Тестирование и результаты
Стимульный материал к тесту Роршаха – 10 карточек с симметричными изображениями, которые создаются чернильными пятнами, мало напоминающими очертания чего-либо конкретного. Половина карточек цветные, половина – чёрно-белые. Задача испытуемого – рассказать и детализировать, что он видит на картинке. Время прохождения теста неограниченно.
Человек не знакомый с нюансами психодиагностики может предположить, что в процессе описания изображения задействовано творческое мышление. На самом же деле наше воображение лишь украшает ответ, но сам его поиск продиктован другими механизмами, не относящимися к фантазии. Роршах был уверен, что те образы, которые в чернильных пятнах видит каждый человек, продиктованы индивидуальными особенностями и качествами личности. Это на первый взгляд кажется, что разглядеть что-нибудь в кляксе задача не особо трудная – фантазируй сколько хочешь. Но наш мозг в данном случае проделывает достаточно сложную работу.
Отправная её точка – отсутствие даже малейшего представления о том, что изображено на карточке. Эта неопределённость запускает ассоциативное мышление, где возникшие образы относятся к сфере осознанного лишь частично. Череда таких ассоциаций объединяется в более сложные образы, и уже на их основе воображение завершает формирование комплексного, логичного представления. Такая цепочка психических актов позволяет выявить те психологические особенности, которые и определяют индивидуальность каждого человека. В этом и заключается основное отличие теста Роршаха от других проективных тестов (тестов, где скрытые эмоции или внутренние конфликты определяются через реакцию на неоднозначные стимулы, проецируемые на участника в ходе тестирования). Его стимульный материал «чистый» — предложенные картинки бесформенны и неопределённы, что исключает любую внешнюю направленность ассоциаций.
После того, как испытуемый завершает работу с чернильными пятнами, его ответы оцениваются с точки зрения двух характеристик: формальной и по содержанию. Формальная оценка ставится на основе особенностей организации восприятия. Анализ в таком случае может строиться на следующих аспектах:
- Оперирование образом в пространстве (всё пятно или часть использованы);
- Избирательность восприятия (сильная реакция на цвет или преимущественно реакция на цвет);
- Динамичность или неподвижность образов;
- Очерёдность реакции.
Оценка по содержанию позволяет судить об особенностях построения ассоциаций. Она относится к одной из четырёх категорий: люди, животные, предметы, фантастические образы.
Ниже мы предлагаем пройти наш вариант теста Роршаха с автоматической интерпретацией, которая, конечно, уступает интерпретации настоящего специалиста в психологии и психотерапии, но всё-таки поможет вам попробовать узнать себя через призму знаменитых клякс.
Оценка теста Роршаха
Оценка теста Роршаха является очень сложной задачей, требующей хорошей подготовки и опыта в проведении этого теста. Только профессиональные психологи имеют должную подготовку и обладают опытом, необходимым для правильной интерпретации результатов. Таким образом, любой «тест Роршаха», который вы можете пройти онлайн в Интернете, или который выполняется/интерпретируется специалистом другого направления, может дать ненадежные результаты или принести мало пользы.
Система оценки Экснера проверяет каждый аспект ответа — от того, сколько пятен используется, и до того, какая история связана с ответом (если она представлена отвечающим), на уровне детализации и типа содержимого ответа. Оценка начинается с изучения качества проработки ответа — другими словами, насколько хорошо он составлен, является ли ответ обычным, неопределенным или произвольным.
Основа оценки связана с кодированием ответа в соответствии со всеми характеристиками пятна, которые участвуют в формировании ответа.Кодируются следующие характеристики:
- Форма.
- Движение — появляется ли в ответе движение.
- Хроматический цвет — когда в ответе используется цвет.
- Ахроматический цвет — когда в ответе используется только черный, белый, или серый цвет.
- Текстура полутона — когда в ответе используется текстура.
- Размерность полутона — когда в ответе используются размеры, относящиеся к полутонам.
- Рассеяние полутона — когда в ответе используются полутона.
- Размерность формы — когда в ответе используются размеры, не относящиеся к полутонам.
- Пары и отражения — когда в ответе используются пары или отражения.
Поскольку многие люди дают сложные и детальные ответы на вопрос о том, что они видят в пятнах, то система оценки использует концепцию «смесей» для учета сложных ответов. Эти смеси учитывают несколько объектов или способ, используемый для описания объекта. Организационная активность ответа оценивает, насколько хорошо организован ответ. Наконец, выполняет оценка качества формы — то есть, насколько хорошо ответ соответствует самому пятну (в зависимости от того, как человек, проходящий тест, описывает его). Если пятно похоже на медведя, и человек описывает его, как медведя, то это может иметь «ординарное» качество формы — вполне приемлемое, но не проявляющее особого творчества или оригинальности.
Существует, конечно, множество популярных ответов на пятна, которые напоминают объекты или создания реальной жизни. Система оценки Экснера учитывает это, предоставляя обширные таблицы для каждой карты, содержащие распространенные ответы и то, как их можно кодировать.
1.3. Распространение методики
После смерти Германа Роршаха его тест постепенно получил широкое признание. В Швейцарии этим тестом занимались Цуллигер, Бин-дер, Мейли-Дворецки , во Франции — Лосли-Устери , в Дании многократно переиздавалось руководство Бома .
Наибольшее распространение эта методика получила в США, где появился ряд направлений и школ. Лидирующее положение среди американских роршахистов занял Клопфер. Он разработал подробную систему опроса и оценок ответов, ввел новые символы и термины, внес ряд интерпретационных новинок; в 1939 г. открыл институт Роршаха, где трудились психологи, психиатры и социологи. Были созданы специальные трехлетние курсы обучения тесту, где диплом выдавался только после определенной практики (не менее 25 собственных наблюдений) и экзамена. Стал выходить специальный журнал, посвященный этой методике.
Из других крупных американских роршахистов следует указать Бека , Хертц , Рапапорта , Форд . Все перечисленные исследователи подходили к тесту с психоаналитических позиций (в наименьшей степени это относится к Беку). Пиотровски , напротив, интересовался преимущественно перцептивными характеристиками ответов и допускал, что использование теста Роршаха сопоставимо с любой личностной теорией (цит. по: Экснер ). Шех-тел в своей книге привел много тонких наблюдений относительно интерпретации ряда категорий ответов. Аронов и Резников посвятили свою монографию содержательным аспектам методики, Франк в серии статей, опубликованных в 1976-1979 гг., обсуждал валидность ряда гипотез Роршаха.
В период, когда тест Роршаха переживал свой расцвет, его широко использовали в вооруженных силах США, Канады, Англии и ФРГ для выявления людей, непригодных к военной службе, и при выдвижении на руководящие должности в армии и в промышленности. В 1960 г. тест Роршаха по степени распространенности занял первое место среди всех психологических методик. Однако после появления ряда статей, критиковавших отдельные теоретические установки теста, интерес к нему постепенно стал падать. Если в 1954 г. ссылки на публикации, посвященные тесту Роршаха, составляли 36,4% ссылок на всю психологическую литературу, то в 1968 г. число таких ссылок упало до 11,3% .
В нашей стране за последние 20 лет появился ряд исследований о применении теста Роршаха при обследовании депрессивных больных , при МДП , опухолях мозга , эпилепсии , у детей , у сенильных больных . Вышла статистическая работа по категории локализации , ряд теоретических статей . Защищены три кандидатские диссертации по методике Роршаха, опубликованы две монографии и методические рекомендации . Методика вошла в программу факультетов психологии университетов.
««« Назад Оглавление Вперед »»»
Тест Роршаха ответы психов. Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест для исследования психики человека, основанный на чернильных кляксах. Метод интересен тем, что изображения подстегивают воображение на свободные ассоциации, по содержанию сравнимые со сновидениями. На основе сюжетов, возникаемых в голове испытуемого, можно многое рассказать о его личности. Так же, как и на полотне «Черный квадрат», в карточках Роршаха каждый увидит свой смысл. У интерпретации теста множество нюансов, поэтому мы все упростили, чтобы его можно было пройти за пару минут.
AdMe.ru предлагает рассмотреть 3 карточки Роршаха и лучше узнать себя через призму знаменитых клякс.
А теперь выберите ответ, соответствующий тому, что вы рассмотрели на карточках:
Вы представили один целостный образ. Это значит, что вы легко можете абстрагироваться и не останавливаться на чем-то одном. Вам свойственно быстро улавливать скрытый смысл и находить непохожие друг на друга решения
Таким умениям можно позавидовать.
Ваше внимание остановилось на определенной детали. Тип вашего восприятия — аналитический
Вы стремитесь вникать во все подробности, скрупулезно изучать информацию и анализировать все детали.
Вы мысленно дорисовали деталь кляксы. Это показатель вашего сопротивления, желания сделать все наоборот. Такое поведение проявляется от негативного отношения к людям и жизни в целом.
Первое, на что вы обратили внимание, — это цвет. Ваша жизнь построена на эмоциях, а из-за нескольких неудач подряд вы можете быстро потерять интерес к жизни. Такое явление в психологии называется «суженность сознания» — неумение охватить всю полноту связей.
Первое, на что вы обратили внимание, — это форма. Вы относитесь к тому типу людей, у кого разум преобладает над чувствами. Такие люди склонны подавлять свои чувства, они боятся показывать свои страхи и давать волю эмоциям. Вас можно сравнить с вымышленным героем из супергеройской картины «Хранители». В одном из эпизодов герою было предложено пройти тест Роршаха, где вместо действительности он выдавал «правильные» ответы.
То, что вы увидели на кляксах, находится в движении. Вы придерживаетесь только внутренних мотивов, быстро перерабатываете и запоминаете новую информацию, легко меняете собственные убеждения. В общем, вы полностью контролируете себя и свои мысли.
Родители
Роршахи состояли в общине маленького города Арбон на севере Швейцарии. Предки Германа не покидали её на протяжении нескольких столетий. Его отец Ульрих стал первым, кто нарушил традицию. В 1882 году он взял в жены Филиппину Виденкеллер и спустя два года покинул родной город.
Сначала они поехали в Цюрих. Но после рождения Германа (в 1884 году) семья Роршахов перебралась в город Шаффхаузен. Ульрих трудился художником-декоратором, но работа не приносила ему удовлетворения. Поэтому Роршах-старший продолжил учёбу в школе прикладного искусства. Он был одарённым рисовальщиком и нередко очаровывал детей изображёнными на бумаге историями. В 1886 году Ульриха взяли учителем живописи в училище и школу Шаффхаузена. Он был остроумным собеседником, заботливым мужем и добрым человеком. Теми же качествами обладала и его жена Филиппина.
История создания метода
Стимульный материал данного теста и основная концепция его использования были разработаны швейцарским психиатром Германом Роршахом в период 1911-21 г.г. Изначально Роршах не считал предложенный им метод психологическим тестом, так как использовал его преимущественно в дифференциальной диагностике шизофрении.
Вместе с тем он заметил, что некоторые характеристики ответов испытуемых коррелируют с определенными поведенческими особенностями. Следует отметить, что чернильные пятна неопределенной формы использовались в клинике и до Роршаха. Обычно испытуемых просили называть те ассоциации, которые у них возникали при взгляде на такие пятна.
При интерпретации результатов основной упор делался на анализе содержания ответов испытуемых. В отличие от своих предшественников, Роршах предложил совершенно новую концепцию использования чернильных пятен, которая и обусловила впоследствии уникальные диагностические возможности его теста
Концепция Роршаха заключалась в том, что он уделял основное внимание не ассоциативным процессам испытуемого, которые находили свое воплощение в содержании ответов
Основное внимание Роршах уделял процессам распознавания тех или иных обьектов при восприятии пятен. Именно проявления нарушений восприятия в ответах психически больных людей явились критериями дифференцирования их от ответов здоровых
Особенности восприятия испытуемого проявляли себя не столько в содержании ответа, сколько в формальных его характеристиках. Эти характеристики включали локализацию названного испытуемым объекта в пятне, а также те особенности самих пятен, которые выбирались испытуемым для формирования ответа.
Роршаху принадлежит выделение таких особенностей пятен, как форма или контуры пятна, цвет пятна, а также их некоторые необычные особенности, которые побуждали испытуемых формировать ответы на основе узнавания в них движений человека. Здесь необходимо отметить, что изготовленные Роршахом стимульные пятна, в отличие от других используемых в то время чернильных клякс, обладали некоторыми необычными свойствами. Дело в том, что пятна, которые использовал Роршах, не были полностью аморфными.
Он специально сделал некоторые области пятен более определенными по контурам, чтобы они напоминали совершенно конкретные объекты. Роршах справедливо полагал, что если психически больные искаженно воспринимают хорошо знакомые объекты, то они также будут давать совершенно иные ответы при идентификации именно тех областей пятна, которые имели более определенные контуры. Данные особенности пятен впоследствии стали основой для теоретического концептуального обоснования психодиагностической природы теста Роршаха.
К сожалению, Роршах не смог сам развить свои идеи, так как скоропостижно умер в 1922 году, через 7 месяцев после опубликования теста. После смерти автора методики дальнейшее развитие тест Роршаха получил в США, где, начиная с 30-х годов, интерес к нему начал расти, и он стал приобретать популярность. Всего в США было сформировано 5 основных подходов к использованию теста Роршаха. Первые два подхода были созданы С.Беком и М. Гертц, которые придерживались традиционного роршаховского взгляда на эту методику.
9 стр., 4113 слов
Понятие тест, тестирование
… надежности и валидности были наборы заданий с выбором ответов, создаваемые практически повсеместно на рубеже 60 —70 … условия, используя единые критерии оценки. Понятие тест, тестирование Слово «тест» произошло из старофранцузкого языка и имеет … Согласно современных словарных определений для психолого-педагогической области тест — это 1)объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся …
Основное значение эти исследователи придавали стандартизации тестирования и сбору данных методом Роршаха. Следующий известный подход, предложенный Б. Клопфером, был основан на психоаналитической интерпретации формальных характеристик ответа испытуемого. Еще одна система использования теста система З.Пиотровского была ориентирована на исследование методом Роршаха неврологических больных с органической патологией головного мозга.
Очередной психоаналитический подход к использованию теста Роршаха был разработан Д. Рапапортом. Его идеи относительно теста Роршаха были развиты Р.Шафером, который представил первую попытку интерпретации содержания ответов с точки зрения психодинамики личности испытуемого. В Европе наиболее крупным ученым, работавшим с тестом Роршаха, был Э.Бохм. К сожалению, в 70-е годы дальнейшее систематическое развитие Европейской школы по применению теста Роршаха практически прекратилось.
Интерпретация результатов по карточкам
Карточка 1
На этой карточке изображено черно-белое пятно. Чаще всего пациенты видят в ней летучую мышь, бабочку или моль. Карточка помогает определить тип личности.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Ощущение | Расшифровка |
1 | Летучая мышь | Неприятность | Боязнь внешнего мира и скрытые внутриличностные проблемы |
2 | Бабочка | Позитив | Способность расти, меняться и преодолевать трудности |
3 | Моль | Опустошенность | Уязвимость и неспособность устоять перед проблемами |
4 | Мотылек | Нет | Одиночество и ощущение заброшенности |
5 | Голова кошки | Неопределенность | Боязнь внешнего мира |
Карточка 2
Изображена клякса черно-красного цвета. Больше всего ассоциаций с чем-то сексуальным. Помогает отразить эмоциональное состояние человека.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Люди в движении | Наличие тесных взаимоотношений с окружающими |
2 | Отображение человека в зеркале | Эгоцентризм, нарциссизм, неспособность воспринимать критику |
3 | Собака | Человек верный друг |
4 | Слон | Раздумья |
5 | Медведи | Скрытая агрессия и неповиновение |
Карточка 3
Также изображено черно-красное пятно. И в этой кляксе видят чаще всего двух людей. Эта карточка помогает понять социальное взаимодействие человека.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Два обедающих человека | В социуме человек очень активен и быстро может адаптироваться |
2 | Образ двух кукол | Пациент удален от общества. А также возможны: скудная эмоциональность, шизоидные черты |
3 | Два человека, моющие руки | Параноидальный страх и навязчивые фобии |
4 | Человек, смотрящий в зеркало | Эгоцентризм и невнимательность к окружающим |
5 | Играющие между собой люди | Непостоянность в своих решениях, тесные социальные взаимосвязи |
Карточка 4
Нарисовано черно-белое пятно. Обследуемые чаще называют ассоциации с большим животным, монстром, норой зверя. Интерпретация этой карточки позволит узнать о том, как человек относится к авторитетам, ценностям.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Большой монстр | Неполноценность и преклонение перед авторитетом |
2 | Шкура животного | Внутреннее противоречие, внутриличностные конфликты |
3 | Мех или ковер из шкуры | Страх перед авторитетами |
Карточка 5
На карточке изображено серое пятно. Чаще всего пациенты говорят о летучей мыши или моли. Эта картинка позволяет выяснить личные черты человека.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Вызывает другие ассоциации, чем 1 картинка | Предыдущие карточки вызвали у человека сильный дискомфорт внутри |
2 | Такие же ассоциации, как с 1 картинкой | Глубокие и личные проблемы |
Карточка 6
На картинке изображено серое. По этому пятну психолог понимает, насколько человек близок с другими людьми.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Шкура животного | Не желание взаимодействовать с другими |
2 | Нора | Душевная пустота и изолированность от социума |
3 | Страхи и ответы сексуального характера | Скрытая депрессия |
4 | Половой акт | Страхи сексуального характера |
Карточка 7
Светло-серое пятно, которое ассоциируется у большинства с женщинами, детьми, женским началом. Карточка помогает определить отношение с женским полом.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Сложно сказать | Сложные отношения с женским полом. У женщин – конфликт с мамой |
2 | Голова женщины или дети | Обострение материнского инстинкта, необходимость в заботе |
3 | Головы, которые хотят поцеловаться | Желание стать любимым и завести отношения |
4 | Женские половые органы | Сложности в половой жизни |
Карточка 8
Яркая разноцветная клякса. Одна из самых сложных картинок в тесте. Если человеку сложно сказать, что изображено, значит, он с трудом выражает свои эмоции.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Сложно сказать | У пациента сложная жизненная ситуация |
2 | Четвероногое животное | Расслабленность, эмоциональное спокойствие |
3 | Несколько образов | Мелочность |
Карточка 9
Тоже изображены многоцветные пятна. Расшифровка ассоциации позволяет понять, как пациент справляется с отсутствием определенности в каких-либо ситуациях.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Неопределенная форма зла | Плохо справляется с неопределенностями. Его легко вывести из себя |
2 | Человек | Организованность и хорошее планирование времени |
Карточка 10
В этой кляксе самое большое количество цветов. Чаще всего человек ассоциирует ее с пауком, крабом, змеей и т.д.
Вариант | С чем ассоциируется пятно? | Расшифровка |
1 | Неопределенные или негативные ощущения | 9 карточка вызвала большие трудности у человека |
2 | Несколько образов | Развитое абстрактное мышление, целостность человеческой натуры |
3 | Крабы и лобстеры | Склонность к привязанности к вещам, терпеливость |
4 | Пауки | Вовлеченность в сложную ситуацию |
5 | Гусеница | Рост и развитие человека |
Тест Роршаха ответы больных. Об авторе теста Роршаха
Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике исследователь имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.
Карточка 10. «Краб, омар, паук»
Последняя карта теста Роршаха — самая яркая. В изображении использованы оранжевые, желтые, розовые, зеленые, серые и синие чернила. По структуре картинка подобная изображению на Карте 8, а вот по сложности — Карточке 9. Большинству тестируемых картинка кажется приятной, но люди, которым не понравилась сложная Карточка 9, могут почувствовать то же самое и по этой карте.
Такая реакция может свидетельствовать о наличии проблем с подобными, синхронными или совместимыми раздражителями. Распространенные варианты восприятия: краб, омар (лобстер), паук, морда кролика, змея или гусеница.
- Краб может символизировать склонность к зацикливанию на определенных вещах или людях или свидетельствовать о назойливости человека.
- Лобстер может символизировать силу, настойчивость и умение справляться с незначительными проблемами. Лобстер может также свидетельствовать, что человек боится нанести себе вред или быть раненным другими.
- Паук может символизировать страх, ощущение запутанности или свидетельствовать, что человек оказался в неудобном положении из-за собственной лжи. Паук также символизирует властную мать и женскую силу.
- Морда кролика может символизировать плодородие и позитивное мышление.
- Змеи могут символизировать опасность. Человек, который видит змей, может чувствовать, что его обманывают или предают, а еще бояться неизвестного. Кроме того, змеи рассматриваются как фаллический символ и касаются неприемлемого или запрещенного секса.
Принцип работы
Светодиод — это полупроводник. Когда через него проходит электрический ток, возникает излучение в видимом спектре света. Физически он представляет собой кристалл, в котором создан p-n переход. При включении его в прямом смещении, когда плюс блока питания прикладывается к дырочной зоне (p), а минус — к электронной (n), происходит движение зарядов, которые на границе зоны соприкосновения встречаются друг с другом.
При их столкновении возникает процесс рекомбинации (взаимного уничтожения) с выделением энергии. Эта энергия и образует свет, воспринимаемый человеческим глазом. Не все полупроводники могут излучать в видимом спектре. Лучшими из излучателей считаются прямозонные полупроводники. К ним относятся GaAs, InP, ZnSe, CdTe. Сама же лампочка состоит из нескольких частей, к которым относят:
- Рассеиватель. Используется для создания равномерной освещённости большой площади.
- Первичный радиатор. Теплопроводящая пластина, непосредственно контактирующая с диодным излучателем.
- Основной радиатор. Служит для отвода тепла как от кристалла диода, так и от электронной платы.
- Драйвер. Электронная схема, преобразующая напряжение сети 220 вольт в необходимое для работы излучателя.
- Цоколь. Выпускается разного размера и предназначен для создания надёжного электрического контакта.
Вам это будет интересно Галогеновые лампы для освещения: основные виды Электронная схема (драйвер) работает по принципу преобразования частоты и напряжения. Кроме этого, ее основной задачей является поддержание заданной величины тока, при этом напряжение может изменяться.
Чернильные пятна Роршаха и расшифровка
Специалисты во время проведения теста показывают карточки с изображением. На картинке расположены кляксы, которые не имеют четких очертаний, но изображены симметрично. Половина имеет черно-белый тон, два пятна с красными элементами и три — цветные. Перед пациентом ставиться задача — рассказать то, что видишь. Рассмотрим эти карточки более подробно.
№ 1
Психолог, ожидая ответа, определяет по рисункам на первой карточке, как тестируемый может самостоятельно справиться со стрессовыми ситуациями. Чаще всего люди, рассматривая изображение, говорят, что это: моль, летучая мышь, бабочка, голова животного. Ответ является расшифровкой типа личности в целом.
№ 2
Карточку с черно-красными очертаниями показывают вторым номером. Некоторые сравнивают ее с сексуальным влечением, а кому-то она напоминает кровавые раны. Другие уверяют, что картинка напоминает двух людей в молитве, человека, смотрящего в зеркало, медведя, слона…
Реакция на это изображение показывает, как человек может управлять гневом и реагировать в стрессовом состоянии. Так. пациенты, которые видят на изображении людей, очень сосредоточены на тесной взаимосвязи с окружающим миром. Смотрящий в зеркало говорит об эгоизме или склонности к самокритике. Образы животных могут символизировать агрессию, независимость, уязвимость и незащищенность.
№ 3
Изображение на этой карточке раскрывает восприятие отношений и адаптацию личности в социальной среде. Самыми распространенными ответами являются: два человека, бабочка, моль, человек в зеркале. В первом случае об исследуемой личности можно сказать, что она прекрасно адаптируется в окружении. Если ассоциация изображения — человек, моющий руки, в можно утверждать, что в испытуемого закрался страх и присутствует чувство незащищенности. Увидев изображение человека и зеркала, пациент сигнализирует об отсутствии способностей разбираться в людях.
№ 4
На картинке — размытое изображение черного цвета. Большинство людей видят в нем устрашающий образ
Важно в этой карте наблюдать за реакцией исследуемого: она показывает, развито ли у пациента чувство авторитета к другим, а также раскрывает особенности воспитания. Если пятно ассоциируется с монстром, животным, значит, присутствует чувство неполноценности, страха, боязни чего-либо
Шкура животного говорит о внутренней борьбе и дискомфорте.
№ 5
Черное пятно этой карты выявляет личность и раскрывает то, кем она является на самом деле. Картинка чаще всего не вызывает отрицательных эмоций. Но если исследуемый дает ответ, совсем не подходящий к образу изображения, это означает, что предыдущие карточки глубоко удивили и произвели на него впечатление. В основном изображение ассоциируется с бабочкой, молью, летучей мышью.
№ 6
Рассматривая изображение на этой карточке, пациент раскрывает свои межличностные отношения. Многим рисунок напоминает шкуру животного или нору. Это говорит о том, что личность не готова вступить в отношения с партнером и максимально приблизить его к себе. Человек ощущает внутреннюю пустоту и изолированность.
№ 7
Чаще всего изображение карточки сравнивают с женским образом. Если пациенту трудно описать картинку, это говорит о том, что отношения с женской половиной у него достаточно сложные. Некоторые видят образы людей, которые хотят поцеловать друг друга. Это свидетельствует о потребности в заботе, быть любимыми, иметь тесную связь с мамой… В жизни пациент старается воспроизводить эти эмоции во всех сферах.
№ 8
Яркое изображение выделяется среди предыдущих карточек цветовым разнообразием. У некоторых личностей карточка вызывает дискомфорт: при виде ее пациентам сложно описать то, что они видят. Это говорит о сложной эмоциональной ситуации и отсутствия стимулов.
№ 9
Данная яркая карточка имеет необычные очертания. поэтому людям трудно ассоциировать ее с чем-либо. Особенностью картинки является оценка того, насколько человек может справиться с неопределенной ситуацией. Если он сравнивает изображение с человеком, значит — находится в фазе озлобленности, сталкивается с проблемой выполнить задание самостоятельно, невозможностью правильно организовать время, растерянностью в неопределенной ситуации.
№ 10
Последняя карточка — самая яркая. Рассматривая ее, можно поймать себя на мысли, что она вызывает приятные ощущения. Но какой образ она напоминает, придумать очень сложно. Чаще всего люди видят краба — это раскрывает черты терпимости, паук указывает на страх, кролик показывает позитивное отношение к жизни, змеи скрывают чувство опасности или обмана.
Карточка 4. «Шкура животного, кожа, ковер»
Четвертая карточка называется «отцовской». На ней — затушеванное изображение черными чернилами. Тестируемые нередко видят большую, порой жуткую фигуру — чаще мужскую, чем женскую. Восприятие этих чернильных пятен отражает воспитание человека и его отношение к авторитету. Люди вспоминают крупное животное или монстра, шкуру животного.
- Большое животное или монстр может символизировать чувства неполноценности, сильный страх перед авторитетами или представителями власти, в частности перед отцом.
- Шкура животного может символизировать существенный дискомфорт, связанный с темой отца. С другой стороны, она может свидетельствовать, что человек не имеет проблем с авторитетностью и неполноценностью.
Как определить чудака
Всем нам приходилось встречаться с чудаками, то есть людьми со странностями, думающими и поступающими по-своему, не так, как большинство окружающих. Благодаря нестандартности своего мышления, способности к неожиданным и на первый взгляд нелогичным ассоциациям, такие люди иногда добиваются больших успехов в науке и в любых видах творчества. Но как часто они оказываются беспомощными в обычной практической деятельности, беззащитными перед жизнью!
Степень проявления чудаковатости бывает различной. Порою она выражается лишь в отдельных экстравагантных поступках и недостаточно логичных высказываниях. В определенных случаях парадоксальность эмоций и поведения, отгороженность от людей, избирательная односторонняя активность позволяют предположить у таких субъектов психическое заболевание. Иногда даже опытным психиатрам бывает трудно провести границу между «здоровым чудаком» и психически больным. Но как бы ни классифицировать это своеобразие мышления, ясно одно: из-за непредсказуемости поступков в сложных ситуациях таких людей не следует рекомендовать на ряд ответственных должностей
Так что выявление чудаков во многих случаях чрезвычайно важно для общества. Нам кажется, например, что целесообразно проверять на «чудаковатость» всех экстрасенсов, прежде чем принимать на веру их необыкновенные способности. В повести братьев Стругацких «Волны гасят ветер» функционирует Институт чудаков, в нем каждый посетитель подвергается специальному обследованию в камере скользящей частоты на выявление «латентных метапсихических способностей», иначе говоря, на «скрытую» чудаковатость
Эта самая чудаковатость в настоящее время может обнаруживаться и без специальной камеры — посредством теста Роршаха
В повести братьев Стругацких «Волны гасят ветер» функционирует Институт чудаков, в нем каждый посетитель подвергается специальному обследованию в камере скользящей частоты на выявление «латентных метапсихических способностей», иначе говоря, на «скрытую» чудаковатость. Эта самая чудаковатость в настоящее время может обнаруживаться и без специальной камеры — посредством теста Роршаха.
Оказалось, что чудачество проявляется не только в мышлении, но и в восприятии. Чудаки воспринимают пятна Роршаха менее стандартно, более избирательно, чем обычные здоровые люди. В то же время они очень «вольно» обращаются с пятнами, игнорируют их форму, величину, соотношения одних пятен с другими. Здесь, в популярной статье, мы не будем останавливаться подробно на способах диагностики чудаков, пускай это останется «секретом фирмы».
Рис. Таблица VII теста Роршаха, перевернутая на 180 градусов. Больной шизофренией с острым чувственным бредом увидел три предмета: ранету, кресло, кушетку. Он сам изобразил их в той последовательности, в какой, с его точки зрения, они располагаются друг за другом. Что в этом толковании странного? Объемность восприятия плоского изображения, несопоставимость предметов. И, наконец, если «ракету» и «кресло» можно увидеть в пятне, то от «кушетки» видны только «ножки» (все остальное заслонено другими «предметами»). Больной достраивает их до «целой кушетки» — типичный пример так называемого конфабуляторного ответа.