Мода рококо
Название этого стиля имеет французское происхождение и означает «украшение в виде раковины». Отличительными чертами рококо являются изящная декоративность, утонченность, хрупкость, чувственность и некоторая манерность. В этом стиле вы не увидите прямых линий, они имеют изогнутость и плавность. И несмотря на то что рококо — это отход от царственной пышности, он все же является отражением господства аристократической моды, которой дала конец французская революция. Идеалом в данном направлении считался изящный силуэт. Как женский, так и мужской костюм 18 века предполагал утонченные манеры, он диктовал определенные движения и походку, которые оттачивались под бдительным руководством наставников и учителей политеса. Класс буржуазии занимал в обществе довольно высокое положение, однако его от аристократии отделяли хорошие манеры. 18 столетие вошло в историю как век галантности, менуэта, пудры и кружев.
Женская мода второй половины XIX века – стиль позитивизм (1870-80-е годы)
В европейском искусстве стиль позитивизм в отличие от «великих стилей», таких как, барокко, классицизм, не распространился на все виды искусства. В основном его влияние во второй половине XIX века было заметно в декоративно-прикладном искусстве и женском костюме. В живописи же, например, это было время реализма и зарождающегося импрессионизма.
Стиль позитивизм сменил стиль второе рококо в женском костюме и вступил в права с 1870-х годов.
В середине 70-х годов XIX века наблюдается тенденция к упрощению костюма. В моде – стройные высокие фигуры, плотно облегающие фигуру платья.
Портрет Марии Фёдоровны, жены Александра III, Генрих фот Ангели, 1874 г.
«Революция» в мире моды началась с отказа от кринолинов, которые в период стиля второго рококо были настолько широкими, что женщины из-за пышности юбок даже не видели, куда наступают.
Сначала кринолины начинают вытеснять кринолетты – своеобразная накладка в области ягодиц в виде юбки на проволочном каркасе с турнюром. Они продержались недолго: с конца 1860-х до первой половины 1980-х.
Затем появились турнюры – небольшие каркасы из проволоки, либо ватные валики-подушки, которые закрепляли под платье ниже талии.
Все эти приспособления использовались с целью получить объем и пышность юбки в области ягодиц. Постепенно юбки спереди все больше сужаются, конструкция каркаса смещается назад. Начинается эпоха турнюра, который полностью вытеснил кринолин.
К 1870 годам платье «тюник» с турнюрами приобретает странную форму, напоминающую латинскую букву S: спереди юбки строгие прямые, узкие. Сзади – выпуклые. Модный силуэт этого времени – костюмы и платья с юбками, мягко облегающими фигуру и расклешенными книзу, становятся главной отличительной чертой и особенностью стиля позитивизм.
Портрет певицы Е. Л. Лавровской, И. Крамской, 1972 г.
Юбка платья прямая, с треном (тянущийся задний конец платья в виде широкого хвоста), непременно сильно драпировалась, закладывалась бантовыми складками и подбиралась назад. Ткань на юбках ниже трена также закладывалась складками и с изнанки скреплялась тесьмой.
Лиф платья «тюник» – облегающий, гладкий. Рукава – прямые, сужающиеся к запястью. В повседневных платьях практически нет открытых участков тела: все скрывается от подбородка до кистей рук.
Короткий рукав, декольте, открытые плечи допускаются только в вечерних платьях.
Королева Дагмар Мария Федоровна с сестрой
Поначалу такие платья шили из шерстяной ткани, бархата темных оттенков. Дополняли платье «тюник» перчатки из тонкой ткани, зонтики от солнца, длинные нитки бус, небольшие сумочки на длинном шнурке, различные шляпки небольшого размера.
Прически снова становятся высокими со сложной укладкой. Встречаются кудрявые короткие челки. Иногда используются накладные локоны. К началу нового столетия женские шляпки, украшенные перьями, цветами приобрели постепенно вид наколок.
В это время появляются различные виды домашней одежды – пеньюары, халаты с рукавами кимоно, капоты – верхняя одежда широкого покроя. Бальные платья в стиле позитивизм отличались от строгих повседневных нарядов с воротником-стойкой горизонтальным декольте и небольшим шлейфом.
Еще одну модель модного платья, которое иногда называли «вокализ» (звучное), шили из тафты. Декольте и рукава украшали оборками, низ юбки отделывали бахромой, которая при ходьбе издавала своеобразный шелест – «фру-фру». Это считалось очень модным.
В целом русская мода, конечно же, следовала европейским (французским) тенденциям. Тем не менее в середине XIX столетия под влиянием движения славянофилов, которые критиковали подражание западным новым веяниям, появился стиль «а-ля рюс». Женские платья были простыми, без каких-либо дополнительных деталей. Турнюр заменялся небольшой драпировкой или бантом.
Портрет дочери художника Софьи Крамской, 1882 г., художник Крамской Иван Николаевич
На что обратить внимание при покупке трости
Аксессуар следует выбирать очень тщательно и не забывать о главных тонкостях:
- Высота трости должна подходить владельцу — одинаково смехотворно будет выглядеть как слишком высокий, так и низкий вариант.
- Тоже касается и толщины — чересчур изящная мужская трость превратится в прутик в руках массивного человека, а солидная сделает худого обладателя субтильным.
- Набалдашник должен максимально удобно ложиться в руку — кроме того, не быть слишком скользким, большим или хрупким.
- Внизу должен быть металлический наконечник — при его отсутствии трость выдержит лишь пару пеших прогулок.
- Желательно с аксессуаром приобрести и специальную подставку — туда не только можно будет ставить все зонты и трости, но и украсить ею свой интерьер.
Ближе к началу ХХ века трости, к сожалению, стали выходить из моды. Они превратились всего лишь в опору для больных людей, растеряв свой глянец и благородство. Но интерес к ним полностью не угасал. Долгое время необычные трости были предметом коллекционирования для многих людей. В наше время все больше известных личностей, среди которых актеры, политики и бизнесмены, используют ее для придания лоска и богемности своему имиджу.
Каждой трости можно придать эксклюзивный дизайн, которые расскажет о характере владельца многое
Аксессуар станет великолепным атрибутом великосветского модника, задаст тон всему образу и привлечет повышенное внимание
Значение тростей в 19 веке и их символика
В 19 веке трости были не только функциональным аксессуаром, помогающим людям с ограниченными возможностями движения, но и имели глубокую символическую ценность.
Один из основных смыслов, которым трости обладали, была показать социальное положение и статус носителя. Использование трости могло говорить о достатке, богатстве и привилегиях, поскольку они были дорогими и роскошными предметами. В 19 веке трости были сделаны из драгоценных материалов, таких как серебро, слоновая кость и дерево с резьбой, что придавало им особую эстетическую ценность.
Также использование трости могло отражать культурные и социальные нормы времени. Носить трость было модно и престижно. Это было связано с идеалами викторианской эпохи, где достоинство, этикет и хорошие манеры расценивались высоко. Трость использовалась как элемент декоративности и регуляции поведения, что олицетворяло приличие и контроль.
Кроме того, трости могли служить символом власти и авторитета. Их носили высокопоставленные чиновники, армейские чиновники и другие важные персоны, чтобы подчеркнуть свое положение и влияние в обществе.
Трости также могли иметь медицинское значение и использоваться в качестве поддержки для людей с физическими проблемами. Некоторые трости имели специально разработанные рукоятки, чтобы помочь людям с болезнями и нарушениями опорно-двигательной системы.
Таким образом, трости в 19 веке были не только практичным инструментом, но и важным символом социального статуса, эстетической ценности, власти и авторитета. Они отражали культурные и социальные нормы времени и служили средством самовыражения и идентификации для носителя.
Другие модные тенденции прошлого, по которым мы скучаем
- Перчатки Freezy Freakies были модными моделями середины 1980-х годов. Они меняли цвет при воздействии низких температур.
- Популярный модный тренд с XVI по начало XIX века и предшественник современного галстука. Это были длинные кусочки ткани, завязанные на шеях носящих.
- Тога — формальная одежда, популярная в Древнем Риме, сделана из одного куска ткани и накинута на шею и плечи владельца.
- Кринолины были модной женской тенденцией середины XIX века. Это были жесткие корсеты с кольцами, которые держали форму юбки и подчеркивали талию владелицы.
- Монокли. Первоначально разработанное для практичности с целью коррекции или улучшения зрения владельца, глазное стекло с одной линзой приобрело популярность как модный тренд в XIX веке.
- Модная тенденция XVII века — шляпы с широкими полями, сделанные из войлока и часто украшенные страусиным пером.
- Рубашки Гарибальди были модной тенденцией XIX века и начала XX века в Италии. Первоначально это были красные шерстяные военные рубашки, мешковатые на груди и руках.
- Бонеты. Шапки, популярные в разные периоды ранней современной и современной истории, капоты — это головные уборы, часто завязываемые под шеями носящих.
- Мужская обувь на высоких каблуках, впервые завоевавшая популярность в Персии и на Ближнем Востоке благодаря своей практичности при езде верхом на лошади, стала самой модной в Западной Европе XVII века. Король Людовик очень любил этот тренд.
- Популярный модный тренд среди мальчиков в XIX веке — свободные блузы с декоративными оборками спереди и вокруг манжет. Типичная рубашка поэта.
- Женские модные тенденции середины XIX века — легкие брюки, которые служили альтернативой платьям и стали символом движения за права женщин.
- Модная тенденция в 1930-х годах, а затем в 1980-х годах — плечевые накладки — были добавлены во многие модели одежды, чтобы плечи владельца выглядели шире. И сегодня плечики широко используются при производстве пиджаков и других вещей.
Подобные тенденции можно перечислять практически до бесконечности. За последние века сменилось столько разных стилей и направлений моды. Ушло все, что не выдержало конкуренции. Времена меняются и практичные ранее вещи уже таковыми не являются.
Из чего и как делают современные трости
Название трости подсказывает нам, что ранее для ее изготовления использовали тростник. Но малая практичность и привлекательность материала вскоре заставила мастеров отказаться от него. Сейчас же трости ручной работы делают из пород красного и черного дерева, бамбука или даже рогов и костей животных. Низ обязательно оправляется металлической (в наши дни часто титанической) скобой для большей износостойкости от постоянной ходьбы
Но особое внимание, конечно же, уделяется набалдашнику. Он может быть изготовлен из слоновьей кости, металла, перламутра или поделочных камней
Набалдашнику зачастую придают оригинальную форму, выполняя их в виде голов животных или птиц.
Стиль ампир – возрождение античности и «нагая мода»
Женская мода начала века не отличалась сложностью фасонов платья. Господствующий в это время во всем искусстве неоклассицизм с его естественностью и законченностью в российской моде получил название «стиль империя» или шемиз (в переводе с французского «chemise» – рубашка).
Наконец-то женщины освободились от кринолинов и корсетов. И вздохнули полной грудью. Воздушные невесомые наряды из хлопка, крепа, муслина, кружева, шелка в основном светлых оттенков сменили платья из плотной ткани с пышными юбками.
По форме это были простые длинные платья рубашечного покроя в греческом стиле. С маленьким объемом лифа, высоким положением линии талии, которая смещается под грудь и часто выделяется поясом. Руки и шея открыты. Вырезы чаще всего квадратные, реже – закругленные, но всегда глубокие. Рукава–фонарики – короткие, шарообразные, подчеркивающие линию плеч. Длина юбки зависела от времени года. Встречались модели с длинными шлейфами.
Примерно до 1809 года женщины не носили корсеты. Но потом они снова вошли в моду. Хотя их затягивали уже не так сильно, как в предыдущие и последующие эпохи.
Пример лаконичного наряда начала века – портрет Марии Лопухиной, написанный художником Боровиковским.
Портрет Марии Ивановны Лопухиной, художник Боровиковский.
Или парадный портрет Александры Федоровны, жены Николая I.
Портрет Александры Федоровны, Жан-Лоран Монье, 1805 г.
В отличие от французского стиля, наряды российских модниц изысканнее и скромнее. Иногда они используют в своих нарядах какие-то детали и элементы из русского народного костюма.
Портрет княгини Авдотьи Голицыной
С 1810 года платья перестают быть исключительно белого цвета. Адаптируя женский костюм под российский климат, начинают шить однотонные платья из дорогой плотной парчи, бархата. Иногда с длинными рукавами, украшенные вышивкой.
Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой, 1811 г., художник Боровиковский В. Л.
С 1825 года мода меняется. Юбка платья в стиле ампир приобретает неширокую колоколообразную форму. Исчезают шлейфы. Поверх платья дамы надевали коротенькие жакеты-спенсеры – характерная деталь для ампирной эпохи или роскошные кашмирские шали из шерсти тибетских коз, о которых в то время мечтали все модницы.
Женский наряд дополняли длинные перчатки, нитка жемчуга, небольшие бусы на шее, шляпки а-ля Памела, объемные чепцы, «восточные» тюрбаны. Модными становятся русские шубки. Для украшения высоких причесок с кудряшками на висках использовали нежные цветы, еще больше подчеркивающие женственность и легкость образов.
Например, Екатерина Авдулина одета в модное платье первой четверти XIX века с завышенной талией. На ее плечах – ярко-желтая нарядная кашмирская шаль.
Портрет Е. С. Авдулиной, О. Кипренский, 1822–1823
Если провести аналогию с сегодняшней модой, женские платья стиля ампир актуальны и сегодня. Такой фасон визуально вытягивает фигуру, скрывает недостатки и лишние килограммы.
В фильме «Война и мир» (1967 г.) можно полюбоваться нарядами этого периода.
Трости и медицина в 19 веке
В 19 веке трости были широко использованы в медицине. Они служили не только в качестве поддержки, но и как медицинский инструмент, помогающий при различных заболеваниях и травмах.
Врачи рекомендовали трости для пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата, таких как артрит, ревматизм или переломы. Трость помогала снизить нагрузку на больной сустав или кость, облегчая боль и улучшая подвижность.
Трости были также использованы в реабилитационных целях после операций или при перенесенных травмах. Они помогали пациентам восстановить баланс и координацию, позволяя им постепенно возвращаться к нормальной активности.
Медицинские трости в 19 веке обычно были изготовлены из дерева или металла. Деревянные трости были более доступными и широко распространены среди обычных людей. Однако, трости из металла были более прочными и долговечными, и часто использовались врачами и более состоятельными людьми.
Носить трость в 19 веке было также часто связано с социальным статусом. Богатые и привилегированные люди использовали элегантные и изысканные трости как символ своего благосостояния и преуспевания. Такие трости могли быть изготовлены из драгоценных материалов и украшены драгоценными камнями.
Использование тростей в медицине в 19 веке демонстрирует, как эти простые предметы стали важными инструментами для поддержания здоровья и облегчения страданий пациентов. Они не только помогали восстанавливаться после травм и операций, но и являлись символом статуса и преуспевания.
Традиционный костюм
Традиционный русский костюм для холодного времени года включал в себя шубу, зимний головной убор и зимнюю обувь. Нижняя одежда была многослойной, кроме того, время на улице проводили активно, что тоже не давало замерзнуть.
Шуба
Мужская и женская верхняя одежда не различались по материалу. Чаще всего шубу делали из овчины и носили ее мехом внутрь. Интересно, что мехом наружу шубы в обычной жизни не носили — более того, это считалось нарушением нормы. Шубы выворачивали наизнанку только когда хотели напугать или посмеяться: среди святочных шуток были и такие забавы.
В состоятельной крестьянской семье шубы были повседневные и праздничные — украшенные декоративной строчкой. Последние надевали в комплекте с праздничными же головными уборами. По крою они не различались, но хорошая шуба, как и любой другой дорогой предмет, могла передаваться по наследству, что поддерживало само существование традиционного костюма.
фото: Мужчина в овчинном тулупе, 1900 год
Традиционная русская шуба проникала даже в модный городской образ. Городское мещанство, прислуга и даже провинциальное дворянство хоть и стремилось следовать модам, в морозную погоду выбирало традиционную шубу — самый очевидный и радикальный вариант защиты от лютых морозов. К началу ХХ века мужчины начали носить шубы мехом наружу, демонстрируя таким образом роскошные дорогие меха.
Шерстяной платок
К середине XIX века шерстяные платки с цветочной набивкой стали доступны всем слоям населения — их продавали на ярмарках, где они активно раскупались крестьянами. Платки изготавливали на мануфактурах, самая известная из них — фабрика Лабзина в Павловском Посаде, была открыта в 1862 году и действует до сих пор. Под красивый шерстяной платок надевался комплекс традиционного головного убора: повойник или сорока. Этого могло быть достаточно и в морозное время года.
Мужская шапка «татарка»
Если даже летний вариант мужского головного убора в XIX веке был из валяной шерсти (почти как валенок), то чего ожидать от зимнего? Были популярны шапки полукруглой формы из домашнего сукна, подбитые изнутри мехом. Шапку «татарку» подбивали овчиной — а если не было овчины, то ватой. По форме «татарка» могла быть как полукруглой, так и высокой, конусообразной.
В XIX веке появляется шапка «малахай», которую мы называем ушанкой – с клапанами для ушей, затылка и лица. Богатые крестьяне носили малахай на лисьем меху, прочие делали его из овчины.
Стиль романтизм и бидермейер в женском платье
Ампир продержался недолго. Но мода на женственность и утонченность не исчезла. В 30-е годы его сменил стиль романтизм, который по времени совпал с параллельно существующим еще одним необычным и интересным направлением в мире европейской моды – стилем бидермейера в 1820-1840 годы.
Бидермейер – по сути это не название художественного стиля. Так обозначается тридцатилетний период в начале XIX века между наполеоновскими войнами и революциями в Европе. Возникшее в это время художественное направление проявилось преимущественно в немецкоязычных странах в разных сферах искусства и культуры. В том числе и в женском костюме.
Греческие мотивы остаются в прошлом. На смену им приходит классический крой. Появляются платья с пышными юбками с большим количеством складок, с широкими объемными рукавами-буфами, открывающими плечи и шею.
Линия талия возвращается туда, где ей положено быть. И даже если она завышена, то слегка. Тонкую талию подчеркивают широкие рукава, пышные юбки, корсеты, которые снова в моде и затягиваются все туже.
Верхняя часть наряда с не такими откровенными вырезами, как раньше, подчеркивает грудь и низко опущенные плечи, длина юбок поднимается до линии щиколотки. Очень много декоративных украшений: кружев, лент, оборок.
Иногда, но довольно редко, встречаются платья с кринолином. Чтобы поддерживать верхние юбки и создавать эффект пышности, под платье надевают несколько сильно накрахмаленных нижних юбок.
Появляются рукава-жиго. В России их называли в шутку «бараньей ногой». В верхней части рукав был очень объемным и широким. Но постепенно он становился все уже и уже.
Бальные платья чаще всего шили с короткими объемными рукавами-фонариками на манжете. Рукав мог состоять из верхнего длинного рукава из полупрозрачных тканей или шелка и внутреннего короткого, плотного, подбитого ватой или пухом.
Деталям и аксессуарам уделяется огромное внимание: шали, пелерины, зонтики, муфточки, появившийся в это время боа из перьев или меха. Примеры восхитительных женственных нарядов этого времени можно увидеть на картинах Карла Брюллова «Всадница», потрете великой княгини Елены Павловны и портрете Наталье Гончаровой, написанном братом художника Александром Брюлловым
Примеры восхитительных женственных нарядов этого времени можно увидеть на картинах Карла Брюллова «Всадница», потрете великой княгини Елены Павловны и портрете Наталье Гончаровой, написанном братом художника Александром Брюлловым.
«Всадница», К. Брюллов, 1832
Великая княгиня Елена Павловна, К. Брюллов, 1830
Наталья Пушкина. Александр Брюллов, 1831-1832.
Платья уже делятся на повседневные, утренние и бальные. Повседневные модели попроще, без декольте и с длинными рукавами. К ним полагались зонтики от солнца и короткие перчатки. В моде была аристократическая бледность. На плечи набрасывали кружевные косынки-фишю.
Бальные платья шили с короткими или длинными рукавами, открытыми плечами и декольте. Длинные перчатки дополняли вечерний наряд с короткими рукавами. Тонкую талию обязательно подчеркивал пояс с пряжкой или бантом.
Платья носили с шарфом эшарп (опускается сзади на талию, затем его перекидывают спереди на руки, согнутые в локтях), с круглым шарфом из страусовых перьев, из меха, с шалями.
Портрет великой княжны Александры Николаевны, 1837–1844, К. Брюллов
В это же время входит в моду платье-амазонка – женская одежда для верховой езды, состоящая из узкой кофточки и суконной длинной юбки. К ним в комплекте – перчатки и шляпа с вуалью.
Платья шьют уже не только из светлой ткани, но и цветной, даже темной или в клетку. В моду начинают входить кружева, рюши.
Портрет М. А. Бек, Брюллов, 1840
Из шляп этого времени особенно популярен капор с высокой шляпной тульей, куда дамы убирали собранные на затылке волосы. Жесткие широкие поля капора, сужающиеся к затылку, обрамляли лицо. Удерживался он на голове широкими лентами, которые завязывали в бант под подбородком. Дома же дамы носили льняные чепцы, которые постепенно становятся скромнее.
Модные в начале этого периода сложные и высокие прически с разнообразными пучками, асимметричные, с завитыми и взбитыми локонами и кудряшками, с бантами и петлями из волос постепенно сменяются гладкими прическами без кудрей.
В моде прическа с косичками около ушей под названием «а-ля Клотильда», которая пришла из английской моды.
Великая княжна Александра, акварельный портрет Владимира Гау, 1840-е.
Помпезный рококо в современной моде
В наше время у витиеватого и кокетливого стиля рококо немало последователей, если не сказать отъявленных фанатов. Свою любовь к подобному стилю неоднократно демонстрировали в своих коллекциях таких метры мировой моды, как Гальяно, Джейкобс, Вествуд, Прада, Dolce&Gabbana.
Мадонна, Мэрайя Кэрри и Леди Гага вооружились «золотыми стандартами» стиля рококо и барокко для того, чтобы покорять мировую сцену и демонстрировать свой непередаваемый звездный лоск.
Ансамбли всегда яркие и оригинальные. Это прекрасное решение для свадебной церемонии, яркого торжественного мероприятия, выпускного и других памятных событий. Смелые наряды и яркие необычные прически помогут создать просто невероятную по своей красоте фотосессию.
Стилистика утонченного рококо всегда присутствует в свадебных коллекциях культового бренда — Stellade Libero. Невеста, желающая сделать свой свадебный образ особым, притягательным и запоминающимся, может смело выбирать наряды в стиле рококо. Фантастически смотрятся платья сиреневого, светло-голубого, лазурного, песочного, бежевого цветов.
«Щедрый» декор приветствуется. Столь роскошные свадебные платья отлично сочетаются с пышными и необычными манто, длинными шлейфами, оригинальной фатой.
Стиль – второе рококо (1840-60-е годы)
К середине XIX века во Франции вновь восстановилась монархия, свергнутая в конце XVIII века во время Великой французской революции. Вместе с восстановлением старых порядков возродился стиль рококо – одно из самых ярких направлений в истории моды французской аристократии накануне революции. Только теперь он получил название «второе рококо» или «выставочный стиль».
На возрождение этого стиля в женском костюме XIX века повлияли восхищение новой императрицы Франции Евгении эпохой французской королевы Марии-Антуанетты и увлечение светских дам нарядами одной из самых известных женщин XVIII века – маркизы де Помпадур.
В середине XIX века дамы вновь стараются скрыть под многослойной одеждой естественные очертания фигуры. Чтобы выйти в свет, им нужно было надеть нижнее белье: белую длинную рубаху, панталоны и чулки. Затянуться потуже в корсет из китового уса. Как и в период рококо XVIII века в моде снова тонкая талия.
Подготовка завершалась кринолином – каркасом, который состоял из нижних юбок, число которых могло доходить до 6. Самая первая из них была сшита из конского волоса. Ее длина доходила до колена. Только после этого можно было облачаться в платье.
К середине столетия кринолин усовершенствовался. С 1859 года каркас состоял из эластичных стальных обручей. Наступает кринолиновый бум.
В 1850-60-х годах женщины просто утопают в неимоверно широких юбках. Подолы некоторых таких платьев в диаметре достигали 180 см. Такие платья носят не только знатные дамы, но и мало-мальски обеспеченные женщины. Была придумана универсальная модель женского платья со сменным лифом. В зависимости от времени суток менялся верх платья: вечером с юбкой носили верх с открытыми руками и плечами. Днем с той же юбкой – что-то закрытое.
Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II, Франц Винтерхальтер, 1857 г.
Дамские наряды становятся чрезмерно роскошными и особенно вычурными. На смену простым фасонам и легким тканям приходят драпировки из тяжелых тканей. Повседневные и бальные платья шьют из бархата, парчи, атласа, шерсти, штофа, шелка. Появляется новинка – ткань «газ кристалл», которую ткали из нитей двух цветов.
Поменялась и расцветка. Светлые оттенки почти исчезли. Дамские однотонные наряды шьют в основном из ткани темного цвета. Используют полосатую, клетчатую материю. С появлением красителей модными становятся насыщенный красный, лиловый, цвет фуксии.
Наряды все больше «обрастают» цветочками, кружевами, рюшами, бахромой, вышивкой, искусственными цветами.
Принцессы Александра и Дагмара Датские. Франц Винтерхальтер, 1866.
Появляется модная новинка – приталенный жилет казаки, в котором дамы выходили на прогулку или в гости.
Прически стали проще: гладкие, с прямым пробором, тяжелым узлом сзади и несколькими завитками волос. Их украшали гирляндами цветов, диадемами. Или зачесывали и убирали в шиньон.
Капоры и шляпы носили до 1860-х годов. Затем с изменением моды в одежде на смену им пришли маленькие шляпки.
Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина, Франц Винтерхальтер, после 1857
Традиционные черты стиля рококо
Итак, рассмотрим основные качества и характерные черты, раскрывающие суть данного стилистического направления:
- Тонкая талия, которая в 90% случаев формируется благодаря жесткому корсету;
- Неестественность и некая театрализованность по-особому преподносились. Все элементы образа немного преувеличены, утрированы, начиная прической и заканчивая количеством оборок на юбке;
- Белые чулки и перчатки всегда должны дополнять ансамбль в стиле рококо;
- Веер с причудливой отделкой (бахрома, мех, кружевные вставки и целая плеяда рюш);
- Любовь к живым и искусственным цветам, которые украшали не только наряды, но и аксессуары, прическу и даже лицо. Особый шик – роскошные диадемы из золота и серебра инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, кораллами;
- Пышные подолы платьев, которые становились еще массивнее за счет огромного количества всевозможных рюшей, бантиков, цветочных композиций;
- Шлейф пришивали не ко всем нарядам, а только к самым торжественным, «особым». Декор прикрепляли к линии плеч или цепляли чуть ниже уровня талии;
- Излишняя женственность, акцент на слишком тонкой талии, неестественном переходе от линии талии к бедрам. Этот нюанс сильно повлиял и на мужскую моду эпохи рококо;
- Асимметрия присутствовала во всем (прическах, нарядах, аксессуарах);
- Рукава обязательно сужаются к локтям. Обязателен декор в виде каскада лент, позументов и кружевных оборок;
- Особый акцент на нижнем белье.В силу искаженных конструкций платьев, элементы нижнего белья зачастую открывались взору окружающих. Чтобы выглядеть соблазнительно и кокетливо дамы подыскивали интимные наряды, которые не стыдно продемонстрировать. Белье украшали вышивкой, драгоценными камнями, золотой нитью. Основной материал – шелк и кружево.
Изменение популярности тростей к концу XIX века
К концу XIX века популярность тростей начала постепенно уменьшаться. Это происходило по нескольким причинам.
Во-первых, с развитием медицины и фармацевтики появились новые методы лечения, благодаря которым люди меньше нуждались в тростях в качестве поддержки при ходьбе. Например, появились протезы и специальные аппараты для восстановления силы и поддержки ног.
Во-вторых, модные тенденции также повлияли на популярность тростей. В конце XIX века мода стала меняться в сторону более удобной и практичной одежды. Тяжелые и сложные трости уже не смотрелись так стильно и современно. Вместо этого люди стали предпочитать легкие, компактные и функциональные аксессуары.
Также следует отметить, что в конце XIX века произошли крупные изменения в обществе. Развитие промышленности, ускоренный темп жизни и увеличение городского населения привели к изменению культурных ценностей и повседневных привычек. Вместо роскошных и ритуальных тростей, люди стали выбирать более практичные и функциональные предметы.
Таким образом, к концу XIX века популярность тростей снизилась из-за развития медицины, изменения модных тенденций и общественных преобразований. Однако, историческое значение тростей остается и продолжает символизировать статус, достоинство и силу.
Преводные понятия | Описание |
---|---|
Популярность | Степень популярности или известности данного предмета или идеи. |
Медицина | Наука, изучающая механизмы и методы лечения различных заболеваний. |
Фармацевтика | Индустрия, связанная с производством и продажей лекарств. |
Протезы | Искусственные замены для утраченных или поврежденных частей тела. |
Аксессуары | Дополнительные предметы, используемые для дополнения наряда или придания стиля. |
Роскошные | Чрезмерно дорогие и роскошные изделия с целью показать достаток и престиж. |
Ритуальные | Относящиеся к обычаям и традициям, связанным с торжественными событиями или религиозными ритуалами. |
Статус | Положение или ранг в обществе, придающие человеку определенные привилегии и права. |
Достоинство | Качество человека, которое предполагает уважение со стороны других людей. |
Сила | Физическая и моральная сила, выражение власти и влияния. |
Трости в культуре и искусстве XIX века
В XIX веке трость являлась неотъемлемой частью образа достойного и уважаемого джентльмена. Носить трость считалось признаком высокого положения в обществе и хорошего вкуса. Она служила не только средством опоры, но и символом статуса и власти.
Трости были использованы в различных областях культуры и искусства XIX века
Они стали важной деталью в костюмах аристократов на портретах и иллюстрациях
Художники акцентировали внимание на тростях, чтобы подчеркнуть достоинство и образованность своих моделей
Также трости были популярны в литературе и поэзии. Они использовались как символы личностных черт и характеров героев. Некоторые писатели описывали своих персонажей, держащих трость, чтобы передать их интеллектуальность или презрение к миру.
В театре и опере трости также играли важную роль. Актеры использовали их для подчеркивания своего образа и символических действий. Например, держа трость высоко вверх, актеры могли показать свою власть и гордость.
Трости также стали популярны в музыкальных выступлениях. Музыканты дирижировали оркестрами, держа трость, чтобы указывать на ритм и дать указания музыкантам.
В искусстве XIX века трости появлялись в росписях и резьбе на мебели, драгоценных предметах, посуде и даже украшениях. Их изящные формы и узоры подчеркивали вкус и стиль своих владельцев, становясь неотъемлемым элементом декора.
Таким образом, трости в культуре и искусстве XIX века не только выполняли функцию опоры и помощи, но и символизировали статус, интеллектуальность и стиль своих обладателей. Они были неотъемлемой частью образа джентльмена и использовались в различных сферах искусства для выражения личностных черт и символических действий.
Разнообразие дизайна и материалов тростей
Трости, используемые в 19 веке, могли быть выполнены из различных материалов и иметь уникальный дизайн. Они были не только практическим аксессуаром, но и символом статуса и индивидуальности.
Многие трости были изготовлены из дерева, таких как бук, дуб или ореховое дерево. Деревянные трости часто украшались резьбой или гравировкой, создавая уникальные узоры и орнаменты.
Кроме того, трости могли быть выполнены из металла, таких как серебро или золото. Эти трости обычно имели более простой дизайн, но выделялись благородством и роскошью своих материалов.
Трости могли быть также изготовлены из рога животных, таких как коровы или оленя. Роговые трости отличались своей уникальной текстурой и природным цветом.
Кроме того, на тростях могли быть добавлены различные декоративные элементы, такие как ручки из слоновой кости, сделанные в виде животных или символов, а также камни или драгоценности, добавляющие дополнительный эстетический элемент.
Разнообразие дизайна и материалов тростей позволяло людям подобрать трость, отвечающую их вкусам и предпочтениям, а также выражающую их индивидуальность и статус в обществе. Эти аксессуары являлись не только функциональными, но и символическими, отображая социальное положение и стиль своего владельца.
Заключение
Мода приходит и уходит, это неоспоримый факт. Сегодня мы смотрим на пышные платья эпохи Средневековья как на музейный экспонат, но они прочно вошли в нашу в жизнь в рамках свадебной моды. Если посмотреть внимательно, можно увидеть, что мода постоянно ходит по кругу. Тенденции возвращаются снова и снова. Но сегодня больше внимания уделяется практичности. Поэтому, к сожалению, кринолины, фраки и рукава, ниспадающие до земли, уже никогда не станут предметами повседневного обихода. С другой стороны, может именно это и создает вокруг них магическую притягательность. Если бы они и сегодня продавались в каждом магазине, это были бы привычные вещи, пусть не повседневные, но праздничные.