Собор спаса на бору

10 памятников, которые с первого взгляда потрясают душу

1319

В Спасский монастырь переносят тело великого князя Михаила Тверского, погибшего в Орде. По истечении 10 месяцев мощи увозят в Тверь. Это первое упоминание Спасского (или Спасопреображенского) монастыря, и на тот момент он был женским.

А история с Михаилом Тверским такая. Его племянник, московский князь Юрий Данилович, обвинил дядю в гибели своей жены Кончаки-Агафьи, сестры ордынского хана Узбека. Это он сделал из зависти, чтобы отобрать не полагающийся ему по закону ярлык на великое княжение. Михаила и Юрия вызвали в Орду, где Михаил Тверской умер под пытками. Ему предлагали сбежать, но он отказался, чтобы не подставлять свой народ.

Юрий же получил ярлык, захватил Можайск и Коломну, однако в итоге был убит в Орде сыном князя Михаила, Дмитрием Грозные Очи, которого самого казнили потом за самоуправство. Временное пребывание останков Михаила Тверского в Спасском монастыре на дворе его убийцы Юрия Даниловича — это, пожалуй, довольно циничный ход.

Как пользоваться порталом «1С:Урок»

Ресурсы портала поддерживают проведение занятий при разной технической оснащенности: компьютер с проектором на рабочем месте учителя,
компьютер на группу учащихся,
компьютер или планшет у каждого учащегося,
онлайн-обучение.
Ресурсы портала воспроизводятся на всех основных носителях: компьютеры и ноутбуки под управлением Windows, Linux, MacOS,
планшеты под управлением iOS и Android,
интерактивные доски.

Выбирайте ресурсы для своих занятий в нашей библиотеке.
Демонстрируйте отобранные ресурсы из раздела Мои материалы.
Создавайте свои интерактивные ресурсы при помощи конструкторов и делитесь ими с коллегами и учениками.
Изучайте методические материалы с примерами занятий, чтобы сделать ваши уроки ещё лучше.
Следите за новостями на сайте и в соцсетях, чтобы быть в курсе обновлений и мероприятий.
Изучите подробные инструкции по работе с порталом.

1378

Дмитрий Донской назначает архимандрита Спасского монастыря, своего духовника и хранителя печати Михаила-Митяя московским митрополитом. История такая…

После смерти митрополита Алексия, святителя московского, встал вопрос о его приемнике. Константинопольский патриархат назначил главой Русской церкви митрополита Киприана, преподобный Сергий Радонежский отказался от сана и рекомендовал суздальского епископа Дионисия, а сам Дмитрий Донской, вопреки возражениям, назначил митрополитом Михаила-Митяя, который еще недавно был мирянином и не прошел длительного послушания.

Митрополит Михаил вынужден был отправиться в Константинополь для официального утверждения своего сана. Епископ Дионисий решил опередить его, но был взят под стражу великим князем. Тогда он пообещал никуда не ехать, если его освободят, и за него поручился Сергий Радонежский. Однако непоседливый Дионисий подвел преподобного: как вышел на волю, так сразу сел и поехал.

Но вышло так, что митрополит Михаил в дороге погиб:

Никоновская летопись

После этого начинается полный бардак. Свита усопшего митрополита Михаила в ходе ожесточенных дебатов прямо на корабле выбирает из своей среды митрополита Пимена. Составляются фальшивые грамоты для константинопольского патриарха, который, однако, действительно утверждает в сане Пимена, а Киприана назначает митрополитом Литвы и Малороссии.

Дмитрий Донской критически отнесся к такому повороту событий. На подъезде к Коломне митрополит Пимен был арестован и сослан в Чухлому. В течение года обязанности главы Русской церкви исполняет Киприан, хотя константинопольский патриарх бомбардирует великого князя письмами в поддержку Пимена.

В итоге Дмитрий Донской ссорится с Киприаном, возвращает Пимена, однако быстро заменяет его на Дионисия. Патриарх по просьбе князя утверждает Дионисия, а Пимена судят церковным судом и лишают сана, что не мешает ему еще несколько лет в явочном порядке пользоваться митрополичьими привилегиями. Когда Дмитрий Донской прознал об этом, Пимен тайно поехал в Константинополь, однако на Черном море его захватывают разгневанные кредиторы. С трудом откупившись от них, Пимен освобождается и в итоге умирает в Халкидоне.

О дальнейшем ходе интриг мы расскажем как-нибудь отдельно в нашем паблике, а не в статье о церкви Спаса на Бору.

Второй храм[править | править код]

Странный город! — говорил я
себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном.
— Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и
что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах…

И. А. Бунин, «Чистый понедельник»

В 1527 году, во время правления Василия III собор Ивана Калиты был полностью перестроен, к этому моменту большая часть захоронений была перемещена в великокняжескую усыпальницу Архангельского собора.

Среди москововедов распространено мнение, что собор времён Ивана Калиты к тому времени настолько обветшал, что был заменён новым.

Об этой постройке можно получить представление из трудов архитектора А. А. Мартынова, который в середине XIX века составлял чертежи храма.
После окончания перестройки размеры храма по внешней стене составляли 15 метров в длину (включая с алтарную часть) и 13 метров в ширину.
Свод храма поддерживали четыре каменных столба, квадратные в плане, со стороной метр с небольшим, образовывая квадрат под куполом со стороной 3,6 метра с расстоянием в осях приблизительно 4,7 метра.
А. А. Мартынов указывает столбы крестчатыми, но нет оснований предполагать, что они изначально были таковыми.
Они делили внутреннее пространство на три нефа: центральный имел пролёт 3,6 метра, боковые — по два метра.
Эти нефы на востоке завершались тремя алтарными апсидами полуциркульной формы с двумя узкими окнами в центральной апсиде и с одним окном в боковых.
Стены, разделяющие апсиды, заканчивались столбами толщиной 0,8 м, отстоявшими на 1,7 м от восточной пары центральных столбов.
Иконостас собора находился на линии восточной пары центральных столбов и занимал всю ширину церкви таким образом, что эти столбы были внутри алтаря.

Собор имел три входа: главный с западной стороны и два боковых с северной и с южной, которые располагались по центрам своих нефов и были оформлены перспективными порталами.
Стены храма имели толщину немногим более метра и были усилены лопатками, в них были устроены два небольших окошка, располагавшиеся в западном притворе с северной и южной сторон.
К моменту первого тщательного исследования собора барабан купола стоял на приподнятых подпружных арках, которые применялись в Москве во второй половине XIV века.
Были эти арки построены в 1527 году или появились при поздних реставрациях, неизвестно.
Если верить авторам реконструкций, которые утверждали, что точно воспроизводили оригинал, то высота собора внутри, от пола до шелыги сводов составляла 6,3 метра, высота барабана — 2,8 метра, а его диаметр по наружному обмеру — 5,6 метра.

Памятник пострадал во время московского пожара 1554 года, также на его облик повлияло присоединение Новгорода к Москве в 1570 году.
В делах Оружейной палаты под 1584 годом упоминается у Спаса на дворце придел Павла Фивейского, Иоанна Кущника и Симеона Богоприимца. К собору с южной стороны был пристроен храм во имя Св. Мучеников Гурия, Самона и Авива.
В ружной книге Оружейной палаты 1631 года означены приделы: 1) Трех Исповедников, 2) Трех Святителей, 3) Спиридона Чудотворца, 4) Великомученика Мины, 5) Св. Михаила Архангела.

С появлением новых дворцовых храмов маловместительный Спас на Бору становится храмом для прислуги. После переезда столицы в Санкт-Петербург Кремль остался без присмотра государя, постройки стали ветшать, в том числе и Спас на Бору. Во время Троицкого пожара 1737 года у церкви сгорели кровля, крыша и частично внутренние помещения. Сведения о перестройке храма при Иване III к тому времени затерялись, многие москвичи считали его древнейшей постройкой в городе. На мысль о древней дате наводили и малые размеры храма, и простота архитектурного решения.

В 1836 году проводился ремонт притвора храма и было найдено два захоронения в каменных гробах характерной для XIV века формы — широких в головной части и сужающихся к ногам.
В одном из этих гробов было хорошо сохранившееся погребение женщины в шёлковом платье (предположительно Александры Ивановны Вельяминовой, матери Дмитрия Донского), в другом — хорошо сохранившееся погребение мужчины в иноческом одеянии, которое предположительно принадлежало Ивану Дмитриевичу.

История

В 1767 году, когда Екатерина II начинала перестройку Кремля, храм был возобновлён, но добивался полгого ремонта, что и было доверено конструктору Яковлеву. Масштаб предпринятых работ источниками не зафиксирован и порождает споры посреди историков архитектуры. Перед разборкой храма в 1932 году были размещены данные, что при екатерининской перестройке Кремля храм был поновой переложен в начальных формах, но не столько из начального материала (известняк), сколько из кирпича. По тем временам это было обыденным явлением (ср. судьбу старенького собора в Можайске), причём перед разборкой, обычно, проводились кропотливые обмеры. Вобщем, таковой метод реставрации безизбежно искажал и внешний облик и внутреннее устройство старых памятников. Сохранились акварельный набросок и офорт с изображением Спаса-на-Бору, приписываемые Матвею Казакову. Это позволяет неким создателям полагать его руководящую роль в реконструкции монумента.

Незадолго до наполеоновского нашествия Спас-на-Бору запечатлел на своём рисунке Фёдорвей Яковлевич Алексеев. Из него следует, что к тому времени основной объём храма был плотно обстроен приделами «иже под колоколы». В 1812 году французские бойцы разорили храм. В 1850—60-х годах по проекту конструктора Ф. Ф. Рихтера храм отреставрировали и поновой расписали. При всем этом его попытались по способности высвободить от позднейших строительных привнесений.

Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 24 сентября 1932 года по предложению Авеля Енукидзе, невзирая на протесты таких видных реставраторов, как П. Д. Барановский. Древние колокола со звонничек поступили в фонды Столичного кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книжки «40 сороков» в пользующейся популярностью литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления 1-го из древних храмов Москвы пока не рассматриваются.

Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Как будто в один прекрасный момент Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Так как никто не осмелился переспросить, что конкретно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.

Фёдорвей Солнцев в собственных «Древностях…» пишет: «…открыты в 1836 г. при переделке стен под каменным помостом два каменных гроба, покрытых таковой же плитой; один у южной, другой у северной стенки от входа. В первом найдено еще не истлевшее тело в широком шелковом платьице с широкими рукавами, палевого цвета; голова его, сохранившая кожу и волосы, покрыты шелковым убрусом. В ногах у него лежала берцовая кость и чашечка глиняная, муравленая. В другом гробе открыт полуистлевший остов, судя по краткости бедренных костей и тазовому выгибу позвоночного столба, дамский. Кости сохранили свое естественное положение до того, что руки остались сложенными, только голова, отделившаяся от тела, лежала поодаль, возможно оттого, что истлело изголовье, на коем она покоилась. На груди у него был кожаный параманд с ремешками; чресла его обымал таковой же пояс. В ногах лежала глиняная чашечка, как и у другого, муравленая, и остатки кожаных сандалий». Он приводит картинки этих находок.

Осенью 1997 года во время строй работ во дворе Огромного Кремлёвского дворца, археологи нашли в земле часть фундамента западной стенки Спасо-Преображенского собора, также были обнаружены белокаменные детали старого, 1330 года постройки, собора Ивана Калиты. Рядом были найдены два покоробленных захоронения XIV века, принадлежащих кладбищу Спасо-Преображенского монастыря. Не считая этого было найдено малогабаритное захоронение разрозненных останков около 20 человек, предположительно перезахороненных в 1930-х годах при прокладке коллектора на месте старого монастырского кладбища. Останки подверглись долговременному археологическому и историческому исследованию, а потом были перезахоронены. Историческое исследование легло в базу книжки: «Святитель Стефан, епископ Пермский и история некрополя Спасо-Преображенского собора Столичного Кремля».

Снос

Храм Спаса-на-Бору был снесён 1 мая 1933 года, несмотря на протесты таких видных реставраторов, как П. Д. Барановский. Старинные колокола со звонничек поступили в фонды Московского кремля. На месте собора был выстроен 5-этажный служебный корпус. Начиная с книги «Сорок сороков» в популярной литературе распространилось утверждение, что на месте храма воздвигли туалеты для номенклатуры. Планы восстановления одного из древнейших храмов Москвы пока не рассматриваются.

Существует городская легенда, согласно которой судьбу уникального храма решило раболепие сталинских чиновников. Будто бы однажды Сталин ехал мимо в машине, и увидел из окна, что рядом с храмом лежат дрова. «Безобразие, убрать!» — буркнул он. Поскольку никто не осмелился переспросить, что именно убрать, то дрова вывезли, а церковь снесли.

Новости

Вебинар по проектному обучению
Примите участие в обучающем вебинаре и получите сертификат.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС
Приглашаем учителей русского языка пройти бесплатный обучающий курс

Организация уроков по предмету «Окружающий мир» в 1-4 классах с использованием материалов цифровой библиотеки «1С:Урок»
Опыт использования материалов «1С:Урок» при изучении курса «Окружающего мира» в первом и третьем классах.

Вебинар для учителей математики
На вебинаре были представлены готовые технологические карты уроков, в основе которых лежит учебная деятельность с использованием динамических моделей «1С:Математического конструктора».

Геймификация уроков
Рассмотрели механики и динамики геймификации.

Отзывы на поурочные разработки по математике
Представленные на портале «1С:Урок» технологические карты проекта «Динамическая математика. Поурочные разработки» получили положительные отзывы сразу от двух российских университетов!

Вебинар для учителей математики
На вебинаре были представлены готовые технологические карты уроков, в основе которых лежит учебная деятельность с использованием динамических моделей «1С:Математического конструктора».

Образовательные курсы для педагогов
Рассказали о новых образовательных курсах, их содержании, актуальности, датах начала обучения.

Захоронения

По словам Солнцева: «К огорчению, на самих гробах и на утварях нет имен, которые могли бы для нас разоблачить тайну могилы. Древнейшие синодики, куда вносились для поминовения имена погребенных тут, истлели в пожарах. Одни безмолвные кости, одни безымянные знаки их сана не произнесут нам, кому и когда они принадлежали. Но, к счастью, летописи сохранили нам имена величавых князей и княгинь, погребенных в притворе этого храма. В 1393 г. тут положен молодой отпрыск величавого князя Дмитрия Донского Иоанн, в иночестве Иоасаф, около гроба бабы собственной, княгини Александры Княжь Ивановны, вдовы величавого князя Иоанна Иоанновича, скончавшейся в 1364 г. Тут гробы величавой княгини, инокини Лены, умершей в 1332 г., первой супруги величавого князя Симеона Гордого, Марии, и 2-ой его супруги, Анастасии Литовской, умершей в 1345 г. Величавая княгиня Мария, разведенная с супругом своим, приняв ангельский образ с именованием Феотинии, пребывала в этом монастыре до блаженной кончины собственной, которая поняла ее спустя 46 лет после жена ее. Тело ее положено в монастыре у Спаса на Москве 31 марта 1399 г., но в 1473 г., возможно, при возобновлении церкви „обретена в теле неврежена ни чем, только ряса истлела“6. Величавый князь Иоанн III, призвав благочестивую игуменью Алексеевскую Улиану, повелел ей облечь мощи прабабки его „во все новые ризы монашеские“».

1330

Иван Калита закладывает на своем дворе каменную церковь Спаса Преображения (второй каменный храм Москвы после Успенского собора). Храм освящает митрополит Феогност. Существует предание, что монастырь у церкви Спаса появляется именно в этом время: мол, Иван Калита перевел в Кремль Даниловскую архимандрию, основанную его отцом, князем Даниилом Александровичем, в 4 верстах от кремля при церкви св. Даниила. Даниловский монастырь в действительности остался на прежнем месте, другое дело, что его имущество перешло под управление Спасской архимандрии, так что старая Даниловская обитель приходила постепенно в упадок и воспряла только при Иване Грозном.

Так или иначе, при строительстве каменного храма Иван Калита назначил в Спасский монастырь нового архимандрита — «мужа сановитаго и словеснаго и любомудраго сказателя книгамъ, и учительнаго божественныхъ писаній», а звали его Иоанн. Великие князья с этого времени и впредь наделяют Спасский монастырь вкладами, имениями и льготами.

По мнению Ивана Забелина, назначение такого интеллигентного архимандрита свидетельствовало об интеллигентности самого Ивана Калиты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: