«Вспышки озарения» лучше называть «вспышками догадки»
Вместо того чтобы выбрать глубокие математичские рассуждения, мы предпочли наипростейшую задачу: извлечение знакомых слов из памяти.
Представьте, к примеру, что я попросил вас назвать как можно больше продуктов питания. Несмотря на обширность вашего пищевого словарного запаса, вы, к удивлению, начнёте быстро замедляться. Сначала шквалом последуют названия фруктов, затем выпечки и приправ. После этого вы будете делать всё более продолжительные паузы, пытаясь вспомнить.
А теперь, допустим, я попрошу вас назвать как можно больше стран. И хотя в мире насчитывается примерно 200 стран, признанных Организацией Объединённых Наций, большинство из которых вам знакомы, вы, опять же, будете испытывать проблемы с тем, чтобы их сразу вспомнить.
Но что, если я попрошу вас назвать как можно больше продуктов питания и стран? Единственный способ сделать это – сосредоточиться на некоторое время на еде, а затем перейти к странам, когда вы начнёте испытывать трудности с тем, чтобы вспомнить названия продуктов, после чего снова переключиться на еду, когда страны закончатся – и так далее.
Это интересно само по себе и, возможно, указывает на то, что наши воспоминаия организованы таким образом, что продукты питания связаны с другими продуктами питания, а страны связаны с другими странами.
Но эта стратегия переключения также любопытна по другой причине: она даёт возможность узнать, насколько далеко мы способны продвинуться в поиске по категории, которую мы в данный момент не генерируем.
Если бессознательное мышление не является возможным, то любая фоновая деятельность в наших ментальных архивах полностью исключается. То есть, если мы ищем в нашей памяти названия продуктов питания, мы не можем одновременно искать страны, и наоборот. Если бы это было так, то мы бы генерировали названия продуктов или стран быстрее, чем мы можем.
Вместо этого, предположим, что пока мы сосредотачиваем своё сознание на генерировании названий продуктов питания, бессознательные ментальные процессы поиска работают в фоновом режиме, формируя цепочку стран. Затем, когда мы переключаемся на страны, у нас появляется возможность быстро загрузить их – нам не нужно искать их заново, потому что бессознательный поиск их уже выявил.
Если бы одновременный поиск продуктов питания или стран был бы на самом деле возможен, то скорость, с которой мы генерировали бы ответы по обеим категориям, должна была бы быть значительно больше, чем скорость, с которой мы способны генерировать ответы по той или иной категории.
При широком диапазоне тестовых стимулов результаты были однозначными: нет абсолютно никаких признаков того, что мы можем искать Х, когда в текущий момент мы думаем об Y – и наоборот.
Как только мы переключаемся с поиска одной категории на поиск другой, все процессы поиска первой категории, кажется, внезапно прекращаются.
И хотя в случае с бессознательным процессом было бы крайне выгодно работать в фоновом режиме, нет абсолютно никаких доказательств, что это возможно.
Активное бессознательное, способное увеличить силу нашего ограниченного сознательного разума, было бы замечательным благом, работающим в фоновом режиме над бесчисленными трудными проблемами, пока мы живём обычными жизнями. Но бессознательное мышление – это не более чем миф, каким бы очаровательным он ни был. опубликовано econet.ru.
Nick Chater
Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь
https://youtube.com/watch?v=2fP6iWu7DuQ
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet
Бессознательные процессы или подсознание
Подсознание или бессознательное – это те процессы, которые объективно протекают в психике человека, но не осознаются им и не попадают в область активного внимания
Можно сказать, что бессознательное – эта область нашей психики, на которую не обращено наше внимание, но потенциальное внимание обращено может быть
Существенная часть нашей личности и психики находится в области бессознательного или подсознания. Это те процессы и явления в нашей психике, которые во многом управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.
Бессознательную часть нашей личности можно условно разделить на две части: на процессы, которые можно перевести из бессознательного в сознание за счёт осознания, и на процессы, которые не могут быть осознанны в принципе, либо их осознание – это совсем иной уровень, о котором в этом материале говорить не будем.
К бессознательным процессам, которые нами управляют и которые можно осознать, относится множество процессов, например связанных с событиями в нашей жизни, которые мы уже не помним, вследствие чего они выпали из нашего сознания, а также сложные и перекрёстные процессы, возникающие на пересечении или противоречии наших различных мотиваций и эмоций.
Например, в действе нас сильно обидела женщина в зелёном платье, и на протяжении всей жизни женщины в зелёных платьях вызывают у нас неприязнь и раздражение.
В данном примере данную нашу реакцию можно считать бессознательной именно тогда, когда мы не понимаем и не осознаём, почему же нам так сильно не нравятся женщины в зелёных платьях. Соответственно, вспомнив ту обиду из детства, можно данную ситуацию из бессознательного перевести в сознание, осознав то, что происходит внутри нашей психики и почему оно происходит. По этому принципу строится ряд техник и методик в психотерапии, психоаналитике и психодиагностике.
Или, например, мы чего-то очень хотим, но всё время откладываем поступки в этой области на потом (кстати, очень распространённая сложность в жизнях многих людей). Нередко это свидетельствует о бессознательном (неосознаваемом, подсознательном) страхе, который напрямую проистекает из самого желания и различных образов, связанных с ним по ассоциативным связям.
Человек, как правило, не осознаёт данный страх и не понимает, почему же он всё время откладывает на потом начало того, чего он сам так сильно желает. Кстати, именно проявлением данного механизма становится лень и прокрастинация.
Или, например коллега по работе вызывает раздражение по непонятной причине. Если причина этого раздражения неизвестна, то это можно считать бессознательным процессом, но если причину осознать, то это будет уже не бессознательный, а сознательный (осознанный) процессе. К примеру, коллега может раздражать, потому что вызывает зависть вследствие того, что у него хорошая машина, красивая жена и начальник его больше уважает.
Во многом личностный рост и развитие психики строится на осознании бессознательных процессов, на пошаговом и всё большем понимании самого себя и тех причин в нашей личности и психике, которые приводят нас к тем или иным эмоциям, реакциям, поступкам.
К бессознательным процессам также в определённой мере можно отнести интуицию – то чувство, например, когда мы без какого-либо понимания и аргументации просто что-то начинаем знать или ощущать, что нам нужно принять то или иное решение, поступить определённым образом.
Также отдельно стоит отметить, что бессознательные (подсознательные) процессы не поддаются управлению, пока они не осознаны. Потому осознание бессознательного является важным аспектом развития своей личности, личностного роста и получения доступа к управлению теми процессами в нашем бессознательном, которые управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.
Как негатив влияет на работу мозга
У людей с негативным типом мышления мозг перестает синтезировать стимулирующие вещества, которые помогают оптимистам ясно мыслить, находить мотивацию.
Влияние негатива на мозг:
- Человек постоянно прокручивает в голове негативные события. Происходит концентрация внимания на отрицательных моментах. Сознание привыкает к такой модели, начинает работать по привычным шаблонам.
- Разрушаются нервные структуры, которые отвечают за память, чувства, эмоциональный контроль.
- Увеличивается выработка кортизола. Гормон повреждает гиппокамп — эта часть лимбической системы отвечает за формирование новых воспоминаний. Чем больше негативных мыслей, тем сложнее организму нормализовать показатели гормона стресса, положительные воспоминания формируются очень медленно.
- Появляются новые синапсы, нарушаются структура генов. Что приводит к негативным изменениям в структуре мозга.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Хронический негатив приводит к развитию приобретенной беспомощности. Это психологическое состояние, при котором человек прекращает предпринимать какие-либо усилия после нескольких попыток достичь цели. Может затрагивать одну или все сферы жизни. Если вам сложно самостоятельно бороться с негативным мышлением, обратитесь к нашим психологам. Специалисты подскажут вам, как перестать жалеть себя, начать двигаться дальше. Консультации проходят в режиме онлайн, вы можете обратиться к нам в любое время.
Не думать невозможно
Ответ кажется очевидным. Кто же из людей не думает, и думает непрестанно, во сне и наяву, в опьянении и будучи трезвым! Человек не может не думать. Решив не думать, он уже подумал.
Человек не может перестать мыслить ни на одно мгновение. Даже если он болен душевно или духовно, он все равно проводит свою жизнь в разного рода суждениях, хотя бы отрывочных и ложных, мнимо осмысливает то, о чем думать не нужно.
Невозможно убежать от своего ума и не удастся уйти от ответа за свои мысли. И все-таки каждый знает, насколько властно звучит в модернистской речи приказ “Не судить”, то есть “Не быть судимым за свои мысли”.
Антимодернисты научились реагировать на этот приказ с разной степенью остроумия, но, признаемся, и с некоторой долей смущения. Значит, здесь таится неосмысленность, недопустимая в суждении.
Подсознание, сознание и осознанность
Бессознательные поступки
Чаще всего человек думает, будто понимает, что творится у него в голове. Ведь за день мы обдумываем столько мыслей, создаём идеи, и, кажется, это и есть процессы сознания в нашей голове. Вывод логичный, однако неверный. Психологи давно утверждают о существовании подсознания в психике человека, а точнее, бессознательного. Бессознательное решает сложнейшие задачи в процессе нашего мышления.
Конечно, многие из вас слышали и о бессознательном. Если коротко, то это действия, процессы, состояния, которые не осознаются человеком. Ведь сознание не всегда может контролировать наши поступки, чувства и эмоции. Совершая какое-то действие, мы не всегда можем ответить себе на вопрос «Почему я поступил именно так, а не иначе?».
Учёные смогли определить, что именно необдуманные и неосознанные поступки являются проявлением бессознательной сферы, что нередко может определить сущность человека и его стиль поведения. Например, к проявлению бессознательного можно отнести оговорки (те самые «оговорки по Фрейду»), описки, ослышки, сюда же относят сны, грёзы.
По мнению Юнга, бессознательное не может существовать без сознания. То есть психика человека — это единство этих двух понятий.
Осознание — суть понятия
Осознание в структуре сознания — это активная его часть, и направлено оно на преобразование своего состояния, мыслей и эмоций.
Но что значит осознать, и какой смысл несёт в себе этот процесс? Если в сознании человека возникает образ или идея, то он это осознаёт. Процессы сознания и осознания связаны между собой. Осознание наполняет наше сознание содержанием, и без него сознание не имеет сути.
Осознанность — развитие сознания
По мнению учёных, осознанность представляет собой способность человека трезво оценить реальность, ориентироваться в окружающем социуме, в мире. А самое главное — отдавать себе отчёт: где я сейчас нахожусь, что делаю, почему именно так и для чего? Осознанность подталкивает сознание внимать каждому мгновению жизни, сосредотачиваться, а не блуждать мыслями.
В восточных учениях осознанность как практика популярна, о ней говорят как о способности человека ощущать мир не только мыслью, но и телом. И цель нашей жизни, по мнению восточных философов, — осознавать свою жизнь.
Ведь, как мы уже разобрались, чаще всего человек совершает поступки бессознательно, то есть неосознанно. Осознать себя значит научиться контролировать бесконечный поток сознания, перестать тонуть в нём и обрести понимание своего внутреннего «я». Этот процесс противопоставлен автоматизму, которое нам навязывает бессознательное.
Сознание и сознательные процессы
Сознание – эта область нашей психики, в рамках которой мы можем осуществлять управляемое и целенаправленное мышление
Внимание, которым мы можем управлять, является ключевым элементом сознания
Всё, что мы можем понять, о чём можем подумать, что можем представить и вообразить, дать чему-то оценку, всё, что мы помним, всё, к чему мы можем сформулировать своё отношение и свои суждения, – всё это наше сознание. Так же неотъемлемой частью нашего сознания является внутренний диалог.
Именно наше сознание, как правило, мы принимаем за самих себя, принимаем за свою личность, но наше сознание – это лишь маленькая лодочка в огромном океане наших бессознательных и неосознаваемых процессов.
Например, мы можем взглянуть на цветок, который нам понравится, и мы запомним его образ, наши чувства к нему, наши эмоции. Теперь мы можем его вспомнить, можем о нём думать и представлять его, можем прийти к выводу, что такой цветок понравится любимой девушке и так далее. Это всё сознательные процессы.
Все описанные в примере выше процессы становятся следствием того, что нам цветок понравился, и этот факт мы можем запомнить, оценить, о нём мы можем размышлять. Но причина, по которой данный цветок нам понравился, находится намного глубже нашего сознания.
Сознание во многом является местом, где видны только последствия внутренних процессов, и где происходит их разбор. Как в примере с цветком – он нам понравился, и мы не понимаем почему, всё, что мы можем в своём сознании делать, так это следовать за этим, пытаться понять, запомнить, но всё это лишь следствие причины, которая находится в нашей психике глубже сознания – в бессознательных и неосознаваемых процессах.
Например, что-то вызывает у нас страх. В своём сознании мы только реагируем на возникший страх, можем пытаться понять его причину, можем бороться с ним, либо пробовать оправдать то, почему мы ему поддаёмся, но всё это лишь следствие страха, возникшего помимо нашей воли и желания.
Сознание в этом смысле самый поверхностный уровень нашей психики и самый зависимый от происходящих внутри нашей личности процессов. Сознание похоже на поверхность воды, по которой расходятся круги от того, что со дна поднялся пузырёк и лопнул на её поверхности.
Ключевым элементом сознания является такое явление как внимание. Именно способность сознания обращать своё внимание на различные объекты, как внутри психики человека, так и снаружи, отделает его от бессознательных процессов
Логика и внутренний диалог являются важными элементами нашего сознания. Логика, как механизм мышления, и логика, как наука, это воспроизведение общих законов мироздания на понятном для нашего сознания языке, и обучение нашего сознания работе по этим принципам. Использование логики человеком во многом зависит от его интеллектуальных способностей, способностей к анализу и синтезу информации, а также от располагаемых им знаний.
Сознание можно сравнить с фонариком или прожектором, который внутри нашей личности подсвечивает определённые области, которые мы и осознаём. Иное же находится за пределами света прожектора, нам не видно, для нас не очевидно, скрыто от нашего взора.
Взгляд на окружающих
Вокруг вас есть много людей, на которых необходимо равняться. Хватает и тех, кто не заслуживает такого отношения. А все потому, что не бывает абсолютно одинаковых людей, и генетический анализ является тому подтверждением. Даже близкие родственники не могут быть полностью одинаковыми, не говоря уже о посторонних людях. Поэтому не тратьте свои силы на то, чтобы сравнивать себя с другими. Не нужно никому завидовать, поскольку вы не знаете, насколько гармоничен в душе этот человек. Возможно, у него гораздо больше проблем, чем вам кажется. Вы должны понять то, что вы – уникальны. И это должно быть лейтмотивом всей вашей жизни. Позаимствуйте положительный опыт, научитесь делать что-то лучше, определите собственные достоинства. Но никогда не забивайте голову тем, чтобы проводить никому не нужные параллели.
Только по мягкому месту: русский Домострой запрещал иначе наказывать детей
От спортсменов до голливудских звезд: мужчины Наоми Кэмпбелл
Параолимпиец Талай без рук и ног: «чем труднее борьба, тем значительнее победа»
Как негатив влияет на жизнь
Стиль мышления влияет на картину жизни. Избежать мыслей об ошибках, сожаления о неверно выбранном пути, недостигнутых целей могут только те, кто научился воспринимать окружающий мир позитивно. Но получается это не всегда.
Последствия негативного мышления:
- человек не способен жить полноценной жизнью;
- не умеет радоваться мелочам;
- не доверяет людям;
- всегда и во всем ищет подвох;
- не может полностью раскрыть свой потенциал;
- заражает негативом окружающих;
- блокирует творческое начало;
- концентрируется на проблемах и неудачах, что отнимает много жизненных сил;
- не верит в себя;
- нет желания измениться к лучшему.
Важно! У негативистов ухудшается общее состояние здоровья, страдает иммунная система, даже легкие болезни протекают тяжело и с осложнениями.
Не думай о белых обезьянах!
Эту очень известную притчу рассказывают тем, кто хочет научиться управлять своим сознанием, не отдавая его на откуп случайным мыслям, прилипчивым образам и навязчивым идеям.
«Белые обезьяны» с давних времен служат полезной метафорой, описывающей то, как случайно «разбуженный» образ может неотступно следовать за человеком. Но главное здесь – это напоминание о закономерности, которая впоследствии будет изучена нейропсихологами как «доминанта мышления»:
Чем сильнее вы отгоняете от себя назойливую мысль, тем назойливее она становится. Ведь раз за разом, сопротивляясь вам, она как бы «тренирует свои мышцы», соревнуясь с вами за право владеть вашим сознанием.
Другими словами, пытаясь «не думать о белых обезьянах», вы только усиливаете присутствие «обезьян» в вашем мозгу
В результате – вы устаете сопротивляться, а «обезьяны» торжественно празднуют свою победу, полностью и окончательно завладев вашим вниманием
Как защитить свой мозг от подобного агрессивного вторжения? Ведь именно так поселяются и растут, как на дрожжах, в нашем сознании то, что мы условно назвали «белыми обезьянами», а именно:
- зачастую ничем не оправданные страхи («вдруг шефу не понравится мой отчет»),
- отвлекающие нас от актуальных целей и задач навязчивые идеи («может, все же послушать, о чем это так весело моя жена беседует с этим наглым типом»),
- привязавшиеся назойливые образы («никак не могу отвязаться от этой мелодии, что звучит и звучит у меня голове весь день»).
Вся эта «коллекция» бесполезных и отвлекающих мыслей и образов бесконечно «таскается» за вами, лишая вас возможности целиком и полностью сосредоточиться на том, что действительно важно для вас в данный момент. Развитие осознанности, таким образом, предстает как нелегкая задача
Впрочем, к счастью, вполне разрешимая.
Как переломить ситуацию в свою пользу
Используйте для этого современные и проверенные практики развития осознанности. Все советы относительно эффективного управления своим сознанием и защиты его от «белых обезьян» можно объединить в три группы:
- медитативные техники,
- личная умственная практика,
- специальные тренировки, например, выполнение соответствующих упражнений в программе «Викиум».
Научитесь медитации
Это очень важная практика, способствующая освоению умения произвольно сосредотачивать свое внимание или распределять его между несколькими объектами. Для начала можно освоить 2 простых, но весьма эффективных медиативных техники:
- Глубокий здоровый сон. Начните с того, что составьте два списка: первый – что помогает вам быстро засыпать, второй – что мешает вам заснуть. А дальше все просто: организуйте свой вечер так, чтобы все ваши помощники сна были задействованы, а препятствия для засыпания были устранены или нейтрализованы.
- Медитация на природе. Оказавшись в лесу или на берегу озера, обязательно посвящайте 20 минут медиативным упражнениям. Сосредоточьтесь на звуках, шорохах, запахах, деревьях и воде. Пусть все эти ощущения заполнят вас, даже переполнят. Станьте как бы пустым сосудом и помогите всем этим ощущениям «заполнить сосуд». Удерживайте себя в таком состоянии минут 15-20. Пусть вас не смущает, что это немного похоже на то, что называют «чисткой организма», подпитывая его с помощью капельницы витаминными составами и глюкозой. По сути, это такая же чистка вашего разума – гигиеническая процедура для мозга. Вам ведь полезно избавиться от псевдоинтеллектуального шлака, не правда ли?
Освойте личную умственную практику
Вот лишь два совета от психологов, изучающих связь между функциями мозга и познавательными процессами:
1. Создайте собственную систему триггеров. Вспомните ситуацию, когда вы успешно решили какую-то сложную для себя задачу. Что предшествовало вашей высокой работоспособности? Какие ваши действия помогли вам сосредоточиться, а потом работать, ни на что не отвлекаясь от процесса? Это и есть ваши личные механизмы, запускающие эффективное мышление и максимальную концентрацию на задаче, или, иными словами, персональные триггеры полного погружения в осознание проблемного поля.
Проследив несколько таких своих успешных опытов, создайте свою собственную систему триггеров:
- 2-3 триггера для запуска,
- 2-3 триггера поддержания фокуса внимания,
- 2-3 триггера для пополнения ресурсов уставшего ума.
2. Научитесь создавать поток внутри себя. Случалось ли вам переживать такое чувство, будто вас подхватил какой-то удивительно живительный поток? И это не вы управляете сейчас своими мыслями, а они движутся сами по себе, причем движутся они удивительным образом в правильном направлении? А от вас требуется лишь погрузиться в этот поток и наслаждением проживать то, как неожиданно красиво и элегантно решается ваша задача или проблема, еще час назад казавшаяся сложной и даже неразрешимой.
Если случалось, значит, вы знаете, что имел в виду венгерский ученый М. Чикзентмихайли, впервые экспериментально исследовавший это состояние. По его мнению, для «вхождения в поток» необходимо всего одно условие – соответствие сложности задачи и компетенций ее решателя. Подбирайте задачи максимальной сложности, но при этом не превышающую границ вашей компетенции. И поток станет для вас достижимым состоянием!
Тренируйтесь с помощью Викиум
Полезная практика осознанности может быть усвоена с помощью специальных упражнений по развитию мозга, предлагаемых специализированными сайтами.
«Викиум» построен на принципах последовательного усложнения интеллектуальных тренировок с учетом ваших индивидуальных темпов развития. Разнообразие предлагаемых упражнений позволяет выбрать из них, прежде всего, те, которые помогут вам избавиться от ваших собственных слабых характеристик, ухудшающих
мышление,
память,
внимание.
Определение причины
Вы знаете, что болезнь нельзя вылечить, если не знать ее природы. Именно поэтому вам следует определить причину своих негативных мыслей. Как только они появляются в вашей голове, сразу переключитесь на анализ проблемы. Вспомните, что заставило вас усомниться в своих силах, стать печальным и задумчивым. Если вы вспоминаете свой прошлый опыт, постарайтесь проделать работу над ошибками и понять, что в жизни все меняется. То, чем закончилась прошлая история сегодня, вряд ли повторится. Во-первых, потому, что прошло время, и вы изменились. Во-вторых, из-за того, что вы уже переживали этот момент и знаете, как с этим справляться. Поэтому забудьте о сомнениях и постарайтесь сделать все по-другому. Это поможет вам направить свою энергию в правильное русло и забыть о неуверенности.
Вода в помощь
Издавна считалось, что контакт с водой приводит в порядок мысли. Если вы хотите не думать ни о чем, как нельзя лучше поможет поход в бассейн. Плавание расслабляет тело и отвлекает от навязчивых дум. Если в бассейн вы не хотите, просто понежьтесь в ванной. После трудового дня устройте себе настоящий релакс, полежите в теплой водичке. Можете добавить ароматизированную соль или эфирные масла. Хорошо помогает и контрастный душ. Поверьте, после этой процедуры плохие мысли исчезнут без следа. Самый простой вариант (если вы на работе) — это умыться прохладной водой или просто приложить к вискам смоченную салфетку.
Новый взгляд 2
Затем, в 1970-х годах, появился новый взгляд на «Новый взгляд» (Erdelyi, 1974). Гринвальд (1992) называет его «Новый взгляд 2». В этот момент в истории психологии продолжалась когнитивная революция в форме подхода обработки информации к рассуждениям о разуме.
Компьютер был теперь предпочтительной моделью человеческого ума, и с компьютерной метафорой появилось множество теоретических конструкций, которые «приблизились к тому, чтобы заново открыть основные фрейдистские понятия» (Erdelyi, 1985, стр. 59). Цель Нового взгляда 2 заключалась в том, чтобы установить связи между Фрейдом и когнитивной психологией, возникшей в конце 1950-х – 1960-х годов (Erdelyi, 1974).
Новое познание было описано с точки зрения фильтрации и избирательности, а не цензуры. Сторонники нового познания говорили о исполнительных процессах; Фрейд говорил об эго. Появились узлы решения (вместо конфликтов); оперативная память (вместо сознания); подпрограммы, программы и программное обеспечение (вместо психической структуры).
Внезапно сама идея о бессознательных процессах стала не только непротиворечивой, но и «очевидной и фундаментальной особенностью обработки информации человеком» (Эрдели, 1985, p. 59).
Как утверждалось в лагере Нового взгляда 2, это введение новых терминов для обозначения старых идей не было связано с опасениями относительно концепции бессознательного, но исходило из нежелания быть связанными с избыточным багажом, который сопровождает идею психоаналитического бессознательного. Все эти идеи, несомненно, определяли выбор названий, которые Эрдели рассматривал и в конечном итоге выбрал для своей книги на эту тему: «Психоанализ: когнитивная психология Фрейда» 1985 года.
Несмотря на достижения Нового взгляда 2, многие когнитивные психологи продолжали рассматривать бессознательное скептически. Однако, Гринвальд (Greenwald, 1992) утверждает, что нынешние результаты исследований не оставляют сомнений в том, что люди иногда воспринимают вещи без сознательной осведомленности.
В современной литературе можно найти впечатляющий случай, который подтверждает идею о том, что бессознательные когнитивные процессы действительно влияют на реакцию людей в их окружении. Гринвальд приводит множество примеров.
Типичная современная процедура, которая демонстрирует это влияние, включает прайминг (priming — фиксирование установки, эффект предшествования. Прим. пер.). В типичном исследовании прайминга испытуемые проходят два этапа (Tulving & Schacter, 1990). На первом они видят список предметов, называемых мишенями, например, серию изображений. Затем, через несколько минут или месяцев, испытуемых тестируют.
Тест может потребовать, чтобы испытуемые смотрели на размытые изображения и называли то, что видят. Прайминг проявляется, если выполнение теста выше для мишеней, которые встречались ранее, чем для элементов, которых раньше не было. Прайминг может наблюдаться даже в тех случаях, когда стимулы мишени настолько слабы, что сознательно не обнаруживаются.
Некоторые могут сказать, что на людей влияют стимулы, которые не подвергаются сознательной обработке. Но по словам Гринвальда, они связаны с бессознательными процессами, которые не особенно сложны. Скорее, они связаны с относительно простыми когнитивными функциями. Гринвальд кратко излагает это, заявляя, что бессознательное аналитически бесхитростно и его результаты «сильно ограничены».
Под ограниченными результатами Гринвальд скорее всего подразумевал, что не было показано, что бессознательное может заставить людей покупать попкорн, пить кока-колу, стрелять в себя или вообще делать то, что они обычно не делают. Только из-за того, что люди могут реагировать на подсознательное сообщение, это не значит, что они автоматически последуют его указаниям.
Короче говоря, его мнение состоит в том, что бессознательное не является особенно умным. Однако следует упомянуть, что Гринвальд поддерживает не-столь-умное бессознательное наиболее сильно, когда он говорит об одном конкретном значении бессознательного познания, а именно о познании, которое может проявляется при отсутствии внимания.
Мы знаем, где ты живешь
Где именно встречаются НКС, мы уже в курсе. Например, если удалить человеку мозжечок, он не сможет показывать карточные фокусы или виртуозно чатиться в смартфоне, но на его осознанность это никак не повлияет. Он продолжит нормально видеть, слышать, ощущать свое «я» и планировать походы на техно.
Другой пример: если подопытному электрически простимулировать переднюю часть коры, он не испытает никаких субъективных переживаний. Но если направить эти усилия на «заднюю горячую зону» (теменные, затылочные и височные части задней коры), то счастливчика ждет сенсорный приход: световое шоу, цветные мандалы, дереализация и прочие qualia-галлюцинации.
Но надежды хрупки, перспективы туманны, и опять есть проблемы.
Скажем, с мозжечком всё ясно — он прост. Делится на вычислительные модули, работающие обособленно, как клерки в офисе, и у каждого из них свой вход-выход, отвечающий за свою моторную или когнитивную часть задач. Нейронные цепи в модулях тоже незамысловаты: включается один ряд, за ним следующий, за ним еще.
А вот в сером веществе, в «задней горячей зоне», всё куда сложнее: есть петли обратной связи, когда электрическая активность бегает туда-сюда, все части взаимосвязаны и накладываются друг на друга. И тут возникает другая проблема: ученым непонятно, чем же задняя кора так сильно отличается от передней.
Ограда связана с огромной частью областей мозга и отлично подходит на роль «координатора» сознания. Если вживить в клауструм электрод и простимулировать его, пациент (по крайней мере, известный науке — женщина с эпилепсией и удаленным кусочком гиппокампом) выключится из реальности и не будет помнить случившегося. Но пока ограда изучена очень мало, и после смерти Крика за ней следят не столь одержимо.
Открытия нейроученых уже сейчас дают массу практически полезных вещей — например, помогают определять, нужно ли отключать человека от аппарата искусственного питания или он еще в сознании, когда пациент никак и ни на что не реагирует. А вот в теоретической плоскости сплошной Дикий Запад — системных предположений о том, что же такое сознание, насчитывается больше двух десятков.