Что такое сон и почему нам снятся сны: научный разбор

Обучение во сне как способ стать более эрудированным

Мнения ученых о методах быстрого обучения во сне

Учение школьной или университетской программы во сне не может заменить дневные занятия. С помощью гипнопедии закрепляются уже имеющиеся знания или облегчается понимание нового материала. Ежегодно ученые проводят массу экспериментов, которые подтверждают или опровергают эффективность методики.

Особенности обучения во сне, которые необходимо знать, перед тем как экспериментировать над собой:

  1. Наладьте режим дня, спите не менее 8 часов в сутки.
  2. Перед сном должна быть подготовка: прочитайте стих, правила, формулы, ознакомьтесь с таблицей, которую вы планируете прослушать во время сна. Как только проснетесь, сразу повторите новую информацию.
  3. Не надейтесь на метод, заменяя обычное обучение ночным прослушиванием аудиозаписи.
  4. Не включайте запись на всю ночь. Мозг способен воспринимать информацию только в период быстрой фазы. Данный цикл сна возникает 4-5 раз и длится максимум 15 минут.
  5. Специалисты, которые проводят сеансы гипнопедии, рекомендует ученикам верить в действенность методики. Таким образом создается «эффект плацебо»

Совет! Не обязательно слушать новую информацию перед сном или во время него. Можно включать запись, пока вы ведете машину, летите в самолете, бегаете по утрам в парке или плаваете в бассейне.

Большинство аудиокурсов быстрого изучения английского языка, предлагаемых в интернете или книжных магазинах, являются авторскими техниками, которые не подтверждены научно.

Гипнопедия является популярной методикой среди школьников и студентов, которые не хотят тратить много времени на учебу. При правильном использовании особенностей сна можно улучшить память и ускорить мыслительные процессы. Не забывайте, что такие эксперименты не должны влиять на качество и длительность сновидений.

Рефлексы Павлова

В процессе изучения эффективности гипнопедии ученые попутно смогли выяснить — на какие фазы делится сон. Оказалось, что существует быстрая и медленная фазы сна, которые циклично сменяют друг друга. Всего за ночь мозг спящего человека может пройти через четыре — пять таких циклов.

Во время быстрой фазы сна мозг находится во повышенно активном состоянии — он анализирует всю полученную за день информацию, обрабатывает ее и фильтрует. Но человеческая память формируется именно во время медленной фазы сна — в это время наш мозг «перекладывает» воспоминания из краткосрочной памяти в долгосрочную.

Те энтузиасты, которые не оставили попыток найти способ обучения во сне, пытались загрузить информацию в память спящего во время медленной фазы, или во время глубокого сна. Но вскоре стало очевидно, что добровольцы ничего не запоминают. 

Однако неожиданно выяснилось, что во время быстрой фазы сна человеческий мозг способен формировать условные рефлексы. Про условные рефлексы мы все слышали в школе, когда читали про собаку Павлова. Помните, как собаку приучали, что перед едой включается лампочка. После того, как мозг закреплял связку — лампочка — еда, еду из этой цепочки убирали. Но у собаки все равно вырабатывалась слюна при виде включенной лампочки.

Оказалось, что подобные рефлексы способен формировать и спящий мозг. Это было доказано в результате проведения множества экспериментов. Это открытие позволило ученым снова вернуться к теме гипнопедии, но только основанной на выработке рефлексов. 

Утро вечера мудренее

Именно сон спасает нас от амнезии и информационной перегрузки, позволяя нам учиться чему-то новому и лучше запоминать усвоенное. Поэтому бессонная ночь перед экзаменом — самый верный способ на нём провалиться.

Фрагмент картины «Христос, молящийся в Саду». Марко Базаити, ок. 1510-1516 гг.

Исследования показали, что в фазе глубокого сна, в которой мы не видим сновидений, происходит консолидация памяти: информация переводится из оперативной памяти гиппокампа в долговременную память префронтальной коры. Слабые нейронные связи при этом разрываются — так мозг отсеивает ненужные сведения и маловажные впечатления. В это время мозг начинает работать в определённом ритме, который называют сигма-ритмом или веретенообразной активностью, что можно отчётливо увидеть на энцефалограмме.

