Как появились названия нот?

Названия нот - кто их придумал?

Метки

Fender Jaguar
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Gibson Flying V
Gibson Les Paul
Gibson SG
Guitar Rig
Бас гитара
Джо Сатриани
Закк Уайлд
Как создать рок группу
Советы начинающим группам
Стив Вай
Уроки игры на гитаре
аккорд am
аккорд c
аккорд d
аккорд dm
аккорд e
аккорд f
аккорд f на гитаре
аккорд gm
аккорды для гитары
аккорды ноты
аккорды фото
активные звукосниматели
арпеджио
бемоль
вибрато
гитарные аккорды
гитарные примочки
гриф бас гитары
гриф гитары
двуручный тэппинг
джаз фанк
диез
директ бокс
длительность нот
как научиться играть на гитаре
легато
медиатор для гитары
приемы игры на электрогитаре
сустейн
экранирование гитары
электрогитара

Интересные факты о музыке в Древней Греции

  1. Музыка сопровождала все сферы жизни. Она звучала на праздниках, свадьбах, похоронах и спортивных соревнованиях. Музыку использовали и в религиозных обрядах, она сопровождала хоровые песни и танцы.
  2. Древние греки использовали различные музыкальные инструменты. К ним относились арфа, лира, аулос (музыкальная труба), панфлейта, кифара (струнный инструмент), китара и другие.
  3. Греческая музыка была мелодичной и ритмичной. Она основывалась на определенных гармонических пропорциях, которые использовались в музыке и в других областях, например, в архитектуре.
  4. Одним из самых известных композиторов Древней Греции был Пифагор. Он изучал музыку и ее математические основы, разработал акустическую теорию и сравнивал музыку с числами.
  5. Греки использовали специальные символы для обозначения музыкальных нот. Они выглядели как буквы греческого алфавита с различными символами и знаками.
  6. Древнегреческая музыка оказала значительное влияние на развитие западной музыки. Идеи и концепции музыки Древней Греции были переданы в Европу и влияли на музыкальную практику и теорию до средневековья.

Музыка в Древней Греции – это один из уникальных аспектов древнегреческой культуры. Она не только служила для развлечения, но и имела глубокое философическое значение. Музыка способствовала гармонии души и тела, а также помогала воспитывать высокоморальных граждан.

Скрипичный и басовый ключи

С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!

А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.

Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.

Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:

Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множе­ство дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.

Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.

Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.

Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.

Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.

Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.

Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:

Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».

Названия и обозначения

Названия нот. История названий

В настоящее время приняты следующие названия нот: До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Ноты, расстояние между которыми кратно октаве, называются одинаково.

За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц (т. н. A440 — современный эталон высоты, стандарт ISO 16). В равномерно темперированном строе отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно ; таким образом, можно видеть, что отношение частот нот, отстоящих друг от друга на октаву, равно двум.

Приведённая выше система наименований обязана своим появлением гимну св. Иоанну «Ut queant laxis». За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве (6-ступенная гамма):

UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum, SOLve polluti LAbii reatum.

Названия шести нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем для удобства проговаривания при пении нота ут была заменена на до (Джованни Дони, около 1640 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, около 1574 года). В США и Венгрии нота си переименована в ти, чтобы не путать её с нотой C («си») в латинской нотации, где она обозначает ноту до (см. ниже), а также для того, чтобы каждая нота имела свою согласную в слоге (таким образом, альтерированные ноты обозначаются другими согласными с той же гласной, что и основная нота).

Обозначение нот буквами

Другая распространённая система обозначения нот — буквенная: ноты от до до си обозначаются буквами латинского алфавита C, D, E, F, G, A, H. Это — так называемая немецкая система обозначения, где нота си обозначается буквой H. Почти во всех европейских странах, кроме тех, для которых основным языком является английский язык, используется немецкая система. Буквой B в ней обозначают си-бемоль (это связано с использованием фригийского ля-минора в песнопениях).

Существует также и английская система обозначения (см. рисунок выше), в которой ноту си обозначают буквой B (то есть, начиная с ноты ля, последовательность нот точно соответствует начальным буквам латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G). Эта система наиболее распространена в США, Великобритании, частично используется в Голландии, Швеции. Поэтому в англоязычной литературе используются правила английской системы обозначения. В русских сборниках гитарных аккордов также нередко встречается английская система.

Далее, для добавления к ноте бемоля к её названию приписывают -es (например, Ces — до-бемоль), а для добавления диеза — -is (соответственно -eses и -isis для дубль-бемоля и дубль-диеза). Исключения в названиях: Aes = As, Ees = Es, а также Нes = B в немецкой системе (здесь справа выписаны используемые обозначения, а слева — те, которые могли бы показаться логичными). В английской системе нота си-бемоль не подлежит исключению и обозначается согласно указанному правилу: Bes.

Мнемонический приём для запоминания нот, расположенных на первой — пятой линейках нотоносца: ми, соль, си, ре, фа (с интервалом в терцию). Для удобства запоминания используется фраза: «Мигрировала Соль на Сицилию Регистрировать Фамилию». Для нот между линейками — фа (в буквенной системе — F), ля (A), до (C), ми (E) — используется мнемоническое правило, когда буквенные обозначения нот образуют английское слово face (лицо).

Немецкая система Английская система
Нота (Бекар) Диез Бемоль (Бекар) Диез Бемоль
до c cis ces C C-sharp C-flat
ре d dis des D D-sharp D-flat
ми e eis es E E-sharp E-flat
фа f fis fes F F-sharp F-flat
соль g gis ges G G-sharp G-flat
ля a ais as A A-sharp A-flat
си h his b B B-sharp B-flat

Упрощённая система

Существуют также упрощённая система записи нот, созданная для различных музыкальных инструментов: клавишная табулатура и гитарная табулатура. Табулатуру можно использовать не владея нотной грамотой.

Происхождение названий нот в музыке

Названия нот в музыке (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) произошли от имен их греческих аналогов. Слово «ми» происходит от греческого слова «μῦ», которое означает «нота» или «звук». Значение остальных названий нот довольно размыто, и точное происхождение некоторых из них остается неизвестным.

Название ноты «до» возможно произошло от сокращения латинской фразы «Cantate Domino» (пойте Богу), которая часто использовалась в церковной музыке. Название ноты «ре» могло появиться как сокращение латинского слова «resonare» (звучать). Нота «фа» возможно имеет свое происхождение в латинском слове «fabula» (рассказ), а нота «соль» – в слове «solus» (единственный или один). Название ноты «ля» в латинском означает «очень» или «самый высокий». В отношении названия ноты «си» оно может быть связано с римскими именами местности, где была создана система музыкальных знаков (например, «Syrinx» или «Sicus»).

До Ре Ми Фа Соль Ля Си

Латинские названия нот в музыке

Названия нот в музыке имеют латинские корни. Откуда произошли эти названия? Большинство названий нот происходят от первых букв их латинских названий.

Нота Латинская нотация
до C
ре D
ми E
фа F
соль G
ля A
си B

Таким образом, латинские названия нот в музыке — это аббревиатуры первых букв их латинских названий, от которых и произошли современные названия нот.

Греческие названия нот в музыке

Названия нот до, ре, ми, фа, соль, ля, си происходят от греческой музыкальной системы. В греческой системе ноты имели названия на основе первых шести букв греческого алфавита.

Так, нота до (C) называлась греческой буквой Γамма (Гамма), нота ре (D) — Δέλτα (Дельта), нота ми (E) — Έψιλον (Эпсилон), нота фа (F) — Ζήτα (Зита), нота соль (G) — Γιώτα (Гиота), нота ля (A) — Άλφα (Альфа), а нота си (B) — Βήτα (Бета).

Греческие названия нот в музыке имеют долгую историю и отражают связь с древнегреческой культурой и философией. Они являются основой для обозначения музыкальных нот в западной музыкальной системе по сей день.

Названия нот на русском языке

Названия нот в музыке до-ре-ми-фа-соль-ля-си имеют свое происхождение и историю. На русском языке эти названия образовались от латинских слов, которые имели определенное значение.

  • Нота «до» происходит от латинского слова «do» (делать) и означает основной тон. Это первая нота в гамме и играет важную роль в музыке.
  • Нота «ре» происходит от латинского слова «re» (друг) и означает второй тон. Она служит связкой между нотой «до» и следующей нотой «ми».
  • Нота «ми» происходит от латинского слова «mi» (я) и означает третий тон. Она создает гармонию и комбинируется с другими нотами.
  • Нота «фа» происходит от латинского слова «fa» (меньший или слабый). Она означает четвертый тон и часто используется для создания напряжения в музыке.
  • Нота «соль» происходит от латинского слова «sol» (земля) и означает пятый тон. Она добавляет яркость и солнечность в музыку.
  • Нота «ля» происходит от латинского слова «la» (она) и означает шестой тон. Она используется для создания гармонического прогресса и образования аккордов.
  • Нота «си» происходит от латинского слова «si» (конец) и означает седьмой тон. Она служит своеобразной передышкой перед возвращением к первой ноте «до».

Таким образом, названия нот на русском языке произошли от латинских слов и имеют собственное значение, которое отражает их роль и функцию в музыке.

Способ 1: Melod.us

Онлайн-сервис Melod.us предлагает пользователям полноценный нотный редактор, работающий в режиме онлайн. Поддерживается несколько методов набора нот, вы самостоятельно выбираете ключи и альтерации, изменяете темп и всячески взаимодействуете с партитурой. Этого вполне достаточно даже для запросов продвинутого пользователя. В следующей инструкции предлагаем более детально разобраться с тем, что собой представляет данный сайт.

  1. На главной странице сайта вы сразу видите выборку от разработчиков, в которой говорится о функциях, предоставляемых редактором. Прочитайте их, чтобы примерно понимать, что получите в дальнейшем.

  2. Прокрутите вкладку вниз и нажмите кнопку «Запустить редактор», чтобы выполнить соответствующее действие.

  3. В нем сразу предлагается поменять основные данные о проекте: ввести название партитуры, указать комментарии и автора, однако ничего не помешает пропустить этот этап или вернуться к нему перед сохранением.

  4. Ниже по умолчанию отображается виртуальная MIDI-клавиатура. Нажатия по клавишам автоматически добавляют ноты в ряд в соответствии с тем, какие ноты вы жмете, в каком порядке, а также учитываются и одновременные нажатия, что будет полезно обладателям физических устройств. В любой момент данное окно можно скрыть, щелкнув по крестику в правом углу.

  5. Ноты добавляются в режиме реального времени — следите за этим непосредственно на партитуре. Однако стандартные параметры не всегда устраивают пользователя, поэтому перейдем к доступным настройкам.

  6. Разверните меню «Ключи», чтобы ознакомиться с доступными ключами. Всего Melod.us предоставляет четыре разных варианта. Добавьте любой из них в требуемом месте. Отметим, что добавление осуществляется выделением ключа, а затем нужно нажать любую из клавиш на клавиатуре.

  7. Количество нот тоже соответствует всем нормам. Найти требуемую не составит труда, а переключение между ними может осуществляться в любой момент. К сожалению, быстрая замена ноты недоступна, поэтому придется сначала стереть то, что уже добавлено на партитуру, затем сменить ноту и снова записать ее.

  8. В другом блоке — «Альтерация» — отображаются еще знаки, которые точно станут полезными при записи произведения.

  9. По умолчанию темп установлен на 120 в минуту, но вы можете поменять его, перемещая соответствующий ползунок внизу.

  10. Возможно и воспроизведение наигранного, однако следует учесть, что в Melod.us поддерживается только стандартный клавишный инструмент — пианино.

  11. Используйте кнопку с корзиной для отмены последних действий. Если нужно стереть большую часть содержимого партитуры, понадобится кликнуть по значку несколько раз.

  12. В меню «Файл» вы найдете кнопки для создания новой партитуры, открытия уже существующей или сохранения данной.

  13. Скачивание файла в Melod.us недоступно. Разрешается только зарегистрироваться на сайте и сохранить проект в личном кабинете, чтобы вернуться к его редактированию в любой другой момент.

Основные музыкальные термины

← 21

Osanna (лат.) — слава, хвала

Oscuro (ит.) — тёмный, мрачный, мрачно

Osservanza (ит.) — соблюдение правил. Сon osservanza — точно соблюдая указанные оттенки исполнения

Ossia (ит.) — или, то есть, допустимый вариант (обычно облегчение основного текста)

Ottava (ит.) – октава

Ottava alta — октавой выше

Patetico — взволнованно, воодушевлённо, патетически.

Perdendosi— замирая, исчезая.

Passionato — страстно.

Pesante — грузно, тяжело, увесисто.

Piacevole — привлекательно, приятно.

Piangevole — жалобно.

Più — больше.

Pizzicato — пиццикато, приём игры на струнных инструментах, когда звук извлекается щипками струн. Противоположная пометка — arco.

Pochettino (poch) — довольно мало.

Poco — мало, немного.

Poco a poco — мало-помалу (чуть-чуть), понемногу, постепенно.

Poi — тогда, затем.

Portamento — отрывистее, чем legato, но не так коротко, как staccato (при игре на фортепиано); Аналог glissando в вокальной музыке.

Precipitando — спеша, стремительно.

Prima volta — как и в первый раз.

Primo — первый.

Piano (p) — слабо, тихо.

Pianissimo (pp) — очень тихо.

Presto (итал.) — быстро.

Prestissimo (итал.) — в высшей степени быстро.

Piu mosso (итал.) — более подвижно.

Rapido — быстро.

Religioso — набожно, религиозно.

Repente — внезапно.

Risoluto — мужественно, определённо, решительно, твёрдо.

Rubato — свободно, допускается вольная трактовка темпа для выразительности.

Recitando — декламируя, рассказывая.

Recitativo — речитатив.

Resto — остаток, остальная часть (оркестр, ансамбль)

Ridendo — весело, радостно.

Ritenuto (итал.) — замедляя, задерживая (обычно быстрее, чем при ritardando; может относиться только к одному звуку).

Ritardando (итал.) — замедляя, расширяя.

Rallentando (итал.) — замедляя, задерживая.

Scherzando — весело, игриво, шутя, с юмором.

Scherzo — шутка.

Secco — жёстко, коротко, отрывисто, резко, сухо.

Semplice — естественно, искренне, просто.

Sempre — всегда, всё время; и далее.

Senza — без.

Senza sordino — без сурдины.

Serioso — серьёзно.

Sforzando (sfz) — внезапный акцент на ноте или звуке.

Silenzio — молчание, тишина.

Simile — так же.

Smorzando (smorz.) — замирая, приглушая, замедляя темп и ослабляя звучность, угасающе.

Soave — гладко, нежно, приятно, сладко, тихо.

Solo — «один»; см. соло.

Sonore — громкий, гулкий, звонкий, звучный.

Sotto voce — вполголоса.

Spiritoso — одухотворённо.

Staccato — кратко, отрывисто.

Stanza — куплет.

Strepitoso — громко, шумно.

Stringendo — напористее, ускоряясь, тесня.

Sul ponticello — у подставки (приём игры на струнных инструментах).

Sul tasto — у грифа.

Sostenuto (итал.) — сдержанно.

Stretto (итал.) — ускоряя/сжимая, сокращая.

Subito — внезапная смена динамического оттенка.

Tempo — темп.

Teneramente — ласково, мягко, нежно.

Tenuto — выдержанно; ровно по силе и точно по длительности; обозначается чёрточкой под или над нотой.

Tranquillo — безмятежно, спокойно.

Tremendo — пугающе.

Tremolo — тремоло, приём, когда один и тот же звук быстро многократно повторяется.

Tre corde — буквально «три струны»; указание отпустить левую педаль фортепиано.

Troppo — слишком.

Tutti — тутти, все вместе.

Tempo primo (итал.) — первоначальный темп.

Tempo rubato (итал.) — свободный темп.

Una corda (буквально «одна струна») — указание нажать левую педаль фортепиано.

Un poco — чуть-чуть.

Unisono — в унисон.

Vibrato — вибрато, частое небольшое изменение высоты звука.

Vigoroso — бодро, крепко, мощно, сильно, смело, энергично.

Vittorioso — победоносно.

Vivace (буквально «полный жизни») — оживленный характер пьессы и её темпа.

Vivacissimo — очень живо.

Volante — летающий.

V.S. (volti subito) — «быстро перевернуть страницу». Встречается в партитурах.

Vivo (итал.) — живо.

Zart (нем.) — нежный, слабый, тонкий, хрупкий.

← 21

Смотрите другие статьи этого раздела:

  • Основные балетные термины
  • Основные вокальные термины
  • Основные музыкальные понятия
  • Основные музыкальные термины
  • Таблица тональностей

Комментарии:

10.06.2013 в 21:13 Евгения высказался:

ребенок в сенябре пойдет в муз. школу, начнем потихоньку учить термины))

16.03.2014 в 21:59 Александр высказался:

Очень не хватает терминов

19.03.2015 в 23:47 Анастасия высказался:

Завтра как раз сдаю зачет по терминам.Информация очень пригодилась.Спасибо!)

25.06.2015 в 01:59 Маркс высказался:

Здорово!

07.07.2015 в 16:50 Валентина высказался:

Много полезной информации, нашла что искала. Спасибо!

03.02.2018 в 19:18 Ксения высказался:

Отлично! Но было бы лучше если бы вы написали какие термины за какой класс надо учить детям!

29.03.2018 в 19:52 Сергей высказался:

не нашел термина — понятия «ритм».

22.10.2018 в 16:26 Алексей высказался:

Не все термины для школы

Первые звуки в истории музыки

Музыка сопровождает человека на протяжении всей его истории, начиная с первых звуков, которые он издавал.

Согласно антропологическим исследованиям, первые звуки музыки были произведены человеческим голосом. Еще на ранних этапах эволюции, люди использовали голос для коммуникации и выражения эмоций. Изначально, это были простые незамысловатые звуки, которые затем стали тонами, мелодиями и песнями.

Также было открыто, что человеческое тело может использоваться в качестве инструмента для извлечения звуков. Народы разных культур использовали свое тело для создания ритмических звуков – хлопки, пощечины по бедрам, топот ног и многое другое. Эти звуки стали основой для развития ритмики и танца.

После того, как люди осознали, что могут использовать свой голос и тело для производства звуков, они начали экспериментировать с предметами, возникающими в их окружении. Ветер, дождь, птицы, листья и другие природные звуки обогатили музыкальный опыт и стали вдохновением для создания музыки.

Человек начал использовать инструменты из глины, дерева, камня и животных материалов, чтобы создавать музыкальные звуки. Сначала это были простые палки, камни и погремушки, которые затем стали развиваться в сложные инструменты, включая барабаны, флейты, струнные и клавишные инструменты.

С течением времени, музыка начала развиваться в контексте культурного искусства. Музыкал

Почему всего нот

Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.

Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Моцарт начал обучаться музыке в 3 года. Он присутствовал на уроках старшей сестры и пытался самостоятельно подбирать звуки на музыкальных инструментах. В 4 года отец начал разучивать с ним небольшие пьесы на клавесине, а уже в 5 лет Вольфганг сам начал сочинять музыкальные произведения.

Откуда произошли названия нот

Итак, мы разобрались с линейками и даже затронули тему ключей, но каково же происхождение названий нот? Уже только изобретения нотного стана было бы достаточно, чтобы увековечить имя итальянского монаха. Но Гвидо пришла в голову еще одна гениальная идея ㅡ он придумал названия нот на латинском!

Гвидо Ареццо, как и многие современные учителя вокала, начинал занятия с распевки, чтобы разогреть голос, для которой использовал Гимн Святого Иоанна (легендарного покровителя певцов). И вот какова расшифровка нот на самом деле ㅡ это первые слоги строк духовной песни:

UT queant laxis

RE sonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum,

SOLve polluti

LAbii reatum,

Sancte Ioannes.

Гимн переводится следующим образом: «Дай нам чистые уста, Святой Иоанн, чтобы мы могли всей силой своего голоса свидетельствовать о чудесах твоих деяний». Вот откуда происходят названия нот.

Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше. Для того, чтобы помочь нерадивым ученикам, Гвидо напевал первый слог каждой фразы, в результате чего получились названия нот на латинском: УТ, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ.

Вы возможно удивитесь? А где же нота СИ? И что же за странная нота УТ?

Только спустя более 500 лет неудобную для пения ноту “УТ” заменили на “ДО”, которая происходит, скорее всего, от слова Dominis (Господь). И примерно в это же время добавили ноту “СИ”, которой во времена Гвидо просто не было в звукоряде. Для названия новой ноты взяли первые буквы 2-х слов последней строки гимна ㅡ Sancte Ioannes (Святой Иоанн).

Нотная запись, придуманная Гвидо, очень понравилась певцам, ведь они могли изучать мелодию самостоятельно, а время на их обучение сократилось в несколько раз. Более того, они могли прочитать незнакомую мелодию, которую никогда не слышали! Этот момент стал революционным в музыкальном мире! Система Гвидо д’Ареццо позволила точно и наглядно изображать высоту нот.

Последователи системы Гвидо придумали еще одну хитрость ㅡ они разместили все ноты на руке и таким образом могли показывать движение мелодии во время пения.

Такая система также получило имя монаха ㅡ Гвидонова Рука.

История появления нот

До того, как были придуманы ноты, существовали специальные знаки под названием невмы. Невмы использовали для того, чтобы обозначить не отдельную ноту, а определенный музыкальный мотив. С помощью тех значков певцы вспоминали мелодию, не путались. Невмами также обозначали тональность, понижение или повышение голоса. По таким значкам невозможно было прочитать мелодию, они лишь напоминали о том, как вести действо, были некоторыми подсказками.

Нотная система была создана итальянским монахом по имени Гвидо Д Ареццо, но общественности он знаком под именем Гвидо Аретинский.  Монах служил при церковной школе, преподавал музыку детям. Гвидо столкнулся с проблемой обучения юных певцов, поэтому начал придумывать специальные знаки для облегчения обучения. Благодаря системе Гвидо Аретинского певцы более точно исполняли гимны и хоралы.

За основу Гвидо взял невмы, которые разместил на линейки. Сначала монах использовал только две линейки, которые отличались друг от друга цветом. Первые линейки были красными и желтыми, затем монах добавил еще две линии, чтобы использовать больше невм. Теперь знаки размещались на линейках, а также между ними. Таким способом удавалось обозначить высоту звука точнее.

Аретинский посчитал, что создал своеобразную музыкальную азбуку. Он научил своих подопечных петь по нотам. Сегодня современные музыкальные школы используют для обучения нотной грамоте специальные уроки сольфеджио. Гвидо же записывал всю мессу с помощью нот, а певцы припевали нужную мелодию, восстанавливая по памяти нотную грамоту.

Необходимость заучивать каждую песню полностью отпала. Заучивание больше не требовалось. Те, кто владел навыками сольфеджио, пели мелодии по нотам. Учитель занимался только тем, что контролировал процесс. Певчих теперь учили не 10 лет, а всего 2 года.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1

Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:. У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.

В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до»

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Хоральная нотация

В IX веке были предприняты попытки усовершенствовать невменную нотацию, добавив обозначения высоты звука при помощи букв, а затем и с помощью размещения невм на специальных линейках. Это привело к возникновению квадратного нотописания, получившего название хоральной нотации, которая легла в основу современного нотного письма. Хоральная нотация взяла свое название от слова «хорал», что означает «церковное песнопение», т.е. литургическое пение на латыни в католических церквях, без инструментального сопровождения.

В Средневековье хорал имел широкое распространение, в результате чего существовало несколько его типов:

  • римский (Рим);
  • галльский – (Франция);
  • староиспанский или мозарабский –(Испания);
  • амвросианский – (Милане);
  • беневентский – (южная Италия).

Григорианский хорал произошел в результате слияния вышеперечисленных видов. Отличительной особенностью григорианского хорала была его одноголосность, что не исключает хорового исполнения.

Для современных ученых невменная нотация григорианского хорала до сих пор представляет некоторую загадку, так как не позволяет достоверно судить о точной длительности, громкости и высоте звуков.

Имена заметок

Система Имена заметок
Французский делать (ут) повторно середина фа земля в если
португальский
Итальянский
испанский
Голландский (Бельгия) повторно
румынский
русский До (делать) pe (смеется) ми (ми) фа (fa) соль (соль) ля (lia) си (если)
Немецкий ПРОТИВ D E F грамм В ЧАС
английский B
Голландский (Нидерланды)
Китайский ( цзяньпу ) 1 2 3 4 5 6 7
Китайский ( гончепу ) 上 (шанг) 尺 (че) 工 (gng) 凡 (fán) 六 (liù) 五 (wǔ) 乙 (yǐ)
хинди स (его) रे (пере) ग (га) म (мой) प (па) ध (дха) नि (ni)
Корейский 다 (да) 라 (ра) 마 (мой) 바 (ба) 사 (его) 가 (га) 나 (на)
Японский ハ (га) ニ (ni) ホ (хо) ヘ (он) ト (чтобы) イ (я) ロ (ro)

Происхождение имен

В английской записи используются первые буквы алфавита. Немецкая нотация заменяет B на H по историческим причинам. Если он будет введен в XVI — м  веке и является единственным примечание изменено BEMOL. B соответствует B-бемоль, а H — B (см. Статью: История нотной грамоты и связанные статьи).

Во Франции, Италии, Испании и других странах (Болгария, Таиланд …) мы используем сольмизацию, изначально основанную на латинском тексте «Ut queant laxis»:

Ut queant laxis / re sonare fibris / mi ra gestorum / fa muli tuorum / sol ve загрязнения / la bii reatum / S ancte I ohannes.

С будет заменен на C позже и до сих пор существует, кроме того, особенно с . В Бельгии солмизация используется во франко- и голландскоязычных частях страны, а буквенная система — в небольшой немецкоязычной части страны.

В китайском языке цзяньпу используется с 1900 года и происходит от французской системы Галин-Париж-Шеве. Раньше гончепу (или обозначение гонче ), произносимое как гончеокбо на корейском языке, и косэкифу на японском языке, основывалось на китайских иероглифах в двух вариантах: вензипу и цзянцзипу  ( чж ), сокращенная версия.

В японском языке, тоны рейтинг от A до G в катакана с кана из в Iroha Поющие в гимн буддийский Сутра о Нирване, в том числе это письменного версии позже в XI — м  веке. :

イ (я), ロ (ро), ハ (ха), ニ (ни), ホ (хо), ヘ (он), ト (к)

В музыке хиндустани используется рейтинговая система svaralipī .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: