Полярная ночь и полярный день
Полюса Земли – это уникальные места, где наблюдается самый длинный день, который длится 178 суток, и самая длинная ночь, которая длится 187 суток.
На полюсах наблюдается только один восход и один закат Солнца в год. На Северном полюсе Солнце начинает подниматься в марте в день весеннего равноденствия и опускается в сентябре в день осеннего равноденствия. На Южном полюсе наоборот, восход — во время осеннего равноденствия, а закат — в день весеннего равноденствия.
Летом Солнце здесь всегда над горизонтом, и Южной полюс получает солнечный свет круглосуточно. Зимой Солнце ниже горизонта, когда наблюдается круглосуточная темнота.
Северный и Южный магнитный полюс Земли
Магнитные полюса Земли связывают с магнитным полем Земли. Они находятся на севере и юге, но не совпадают с географическими полюсами, так как магнитное поле нашей планеты меняется. В отличие от географических, магнитные полюса смещаются.
Северный магнитный полюс не находится точно в Арктическом регионе, а смещается к востоку со скоростью 10-40 км в год, так как на магнитное поле влияют подземные расплавленные металлы и заряженные частицы от Солнца. Южный магнитный полюс пока находится в Антарктиде, но он также смещается к западу со скоростью 10-15 км в год.
Некоторые ученые считают, что в один день может произойти смена магнитных полюсов, и это может привести к разрушению Земли. Однако смена магнитных полюсов уже происходила, сотни раз за последние 3 миллиарда лет, и это не привело к каким-то страшным последствиям.
Сохранение памяти
По словам Игоря Курдина, уже несколько лет ветераны-подводники пытаются добиться увековечивания подвига экипажей и конструкторов первого проекта советских атомных подлодок. «Первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», должна превратиться в плавучий музей. Все страны свои первые атомные подлодки переоборудовали в музеи, поскольку это памятник не только подводникам, но и кораблестроителям, конструкторам», — не без сожаления сообщил капитан.
Первая лодка проекта 627А, К-3 «Ленинский комсомол», сейчас находится на судоремонтном заводе «Нерпа». «Слава богу, ее пока не режут, но возник вопрос. Один из отсеков является реакторным. Было сказано, что нельзя делать из нее музей, ибо имеется некая наведенная радиоактивность», — сказал Курдин.
По его словам, корабелы придумали оригинальное решение. «Турбинный отсек на лодках этого проекта по габаритам такой же, как реакторный. Поэтому с героической лодки К-181 вырезали турбинный отсек, убрали все механизмы и вставили на место вырезанного реакторного отсека лодки К-3», — пояснил собеседник.
«Поэтому если проект (плавучего музея — прим. ТАСС) будет доведен до ума, то можно будет в нем увидеть один из отсеков, принадлежавший героической подлодке К-181. Она, таким образом, тоже была бы увековечена», — подметил капитан. Санкт-Петербургский клуб моряков-подводников и ветеранов ВМФ предлагает установить этот музей в Санкт-Петербурге, не в Мурманске. По словам председателя клуба, на это есть простая причина — в Мурманске мало туристов, лодку там показывать некому.
«В Петербурге лодка радовала бы глаз туристов наряду с крейсером «Аврора» и ледоколом «Красин». Это дорогостоящая операция, но технически можно перевести лодку по внутренним водным путям, а не буксировать вокруг всей Европы. На то, чтобы это сделать, нужно политическое решение», — сказал в заключение Курдин.
Артур Шайхутдинов
Южный полюс холоднее Северного полюса
Южный полюс гораздо холоднее Северного полюса. Температура в Антарктиде (Южный полюс) настолько низкая, что в некоторых местах этого континента снег никогда не тает.
Средняя годовая температура в этой области составляет -58 градусов по Цельсию зимой, а самая высокая температура была зафиксирована здесь в 2011 году и составила -12,3 градуса по Цельсию.
В отличие от него, средняя годовая температура в Арктическом регионе (Северный полюс) составляет — 43 градуса по Цельсию зимой и около 0 градусов летом.
Существует несколько причин, почему Южный полюс холоднее Северного. Так как Антарктида – это огромная суша, она получает мало тепла из океана. В отличие от нее, лед в Арктическом регионе относительно тонкий и под ним находится целый океан, который смягчает температуру. Кроме того Антарктида находится на возвышении на высоте 2,3 км и воздух тут холоднее, чем в Северном Ледовитом океане, который находится на уровне моря.
Полярная станция «СП-35»
На Северный полюс, ломая лед!
Атомный ледокол «Россия»
2007 год – год, юбилейный для отечественных полярников и богатый на знаменательные события. 70 лет назад начала свою работу первая в мире дрейфующая станция «СП-1» и было положено начало систематических исследований Северного Ледовитого океана и полярных областей земного шара. А в 2007 году мировая система метеорологических наблюдений пополнилась ещё одной научно-исследовательской дрейфующей станцией. Это полярная стация «Северный полюс-35». Символично, что Всемирная метеорологическая организация и Международный совет по науке, в рамках проходящего Международного полярного года 2007-2008, объявили 21 сентября 2007 года первым Международным полярным днем, посвященным морскому льду.
Второй этап экспедиции «Арктика-2007» стартовал 28 августа. И главными её задачами были поиск льдины и организация дрейфующей станции «Северный полюс-35».
И вновь ледяной северный ветер обдувает наши флаги.
Владимир Филатов, представитель экспедиции от MVK
В этом году полярники и ученые столкнулись с неожиданной проблемой: отсутствием льдины, подходящей для функционирования полярной станции. Ее поиски продолжались около трех недель. Научно-исследовательское судно «Академик Федоров» с помощью атомного ледокола «Россия» и палубной авиации обследовали не одну сотню миль морской акватории.
В результате, 18 сентября в 65 милях от архипелага Северная Земля была найдена льдина площадью около 16 квадратных километров. Несмотря на сложные погодные условия, туман и сильный ветер, на дрейфующий лед спустили около 300 тонн груза. На льду были установлены научный и жилой комплексы из 20 помещений; запущены дизельная, радиостанция; было задействовано оборудование для выполнения научной программы. На льдине будут работать 22 специалиста под руководством опытного полярника А. Висневского.
Луч цивилизации пронзает мглу полярной ночи.
Лагерь научно-исследовательской станции «СП-35» на дрейфующей льдине
Официальное открытие «СП-35» состоялось 21 сентября в 18 часов по московскому времени. В честь этого торжественного события Владимир Филатов и Юрий Чубар подготовили символический вымпел от компании MVK, состоящий из трех флагов: России, Москвы и MVK. Этот вымпел был опущен в воду на глубину 2300 метров (глубина, на которой находилась льдина) в момент отшвартовки «Академика Федорова» от дрейфующей льдины.
Долгие поиски льдины в бескрайних просторах Северного Ледовитого океана увенчались успехом!
Торжественное открытие станции «СП-35»
По словам Владимира Соколова, начальника Высокоширотной Арктической экспедиции Арктического и Антарктического института, научный рейс выполнялся в рамках Международного полярного года. Работы, которые велись на «Академике Федорове», и данные, которые будут получены на дрейфующей станции «СП-35», должны внести большой вклад в понимание процессов, происходящих в высоких широтах Арктики. Северный ледовитый океан вносит в глобальное потепление охлаждающую долю. Однако два года назад результаты исследований полярных станций «СП-33» и «СП-34» показали, что некоторые районы Северного Ледовитого океана и Арктический бассейн являются источником углекислого газа. Это очень интересный фактор, который будет детально изучаться. На «СП-35» российские специалисты вместе с немецкими коллегами из института Вегенера будут в течение 8 месяцев проводить ежесуточное зондирование озонового слоя на высоте до 25 км
Это очень важно, так как существуют теории, что в Арктике, как и в Антарктике, существуют пробои озонового слоя
Работа станции началась с передачи первой метеосводки в глобальную сеть сбора метеорологических данных. По традиции открытие станции всегда сопровождается поднятием российского флага. Также участники «СП-35» подняли флаг Петербурга, поскольку коллектив состоит в основном из сотрудников ААНИИ, расположенном на Васильевском острове.
Самые смелые и отважные… конечно, наша команда!
Члены экспедиции с флагами России, Санкт-Петербурга и MVK.
В центре: Владимир Филатов, Анатолий Чубар
Выставочная компания MVK являлась информационным партнером экспедиции «Арктика-2007» и освещала работы по организации “СП-35”. В течение всего периода работ по организации станции команда MVK в составе Владимира Филатова и Юрия Чубара оперативно передавала информацию с места событий. Материалы об экспедиции войдут в историко-патриотический полярный музей компании. Участие компании MVK в экспедиции «Арктика-2007» является очередным этапом развития передвижного музея, основной миссией которого является популяризация среди молодежи полярных профессий, развитие патриотизма и любви к Арктике.
Курьезы похода
С этим путешествием также связан и ряд курьезов. Во-первых, на борту уже вышедшей в море К-181 был обнаружен матрос не из состава экипажа лодки. «Когда уже на лодке в море вышли, «зайца» нашли. Матрос, который помогал грузить продукты, спрятался где-то в трюме. Остался он там не случайно — уж очень хотелось ему попасть на полюс», — отметил Курдин. Таким образом, матрос совершил историческое путешествие вместе с экипажем.
Второй случай произошел при всплытии на полюсе. «Штурман лодки, капитан-лейтенант Виктор Храмцов, впоследствии вице-адмирал, якобы случайно упал между льдом и лодкой. Потом он сказал, что специально как бы поскользнулся, чтобы стать единственным на тот момент человеком, который искупался на Северном полюсе», — добавил собеседник.
Рекордная лодка К-181
К-181 построили менее чем за один год и спустили на воду 7 сентября 1962 года. Уже в следующем, 1963-м, году лодка вписала себя в историю мирового подводного флота. Под командованием капитана второго ранга Ю. А. Сысоева экипаж лодки преодолел подо льдами около 1000 морских миль и 29 сентября 1963 года вывел субмарину точно к полюсу.
Рядом с ним, используя эхоледомер, моряки обнаружили полынью, в которой лодка и осуществила всплытие. Точно на широте 90 градусов были установлены Государственный и Военно-морской флаги СССР.
«Подводная лодка К-181 — это тот же проект, 627А, что и К-3 «Ленинский комсомол». Была целая серия из 12 подводных лодок, К-181 была восьмой. Когда в январе 1963 года она вошла в боевой состав ВМФ, ее тут же начали готовить к походу на Северный полюс. Задача была поставлена четко — всплыть именно на Северном полюсе. Что она и сделала 29 сентября 1963 года», — пояснил Курдин.
В тот день точка полюса была затянута льдом. Курдин рассказал, как подводники проламывали лед. «Там не было открытой воды, лед был порядка 4050 сантиметров толщиной. Но подводные лодки могут проламывать такой лед. У нас есть два способа всплытия во льдах — это статический и динамический. Статический — когда лодка с дифферентом на корму медленно поднимается, упирается в лед носом и боевой рубкой, после этого промываются все цистерны, и лодка давлением взламывает лед толщиной до 1,5 метров».
По словам Курдина, второй способ, динамический, используется только в экстренных случаях или при аварийной ситуации. «Динамическое проламывание — это когда лодка делает это с разгона. Тогда она может проломить и больше, но при этом не исключено повреждение лодки, поэтому способ используется только в аварийных случаях», — поясняет капитан.
Героический экипаж
«Ни для кого не секрет, что в том походе старшим на борту был командующий Северным флотом адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов. Он и руководил всей экспедицией. Там же были политработники, офицеры штаба. Но самое главное — там были флагманские офицеры, штурманы и механики», — поделился подробностями об участниках исторического похода.
В ходе экспедиции испытывался экспериментальный всеширотный навигационный комплекс «Сигма» и опытный образец приемоиндикатора, позволяющий принимать сигналы сверхдлинноволновой системы дальней навигации в подводном положении.
«Там еще был заместитель командира третьей дивизии подводных лодок капитан второго ранга Валентин Павлович Рыков, который по совокупности за участие в испытаниях, единственный в ВМФ, получил звание Героя Социалистического Труда», — добавил собеседник.
Весь поход занял чуть более девяти суток. За это время атомоходом было пройдено 3464 мили. Обширные научные наблюдения, проведенные на корабле в период плавания, дали огромный материал для освоения Северного Ледовитого океана не только военным, но и гражданским специалистам. Командир лодки К-181 Юрий Александрович Сысоев за этот поход был в 1964 году удостоен звания Героя Советского Союза.
Флаг Всемирного фестиваля молодёжи достиг Северного полюса
28 августа 2023
16:08
Участники IV научно-просветительской арктической экспедиции Росатома «Ледокол знаний-2023» установили флаг Всемирного фестиваля молодёжи на Северном полюсе. 15 августа 87 талантливых школьников со всей страны отправились на атомном ледоколе Росатомфлота «50 лет Победы» из Мурманска к верхней точке нашей планеты.
До начала экспедиции глава Росмолодёжи Ксения Разуваева передала флаг ВФМ–2024 двум школьникам — Владимиру и Аделине Ежовым — и дала напутственные слова.
«Перед участниками экспедиции «Ледокол знаний» стоит ответственная миссия — доставить и установить флаг Всемирного фестиваля молодёжи на Северном полюсе, прямо к месту Земной оси, вокруг которой вращается наша планета. И в этом есть особый символизм. Совсем скоро энергетика самой активной молодёжи многих стран будет вращаться вокруг Всемирного фестиваля молодёжи, который пройдёт в Сириусе с 1 по 7 марта 2024 года. И сегодня вы фактически становитесь частью ВФМ–2024. В ваших руках настоящее ценностное знамя предстоящего Фестиваля. Устанавливая его на Северном полюсе, вы заявите всему миру, что основа прогрессивного мироустройства заключается в ответственности, единстве, доброте, милосердии, уважении и справедливости!», — поделилась руководитель Росмолодёжи Ксения Разуваева во время вручения флага ВФМ–2024 ребятам.
В путешествие к крайней точке Земли отправился также талисман Всемирного фестиваля молодёжи: Чебурашка стал пассажиром атомного ледокола «50 лет Победы» и 20 августа встретил свой день рождения на Северном полюсе.
24 августа в порту Мурманска состоялась праздничная церемония завершения экспедиции. Итоги научно-просветительского арктического путешествия подвели глава Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, директор Дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Л.А. Ирлица, капитан судна «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов.
«Уже в четвертый раз Росатом проводит экспедицию «Ледокол знаний». С 2019 года в увлекательном и познавательном путешествии на Северный полюс побывали около 300 детей. Это будущая интеллектуальная элита нашей страны. Еще со времен Игоря Васильевича Курчатова наука двигает развитие развитие атомной отрасли
Поэтому Росатом уделяет особое внимание привлечению в свои ряды молодых ученых и популяризации научных знаний среди школьников и студентов. Уверен, что путешествие на атомном ледоколе, организованное коллективом Атомфлота на высшем уровне, запомнится ребятам навсегда, и они с восторгом будут рассказывать своим друзьям об уникальных технологиях, которые позволяют покорять арктические просторы», — отметил Алексей Лихачев.
Участниками научно-просветительской экспедиции «Ледокол знаний-2023» стали 87 талантливых школьников со всей страны — победители различных интеллектуальных конкурсов и олимпиад. За 10 дней экспедиции они прошли по маршруту «Мурманск — Северный полюс — Земля Франца-Иосифа — Мурманск». Участники успели познакомиться с мирными атомными технологиями, отметить 150-летие открытия Земли Франца-Иосифа и 90-летие Северного морского пути. Наставники рейса также помогли юным исследователям сформировать видение своего будущего: с вершины планеты вернулись будущие атомщики, ученые, изобретатели — или даже будущие члены команды атомного ледокола.
«Участники Всемирного фестиваля молодёжи! Вы приехали в далёкую Россию, познакомились друг с другом и, наверняка, увезёте домой не только воспоминания, но также знания, опыт, а главное – друзей. Нам всё это подарила Арктическая экспедиция, и теперь мы полны сил и желания преображать мир. Давайте созидать мир вместе!» — обратились школьники к участникам ВФМ-2024.
28 августа 2023
16:08
Где находится Северный и Южный полюс: 4 типа полюсов
На самом деле существует 4 типа Северного полюса с точки зрения науки:
Северный магнитный полюс — точка на земной поверхности, на которую направлены магнитные компасы
Северный географический полюс — расположенный непосредственно над географической осью Земли
Северный геомагнитный полюс — связан с магнитной осью Земли
Северный полюс недоступности — самая северная точка в Cеверном Ледовитом океане и самая дальняя от земли со всех сторон
Было также установлено 4 типа Южного полюса:
Южный магнитный полюс — точка на земной поверхности, в которой магнитное поле Земли направлено вверх
Южный географический полюс — точка, расположенная над географической осью вращения Земли
Южный геомагнитный полюс — связан с магнитной осью Земли в южном полушарии
Южный полюс недоступности — точка в Антарктиде, наиболее удалённая от побережья Южного океана.
Кроме того есть церемониальный южный полюс — область предназначенная для фотосъемок на станции Амундсен-Скотт. Она расположена в нескольких метрах от географического южного полюса, но так как ледниковый покров все время движется, отметка сдвигается каждый год на 10 метров.