Метрополитен Санкт-Петербурга чуть не размыло
Проблемный участок «Лесная» – «Площадь Мужества», который стоит очень дорого.
Так как Петербургское метро проходит под руслом Невы, строители вынуждены были существенно его углублять.
Его средняя глубина – 50 метров. Для примера, средняя глубина станций в Московском метро составляет всего 22,5 метра.
В 1974 году при строительстве перегонных тоннелей между будущими станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» из-за ошибки проектировщиков произошёл мощный выброс водопесчаной смеси. В итоге, полуторакилометровый участок от места прорыва до готовой станции «Лесная» был затоплен.
Кадр из фильма-катастрофы «Прорыв», который рассказывал о событиях в метро. В реальности таких вещей, конечно, не было.
Строителям пришлось поставить на аварийном туннеле две бетонные пробки толщиной в 3 метра каждая.
После продолжительного анализа и обсуждения было решено продолжать строительство по прежней трассе с использованием уже затопленных тоннелей. От помех в виде подземных вод было решено избавиться с помощью жидкого азота. Его планировалось использовать для заморозки грунта.
В итоге, на участок было привезено со всей страны порядка 8 тысяч тонн(!) сжиженного газа, который закачали под землю. После чего затопленный участок туннеля был очищен, укреплён и достроен.
Самый проблемный участок в питерском метро был надолго закрыт.
В 1995 году гидроизоляция перестала справляться с подземными водами. За один только месяц тоннели просели на 35 мм: это значение было больше стандартного годового показателя.
Практически постоянно действующие насосы, ночные технологические окна и закрытие перегона на выходные дни не спасали ситуацию.
С 3 на 4 декабря мощный плывун прорвался в нижний тоннель. В аварийном порядке его вновь пытались закрыть «пробками». Но это не останавливало процесс разрушения. В итоге, строителям пришлось полностью затопить два тоннеля.
Перегон «Лесная» – «Площадь Мужества» прекратил своё существование. Для пассажиров был организован бесплатный автобус (N 80).
Восстановить данный переезд, благодаря работам итало-шведского концерна «NCC Impregilo AB», удалось лишь в 2004 году.
Службы метрополитена[править | править код]
Службы метрополитена обеспечивают бесперебойность и безопасность перевозок.
Чистота воздуха метрополитенаправить | править код
Содержание пыли и углекислого газа в воздухе подземных пассажирских помещений контролируется лабораторией микроклимата Электромеханической службы ГУП «Петербургский метрополитен». В случае превышения содержания пыли в воздухе протоколы направляются на конкретную станцию для улучшения качества уборки. Норма содержания пыли составляет 0,5—1 г/м³. В январе, феврале и марте 2007 года превышения содержания пыли и содержания углекислого газа на станциях Петербургского метрополитена не зафиксировано.
Чистота в метроправить | править код
Вагоны метро поддерживают в чистоте:
- Каждый день производится сухая уборка салонов;
- Влажная уборка салона поездов производится чуть реже, примерно раз в 2—3 дня;
- Периодически вагоны моют снаружи (в порядке очереди) на вагономоечной машине в депо.
Тоннели метро моет специальный вагон.
Тоннели моют водой, и вода стекает вниз .
В музее Петербургского метрополитена в качестве экспоната представлена модель вагона-пылесоса, но дальше проекта дело не пошло.
В качестве причины указывается сложность проекта и пониженная безопасность метода.
Технические подробности[править | править код]
- Петербургское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в России — 1520 мм. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём составляет в среднем 825 В (не более 950 В и не менее 750 В).
- Петербургский метрополитен имеет пять работающих линий, которые обслуживает шесть электродепо. На линиях размещены 63 станции, общая длина путей составляет ~109,8 км.
- В Петербургском метрополитене имеется шесть подземных пересадочных узлов, связывающих по две станции, и один, связывающий три станции.
- В Петербургском метро имеется 68 вестибюлей, 215 эскалаторов, 709 турникетов.
- Подвижной состав представлен 1 481 вагоном. Минимальный интервал движения составляет 2 (летом)/1,45(зимой) минут между поездами, а количество в сутки составляет 3 106 поездов. Поезда Петербургского метро следуют с эксплуатационной скоростью 38,53 км/ч
Особенности[править | править код]
- Самое глубокое в мире метро по средней глубине залегания: 61 из 72 станций — глубокого заложения (50—75 метров). Станция «Адмиралтейская» после завершения строительства станет самой глубокой в России (86 м.). Глубина перегонов «Невский проспект» — «Горьковская» и «Комендантский проспект» — «Старая деревня» превышает 150 метров.
- Единственное в России метро, находящееся в двух субъектах страны (станция «Девяткино» находится не в Санкт-Петербурге, а в Ленинградской области).
- Впервые в мире использованы станции закрытого типа («горизонтальный лифт»). В петербургском метро их 10, первая из них — «Парк Победы». В настоящее время новые такие станции уже не сооружаются, однако существующие являются характерной «визитной карточкой» петербургского метро.
- Впервые в мире в 1975 году построены односводчатые станции глубокого заложения: «Площадь Мужества» и «Политехническая»
- Впервые в СССР в 1961 году создан кроссплатформенный пересадочный узел: «Технологический институт»
- Впервые в мире в 1997 году построена двухъярусная пересадочная односводчатая станция: «Спортивная»
- До 1982 года — самое северное метро в мире.
- Логотип метро «M» в Петербурге синего цвета (в Москве — красного, в Киеве — зелёного, в Минске — красного).
- Ряд станций выходит в парки: «Крестовский остров», «Парк Победы», «Горьковская».
- Для строительства вестибюлей станций в советское время были снесены ряд церквей (Знаменская, Спас-на-Сенной, церковь Космы и Дамиана).
- В советское время в названиях доходило до смешного — станция «Пл. Ленина» Ленинградского ордена Ленина метрополитена им. В. И. Ленина.
- Интересный факт: турникеты петербургского метрополитена принимают жетоны нижегородского метро.
- Определенная часть станций метрополитена расположена в зоне, подтопляемой при наводнениях. Поэтому наземные вестибюли этих станций приподняты на несколько ступенек над окружающим ландшафтом и оборудованы гермоворотами.
Станции метро в основном названы в честь округов и исторических районов, но станции «Выборгская», «Петроградская и » Московская» названы в честь административных районов !
- При уровне 2,5 м выше ординара в зоне затопления окажутся:
- «Приморская»;
- «Горьковская»;
- «Крестовский остров»;
- «Чкаловская»;
- «Спортивная».
- При уровне 3 м выше ординара, кроме того, в зоне затопления окажутся:
- «Чёрная речка»;
- «Садовая»;
- «Василеостровская».
Самое большое метро страны
В столичной подземке 355 станций. Столько их стало после запуска Большой кольцевой линии.
Московское метро отличилось и размером эскалатора: самый длинный — 130 метров — работает на «Марьиной Роще».
Станция «Арбатская» в Москве. Фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov / Wikipedia
Планы построить метро появились в России еще в 19 веке — в 1870 году. Но тогда намерению спуститься под землю воспротивилось духовенство, остановив на время технический прогресс. Вероятно, боялось сближения с адом. Мечту удалось воплотить в жизнь лишь в 1935 году, когда в Москве открылся первый участок подземного сообщения.
Столичная подземка в годы войны служила для москвичей не только бомбоубежищем, но и «роддомом»: в лихие военные годы тут родилось более 200 малышей. Метро могли затопить в войну, но, к счастью, этого не потребовалось — немцев в Москву не пустили.
Московские метростанции — одни из красивейших в мире, это туристический объект массового притяжения.
У каждой своя тема и история. Например, известно, что для станции «Новокузнецкая» мозаику делал Владимир Фролов в блокадном Ленинграде. После завершения своего эпохального труда художник погиб от истощения, но его работа по сей день радует глаз жителей и гостей столицы.
Вот то, о чем вы, возможно, не знали: мужской голос объявляет станции при движении поездов к центру Москвы, а женский — когда поезда едут от центра. На Кольцевой ветке при движении поездов по часовой стрелке станции объявляет мужской голос, а женский — когда поезда движутся против часовой.
Известно, что метро дает приют 500 собакам.
В столичной подземке есть бесплатный интернет, а на станции «Кропоткинская» раз в год устраивают концерты ночью — там самая лучшая акустика.
Петербуржцы недовольны метрополитеном, есть адекватные причины
Планы строительства к 2015 году, в которые не веришь.
Самая сильная головная боль – это отсутствие кольцевой ветки в питерском метро. Для того, чтобы, попасть на близлежащую в географическом смысле станцию, приходится ехать практически до центра города, где, сделав пересадку, нужно ехать в обратном направлении.
Например, для того чтобы доехать от станции «Ленинский проспект» до «Московской» придётся затратить около 35 минут и проехать лишних 9 станций. За это же время расстояние между двумя этими станциями можно пройти пешком!
Пешком или на метро? Время одно и тоже.
План развития питерского метрополитена постоянно меняется. Сдвигаются сроки строительства и открытия новых станций. В то время, как в Москве станции открываются ежегодно, в Санкт-Петербурге каждая новая станция – настоящее событие для жителей города, которого ждут многие годы.
Например, станцию «Проспект Славы» планировали открыть в 2011 году, но на январь 2018 года строительство так и не было завершено.
В соответствии с планом развития метро Петербурга до 2025 года городские власти обещают достроить так называемый Фрунзенский радиус. Его проектировали ещё в 80-х годах прошлого века. Но что-то мне подсказывает, что «кольца» в питерском метро придётся ждать еще полвека.
Жетон в метро в начале 2019 года стоит 45 рублей. Да-да, в Питере все еще используются жетончики.
Тем не менее, метрополитен в Северной столице:
1. Бесспорно красив. Некоторые его станции – практически произведение искусства.2. Надежен. Несмотря на проблемы с подземными водами, метрополитен работает без сбоев.3. Имеет крайне необычные конструктивные решения, в том числе и на самих станциях.
iPhones.ru
Факты о питерском метрополитене, о которых вы могли не знать.
Рассказать
Призраки в касках
У метро в Нижнем Новгороде 15 станций на двух линиях. Открылся метрополитен в 1985 году. Он третий по величине в России.
Про станцию «Московская» в народе ходят легенды. С ней связана самая мистическая метро-история. При строительстве «Московской» рухнули стены, в результате ЧП погибло двое волонтеров-студентов, помогавших строителям.
В народе ходят слухи, что по тоннелям до сих пор гуляют призраки студентов в касках. Многие спускавшиеся в метро рассказывали и о неземного происхождения звуках, доносящихся из тоннеля. Чаще всего их слышали на станции «Заречной».
На станции «Московская» снимался отечественный триллер. В частности, часть сцен побега Евгения Ветрова (актер Евгений Миронов) из фильма Егора Кончаловского «Побег».
Перспективы[править | править код]
23 января 2008 года Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 44 принята «Концепция развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в Санкт-Петербурге на период до 2020 года» . Она предполагает строительство и ввод в эксплуатацию 70 км новых линий и 41 новой станции, а также ввод в эксплуатацию (полное развитие) пяти электродепо.
Бюджет программыправить | править код
На реализацию концепции требуются денежные средства в следующих объёмах (в ценах 2008 года):
Годы | Планируемый объём денежных средств |
---|---|
— | 66 063 миллионов рублей |
— | 163 234 миллионов рублей |
— | 186 328 миллионов рублей |
Адресной инвестиционной программой бюджета Санкт-Петербурга на —2010 годы предусмотрено финансирование строительства и реконструкции объектов метрополитена в следующих объёмах:
Годы | Планируемый объём денежных средств |
---|---|
13 021 970,9 тысяч рублей | |
10 283 187,3 тысяч рублей | |
10 472 910,4 тысяч рублей |
Эти цифры более чем в два раза превышают
Субъект | |
---|---|
Городской бюджет | 5 760 000 тыс. рублей |
Федеральный бюджет | 674 000 тыс. рублей |
Итого | 6 434 000 тыс. рублей |
Новые отделочные материалы для сводов станцийправить | править код
В 1998 году был произведен ремонт наклонного хода станции «Невский проспект» с применением отделки сводов композитным пожароустойчивым материалом, состоящим из алюминия с фторуглеродным покрытием (люмифлон) и негорючей основы из минерального наполнителя. В течении 10 лет во многих СМИ этот материал ошибочно называется «металлопластиком», хотя вообще не имеет в своем составе пластмассовых элементов.
Новый материал успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны: он не пропускает течи, эстетично смотрится, и к тому же не требует никаких затрат при эксплуатации — нужна только периодическая уборка пыли.
Отделка новых станций проводится с применением этого материала (последние выполненные работы — «Комендантский проспект», реконструкция станций «Владимирская» и «Гостиный двор»).
Работы на новых станциях (таких как «Адмиралтейская» и наклонный ход «Горьковской») будет вестись с применением этих материалов.
Строительство новых линий, станций и депоправить | править код
Год | Планируемые открытия |
---|---|
участок Правобережной линии на участке станции «Спасская» до станции «Театральная», участок Красносельско-Калининской линии от станции «Путиловская» до станции «Юго-Западная». |
Начиная с 2011 года Санкт-Петербург планирует перейти на строительство метро открытым (надземным) способом.
Приобретение новых вагоновправить | править код
Годы | Планируемый объём приобретения новых вагонов | Планируемый объём денежных средств |
---|---|---|
28 | 491 928,8 тысяч рублей | |
34 | 700 000,0 тысяч рублей | |
34 | 750 000,0 тысяч рублей | |
129 | 3 015 970,0 тысяч рублей | |
127 | 3 147 340,0 тысяч рублей | |
— | 614 | 12 960 409,6 тысяч рублей |
— | 617 | 20 357 210,9 тысяч рублей |
В 2008 году рассматривался проект включения в состав каждого поезда вагона повышенной комфортности, однако он был отклонен из-за большой нагрузки на метрополитен и необходимости реконструкции станций для подобного проекта.
Долгострой Урала
У Екатеринбурга метро состоит из одной прямой ветки в 9 станций. Проехать из начала в конец с севера на юг можно успеть за 20 минут. В этом метро невозможно потеряться, как в московском.
Открылся метрополитен в 1991 году и сначала назывался Свердловским.
Строили метро в столице Урала долгих 32 года. И до сих пор мечтают проложить вторую ветку, но на метро не хватает финансов.
На Урале есть станция-призрак «Бажовская» — строившаяся, но потом «замороженная».
В оформлении метро уральцы постарались: у них есть «Проспект Космонавтов» в космическом стиле с люстрами, похожими на сопла ракет. О местной промышленности напоминает роспись стен станции «Уралмаш», а лампы тут похожи на рабочий инструментарий.
Метро-казусы и ямальская альтернатива
yle=»text-align:» class=»Typography_text__WDByQ Typography_size__15__DJDOw Typography_none__FajqV Typography_primary__29LdH «>Не всем большим городам суждено обзавестись своей подземкой. А тем, кто очень хочет, чтобы метро было и в его родном крае, в голову приходят разные варианты. Иногда забавные.
Северяне, например, установили у железнодорожной станции арт-объект «Собь» с большой буквой «М». До входа в это «метро» ямальцам зимой придется добираться на снегоходе. А летом можно сфотографироваться со знаком, дойдя до него пешком.
Фото: vk.com / Александр Таланов
Волгоград придумал в пику подземке свой метротрам. Это скоростной трамвай, совмещающий в себе черты трамвая и метрополитена. Часть его остановок и линий расположена под землей.
В Омске метростанция — единственная — тоже давно превратилась в арт-объект. Уехать отсюда никуда нельзя, нет транспорта и рельсов. Станцию стали использовать как подземный переход, но обозначение метро в виде буквы «М» сохранили.
Метро в Омске — только вывеска и переход. Фото: Светлана Кошкарова / «Ямал-Медиа»
Местные жители с удовольствием проводят туристов в омское метро, чтобы посмотреть на растерянные лица не знающих про его реальное состояние.
Омичи постоянно креативят по поводу своего несостоявшегося метрополитена. Например, осенью 2020 года установили в переходе скульптурную композицию в виде болта на постаменте с логотипом метро и надписью: «Спасибо, что закопали в землю 13 миллиардов рублей. 1992-?»
Власти, между тем, планируют использовать тоннели недостроя для легкорельсового транспорта.
Строительство метро начинали также в Челябинске и Красноярске, но сроки завершения работ остаются неизвестными.
Оплата проезда[править | править код]
Проездной билет Петербургского метро
Стоимость разового проезда или провоза багажа в Петербургском метрополитене составляет 22 рубля вне зависимости от дальности поездки. В качестве оплаты проезда используются жетоны, а в качестве оплаты провоза багажа — смарт-жетоны (БСЖ).
Также для проезда используются различные виды многоразовых проездных билетов длительного пользования на основе бесконтактных смарт-карт. Их стоимость можно узнать в разделе цены на билеты официального сайта метрополитена.
Время проезда лимитировано:
- повторный проезд по тем видам проездных документов, которые обеспечивают пассажиру скидку, может производится только через определённое время: от 0 до 45 минут после предыдущего использования (зависит от вида проездного документа);
- багажные смарт-жетоны действительны в течение трёх месяцев с момента покупки;
- время прохода через турникет ограничено тремя секундами с момента начала поворота вертушки.
В кассах метрополитена отсутствуют кассовые аппараты, а наличность разложена на деревянных полочках. При покупке жетона или многоразового проездного билета кассир по требованию пассажира заполняет «справку о стоимости проезда», предьявляемую работодателю для возмещения расходов на проезд.
В перспективе возможен переход на зонную оплату проезда.
См. также: История стоимости проезда и средств оплаты в Петербургском метро
Логотип Московского метро
Московский метрополитен открылся для пассажиров в мае 1935 года. С самого начала его эмблема не была жестко стандартизирована и за прошедшие годы многократно подвергалась спонтанным и бесконтрольным трансформациям: меняла форму и пропорции, приобретала контрастные контуры и обводку в виде тоннеля, лишалась засечек, подсвечивалась неоном. Постоянным оставалось только одно: столичное метро всегда символизировала красная буква М.
В студии проведено масштабное исследование истории происхождения и развития логотипа Московского метро с целью понять, как знаменитая буква должна выглядеть сегодня.
В результате разработан выразительный, современный и универсальный символ для последовательного и системного использования на любых носителях, связанных с метрополитеном.
Логотип метро является одним из элементов фирменного стиля бренда «Московский транспорт».
Метро с горизонтальным лифтом. Как тебе такое, Илон Маск?
«Парк Победы» – первая станция закрытого типа.
В Питерском метро применяется необычная планировка станций, так называемый «горизонтальный лифт».
Фишка в том, что боковые пролёты, где ходят поезда, ограничены сплошной стеной. Здесь используется система с закрытыми дверями, которые напоминают двери обычного лифта.
Станция закрытого типа, вид с рельс.
При подъезде локомотива, двери вагона совпадают с дверями платформы, и они все одновременно открываются.
На самом деле, бывают ситуации, когда этого не происходит. Поезд либо не доезжает пару метров, либо переезжает контрольную точку и машинист вынужден сдавать назад.
Несмотря на то, что необычный вид станций с «горизонтальным лифтом» имеет лучшие показатели безопасности, такая технология прижилась только в Санкт-Петербурге. Такие двери не очень экономичные в эксплуатации.
Дворец с драконами и подземелье сказок
Казанская подземка — одна из самых молодых, ее открыли в 2005 году. Одна-единственная ветка соединяет 11 станций и имеет длину в 17 километров.
Метро будут в скором времени расширять: в 2027 году планируют открыть вторую линию из четырех станций.
Из самых красивых орнаментов в казанском метро — росписи и мозаики по мотивам татарских сказок на «Площади Габдуллы Тукая».
Станция «Кремлевская» в честь белокаменного кремля схожа с подземным дворцом по имитации кладки стен. На платформе стоят мини-копии кремлевских башен, мечетей и «падающей» башни Сююмбике. Вход на станцию охраняет дракон, его изображение есть и на потолке метро.
Станция «Кремлёвская» в Казани. Фото: Kzn.ru (администрация Казани)
Кстати, две строящиеся станции будущей ветки назовут в честь мифических животных — дракона Зиланта, он же символ Казани, и крылатого коня Тулпар.
На «Авиастроительной» станции, спустившись под землю, можно оказаться в другой, современной, реальности — в «салоне самолета». Все сделано с техническим вкусом, можно представить себя в полете в облаках, а не в поездке под землей.
Съёмки в метро[править | править код]
Правила пользования метрополитеном запрещают осуществлять любые фото- кино- и видеосъёмки в метро (как под землей, так и внутри наземных сооружений) без специального разрешения. За нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.
Данная норма осталась со времен Холодной войны и метрополитен противится её изменению.
Интересно, что в московском метрополитене, в отличии от петербургского, любительская фотосьёмка разрешена.
21 апреля 2009 года житель Петербурга Юсупов Денис Ринатович (пользователь ЖЖ под ником _dyr) подал заявление в прокуратуру с жалобой на незаконность такого ограничения доступа к общедоступной информации. 24 июня 2009 года Комитет по траснпорту Правительства Санкт-Петербурга в ответном обращении признал незаконность данного пункта Правил. В настоящее время ведется подготовка новой редакции Правил Санкт-Петербургского метрополитена.
За отдельную плату можно не только фотографировать в вестибюле станции, но и ночью произвести съёмку в специальном поезде.
Станции метрополитена[править | править код]
- Основная статья: Линии и станции Петербургского метро#Станции метрополитена
Станция «Площадь Мужества» в 2007 году
Объявление станций: «Новочеркасская, следующая станция Ладожская, Ладожский вокзал»
Объявление: «Осторожно! Двери закрываются»
В Петербургском метро 72 станции, из них 61 — подземные станции глубокого заложения, 3 подземных станции мелкого заложения и 5 наземных станции. Правобережная и Фрунзенско-Приморская линии включают только станции глубокого заложения.
Подземные станции глубокого заложения по конструкции разделяются на:
- односводчатые (15);
- пилонные (15), из которых 7 станций с с укороченным центральным залом;
- колонные (16), из которых 6 колонно-стеновых станций;
- станции закрытого типа (10).
Все станции мелкого заложения являются трёхпролётными колонными, а все наземные — крытыми.
В Петербургском метро есть одна навсегда закрытая станция — «Дачное». Она же была единственной наземной станцией открытого типа.
Станции распределены по пяти линиям, сообщающимся с помощью семи пересадочных узлов. Шесть из них являются двухстанционными и лишь один — трёхстанционным («Спасская» — «Садовая» — «Сенная площадь»). Узел Технологический институт-1 — Технологический институт-2 имеет кроссплатформенную пересадку. Кроме того, существует станция «Спортивная», построенная в качестве двухуровневой кроссплатформенной, однако до ввода Кольцевой линии в эксплуатацию она не будет являться узловой.
С севера на юг:
Кировско-Выборгская | Московско-Петроградская | Невско-Василеостровская | Правобережная | Фрунзенско-Приморская | |
---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
См. также: Список станций Петербургского метрополитена