28(15) октября 1908 года — вышел экраны первый в истории российской империи художественный фильм «понизовая вольница» (стенька разин)

Кинематограф российской империи - энциклопедия россии

История происхождения кино

Первый киносеанс состоялся в Российской империи 4 (16) мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум». 2 (15) октября 1908 года произошёл первый показ восьмиминутного фильма русского производства «Понизовая вольница».

Картина режиссёра Владимира Ромашкова (по мотивам русской народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень») открыла эру русского кино.

27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял очередной декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 3018-X от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях» (31 мая 2006 года эти указы утратили силу), было положено начало празднования дня российского кино.

В соответствии с указом (см. выше) 1980 года праздник назывался «День советского кино», а согласно указу 1988 года — «День кино». В годы перестройки праздник стал называться «День кино России», а своё нынешнее название: «День российского кино» обрёл позднее, после распада СССР.

Чиновники Министерства культуры РФ поздравляют со знаменательной датой, вручают награды, почётные грамоты и ценные подарки работникам отрасли за выдающийся вклад в её развитие. Первые лица России произносят благодарственные речи, в которых упоминают о достижениях и трудностях этой сферы искусства.

В учреждениях культуры организовывают кинопоказы новых и хорошо зарекомендовавших работ. На теле- и радиостанции выделяют время эфира для трансляции передач, посвящённых Дню российского кино, его истории, анонсам новинок. Студенты профильных учебных заведений готовят собственные работы и показывают их на суд сокурсникам, преподавателям и приглашённым на смотр.

В каких странах празднуется день кино?

Во многих странах мира, среди которых Россия, Украина, Беларусь, 28 декабря празднуется Международный день кино.

«С Днём российского кино. Желаю только качественных, увлекательных, захватывающих, интересных, трогательных, красочных, эмоциональных, роскошных, жизненных, уникальных кинокартин и, конечно же, отменной компании, в которой можно их посмотреть».

Интересные факты о кино

  1. В разных странах мира в кинотеатрах продается своя традиционная еда. Так в Греции можно часто увидеть сувлаки (шашлыки).
  2. В Финляндии популярен фруктовый жевательный мармелад. Жители Нидерландов отдают предпочтение лакричным конфетам, любимой из которых является соленая лакрица. Израильтяне лакомятся фалафелем – шарики из измельченного нута (турецкого гороха). В Китае и Мексике популярен соленый чернослив.
  3. Кинематограф берет свое начало с 1895 года. Его родоначальники — братья Люмьер. Интересно, что они не верили в будущее этой индустрии и считали, что интерес людей к этому виду развлечений быстро угаснет.
  4. Индия – страна рекордсмен по количеству производимых фильмов. В год в этом государстве выходит около 700 фильмов. Индийский кинематограф очень востребован, так как бедные жители страны не могут себе позволить купить телевизор, а свободное время проводят в кинотеатрах, в которых билеты стоят очень дешево.
  5. В Америке телефонные компании выделили номера в диапазоне от 555-0100 до 555-0199 для использования в фильмах, сериалах и компьютерных играх. Это было сделано в мерах безопасности, чтобы фанаты не донимали звонками граждан.
  6. Самым популярным героем фильмов является Шерлок Холмс. Насчитывается около 200 фильмов, в которых фигурирует этот персонаж.
  7. Самой известной в кинематографе собакой стала Лесси, которая появлялась в 50 различных фильмах. Ввиду того, что жизнь собак не столь длинна, как человека, в роли Лесси побывали псы 8 поколений колли.
  8. Первый российский фильм датирован 1908 годом. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова, премьера которой состоялась 15 октября 1908 года.Сюжет создан по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длится картина всего семь минут.

Первый российский цветной фильм вышел на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Он  лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет.

В 1935 году стараниями Эзенштейна состоялся I Международный Московский Кинофестиваль.

На нем первую премию взял фильм братьев Васильевых «Чапаев».

Кстати, Чапаев, Петька и Анка стали популярными героями множества анекдотов, что свидетельствует о действительно всенародной любви и признании.

Появление кинематографа в России

Уже в апреле 1896 года, через 4 месяца после первых парижских кинематографических сеансов, в России появляются первые кинематографические аппараты — например, 6 (18) апреля 1896 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга В. И. Ребриков подаёт прошение в Министерство Императорского двора о разрешении кинематографической засъёмки коронационных торжеств. К тому же событию был приурочен приезд в Россию оператора из компании братьев Люмьер Камилла Серфа, прошение которого о разрешении киносъёмки коронации зарегистрировано 4 (16) мая 1896 года. В этот же день состоялась первая в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум» — публике были показаны несколько фильмов в антракте между вторым и третьим действиями водевиля «Альфред-Паша в Париже». 6 (18) мая 1896 года состоялись первые московские кинодемонстрации в театре Солодовникова.

В Москве синематограф братьев Люмьер был впервые официально показан на общедоступных сеансах в течение пяти дней, с 26 по 31 мая 1896 г., в театре летнего сада «Эрмитаж» (в Каретном ряду) по окончании спектаклей.

В мае Камилл Серф осуществляет первые в России документальные кинематографические съёмки торжеств в честь коронации Николая II. Значительная заслуга в пропаганде кинематографа у русской публики принадлежит французскому антрепренёру и авантюристу Шарлю Омону, который представил новое развлечение не только столичной, но и провинциальной публике на Нижегородской ярмарке в июне 1896 года. 4 (16) июля в газете «Нижегородский листок» появляется посвящённая кинематографу статья Максима Горького (опубликованная под псевдонимом «M. Pacatus»).

Кинопоказы быстро стали модным развлечением, постоянные кинотеатры начали появляться во многих крупных городах России. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года по адресу Невский проспект, дом 46.

«Кинематограф, называвшийся „Живая фотография“, открылся совсем незаметно, и посещали его преимущественно дети. Показали всего три картины. Первая, обошедшая все экраны мира,— это садовник, поливающий газоны, и мальчишка, наступивший на кишку. <…> Вторая картина — вид Невского проспекта с конкой и извозчиками. И, наконец, третья — прибытие поезда. <…> Музыкального сопровождения нет. Продолжительность сеанса — не более тридцати минут с двумя антрактами. Первый кинематограф в России быстро прогорел».

Первые собственно российские съёмки осуществил, видимо, работавший в московском театре Корша артист Владимир Сашин. Купив съёмочно-проекционный аппарат «витаграф», Сашин начал делать короткометражные фильмы, которые с августа 1896 года стали демонстрироваться зрителям после спектаклей театра (многочисленные свидетельства об этом сохранились в московских газетах того времени).

Самый дорогой советский фильм

«Война и мир» — советский художественный фильм 1965-1967 годов, киноэпопея в четырёх частях, экранизация одноимённого романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории кинематографа.

По данным сайта imdb.com, бюджет оценивается в $100 млн в ценах 1967 года, что соответствует приблизительно $500-700 млн (2007 год). Для сравнения, бюджет картины «Андрей Рублёв» (длительность 205 мин.) составил около 1 млн руб.

Первая серия была выпущена в премьерный показ 2805 копиями, что было рекордом для советского кино. Фильм был достаточно успешен во внутреннем прокате, хотя посещаемость падала от первой до четвёртой серии.

В общей сложности четыре серии посмотрели 135 млн зрителей, по оценкам специалистов они собрали в советском прокате около 58 млн рублей.

«Ялтинский» период

Война и быстрое развитие кинодела остро поставили перед российскими промышленниками вопрос о создании новой инфраструктуры кинопроизводства — студии Москвы и Петербурга уже не отвечали растущим требованиям. Александр Ханжонков для своей кинокомпании строит в 1916 году новую съёмочную базу в Ялте. Весной 1917 года, сразу после Февральской революции, Ханжонков перевозит в Ялту практически весь персонал своей компании и быстро налаживает кинопроизводство в Крыму; его примеру следуют Ермольев и некоторые другие. На период до ноября 1920 года Ялта становится крупнейшим кинематографическим центром России, хотя производство фильмов продолжается также и в обеих столицах.

После поражения армии Врангеля большинство кинематографистов эмигрировали. Некоторые из них продолжали работать за рубежом (Мозжухин, Ермольев, Старевич), другие через некоторое время вернулись на родину (Ханжонков, Чардынин, Висковский). Российская кинопромышленность была в несколько этапов национализирована и стала основой для создания кинематографа РСФСР и СССР.

Особенности восприятия кинематографа

К 1912 году кинематограф стал одним из самых распространенных и обычных зрелищ в крупных и средних городах России.

«Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещенный фонариками, и у входа толпу ждущих очереди — кинематограф… Загляните в зрительную залу, вас поразит состав публики: здесь все — студенты и жандармы, писатели и проститутки, офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты в очках, с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники, словом, — все…»

— А.Серафимович. «Машинное надвигается». — «Сине-фоно», 1912, № 8, с. 8.

По утверждению М. Алейникова, «просветительские и демократические традиции передовой русской литературы и русского театра, всегда стремившихся стать доступными многомиллионному читателю и зрителю, заставляли русскую литературно-художественную общественность увидеть в зарождающемся искусстве кинематографа новый мощный вид демократического зрелища», вследствие чего в России кинематограф воспринимали несколько иначе, чем в Европе. В частности, русские театральные деятели не поддержали выдвинутые в 1912 году инициативы зарубежных театральных объединений по созданию международного движения «для борьбы с кинематографом». Например, Петербургский союз драматических и музыкальных писателей на приглашение участвовать в конгрессе этого движения ответил письмом, в котором указывалось, что по мнению русских писателей кинематограф «не является злом, для борьбы с которым следует созывать международные совещания».

Однако восприятие кинематографа как искусства ещё было достаточно мало распространено. Например, Владимир Маяковский в 1913 году писал: «Кинематограф и искусство — явления различного порядка. Искусство даёт высокие образцы, кинематограф же, как типографский станок книгу, множит и раскидывает их в самые глухие и отдалённые части мира». Сходной точки зрения придерживались руководители наиболее престижных театров, которые обычно запрещали актерам своих трупп сниматься в кино. Этот запрет, однако, не был абсолютным и в ряде случаев популярные театральные актеры получали разрешение участвовать, например, в экранизациях произведений русской классики.

Слайд 8Киностудия «Ленфильм» — одна из крупнейших кинокомпаний России. Основана в

1908 году.Киностудия «Ленфильм» была основана в 1908 году инженером Владиславом

Карпинским на Каменноостровском проспекте как частная фирма по производству фильмов. Для Петербурга это была вторая после ателье А. Дранкова кинематографическая студия. Хозяин назвал свою фирму «Омниум-кино», здесь снимали хронику, делали художественные фильмы.После смены политической власти в стране все имущество «Омниум-кино» было передано Петроградскому кинокомитету. И именно здесь, в 1918 году, на Каменноостровском проспекте, в бывшем саду «Аквариум», была создана новая кинофабрика названная Петроградский кинокомитет Союза Северных Коммун.В 1920 году была переименована в Петроградский окружной фотокиноотдел и в дальнейшем неоднократно меняла свои названия

Расцвет

В 1913 году на волне общего подъёма российской экономики начинается бурный рост кинематографической промышленности, образуются новые фирмы — в том числе крупнейшая кинокомпания И. Н. Ермольева, среди снятых которой более чем 120 фильмов были такие значительные картины, как «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918) Якова Протазанова.

Долго находившаяся в тени успехов Ханжонкова фирма «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» запустила в 1913 году чрезвычайно успешную «Русскую золотую серию» художественных фильмов, ключевыми постановщиками которой были Яков Протазанов и Владимир Гардин. В серии вышли такие знаменитые фильмы как «Анна Каренина» (1914), «Дворянское гнездо», «Война и мир» (оба — 1915) и другие. В этой же серии состоялся кинодебют Всеволода Мейерхольда, который поставил в 1915 году фильм «Портрет Дориана Грея».

Александр Дранков также находит собственный рецепт коммерческого успеха и выпускает на экраны русские версии изобретённого во Франции детективно-мелодраматического киносериала — многосерийные фильмы «Сонька — Золотая Ручка» (1914—1915), «Разбойник Васька Чуркин» (1914—1915), «Антон Кречет» (1916) и другие.

По неполным данным, в 1913 году в России работали 1412 кинотеатров, из них 134 — в Петербурге и 67 — в Москве.

Вступление России в 1914 году в мировую войну вызвало большие перемены в кинематографе. Некоторые актёры, режиссёры и другие профессионалы кино были призваны в армию или пошли на фронт добровольцами. Другие, имевшие немецкие корни (Владимир Сиверсен, Пауль Тиман и другие) были интернированы, сосланы и продолжать работать в кинематографе не могли. Однако общее количество снимаемых фильмов продолжало быстро расти — в том числе из-за того, что ввоз импортных фильмов из воюющей Европы резко сократился. Активной продюсерской деятельностью в это время занимался также Скобелевский комитет, который заказывал создание патриотических и пропагандистских лент, часто пользовавшихся значительным успехом. По заказам Скобелевского комитета много работал, например, Владислав Старевич, в числе прочих фильмов поставивший в рамках этой программы анимационную притчу «Лилия Бельгии».

Именно на военное время приходится этап расцвета художественного российского кинематографа. В этот период снимает свои главные фильмы выдающийся киностилист Евгений Бауэр, активно работают Владимир Гардин и Вячеслав Висковский, выходят на новый уровень мастерства ветераны-постановщики Пётр Чардынин и Яков Протазанов; появляются новые звёздные актёрские имена — Вера Холодная, Витольд Полонский, Иван Перестиани; начинают работать новые киностудии — Михаила Трофимова (Торговый дом «Русь») и Дмитрия Харитонова (Торговый дом Харитонова). Бурно развивается и кинопериодика — в 1916 году в России выходили 11 профессиональных киножурналов.

О популярности кинематографа у публики свидетельствуют цифры, приведённые С.Гинзбургом:

«В 1916 году в России было продано не менее ста пятидесяти миллионов билетов в кинотеатры. Из этого следует, что в среднем на каждую прочитанную книгу приходилось пять-шесть посещений кинематографа, а на каждый проданный театральный билет <…> — десять-двенадцать проданных кинематографических билетов. Можно, таким образом, утверждать, что в дореволюционной России, во всяком случае в годы первой мировой войны, кино в деле удовлетворения эстетических запросов населения играло бо?льшую роль, чем театр и даже литература».

Доступность дореволюционных российских фильмов

Большинство современных источников сходятся на том, что из примерно 2700 названий фильмов, снятых в Российской империи, до наших дней целиком или в значительных фрагментах сохранились чуть более 300 кинолент. В «Каталоге сохранившихся игровых фильмов России» указаны 305 игровых фильмов, снятых в период с 1908 по 1919 год, сохранившихся хотя бы частично, 7 фильмов, снятых по заказу государственных организаций и 27 фильмов с предположительными названиями или атрибутированные условно (всего 339 картин). Эти фильмы преимущественно хранятся в Российском Госфильмофонде. Известно, что значительная коллекция российских фильмов есть во французской Синематеке и некоторых других зарубежных хранилищах, обмен с которыми позволяет периодически пополнять коллекцию Госфильмофонда. Значительный (и до сих пор практически не систематизированный) массив русских хроникальных, видовых и научно-популярных лент хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов.

В настоящее время неизвестно о существовании хоть сколько-нибудь масштабных национальных программ реставрации и издания на современных носителях снятых в Российской империи фильмов. Частными дистрибьюторами выпущены на DVD единичные фильмы, которые до этого были изданы за рубежом.

Критика

Из новинок за прошлую неделю отметим картину «Стенька Разин». В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу.

https://youtube.com/watch?v=QkEG4rVrfw0

Понизовая вольница (Стенька Разин и княжна) считается первым художественным фильмом России. Он был снят в 1908 году режиссером Владимиром Ромашковым и выпуще…Все видео

Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он даёт роскошную и выдержанную в историческом колорите картину. Театр «Колизей», благодаря своему огромному экрану, смог блестяще поставить эту картину. Не останавливаясь ни перед какими затратами, он пригласил хор певчих, которыми будут исполнены «Вниз по матушке по Волге» и «Из-за острова на стрежень». Кто не знает красивую легенду о Стеньке Разине и персидской княжне, послужившей содержанием картины?

Былина «Понизовая вольница», поставленная в «Аквариуме», интересно задумана: рисуется картина из жизни приволжских разбойников. Начало и конец действа демонстрируются в синематографе. Несколько портит впечатление только исполнитель роли Стеньки Разина и небогатая обстановка и декорации.

Слайд 23Девочка Катя спасает маленького мальчика во время бомбежки в Блокадном

Ленинграде. Их дом разгромлен. Она даёт мальчику имя Серёжа и

начинает заботиться о нём. Через некоторое время Катя случайно знакомится с капитаном Вороновым, который только что вернулся с фронта и разыскивает свою семью. Вскоре капитан вынужден оставить Катю с Сережей, но уходя отдает им много еды, которую он вёз жене и сыну. Через какое то время Катя устраивается на работу в больницу. Туда привозят раненого, в котором девочка узнаёт капитана Воронова. В больнице он получает грустные известия и вынужден смириться с потерей своей семьи. Однако вскоре, перед тем как уехать обратно на фронт, он случайно упоминает имя своего сына Мити. Серёжа, услышав имя, сразу вспоминает дразнилку, которую придумала его мама когда он был ещё совсем маленьким. Воронов понимает, что это его сын, но вынужден их оставить. В машине капитан говорит водителю что попрощался «с сыном… и с дочерью».

Развитие

Зарубежные производители в течение долгого времени удерживали монополию на производство киноаппаратуры и фильмов, ограничивали их экспорт в Россию и принимали для проката только работы собственных операторов. Вплоть до 1908 года вклад российских предпринимателей в кинематограф ограничивался прокатом импортных фильмов и эпизодическими съёмками документальных короткометражных лент (обычно для местного показа). Исключением были документальные съёмки эпизодов из жизни царской семьи, которые начиная с 1897 года регулярно делались оператором Болеславом Матушевским, а с 1900 года — А. К. Ягельским, который получил Высочайшую монополию на создание и распространение таких кинолент. Однако в целом инициативой в организации съёмок хроникальных лент и поставкой зарубежных фильмов для показа в России владели московские отделения французских компаний «Братья Пате», «Гомон» и некоторых других. Значительный успех выпущенного фирмой «Бр. Пате» документального фильма «Донские казаки» (1908), который только в России сразу же разошёлся в 219 копиях, показал, что отечественная тематика будет пользоваться у российской аудитории большим спросом, и те же компании начали готовить на территории России съёмки художественных фильмов.

Приоритет в этой области, однако, достался короткометражному фильму производства петербургского киноателье Александра Дранкова «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), который вышел на экраны 15 (28) октября 1908 года. Почти одновременно с Дранковым к съёмкам отечественных художественных фильмов приступает в Москве кинопромышленник Александр Ханжонков.

В 1907 году начинает выходить журнал «Кино» — первое российское периодическое издание, посвящённое кинематографу. Растущий интерес к синематографу вызывает появление множества тематических газет и журналов, большинство которых выпускались очень недолго.

«В Москве начала издаваться специальная газета „Почта Синематографа“, посвященная синематографическим театрам, которых в России насчитывается более 1200.»

— «Биржевые ведомости», 8 апреля (26 марта) 1908 года (вечерний выпуск)

Первые российские художественные ленты представляли собой экранизации фрагментов классических произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»).

Российское национальное кино удивительно быстро навёрстывает десятилетнее отставание от европейских киношкол и быстро дорастает до новаторских работ. Значительное число таких крупных достижений на счету киноателье Ханжонкова. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Василием Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире сюжетный мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича, который также развивает искусство использования спецэффектов в игровом кино и добивается в этом значительных успехов. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства, у него начинают кинокарьеру первые звёзды русского кино Александра Гончарова, Андрей Громов, Иван Мозжухин, режиссёры Василий Гончаров, Пётр Чардынин и Владислав Старевич. Помимо множества художественных фильмов компания Ханжонкова занималась также созданием и распространением просветительского кино. В 1911 году при торговом доме был открыт «Научный отдел», который занимался производством научных, видовых и этнографических картин на темы географии России, сельского хозяйства, фабрично-заводской промышленности, зоологии и ботаники, физики и химии, медицины и так далее.

Слайд 18Теодоро, секретарь графини Дианы де Бельфлор, влюблён в горничную Марселу.

Наблюдая за развитием их романа, госпожа неожиданно чувствует, как в

ней просыпается ревность. Может ли любовь зажечься от ревности? Но условности и бремя предрассудков имеют сильную власть над независимой и своевольной Дианой.Она, забавляющаяся над своими знатными женихами, не может снизойти до того, чтобы признаться в любви безродному слуге. У Теодоро нет выбора — ему нужно уехать искать счастья в других краях и покинуть дом Дианы, хотя души влюблённых принадлежат друг другу. Тогда на помощь приходит его слуга Тристан, лукавый и остроумный пройдоха. И Теодоро вдруг оказывается знатным вельможей и дворянином, не уступающим по древности рода и богатству Диане…

Государственное регулирование кино и цензура

В необходимых случаях в регулировании кинематографии принимает участие и государство. Например, в Москве организаторы кинопоказов должны были для получения разрешения обеспечить выполнение правил об устройстве и содержании кинематографов, принятых в 1912 году. Согласно этим правилам разрешалось открывать кинотеатры только на первых и вторых этажах каменных зданий, было запрещено устройство кинозалов непосредственно над и под аптеками, аптекарскими складами и москательными лавками. Кинотеатры следовало отделять от других помещений глухими каменными стенами и несгораемыми потолочными перекрытиями. Обязательны были запасные выходы на случай пожара. В каждом зале правила требовали устройства принудительной вентиляции.

Постепенно вырабатывались и цензурные ограничения для кинематографов. В 1908 году московским градоначальником впервые был издан запрет на показ в кинотеатрах фильмов «парижского жанра» (то есть фривольных или порнографических по содержанию). 27 ноября 1908 года при канцелярии московского градоначальника была учреждена должность цензора кинематографических лент. Отдельная категория запретов сущестововала для изображения в кинофильмах особ из царствующей династии (этот запрет снимался только в особых случаях — например, для фильмов, повящённых 300-летнему юбилею дома Романовых). По требованию Синода и существовавшей при нём Духовной цензуры был введён ряд частичных или полных запретов на показ в фильмах святых образов, церковных обрядов (включая крестное знамение) и процессий, а также богослужений любых христианских вероисповеданий. Некоторые из этих ограничений не были оформлены официально, однако игнорировать их кинопромышленники так или иначе не могли.

Декорации

Первые игровые фильмы в нашем и зарубежном кинематографе снимались на фоне довольно примитивных театральных декораций, написанных на холсте. Для сцены это было привычной театральной условностью, на экране те же декорации выглядели безжизненными, резали глаз своей фальшью. И только в конце 1910 года молодой сотрудник Московского художественного театра художник и скульптор Б. Мухин предложил идею — изготовление декораций из щитов с настоящими дверями и окнами, с объемными деталями.

Сначала режиссеры встретили это новшество неприязненно и даже открыто саботировали его. Но Мухин все же применил свой замысел на практике, и преимущество его декораций оказалось настолько очевидным, что они нашли широкое применение.

28 октября 1908 — Вышел на киноэкраны первый

в истории Российской Империи короткометражный художественный фильм…

Понизовая вольница (Стенька Разин)

Режиссёр — Владимир Ромашков

Продюсер — Александр Дранков

Автор сценария — Василий Гончаров

В главных ролях — Евгений Петров-Краевский и труппа Петербургского народного дома

Оператор — Александр Дранков, Николай Козловский

Композитор — Михаил Ипполитов-Иванов

Кинокомпания — Ателье А. Дранкова

Язык — Нет (немой фильм)

Фильм представляет собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

Знаменитый разбойник Стенька Разин и его ватага одержали победу над персами. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Из-за того, что разинцы разгромили Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны постоянно останавливается для гулянок. Есаулы пытаются вразумить его, но успеха не имеют. Тогда есаулы решают напоить Разина и подкидывают ему поддельное письмо, из которого ясно, что княжна обманывает Разина с каким-то «принцем Хассаном». Стенька Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в Волгу.

Фильм представляет собой последовательность сцен, которые иллюстрируют отдельные моменты этого сюжета. Все они сняты и смонтированы длинными кадрами и общими планами. Режиссура фильма крайне примитивна, актёры беспорядочно бегают в кадре, широко размахивая руками. Сюжет развивается только благодаря интертитрам, подробно сообщающим зрителю, как понимать следующий эпизод. Финал, в котором «могучий» Разин поднимает довольно увесистую княжну над головой и бросает её из челна в воду, снята «спецэффектом» — монтажная склейка скрывает момент, когда актрису подменяют манекеном.

Для театральной постановки этой «исторической былины», по замыслу Василия Гончарова, требовались «киноиллюстрации», за содействием в создании которых он обратился к кинопредпринимателю Александру Дранкову; последний быстро убедил его, что на этом же материале следует сделать фильм. В результате, помимо театральной постановки, появляется еще и кинотеатральная.

Интересные факты — Фильм снимался на озере Разлив.Все роли в фильме исполнили актёры из труппы Петербургского народного дома.Рекламную афишу фильма нарисовал петербургский художник Поль Ассатуров.Первая демонстрация фильма состоялась 15 (28) октября 1908 года.Фильм исполнялся под музыку, написанную Михаилом Ипполитовым-Ивановым для постановки пьесы в театре «Аквариум», что было расценено владельцами театра как нарушение их прав. Но стоит отметить, что под музыку композитора картина показывалась лишь однажды, во время премьерного сеанса.В съемках фильма принимали участие 150 человек массовки.

(Из «Википедии»)

 

Покадрово восстановленная версия первого российского художественного фильма, с комментариями профессора Московской консерватории Веры Кудрявцевой и профессора ВГИКа, киноведа Сергея Комарова.

Слайд 4Торговый дом «А. Дранков и К°» (иначе назывался также ателье Дранкова, Акционерное общество

«А. Дранков и Ко») — российская компания по производству и прокату кинофильмов,

образованная в 1907 году Александром Дранковым.Компания была основана в Санкт-Петербурге как фотоателье братьями Александром и Львом Дранковыми. Не позднее 1907 года Александр Дранков заинтересовался кинематографом, отправился в Париж, где некоторое время изучал технологию производства фильмов и завязывал деловые знакомства. После возвращения в Россию он организовал небольшую титровальную мастерскую, которая занималась созданием русскоязычных титров для зарубежных фильмов по заказам городских кинотеатров. Ателье также начинает снимать хроникальные фильмы (Дранков и работавшие на него операторы оставались обычными участниками всех крупных событий в обеих российских столицах до самой революции), а затем приступает и к съёмкам художественных короткометражных лент — например, Дранков пытается поставить игровую картину «Борис Годунов». Фильм не был закончен, хотя снятые для него материалы демонстрировались в кинотеатрах в том же 1907 году под названием «Сцены из боярской жизни».

Новости

Петербургские кинематографы демонстрируют то зарезанную женщину в запачканном кровью платье; то ревнивого мужа, сбрасывающего за борт лодки любовника жены; то хулигана, который душит за горло малолетнюю девушку; то Стеньку Разина, кидающего персидскую княжну в волны; то отравленного молодой женой человека…«Петербургская газета», 1908, № 314, с. 6.

Это, конечно, далеко не совершенная постановка, но и теперь картина даёт зрителю очень и очень много.«Сцена», 1908, № 171.

Открыл, наконец, свои двери «Аквариум» г. Путинцева. Открытие театра «Аквариум» состоялось вчера при полном сборе. Пьеса «Понизовая вольница» с применением синематографа имела у публики большой успех.«Московский листок», 1908, № 211, с. 3.

«Понизовая вольница» — историческая пьеса Гончарова идёт одновременно в Летнем театре и в театре «Аквариум», где при постановке применяют синематограф.«Сине-Фоно», 1908, № 3, с. 5.

Г. Гончаров, написавший «Понизовую вольницу» с применением синематографа, дал исключительное право на постановку театру «Аквариум», а между тем это зрелище появилось в некоторых синематографах и даже в сопровождении той же музыки, которую написал для «Аквариума» Ипполитов-Иванов. Г. Путинцев собирается по этому поводу затеять процесс.«Новости сезона», 1908, № 1621, с. 4.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: