Принципы работы ледокола
Специально спроектированный корпус ледокола имеет усиленную оконечность, которая способствует проникновению в лед и созданию под ним высокого давления. Гребные аппараты ледокола в зависимости от модели могут быть как режущими, так и винтовыми, что позволяет эффективно преодолевать ледоход на различных глубинах и консистенциях льда.
Еще одним принципом работы ледокола является его собственная мощность. Ледоколы оснащены мощными двигателями, которые способны развить высокую скорость и при этом эффективно преодолевать сопротивление льда. Это обеспечивает эффективность работы ледокола и позволяет ему эффективно выполнять свои функции.
Также важной особенностью работы ледоколов является их способность маневрировать и изменять курс движения. Это необходимо для обхода больших ледяных глыб и преград, которые могут возникать на пути ледокола
Для этого ледоколы обычно оснащены специальными рулевыми устройствами, которые позволяют изменять или удерживать направление движения.
Таким образом, принципы работы ледокола основаны на разрушении льда, использовании мощных двигателей, способности маневрировать и изменять курс движения. Это позволяет ледоколам эффективно преодолевать ледоход и обеспечивать безопасную навигацию в условиях ледовой обстановки.
Факты о русских ледоколах
Россия – единственная страна, у которой есть атомный ледокольный флот. В настоящее время в него входит 9 действующих судов: 4 атомных ледокола, 4 судна технического обслуживания и 1 контейнеровоз. Представляем 3 интересных факта о российских ледоколах.
«50 лет Победы»
Самый большой в мире атомный ледокол, который способен пробивать льды толщиной в три метра. До недавних пор этот рабочий тяжеловес использовался как круизное судно и возил туристов на Северный полюс, но с 2015 года он снова водит караваны судов по замерзшим морям.
На ледоколе «50 лет Победы» на Северный полюс в 2013 году был доставлен олимпийский огонь.
К 2020 году российский ледокольный флот должен пополниться сразу тремя новыми атомными ледоколами – спуск на воду первого из них запланирован на ближайшее время.
Постройка одного нового современного ледокола обходится приблизительно в 42 млрд рублей.
10 из 10 атомных ледоколов, существовавших в мире, были советскими или российскими – 8 из них были построены в нашей стране, и только 2 – на финских верфях, но по проектам СССР и для СССР. При этом атомные энергоблоки на этих судах устанавливались уже в Ленинграде.
Корпус ледокола «50 лет Победы» – двойной: толщина внешнего корпуса в той его части, которая взламывает лед, достигает почти 5 см. Между корпусами находятся цистерны водного балласта: вода перетекает из одного борта в другой, в результате судно раскачивается и ломает лед.
Арктика
Ледоколы класса «Арктика» могут ломать лед, двигаясь не только вперед, но и назад. Правда, на это требуется больше энергии.
Корпус атомохода разделен на водонепроницаемые отсеки: даже если будут затоплены главные из них, судно останется на плаву.
Ледокол «Ямал»
Ледокол «Ямал» отличается от своих собратьев по атомному флоту акульей улыбкой, нарисованной на носу. Она появилась, когда в 1994 году ледокол в рамках одной из международных гуманитарных программ возил детей к Северному полюсу – так судно выглядело веселее. Планировалось, что после этой поездки улыбка будет закрашена, но в итоге от этого решения отказались, и акулья пасть стала фирменной отличительной чертой судна.
Сначала все ледоколы класса «Арктика» были покрашены в желтый цвет, но выяснилось, что его плохо видно с воздуха, поэтому суда перекрасили в ярко-красный или оранжевый.
Технические характеристики и особенности судов уникального класса
Суда уникального класса имеют ряд технических характеристик и особенностей, которые позволяют им работать эффективно в условиях ледостава и обеспечивать безопасность плавания:
- Мощность двигателей: ледоколы обладают очень высокой мощностью, которая позволяет им держать курс и продвигаться вперед даже под противодействием массивных льдин.
- Специальная форма корпуса: суда уникального класса имеют особую форму носа, которая облегчает разрушение льда и снижает силу сопротивления, позволяя ледоколу проходить через лед с минимальным сопротивлением.
- Усиленная конструкция: для обеспечения прочности и надежности в условиях ледового вызова, суда уникального класса обычно имеют усиленную конструкцию корпуса, что позволяет им выдерживать большие механические нагрузки и столкновения со льдом.
- Специальные системы управления: ледоколы оснащены специальными системами управления, которые позволяют осуществлять маневрирование судна и управлять разрушением льда. Благодаря этому суда уникального класса могут эффективно проходить через ледовые полигоны.
- Системы обеспечения безопасности: суда данного класса также оснащены различными системами, которые обеспечивают безопасность плавания. К ним относятся системы автоматического определения льда, различные радиолокационные устройства, специальные системы оповещения и связи и прочее.
Технические характеристики и особенности судов уникального класса делают их незаменимыми в условиях экстремальных климатических условий и позволяют им продолжать работу даже в самых сложных ледовых условиях, обеспечивая безопасное и своевременное перемещение по морским путям.
Эксплуатация атомного ледокола
Безукоризненное функционирование атомного ледокола основывается на слаженной работе экипажа, квалифицированном техническом обслуживании и своевременном ремонте
Процесс эксплуатации судна является многофакторным и требует соблюдения строгих правил безопасности, на которых в данном тексте стоит уделить особое внимание
Прежде всего, профессионализм экипажа играет ключевую роль в успешном выполнении задач атомного ледокола. Помимо капитана и моряков, на борту находятся специалисты по ядерной энергетике, инженеры, механики и многие другие. Обучение персонала включает как теоретическую подготовку, так и практические навыки, включая тренировки по реагированию на чрезвычайные ситуации и экстренному взаимодействию между службами.
Техническое обслуживание атомного ледокола обеспечивает надлежащее состояние его систем и оборудования. Плановые осмотры и проверки проводятся согласно установленным инструкциям и графикам, что позволяет своевременно выявлять возможные проблемы и неполадки. Приоритет уделяется системам жизнеобеспечения, радиационной безопасности и двигательному отсеку, так как их надежная работа является основой успешной эксплуатации судна.
Когда процесс технического обслуживания выявляет необходимость ремонта, предпринимаются меры по устранению дефектов или замене неисправных компонентов. Ремонт может быть как плановым, так и аварийным, в зависимости от степени износа или повреждения оборудования
Важно отметить, что ремонтные работы проводятся в строгом соответствии с техническими нормами и регламентами, а также с учетом особенностей судна и его применения
Особое внимание следует уделить вопросам безопасности в эксплуатации атомных ледоколов. Экипаж проходит специальную подготовку по радиационной и пожарной безопасности, а также обучается оказанию первой медицинской помощи и проведению аварийно-спасательных операций
Контроль за соблюдением требований безопасности осуществляют как со стороны экипажа, так и со стороны соответствующих контролирующих органов.
Операции по техническому обслуживанию и ремонту проводятся как во время плавания, так и на периоде стоянки судна в порту. Важным аспектом является наличие запасных частей и материалов на борту, а также установление тесного сотрудничества с судоремонтными предприятиями и поставщиками.
Процедуры документирования и отчетности также неотъемлемы от успешной эксплуатации атомного ледокола. Экипаж ведет журналы и протоколы, фиксируя все мероприятия по техническому обслуживанию, ремонту и нарушениям безопасности. Эти данные анализируются для выявления системных проблем и определения мер по их устранению.
Следует заметить, что разработка и внедрение новых технологий и инноваций непрерывно влияют на эксплуатацию атомных ледоколов. Внедрение автоматизированных систем управления, современных материалов и оборудования снижает трудоемкость операций и повышает безопасность плавания.
В заключение, стоит подчеркнуть, что эксплуатация атомного ледокола требует высокого уровня профессионализма экипажа, строгого соблюдения технических норм и правил безопасности, а также системного подхода к проведению технического обслуживания и ремонта. Именно благодаря этим факторам атомные ледоколы успешно справляются со своими задачами и оказывают неоценимую помощь в освоении и развитии Арктики.
Конструкция ледоколов
Классическая форма корпуса арктического ледокола (Ледокол «Красин», вид с форштевня)
Корпус судна обычно делается бочкообразным, со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии (ледовый пояс), «ледокольной» формой носовой и М-образной формой кормовой оконечности, а энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей.
Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии а также возможным сжатиям в ледовых полях. Форма носа позволяет с ходу выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. М-образная в плане форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности (и при этом буксируемое судно может «подталкивать» ледокол). Вместе с тем, классическая бочкообразная конструкция корпуса, хорошо работающая во льдах, придаёт ледоколу не самые лучшие мореходные качества: на волне в свободной воде его может довольно сильно и резко качать.
Применяемая на ледоколах дизель-электрическая (или атомная турбо-электрическая) установка сама по себе обеспечивает судну высокую манёвренность (на более старых ледоколах ставили паровые машины с непосредственной передачей) и возможность варьировать мощность. Современные отечественные ледоколы, включая и атомные, строятся с тремя гребными винтами. Это также направлено на повышение манёвренности и живучести пропульсивной установки судна. Кроме того, силовая установка должна обеспечивать судну повышенную автономность, потому что при работе во льдах дозаправка практически невозможна (ледоколы с паровыми машинами не могли пройти без дозаправки всю трассу Северного Морского пути).
Приемы создания проходов в ледовых морях
Чтобы открыть и вести навигацию в арктических морях: к нефтяным разработкам, изолированным научным и военным базам, к стратегически важным северным портам требуется помощь ледоколов. Тонкий лед легко сдается этим мощным кораблям, и они его берут лобовым тараном. Когда надо разбить плавающую льдину или расширить во льдах открытый проход, ледокол при помощи воды, переливающейся в крено-вых цистернах с одного борта к другому, наклоняется набок — как показано на правом рисунке. При таких покачиваниях корпус корабля режет и дробит ледовые поля. У некоторых ледоколов в килевой части дополнительно вмонтированы еще боковые движители, чтобы облегчить покачивание.
Выполнение ледокольной работы с помощью крена
Встретив паковый лед, ледокол носом взбирается на него. При этом топливо из носовой балластной цистерны переливается в кормовую (левый рисунок снизу). Когда весь нос корабля надежно взгромоздится на лед, насосы начинают перекачивать топливо обратно в носовую балластную цистерну. Этого добавочного веса обычно достаточно, чтобы лед уступил и посторонился (правый рисунок).
Очень широкий корабль
Когда командир находится на висячем мостике, он может сверху окинуть взглядом свой корабль, который был создан для того, чтобы пробуждать к жизни полярные моря. Типичный ледокол шире обычного корабля той же длины. Это добавляет ему устойчивости и грузоподъемности.
Чашеобразный профиль днища позволяет легко забираться на такие ледяные поля, которые бы просто затерли обычное судно.
Крутой скос носовой части делается для того, чтобы ледокол, скользя, легко забирался на паковый лед. А при обычной форме носа корабль может лишь тыкаться о такой лед.
Судовой ледокольный двигатель вращает электрогенератор. Генератор питает двигатель, а тот крутит гребной винт. Это позволяет наилучшим образом управлять скоростью судна.
4 Классификация ледоколов
Ледоколы
можно классифицировать по следующим
признакам:
• по
назначению;
• по
району плавания;
• по
мощности энергетической установки;
• по
типу энергетической установки;
• по
способу преодоления ледяных препятствий;
• по
отдельным конструктивным признакам.
По
назначению
Наиболее
часто ледоколы классифицируют по
назначению, от которого в первую очередь
зависит мощность и другие основные его
элементы. Таким образом, различают:
• ледоколы-лидеры,
которые возглавляют проводку судов,
следуя впереди каравана и прокладывая
канал во льдах;
• линейные
ледоколы, которые выполняют работу по
проводке, околке и буксировке судов;
• вспомогательные
ледоколы, используемые для кантовки
судов, их околки и буксировки.
По
району плавания
В
соответствии с классификацией Российского
Регистра судоходства ледоколы имеют
следующие ориентировочные эксплуатационные
характеристики:
• ЛЛ6
— выполнение ледокольных операций в
портовых и при портовых акваториях, а
также в замерзающих неарктических морях
при толщине льда до 1,5 м. Способен
продвигаться непрерывным ходом в
сплошном ледовом поле толщиной до 1,0 м;
• ЛЛ7
— выполнение ледокольных операций: на
прибрежных трассах арктических морей
в зимне-весеннюю навигацию при толщине
льда до 2,0 м и в летне-осеннюю навигацию
при толщине льда до 2,5 м; в неарктических
замерзающих морях и в устьевых участках
рек, впадающих в арктические моря, —
при толщине льда до 2,0 м. Способен
продвигаться непрерывным ходом в
сплошном ледовом поле толщиной до 1,5 м.
Суммарная мощность на гребных валах не
менее 11 МВт;
• ЛЛ8
— выполнение ледокольных операций: на
прибрежных трассах арктических морей
в зимне-весеннюю навигацию при толщине
льда до 3,0 м и в летне-осеннюю навигацию
— без ограничений. Способен продвигаться
непрерывным ходом в сплошном ледовом
поле толщиной до 2,0 м. Суммарная мощность
на гребных валах не менее 22 МВт;
• ЛЛ9
— выполнение ледокольных операций: в
арктических морях в зимне-весеннюю
навигацию при толщине льда до 4,0 м и в
летне-осеннюю навигацию — без ограничений.
Способен продвигаться непрерывным
ходом в сплошном ледовом поле толщиной
до 2,5 м. Суммарная мощность на гребных
валах не менее 48 МВт.
По
мощности энергетической установки
• мощные
ледоколы, имеющие мощность главных
двигателей свыше 25000 л. с, которые обычно
используются в качестве лидеров или
линейных ледоколов при проводке судов
в арктических и замерзающих неарктических
морях;
• средние
ледоколы, имеющие мощность двигателей
12000 — 25000 л. с. Они обычно используются в
качестве линейных ледоколов для работы
по проводке судов в арктических и
замерзающих неарктических морях;
• малые
(вспомогательные) ледоколы, имеющие
мощность двигателей 6000 -12000 л. с.
По
типу энергетической установки
На
современных ледоколах как правило
используются судовые энергетические
установки двух типов:
• дизель-электрические
(наиболее распространенные);
• атомные
паротурбинные с электрической передачей.
По
способу преодоления ледяных препятствий
По
способу преодоления ледяных препятствий
ледоколы делятся на две группы: разрезающие
лед острым и подкреплённым форштевнем
с последующей раздвижкой образовавшейся
полыньи и продавливающие лед весом
судна с расколом льда.
По
отдельным конструктивным признакам
Ледокол
может разное количество гребных винтов
(до четырех). У четырехвинтового судна
два винта расположены в кормовой части
и два — в носовой. Такая конструкция
повышает маневренность ледокола и
снижает вероятность застревания во
льдах.
Для
борьбы с застреванием на ледоколах
используются:
• креновая
и дифферентная системы;
• пневматическая
омывающая система (на современных
судах).
История ледоколов
Буксируемые ледокольные средства
Испокон веков в северных регионах для расчистки протоки применяли «ледокольные лодки» («ледокольные сани»). Это была длинная плоскодонная лодка, на корме которой складывали тяжёлый груз. На лед вытягивали лёгкий нос лодки, а при вытягивании тяжёлой кормы лед подламывался. Так лодку тянули вперед, разламывая лед её весом.
Первые документальные сведения о специализированных судах для расчистки фарватера от льда датированы 1383 годом в Голландии. Существует гравюра 1733 года, показывающая использование такого судна на голландских каналах. Оно представляло собой плоскодонную баржу, буксируемую лошадьми вдоль берега. Нос баржи был плоским и широким. По всей ширине плоского носа стояло несколько металлических гребней, вспарывавших лед. Обломки льда выталкивались под баржу и всплывали за ней.
Паровые ледоколы
Колёсный пароход «City Ice Boat No. 1» на реке Делавэр
С появлением паровых двигателей стали появляться разнообразные проекты ледокольных судов. Поскольку основным движителем паровых судов в то время было бортовое гребное колесо то надо было разрушать лед перед колесом. В связи с этим появились проекты судов, разламывающих лед ударами тяжёлых предметов . В 1837 году в Филадельфии (США) был построен деревянный колёсный пароход «City Ice Boat No. 1», предназначенный для колки льда в гавани. Помимо усиленной носовой оконечности на пароходе смонтировали специальное подъемное устройство, с помощью которого на лед бросали тяжёлые гири. «Гиревые» ледоколы получили определенное распространение до изобретения ледоколов современного типа.
Первым в мире ледокольным судном современного типа стал российский буксирный пароход «Пайлот» , построенный в 1864 году. Он представлял собой портовый буксир с переделанной носовой частью, позволявшей наползать на лед и ломать его собственным весом судна, по примеру поморских судов.
Во время холодной зимы 1870/1871 годов власти Гамбурга купили чертежи «Пайлот» и построили ледокол «Айсбрехер-1» (нем. Eisbrecher I; буквально — «разрушитель льда»).
Построенный в 1895 году речной «Саратовский ледокол» на Волге у Саратова.
Позже появились и другие суда подобного типа. Речной «Саратовский ледокол» построен в 1896 году английской фирмой Армстронг по заказу Рязано-Уральской железной дороги для обеспечения действия переправы через Волгу у Саратова. Той же фирмой были построены для России ледоколы «Байкал» (1899) и «Ангара» (1900) для обеспечения работы железнодорожной переправы через Байкал.
Первым в мире арктическим ледоколом стал построенный на верфи Armstrong Whitworth «Ермак» (1898 год — эксплуатировался Балтийским флотом до 1964 года). В 1917 году в Англии был построен «Святогор» (с 1927 года носит имя «Красин» в честь советского полпреда в Лондоне Л. Б. Красина, добившегося его передачи СССР). В 1942 году в составе конвоя PQ-15 «Красин» прошёл из исландского порта Рейкьявик в Мурманск, эксплуатировался Северным морским пароходством и Мурманским морским пароходством.
Современные ледоколы
Балтийский завод (Санкт-Петербург) построил с 1921 по 1941 год 8 ледоколов, в том числе «И. Сталин», «В. Молотов», в период 1956—1958 завод построил 10 речных ледоколов, с 1974 года завод построил серию атомных ледоколов типа Арктика.
Первым в мире ледоколом с атомной энергетической установкой стал ледокол «Ленин» построенный в 1959 году, в 1974 году после схода со стапелей Балтийского судоремонтного завода в Ленинграде были завершены ходовые испытания второго атомного ледокола — «Арктика», который стал головным в одноимённой серии крупнейших ледоколов мира. В августе 1977 г. этот ледокол дошёл до вершины планеты — совершил поход к Северному Полюсу.
В 1988 году был построен советский лихтеровоз «Севморпуть», в мире крупнейшее ледокольно-транспортное судно и одно из четырёх торговых судов с ядерной силовой установкой.
В ноябре 2013 года был заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге и 16 июня 2016 года был спущен на воду новый самый большой и мощный двухреакторный ледокол в мире, который вновь получил имя «Арктика» и стал головным из новой серии атомных ледоколов ЛК-60Я .
Конструкция и особенности атомных ледоколов
Неповторимое сочетание технической изощренности и мощи делает атомные ледоколы великолепными творениями человечества, а их конструкция и особенности – предметом искреннего восхищения. Детальное рассмотрение этих аспектов позволит разобраться в уникальности подобных судов.
Ключевым элементом, выделяющим атомные ледоколы на фоне обычных, является наличие ядерных реакторов в качестве источника энергии. Благодаря этому атомные ледоколы способны действовать на протяжении продолжительных периодов времени, не нуждаясь в постоянном пополнении топлива, что существенно расширяет их возможности в условиях суровых арктических экспедиций.
Специфические требования к прохождению сквозь ледяные преграды обуславливают уникальную форму корпуса атомных ледоколов. Он имеет обтекаемую и облегченную структуру, которая позволяет сократить сопротивление движению и улучшить способность судна преодолевать лед. Важнейшей особенностью является ледовый пояс, обеспечивающий защиту корпуса от давления и ударов льда.
Кроме того, материалы, из которых изготовлены корпуса атомных ледоколов, прошли специальную обработку и испытания, что повышает их прочность и устойчивость к износу. Таким образом, суда сохраняют свою функциональность на протяжении длительного времени, несмотря на экстремальные условия эксплуатации.
Для обеспечения маневрирования в ледяных условиях атомные ледоколы оснащены мощными двигателями и усовершенствованными пропеллерами. Системы управления судном, включая автоматизированные элементы, также адаптированы для выполнения задач в сложных арктических условиях. Необходимо отметить наличие специального оборудования для мониторинга льда, такого как радары и эхолоты, что значительно повышает безопасность движения.
Оперативное обеспечение обслужения экипажа атомных ледоколов имеет важное значение для успешного выполнения миссий. В связи с этим, суда оборудованы современными системами жизнеобеспечения, включая медицинские и спортивные помещения, комфортабельные каюты и общественные зоны для отдыха
Касательно внутреннего устройства, атомные ледоколы имеют несколько отделений, каждое из которых отвечает за определенную функцию. Так, размещаются радиационно-защитные помещения, в которых находятся ядерные реакторы, и где обеспечивается контроль радиационной безопасности. Здесь же располагаются системы охлаждения и утилизации радиоактивных отходов.
Вспомогательные системы, такие как насосы, генераторы и трансформаторы, находятся в отдельных отсеках, что обеспечивает их защиту и изоляцию от возможных воздействий внешней среды и других систем судна.
Атомные ледоколы способны выполнять разнообразные задачи, от сопровождения грузовых судов и научных экспедиций до проведения спасательных операций. Их конструкция и особенности позволяют им маневрировать среди льдин, разрушать многометровые ледяные преграды и прокладывать путь в места, недоступные для большинства других судов.
Как устроен атомный ледокол
Управляя штурвалом на мостике, рулевой приводит в движение гидравлическую рулевую систему, находящуюся в другом конце судна.
На фото изображён вал, поворачивающий руль в соответствии с поворотом штурвала.
Сердцем ледокола является силовая установка, состоящая из двух ядерных реакторов.
Электрогенераторы, подающие ток на электродвигатели.
Чтобы ориентироваться во всей системе ледокола, даже для стандартного моряка требуется как минимум 3 года подготовки, поэтому экипаж укомплектовывается выпускниками специализированных вузов, таких как Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова.
В этом помещении расположены электродвигатели, которые с помощью силы тока приводят в движение оси, соединённые с гребными винтами.
Два электродвигателя боковых винтов расположены в одном помещении, электродвигатель, вращающий центральный винт, находится в соседнем.
На фото: электродвигатель одного из боковых винтов.
А это смежная электроустановка:
На ледоколе повсюду встречаются напоминания о том, что необходимо сделать, и что делать нельзя.
Радиорубка.
Одного заряда уранового топлива хватает на 5-6 лет непрерывной эксплуатации, т.е. всё это время судно может фактически находиться в море, не возвращаясь в порт…если бы не необходимость в провизии: одной загрузки продовольствия достаточно для 7 месяцев плавания — в любом случае солидный срок.
Но как быть с водой? Для обеспечения пресной водой нужд экипажа и оборудования на судне установлены опреснители морской воды, способные выдавать 120 тонн пресной воды в сутки. Соляной остаток, выделяемый из этой воды, подходит для пищевой продукции, но за ненадобностью сбрасывается за борт.
Перемещение по внутренностям ледокола сопряжено постоянными спусками и подъёмами по крутым и узким лестницам.
Так выглядят интерьеры в надстройке судна.
Так как ледокол — ядерный объект, ему необходима сверхпрочная защита, которой он в должной степени обеспечен. Если в борт отсека ядерного реактора ледокола на полном ходу врежется аналогичное судно, реактор не получит повреждений и сможет работать дальше.
Падение самолёта не нанесёт ущерба ядерной установке и не вызовет перебоев в работе.
Что касается прокладывания фарватера во льдах, то судно вовсе не режет лёд, как это может показаться, а именно раскалывает его, наседая на него носовой частью. Поэтому при движении через плотное ледовое покрытие раздаётся громкий звук от ударов носа о льдины, а корпус судна сильно вздрагивает.
Ледокольный флот России
1. Дизель-электрический ледокол «Кару»
2. Дизель-электрический ледокол «Тор»
3. Дизель-электрический ледокол «Иван Крузенштерн» (до 1966 года «Ледокол-6»)
4. Дизель-электрический ледокол «Юрий Лисянский» (до 1966 года «Ледокол-9»)
6. Дизель-электрический ледокол «Семён Дежнев»
7. Дизель-электрический ледокол «Дудинка» (до 2006 года «APU», Финляндия)
8. Дизель-электрический ледокол «Ермак»
9. Дизель-электрический ледокол «Адмирал Макаров»
10. Дизель-электрический ледокол «Красин»
11. Дизель-электрический ледокол «Капитан Сорокин»
12. Дизель-электрический ледокол «Капитан Николаев»
13. Дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын»
14. Дизель-электрический ледокол «Капитан Хлебников»
15. Дизельный ледокол «Мудьюг»
16. Дизельный ледокол «Магадан»
17. Дизельный ледокол «Диксон»
18. Дизель-электрический ледокол «Варандей»
19. Дизель-электрический ледокол «Москва»
-
20. Дизель-электрический ледокол «Санкт-Петербург»
21. Дизель-электрический ледокол с ассиметричным корпусом проекта Р-70202
22. Дизель-электрический ледокол проекта 21900М
23. Дизель-электрический ледокол проекта 22600 (ЛК-25)
Фотодополнение
2005 год. Ледокол «Красин» ведёт контейнеровоз «American Tern» с грузом для американской полярной станции «McMurdo» в Антарктике. Помощь российского ледокола понадобилась после того, как американский ледокол «Polar star» (виден вдали) сломал себе лопасть винта:
Ледоколы «Polar star» (США) и «Красин» (Россия)
Ледокол «Дудинка» в Мурманске
Ледоколы в порту Санкт-Петербурга, 9 июля 2006 года
Слева направо — «Семён Дежнев», «Иван Крузенштерн», «Тор», «Кару» и «Юрий Лисянский»:
Ледоколы «Капитан Николаев» и «Тор» в Кронштадте, 27 июля 2012 года
Финский залив, февраль 2011 года, «Битва во льдах»
Ледокол «Санкт-Петербург» идёт на помощь зажатому во льдах судну:
Ледокол «Москва»:
https://youtube.com/watch?v=qR6Yojhlco8
Функции атомного ледокола
- Прохождение через глубокий лед
Главной функцией атомного ледокола является преодоление толстого и прочного льда, который покрывает морские пути в Арктике. Благодаря своей мощной силовой установке атомный ледокол способен разрушать лед и создавать проход для других судов.
Обеспечение безопасности
Атомный ледокол выполняет функцию обеспечения безопасности плавания других судов. Он активно сотрудничает с грузовыми судами, пассажирскими лайнерами и другими судами, предоставляя им эскортное сопровождение и помощь в преодолении сложных погодных условий.
Научные исследования
Атомные ледоколы являются ценными платформами для проведения научных исследований в Арктике. Они оснащены лабораториями и специальным оборудованием для изучения климатических изменений, состава льда, экологии и других важных аспектов природы и морской среды в регионе.
Поддержка экономической деятельности
Атомные ледоколы играют важную роль в поддержке экономической деятельности в Арктике. Они обеспечивают проходимость морских путей, что позволяет осуществлять грузовые перевозки и экспорт природных ресурсов из региона. Благодаря этому создаются новые возможности для развития и процветания северных территорий.
Спасательные операции
В случае чрезвычайных ситуаций на море, атомные ледоколы могут выполнять функции спасательных судов. Они оснащены специальными системами для помощи людям и другим судам, находящимся в бедственном положении.
Устройство ледокола
Специфика работы ледоколов определяет его конструкцию. Чтобы противостоять толстым паковым льдам, корпус ледокола обшивают стальными листами, а днище делают закругленным.
Атомный ледокол Ленин
Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. При незначительной толщине ледокол разрезает его носовой частью, а затем раздвигает, создавая позади себя свободное пространство. Мощный ледовый покров ледокол преодолевает, наползая на льдины и разламывая их за счет своего веса. Существует несколько приемов создания проходов во льдах, в частности, с помощью крена и балластной цистерны.
Преодоление льда с помощью крена
Для современных российских атомных ледоколов класса «Арктика» совершенно не имеет значения какой толщины лед. Им под силу преодолевать 5-метровые торосы и трехметровый лед на скорости до 20 км/ч.
Преодоление льда с помощью балластной цистерны
В настоящее время эксплуатируются ледоколы двух типов дизель-электрические и атомные. Движение судна осуществляется по следующей схеме: судовой двигатель приводит в действие электрогенератор, а тот в свою очередь – электродвигатель, от которого вращаются гребные винты.
Гребные винты атомохода 50 лет Победы
Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами. Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад. Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты.
Современные ледоколы могут иметь три и даже четыре винта. При четырехвинтовой схеме два находятся в задней и два в передней части. Так передние винты, вращаясь как бы выкачивают воду из-подо льда, тем самым ослабляя опору и обеспечивая его более быстрое разрушение.
Сколько в мире ледоколов
В мире на данный момент насчитывается 10 атомных ледоколов. Если говорить более точно, то можно даже сказать, что 9,5. Нельзя считать полноценным ледоколом атомный лихтеровоз (единственный в мире) с ледокольным носом. Из этих кораблей сейчас только пять в строю, но, что интересно, все 10 были спроектированы в СССР или России.
Так ледоколы прокладывают себе путь.
Семь из них были построены на Адмиралтейских верфях и Балтийском заводе в Ленинграде. Еще два были построены в Финляндии, но ядерные энергоблоки на них поставили в Ленинграде. Только тот самый лихтеровоз был построен на керченском заводе ”Залив”.
Лихтеровоз (иногда называется ”баржевоз”) — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Имеет в конструкции козловой кран для более удобной погрузки. Часто используется для перевозки больших объемов рыбы в контейнерах.
Весь атомный ледокольный флот сейчас принадлежит России и базируется он в порту города Мурманск.
Обеспечение безопасности: одно из главных преимуществ ледоколов
Ледоколы выполняют важную миссию по обеспечению безопасности во время плавания на северных реках и морях, где льды могут создавать серьезные препятствия для судоходства. Они способны продираться через ледяные глыбы и переправляться через морские проливы, чтобы доставлять грузы и людей из одного места в другое.
Важной частью безопасности является обеспечение доступности медицинской помощи. Ледоколы имеют медицинскую команду и оборудование на борту, что позволяет им быстро реагировать в случае необходимости
Кроме того, они также могут использоваться для спасания людей, оказавшихся наледи, или для доставки помощи на удаленные территории, которые могут быть недоступны другими средствами транспорта.
Еще одним методом, которым ледоколы обеспечивают безопасность, является судовое сопровождение. В то время как суда, не имеющие специализированного оборудования для движения по льду, застревают и подвергаются опасности, ледоколы могут дать им поддержку и помочь их привести в безопасное место. Это способствует уменьшению рисков и опасности для судов и пассажиров в зоне ледового покрова.
Итог: Ледоколы играют важную роль в обеспечении безопасности на северных реках и морях. Благодаря своей мощи и способности прорываться сквозь ледяные глыбы, а также благодаря возможности переправляться через морские проливы, они способствуют мгновенному реагированию на опасные ситуации, такие как потеря ориентации летальных больных и оказание помощи для доставки людей и грузов в удаленные области.