.

Многие критики сравнивают это исследование с романом Голдинга «Повелитель мух» — классическим примером предрассудков и разрешения конфликтов.

Младший ребенок

Согласно Альфреду Адлеру, положение младшего уникально. Он не привык быть единственным, поэтому наличие братьев и сестер не становится для него травматичным опытом. Последний ребенок всегда воспринимается как самый маленький, а потому к нему проявляется особенно нежное отношение – он купается в любви и заботе взрослых, а также братьев и сестер. Однако у младшего нет такой независимости и самостоятельности, как у старших детей, поэтому он пытается превзойти старших, выйти из опеки. Такое положение создает противоречие: с одной стороны он пытается стать более свободным, независимым, с другой — зависим от своего положения младшего, вечного «баловня». Такая неопределенность может вызвать во взрослом возрасте психологические проблемы.

У младшего может развиться чувство неполноценности, особенно если он рос в семье с малым достатком, где младшему приходилось пользоваться тем, что принадлежало старшим детям.

У младшего ребенка особенное положение в семье

Однако младший ребенок обладает наибольшей мотивацией – в будущем такие дети могут достичь больших успехов в выбранной профессии.

Разумеется, порядок рождения — не самый главный фактор влияния на личность. Многое зависит и от атмосферы в семье, и от стиля воспитания.

Выводы

Эксперимент «Маленький Альберт» показал, что сложная человеческая личность на самом деле имеет в своей основе столь же простую структуру, что и сознание животных. Каждый поведенческий акт – это одна из возможных реакций на простые стимулы, а любая привычка, фобия, убеждение, верование является закреплённой в подсознании реакцией на стимулы. Последствий этого открытия оказалось множество.

Это, к примеру, способность «программировать» людей, создавая население с нужными властям психологическими характеристиками; это и было описано в антиутопии Хаксли. Опасность этого для человечества кроется в том, что это абсолютно простой и примитивный метод, для которого не нужны какие-либо сложные инструменты и технологии, он не требует практически никаких затрат.

Этот эксперимент, как и теория бихевиоризма в целом, дал толчок развитию маркетинга, политтехнологий, разработке средств манипулирования населением целых стран.

В то же время эксперимент продемонстрировал природу иррационального поведения; он показал, что все «чудачества», непонятные страхи, фобии, многие психические расстройства объясняются яркими эмоциями, перенесёнными в раннем детстве, в числе которых внезапный испуг, шок, болевое ощущение и т. д. В связи с этим появляется возможность лечить или корректировать эти состояния.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: