Каким образом можно бороться за сохранение аниме в России?
2. Общественное мнение и медийная поддержка
Еще один важный способ борьбы за сохранение аниме в России — формирование общественного мнения и медийная поддержка. Необходимо предоставлять публичные обращения и письма в СМИ, различные органы власти и культурные учреждения. Такие обращения могут стать причиной улучшения позиций кинематографии в очередном законопроекте.
3. Поддержка российских аниме-студий и проектов
Еще один способ борьбы за сохранение аниме в России — это поддержка отечественных аниме-студий и проектов. Так можно не только решить проблему с законодательством, но и создать собственную индустрию. Вы можете поддержать российские аниме проекты финансово, закупив специальные издания фильмов или просмотрев популярные сериалы.
Разновидности отаку
Современный японский писатель Хироки Адзума делит отаку на несколько возрастных категорий:
- 1-ая возрастная группа поклонников аниме, появившихся на свет в 1960-ые. Для них культовым произведением считается космическая опера «Space Battleship Yamato»;
- 2-ая возрастная категория – дети 1970-ых, когда культовое значение имел аниме-сериал «Гандам»;
- 3-я возрастная группа – отаку, родившиеся в 1980-ые, воспитанные на знаменитом аниме «Evangelion».
Также, разграничивая субкультуру, нужно учитывать не только то, кто такой отаку в аниме, но и то, кто это в общем японском понимании. Просто любители аниме и манги – самая распространенная и популяризированная разновидность отаку.
Но в Японии термином «отаку» называют самых разных увлеченных людей. «Гейм-отаку» – фанаты компьютерных игр, «косплей-отаку» – любители переодеваться в любимых героев, «сейю-отаку» – обожатели голосов персонажей (да, есть даже такие), «вота-отаку» – фанаты японских звезд шоу-бизнеса, поп-идолов, «фигюа моэдзоку отаку» – любители собирать статуэтки персонажей. Этим же словом называют совершенно далеких от мира аниме фанатов и разных странных личностей. Например: «дэнся-отаку» – любители смотреть за движением поездов, «гундзи-отаку» – поклонники военщины, армии, «мэйдо-отаку» – фанатеющие от внешнего вида горничных и прочие.
Что такое аниме и почему его хотят запретить?
Что такое аниме?
Аниме — это японские мультипликационные фильмы и сериалы, которые пользуются большой популярностью во всем мире, в том числе и в России. Аниме отличается своеобразным стилем рисования персонажей, захватывающим сюжетом и часто является адаптацией популярных японских манг.
Почему аниме хотят запретить?
По данным некоторых СМИ, в России возникают попытки запретить аниме с 2023 года. Одной из главных причин, которая приводится в качестве аргумента — это предполагаемый негативный влияние аниме на детей и подростков. Ссылаются на сцены насилия, сексуальности и манги, посвященной фетишизму. Также приводится аргумент о патриотическом воспитании, при этом некоторые аниме-фильмы и сериалы могут не соответствовать «национальной ментальности».
Однако, позиция сторонников запрета аниме не находит поддержки у многих других людей, которые выступают против цензуры и считают, что каждый человек имеет право на выбор и самостоятельно решать, что смотреть и что нет. Также отмечается, что большинство аниме-фильмов и сериалов имеют возрастные ограничения и держатся в рамках законов и норм.
Как аниме влияет на развитие сексуальности и гомосексуальности?
С 10 до 16 лет у подростков активно формируется сексуальность. Аниме, в свою очередь, показывает достаточно сексуализированных персонажей, с яркой внешностью, часто участвующих в ситуациях и сюжетах, связанных с сексуальными отношениями. Большинство персонажей аниме, даже если они иллюстрируют взрослых людей, выглядят как подростки. Это находит отклик у внутреннего образа “я” ребенка, он легко идентифицирует себя с такими персонажами. Дети, наблюдая за героями аниме, перенимают определенные паттерны поведения у образов, которые им близки. Персонажи, которые выглядят андрогинно, то есть наделены внешними признаками обоих полов, или которые вступают в гомосексуальнные связи, также усваиваются как примеры и накладываются на только зарождающуюся сексуальность подростка. Ребенок начинает интересоваться разными проявлениями ЛГБТ-культуры и в последствии начинает воспринимать это как норму, примеряя это на себя.
Латентная гомосексуальность свойственна практически любому подростку – это обязательный этап развития сексуальности ребенка. Но на выбор в сторону гомосексуальности или гетеросексуальности может повлиять то, насколько ЛГБТ-культура табуирована в обществе, где ребенок растет и развивается – можно ли открыто заявлять о своей зарождающейся сексуальности, которая, среди прочего, проходит и этапы гомосексуальности.
В обществах, где эта тема табуирована, и распространена гомофобия, подросток может выбрать гомосексуальность в качестве протеста против установленных правил. Это не означает, что ребенок обязательно сформирует свою сексуальную идентификацию в сторону гомосексуальности. Это лишь означает, что он начнет активнее интересоваться этой темой.
Гомосексуальность развивается по двум основным причинам. Первая — это биологическая предрасположенность. Вторая причина может исходить из психологических причин, таких как, например, комплекс неполноценности или социальная тревожность. Когда у подростка, юноши или девушки, повышена социальная тревожность и он или она боится подойти к подростку противоположного пола, в этой ситуации гораздо легче создать дружескую, романтическую или интимную связь с кем-то своего пола. На основании своей социальной тревожности такие подростки будут стремиться найти кого-то похожего на себя, скорее всего с такой же социальной тревожностью. В результате они могут создавать гомосексуальные связи, не имея к этому генетической предрасположенности. В сообществах, которые относятся к этому открыто и свободно, такие подростки могут сохранить эти связи и создать семейную ячейку, так как они не встретят никакого социального противодействия, и им в таких отношениях будет социально комфортно.
Запрет аниме в России: причины и последствия
Причины запрета аниме в России
В 2023 году в России вступит в силу запрет на аниме, который вызвал негодование у многих поклонников японской культуры. Однако, причины запрета несколько объективны:
- Опасение за моральное здоровье детей и подростков. Некоторые школьники выражают склонность к насилию и жестокости под влиянием аниме, содержащего насилие или сексуальные сцены. Запрет аниме должен уменьшить количество таких случаев.
- Проблемы с авторскими правами и пиратством. Рынок аниме пострадал от пиратства, когда люди скачивают аниме-сериалы с нелицензионных сайтов, тем самым не уплачивая деньги создателям. Запрет аниме поможет улучшить ситуацию с авторскими правами.
- Национальная безопасность. Существует опасность, что некоторые аниме могут пропагандировать культурные ценности, враждебные к России или ее народу. Ограничение этих видео может помочь уменьшить их влияние на общество.
Последствия запрета аниме в России
Запрет аниме в России вызвал серьезные беспокойства у многих поклонников, поскольку это не только уменьшит разнообразие их развлечений, но и повлияет на индустрию аниме. Некоторые последствия запрета могут включать:
- Отток аудитории. Многие любители аниме могут обратить свой взгляд на другие источники развлечения, такие как манга или видеоигры, и перестать смотреть аниме.
- Убытки в индустрии аниме. Запрет аниме может привести к тому, что многие аниме-студии потеряют деньги и закроются. Это может привести к убыткам в экономике и потере рабочих мест.
- Рост популярности VPN и вторичных рынков. Многие любители аниме могут постараться обойти запрет, используя VPN или покупая диски с аниме на вторичном рынке. Это может привести к усилению нелицензионной деятельности и увеличению потока денег в неофициальной экономике.
Таким образом, запрет аниме в России может привести к серьезным последствиям в индустрии аниме, а также в обществе в целом
Несмотря на объективные причины, многие любители аниме надеятся, что правительство возьмет во внимание мнение сообщества и попытается применить более мягкие меры, направленные на преодоление данных проблем в аниме-индустрии
Почему нам кажется, что все наоборот
По какой причине при таком отношении к аниме у японцев у нас складывается мнение, что все наоборот? Ну, несмотря на все вышесказанное, нишевая фанбаза отаку в Японии все еще довольно большая. Точнее, она небольшая по отношению ко всему населению страны, но достаточно весомая, чтобы поддерживать индустрию на плаву. Фигурки, OVA, манга и другой мерч – все это успешно продается в Японии. Ну, а большое сегментирование жанров дает больший демографический охват. Например, индустрия аниме заработала 24, 1 миллиарда в 2019 году.
Кроме того, во многом аниме нацелено и на иностранную аудиторию, и так было еще со времен Осаму Тедзуки. За счет дешевой продажи японских культурных продуктов остальному миру аудитория росла. В Италии, Испании, Южной и Северной Америке, Восточной Европе резко вырос интерес к аниме именно по этой причине. По сути, получается парадокс, что аниме стало популярно у нас по той причине, что оно не популярно на своей родине.
Также так вышло, что на протяжении истории буквально для каждого поколения отаку на западе появлялось одно или несколько аниме, что становились культовыми для детей и подростков, которые вырастали и увлекались культурой аниме в целом. Dragon Ball Z, Evangelion, Pokemon, Большая троица сёненов в лице Naruto, Bleach, One Piece – это тайтлы, которые привили любовь к аниме детям, чье детство проходило в 80-х 90-х и 00-х годах. Думаю, для детей, которым сегодня больше 10 лет, такими тайтлами могут быть My Hero Academia и Demon Slayer. Логично изначально предположить, что там, где их создали, они также любимы.
Подытоживая, думаю, стоит сказать, что нет ничего плохого в том, если вы считали, что аниме пользуется в Японии большей популярностью, чем есть на самом деле. В конце концов, я уверен, многие японцы думают, что вещи, которые пришли к ним с запада и стали популярны – очень востребованы на родине. Хотя это и не так.
US
Почему он в этом списке: США — самый активный международный рынок аниме. Он имеет 10 крупнейших аниме-конвенций в мире, а Anime Expo, Лос-Анджелес (началась в 1991 году) ежегодно посещают более 107,600 XNUMX человек.
Японские шоу пользуются наибольшим спросом среди иностранного контента в США в первом квартале 2021 года — 30.5%. Спрос на аниме продолжает расти благодаря таким популярным сериалам, как «Атака титанов», «Моя геройская академия», «Дзюдзюцу кайсен» и т. д.
В мае 2020 года «Наруто», «Покемон», «Атака на Титанов», «Невероятные приключения Джоджо» и «Ванпанчмен» возглавили чарты Netflix в США.
Фильм Demon Slayer Mugen Train вошел в историю кассовых сборов аниме в США с колоссальными продажами в 44.9 миллиона долларов, что превзошло 2000 миллиона долларов в Pokémon 43.7, самое популярное аниме в регионе.
В 2021 году чистый объем продаж Toei Animation Co., Ltd только в США составил 10.63 миллиарда иен, что еще раз показывает, насколько популярен и требователен рынок аниме в США.
Также, чтобы подвести итог, большинство сервисов подписки на аниме имеют штаб-квартиру в США.
Американские компании, занимающиеся лицензированием аниме | Расположение штаб-квартиры |
FUNimation | Флауэр-Маунт, Техас |
Crunchyroll | Сан — Франциско, Калифорния |
Netflix | Лос-Гатос, Калифорния |
HULU | Санта-Моника, Калифорния |
СКРЫТЬ | Хьюстон, штат Техас |
VRV | Сан-Франциско, Калифорния Нью-Йорк, Нью-Йорк |
Все благодаря этим стриминговым сервисам мы получаем английские субтитры и смотрим наши любимые аниме-сериалы. Если бы не США, популярность аниме, распространяющегося по миру, не была бы такой высокой, как сейчас.
Филиппины
Почему это в этом списке: Аниме впервые появилось на Филиппинах в конце 1970-х, во времена покойного президента Фердинанда Маркоса. Это только доказывает, что аниме долгое время было источником развлечения филиппинцев.
Аниме доминировало на филиппинском телевидении более пяти десятилетий, приближая его к японской культуре. Кафе, вдохновленные аниме, можно увидеть в разных частях городов, особенно в районе Метро Манила. В Маниле есть рынок под названием Ichiba Japanese Market, который воссоздает то, каково это быть на рынке Цукидзи в Токио.
Соглашения отаку играют большую роль в огромной популярности аниме на Филиппинах. Некоторые даже принимают культуру аниме, делают на этом карьеру и влияют на филиппинское население, например, Алодия Госиенгфиао.
Более половины населения Филиппин смотрит аниме. Кроме того, интересным фактом является то, что Dragon Ball, Sailor Moon, Slam Dunk и One Piece были анимированы на Филиппинах компанией Toei Animation Philippines.
Наруто — самое популярное аниме на Филиппинах, согласно анализу настроений в сообщениях Facebook, проведенному BluePrint.PH за февраль 2021 года. Филиппины — чистый пример богатой аниме культуры за пределами Японии в Азии.
Вопросы по аниме-мелочи на основе писателей, актеров озвучивания и режиссеров
Теперь, когда вы разогрели свои двигатели довольно простыми вопросами, основанными на персонажах, мы сделаем это более увлекательным с помощью сложных аниме-вопросов, основанных на создателях этих захватывающих историй. Любой отаку знает, что аниме действительно нравится только в оригинальном аудио. Можете ли вы назвать японских актеров озвучивания, которые играют этих знаменитых персонажей? Мы аплодируем вам, если вы правильно сделаете хотя бы одно из них!
12.Вопрос: Вы знаете, кто озвучил нашего металлического алхимика Альфонса Элрика из «Fullmetal Alchemist: Brotherhood»?
Ответ: Рие Кугимия
13. Вопрос: Ни один настоящий фанат не любил фильм «Тетрадь смерти» 2017 года. Хотя, можете ли вы назвать его директора?
Ответ: Адам Вингард.
14. Вопрос: Назовите актера озвучивания, стоящего за ловлей пика-пика Пикачу из «Покемона».
Ответ: Икуэ Отани.
15. Вопрос: У этой актрисы озвучивания есть диапазон от Харухи из «Хост-клуба Ouran HighSchool» до Сиэля из «Черного дворецкого». Вы ее узнаете?
Ответ: Маая Сакамото.
16. Вопрос: Кто был создателем трогательного фильма «Унесенные призраками» (2001)?
Ответ: Хаяо Миядзаки.
17. Вопрос: Хаято Датэ является режиссером мега-хитового аниме-сериала?
Ответ: Наруто.
18. Вопрос: Кто написал и проиллюстрировал мангу, на которой основан «One Piece»?
Ответ: Эйитиро Ода.
Япония
Почему он в этом списке: Япония — родина и родина аниме. Если бы не Япония, мировая индустрия аниме даже не родилась бы.
Первые успешные телевизионные аниме-шоу для детей транслировались в 1960-х годах в Японии. На протяжении десятилетий сюжетные линии аниме становились все более сложными и все более популярными среди взрослой аудитории. Сегодня существует большое разнообразие жанров, что делает среду привлекательной как для основной, так и для нишевой аудитории.
Аниме, безусловно, является самым востребованным цифровым оригинальным поджанром в Японии. Спрос более чем в два раза превышает спрос на следующий по популярности поджанр, сериал о супергероях.
Аниме — часть японской культуры; это часть их повседневной жизни. Аниме повсюду в Японии: от канцелярских товаров до оберток от продуктов питания и даже поездов и самолетов.
В Японии много заядлых отаку, которые ежедневно смотрят аниме, посещают аниме-конвенции и косплей-мероприятия. Не забывайте, что «Акихабара, Икэбукуро, Накано — города или кварталы в Токио, вдохновленные аниме».
Недавний фильм «Дзюдзюцу Кайсэн 0» был показан в 418 кинотеатрах по всей стране, собрав 1.9 миллиона зрителей за первые три дня. В то время как для Demon Slayer за первые три дня явка составила 3.4 миллиона зрителей. Это просто показывает, насколько увлечены фанаты аниме в Японии.
Потоковые сервисы, такие как Netflix, Hulu, Amazon Prime
Потоковые сервисы обеспечивают легкий доступ к любому аниме без необходимости ждать определенного времени или определенного дня, когда аниме выйдет в эфир.
Все стриминговые сервисы, транслирующие исключительно аниме, дают нам 339,13 млн человек.
В дополнение к этому, потоковые сервисы, такие как Netflix и Amazon Prime, которые также имеют другие категории, легко потребляют более 70% аниме, что дает нам 99,82 миллиона от Amazon Prime и еще 100 миллионов от Netflix.
Принимая во внимание все остальные местные услуги вместе взятые, мы получаем еще 100 миллионов. Потоковые сервисы
Потоковые сервисы
Это означает, что в общей сложности из потоковых сервисов мы получаем около 638,95 млн человек, которые смотрят аниме на потоковых сервисах.
Кохей Обара, творческий директор аниме Netflix, в недавнем интервью Variety поделился следующими мыслями:
Изменение негативного отношения к отаку в 2000-ые
Резонансные преступления Цутому Миядзаки зафиксировали в сознании японцев представление о том, что значит отаку в мире аниме, – это больной на голову человек, извращенец, садист, психопат. Долгое время субкультура отаку в Японии приравнивалась к маргинальной.
Все изменилось в конце 1990-ых и начале 2000-ых. Тогда японское аниме стало активно распространяться по миру. У иностранной аудитории искусство аниме вызвало огромный интерес. Плюс, у иностранцев не было причин считать культуру отаку вредной и маргинальной. Вот тогда под влиянием западного мнения японцы стали относиться к отаку теплее и снисходительнее. По мере того как аниме превращалось в явление мирового значения, отношение к отаку становилось все благодушнее.
Кадр из фильма «Парень из электрички»
В существенной степени отношение к отаку изменила выпущенная в 2004 году резонансная книга «Парень из электрички». Автором книги стал настоящий отаку, на страницах произведения он рассказал реальную историю из жизни. Как-то автор стал свидетелем приставаний пьяного негодяя к девушке в вагоне электропоезда. Собрав в кулак всю смелость, автор помог юной пассажирке отбиться от пьяницы. Испытывая огромную благодарность, девушка спросила, не может ли герой дать свои контактные данные. Случившееся произвело на автора настолько сильное впечатление, что он решил рассказать об этом в интернет-сообществе. Ведь раньше с одиноким и замкнутым отаку ничего подобного не случалось.
Книга так сильно впечатлила японское общество, что аж 4 мангаки создали на ее основе мангу: Накано Хитори, Хидэнори Хара, Ватанабэ Ватару и Отя Матико. Также по сюжету книги были сняты сериал и полнометражная романтическая драма.
Почему аниме стало настолько популярным среди детей?
Аниме – это еще один способ, помимо компьютерных игр, убежать от действительности в виртуальную реальность. Не потому, что действительность суровая, а потому, для многих подростков она неинтересная и скучная. Она заставляет учиться и не приносит никакой радости. В содержании аниме-сериалов есть много позитивных сюжетных линий, но после просмотра таких сюжетов дети младшего подросткового возраста испытывают депрессивные настроения. Причем непонятно, что здесь является причиной, а что следствием. Либо ребенок изначально депрессивен, и чтобы справиться со своим состоянием, начинает смотреть аниме, либо в его настроении присутствую какие-то меланхоличные нотки, как у всякого подростка, и депрессия развивается уже после просмотра сериала. Исследований на эту тему пока совсем немного, но пациентов, которые страдают подростковой депрессией и меланхолией после погружения в аниме, у психотерапевтов по всему миру становится все больше.
Скорее всего причина такого влияния заключается в том, что вернувшись в реальный мир после просмотра аниме-сериала, ребенок видит несоответствие, и это развивает у него фрустрацию. При этом аниме не влияет на детей так же как видеоигры. Возможно потому, что японские мультфильмы предоставляют уже готовые, собранные образы героев, и ребенок полностью вовлекается в переживания таких персонажей. В играх же у подростка есть возможность самостоятельно выстроить эту реальность, не принимая готовые образы персонажей.
Способы борьбы с аниме: советы родителям
Воспитывать ребенка должны родители, а не телевизор
В век Интернета практически невозможно полностью защитить подростка от какой бы то ни было информации.
Любой мультфильм или сериал легко можно скачать с сайта либо просмотреть онлайн.
Поэтому у родителей есть лишь несколько способов снизить негативное влияние аниме на сознание подростка:
- Контролировать время, проводимое у экрана.
- Следить за возрастным рейтингом мультфильмов, попадающих в руки их детей.
- Проводить больше времени с ребёнком (в этом случае у него будет меньше повода искать утешения у выдуманных персонажей).
- Создать тёплые и доверительные отношения с «юным поколением», чтобы иметь возможность вовремя отследить опасные изменения.
- Помочь подростку найти дополнительное увлечение, которое не позволит ему уйти в виртуальный мир (это может быть даже рисование всё того же аниме или астрономия, если, к примеру, школьника привлекают фантастические сюжеты).
- Разобраться, хотя бы в минимальном объёме, в особенностях японской культуры и вовремя разъяснять ребёнку смысл символов, которые он видит в аниме.
Значительная часть вреда, которую могут принести японские анимированные мультфильмы, проявляется лишь в том случае, если ребёнок не имеет других увлечений либо его психика ослаблена стрессом или тяжёлым эмоциональным переживанием.
В этом видео вы узнаете, стоит ли запрещать аниме:
Не так популярно как кажется
Последние несколько лет стереотип о том, что в Японии массово любят аниме уходит в прошлое благодаря интернету. Многие люди, которые росли на аниме и осуществили свою мечту поехать в страну восходящего солнца, возвращаются и на широкую аудиторию рассказывают о более скучных реалиях японской повседневной жизни.
Понять, почему многие поклонники японской анимации так думают не сложно. Если то, что японцы не ведут себя, как это показано в аниме и не говорят так, как их герои – логично и понятно, то вот, что аниме не мейнстрим в этой стране действительно представить сложнее. Ведь как я уже сказал, контент, который производит Япония в виде аниме и манги просто огромный.
Истина куда проще, ведь если аниме не является мейнстримом у нас, это не значит, что оно популярно на родине. Если верить всем блогам людей, которые смотрят данный вид анимации и мигрировали в Японию, рядовые японцы знают о существовании крупных студий, как например Ghibli или смотрели классику вроде Astroboy, но в целом никто не следит за сезонами аниме или не имеет огромный зрительский опыт.
Хоть билеты на премьерные показы следующего произведения Миядзаки выкупаются в Японии еще за несколько лет до премьеры, само творчество Ghibli аниме как таковым не считается. Об этом говорит сам Миядзаки, многие критики, и в принципе данную мантру любят повторять абсолютно все люди, которые не любят аниме, но смотрят картины данной студии.
Аниме фэндом в Японии до сих пор остается такой же нишевой вещью, как и у нас. В последние годы эта ниша становится все больше, и во многом благодаря крупным аниме фильмам как «Твое Имя», но зачастую до массовости ему далеко. Кроме Акихабары вы найдете не так много аниме заведений в других районах даже в самом Токио.
Не раз я слышал от известных блогеров , что например, мэйд-кафе это ужасные заведения, где ты по-настоящему познаешь кошмары того, как неприятна в реальной жизнь манера речи аниме персонажей.
Рассматривать культуру Японии только через призму аниме, это как смотреть на одну звезду в ночном небе и думать, что это и есть весь космос. А считать, что многие японцы смотрят аниме только по той причине, что оно тут создается, точно также неприемлемо, как утверждать, что все в нашей стране смотрят ужасные русские телесериалы просто потому, что их производят в огромном количестве.
Что смешнее, по заверению знающих людей, влияние того же Disney в Японии очень большое, поэтому безумное количество мерча по «Холодному сердцу» в Японии ровно пропорционально его количеству во всем мире. На самом деле в Японии работы Disney и ее студий даже популярней, чем любое даже культовое аниме.
Кто себя так называет
В сознании японцев закрепился новый образ отаку: что это ограниченный в общении человек, проводящий практически все свободное время дома, не стремящийся достигать успехов в карьере и личной жизни, страстно занимающийся каким-либо бесполезным, непрактичным делом, которое лишь отнимает финансы и силы. Говоря проще, кто такой отаку в Японии, – это отшельник, социофоб, отрешенный и фанатичный индивидуум. Термин обрел негативные очертания, стал маркером определения лиц обоих полов, проявляющих специфические черты саморазрушения, деморализации.
В 1990-ые японский термин перекочевал в английский язык, а оттуда распространился по всем языкам мира. За пределами Японии понятие «отаку» стали применять преимущественно к фанатам манги и аниме. То есть в иностранной интерпретации термин сузил свое значение, а также перестал нести негативную смысловую нагрузку. В 2007-ом термин «отаку» появился в Оксфордском английском словаре, приобрел статус литературного и получил международное официальное распространение. В России слово закрепилось в лексике в начале 2000-ых.
Сами японцы продолжают применять термин в широком смысле. Для них отаку – это кто фанатеет от чего-либо, не только от аниме. Это может быть поклонник музыки, видеоигр, боевых искусств, вкусной и здоровой пищи, да чего угодно. Японцы до сих пор воспринимают понятие как близкое к негативному. Называть себя так в Японии может только сам человек ради шутки. А вот если японца так назовет другой человек, то это может привести к недопониманию и обиде. Обращаясь к фанату чего-либо, японцы предпочитают термин «манниаку», то есть «маньяк». Они почему-то считают его более мягким и приятным.
А вот иностранные поклонники аниме предпочитают называть себя именно отаку. Они гордятся этим статусом и принадлежностью к субкультуре. Хотя некоторые продвинутые последователи японской субкультуры, знающие о происхождении и изначальном значении термина «отаку», все же чураются этого названия.
Японский аниме фэндом странный, а отношение к индустрии неоднозначное
Думаю, я не раскрою тайну, а скорее скажу банальность, что само слово «отаку» в Японии скорее оскорбление. Причем настолько, что обычные японцы до сих пор думают, что отаку – это грязные, страшные, жирные затворники без личной жизни, которые питаются одними снэками и не следят за собой.
По этой причине многие сообщества отаку в Японии ведут себя тихо и являются частью андеграунд культуры, ведь быть отаку считается постыдным. Ну, а если вы иностранец, который приехал в Японию, то найти хотя бы англоговорящих фанатов будет еще сложнее. Скорее всего, если вы познакомитесь с каким-нибудь англоговорящим японцем в условном баре, скорее всего, он захочет говорить с вами о вашей стране, но уж точно не об аниме.
Кроме того, сам по себе японский аниме фэндом странный. Настолько странный по нашим меркам, что на многих аниме конвенциях заниматься косплеем – это очень грубый тон. Есть конвенции, где это уместно, а есть те, где вам даже могут сделать замечание за простой парик, а потом будут обсуждать целый день.
Помимо этого, японский аниме фэндом очень сегментирован. Если в СНГ я могу сказать, что людям нравится огромное количество разных тайтлов, разных жанров, ибо тут не боятся экспериментировать , в Японии многие местные отаку выбирают одно-два шоу и смотрят его. Есть фанаты, например, One Piece, фанаты Gundam и их мало интересуют другие тайтлы кроме данных франшиз. Если верить словам блогера и косплеерши Кахо Шибуи, которая побывала на огромном количестве японских и западных аниме конвенций, это отличие между западными и восточными фанатами значительное. Условный японский отаку мог никогда не смотреть Evangelion или Fullmetal Alchemist и ему все равно.
Помимо этого сама индустрия, что тоже не секрет, является проблемной. У художников низкие зарплаты, да и сама профессия аниматора аниме не считается успешной. Скорее совсем наоборот. Отлично все проблемы индустрии показал Масааки Юасса в своем последнем аниме Eizouken ni wa Te wo Dasu na!
Позиция сторон
Блокировка через CloudFlare затронула портал sovetromantica.com. Представители портала подтверждают, что как только сериал Charlotte был лицензирован «Синема Галэкси», правообладатель уведомил об этом аниме-сайты, и эти сайты, включая sovetromantica.com, сразу же удалили у себя спорный контент.
Кадр из аниме сериала Charlotte, который стал предметом жалобы правообладателя
Однако суд, тем не менее, вынес решение о блокировках, мотивировав свою позицию тем, что отсутствие в настоящее время аудиовизуального произведения Charlotte на сайтах «не имеет по настоящему делу правового значения, так как не устраняет саму угрозу нарушения исключительных прав истца в будущем, тем более, что спорное аудиовизуальное произведение ранее размещалось на сайтах».
Решения о защите прав истца на сериалы «Твое имя» и «Твоя апрельская ложь» были вынесено Мосгорсуда в декабре 2018 г., это дело рассматривалось до иска по Charlotte. Представитель shikimori.org сообщил, что когда правообладатель обратился к ним по вопросу удаления сериала «Твоя апрельская ложь», контент тоже был сразу же удален, как и в случае с Charlotte.
В настоящий момент сайт работает на новом домене shikimori.one, без возможности онлайн-просмотра. По словам представителя сайта, до «Синема Галэкси» порталу ни с кем судиться не приходилось. Удалять контент после обращения правообладателя — это стандартная практика на аниме-порталах. Кроме того, shikimori.org не размещает сериалы у себя, а просто ставит на страницу сторонние плееры с внешних хостингов. Таким образом, сайт был заблокирован скорее за ссылку на данные сериалы.
Как появился термин «отаку»
Японский термин имеет двусоставное происхождение: префикс «о» (яп. お), отражающий почтительное отношение, + понятие «таку» (яп. 宅), переводящееся как «жилище». То есть дословно термин можно перевести на русский язык как «ваше жилище». Изначальное значение понятия было совершенно отличным от современного, так японцы вежливо обращались к собеседникам. В русском языке такое обращение можно приблизительно сравнить с местоимением «вы», обращаемым к одному человеку.
С течением времени значение слова трансформировалось. Его стали использовать, обращаясь к человеку, который с фанатичностью занимается каким-либо делом, обожает свое хобби, готов уделять ему максимум времени. То есть это человек с максимально узкой и однообразной сферой интересов. Наиболее приближенное по смыслу понятие – «фанат». Причем чаще всего так называли фотографов и фотохудожников, потому что именно они в сознании японцев ассоциировались с замкнутыми и отрешенными чудаками.