Существует уже множество исследований, продемонстрировавших значение сна для обучения и тренировки новых навыков. Учёные из Беркли, к примеру, просили участников эксперимента выполнить сложное задание на запоминание. В первый раз все справились с ним примерно с одинаковым успехом. Затем некоторым участникам дали поспать, а другие продолжали бодрствовать. Вечером все снова приступили к заданию. После перерыва на сон участники справились с тестом существенно лучше, а во второй группе результаты почти не изменились.

Чем больше мы узнаём о сне, тем больше понимаем его важность. Уже сегодня при помощи специальных гаджетов вы можете отслеживать ритмы активности головного мозга во время сна: узнать, сколько раз вы просыпались, сколько длилась фаза сновидений, а сколько — фаза глубокого сна

С помощью таких устройств вы можете также настроить оптимальное время для пробуждения.

Но эффективные методики обучения во сне вряд ли появятся даже в будущем. Сон важен, но его функция не в том, чтобы учиться. Для этого есть часы бодрствования. Хотя бы во сне дайте себе и своему мозгу немного отдохнуть.

Опубликовано в журнале «NEWTONEW», 23.08.2017

Сон в руку

Запоминать информацию во сне (наряду с попытками получения инсайтов в спящем состоянии) люди пытались еще в древности. Научное обоснование у этого процесса появилось только в XX веке – вместе с развитием классической доказательной школы. Военные и психиатры разных стран проводили исследования, как курсанты и пациенты запоминают данные, пока спят. Для этого подопытным включали записи или приглашали гипнолога, который работал со спящими.

Развитие метода получило стимул в середине прошлого столетия, когда была изобретена и начала внедряться во врачебную практику энцефалография. Стало возможным получать подробные данные: какой ритм мозга активизируется во сне (альфа, тэта…), как сменяют друг друга фазы быстрого и медленного сна, насколько все это сочетается с получаемой спящим информацией, можно ли по пробуждению ее вспомнить.

Соответственно, с развитием технологий, появлением более совершенных аппаратов ЭЭГ-мониторинга, МРТ эксперименты, как влиять на запоминание во сне, продолжались.

Ученые пришли к выводу, что нельзя просто взять и включить спящему запись, и тот по пробуждению воспроизводит ее так, будто учил. Однако это не помешало популяризации метода, по всему миру, он получил название гипнопедия. Предприимчивые дельцы начали даже продавать желающим основанные на нем курсы (чаще всего – иностранных языков).

Например, у Олдоса Хаксли в его «О, дивном новом мире» мальчик выучивает английский, прослушав во сне по радио лекцию, а когда уже во взрослом возрасте становится во главе правительства, начинает также идеологически обрабатывать население.

В «Гадких лебедях» Стругацких подобным образом обучали вундеркиндов.

В советском сериале «Большая перемена» герой Евгения Леонова Степан Семенович Леднёв, узнав о методе обучения во сне, включает запись предмета и ложится спать, а его дочка Нелли вскоре – радиопередачу, в которой читают шпионский роман, и по итогу в голове мужчины информация перемешивается.

В современном российском мультсериале «Барбоскины» героиня Роза тоже пытается использовать гипнопедию, чтобы быстро выучить предмет, и точно также терпит неудачу.

Для чего человеку сон

Cон — неотъемлемая часть жизни, в рамках которой реализуются важнейшие биологические процессы. Вопреки распространенному мнению о том, что во сне ничего не происходит, врач-сомнолог и заведующий отделением сомнологии Федерального центра оториноларингологии ФМБА Александр Мельников отмечает, что сон — это активное состояние, во время которого организм продолжает жизнедеятельность. В отличие от самого человека, его мозг не спит. Он работает во вторую смену, трудясь над восстановлением организма.

В 1990-е годы российский ученый-физиолог Иван Пигарев представил висцеральную (от лат. viscera — внутренние органы) теорию сна. Он объяснял ее так: «Сон — это то время, когда наш мозг переключается на анализ сигналов, приходящих от внутренних органов. Если в бодрствовании кора мозга занимается сигналами из внешнего мира, во время сна она имеет дело с сигналами из мира внутреннего». Согласно теории Пигарева, во сне мозг проводит диагностику внутренних органов. Когда мы не спим, наши глаза видят, а уши слышат: информация из окружающей среды поступает в мозг. А вот, например, печень или кишечник мы не чувствуем и без учебника по анатомии с трудом сможем их обнаружить. Как раз во сне и происходит «диалог» мозга с внутренними органами.

Сейчас исследователи продолжают активно изучать роль сна в жизни человека, предлагая новые доказательства исключительной биологической роли этого процесса. Единой точки зрения о функциях сна все еще не существует, но все теории объединяет идея о том, что во сне происходит восстановление организма. Роман Бузунов сравнивает сон с техническим обслуживанием автомобиля, который невозможно провести на ходу: чтобы заглянуть внутрь машины, необходимо выключить двигатель.

Александр Мельников помогает систематизировать современные представления ученых о том, что делает сон для нашего организма. По его словам, сон:

  • Очищает головной мозг от продуктов обмена. Во время глубокого сна активизируется специальная глимфатическая система очистки центральной нервной системы (ЦНС). Эту систему обнаружили в 2012 году нейробиолог Майкен Недергаард и ее коллеги из Медицинского центра Университета Рочестера в США. По аналогии с лимфатической системой организма, глимфатическая система представляет собой «мусороуборочный» механизм для ЦНС. Она состоит из сети микроскопических каналов между нейронами, по которым циркулирует спинномозговая жидкость. Ее задача — выводить накопившиеся за день токсины. Нарушения в работе глимфатической системы приводят к скоплению «отходов» в мозге. В результате, человек, лишающий себя качественного сна, подвергается высочайшему риску нейродегенеративных заболеваний, в том числе, болезней Альцгеймера и Паркинсона.
  • Исправляет генетические дефекты нервных клеток, накапливающиеся во время бодрствования. Израильские молекулярные биологи под руководством Лиора Аппельбаума выяснили, что во сне клетки мозга занимаются починкой собственной ДНК. Дело в том, что интенсивная активность нейронов в течение дня ведет к накоплению разрывов и других деформаций в их ДНК. Аппельбаум объясняет: «Это как ремонт ям на дороге. Дорожное полотно неизбежно изнашивается, когда по нему едут машины, особенно в час пик. Чинить ямы рациональнее всего ночью, когда движение не такое плотное». Исследование Аппельбаума показало, что во время бодрствования хромосомы в нейронах почти не двигаются и остаются в частично «свернутом» состоянии. Во сне же хромосомы «расплетаются», раскрывая нити ДНК: запускается процесс починки.
  • Стимулирует иммунную систему. Врачи часто рекомендуют больным побольше спать: сон оказывает поддержку иммунной системе. Достаточное количество сна обеспечивает сбалансированную иммунную защиту с сильным иммунитетом, эффективным ответом на вакцины и менее тяжелыми аллергическими реакциями.
  • Создает условия для работы систем внутренней секреции. Многие гормоны, влияющие на жизнедеятельность организма, выделяются преимущественно во сне. К ним относятся мелатонин, регулирующий циклы сна и бодрствования; гормон роста; кортизол, помогающий адаптироваться к стрессу и лептин, контролирующий аппетит.
  • Консолидирует память. Во сне происходит трансформация краткосрочного запоминания в длительное хранение информации. Именно поэтому специалисты советуют после изучения новой информации поспать: есть все шансы, что информация останется в голове надолго.

Экономика инноваций

Ученые из Саратова научились управлять восстановительными свойствами сна

Обучение во сне: фантазии и реальность

В книге «Возвращение в дивный новый мир» Олдос Хаксли упоминает исправительное учреждение «Вудленд-роуд», где в 1957 году состоялся любопытный эксперимент. Под подушки некоторым заключённым установили миниатюрные проигрыватели, из которых ночью доносились проповеди о нравственном поведении, ценности сочувствия и морального совершенства. Заключённые спали, а в их палатах звучал тихий голос: «С Божьей помощью меня переполняют любовь и сострадание ко всему сущему».

В романе «Дивный новый мир» гипнопедия, то есть обучение во сне, используется, чтобы внушить гражданам желательные образцы поведения, и убедить, что общество «эры Форда» — наилучшее из возможных. Первые экспериментаторы из романа пытались использовать гипнопедию для передачи научных знаний, но эта попытка провалилась. Они пришли к выводу, что со сном интеллектуальная деятельность несовместима: во сне можно внушать, но не учить.

Даже сегодня вы можете легко встретиться с рекламой аудиозаписей и электронных приложений, которые обещают, что во сне вы выучите иностранный язык, улучшите память, станете умнее и креативнее. Действительно ли во сне можно чему-то научиться, или всё это — лишь безответственные выдумки?

Фрагмент картины «Сон святого Иосифа». Антон Рафаэль Менгс, ок. 1773-1774 гг.

Гипнопедией сильно интересовались некоторые советские и американские учёные. Целый ряд исследований свидетельствовал в пользу того, что во сне можно запоминать короткие факты и термины; филолог Леонид Близниченко даже считал, что мозг во время сна может усваивать от 92 до 100% поступающей информации. Постепенно этот энтузиазм утих, но его отголоски слышны до сих пор.

Гипнопедическое обучение пародируется в известном комедийном фильме «Большая перемена». Герой Евгения Леонова мучается, пытаясь запомнить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. В конце концов он просит дочь почитать ему учебник, пока он будет спать. Зубрёжка, мол — это устаревшие методы. Во сне всё запишется прямо «на корочку», в точном соответствии с современными научными знаниями.

Через какое-то время девушка откладывает учебник и включает детективную радиопьесу о космических приключениях. В итоге «передовые методы обучения» подводят героя: на уроке он произносит полную ахинею, смешивая фразы из учебника с прослушанным детективом.

Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы понимать, что во сне мозг не бездействует, а проделывает множество сложных операций. В некоторых отношениях он работает даже активнее, чем в бодрствующем состоянии. Но значит ли это, что спящий мозг способен учиться?

В 1956 году психологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс исследовали спящих людей с помощью электроэнцефалографа. Они пытались понять, действительно ли человек способен воспринимать и запоминать новую информацию во сне. Они пришли к выводу, что это не так: материал запоминался только в том случае, если испытуемые просыпались (об этом свидетельствовали гамма-волны на энцефалограмме).

С этого момента обучение в состоянии сна стало считаться невозможным. Но более поздние исследования заставили пересмотреть устоявшееся мнение.

Ночная активность мозга и альфа-ритм

Учеными выделяются три главные стадии мозговой активности во время отдыха человека:

  • стадия засыпания;
  • «быстрый сон», характеризующийся постепенным угасанием всех реакций, во время которого человек видит сны;
  • «дельта-сон» — стадия глубокого сна, отличающаяся пребыванием мозга человека в покое и перевариванием информации, полученной за день.

Запоминание данных возможно только в состоянии дремоты, после погружения человека в стадию глубокого сна восприятие информации прекращается. Поэтому и существует обучение во сне за 5 минут, ведь «сонное» усвоение материала в принципе не может быть длительным процессом.

Альфа-ритм (стадия поверхностного сна) — нейронный интеллект, природный и самый действенный способ работы мозга человека. Он отвечает за связь между правым и левым полушариями, симбиоз сознания и подсознания, творчество, иммунитет, гормональную систему, психоэмоциональный баланс. Альфа-волны возникают во время спокойного расслабленного бодрствования, когда человек закрывает глаза, погружается в состояние полной релаксации без посторонних мыслей в голове. В такой ситуации все становится возможным.

Наукой подтверждено, что у людей с четко выраженным альфа-ритмом развито абстрактное мышление. Усиленные альфа-ритмы в состоянии транса приводят к релаксации, улучшают восприимчивость и расширяют сознание.

Гениальный ученый А. Эйнштейн неизменно пребывал в подобном состоянии. Стимулирование мозга во время поверхностного сна идеально для закрепления подлежащего изучению материала.

Научное определение гипнопедии

Наверняка каждый задумывался о том, чтобы сэкономить время на обучении, переложив этот процесс на сон. Рекламные ролики обнадеживают, сообщая о 25 кадре.

Возможность учения во сне без затрачивания сил и времени, получило отклик в научных изысканиях. Так, факт обучения в период сна называют гипнопедией. Специалисты в области истории уверяют, что методика уходит истоками в Древнюю Индию. Монахи нашептывали ученикам тексты старых манускриптов, когда они спали.

Обучение, согласно фазам сновидений

Чтобы понимать, допустимо ли выучить за 5 минут во сне необходимую информацию, нужно рассмотреть главные особенности ночного отдыха.

Исследователи выделяют 2 вида сна.

  • быстрый;
  • медленный.

В первом цикле восстанавливаются энергоресурсы организма. Вторая фаза имеет второе название – парадоксальная. Относительно показателей физиологии медленный сон близок к состоянию бодрости. Циклы сна сменяют один другого. Полная фаза зафиксирована на границе 2-х часов. При этом быстрый сон занимает всего 20 минут.

Обучающийся в школе или в ВУЗе желает выучить требуемый материал, например, стих или песню, в течение пяти минут во сне, который плохо запоминается в дневное время.

Термин гипноделии является видом учения во время сновидений и считается:

  • гипнозом, способным исцелять;
  • видом внушения для коррекции процессов психики;
  • получением новых навыков и способностей, полученных на подсознательном уровне.

Чтобы практика имела успех, нужно чтобы навеиваемый материал оставался в памяти длительное время.

Чему возможно обучиться в сновидениях?

Как оказалось, но мозг действительно способен научиться, пока человек беззаботно спит.

Опубликованная статья психологов из Франции, которыми проводилась проверка возможности запоминать музыку, слышимую в момент сновидения. Было выявлено, что люди могут распознавать звуковые сигналы наутро, когда проснутся, хотя не подозревали, что раньше их приходилось слышать.

Исследователи уточнили, что возможность запомнить материал происходит лишь в цикле быстроволнового сновидения, когда активность мозга высокая. Интересный факт, что память наоборот развивается в стадии медленного видения сна. Выходит, что ночью мозг проделывает одновременно несколько действий.

Когда участники испытания спали, учеными запускались разные сигналы звуков, ассоциируемых с отдельным ароматом. В случае зловонного запаха, дыхание участника становилось глубоким. Чтобы дыхание изменилось, требовался один звуковой тон.

Рефлекс на звуки был сохранен также после подъема. Это указывает на развитие ответов, происходящих на глубокой стадии, где необходимость в работающем сознании отсутствует. Выучить английский язык, математику по данному методу вряд ли выйдет.

Другие изыскания в этой области позволили участникам попытаться учить гитарные пассажи. Затем они засыпали. Во сне их просили наиграть то, чему обучились. Первая группа испытуемых отдыхала в обычном режиме. Другая, в это же время предавалась отдыху под мелодию, изучаемую в дневное время. Результаты показали, что второй класс обучаемых участников получил высокие итоги работы в отличие от первой.

В 2013 г психологи из Иллинойского университета выявили, что в период сновидения есть возможность развития музыкальной памяти, а также тренировать пространственную память.

Бонус по приложению Hypnopedia

1. Как понять, что пока я сплю не будет проигрываться реклама или что-нибудь в таком роде?

Все
аффирмации записаны заранее, что
исключает возможность заложить в
подсознание пользователя «лишние»
знания без его ведома. Их можно прослушивать
в любое удобное время и убедиться, что
они содержат только полезные посылы.

2.
Нужно ли прослушивать аффирмации днём?

Желательно
для усиления эффекта. В последней версии
нашего приложения воспроизведение
происходит непосредственно перед
отходом ко сну (не считая включений во
время сна). Кроме того, их можно включать
в плеере в любой момент днём, без
ограничений.

3.
Можно ли пользоваться Hypnopedia
людям с нарушениями сна?

Проблемы
со сном нужно устранять в любом случае.
Использование Hypnopedia в
целом не имеет противопоказаний и
подходит широкой аудитории. При
индивидуальной настройке можно уменьшать
громкость записанных голосов или мелодий
для засыпания, отключать или комбинировать
функции, и при этом придерживаться
режима сна, спать на удобных матрасе и
подушке, не злоупотреблять перед ночным
отдыхом алкоголем и вредной пищей и
т.д.

ЗДОРОВЬЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

Исследователи считают, что сон дан человеку Творцом для внутренней работы мозга в изоляции от окружающего мира.

Сновидения, вероятно, необходимы нам для нормальной жизнедеятельности. А что делает гипнопедия? Она систематически нарушает наш сон. Не нанесет ли это непоправимый вред нашему здоровью? Вполне возможно.

Известный швейцарский исследователь сна, профессор Борбели, заметил однажды: «Имея дело со сном, каждый раз лицом к лицу сталкиваешься с явлением, которое, с одной стороны, кажется предельно простым, а с другой — постоянно ускользает от научного понимания».

Поэтому следует с большой осторожностью относиться к обучению во сне. Наш уровень знаний в этой области, несмотря на гигантские успехи физиологии и медицины, пока недостаточен

В 1965 году в России при Министерстве высшего и среднего специального образования организовали специальную лабораторию по изучению методики гипнопедии. Результаты оказались весьма неплохими, причем отклонений в здоровье испытуемых замечено не было.

После проведения первых двух уроков по программе гипнопедии человек запоминал и воспроизводил 80-85% информации на иностранном языке, причем число ошибок по сравнению с обычными правилами изучения языков стало в четыре раза меньше. Но постепенно методика изучения иностранных языков с помощью гипнопедии сошла на нет. Период, когда это просто было в моде среди тех, кто хотел изучить иностранные языки или другие предметы, постепенно миновал.

Специальные исследования показали, что по эффективности изучения языка метод гипнопедии и метод традиционного изучения сопоставимы. Однако если вы не хотите рисковать своим здоровьем, то учиться лучше все-таки обычным способом, поскольку человеческий мозг — материя более чем тонкая.

Тайная сила подсознания

Мозг человека таит в себе множество неподвластных науке тайн. Его основная функция – запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию.

Слова, которые мы проговариваем, и мысли, возникающие в нашей голове, воздействуют на наше подсознание, способное впитывать все сведения из внешнего мира. Мы могли забыть увиденное, но подсознание еще долго будет хранить эти образы в глубинах разума.

Во время сна у человека расслабляются только мышцы, а мозг не отдыхает никогда. Он всегда функционирует, контролируя жизненно важные процессы. Таким образом, абсолютный покой человека во сне – всего лишь иллюзия, которая скрывает реакцию человека на факторы окружающей среды. Ночью мозг человека работает в более спокойном режиме и воспроизводит сновидения – образы того, что волнует, пугает человека или вызывает любую сильную эмоциональную реакцию.

Сон погружает людей в очень восприимчивое состояние. Сознание спит, а подсознание просыпается. И вполне реально заставить подсознание работать на нас. Об этом феномене было известно еще древнегреческим учителям. Несмышленых учеников отправляли поспать, начитывая им во время сна тот учебный материал, который не был усвоен за время занятий. За несколько минут выучить получалось немного, но за пару часов ученикам удавалось наверстать упущенный материал.

О подобных случаях становилось известно в разное время на разных континентах. Данный факт связывали именно с тайной силой подсознания – способностями, предоставленными каждому человеку самой природой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: