Буксируемая баржа

Для чего нужны буксиры?

Что такое буксир и как он работает?

Буксир относится к особой категории судов. Их основное предназначение – кантовка и буксировка прочих кораблей и специальных плавучих сооружений. Кроме этого, буксиры обеспечивают безопасность во время выполнения маневров других судов – к примеру, когда они пересекают сложные участки на своем пути, в гаванях, портах. Часто используются в спасательных, аварийных операциях.

Вспомогательные суда эксплуатируются по всему миру и представляют корабли среднего либо небольшого размера. Конструкционные особенности могут меняться. Все зависит от типа и назначения.

Буксировочные суда отличаются от других большей маневренностью, повышенной прочностью, мощностью, остойчивостью, а также наличием приспособлений для толкания и буксирования.

Остойчивость является одной из ключевых характеристик буксира. Это способность судна держаться на плаву под действием внешних сил. При этом оно наклоняется в разные стороны, но затем снова возвращается в исходную позицию. К важным характеристикам относят и непотопляемость.

Буксировочное приспособление располагается возле центра тяжести. Это позволяет судну маневрировать, даже когда буксирный канат находится в состоянии натяжения.

На буксирной дуге крепится гак (крюк), который может менять положение с одного борта на другой. Буксиры работают с большими весами, повышенной инерционной силой.

Поэтому рывки каната, поперечное натяжение могут просто опрокинуть судно. Для предотвращения подобных ситуаций гак оснащен амортизирующими приспособлениями. В случае опасности возможен дистанционный сброс каната. При излишнем натяжении предусмотрено стравливание троса и в конструкции лебедки.

Интересный факт: прообраз первого в мире буксира был построен англичанином Джонатаном Гулльсом. Он назвал его «машиной, предназначенной для буксировки». Производство началось в 1850 году.

Ходовая рубка зачастую располагается на значительной высоте и обладает улучшенным остеклением. Тщательно продуман обзор, чтобы обслуживать судна с высокими бортами. У некоторых толкачей рубка может опускаться или подниматься для еще большей мобильности и функциональности.

У кантовщиков имеются улучшенные кранцевые и отбойные приспособления, чтобы смягчать удары, когда происходит столкновение с бортом другого судна. Основная отличающая характеристика буксировщика, в отличие от других разновидностей судов – это тяга либо упор (сила воздействия на объект транспортировки), а не скорость передвижения.

Также ему свойственна глубокая осадка, так как для повышения КПД необходимо использование относительно габаритных гребных винтов

Они должны находиться полностью в воде, не быть оголенными, что важно при транспортировке крупных судов короткими тросами в узких местах. Большие винты при невысокой скорости работы способны справляться со значительными массивами воды

В конструкции буксиров используются всевозможные виды гребных винтов: с фиксированным и регулируемым шагом, винторулевые колонки, водометные и крыльчатые движители. Использование того или иного типа винтов зависит от предназначения буксира.

Применение крупных винтов объясняется тем, что они позволяют увеличить тяговые характеристики буксировочного судна. Чем меньше обороты двигателя, тем больше диаметр гребного винта. К примеру, на катерах и различных скоростных суднах, использование больших винтов неуместно.

Виды буксиров

Буксиры могут быть портовыми, океанскими или морскими – все зависит от предназначения.

Океанские рассчитаны на дальние расстояния, буксировку разных плавучих сооружений, а также крупных судов. Мощность составляет 1200-4000 л.с. Скорость загруженного буксира – до 11 узлов, на обычном ходу – до 17. Также увеличен объем топлива – до 25 суток хода. Это позволяет буксиру перемещаться в пределах 19 000 км.

Несколько буксиров транспортируют судно

Океанские суда, которые предназначены для аварийно-спасательных работ, имеют на борту специальное оборудование – для ремонта, устранения пожаров, слива воды. Также они могут оснащаться электросварочными и водолазными средствами.

Буксиры, которые используются в пределах морского бассейна, обладают мощностью 500-2200 л.с. Характеристики соответствуют условиям региона их эксплуатации. Такие буксиры могут выступать в роли морских спасателей.

Портовые буксировщики разделяются на внутренние и рейдовые. Их мощность – 200-600 л.с. Главная задача – транспортировка плавательных средств на рейдах и в гаванях.

Пожарный буксир

Наиболее распространенным типом является кантовщик, используемый на верфях и в гаванях. В крупных портах таких судов может быть несколько десятков. Подразделяются на рейдовые и портовые.

Многоцелевые и морские линейные буксировщики перемещают баржи, буровые комплексы, недостроенные корабли на большие расстояния. Такой тип судна обладает улучшенной противопожарной системой, трюмами и приспособлениями для транспортировки грузов.

Спасатели – самые большие буксиры, относящиеся к океанскому виду. Отличаются большой автономностью и радиусом использования. Могут проводить спасательные работы, выполнять функции плавучих медпунктов, подавать электричество, тепло и т.п.

Буксир-плотовод осуществляет перемещение плотов на реках, а также занимается лесосплавом. Обладает высокой прочностью, малой осадкой и дополнительными приспособлениями.

Буксир-спасатель

Толкачи используют на озерах, водохранилищах, реках. Они транспортируют несамоходные суда, такие как лихтеры, баржи, секции, толкая их носовой частью. Также для этого есть специальные сцепы, упоры.

Буксиры – это важная категория вспомогательных технических судов, без работы которых невозможно полноценное функционирование остального флота. Они способны перемещать суда различных размеров за счет высокой мощности, остойчивости, маневренности, а также благодаря конструкционным особенностям и наличию специального оборудования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

  • В каких случаях с требованием о компенсации вреда можно обратиться к государству

  • Судебная статистика это очень важный элемент жизнедеятельности судов

  • Как выглядит наименование суда

  • Понятие судебной деятельности ее отличие от правоохранительной деятельности

  • Какого рода дела рассматривались в суде шести великих палат

Буксирное снаряжение

На каждом судне необходимо иметь буксирный трос, устройства для его крепления к корпусу и подачи, спусковые крюки, кранцы, амортизационный материал (брезент, маты, бруски, доски) для защиты его от натирания.

Для буксировки используются растительные, синтетические и стальные тросы, а в некоторых случаях и якорные цепи. Из растительных кабелей лучше всего подходят манильские и кокосовые кабели. Они не тонут в воде, мало намокают, эластичны, легки, не подвержены разматыванию и быстрее сохнут. Синтетические кабели намного прочнее (как минимум в 2-3 раза) растительных, обладают высокой эластичностью, легки и абсолютно водонепроницаемы, но их необходимо тщательно защищать от трения.

Гибкий стальной трос обладает высочайшей прочностью — он намного тоньше, легче и долговечнее. Однако стальной трос не является эластичным и портится от резких изгибов, которые вызывают образование на нем завитков или скручиваний. Поэтому вязать узлы на стальном буксире не рекомендуется.

Якорные цепи прочнее любого троса, но они имеют большой вес и их эластичность равна нулю, однако под действием собственной силы тяжести якорные цепи получают значительное провисание, что хорошо гасит рывки, возникающие при буксировке.

Если в качестве буксира устанавливается стальной трос, то в этот трос обязательно вводится промежуточный амортизатор из растительного или синтетического троса. При коротком жестком буксирном тросе и отсутствии амортизатора для уменьшения рывков рекомендуется подвешивать к буксирному тросу груз, например, пучок якорной цепи или якорь.

Правильный выбор размеров (толщины и длины) имеет большое значение для успеха буксировки. При выборе толщины (диаметра) троса основным фактором является мощность буксира: чем она больше, тем больше должен быть диаметр троса.

Минимальная длина троса должна быть такой, чтобы судно находилось вне действия струй воды от винта буксира и имело свободу маневра, а максимальная — для обеспечения движения по волнам без сильных рывков. Как правило, для небольших судов минимальная длина троса должна быть равна 2-3 длинам корпуса буксируемого судна. Следует помнить, что чрезмерно длинный кабель может волочиться по дну на небольшой глубине или слишком сильно провисать и значительно увеличить сопротивление воде.

Диаметр и длина троса зависят от скорости буксировки, количества судов в караване и других причин.

Брага — высокопрочный стальной трос или цепь, которые служат для крепления буксирных приспособлений на судах без буксирных устройств или с устройствами недостаточной мощности. Обычно брага используется при вытаскивании судна на берег или при снятии судна с мели и в тех случаях, когда на буксируемом судне нет достаточно прочных и надежных приспособлений для крепления буксирного троса.

Как правило, брага охватывает весь корпус судна ниже уровня верхней палубы или его надстройку вдоль всего периметра. Иногда её обводят также вокруг комингсов люков. Для поддержания браги у бортов используются специальные петли из троса — серьги.


Крепление буксира за брагу на буксируемом судне:

  1. проводник;
  2. якорная скоба;
  3. скобы-зажимы;
  4. брага;
  5. деревянные брусья на углах комингса люка;
  6. такелажная скоба;
  7. струбцины;
  8. буксирный трос

Какие тросы используют для буксировки кораблей

Для буксировки кораблей, как и автомобилей, используют тросы. В зависимости от материала, из которого они выполнены, они бывают: растительными, синтетическими и стальными. Растительные изготавливаются чаще всего из манильской пеньки или волокон кокосовой пальмы.

Корабельный синтетический трос для буксировки

Но в последнее время растительные тросы применяются редко, так как синтетические в несколько раз прочнее и эластичнее, к тому же они не намокают. Для транспортировки больших и тяжелых кораблей используют стальные тросы, так как они самые прочные. Однако они обязательно содержат промежуточные амортизаторы, то есть вставки из растительного или синтетического троса.

Как правило, суда оснащены специальными приспособлениями для крепления буксировочных тросов (скобами, петлями и т.д.). Если судно большое, приспособления расположены в разных частях корпуса. Если таких приспособлений нет, для крепления тросов применяют брагу — стальной трос или даже цепь. Брага обводится вокруг всего корпуса корабля, вокруг его надстройки либо вокруг комингсов (вертикальных поверхностей, которые предотвращают попадания воды внутрь помещений). Иногда при кильватерном способе буксировки используют якорные цепи, которые гораздо прочнее любых буксировочных тросов.

При буксировке лагом два судна идут бок о бок друг с другом

Морские контракты океанских буксиров

Бурбонская пчела

Anglian Monarch , британский океанский буксир.

Есть два типа:

  • контракт о помощи, известный как « Нет лечения, нет оплаты» , как определено в открытой форме Ллойда  : это контракт с обязательством результата, без оплаты, если нет результата; размер вознаграждения рассчитывается на основе выделенных и реализованных ресурсов и стоимости сэкономленных товаров ( судно , груз и фрахт ).
  • коммерческий контракт  : это контракт дешевле , чем отсутствие лечения не контракта платить и более предсказуемое. В просторечии No cure No Pay — это договор спасения, в то время как коммерческий договор часто называют договором буксировки. Во время катастрофы Amoco Cadiz сенатская комиссия по расследованию указала на время, потерянное в обсуждениях между капитаном танкера, его владельцем и командиром немецкого буксира Pacific, который, хорошо осведомленный о ситуации, хотел наложить на Ллойда Контракт открытой формы, более выгодный, который он тоже получил … но слишком поздно, когда лишившийся тяги и руля танкер оказался в опасной близости от скал Портсолла .

Поскольку крупномасштабные операции являются опасными, они приводят к заключению соглашения о спасении, известного как «Открытая форма Ллойда» (LOF), названного в честь известной лондонской страховой группы. Начиная с Международной конвенции о спасении 1910 года, обновленной в 1989 году, практика такова, что спасателю не платят, если ему не удается спасти судно или его товары

Но поправка, принятая в 2000 году, смягчила этот принцип, признав, что усилия, приложенные спасателями (иногда им приходится подниматься или подниматься на поврежденное грузовое судно), даже в случае аварии, должны быть приняты во внимание. Судебные тяжбы — и вряд ли какие-либо спасательные дела разрешаются во внесудебном порядке — почти всегда заканчиваются в Лондонской морской арбитражной палате .

Как только эксперты и судьи констатируют «ощутимый результат», спасателю присуждается более или менее существенная компенсация. Но французское государство наблюдает: в контракте между Abeilles International и ВМС Франции указано, что 50% сумм, собранных первыми, затем передаются вторым.

Каким образом маленький буксир перемещает огромные морские суда

Первый примитивный буксир как вспомогательное судно появилось в 1736 году в Англии. Тогда это была небольшая лодка с пароатмосферным двигателем способная буксировать парусные суда. Создал ее Джонатан Гулльс, но большого развития и применения она не получила. Более современный буксир был воссоздан в 1850 году в Великобритании и тогда это было судно способное перемещать суда различного водоизмещения. Так как же крошечный буксир с явно меньшим водоизмещением и мощностью может буксировать огромные суда или специализированные плавучие сооружения.

С развитием морского флота, а значит с появлением больших судов появилась потребность во вспомогательных кораблях, которые должны были помогать пересекать опасные участки, выполнять маневрирование или заход в порт. Со всем этим справится небольшой буксир выполняемый функцию тягача на суше.

Буксиры используются по всему миру, хотя вид и характеристики у них могут отличаться в зависимости от предназначения. Но в целом буксировочные суда должны иметь хорошую маневренность, высокую прочность корпуса, мощность и остойчивость. На каждом из буксиров будет установлены специальные устройства для толкания и буксирования кораблей или барж. Именно остойчивость является основным ключевым параметром, благодаря которому буксиру получается удержаться на плаву под воздействием внешних сил. Буксировочный элемент размещается в центре тяжести таким образом, что даже в момент натяжения буксировочного каната, судну получается прекрасно маневрировать.

Вспоминая школьный курс физики, можно понять, что размер перемещаемого тела по водной глади особого значения не имеет. И одно или несколько маленьких буксиров может тянуть огромную загруженную баржу, что уж говорить об контейнеровозе доверху забитым металлическими ящиками.

Для буксирования судов на «бурлаке» предусмотрено специальное моторное оборудование и большие по отношению к корпусу судна гребные винты. Для своих размеров они действительно большие, поэтому в сравнении с другими кораблями, буксиры имеют огромную удельную мощность. Что позволяет ему перемещать не только себя, но и другие значительно большие по размерам суда.

Для правильного буксирования на судне размещен специальный крюк (гак), который свободно может перемещаться в разные стороны борта, а для предотвращения опрокидывания предусмотрены специальные амортизирующие приспособления. В случае экстренной ситуации возможно стравливание троса лебедкой или полный сброс каната.

Несмотря на предназначение для толкания или буксировку груза, тягачи подразделяются на несколько видов. Выделяются они по массе перемещения и дальности передвижения. Так буксиры разделяют на морские, портовые и океанские. Уже из названия становится понятно его предназначения. К примеру океанский буксир способен преодолевать большие расстояния и позволяет перемещать не только корабли, но и плавучие сооружения. Это самые мощные буксиры с моторами в 1200-4000 л.с. При этом полного бака хватит для движения буксира на расстояние почти в 20 тыс. км. Океанские буксиры предназначены для помощи в случае аварийных ситуациях с кораблями или для помощи в ремонте кораблей. Из дополнительного оборудования на борту можно встретить водолазные и сварочные средства.

Морские буксиры по габаритам могут не уступать океанским, но оснащены значительно меньшими по мощности двигателями. Этот параметр относится и к портовым буксировщикам, когда мощностью двигателя составляет от 200 до 600 л.с.

Кроме того, выделяются тягачи еще и по назначению. К примеру в гаванях и верфях могут использоваться кантовщики. Для спасения поврежденных судов, используются спасатели, имеющие большую автономность и оснащенные различными средствами предназначенными для проведения спасательных работ. И даже буксиры-плотоводы предназначенные для лесосплава по рекам и озерам. Толкающие буксиры предусмотрены для передвижения барж или лихреров по глади рек, толкая их носовой частью.

Таким образом, буксир наделен мощным двигателем, крепким корпусом и специальными устройствами позволяющими ему перемещать другие суда на расстояние или разворачивать их в случае необходимости. В сложных ситуациях могут использоваться несколько буксиров размещенных по специальной системе и позволяющих толкать судно. А в случае с танкерами, могут использоваться и более 10 буксиров-толкачей, которые позволят безопасно увести судно в опасном месте или развернуть его в случае необходимости.

Источник

Правила крепления буксирного троса

Когда используется кильватерный способ, с первого судна, следующего за буксиром, подается трос на буксир, со второго судна подается трос на первое судно, с третьего — на второе и т.д. Недостатком этого способа является, во-первых, то, что суда впереди испытывают слишком большие дополнительные нагрузки от тяги судов сзади, в то время как прочность их корпуса и устройств может быть недостаточной. Во-вторых, ни одно из судов, кроме заднего, не может выйти из каравана, не остановив буксир и не переложив трос. Поэтому этот метод подходит только для короткой буксировки в благоприятных погодных условиях.

Более удобный и надежный способ буксировки кильватерной колонной. Каждое из буксируемых судов прикреплено к этому общему кабелю своим относительно коротким кабелем на некотором расстоянии друг от друга и с разных сторон.

В третьем способе, используемом для буксировки на большие расстояния, общий буксир прикрепляется с помощью шланга к первому судну и последовательно передается другим судам каравана для аналогичного крепления.

При буксировке лагом, если оба судна примерно одинаковой длины, один конец буксира подается от носа буксира к корме буксируемого, другой — от носа буксируемого к корме буксира, т. е. крест-накрест. Кроме того, в носовой и кормовой частях оба судна соединены непосредственно прижимными швартовами. Если одно из судов намного больше другого, буксирные концы подаются с носа и кормы меньшего судна соответственно на нос и корму большего судна, а затем меньшее судно с носа и кормы подает швартовные тросы непосредственно на большее судно. Во всех случаях надежные кранцы вывешиваются между бортами судов.

Если нужно взять кого-то на буксир на обычной лодке, яхте или подобном судне, нужно помнить следующее:

  • Для улучшения управляемости буксиром буксирный трос крепится как можно ближе к середине судна (т. е. к его центру тяжести) и в диаметральной плоскости.
  • Усилие от натяжения буксирного троса пытаются распространить на как можно большее количество точек корпуса.
  • Буксирный трос крепится как можно ниже, чтобы избежать опрокидывания буксира.

Эти условия в равной степени применимы к креплению буксира на буксируемом судне.

Особенности

Схема портового буксира.

Буксиры отличаются от других судов некоторыми характеристиками:

  • большая сила по отношению к их перемещению  ;
  • стабильность увеличена, чтобы не перевернуться , если прицеп идет через;
  • отличная маневренность, часто обеспечиваемая управляемыми подруливающими устройствами ( Z-привод , Voith-Schneider ), и большое соотношение ширины и длины;
  • отличная тяга в фиксированной точке (мощность, развиваемая на нулевой скорости, тянущее судно), достигаемая за счет улучшения потока воды в задней части (расширяющаяся форма, сопла вокруг гребных винтов);
  • очень четкий план палубы, чтобы оставался свободный путь для трейлера и позволял размещать лебедки достаточно низко (для лучшей устойчивости);
  • Чистая задняя полка (часто защищенная обручами, предотвращающими случайное подсоединение прицепа) с откинутыми вперед надстройками. Это необходимо для того, чтобы крюк прицепа (спроектированный таким образом, чтобы в случае опасности его можно было расцепить при натяжении) находился в точке поворота корпуса. Таким образом, несмотря на буксировку прицепа, буксир не эволюционировал. (По той же причине на лодках с водными лыжами используется либо центральная буксирная мачта, либо подвижные гусиные лапки, прикрепленные к задней части.)
  • По периметру ремня закреплены ограждения , предотвращающие повреждение при толчке буксира. Оплотом буксира , как правило , «сломаны» внутрь вместо расширения корпусных доски так, чтобы контакт между двумя корпусами производится на уровне натирания Strake, в значительной степени усилены и защищены, немного как бамперы «а. бампер автомобиля.
  • надстройка центрирована и отодвинута с боков, чтобы избежать удара о борт расширяющихся судов.
  • С появлением маневровых буксиров с 360 ° (системы Voith-Schneider или Azipod) рулевая рубка теперь остеклена со всех сторон, что позволяет отслеживать как маршрут буксира впереди, так и работу прицепа на полосе сзади. .

Когда необходимо буксировать судно в плохую погоду, капитан и главный механик стоят на мостике , второй и старший механик находятся у ПК машины, мастер-электрик контролирует лебедочное отделение (важная задача). Ответственный за безопасность, второй капитан отвечает за все операции на кормовой палубе, где кабели охватывают пространство, создавая особо опасную зону.

В открытом море для спасательных операций проезд трейлера представляет собой сложное дело: очень легкий канат, идеально свернутый и сохраненный в своем ящике с помощью покрытия из воска, чтобы пройти без сучка и задоринки, бросает большой пороховой фейерверк (швартовные винтовки «Вери» или «Щермулы»). После этого «посыльного» перед отправкой фактического троса прицепа последовательно раскручиваются различные тросы увеличивающегося диаметра. Швартовка прицепа буксируемого судна является деликатной операцией, особенно в плохих морях или если ущерб лишил паклю власти для своих собственных лебедок и лебедок . По возможности, экипаж буксируемого транспортного средства должен привязать (закрепить) прицеп к его собственной якорной цепи и раскрутить ее на определенной длине: на самом деле вес цепи поглощает толчки тяги, а цепь гораздо менее чувствительна, чем трос. на бешенство (износ от трения).

Для портовых операций на тихой воде буксировка прицепа гораздо менее ограничительна, в общем, в основном подходит конус, брошенный рукой на короткое расстояние.

Примечания[править | править код]

  1. Аникин А. Е. Русский Этимологический Словарь. Вып. 5. — М.: Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН; Ин-т филологии Сибирского отделения РАН, 2015. — стр.102 ISBN 978-5-88744-087-3 «Букси́р — ‛самоходное судно, буксирующее другие суда’, ‛трос для буксировки’(ТСРЯ), ‛верёвка, служащая для буксировки; бечева, подача, причал’(Д 1: 139), буксир 1705, бугсир 1788, букшир 1760-е — ‛канат для транспортировки судна’, взять, принять на буксир, тянуть, тащить на буксире (СлРЯ XVIII 2: 162) // Выводят из нем. Bugsierer, произв. от bugsieren (Фасм. 1: 237; ЭСРЯМГУ 1/2: 221; Черн. 1: 121), см. буксúровать. Не исключая нем. влияния, можно думать об отглагольной деривации буксир в рус. (Meul. 1909: 37; Orel 1: 156). Относительно оборотов (в прямом и перен. знач.) взять на буксир, идти на буксире см. Сор. 1965: 475; Богородский РИЛЛ 5, 2000: 115—127. Укр. буксúр (брати/узяти на буксúр), блр. буксı́р < рус. (ЕСУМ 1: 288). Букси́ровать (ТСРЯ), буксирова́ть — ‛тащить по воде пловучую тяжесть или судно другим судном’, буксирова́ться — ‛быть буксируему’(Д 1: 139), бучировать 1739, буксировать 1705, буксироваться 1714 (СлРЯ XVIII 2: 162; БВК 1972: 349) // Из голл. boegseeren — возможно также через посредство н.-нем. bôgseeren, нем. buchsieren = buxieren (Круазе ван дер Коп ИОРЯC 15/4, 1910: 12—13; Фасм. 1: 237; ЭСРЯМГУ 1/2: 221; Kl. 1911: 159—160; Kip. 1975: 112; Kl.: 143; в Meul. 1909: 37 принимается только голл. источник). Черных приводит нем. bugsieren и датск. (< голл.) bugsere, игнорируя голл. слово (Черн. 1: 121). Голл. < порт. puxar — ‛тянуть’ < лат. pulsāre — ‛толкать’(FvW: 77; NEW: 69). Укр. буксирува́ти, блр. буксı́раваць < рус. (ЕСУМ 1: 288)»
  2. ↑ Аникин А. Е. Русский Этимологический Словарь. Вып. 5. — М.: Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН; Ин-т филологии Сибирского отделения РАН, 2015. — стр.102 ISBN 978-5-88744-087-3
  3. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера «Буксирова́ть, впервые Уст. Морск. 1720 года; см. Смирнов 67. Из голл. boegseeren — брать судно на буксир, буксировать (Смирнов, там же; Уленбек, РВВ 26, 292; Мёлен 37) или из нж.-нем. bôgseeren; см. (неточно) Круазе ван дер Коп, ИОРЯС 15, 4, 12 и сл. Источником герм. слов является порт. puxar — тянуть из лат. pulsare — толкать»
  4. ↑ Буксир // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Буксир // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. Т. 1-2. — СПб., 1907—1909.
  6. . Суда в море. Сайт о кораблях и их роли в современном мире.. Дата обращения: 19 сентября 2017.
  7. Богданов Б. В. и др. Буксирные суда (проектирование и конструкция). — Ленинград: Судостроение, 1974. — 279 с.
  8. Буксировать // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. Буксирное судно //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  10. ↑ . Дата обращения: 22 июня 2018.
  11. . Водный транспорт. Дата обращения: 18 августа 2017.
  12. В автосцепах типа «А» в качестве балки используется железнодорожный рельс Р50
  13. Универсальный двухзамковый речной
  14. Иногда ледоколы относят к классу буксирных судов
  15. . Sea-Man. Морской портал для любителей и профессионалов. Дата обращения: 27 июня 2020.

Кранцы для буксиров

Красное облако (передний план), а тип V2-ME-A1 буксир, рядом USNSДэвид С. Шанкс, на Золотые ворота в Сан-Франциско, Калифорния, 1950-е годы. На носу есть отбойник буксира, также называемый бородами или носовым пудингом, которые представляют собой набивку каната для защиты носа.

изготовлены из износостойкой резины с хорошими упругими свойствами. Они очень популярны среди владельцев небольших портовых судов и буксиров. Эти крылья отливаются под давлением в пресс-формах с термическим нагревом под высоким давлением и обладают отличной стойкостью к морской воде. Крылья буксира еще называют бородами или носовым пудингом. Раньше они делались из веревки для защиты лука.

Классификация

Паровой буксир на Неве 1950-е годы

Как и все суда, буксиры подразделяют по району плавания. Существуют океанские, морские, смешанного плавания река-море, прибрежного плавания, рейдовые, портовые, а также для плавания во внутренних водах, речные и озёрные, предназначенные для эксплуатации в обычных или ледовых условиях. Более детально районы плавания указаны в различных классификационных документах, которые могут различаться в разных странах. Район плавания в значительной мере определяет конструктивные особенности буксиров, их размеры, мореходность, автономность, оснащение связным и навигационным оборудованием.

По назначению буксиры делят на:

  • Линейные — обслуживающие достаточно протяжённые линии и буксирующие по ним несамоходные суда (баржи), плоты и другие плавучие сооружения
  • Портовые или рейдовые буксиры-кантовщики — обслуживающие порты и рейды
  • Буксиры-толкачи — предназначенные для транспортировки барж методом толкания
  • Буксиры-спасатели — предназначенные для оказания помощи аварийным и терпящим бедствие судам
  • Эскортные — для эскортирования и проводки крупнотоннажных судов
  • Шлюзовые — обслуживающие шлюзы
  • Буксиры-плотоводы — для проводки плотов по рекам
  • Пожарные буксиры — предназначенные для тушения пожаров, и другие

Буксиры не всегда делят узкоспециализированно по своему назначению и часто могут выполнять несколько функций. Например, портовые и рейдовые буксиры имеют на борту дополнительные средства спасения и пожаротушения, и способны выполнять в порту функции буксиров-спасателей, а эскортные буксиры выполнять работу буксиров-кантовщиков.

По типу главного двигателя буксиры в настоящее время относят к классу теплоходов, обычно используют 1 или 2 дизеля. На первых буксирах (буксирных пароходах) широко применяли паровые машины. Выпуск буксирных пароходов продолжали до 1950-х годов; в Российской империи и Советском Союзе их относили к типу БПК — Буксир Паровой Колёсный.

По типу движителя буксиры могут быть одновинтовые, двухвинтовые, с обычными винтами или винтами регулируемого шага (ВРШ), с винторулевыми колонками (азимутальные), с крыльчатыми или водомётными движителями. Для получения хороших тяговых характеристик на буксиры стремятся устанавливать гребные винты относительно большого диаметра, а также применять кольцевые направляющие насадки, двухвинтовая схема, кроме того, позволяет значительно улучшить манёвренность, с этими же целями насадки нередко делают поворачивающимися в горизонтальной плоскости. Винты регулируемого шага позволяют ещё более повысить эффективность работы на разных скоростных режимах, а также дают возможность производить быстрый реверс тяги без изменения направления вращения, это свойство также полезно и при работе в ледовых условиях. Там где манёвренные качества особенно важны, например на буксирах-кантовщиках, в настоящее время часто применяют винторулевые колонки или реже крыльчатые движители, такие буксиры способны двигаться лагом (боком) и создавать упор в боковом направлении. Водомётные движители иногда применяют на речных буксирах, они позволяют сделать судно с малой осадкой и гладким днищем, что удобно для работы на мелководье.

Иногда, по аналогии с англоязычной классификацией, буксиры делят на 2 группы: конвенционные — с традиционным валовинтовым комплексом и буксиры тракторного типа, к которым относят азимутальные (оснащённые винторулевыми колонками) и войт-шнайдер тип (оснащённые крыльчатыми движителями).

Ранее, в качестве движителя на буксирах широко применяли гребные колёса. При работе на предельном мелководье гребное колесо по эффективности превосходит остальные типы движителей, однако оно плохо работает при сильном волнении, а на буксирах создаёт проблемы из-за своих габаритов, и сейчас вытеснено гребными винтами и водомётами. Одни из последних серийных колёсных буксиров (серия БТК) разрабатывались и строились в СССР с 1954-го по 1990 годы для Лены, Иртыша, Витима и других сибирских рек. В 1991 году построен новый заднеколёсный буксир проекта 81470 Новосибирского филиал НПО «Судостроение», оставшийся в единственном экземпляре. Несмотря на ограниченное применение проекты колёсных буксиров для малых рек разрабатывают и в настоящее время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: