Максимальное время концентрации детей в соответствии с их возрастом

2. зрение как обработка данных - 
обманутый глаз - невозможный мир

Где машина?

Под каждой коробкой написано условие, и только одно из них верно.

Коробка 1: Машина в этой коробке.
Коробка 2: Машина не в этой коробке.
Коробка 3: Машина не в 1-й коробке.

Так где же на самом деле находится машина?

Ответ:

Машина находится в коробке №2.

Ответ находится методом исключения. В условии задачи сказано, что верно только одно из утверждений.
Тогда: если бы машина была в 1 коробке, тогда верны были бы 2 условия, первое и второе. Однако это противоречит правилам, верно только одно утверждение. Коробка 3 так же дает два верных условия — второе и третье. А значит, нам не подходит. Так и получается, что автомобиль находится в коробке 2.

Как меняются когнитивные способности

Как правило, когнитивные навыки активнее всего формируются детстве, когда мозг более пластичен и без труда выстраивает новые пути в нейронных сетях. Поэтому так часто говорят, что в детстве легко учиться новому. Но это совсем не приговор для взрослого человека.

Да, с возрастом у людей ухудшается [] память и замедляется [] скорость обработки информации. После 30 лет человек становится более консервативным, его мировоззрение уже во многом сформировано, пережитый опыт оберегает от ошибок, а без них практически не бывает развития.

Тем не менее, постоянное обучение и открытость к новым горизонтам, согласно отчету Международного экономического форума «The Future of Jobs» [], остаются самыми востребованными навыками в наши дни.

Контролировать естественное снижение когнитивных способностей можно с помощью образования. В Университете Калифорнии поставили эксперимент [] — предложили пожилым испытуемым 15 часов в неделю (нагрузка бакалавра) изучать испанский язык, фотографию, рисование, музыку и функции iPad. За три месяца у возрастных студентов улучшилась кратковременная память и гибкость ума до уровня 30-летних и более молодых участников эксперимента.

Выходит, что с возрастом учиться особенно полезно. Образование позволяет развивать когнитивные навыки, а когнитивные навыки помогают эффективнее учиться.

Виды памяти

Рассмотрим типологические различия памяти, которые опираются на разные каналы восприятия информации.

  • Зрительная. Способность запоминать и воспроизводить увиденные образы, предметы, явления. Также используется, когда образ сформирован только в воображении — например, при прочтении литературного произведения.
  • Слуховая. Умение воспринимать информацию на слух. Материал запоминается лучше, когда он был услышан. А также это память на мелодии и звуки, она хорошо развита у музыкантов.
  • Двигательная. Способность запоминать и повторять сложные движения после того, как они впервые были выполнены. Этим обусловлено правильное написание слов: человек может не вспомнить, как пишется слово, однако стоит начать писать — «память руки» позволит сделать это без ошибок.
  • Вкусовая. Умение запоминать вкусы и способность их распознавать. Такие люди могут с закрытыми глазами узнать блюдо, часто становятся гурманами, дегустаторами.
  • Обонятельная. Это память на запахи. Она способна вызвать бурю эмоций у человека, едва он услышит знакомый аромат. Вызывает целую ассоциативную цепочку воспоминаний.
  • Осязательная. Это редкий тип, который позволяет запоминать рельеф, образ предмета после прикосновения к нему.
  • Эмоциональная. Это память на впечатления. Наш мозг устроен так, что яркие события оседают гораздо прочнее. Но люди с эмоциональной памятью способны запоминать именно ощущения, впечатления.

Как выглядит процесс концентрации внимания

Для того, чтобы научиться сосредотачиваться, важно понимать, что представляет из себя процесс концентрации внимания. Он включает несколько этапов:

  1. Выбор объекта внимания

Сначала мы выбираем объект или задачу, над которой хотим сосредоточиться. Это может быть конкретная задача, предмет, идея или даже внутренний процесс, такой как дыхание при медитации.

Исключение отвлекающих факторов

Затем мы стараемся исключить или минимизировать влияние отвлекающих факторов. Это может включать создание спокойной и тихой обстановки, выключение уведомлений на устройствах или установку ясных границ для предотвращения вмешательства других людей.

Фокус внимания

Мы направляем свое внимание на выбранный объект или задачу. Это может включать активное проникновение в детали, анализ или погружение в задачу с полным включением в процесс

Поддержание внимания

Важно поддерживать свое внимание на объекте в течение необходимого времени. Это может потребовать усилий и самоконтроля, поскольку могут возникать отвлекающие мысли или импульсы. При этом полезно осознавать эти отвлечения и возвращаться к центральной задаче

При этом полезно осознавать эти отвлечения и возвращаться к центральной задаче.

Оценка результатов

По завершении задачи или сессии концентрации мы можем оценить свои результаты и успех в поддержании внимания. Рефлексия позволяет нам сделать выводы и внести коррективы в следующих ситуациях, где потребуется концентрация.

Процесс концентрации внимания может быть усилен практикой и тренировкой. Регулярные занятия медитацией, развитие навыков планирования и управления временем, а также создание благоприятной рабочей среды могут помочь улучшить способность к концентрации.

От изображения к обработке данных

Девид Марр (David Marr) из Лаборатории искусственного интеллекта при
Массачусетском Технологическом Институте первым попытался приблизиться к
предмету с совершенно другой стороны в своей книге «Зрение» (Vision),
изданной уже после его смерти. В ней он стремился рассмотреть основную
проблему и предложить возможные пути ее решения. Результаты Марра конечно
не окончательны и по сей день открыты для исследований с разных направлений,
но тем не менее основным достоинством его книги является ее логичность и
последовательность выводов. Во всяком случае, подход Марра дает очень
полезную основу, на котором можно строить исследования невозможных объектов
и двойственных фигур. На следующих страницах мы попытаемся проследить ход
мыслей Марра.

Марр описал недостатки традиционной теории зрительного восприятия так:

«Попытки понять зрительное восприятие, изучая лишь нейроны, подобно попытке
понять полет птицы, изучая лишь ее перья. Это просто невозможно. Чтобы понять
полет птицы нам необходимо понять аэродинамику, и только потом структура
перьев и различные формы птичьих крыльев будут иметь для нас какое-то значение&quot.
В данном контексте Марр называет Дж. Дж. Гибсона (J. J. Gobson) первым, кто
коснулся важных вопросов в данной области изучения зрения

По мнению Марра,
самый важный вклад Гибсона состоял в том, что «самое важное в органах чувств
то, что они являются информационными каналами из внешнего мира к нашему восприятию
(…) Он поставил критически важный вопрос – Как каждый из нас получает одинаковые
результаты при восприятии в повседневной жизни в постоянно изменяющихся условиях?
Это очень важный вопрос, показывающий, что Гибсон правильно рассматривал проблему
зрительного восприятия как восстановление из информации, полученной от сенсоров,
«правильных» свойств объектов внешнего мира». И таким образом мы
достигли области обработки информации.

Не должно возникать вопросов о том, что Марр хотел игнорировать другие объяснения
феномена зрения. Напротив, он специально подчеркивает, что зрение не может быть
удовлетворительно разъяснено только с одной точки зрения. Объяснения должны быть
найдены для повседневных событий, согласующиеся с результатами экспериментальной
психологии и всеми открытиями в данной области, сделанными психологами и
неврологами в области анатомии нервной системы. Что касается обработки информации,
то ученым компьютерных наук хотелось бы знать, как зрительная система может быть
запрограммирована, какие алгоритмы наилучшим образом подходят для данной задачи.
Короче, как зрение можно запрограммировать. Только всесторонняя теория может быть
принята как удовлетворительное объяснение процесса видения.

Марр работал над данной проблемой с 1973 года по 1980 год. К сожалению, он не
смог закончить свою работу, но он смог заложить прочный фундамент для дальнейших
исследований.

Глаз как оптическое устройство

Рисунок 1. Анатомия глазного яблока.

Глаз (см. рис. 1) работает подобно фотокамере. Хрусталик (lens) проецирует
перевернутое уменьшенное изображение из внешнего мира на сетчатку (retina) –
сеть фоточувствительных клеток, расположенных напротив зрачка (pupil) и
занимающих более половины площади внутренней поверхности глазного яблока.
Как оптический инструмент, глаз долгое время являлся маленькой загадка.
В то время как камера фокусируется движением хрусталика ближе или дальше
от светочувствительного слоя, его способность к преломлению света
настраивается во время аккомодации (адаптации глаза на определенное
расстояние). Форма глазной линзы изменяется при помощи мерцательной мышцы
(ciliary muscle). Когда мышца сжимается, хрусталик становится более круглым,
при помощи чего сфокусированное изображение более близких предметов
поступает на сетчатку. Диафрагма человеческого глаза настраивается также
как в фотоаппарате. Зрачок управляет величиной раскрытия хрусталика,
расширяясь или сжимаясь при помощи радиальных мышц, окрашивающих радужную
оболочку глаза (iris) характерным для него цветом. Когда наш глаз перемещает
взгляд в область, на которой он желает сфокусироваться, фокусное расстояние
и размер зрачка мгновенно настраиваются под необходимые условия «автоматически».

Рисунок 2. Сетчатка глаза в разрезе


Рисунок 3. Глаз с желтым пятном

Структура сетчатки (рис. 2), фоточувствительного слоя внутри глаза,
очень сложна. Оптический нерв (вместе с кровеносными сосудами) отходит
от задней стенки глаза. В этом месте нет фоточувствительных клеток, и
оно известно под названием «слепое пятно». Нервные волокна разветвляются
и оканчиваются клетками трех разных типов, которые улавливают
поступающий на них свет. Отростки, идущие из третьего, самого внутреннего
слоя клеток, – содержат молекулы, которые временно меняют свою структуру
при обработке поступившего света, и тем самым испускают электрический
импульс. Фоточувствительные клетки называются палочками (rods) и
колбочками (cones) по форме их отростков. Колбочки чувствительны к цвету,
в то время как палочки – нет. С другой стороны фоточувствительность
палочек гораздо выше, чем у колбочек. Один глаз содержит порядка ста
миллионов палочек и шести миллионов колбочек, распределенных по сетчатке
неравномерно. Точно напротив зрачка лежит так называемое желтое пятно
(рис. 3), которое состоит только из колбочек в относительно плотной
концентрации. Когда мы хотим увидеть что-то в фокусе, мы располагаем глаз
так, чтобы изображение падало на желтое пятно. Между клетками сетчатки
много взаимосвязей, и электрические импульсы от ста миллионов
фоточувствительных клеток отправляются мозгу всего по миллиону нервным
волокнам. Таким образом, глаз можно поверхностно описать как фото-
или теле-камеру с загруженной фоточувствительной пленкой.

Рисунок 4. Фигура Kanizsa

«Съем что-то вкусное — значит, ждать беды»

Я всегда думал, что «представь себе» — фигура речи, такая же как «возьми себя в руки». Но когда был подростком, понял, что что-то не так. Как-то раз мы с друзьями проходили психологический тест. Ничего сложного — пустяковые вопросы, вроде «Вы больше любите проводить время с семьей или со своей второй половинкой?» Решалось всё быстро и легко. Но уровень сложности вырос для меня, когда в одном из заданий попросили закрыть глаза и представить пустыню, которую нужно чем-то заполнить. Мне было трудно визуализировать это — в моих мыслях всё складывалось из букв и слов, а не из картинок. Тогда я спросил друга: «Зачем закрывать глаза и что-то представлять, если ты смотришь в темноту?» В тот момент я и узнал, что один вижу внутреннюю сторону своих век.

С детства я всегда побеждал в играх на ассоциации. Да и сейчас приходится частенько прибегать к ним: так мне проще запомнить имена и лица людей. Познакомившись со своим другом, я сразу заметил, что наши пальцы одинаковой длины.

Теория модулей

Рисунок 11. Стереограммы со случайными точками Белы Жулеса, парящий квадрат

Второй стартовой точкой в исследованиях Марра (после работы знакомства с работами Уоррингтон)
является предположение, что наша зрительная система имеет модульную структуру. Выражаясь
компьютерным языком, наша главная программа «Зрение» охватывает широкий круг подпрограмм,
каждая из которых полностью независима от других, и может работать независимо от других
подпрограмм. Ярким примером такой подпрограммы (или модуля) является стереоскопическое
зрение, при помощи которого глубина воспринимается как результат обработки изображений,
поступающих с обоих глаз, которые представляют собой немного отличающиеся друг от друга
изображения. Прежде считалось, что чтобы видеть в трех измерениях, мы сначала распознаем
изображения целиком, а потом решаем какие объекты находятся ближе, а какие дальше. В 1960
году Бела Жулес (Bela Julesz), который был удостоен премией Heineken в 1985 году, смог
продемонстрировать, что пространственное восприятие двумя глазами происходит исключительно
сравнением небольших различий между двумя изображениями, полученными с сетчаток обоих глаз.
Таким образом, можно почувствовать глубину даже там, где нет и не предполагается никаких
объектов. Для своих экспериментов Жулес придумал стереограммы, состоящие из случайно
расположенных точек (см. рис. 11). Изображение, видимое правым глазом, идентично изображению
видимому левым глазом во всем, кроме квадратной центральной области, которая обрезана и
немного смещена к одному краю и снова совмещена с задним планом. Оставшийся белый промежуток
затем был заполнен случайными точками. Если на два изображения (на которых не распознается
никакого объекта) посмотреть сквозь стереоскоп, квадрат, который ранее был вырезан, будет
выглядеть парящим над задним планом. Такие стереограммы содержат пространственные данные,
которые автоматически обрабатываются нашей зрительной системой. Таким образом, стереоскопия
является автономным модулем зрительной системы. Теория модулей показала себя достаточно эффективной.

Как развить концентрацию внимания

Вот семь советов, которые позволят легче концентрироваться и удерживать фокус внимания:

  1. Создайте подходящую обстановку

Обеспечьте себе тихое и спокойное место для работы или учебы, свободное от отвлекающих факторов, таких как шум или мобильные устройства. Создайте удобное рабочее пространство, где вы будете комфортно себя чувствовать и сможете сосредоточиться.

Установите ясные цели и приоритеты

Определите свои цели и задачи, и разделите их на более мелкие и управляемые части. Установите приоритеты и решите, на что вы собираетесь направить основной фокус внимания в данный момент.

Практикуйте медитацию

Медитация может помочь развить вашу способность к сосредоточению

Регулярная практика медитации может укрепить ваше внимание и научить вас управлять своими мыслями и эмоциями. Сосредоточение на дыхании или других точках фокуса помогает развивать навык концентрации

Практики медитации и работы с подсознанием помогают сбываться вашим мечтам, быстрее приходить к намеченным целям и не терять фокус внимания на главном. Поэтому в нашем Клубе Поток ежедневно вы можете учиться и тренировать в себе эти навыки. Тема Клуба меняется ежемесячно, но основы, которые создают опору вашему сознанию даются постоянно.

Практикуйте медитации вместе с единомышленниками в Клубе Поток.

Используйте техники временного отключения

Попробуйте использовать методы временного отключения от отвлекающих факторов. Например, можно установить определенное время без уведомлений на телефоне или использовать приложения для блокировки социальных сетей во время работы или учебы.

Практикуйте “фокусирование на одной задаче”

Работайте над тем, чтобы сосредоточиться на одной задаче в течение определенного периода времени. Избегайте многозадачности и переключения между задачами

Уделите свое полное внимание одной задаче, прежде чем перейти к следующей

Регулируйте свою физическую и эмоциональную составляющую

Поддерживайте здоровый образ жизни, включая достаточный сон, регулярные физические упражнения и здоровое питание. Физическое и эмоциональное благополучие может способствовать лучшей концентрации внимания.

Постепенно увеличивайте время концентрации

Начните с небольших временных интервалов концентрации, а затем постепенно увеличивайте их продолжительность. Постепенно развивая свои навыки, вы сможете увеличить свою способность к концентрации.

Как и при развитии любых навыков, требуется время, терпение и практика

Регулярная тренировка и осознанное управление вашим вниманием помогут вам развить навык концентрации.

Тайна загадки

Загадки Стива Джобса всегда отличались своей сложностью и нестандартным мышлением. Одной из таких загадок была история о блендере. В ней он говорил о кластере восемнадцати блендеров, который способен решить задачу на 17 гигафлопс. Но каким образом это удается?

Стив Джобс сложил слово «восемнадцать» из двух частей — «восемь» и «надцать». «Восемь» относится к количеству блендеров в кластере, а «надцать» к количеству гигафлопсов, способных решить задачу.

Таким образом, загадка Стива Джобса имеет двоякое решение: можно понимать ее как описание кластера из восемнадцати блендеров и его производительности, а можно разгадать ее с помощью разделения слова «восемнадцать» на две части.

Эта загадка является еще одним примером того, как Стив Джобс использовал необычные ассоциации и самые простые средства для передачи сложных идей. Его мышление было всегда свежим и новым, именно поэтому он стал одним из самых влиятельных предпринимателей и технологов своего времени.

Почему Стив Джобс загадал загадку о блендере?

Стив Джобс был известен своей любовью к загадкам и головоломкам. Он использовал их не только для развлечения, но и чтобы проверить интеллект и креативность своих сотрудников. Загадка о блендере, которую он предложил, была одной из таких головоломок.

Слово «блендер» было ключевым словом в этой загадке. Стив Джобс использовал его, чтобы заставить людей думать сложнее и искать нестандартные решения. Он хотел проверить, насколько хорошо они могут мыслить вне известных рамок и находить новые подходы к решению задач.

Возможно, Стив Джобс хотел создать кластер технического мышления среди своих сотрудников. Он знал, что инновации и успех компании зависят от их способности мыслить и действовать по-новому. Загадка о блендере могла быть вызовом, который помогал ему привлекать и находить талантливых людей.

Также возможно, что Стив Джобс видел в загадке о блендере символическое значение. Блендер — это инструмент, который смешивает различные ингредиенты, создавая новые комбинации и вкусы

Возможно, он хотел подчеркнуть важность смешения и комбинирования разных идей, чтобы получить новые идеи и инновации

В любом случае, загадка о блендере отражает уникальный и креативный подход Стива Джобса к решению задач. Он использовал ее не только как инструмент для проверки интеллекта и креативности своих сотрудников, но и чтобы вдохновить их на мыслить по-новому и искать нестандартные решения.

Ошибка в трактовке загадки

Сама загадка задается следующим образом: «У меня есть новый блендер и я хочу попробовать его в действии. Я возьму случайные предметы, закину их в блендер, а затем все одновременно включу. Что получится?»

Чтобы правильно решить загадку, нужно обратить внимание на слово «кластер». Оно означает, что предметы, которые попадут в блендер, должны образовывать группу или скопление

Это влияет на результат смешивания.

Таким образом, правильный ответ на загадку Стива Джобса состоит в том, что при наличии кластера, то есть группы предметов, получится определенный результат смешивания в блендере. Если же предметы выбирать случайно, без образования кластера, результат может быть совсем другим.

«Я, оказывается, всё время просто читала буковки»

Года три назад мы обсуждали с сестрой чтение книг. Она говорила, как это полезно — обдумывать, не торопясь, каждое слово, останавливаться и представлять себе персонажей, интерьер комнаты или пейзаж. А я, оказывается, всё время просто читала буковки.

Только в 19 лет я стала задумываться о своем воображении — экспериментировать, проходить всякие квесты. Я записывала на бумажку задания вроде, например, такого: «Представь щенка. Он сидит или стоит? Пушистый или гладкошерстный? А какого он цвета?» Пыталась визуализировать что-то в своей голове, но цельного объекта у меня не получалось — только отдельные расплывчатые куски, «перетекающие» друг в друга. А иногда и просто набор характеристик в виде текста.

В 2016 году один из создателей Firefox Блейк Росс написал в фейсбуке: «Я только что узнал кое-что о себе, и это взорвало мой мозг». Так он прокомментировал свою афантазию. Западные СМИ стали публиковать скриншоты его поста, и это вызвало огромный резонанс.

А в декабре 2017 года Алан Кендле рассказал свою историю в книге «Афантазия: опыт, восприятие и понимание», после чего многие стали замечать, что тоже не способны оперировать зрительными образами у себя в голове. Для общения таких людей даже была создана сеть The Aphantasia.

Я бы не назвала себя афантастиком в полном смысле слова. В отличие от большинства, мне повезло: у меня хорошая визуальная память — могу запомнить стихотворение, прочитав его три раза вслух. Афантазия не мешает мне жить.

Обычный поток мыслей в моей голове — это не черный экран, а трансляция того, что я получаю с помощью зрения. К примеру, с утра я не представляю, как пройдет мой день, а будто вижу письменные заметки. Очень полезная черта для режиссера! Своей профессиональной деятельностью я занимаюсь только в момент работы, здесь и сейчас, без лишних мыслей. Я не лежу дома, представляя, как бы лучше обыграть сцену с героями.

Обычный для всех визуальный процесс у меня описательный — я пишу чувства, а не вижу картинки.

В школе на уроках рисования мне было трудно: учительница постоянно просила нас представить то, что будет на полотне, и большинство закрывали глаза и сидели так несколько минут. У меня не получалось. В моей голове будто звучал внутренний голос, который твердил: «Нарисуй желтый круг, а от него палочки. Если спросят — скажи, что это солнце». Сейчас, вспоминая такие моменты, радуюсь, что у меня не развилась шизофрения.

Некоторые мои знакомые до сих пор мне не верят. Они говорят: «Напридумывала — сейчас каждый второй хочет казаться особенным». Ну да, я и правда «особенная». Но это не делает меня лучше или хуже.

Нейронные сети

Теория доктора Диспензы утверждает, что каждый раз, переживая какой-либо опыт, мы «активируем» огромное количество нейронов в нашем мозге, которые в свою очередь влияют на наше физическое состояние.

Именно феноменальная сила сознания, благодаря способности к концентрации, создает так называемые синаптические связи – связи между нейронами. Повторяющиеся переживания (ситуации, мысли, чувства) создают устойчивые нейронные связи, называемые нейронными сетями. Каждая сеть является, по сути, определенным воспоминанием, на основе которого наше тело в будущем реагирует на похожие объекты и ситуации.

Согласно Диспензе, все наше прошлое «записано» в нейросетях мозга, которые формируют то, как мы воспринимаем и ощущаем мир в целом и его конкретные объекты в частности. Таким образом, нам лишь кажется, что наши реакции спонтанны. На самом деле, большинство из них запрограммировано устойчивыми нейронными связями. Каждый объект (стимул) активирует ту или иную нейронную сеть, которая в свою очередь вызывает набор определенных химических реакций в организме.

Эти химические реакции заставляют нас действовать или чувствовать себя определенным образом – бежать или застывать на месте, радоваться или огорчаться, возбуждаться или впадать в апатию и т.д. Все наши эмоциональные реакции – не более чем результат химических процессов, обусловленных сложившимися нейросетями, и основываются они на прошлом опыте. Другими словами, в 99% случаев мы воспринимаем реальность не такой, какая она есть, а интерпретируем ее на основе готовых образов из прошлого.

Основное правило нейрофизиологии звучит так: нервы, которые используются вместе, соединяются. Это значит, что нейросети образуются в результате повторения и закрепления опыта. Если же опыт долгое время не воспроизводится, то нейросети распадаются. Таким образом,привычка образуется в результате регулярного «нажимания» кнопки одной и той же нейросети. Так формируются автоматические реакции и условные рефлексы – вы еще не успели подумать и осознать, что происходит, а ваше тело уже реагирует определенным образом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: