Как тоннелепроходческие комплексы ориентируются под землей?
Как только человек задумался о том, что подземное пространство можно и нужно использовать, возникла проблема ориентации на местности. Отрасль горной науки, которая специализируется на пространственно-геометрических измерениях и других смежных вопросах, называется маркшейдерным делом.
Профессия маркшейдера известна как минимум со времен царской России. В наше время такой специалист планирует и контролирует все работы, которые касаются подземного строительства или разработки горных выработок.
Принципы подземной навигации остались такими же, как и много лет назад. Но разница в том, что сейчас большинство задач выполняют машины, а все приборы стали цифровыми. Первый шаг – опускание с поверхности земли в начальную точку тоннеля трех отвесов. Они образуют треугольник. Второй шаг – измерение углов между ними, а также определение азимута каждой стороны треугольника.
Таким образом, уже зная азимуты всех сторон, специалисты спускались под землю. Там они производили измерения этого же треугольника. Оставалось лишь определить азимуты и с помощью угломерных приборов задать ориентир для прокладки тоннеля. К слову, специальный прибор, который позволяет определять горизонтальные и вертикальные углы, называется теодолитом.
Во время сооружения современных тоннелей чаще всего используются автоматические навигационные системы. Они в режиме реального времени показывают точное положение ТПМК в пространстве. За счет этого удалось повысить качество подземных сооружений, точность и скорость выполнения работ.
Навигационная система с тахеометром и лазером
Существует множество систем подземной навигации, но наиболее распространенными стали:
- SLS;
- SN-PAi;
- ACS-II.
Все системы имеют свои компоненты и принцип работы. Общим для них является наличие тахеометра. Это геодезический инструмент, с помощью которого измеряют расстояния и углы.
Например, система SN-PAi является призменной и оснащена инклинометром, который автоматически измеряет крен и уклон машины. На машине, копающей тоннели, закрепляются две мотопризмы. С заданным промежутком времени выполняется замер их координат. Данные передаются на компьютер, и специалист получает информацию о местоположении в пространстве проходческого щита. При этом он видит, если машина отклоняется от заданного курса. С помощью SN-PAi сооружены многие тоннели Московского метро.
Другие системы подземной навигации используют тахеометры со встроенным лазером и специальные мишени. Определяются относительные координаты лазерных точек, которые затем пересчитываются в абсолютные координаты. Затем происходит сравнение местоположения щита с проектными данными.
Транспорт и окружающая среда
Двигатели в транспорте должны откуда-то получать энергию для своей работы. В большинстве случаев она берется за счет сжигания топлива. В качестве топлива чаще всего выступает бензин, керосин, дизель. Когда-то корабли и поезда сжигали и твердый уголь.
Паровоз выбрасывает вредный дым в атмосферу
Большая проблема заключается в том, что при сгорании всех этих видов топлива образуется углекислый газ и некоторые другие вредные вещества. Из-за этого во многих городах мира массовое использование автомобилей привело к ухудшению качества воздуха. В глобальном масштабе выбросы углекислого газа приводят к повышению температуры на Земле. В последние десятилетия правительства всего мира предпринимают меры по защите окружающей среды. В частности, они стимулируют людей отказываться от автомобилей и пользоваться общественным транспортом.
Используемые термины и определения
2.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
2.2. Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
2.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий(операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
2.4. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
2.5. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
2.6. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).
Строительство метро: у истоков истории
Первые попытки строительства метро относятся к XIX веку. Оно появилось в 1863 году в Лондоне, когда возникла необходимость разгрузки наземной дороги.
Технические возможности первых строителей метро были ограничены, тоннели приходилось прокладывать вручную, открытым способом. Это означает, что специалисты работали не под землей, а на поверхности. Сначала выкапывали траншею глубиной 10 м, на дне которой прокладывали рельсы, после чего верх тоннеля укрепляли кирпичной кладкой и присыпая землей.
Первое метро не отличалось удобством. Вагоны представляли собой открытые платформы с сиденьями, подобные большим шахтерским вагонеткам. Состав тянул паровоз, а вентиляция отсутствовала.
Несмотря на это, для своего времени эта линия метрополитена была революционной. Ее длина была всего 3,6 км, но она включала семь станций. Открытие лондонского метро стало знаковым событием в истории города, на которое прибыл даже принц Эдуард.
Устройство тоннелепроходческого комплекса
Некоторые из используемых технологий люди «подсмотрели» у природы. В данном случае это касается комплексов, которые проделывают громадные тоннели в почве. Изобретатель и инженер Марк Брюнель долгое время наблюдал за терединидами, известными еще как «корабельные черви». Они прокладывают тоннели в древесине, используя раковину в головной части туловища. Позади себя моллюск оставляет известь, что не дает «обрушиться» проходу.
Брюнель запатентовал первое тоннелепроходческое устройство в 1818 году. Оно получило название «щит Брюнеля» или «проходческий щит» и впервые было использовано в 1825 году, во время прокладывания тоннеля под Темзой. Городом с первым в мире тоннелем, выкопанным таким образом, мог стать Санкт-Петербург. Но в итоге было принято решение построить над Невой мост.
Тоннелепроходческая машина сегодня – это сложнейший технологичный комплекс, состоящий из разного оборудования. Его принцип за все время использования остался прежним: рабочая часть постепенно погружается вглубь земли, а проход сзади укрепляется.
Схема тоннелепроходческого комплекса
На сегодняшний день используются два типа тоннелепроходческих щитов: немеханизированный и механизированный. Первый тип является обычным кольцом, которое защищает от обвалов грунта. Внутри шахтеры прокладывают дорогу вперед отбойными молотками. Но такой способ используется очень редко, инженеры отдают предпочтение второму типу. Прокладка пути при этом осуществляется ротором с бурильными резцами. Конвейер отводит породу, которую потом вывозят грузовики.
Механизированный щит способен работать в разных почвах, даже неустойчивых. В среднем он продвигается на 300 м вперед в течение месяца работ, а стоимость такого прохода составляет около 15 000 000 евро. Наибольшая сложность возникает, когда попадаются грунтовые воды, образующие «плывуны». Чаще всего их замораживают жидким азотом либо фреоном и дальше продолжают бурение.
С трудной породой борются и при помощи цементации. В забой подают под сильным давлением цемент, который смешивается с грунтом и при застывании образует крепкий монолит.
Интересный факт: самый большой механизм для прокладывания тоннелей действует в Гонконге. Диаметр щита составляет 19 метров.
В Советском Союзе тоннелепроходческий комплекс впервые был задействован в 1934 г. для прокладывания прохода между Лубянкой и Театральной площадью. Интересно, что именно инженеры из СССР первыми применили технологию прокладки наклонных тоннелей.
Автомобильные дороги переместятся под землю
Можно было бы подумать, что это шутка. Но спустя некоторое время основатель Tesla уточнил, что он говорит всерьез, добавив, что уже придумано и имя компании — The Boring Company. Помимо этого, описание страницы Маска в Twitter через несколько дней было переименовано в «Tesla, SpaceX, Tunnels (yes, tunnels) & OpenAI», информируют Экономические Известия.
Мировые издания тут же вспомнили заявление исследователя на мероприятии, посвященному проекту SpaceX Hyperloop. Как передает издание Electrek, во время своего выступления Маск затронул тему тоннелей. Он пожелал, чтоб больше людей подключились к данной идее, ведь «это просто дыра в земле, это не так уж сложно».
Газета Recode в свете недавних изменений на мировой политической арене добавила, что заявления Маска могут быть связаны с планами Трампа потратить триллион долларов на перестройку инфраструктуры в стране. Напомним, что новоиспеченный президент США назначил Илона Маска советником по экономике. Таким образом, новое обещание миллиардера-исследователя можно считать вполне реализуемым. Идея строительства тоннелей для автомобилей не такая уж и диковинка. Оказалось, что проект по внедрению подобной технологии разрабатывается не только в США, но и в Великобритании. В конце осени 2016 г. лондонская архитектурная компания PLP представила свой проект CarTube, главная идея которого гласит: «Улицы — для людей, не для машин».
Характеристика транспортных тоннелей
Основные технические характеристики транспортных тоннелей:
- размер продольного профиля, протяженность;
- количество полос движения (2,3, 4, 7, 6, 8);
- угол уклона (от 3 до 40‰, крайне редко до 60‰);
- форма поперечного сечения проходки (круговое, сводчатое, прямоугольное);
- траектория движения на участке (прямая, криволинейная с минимальным радиусом кривизны 250-400м);
- глубина залегания (неглубокая до 10м, глубокая свыше 10-12м).
Размер и форма выбирается согласно ГОСТ 24451-80 с учетом используемых механизмов, размещения эксплуатационных устройств, приближения строений.
Основной принцип строительства
Основополагающими элементами ТБМ являются режущая головка, держатель режущей головки с двигателями привода режущей головки, рама машины, а также приводные и зажимные устройства. Эти основные элементы образуют четыре группы систем ТБМ.
Система бурения
Упорная и зажимная система
Система удаления навоза
Опорная система
Типы структуры ТБМ
2.1 Расточная система
Буровая система является важным элементом, так как она определяет эффективность работы ТБМ. Она состоит из режущей головки с установленными на ней дисковыми резцами.
При вращении режущей головки установка дисков должна быть такой, чтобы вся режущая поверхность проходила по концентрическим дорожкам. Выбор режущей головки и дисков зависит от типа породы и удобства резания.
Вращающаяся режущая головка прижимает диски с большим давлением к забою, производя режущее движение по забою. Давление на режущую кромку дисковых резцов превышает прочность породы на сжатие и локально измельчает ее.
Режущая головка и дисковый резец ТБМ
2.2 Упорная и зажимная система
Упорно-зажимная система влияет на скорость продвижения ТБМ. Обычно скорость продвижения ТБМ достигает до 2,0 м в день.
Эта система отвечает за продвижение и процесс бурения. Система тяги обеспечивает толкание режущей головки через гидравлические цилиндры. Таким образом, эта система управляет движением режущей головки. Зажимная система ограничивает возможное усилие и выдерживает моменты, возникающие при вращении режущей головки.
2.3 Система удаления навоза
Паз вокруг границы режущей головки называется ковшом фрезы. Ковш фрезы соединен с конвейерными лентами и собирает навоз, образующийся вблизи режущей головки, который в конечном итоге удаляется за пределы тоннеля.
Для удаления навоза из тоннеля необходимо использовать эффективную систему, которая не должна мешать подаче ТБМ и основным вспомогательным системам.
Проблемы могут возникнуть как с ковшом режущей головки, так и с конвейерной лентой, если в качестве препятствия выступают более крупные блоки породы. Это затруднит работу ТБМ.
Конвейерная лента, установленная в туннеле для удаления навоза
2.4 Опорная система
Использование ТБМ в хрупких породах затруднительно, поскольку с увеличением диаметра тоннеля он будет проседать. Поэтому во избежание погружения ТБМ устанавливаются опоры.
Для туннелей малого диаметра опоры устанавливаются вокруг задней тележки позади ТБМ. В случае туннелей большего диаметра, в дополнение к опорам вокруг задней тележки, устанавливаются дополнительные опоры, такие как скальные болты и зонтичная арматура.
Для защиты зон разломов следует использовать такие опоры, как болты, трубы, закачка цементного раствора и замораживание грунта над или перед резцовой головкой. Однако при продвижении в зонах разломов более полезна система опор “кровельный щит”. Эта система крепления кровельного щита защищает членов бригады, работающих за устьем резца, от камнепадов.
В настоящее время используются в основном два типа ТБМ. В первом типе тоннель, проходящий через захватный ТБМ, образует один инверсионный сектор. Этот сектор обеспечивает как временную, так и постоянную поддержку, а также полезен для установки рельсов задней тележки и рельсового конвейера.
Второй тип – проходка тоннеля щитовым ТБМ, в котором щит обеспечивает временную поддержку породы по периметру тоннеля. В качестве опоры чаще всего используются железобетонные сегменты. Сегменты устанавливаются по отдельности монтажником и обеспечивают немедленную поддержку. Сжатый воздух и поддержка давлением земли благоприятны для щитового ТБМ во время попадания воды.
Механизированная проходка
Предполагает использование тоннелепроходческих щитов с роторными рабочими органами, оборудованными шарошками и резцами для разработки грунта. Комплекс собирается на дне монтажной камеры — котлована, который служит началом тоннеля и по окончании работ засыпается грунтом. В передней части комплекса находятся резцы для разработки породы. Машина начинает разрабатывать грунт и принимает нагрузку на себя, защищая тоннель от обрушения. По мере прохождения тоннеля ТПМК укрепляет его кольцами из тюбингов или блоками путем нагнетания цементно-песчаных растворов.
При помощи гидравлических домкратов ТМПК продвигается вглубь тоннеля, отталкиваясь от уже уложенных колец. Специальный конвейер либо трубопровод удаляет отработанный грунт за пределы комплекса. В сложных инженерно-геологических условиях в неустойчивых и водонасыщенных грунтах применяются ТПМК с активным пригрузом забоя, который обеспечивается давлением на забой бентонитового раствора (гидропригруз) или измельченного грунта (грунтопригруз), что обеспечивает безопасность ведения работ. Чтобы ТМПК не кренился из-за вращения рабочей части щита, за пределы корпуса выдвигаются специальные элероны. Положение ТМПК в тоннеле определяется с помощью лазерных приборов.
Строительство станции метро «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге
Чарт дезинформации
В процессе подготовки статьи было переработано более 100 источников, обнаружилось, что в российском сегменте сети большое количество дезинформации. Даже посвящу этому маленький чарт.
- Если заинтересовала тема, да и даже если не заинтересовала — ни при каких условиях не смотрите передачу “Необъяснимо но факт”, я бы даже её переименовал в антинаучный видео-журнал “Необъяснимо и не факт”, при том, что факты собирают относительно достоверные, но снабжают их такими пояснительными текстами и интервью, что в чертей поверишь через минуту.
- Новости mail.ru назвали провалы в Гватемале таинственными, причины которых сокрыты от геологов.
- Некоторые авторы до сих пор всерьез воспринимают новость о “советских учёных добурившихся до ада”.
- lifeglobe.net заведомо увеличил глубину провала в Гватемале до 150 метров.
- Часто встречались блоги, где люди элементарно путали фотоснимки провалов 2007 и 2010 годов.
- Во многих обзорах плотина Монтичелло упоминается как дыра в земле, по сути таковой не являясь. Также огромное количество мракобесных статей с иллюстрациями этой плотины.
Будьте внимательны при самостоятельном изучении материала.
p.s. Помню, как мы с товарищем в 2007-м стояли на 20-м этаже в здании молодой гвардии и смотрели в трубу котельной, а мой товарищ говорил о том, что исполнилась его мечта заглянуть в трубу. Думаю, что в теме труб можно также найти много чего интересного, чему и обещаю посвятить один из своих последующих постов.
5) Прочитайте рассказы. Используя полученную информацию, расскажите об истории водного и воздушного транспорта. Дополните рассказы сведениями из других источников
Рассказ об истории водного транспорта для 2 класса
В далёком прошлом человек использовал для передвижения по воде бревна. В них выдалбливалась сердцевина и получалось лодка. Некоторые народы использовали каркас из веток, обтянутый шкурами. Часто для преодоления водного пространства использовались плоты, связанные между собой брёвна.
Потом человек научился строить корабли, которые сперва ходили на вёслах, а потом обзавелись парусами.
Совсем недавно корабли стали оснащать паровыми машинами, котлами, ходовыми колёсами и строить из железа. Потом человек придумал винтовые двигатели, на смену которым со временем пришли турбореактивные двигатели.
Сейчас человек использует самые разные виды кораблей, от огромных авианосцев и подводных лодок с атомными двигателями, до крошечных рыбацких баркасов и прогулочных яхт под парусами
Рассказ об истории воздушного транспорта для 2 класса
С давних времён человек мечтал летать как птица. Многие смельчаки пытались создать крылья, способные поднять человека в небо, но их ждала неудача.
Только двести лет назад, человек смог подняться в воздух. Но сделал он это не с помощью крыльев, а с помощью тёплого воздуха, который наполнял воздушный шар.
В 19 веке появились первые модели летательных аппаратов тяжелее воздуха, первых самолётов.
Они сперва строились из дерева и ткани, но потом самолёты научились делать из металла. Для строительства самолётов стали использовать очень лёгкие и прочные алюминиевые сплавы.
Первые самолёты поднимались в воздух с помощью винтов, но сейчас почти все самолёты используют реактивные турбины, способные развить значительно большую мощность.
Теперь самолёты летают на высотах до 15 километров и могут доставить человека на другой конец планеты в считаные часы.
Классификация транспортных средств
Виды транспорта по среде перемещения
Наземный транспорт
Транспорт, входящий в эту группу:
- автомобильный;
- велосипедный;
- гужевой;
- железнодорожный;
- прочий (лифты, канатные дороги и т. п.).
Воздушный транспорт
Самолёты начали обширно использоваться ещё в XX веке, в скором времени они молниеносно распространились во всех странам мира. К воздушному транспорту также относят: аэробусы, аэропланы и дирижабли. Такой транспорт способен доставить любой груз очень быстро, но стоит такая перевозка довольно дорого. Помимо прочего, вертолёты и самолёты используются в других видах деятельности человека, к примеру, распыляют инсектициды на полях, тушат крупные лесные пожары и т. п.
Водный транспорт
Этот тип средств считается довольно распространённым, потому что применяется он во многих сферах деятельности. Благодаря чему осуществляются перевозки в крупных масштабах, причём стоимость перевозки довольно дешёвая. Таким транспортом перевозят всё: от строительных материалов до природных ископаемых.
Пассажирских перевозок становится всё меньше с каждым годом, а это происходит из-за того, что скорость передвижения небольшая.
Космический транспорт
Космические аппараты применяются для транспортировки грузов и людей в космосе. Космический туризм ещё не так хорошо развит, поэтому когда мы говорим о транспортировке людей, то подразумеваем что люди – это основной экипаж.
Спутники на орбите помогают точнее определять погоду, пользоваться спутниковым телевидением. Также некоторые спутники используются в военных целях для точного отслеживания местоположения противника.
Трубопроводный транспорт
Основной целью этой категории считается транспортировка различных газов и жидкостей. Этот тип считается самым дешёвым и доступным. Вот самые основные преимущества:
- очень низкая себестоимость;
- исключена вероятность потери груза при доставке;
- быстрая по времени транспортировка;
- трубопровод можно проложить на земле, под землёй, а также под водой.
Виды по назначению
Классификация по назначению, это означает то, в какой сфере больше всего применяется вид транспорта. ТС подразделяются на:
- Общее пользование. К этой группе относится весь вышеперечисленный транспорт, но только тот, который используется в сфере торговли и других услуг. Например, грузовая машина, на которой привозят продукты в магазин относится к типу транспорта общего пользования.
- Специального пользования. К таким относится военный транспорт (танки, бронетранспортёры, истребители) и технологический транспорт (пожарная машина).
- Индивидуального пользования. В эту группу входит весь транспорт, который применяется для каких-либо личных целей. Самый простой пример: мотоцикл, квадроцикл и легковой автомобиль.
По используемой энергии
По типу энергии ТС бывают:
- Приводимые в движение мускульной силой (самым распространённым в этой категории считается велосипед). Помимо велосипеда в эту группу входит: катамаран с мускульной тягой, также существуют автомобили с велосипедным приводом.
- Приводимые в движение ветром, например, парусники.
- С личным двигателем. Этот тип автомобилей подразделяется на транспорт с тепловым или электрическим двигателем.
В ТС с тепловым двигателем тепло преобразуется в энергию, её в дальнейшем используют для передвижения транспорта. В этих двигателях источником тепла может быть что угодно, например, органическое топливо.
Интересная дыра в которую хочется заглянуть — провалы в Гватемале
В Гватемале трагедия с появлением огромной воронки уже не первая, аналогичный случай, тогда унесший 5 жизней уже был 23го февраля 2007 года. Глубина воронки достигала 100 м.
Глубина: 100 м. Когда образовалась: 2007 год. Google Maps
Дыра в Гватемале 2007. Фото: National Geogrphic
Единственное положительное что есть в этой трагедии, что кому-то удалось сделать вот так:
Фото: National Geogrphic
Неужели ни у кого не появилось желание заглянуть в эту яму самому лично?
30 мая 2010 года случилось аналогичное происшествие на этот раз унесшее 15 жизней. Глубина воронки на этот раз составила 30 метров.
Глубина: 30 м. Когда образовалась: 2010 год. Google Maps
Обе воронки появились вследствие естественных причин размыва грунта.
Описание этого явления смотрите в видеоролике.
https://vk.com/video_ext.php
Дыра в Гватемале 2010. Фото: National Geogrphic
Нужно отметить, что расстояния между этими двумя провалами составляет 1,8 километров, и они, фактически, произошли вдоль дороги Carretera 9.
Дыра в Гватемале 2010. Фото: National Geogrphic
Дыра в Гватемале 2010. Фото: National Geogrphic
Дыра в Гватемале 2010. Фото: National Geogrphic
Дыра в Гватемале 2010. Фото: National Geogrphic
Метро таинственное и опасное
Спуск под землю у многих людей вызывает тревожное чувство. Даже если перед ними оказывается не сырая пещера, а хорошо освещенная и сверкающая мрамором станция метро. Не хватает солнца, неба, свежего воздуха. Искусственный свет делает лица едущих рядом пассажиров похожими на маски. Недаром метро служит местом действия множества фантастических произведений (вспомним хотя бы нашумевший «Ночной дозор») и «правдивых» баек. В их ряду почетное место занимают истории о «Метро-2» — тайной подземной сети, якобы пронизывающей всю Москву. Центр столицы действительно изрыт подземными коммуникациями, созданными для самых разных целей. Особенно много их вырыто при Сталине, который был знаменит своей скрытностью и подозрительностью. Во время строительства первой очереди метро будущую станцию «Советская» по его приказу закрыли для пассажиров, превратив в тайный командный пункт. Почему-то его так и не использовали по назначению, однако прорыли к нему тоннель от Кремля.
Другой тоннель был прорыт от центра к сталинской даче в Кунцево, под которой разместился громадный бункер-бомбоубежище. Говорят, в 70-е годы подобные бункеры были построены в Подмосковье, куда протянулись новые ветки «Метро-2». Из Кремля, Министерства обороны и еще нескольких административных зданий якобы можно без помех добраться до аэропорта Внуково и подземного города в Раменках, где могут разместиться до 15 тысяч человек. Неугомонные диггеры, блуждающие по подземным магистралям, рассказывают немало историй про «альтернативное» метро. Например, про потайной ход, якобы ведущий в него из подвала главного здания МГУ. Или про ответвление рельсов на пути от «Спортивной» к «Университету», которое упирается в наглухо запертые стальные ворота.
Отыскать во всех этих слухах рациональное зерно очень трудно. Под землей фантазия людей начинает работать с удвоенной силой. В начале 90-х город облетела информация какой-то бульварной газеты о гигантских крысах-мутантах, населяющих Московское метро. Многие утверждали, что лично видели этих монстров или, по крайней мере, слышали какие-то подозрительные звуки. Потом сенсация сошла на нет, а боязнь спускаться под землю осталась. Кроме выдуманных крыс, в метро нас могут подстерегать и вполне реальные опасности — например, болезни. В тесноте и духоте вагона любой переносчик инфекции непременно заражает стоящих рядом. Каждый день мы видим в метро бомжей и попрошаек, для которых подземка — дом родной. Любой из них — рассадник не только тошнотворного запаха, но и целого букета болезней.
Столичные медики давно опасаются появления из-под земли какой-нибудь эпидемии. Между тем в метро уже пришла другая беда — терроризм. Подземка — идеальное место для терактов, ведь в ее замкнутом пространстве паника и давка могут унести больше жизней, чем сам взрыв. Не случайно именно в метро произошел первый масштабный теракт в советской истории. Это случилось в январе 1977 года, когда армянский диссидент Степан Затикян взорвал в вагоне бомбу, убив семерых человек. Новая волна террора была связана с войной в Чечне. В июне 1996-го четыре пассажира стали жертвами взрыва бомбы в вагоне поезда на станции «Тульская». Еще более кровавым оказался взрыв 6 февраля 2004-го, полностью уничтоживший вагон метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». Тогда погиб 41 человек. А ведь террористы могут не только устраивать взрывы, но и распылять на станции отравляющий газ, как это сделал японский религиозный фанат Сёку Асахара. Тогда жертвы будут исчисляться уже не десятками, а сотнями и даже тысячами.
Односводчатые станции глубокого заложения
Сооружение односводчатой станции глубокого заложения предусматривается в устойчивых сухих грунтах типа протерозойских или спондиловых глин, часто встречающихся при строительстве метрополитенов в Ленинграде и Киеве. В Москве сооружена только одна односводчатая станция — Тимирязевская на Серпуховско-Тимирязевской линии. Эти станции экономичны, позволяют разнообразить архитектурные решения, а также имеют эксплуатационные преимущества на пассажиронапряженных станциях. Свод станции составлен из отдельных арок, представляющих собой железобетонные блоки, опирающиеся на монолитные опоры. Для того, чтобы избежать изгибающих моментов, а арках свода применено близкое к шарнирному соединение блоков, без связей растяжения в стыках.
Сразу после монтажа, собранная из отдельных блоков большепролетная арка, обжимается в грунт. Для этого в замковый блок, при его изготовлении, заложены два плоских гидравлических домкрата. Величину усилия разжатия можно регулировать, в зависимости от конкретных условий строительства, добиваясь стабилизации горного давления и уменьшения осадок поверхности.
Обратный свод, так же как и верхний, выполнен из не связанных друг с другом арок циркульного очертания, составленных из железобетонных блоков. Конструкция односводчатой станции может быть продолжена за пределы посадочных платформ для размещения в этой удлиненной части станционной тяговой понизительной подстанции, вентиляционных камер, водоотливных установок и других обустройств для обеспечения эксплуатации линии, что исключает строительство отдельных камер для указанных обустройств и снижает затраты труда. Обделка станции, обжатая в грунт, снижает до минимальных размеров оседание грунта. На станциях метро глубокого заложения для связи с дневной поверхностью, сооружаются наклонные эскалаторные тоннели, в которых монтируются эскалаторы, длина которых зависит от глубины залегания станции.
Сведения об обеспечении безопасности персональных данных
9.1. Оператор назначает ответственного за организацию обработки персональных данных для выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
9.2. Оператор применяет комплекс правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных для обеспечения конфиденциальности персональных данных и их защиты от неправомерных действий:
9.2.1 обеспечивает неограниченный доступ к Политике, копия которой размещена на сайте Оператора по адресу https://undergroundexpert.info;
9.2.2 во исполнение Политики утверждает и приводит в действие внутренние локальные акты;
9.2.3 производит ознакомление работников с положениями законодательства о персональных данных, а также с Политикой и внутренними локальными актами;
9.2.4 осуществляет допуск работников к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также к их материальным носителям только для выполнения трудовых обязанностей;
9.2.5 устанавливает правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе Оператора, а также обеспечивает регистрацию и учёт всех действий с ними;
9.2.6 производит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения ФЗ «О персональных данных»;
9.2.7 производит определение угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационной системе Оператора;
9.2.8 применяет организационные и технические меры и использует средства защиты информации, необходимые для достижения установленного уровня защищенности персональных данных;
9.2.9 осуществляет обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принимает меры по реагированию, включая восстановление персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
9.2.10 осуществляет внутренний контроль соответствия обработки персональных данных ФЗ «О персональных данных», принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, Политике, Положению и иным локальным актам, включающий контроль за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и их уровня защищенности при обработке в информационной системе Оператора.
Самый крутой: Пилатусбан, Швейцария
- Где: Альпнахштадт — Пилатус
- Время: 30 минут
- Цена: 68 швейцарских франков
Всего 4,6 км — эта железная дорога не может похвастаться длиной, зато она самая крутая в мире и вполне заслуживает звания самой экстремальной. Полотно из долины на вершину горы Пилатус проложено под уклоном 48° и местами проходит буквально по краю пропасти. Это зубчатая железная дорога: между обычными рельсами расположена зубчатая рейка, а электровоз оборудован двумя подвижными колесами с зубцами для более надежного сцепления. Конструкция проверена временем –— дорога работает без малого 130 лет. Неторопливый поезд ползет в гору со скоростью всего 9–12 км/ч, зато те, кто не зажмурится от страха, смогут не спеша полюбоваться горными красотами: лесами, альпийскими лугами, скалами и ледниками.
В городах с особыми физико-географическими условиями часто можно встретить необычные виды транспорта, которые помогают преодолевать крутые склоны или водные барьеры.