Техническое обеспечение эхолокации
Эхолокация может быть основана на отражении сигналов различной частоты — радиоволн, ультразвука и звука. Первые эхолокационные системы направляли сигнал в определённую точку пространства и по задержке ответа определяли её удалённость при известной скорости перемещения данного сигнала в данной среде и способности препятствия, до которого измеряется расстояние, отражать данный вид сигнала. Обследование участка дна таким образом при помощи звука занимало значительное время.
Сейчас используются различные технические решения с одновременным использованием сигналов различной частоты, которые позволяют существенно ускорить процесс эхолокации.
Эхолокация. Эхолокация у людей. Эхолокация у животных, дельфинов и летучих мышей.
Эхолокация является методом обнаружения объектов, издав звуки можно правильно определять местоположение, размер и структуру объекта. В животном мире есть несколько животных, которые используют эхолокацию для навигации и для охоты, включая летучих мышей и дельфинов.
Эхолокации у животных работает таким образом, что звук который произносится изо рта, принимается эхо ушами. Используя такой подход они определяют расстояние до окружающих предметов с помощью задержки звука и может также определять формы и направления амплитуды звуковых волн, которые прибывают на каждого отдельного ухо. Затем эта информация интерпретируется мозгом, таким образом, давая им мысленный образ своего окружения. Некоторые люди, которые не видят разработали форму эхолокации издавая звуки языком или с помощью трости. Они способны получать мысленный образ того, что они слышат!
Эхолокации дельфинов
Дельфины используют эхолокацию для навигации. Они издают клики на очень высоких частотах. Дельфины могут совершать до 600 кликов в секунду!
Эхолокация человека
Совсем недавно стало известно, что люди, которые ослепли, либо рожденные слепыми от рождения способны к эхолокации. Они делают это, издавая звуки: ртом, ногой или тростью. С помощью эхолокации можно определить целый ряд различных объектов по их структуре, а также можно определить расстояние до них. Попросту говоря человек издавая звуки научается или точнее сказать развивает в себе способность принимать эхо от предметов и делает это с завидной точностью.
Наиболее известный человек который использует эхолокацию для ориентирования в пространстве является — Дэниел Киш, он слепой от рождения и развил в себе навык ориентироваться с помощью эхо до таких масштабов, что спокойно может передвигаться на горном велосипеде. И это не единственное достижение Киша, он так же с легкостью определяет любые предметы мимо которых он проходит либо рядом с которыми стоит. Дэниэл сейчас занят тем, что обучает этому способу всех желающих и на данный момент Киш обучил ориентироваться в пространстве с помощью эхо уже больше 20 человек. Денег за это не берет, желающим стать учеником Киша нужно лишь оплатить проезд и проживание Дэниелу. Во истину, светлый человек В России пока увы учеников у Дэниела нет, но думаем, что пока. )
Дэниел Киш учит слепого малыша определять препятствие .
Эхолокация летучей мыши
Тот факт, что летучие мыши используют свои уши для навигации, а не глаза было известно с 18 века, хотя термин “эхолокации,” был использован лишь годы спустя. Все летучие мыши имеют относительно хорошее зрение. Летучие мыши охотятся по ночам, это означает, что они могут охотиться на животных, таких как насекомые, которые предпочитают выходить только по ночам, и это также означает, что они держатся подальше от хищников, которые, как правило, работают в это время.
Было установлено, что летучие мыши издают звук с частотой 10-20 в секунду. Только тогда, когда они обнаруживают неподалеку добычу они увеличивают этот звук выбросов примерно до 200 в секунду, что позволяет им обнаружить сразу небольшие изменения в направлении. Все это делает из них очень грозных ночных хищников. Исследования эхолокации летучих мышей очень обширны.
Перейти на Крымский психологический форум
Вернуться на главную страницу
Преимущества эхолокации перед зрением
Точность: Эхолокация позволяет слепым людям определять не только наличие объектов в окружающей среде, но и их форму, размер и расстояние до них. Звуковые волны отражаются от поверхностей и возвращаются к слуху, что помогает создать детальную картину окружающего мира. |
Способность пересечения препятствий: В отличие от зрения, которое может быть искажено или блокировано физическими препятствиями, эхолокация позволяет слепым людям оценить пространство и обнаружить препятствия перед ними. Они могут своевременно среагировать на любые преграды и успешно навигироваться в окружающей среде. |
Активность и мобильность: Для эхолокации не требуется особых устройств или технологий, кроме собственного голоса или других звуковых источников. Слепые люди могут использовать эту способность в любое время и в любом месте, в то время как зрение может быть ограничено освещением или другими факторами. |
Развитие мозговой активности: Слепые люди, использующие эхолокацию, активно задействуют области мозга, отвечающие за обработку звука и пространственное восприятие. Использование эхолокации способствует тренировке этих областей и развитию мозговой активности, что может привести к улучшению их способности ориентироваться и воспринимать мир. |
Эхолокация является мощным инструментом для слепых людей, который обеспечивает им независимость и возможность полноценного участия в обществе. Эта способность демонстрирует потенциал человеческого организма для приспособления и непрерывного развития в условиях ограничений.
История открытия[править]
Эхолокация была открыта благодаря итальянскому естествоиспытателю Лазаро Спалланцани. Уже будучи старым, однажды он заметил, что летучие мыши не врезаются ни в какие предметы, летая в тёмных комнатах, где ничего не видели даже совы. Тогда он решил провести эксперимент и в его рамках ослепил несколько летучих мышей. Однако, они продолжили летать и ни во что не врезаться. Тогда знакомый Спалланцани, которому он рассказал про свой эксперимент, швейцарец Ж. Жюрин, продолжил эксперимент и закупорил летучим мышам уши воском. И вот это полностью лишило их возможности нормально летать, они стали врезаться в те объекты, которые облетали будучи слепыми. Из этого Спалланцани и Жюрин сделали вывод, что летучие мыши как-то ориентируются по слуху. Однако, в то время ещё было невозможно услышать короткие ультразвуковые щелчки, которые издавали летучие мыши для эхолокации. Поэтому современники подняли Спалланцани и Жюрина на смех. Лишь примерно через полтора столетия их правота была доказана. Первым мысль о том, что у летучих мышей есть активная звуковая локация, высказал в 1912 году Максим Хайрем, изобретатель станкового пулемета «Максим». После гибели «Титаника» он предложил оборудовать корабли гидролокаторами, работавшими, как ему казалось, аналогично инструментам летучих мышей. Но он не знал о существовании ультразвука, считая, что летучие мыши создают взмахами своих крыльев эхолокационные сигналы частотой 15 Гц. Лишь в 1920 году англичанин Х. Хартридж повторил опыты Спалланцани и догадался, что летучие мыши используют ультразвук. И окончательно это было подтверждено в 1938 году, когда уже существовали ультразвуковые микрофоны и американцы Д. Гриффин и Г. Пирс первыми записали ультразвуковые сигналы летучих мышей. Гриффин также был автором самого термина «эхолокация», придуманного им по аналогии с термином «радиолокация».
Как работает эхолокация?
Чтобы использовать эхолокацию, животное сначала должно создать какой-то звуковой импульс. Обычно звуки состоят из высоких или ультразвуковых писков или щелчков. Затем они прислушиваются к эхо излучаемых звуковых волн, отражающихся от объектов в их среде.
Летучие мыши и другие животные, использующие эхолокацию, специально настроены на свойства этого эха. Если звук возвращается быстро, животное знает, что объект находится ближе; если звук более сильный, оно знает, что объект больше. Даже высота эха помогает животному составлять карту своего окружения. Объект, движущийся по направлению к нему, создает более высокий тон, а объекты, движущиеся в противоположном направлении, приводят к более низкому возвращающемуся эхо.
Исследования сигналов эхолокации обнаружили генетическое сходство между видами, которые используют эхолокацию. В частности, косатки и летучие мыши, имеют общие специфические изменения в наборе из 18 генов, связанных с развитием ганглиев улитки (группа нейронных клеток, ответственных за передачу информации от уха в мозг) ().
Эхолокация теперь предназначена не только для природы. Современные технологии позаимствовали концепцию таких систем, как гидролокатор, используемый для навигации подводных лодок, и ультразвук, используемый в медицине для отображения изображений тела.
Эхолокация: слепые и звук
Возможность использования звука как способа навигации стала особенно важной для людей, лишенных зрения. Благодаря этой удивительной способности, называемой эхолокацией, слепые люди могут ориентироваться в окружающем пространстве и избегать препятствий
Эхолокация – это процесс, при котором органы слуха позволяют определять пространственную структуру окружающей среды. Особенно чувствительными к звукам являются слепые люди, которые могут использовать эту способность в своих повседневных действиях.
Техника эхолокации у слепых основана на производстве звуков и анализе отраженных звуковых волн. Слепые люди могут использовать различные методы, чтобы создать звуковые сигналы и определить детали окружающей среды. Например, они могут щелкнуть пальцами, стукнуть по поверхности или использовать специальные устройства для создания звука.
При использовании эхолокации, слух слепых людей становится невероятно чувствительным. Они могут распознавать отраженные звуковые волны и определять расстояние до объектов, их размеры и форму. Благодаря этому, слепые могут передвигаться без опасности и совершать различные действия в повседневной жизни.
Эхолокация не только помогает слепым людям передвигаться, но и открывает им возможности для занятия различными видами спорта и деятельности. Некоторые слепые активно используют эхолокацию в таких областях, как ориентирование на местности, велоспорт, баскетбол и другие.
В итоге, эхолокация является удивительной способностью, которая позволяет слепым заменить зрение и полноценно функционировать в окружающем мире. Эта техника не только помогает им ориентироваться, но и открывает новые возможности для саморазвития и развития своих талантов. Она доказывает, что несмотря на свои ограничения, человек способен адаптироваться и преодолевать трудности при помощи своих собственных сил и способностей.
Художественные позиции
Еще в 1968 году под влиянием работ Дональда Р. Гриффина звукорежиссер и композитор Элвин Люсьер написал свое произведение « Вечерня» , которое находится на границе перформанса , для «любого числа людей, которые хотят выразить свое уважение всем живым существам, населяющим тьму и живущим в нем. за годы работы достигли высокого уровня точности эхолокации ». С помощью датчиков, небольших технических устройств, излучающих щелчки, или других передатчиков сигналов участники должны ориентироваться в художественно управляемой ситуации исключительно акустически в комнате.
2 января 2014 года в немецких кинотеатрах вышел фильм польского режиссера Анджея Якимовского « Представьте себе » , в котором, помимо прочего, играет роль человеческая эхолокация .
Учёные создадут новое устройство для изучения эхолокации человека: alev_biz — LiveJournal
- Наука
- Общество
- Cancel
Эхолокацией для ориентации в пространстве пользуются не только летучие мыши и дельфины. Для некоторых людей такой способ является почти единственным средством получения информации об окружающем мире. Впрочем, достоверно существование эхолокации у человека было подтверждено недавно, а изучать её начали еще позднее. Новая статья, опубликованная в журнале PLOS Computational Biology, представляет разработки, могут лечь в основу симуляторов эхолокации.
Эхолокация – это навык, которым обладают многие животные, например, летучие мыши и морские млекопитающие издают специальные звуки для ориентации в пространстве. Люди с отсутствующим зрением тоже взяли этот способ на вооружение: при помощи особого щелканья языком они слушают отраженное от поверхности предметов эхо и понимают расположение предметов вокруг. Это дает им возможность избегать препятствия, передвигаться самостоятельно и даже кататься на велосипеде. Эхолокация у людей документально подтверждена, но до сих нет данных об особенностях самих звуков.
Авторы статьи провели исследование на трёх взрослых слепых добровольцах, которые пользуются эхолокацией примерно с 15 лет. Учёные предложили им издавать нужные «щелчки» в специальной комнате и сделали запись звуков, чтобы выяснить специфику акустических свойств и траекторию распространения звуковой волны.
Оказалось, что звуки эхолокации сильно отличаются от звуков обычной речи. С помощью конуса, закреплённого у вершины рта человека, авторы выяснили, что особенность эхолокации заключается в звукоизвлечении. Так уровень издаваемого сигнала оставался почти постоянным, но выходя за пределы конуса, он падал с большей скоростью, чем для простой речи. Продолжительность щелчков длилась около трёх миллисекунд, их частота варьировала от 2 и 4 килогерц примерно до 10. Достигаемое испытуемыми угловое разрешение имело также некоторые различия, но чаще составляло от одного с небольшим до нескольких градусов.
Полученные данные учёные решили использовать для создания математической модели имитации человеческой эхолокации с целью дальнейших испытаний. Теперь учёные хотят выяснить как «волшебные щелчки» помогают идентифицировать различные предметы. По их мнению, проведение таких испытаний на людях имеет свои ограничение и особенности, поэтому авторы задумались над созданием компьютерной модели или специального устройства, «искусственного рта», который сможет сымитировать человеческое звукоизвлечение при эхолокации.
Текст: Екатерина Заикина
Ссылка на источник
Tags: изобретения, инструменты и методы, исследования, незрячие, слух
Subscribe
-
Ученые показали, что по сравнению со зрячими людьми слепые с меньшей вероятностью будут соотносить желтый с бананами, а красный — со…
-
Всего десяти недель оказалось достаточно, чтобы добровольцы — слепые и зрячие — научились ориентироваться в пространстве с помощью…
-
Стимуляция зрительной коры заставила слепых видеть буквы
Американским ученым удалось добиться появления сложных зрительных образов через глубокую стимуляцию зрительной коры. Для этого они динамически…
PhotoHint http://pics.
Как научиться эхолокации?
К сожалению, авторы научной работы не рассказали, какие упражнения нужно выполнять, чтобы обрести эту удивительную способность. Но, по словам Дэниела Киша, для обучения эхолокации нужно выполнять упражнение, состоящее из четырех шагов:
- нужно прижать язык к небу и и резким движением убрать его вглубь рта, чтобы в результате получился щелчок;
- после этого нужно прислушаться и изучить особенности своего щелчка, потому что у каждого человека он свой;
- изучив свой щелчок, нужно походить по помещению и понять, как он звучит в разных окружающих условиях;
- необходимо выяснить и запомнить, как изменяется звук рядом с металлическими, деревянными и другими объектами.
Выполнять упражнение нужно по паре часов в день. Эксперимент показал, что для обучения эхолокации необходимо больше полугода. Однако Дэниел Киш однажды отметил, что уже через несколько недель человек сможет по щелчку распознавать наличие перед собой препятствия, а через несколько месяцев — отличать лес от лужайки.
По материалам hi-news
Эхолокация у людей
По данным издания Gizmodo, проверить, существует ли у людей способность к эхолокации, решила психолог-экспериментатор Лор Талер (Lore Thaler). В рамках научной работы она и ее коллеги собрали группу добровольцев, состоящую из 14 зрячих и 12 слепых людей в возрасте от 21 до 79 лет. Опыт обучения эхолокации был только у двух участников эксперимента — остальные с изучением этого навыка знакомы не были. Ученые организовали для них 10-недельный курс, состоящий из 20 занятий.
Эта картинка наглядно показывает, как работает эхолокация
Результаты эксперимента были опубликованы в научном журнале PLOS One. Команда исследователей обнаружила, что после курса добровольцы действительно научились распознавать примерно расположение предметов в полной темноте. Некоторые из участников эксперимента показали такие же хорошие результаты, что и опытные эхолокаторы. Также авторы научной работы отметили, что зрячие люди справились с испытанием лучше, чем слепые. Лично я думаю, что в этом нет ничего удивительного — не исключено, что некоторые люди со здоровыми глазами подсматривали или пользовались другими хитростями.
Эхолокация может вернуть слепым людям самостоятельность
Но на этом научная работа не закончилась. Примерно через 3 месяца после прохождения курса люди с проблемным зрением поделились, как новая способность повлияла на их жизнь. Большая часть объявила, что с тех пор они ощущают себя более самостоятельными. Исходя из этого Лор Талер сделала вывод, что обучение эхолокации действительно может помочь слепым людям стать менее зависимыми от помощи со стороны других людей. Хорошей новостью также является то, что навык могут получить люди всех возрастов. Но справедливости ради стоит учесть, что в эксперименте не участвовали дети — могут и они обучиться эхолокации, неизвестно.
Погружение во тьму
Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?
Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.
Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.
Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного света. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.
Тактильные сны
Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.
Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблогер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.
Как работает эхолокация у людей?
Как я уже говорил выше, экспертом в эхолокации является американец Дэниел Киш. Этот мужчина родился в 1966 году и лишился зрения в очень раннем детстве. После этого события он обнаружил, что издавая языком щелкающие звуки, он может легче ориентироваться в пространстве.
Человек-эхолокатор Дэниел Киш
Щелкая языком, я создаю звуковые волны. Они отражаются от окружающих предметов и воспроизводятся у меня в ушах еле заметным эхом. Мой мозг преобразует эти сигналы в динамические образы и я будто бы разговариваю с окружающим миром, — объяснил он в одном из интервью для издания BBC News.
Также мужчина отметил, что при каждом щелчке у него выстраивается трехмерная карта пространства на десятки метров перед ним. С близкого расстояния он может различить столб толщиной всего в пару сантиметров, а на расстоянии 5 и более метров — кусты и автомобили. Но при всем этом он вынужден ходить с тростью, потому что эхолокация не может подсказать о наличии вещей, находящихся прямо у поверхности земли.
Слепой Дэниел Киш на велосипеде
Восприятие материала или вещества
В то время как более ранние исследования изучали, как эхолокация определяет форму предметов и дистанцию к ним, более позднее исследование доктора Гудейла изучало, как с ее помощью воспринимается материал или вещество, из которых сделаны они.
В то врем, как зрячие люди используют визуальные сигналы для получения информации о составе предметов, такие как блеск металла, или ворсистость меха, люди, пользующиеся эхолокацией, должны опираться на звуковые сигналы, которые возникают в результате эхо от щелчков, которые они создают.
Для того чтобы определить, как их мозг обрабатывает эти сигналы, исследователи зафиксировали эхо, выработанное различными материалами (одеяло, доска, листва) от щелканья, и посмотрели, какой ответ эти звуки вызвали в мозге зрячих, слепых, не использующих эхолокацию или использующих её.
Для обнаружения, какие области головного мозга были активированы у этих лиц, использовалась современная техника визуализации под названием функциональная магнитно-резонансная томография.
Эти исследования показали, что сигналы, связанные со свойствами материала, активируют область головного мозга под названием парагиппокампальная кора у слепых, которые используют эхолокацию, но не у зрячих и слепых, которые не используют её.
Активация парагиппокампальной коры связана с восприятием сцены у зрячих людей. Так же, как и у зрячих лиц, использующих зрение, у слепых, области головного мозга, которые играют важную роль в обработке структуры и геометрии, отличаются от областей мозга, обрабатывающих сигналы, что указывают на материальные свойства предмета.
Подвержены иллюзиям
Интересно, что другие испытания в лаборатории доктора Гудейла показали, что использующие эхолокацию, также подвержены иллюзиям, например – иллюзии размера и веса, при которой восприятие массы зависит от размера.
Если два предмета одинаковой массы представлены зрячим и слепым — они оба обнаружат, что меньший объект кажется тяжелее, если они его поднимут, используя веревку, прикрепленную к шкиву.
Эта иллюзия, как полагают, основана на когнитивных ожиданиях человека, и тот факт, что она присутствует у слепых, использующих эхолокацию, и отсутствует у не использующих её, доказывает, что она является эффективной формой сенсорного замещения зрения.
Из-за того, что эхолокация позволяет воспринимать предметы на расстоянии, она может быть использована в качестве альтернативы зрению, позволяя воспринимать отдаленных предметах, что невозможно сделать через прикосновения.
На самом деле, некоторые слепые, использующие эхолокацию, достаточно опытны для того, чтобы использовать эту способность дл исполнения сложных задач – таких как езда на велосипеде, или даже игра в баскетбол!
medicalxpress.com
Последнее изменение: 2023-08-19
2015-05-26
Дорогие друзья. Данный материал не является медицинским советом, за диагнозом и способом лечения, обратитесь к врачу для консультации.
Эхолокация заменяет зрение слепому
Как уже говорилось выше, 90% информации зрячий человек получает при помощи зрения. У слепых все наоборот. Главным огранном чувств для него является слух. Ученые доказали, что незрячие люди обладают лучшим слухом, чем зрячие. Из-за этой особенности среди слепых можно нередко встретить гениальных музыкантов. Чарльз Рэй и Арт Тейтум – лучшее тому подтверждение.
Слепые не только хорошо слышат, но и в некоторых случаях могут задействовать эхолокацию – способность распознавания отраженных от объекта звуковых волн. При помощи слуха слепой может практически безошибочно определить расстояние до предмета, вычислить его размер.
Не так давно эхолокация не признавалась учеными. Все считали эту способность какой-то выдумкой. Эхолокация – неотъемлемая часть жизни летучих мышей, дельфинов, а теперь и слепого человека. Впервые методику рискнул применить Дэниэл Киш, слепой с младенческого возраста. Благодаря этой способности он смог вести жизнь обычного человека. Дэниэл постоянно щелкает языком. Направленный исходящий звук отражается от окружающих его предметов, и дает ему полное представление об окружающей обстановке. К сожалению, метод Дэниэла еще не получил широкого распространения, и не признан учеными.
Использование эхолокации для ориентации слепых
Чем раньше слепые малыши знакомятся с технологией активной эхолокации в игровой форме, тем легче им интегрировать ее в свою ориентацию и навигацию. С помощью Klicksonar обученный человек может дифференцированно использовать эхо-сигналы объектов и, таким образом, воспринимать положение, плотность и, в некоторых случаях, размер объектов. Из-за физических ограничений оптимальный диапазон составляет от 50 см до 300 метров. Техника используется обученными слепыми людьми, чтобы двигаться автономно, ориентироваться и избегать препятствий. Технику эхолокации могут освоить и зрячие.
Уже несколько лет существуют электронные средства поддержки эхолокации. Это небольшие компактные устройства, излучающие очень четкий и четко сфокусированный звуковой луч. Это упрощает изучение технологии, потому что эхо, отбрасываемое объектами, также звучит намного громче и четче. Кроме того, достижимые характеристики восприятия значительно увеличиваются, что означает, что небольшие, узкие или мелко структурированные объекты, такие как заборы, тонкие столбы или ветви, выступающие на пути, все еще могут хорошо восприниматься на расстоянии нескольких метров. Недостатком является необходимость иметь при себе электронное вспомогательное средство.
Техника щелчкового сонара систематически анализировалась Дэниелом Кишом (* 1966), методика преподавания этой техники стала популярной в США. Совершенно слепой Дэниел Киш в детстве научился получать информацию о своем окружении, щелкая языком и прислушиваясь к эхо. С 1991 года Киш обучил более тысячи других слепых людей использовать эхолокацию. С этой целью он и двое его учеников основали некоммерческую организацию World Access for the Blind . В Германии технологии преподают с 2011 года. Немецкая партнерская организация, финансируемая за счет пожертвований Anderessehen e. V. взял на себя задачу внедрения технологии Klicksonar в немецкоязычных странах в качестве стандартного метода ориентации при обучении слепых детей, информируя пострадавших, выполняя работу со СМИ и обучая пострадавших и инструкторов.
В апреле 2011 года Даниэль Киш обучал первых двух слепых малышей в Германии в возрасте от 2 до 4 лет. Впоследствии по инициативе Anderessehen e. V. в ноябре 2011 года впервые обучил 100 сторонников дошкольного воспитания, тренеров по мобильности, слепых людей и родителей слепых детей в Германии от Даниэля Киша по технологии Klicksonar. С апреля 2012 года все ранние помощники и инструкторы по мобильности для слепых в Австрии прошли инструктаж по технологии Федерального института образования для слепых и ассоциации контраста и передают метод слепым детям и взрослым.
ARD сняло документальный фильм о зарождении технологии Klicksonar в немецкоязычных странах в 2011 году и транслировал его в июне 2012 года. Он также был доступен в виде аудиоверсии для слепых.
Исследование: люди могут научиться «эхолокации» за 10 недель +34
- 06.06.21 19:37
•
maybe_elf
•
#561328
•
Хабрахабр
•
•
13000
Научно-популярное, Мозг, Звук,
Рекомендация: подборка платных и бесплатных курсов Python — https://katalog-kursov.ru/
Всего за 10 недель исследователи из Даремского университета в Великобритании смогли научить испытуемых распознавать размер и ориентацию объектов, используя эхо от собственных щелчков. В эксперименте участвовали 12 человек, которым в детстве был поставлен диагноз «слепота», а также 14 зрячих.
Авторы эксперимента сделали вывод, что при обучении большинство людей могут научиться эхолокации, используя язык, чтобы издавать щелкающие звуки, и интерпретировать эхо.
В природе навыками эхолокации обладают такие животные, как летучие мыши и киты. Однако некоторые незрячие люди используют эхо издаваемых ими звуков, чтобы обнаруживать препятствия и даже понимать их очертания. Некоторые используют постукивание тростью или щелканье пальцами, чтобы издавать такие звуки.
Несмотря на очевидную пользу такого навыка, в настоящее время очень мало слепых людей обучаются ему специально. Новое исследование показывает, что для этого достаточно обычных тренировок с щелчками компьютерной мышью.
В течение 20 тренировок, которые длились от 2 до 3 часов, навыки эхолокации у слепых и зрячих участников разных возрастных групп улучшились.
Их обучали перемещаться по виртуальным лабиринтам — коридорам с Т-образными перекрестками, U-образными изгибами и зигзагами, — и определять размер и ориентацию объектов с помощью щелчков.
На последних двух сессиях участники протестировали свои новые навыки, и оказалось, что они гораздо реже стали наталкиваться на препятствия.
Фактически, авторы обнаружили, что недавно обученные люди действовали в лабиринте почти так же хорошо, как и семь испытуемых, которые использовали эхолокацию в течение многих лет.
В дополнительных тестах для определения формы и ориентации определенных поверхностей участники исследования тоже показали одинаковые результаты.
Предыдущие исследования уже продемонстрировали, что зрячие люди могут изучать эхолокацию на основе щелчков мышью в серии учебных занятий, но это первое исследование, в котором проверили, распространяется ли это на слепых и людей разного возраста (от 21 года до 79 лет). Оказалось, что они с успехом могут использовать те же участки мозга, которые позволяют «визуализировать» окружающий мир на основе эхолокации. Причем, на эту способность не влиял фактор ухудшения слуха или возрастных изменений в мозге испытуемых.
Через три месяца после окончания тренировок их слепые участники сказали, что качество их перемещений улучшилось благодаря навыку эхолокации. 83 % сообщили, что обрели большую независимость.