10 правил проведения мозгового штурма

Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

2. Генерация идей

При реализации второго, основного, этапа рекомендуется соблюдать следующие правила:

  • нужно высказывать максимальное количество идей, без любых ограничений;

  • принимать даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи;

  • идеи можно и нужно комбинировать и улучшать;

  • не должно быть никакой критики или оценивающих суждений.

Только опытный ведущий и сплоченная команда могут сделать процесс генерации новых идей увлекательным. Сначала включаются генераторы идей, которые с легкостью придумывают новое. Вслед за ними – менее креативные члены команды. Задача ведущего организовать работу таким образом, чтобы никто не остался в стороне. Если ведущий видит, что кто-то отлынивает от коллективного обсуждения, то он должен создать условия для того, чтобы «молчун» раскрылся.

Важно, чтобы команда набросала как можно больше идей. Например, 100 идей для команды из 5–7 человек – это более чем нормально

Даже несмотря на то, что большинство людей и после тщательных усилий ведущего и напряжения всех своих извилин не могут придумать больше пары идей. Да и те из разряда «все-это-уже-было». Это не хорошо и не плохо – у людей разное мышление и разные способности.

Если в голову ничего толкового не приходит, на помощь придут:
ТРИЗ ,
метод «Шесть шляп» ,
«Ментальные карты» ,
теория Грэхэма Уолеса ,
SCAMPER , Post-Up и другие.

Техника Post-Up лучше подходит для командного мозгового штурма, а «Ментальные карты» – для индивидуального.

Справка

Как использовать Post-Up?

Шаг первый: определите проблему и убедитесь, что она понятна всем участникам.

Шаг второй: подготовьте доску и бумажные стикеры. Раздайте стикеры (Post-it) участникам.

Шаг третий: записывайте идеи. Один стикер – одна идея, не больше.

Шаг четвертый: публикуйте идеи. Каждый человек клеит свой стикер на доску и читает написанное вслух. Если у члена команды появилась новая идея после того, как он выслушал другие предложения, он записывает ее на стикере и публикует на доске.

Шаг пятый: перетасовка и исследование. Тасуйте множество идей на доске как угодно, объединяя даже те, которые кажутся несочетаемыми. В результате могут появиться новые и совершенно неожиданные идеи.

3. Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный этап почему-то часто упускают из виду. Но только на нем можно выделить по-настоящему эффективные, прорывные идеи и привести мозговой штурм к общему знаменателю. В отличие от второго этапа, оценка и критика приветствуются. Успех третьего этапа зависит от согласованности работы участников и общей направленности на реальный поиск решения.

На первый план выходят реализатор, изыскатель, контролер и аналитик. Они проводят оценку высказанных идей на предмет возможности их реализации, эффективности, анализируют риски, изучают и предлагают возможные способы воплощения идей. Гармонизатор и мотиватор обеспечивают работу всех членов команды, используя свои знания и навыки мотивации, направленные на активацию лучших качеств всех членов команды.. Правильно организованная работа и активное участие всех членов команды позволят не только найти решение, с которым все члены команды будут согласны, но и обеспечат результативное претворение его в жизнь.

Преимущества мозгового штурма

По мнению социолога, доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета Павла Старикова, во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых, процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, являясь увлекательной коллективной и даже игровой деятельностью для его участников.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать, используя максимум своего потенциала, а также усиливает доверие и положительный настрой.

Этапы проведения мозговой атаки на уроке

Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше

Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске

Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.

Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.

Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.

История возникновения

Алекс Осборн

Хотя в основе мозгового штурма лежат
психологические принципы, его основоположник, Алекс Осборн, был отнюдь не
психологом. Родился Осборн в конце XIX
века в Нью-Йорке, переменил множество профессий: был рабочим на
стройке, посыльным в отеле, клерком, полицейским репортером, преподавателем… Основные
идеи мозгового штурма зародились, когда Осборн служил помощником управляющего
небольшого завода, где ему приходилось придумывать новые изделия. Окончательно
метод сформировался, когда он начал работать в рекламной индустрии. Здесь
Осборн стараясь найти новые идеи для рекламы, создал и применил метод мозгового
штурма в том виде, который используется и по сей день.

Мозговой штурм

Мозговой штурм — это способ поиска новых идей и неожиданных решений, который можно использовать в любой сфере жизни. Этот способ генерации идей будет полезен всем, кто создает что-то новое. Зачем сидеть над задачей одному, если можно придумать больше необычных идей вместе с командой. К тому же это будет быстрее.

Метод мозгового штурма поможет сгенерировать идеи в случае:

  • Создания нового продукта.
  • Создания нового решения для клиента.
  • Планирования года. Чтобы понять, на какие проекты эффективнее всего распределить бюджет.

А вот когда нужно выбрать одно из нескольких решений при очевидных вводных, на мозговой штурм время тратить не стоит. Иногда менеджеры проводят мозговой штурм, чтобы убедиться, что все учли, но это неэффективно

Алгоритм работы в команде прост и сложен одновременно, поскольку важно чередовать этапы генерации идей правильно:

Подготовьте все необходимое заранее, но не просите людей приходить с готовыми идеями. Лучше попросите почитать их что-то по теме, посмотреть тренды, сделать исследование, вдохновиться, например, известными художниками. А вот идеи генерировать следует уже во время брейнсторминга.

Соберите представителей разных профессий, чем разнообразнее команда — тем лучше. Каждый, с точки зрения, своего опыта может предложить классное решение.

Сформируйте команды: от трех и больше. Если вы собираете больше, нужно поделить группу на команды — в каждой не более пяти человек. Тогда во время мозгового штурма каждая команда презентует свою идею.

Назначьте ведущего мозгового штурма, иначе мозговой штурм может превратиться в неформальное общение и цели так и не удастся достигнуть.

Подготовьте необходимые материалы: доска, маркеры, бумага, таймер, стикеры. Можно использовать вспомогательные вещи — все, что способствует вдохновению.

Выберите подходящее помещение. Проводить мозговой штурм лучше в светлом помещении с белыми стенами, чтобы ничего не отвлекало. В идеале там, где можно больше стоять, лежать и как можно меньше сидеть.

Настройте участников на мозговой штурм, обозначив проблему. Обязательно напишите на видном месте главный вопрос и постоянно напоминайте участникам о нем.

Огласите правила мозгового штурма. Удобно повесить большой лист с правилами на стену, чтобы они всегда были на виду. О них, как и о главной цели, нужно все время напоминать участникам.

Помогите коллегам расслабиться. В первый час мозгового штурма мозг постепенно включается, поэтому напоминайте о задаче и о том, чтобы участники вообще не думали о ее реализации, а просто фантазировали.

Заложите достаточно времени: минимум 20 минут нужно на разогрев, а на сам мозговой штурм лучше проводить 3–4 часа. Продолжительность зависит от задачи, над некоторыми можно штормить несколько дней.

Следите за ходом мозгового штурма, позволяя участникам высказаться

На этом этапе важно собрать все возможные идеи, даже самые абсурдные. Это тот случай, когда количество идей важнее их качества.

Обозначьте минимальное количество идей.

Фиксируйте все идеи мозгового штурма, записывая их на доске, стикерами, обмениваясь своими записями.

Распределите роли: кто записывает все идеи, кто следит за таймером, кто следит, чтобы участники соблюдали правила.

Разрешите участникам добавлять идеи после мозгового штурма.

Подведите итоги мозгового штурма, сделав перерыв

Мозговой штурм — это два этапа. И первый лучше закончить на этапе дивергенции, то есть сбора идей. А уже после перерыва на обед или на следующий день встретиться для конвергенции и обработать все идеи.

Выберите самые ценные идеи голосованием и сообща доработайте их.

Назначьте следующую встречу.

Избегайте частых ошибок: слушайте друг друга внимательно, не допускайте критики, сотрудничайте, а не конкурируйте, перемешайте людей из разных команд, которые никогда не работали вместе.

Вдохновитесь идеями из книг: «Рисовый штурм», «Гибкий ум», «Прикладное воображение».

Успехов вам в проведении мозгового штурма и новых идей, будьте смелее и решения самых сложных вопросов обязательно найдутся.

Как провести мозговой штурм

Весь процесс можно разбить на 6 этапов.

Подготовка. Участников штурма предупреждают о встрече за несколько дней, четко описывают проблему и задачу. Это помогает команде начать заранее рефлексировать на тему, сформулировать несколько идей и четко сосредоточиться именно на решении проблемы.

Сбор участников. Оптимальный состав группы — от 5 до 12 человек с разным профессиональным опытом из смежных сфер деятельности. Встречей руководит модератор (фасилитатор), а специально назначенный участник фиксирует все идеи. 

Важно создать правильное пространство для мероприятия. Часто используют не прямоугольные, а круглые столы, чтобы участники видели друг друга и чувствовали себя на равных

Некоторые организаторы рекомендуют и вовсе разместиться на полу в неформальной обстановке.

Мягкие пуфы и удобные кресла помогают создать подходящий настрой. Источник

Постановка проблемы и целей. Они должны быть конкретными. 

Неправильно: «Почему у нас нет повторных заказов?»

Правильно: «Что мы должны сделать, чтобы клиенты приходили к нам повторно?»

Разминка. Нужна, чтобы переключиться в креативный режим. Для этого используют любые упражнения для развития творческого мышления. Например, произнести все буквы алфавита в обратном порядке, подобрать нестандартные способы использования привычных бытовых вещей.

Генерация идей. На этом этапе собирают и фиксируют все идеи, которые предлагают участники. Успех во многом зависит от фасилитатора — ведущего мероприятия. Он пресекает критику и оценку, задает вопросы, инициирует обсуждения, контролирует время и создает доброжелательную атмосферу.

Оптимальное время проведения штурма — 30 минут. Если прошло меньше получаса, и участники «застопорились», модератор оживляет беседу. Если участники продолжают генерировать идеи и после 30-минутной отметки, модератор не прерывает их, мозговой штурм продолжается.

Классификация и оценка идей. А вот на этом этапе критиковать высказанные чужие мысли уже можно и нужно. Все идеи разбивают по группам, выбирают самые стоящие, которые можно доработать и реализовать. Это делают участники группы или отдельные эксперты.

Этапы проведения мозгового штурма

Простой, но эффективный метод мозгового штурма состоит всего из трех этапов:


Этапы

Постановка проблемы. На этом этапе определяется цель и задачи сессии. Необходимо четко сформулировать проблему, которую нужно решить. В процессе постановки проблемы необходимо убедиться, что все участники мозгового штурма поняли, что требуется от них, и сформулировали свои мысли.
Чем более точно определена проблема, тем эффективнее будут сессии брейнсторминга. Как правило, на этом этапе выбирается лидер сессии, который контролирует переход к следующему этапу только после того, как проблема будет четко сформулирована, и все участники ее поняли.
При постановке проблемы нужно определить приоритетные задачи, которые необходимо решить на сессии, и понять, какие результаты должны быть получены в конечном итоге. В результате этого этапа все должны быть готовы к действиям и быть настроены на продуктивную работу.

Генерация идей. После того, как проблема была четко сформулирована, участники начинают выдвигать свои идеи, не ограничивая свое воображение. На этом этапе приветствуются любые варианты идей, которые приходят в голову человеку, даже самые нетипичные и неожиданные. Не стоит отвергать идеи, которые кажутся слишком абсурдными, так как именно они могут стать отправной точкой для нестандартных решений.
Главное, чтобы люди не прерывали друг друга и давали шанс высказаться каждому человеку. Чтобы собрать как можно больше идей, существует несколько техник мозгового штурма, таких как свободное ассоциирование, реверсивное мышление, техника 6-3-5 и другие.
Цель этого этапа мозгового штурма – сгенерировать как можно больше идей без ограничений и осуждений со стороны других участников, чтобы затем обработать и выбрать самые перспективные.

Отбор лучших решений. После того, как все идеи были высказаны, происходит их анализ и отбор самых эффективных

Важно провести этот этап осмотрительно и не убивать уже сформированные идеи.
Обычно на этом этапе включаются фильтры и критерии, позволяющие отсеять варианты, которые не подходят. Важно оценить каждую идею с учетом ее реализуемости, эффективности и затрат, в т

ч. времени. Не следует забывать оценивать идеи с точки зрения целых команд, а не индивидуальных интересов, чтобы выбранный вариант отвечал общей стратегии и целям компании или проекта, сервиса.
После того, как были выбраны наиболее перспективные идеи, их следует детально обсудить и продумать, чтобы составить полный план действий для их реализации. Таким образом, на третьем этапе мозгового штурма участники выбирают лучшие идеи и формируют конкретный план по их реализации.

Выберите подходящую локацию

Сейчас у компаний больше возможностей планировать офлайн-встречи в нестандартных форматах. На брейншторм необязательно встречаться в офисе — можно рассмотреть новую локацию. 

Это может быть конференц-зал в отеле или выезд загород. Локация необязательно должны быть дорогостоящий — провести брейншторм можно в коворкинге недалеко от офиса или в ресторане, где есть комфортное помещение для бизнес-встречи.

Смена обстановки поможет настроиться на творческий лад и мыслить нешаблонно, поэтому подойдёт любое место, которое поможет отвлечь сотрудников от повседневной рутины.

На брейншторм необязательно встречаться в офисе — можно рассмотреть новую локацию. Фото: Krakenimages.com / Shutterstock.com

Метод мозгового штурма

Мозговой штурм – методика оперативного решения проблем, основанная на коллективной генерации идей и вариантов решения поставленной задачи. Суть метода мозгового штурма заключается в создании группы генерирующей идеи и экспертов, оценивающих эти идеи. Методика изобретена американским журналистом, копирайтером А. Осборном в 30-х гг. XX в., считавшим: чем больше идей приходят человеку в голову, тем больше шансов, что среди них будут стоящие внимания.

Для чего применяется мозговой штурм?

Мозговая атака помогает увидеть разнообразное количество идей для решения узконаправленной задачи. То, что получается у группы (минимум 150 разных идей), сложно сгенерировать одному специалисту, поэтому метод считается одним из самых эффективных. Применение методики на предприятиях показано в тех случаях, когда есть ощущение застоя производительности, нужен ребрендинг, для решения разных тематических задач.

Виды мозгового штурма

Прием мозговой штурм ставший популярным во всем мире имеет несколько модификаций, со своими нюансами. Разновидности методики:

  1. Теневой мозговой штурм. Не все люди могут открыто выражать свое мнение и идеи. Эта разновидность метода предполагает 2 группы генерирующих идеи: превая группа активно и вслух выражает идеи, вторая под влиянием процесса, творческого вдохновения записывает все, что приходит на ум, затем все это передается экспертам.
  2. Обратный мозговой штурм. Методика популярна в производственных компаниях, когда надо создать новый или максимально улучшенный продукт. Весь процесс проведения аналогичен классическому методу проведения, но идеи генерируются на основе выявления как можно большего количества недостатков существующего продукта, а на втором этапе – идеи по устранению этих недостатков.
  3. Индивидуальный мозговой штурм. Все этапы метода выполняются одним специалистом (сам себе генератор, эксперт и аналитик).
  4. Брейнрайтинг. Все идеи прописываются на бумаге, участники обмениваются листками, и каждый вдохновившись идеей другого дополняет или развивает эту идеи дальше.
  5. Комбинированный мозговой штурм. Все разновидности здесь могут комбинироваться.

Этапы мозгового штурма

Технология мозгового штурма Осборна состоит из 3 важных, последовательных этапов:

  1. Формирование задачи. На этом этапе задачу надо четко сформулировать и прописать. В печатном варианте это половина листа А4. Тема мозгового брейншторминга сообщается всем участникам за несколько дней. Формируются две группы экспертов: генераторы идей и оценщики. Специалисты, выбранные в генераторы подбираются по следующим критериям: имеют разнообразный опыт, квалификацию; приветствуются и мужчины и женщины; одинаковое соотношение активных и умеренных участников.
  2. Генерация идей. Считается самым важным этапом, от которого зависит успешность самого мероприятия. Здесь задача модератора мотивировать и поощрять участников на высказывание своих идей, даже кажущихся абсурдными. Правило на этом этапе: «Не критиковать!». Если в группе генераторов идей участники не одинаковы по иерархии, порядок высказывания происходит от нижестоящих, затем говорят руководители – это во избежание ощущения давления.
  3. Оценка и анализ результатов. Через несколько дней после проведения мозгового штурма, экспертная группа, в которую входит руководитель организации и специалисты по данной проблематике, наделенные критическим складом ума разрабатывают критерии оценки (инновационный подход, минимальность затрат, практичность, актуальность), на основе которых сортируют все идеи и проводят глубокий системный анализ возможности реализовать ту или иную идею на практике.

Плюсы и минусы мозгового штурма

Достоинства и недостатки мозгового штурма, как и у любого другого метода существуют, идеальных решений нет. Методика мозгового штурма имеет следующие полезные аспекты:

  • сплочение команды;
  • свободное выражение своего мнения, идей;
  • наглядное решение проблемы;
  • возможность оценить каждого;
  • генерация новых идей, решений, альтернативных способов;
  • развивается креативность и широкий кругозор;
  • формирует познавательный интерес;
  • раскрытие потенциала.

Мозговой идейный штурм – минусы метода:

  • малая широта охвата;
  • не все хорошие идеи возможны для осуществления на практике;
  • эффективные идеи могут быть и не найдены;
  • занимает много времени;
  • не все участники могут высказывать идеи из-за боязни критики.

Плюсы и минусы мозговых штурмов

Применение мозгового штурма при поиске идей и решений обладает как рядом достоинств, так и некоторыми недостатками, которые являются определяющими при оценке целесообразности применения брейнсторминга в конкретной ситуации и компании.

В число плюсов методики можно причислить:

  • Синергия. Такое мероприятие, как проведение брейнсторминга, наглядно показывает синергетические качества коллектива и совместной работы. Если точнее — является иллюстрацией превосходства объединения усилий перед индивидуальной работой каждого из членов коллектива.
  • Объединение коллектива. Благодаря основным принципам, по которым организовываются мозговые штурмы, происходит сплочение коллег и упрочнение их взаимоотношений. К таким принципам относятся, в первую очередь, одновременное участие разноотраслевых специалистов, сотрудников различного уровня,  также их общий интерес в достижении положительного результата. Не последним фактором становится обязательная атмосфера дружелюбия и партнерства, которую предусматривает процесс брейнсторминга.
  • Широта мышления. За счет того, что участие в мозговых штурмах предполагает привлечение людей с различной квалификацией, профилем деятельности и уровнем ответственности, возможен поиск самого широкого спектра идей. Также найденные варианты могут рассматриваться в процессе с самых различных ракурсов и профессиональных углов видения.
  • Возможность найти нестандартные способы решения задачи. Так как во время проведения брейнсторминга не существует ограничивающих рамок на спектр предлагаемых идей, данная мера может позволить найти совершенно нестандартные и неожиданные идеи, не входящие в стандартный прогноз при применении аналитических или инновационных методик.

Кроме достоинств методика брейнсторминга не лишена недостатков. Среди очевидных и потенциальных минусов следует отметить:

  • Блокировка собеседников. Обычно брейнсторминг предусматривает одновременное озвучивание предложений только одним из участников. Это становится причиной нерационального использования временных ресурсов и уменьшение эффективности при увеличении числа участвующих в обсуждении. При применении более современных и усовершенствованных методов эту проблему можно значительно нивелировать.
  • Степень инициативности сотрудников. Инициативность коллектива является основой успешного мозгового штурма. Если участники не настроены на активное участие и не имеют заинтересованности, то эффективность мероприятия окажется под большим вопросом. Иногда подбор участников вообще становится невозможен.
  • Спад эффективности рабочего процесса. Проведение брейнсторминга требует выделения определенного временного резерва. В это время все его участники не смогут заниматься своими прямыми повседневными обязанностями, образуется вынужденная задержка деятельности, что приведет к дополнительным расходам.
  • Отсутствие гарантированных результатов. Мозговой штурм стопроцентно гарантирует только попытку найти оптимальное решение, но не обязательно обещает, что данное решение будет найдено.
  • Организационные трудности. Половина успеха мероприятия зависит от качества организации данного процесса. То есть, если брейнсторминг будет неправильно подготовлен, а основные правила будут нарушены, эффект от его проведения будет нулевым.

Важно

Руководству следует четко понимать, какие именно задачи должны быть решены в процессе мозгового штурма. Использовать брейнсторминг без строго составленного списка целей и конкретных проблем, которые необходимо проработать и разрешить в процессе, нецелесообразно

Такой подход способен принести вред компании и ее деятельности. При этом данный подход, к сожалению, не является редкостью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: