Реальная история титаника: то, о чем вы не знали

Открытия подводных исследований чёрного моря (9 фото)

Фильм «Титаник» побил все предыдущие кассовые сборы

Этот факт возможно случился из-за огромного хвастовства Титаника как «непотопляемого корабля» и его трагического затопления. Даже по сей день дети и взрослые со всего мира находят факты Титаника неотразимыми. Фильм «Титаник», снятый Джеймсом Кэмероном с Леонардо Ди Каприо в главной роли, возможно, самый известный из многих историй и фильмов, связанных с великим лайнером.

Кадры из фильма «Титаник»

Фильм не содержит много новых фактов о Титанике, так как это драма, а не документальный фильм. Тем не менее, ясно, что Джеймс Кэмерон исследовал много фактов о Титанике, создавая фильм. Все детали на борту модели корабля были сделаны в точности с оригиналом, а время событий во время затопления было взято из свидетельств очевидцев.

Богатое финикийское кораблекрушение: Бахо-де-ла-Кампана

В опасных водах у испанского Бахо-де-ла-Кампана находится затопленный скальный риф, где на протяжении тысячелетий многие корабли находили водную могилу. Одно из таких кораблекрушений потерпел финикийский торговый корабль. Хотя удалось спасти лишь крошечный кусок дерева, груз содержал поразительное множество предметов. Большая часть его была извлечена из морской пещеры у подножия утёса. Обломки датируются седьмым веком до нашей эры и раскапывались в период с 2008 по 2011 год.

Финикийские торговые пути проходили через Средиземное море и за его пределы. Учёные, которые проводили раскопки предполагают, что этот корабль направлялся в финикийскую колонию в Испании с припасами, когда затонул. В состав груза входили медь, олово, сульфитная руда свинца (используемая в процессе добычи серебра), красная охра, смола, янтарь из Балтийского региона, бивни слона и другое сырье. Промышленные товары включали многие виды керамики, такие как амфоры для перевозки грузов, кувшины, масляные лампы, чаши, флаконы для духов, деревянные гребни, рукоять ножа из слоновой кости, пьедестал из известняка, стержень из зелёного камня и несколько деталей мебели.

Фото: thecollector.com

На семи бивнях из слоновой кости написано несколько финикийских букв. На некоторых других товарах есть финикийские граффити и знаки производителя или владельца. Среди бронзовых изделий найдено бронзовое предплечье с рукой, держащей стилизованный цветок лотоса.

Затонувшие и ненайденные объекты в Чёрном море

«Чёрный принц»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «HMS Prince» шёл в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошёл — затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочёсывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы в поисках не участвовали.

Некоторые учёные считают, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. В 2010 году появилась информация, что обломки судна обнаружили украинские дайверы и даже подняли со дна осколки капитанского сервиза с названием судна. Однако подводные искатели с упорством, достойным лучшего применения, продолжают прочёсывать дно в Балаклавской бухте.

Д-4 «Революционер» — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка, построенная в 1927–1930 годах, четвёртый корабль серии I, проекта Д — «Декабрист».

За годы Великой Отечественной войны Д-4 совершила 16 боевых походов, в том числе 6 транспортных рейсов в осаждённый Севастополь. Потопила немецкий транспорт «Boy Federsen» (бывший советский «Харьков»), болгарский транспорт «Варна» и, вероятно, германский транспорт «Santa-Fe». Все — близ мыса Тарханкут.

11 ноября 1943 года лодка вышла в боевой поход. В последний раз Д-4 видели 1 декабря с подводной лодки Щ-209. В качестве места гибели некоторые источники называют Калиматский залив. Здесь, юго-западнее мыса Урет, после неудачной атаки десантной баржи № 566 Д-4 потопили противолодочные корабли Uj-103 и Uj-102.

Лидер эсминцев «Харьков» (проект 1), эсминцы «Беспощадный» и «Способный» (проект 7-У)

Суда погибли 6 октября 1943 года при проведении набеговой операции на побережье Крымского полуострова, занятого немецкими войсками. Из 903 человек, находившихся на борту трёх погибших кораблей, катера и гидросамолёты спасли 187. Суда могут располагаться на глубине порядка 1800 метров и удалении 160 км от морского порта Новороссийск.

«Лэрисс»

Начинающие дайверы у мыса Тарханкут часто ищут корабль «Лэрисс», который зимой 1944 года будто бы вывозил в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области: картины, старинную керамику, золото, серебро, дворцовую утварь.

На самом деле судно «Larissa», действительно, было в составе германского торгового флота, только затонуло оно 1 мая 1941 года в заливе Волос (Греция) в результате подрыва на британской мине.

Так что в Чёрном море искать это судно не просто трудно, но ещё и бессмысленно.

Гибель «Титаника» в произведениях культуры

Первыми отреагировали поэты: в прессе появилось множество элегий, посвященным трагедии. Эдвин Дрю выпустил сборник стихов, в которых были описаны события трагедии. Томас Харди, известный поэт того времени, также не оставил катастрофу без внимания – появились стихи, в которых осуждалось лицемерие, стремление к роскоши, безрассудство.

Кроме того, спустя время стали появляться настоящие бестселлеры, посвященные крушению «Титаника»:

  • Клайв Касслер «Поднять Титаник»;
  • У. Сейл «Шерлок Холмс и трагедия «Титаника»;
  • Лии Флеминг «Спасенная с Титаника».

Но это произошло гораздо позже, уже ближе к концу прошлого века. Тогда же авторами документальных хроник стали спасшиеся люди, среди них Артур Рострон и Арчибальд Гресли – эти люди и до этого занимались писательством и по воле случая оказались на борту корабля.

Документальные и художественные книги о «Титанике»

По произведениям сняли художественные фильмы, многие из них знакомы широкой публике.

Также создано множество видеоигр, сюжет которых связан с развернувшейся на «Титанике» катастрофой. Отметим, что разработчикам удалось воспроизвести детали крушения точно и правдоподобно.

Интересное документальное видео о том, как это было:

1045 человек могли быть спасены на Титанике

Это, пожалуй, самый спорный из фактов Титаника. В ту роковую ночь был еще один корабль, который наносил на карту ледяные воды Атлантики, калифорнийский SS. Калифорнийцы предупредили Титаник о паковом льде через раннюю систему беспроводной связи, которую использовали корабли. Это было 14 апреля 1912 года, и калифорнийцы остановились на ночь, чтобы не задеть айсберги, и предупредили Титаник о том же.

Беспроводной оператор Титаника раскритиковал калифорнийца за его осторожность. Возможно, такая самоуверенность оператора была из-за хвастовства во время постройки корабля или из-за легендарного и исторического названия корабля. В любом случае, «Титаник» не предпринял никаких мер предосторожности. После того, как Титаник столкнулся с айсбергом, команда запустила ракеты, чтобы привлечь внимание соседних кораблей. Калифорния SS

Калифорния SS

Калифорнийский SS видел вспышки, но не предпринимал действий. Капитан калифорнийца поручил своей команде послать сигналы азбуки Морзе через лампу. Затем он пошел спать, сказав своей команде сообщить ему, реагирует ли другое судно на какие-либо сигналы. Вероятно, Титаник был просто слишком далеко, чтобы увидеть сигналы.

Карпатия принимает на борт пассажиров Титаника

Рано утром следующего дня калифорнийцы наконец-то попытались достучаться до близлежащих кораблей, используя свою беспроводную систему. Экипаж вскоре узнал о случившемся и попытался помочь спасти пассажиров «Титаника», но было уже слишком поздно, и другой близлежащий корабль, «Карпатия», уже подобрал оставшихся в живых. Калифорниец был ближе, чем Карпатия, к Титанику. Если бы они ответили беспроводными лампами Морзе, они могли бы спасти больше пассажиров. Количество спасательных шлюпок на Титанике было недостаточно, чтобы спасти всех пассажиров, однако, их могло бы хватить, чтобы безопасно переправить всех на палубу калифорнийца.

Исследование затонувшего торгового судна из Пизы

В подводной археологии есть особое направление — изучение затонувших кораблей. В английском языке существует лаконичный термин — «Nautical archeology» (от naus –»корабль»). У нас же её принято называть археологией кораблекрушений или же корабельной археологией. Учёные исследуют не только груз, который перевозили на судне, но и то, когда и по какой причине корабль затонул и куда держал свой путь.

Архивные данные — лучшие друзья для исследователей. По ним удаётся определить, куда направлялось судно и где могло затонуть. С античными и средневековыми кораблями возникают трудности из-за отсутствия письменных данных. Правда, есть и приятные исключения. В 1960-е годы обнаружили галеру из города Пизы. Уникальность этого судна в том, что удалось установить точную дату кораблекрушения.

Во времена Средневековья сражения на воде не были редкостью. Одно из них состоялось 14 августа 1277 года. Жители города Сугдеи (ныне Судак) стали свидетелями сражения пизанской галеры с генуэзскими кораблями. В результате судно из Пизы загорелось и ушло ко дну. Это событие сохранилось в письменных источниках в генуэзских архивах.

— Поскольку сама галера утонула на небольшой глубине, около 12 метров, — уточняет Виктор Васильевич Вахонеев, — деревянные остатки судна практически не сохранились. Но при этом сохранились все детали, которые неорганического происхождения: это керамика, то есть груз, который перевозил этот торговый корабль, это железные предметы на судне, монеты. К примеру, нами были найдены фрагменты итальянского оружия XIII века. Сам металл корродировал и не сохранился, но перед тем как он разрушился, эти мечи покрылись коркой из отложений, которые полностью повторили форму мечей. То есть внутри оказалась пустота, но снаружи она полностью по форме мечей. Мы их отдаём на рентген и получаем точную форму этих мечей, которыми сражались пизанцы в XIII веке.

Планирование миссии


Баллард был не первым, кто пытался найти «
Титаник» . За прошедшие годы несколько команд отправились на поиски обломков знаменитого корабля; три из них были профинансированы миллионером-нефтяником Джеком Гриммом. Во время своей последней экспедиции в 1982 году Гримм сделал подводный снимок того, что, по его мнению, было пропеллером Титаника ; другие считали, что это всего лишь камень. Охота за « Титаником» должна была продолжиться, на этот раз с Баллардом. Но сначала ему нужно было финансирование.


Учитывая историю Балларда с ВМС США, он решил попросить их профинансировать его экспедицию.
Они согласились, но не потому, что были заинтересованы в поиске давно потерянного корабля. Вместо этого военно-морской флот хотел использовать технологию, которую создал Баллард, чтобы также помочь им найти и исследовать обломки двух атомных подводных лодок (
USS Thresher и USS Scorpion ), которые были загадочно потеряны в 1960-х годах.


Поиски Баллардом «
Титаника» послужили хорошим прикрытием для военно-морского флота, который хотел сохранить в секрете от Советского Союза свои поиски потерянных подводных лодок . Удивительно, но Баллард сохранял секретность своей миссии даже тогда, когда создавал технологию и использовал ее для поиска и исследования останков USS Thresher  и останков USS Scorpion . Пока Баллард исследовал эти обломки, он узнал больше о полях обломков, которые сыграли решающую роль в поиске «  Титаника» .


Как только его секретная миссия была завершена, Баллард смог сосредоточиться на поисках
Титаника . Однако теперь у него было всего две недели, чтобы сделать это.

Спасательные шлюпки на Титанике вмещали только 1178 человек

Из всех фактов о Титанике, этот факт больше всего рассказывает нам о том, что произошло в роковой день гибели Титаника. Титаник мог вместить более 60 спасательных шлюпок. С 16 комплектами шлюпок, каждая из которых может обслуживать четыре спасательные шлюпки, корабль мог вместить ровно 64 спасательных шлюпки. 

Приготовьтесь к еще одной математике … каждая спасательная шлюпка была способна вместить 65 человек, этих 64 спасательных шлюпок было бы достаточно, чтобы вместить примерно 3500 пассажиров максимальной вместимостью Титаника.

Спасательные шлюпки Титаника

Печальный факт, что Титаник в своем первом путешествии даже не был загружен пассажирами в полную силу. У него было только 2223 пассажира и экипаж на борту, когда он затонул, но спасательных шлюпок все равно не хватило. Хотя «Титаник» мог вместить более 60 спасательных шлюпок, всего их было только 20. Было 14 стандартных спасательных шлюпок, каждая из которых вмещала 65 человек, еще четыре складные спасательные шлюпки, каждая из которых могла перевозить 47 человек, и два аварийных катера, каждый из которых мог перевозить 40 человек. Не убирайте свой калькулятор … это означает, что на Титанике было достаточно спасательных шлюпок только для 1178 человек!

И именно поэтому гибель Титаника стала такой трагедией. В ночь кораблекрушения Титанику просто не хватило спасательных шлюпок, чтобы спасти всех на лайнере.

Последующие экспедиции


Баллард вернулся на «
Титаник» в 1986 году с новыми технологиями, которые позволили ему глубже изучить внутреннюю часть величественного корабля. Были собраны изображения, на которых были видны остатки той красоты, которая так покорила тех, кто видел « Титаник» на его высоте. Парадная лестница, все еще висящие люстры и сложные металлические конструкции были сфотографированы во время второй успешной экспедиции Балларда.

С 1985 года на « Титаник»
было совершено несколько десятков экспедиций
. Многие из этих экспедиций вызвали споры, поскольку спасатели подняли несколько тысяч артефактов из останков корабля. Баллард открыто выступал против этих усилий, утверждая, что, по его мнению, корабль заслуживает покоя. Во время своих первых двух экспедиций он решил не выносить на поверхность никаких обнаруженных артефактов. Он чувствовал, что другие должны таким же образом чтить неприкосновенность обломков.


Самым массовым спасателем артефактов
Титаника была RMS Titanic Inc. Компания подняла на поверхность много примечательных артефактов, в том числе большой кусок корпуса корабля, пассажирский багаж, столовую посуду и даже документы, хранившиеся в отсеках пароходов с кислородным голоданием. . Из-за переговоров между своей компанией-предшественником и французским правительством группа RMS Titanic изначально не могла продавать артефакты, а только выставлять их на обозрение и взимать плату за вход, чтобы окупить расходы и получить прибыль. Самая большая выставка этих артефактов, насчитывающая более 5500 экспонатов, расположена в Лас-Вегасе, штат Невада, в отеле Luxor под руководством нового названия RMS Titanic Group, Premier Exhibitions Inc.

Кораблекрушение Улубурун и его невероятный международный груз

Около 3400 лет назад грузовой корабль отправился в плавание где-то в Эгейском море. Погода была благоприятная, ветра было мало — прекрасный солнечный день на лазурно-синем море. Прочные обводы корабля из ценного кедрового дерева грациозно складывались под широким размахом единственного паруса. А затем началась буря, когда солнце уже садилось. Капитан приказал свернуть парус. Трое сиро-ханаанских матросов быстро подскочили к нему, их рыболовная сеть уже была натянута и убрана. Немногочисленные перепуганные пассажиры поспешили в свою каюту. Экипаж уже пережил множество штормов, но этот был особенным. Он рвал и хлестал скрипучий корабль, пока гигантская волна не захлестнула корпус, вызвав резкое пикирование, от которого уже не было спасения.

Фото: thecollector.com

В 1982 году турецкий ныряльщик за губками обнаружил на морском дне недалеко от Каша металлические предметы, которые оказались медными слитками. Институт морской археологии проводил раскопки на этом месте с 1984 по 1994 год. Джордж Басс и его команда идентифицировали его как затонувший корабль позднего бронзового века. Его аккуратно и систематически раскапывали, и всё тщательно записывалось слой за слоем, потому что к тому времени они хорошо разбирались в адаптации археологических методов к подводным условиям.

Груз включал торговые товары как минимум из семи различных портов. Основной груз содержал более 350 медных слитков с Кипра и достаточное количество олова (неизвестного происхождения) в точном соотношении 10:1 для производства бронзы. Сырьё включало более двухсот стеклянных слитков различных цветов, в том числе кобальтового и пурпурного, и самородки балтийского янтаря, 150 банок теребинтовой смолы (используемой для воскурения благовоний), слоновую кость и кость гиппопотама, панцирь страуса, настоящее африканское чёрное дерево и двадцать четыре каменные якоря. Среди произведенных предметов были золото и другие драгоценности и предметы роскоши, а также несколько музыкальных инструментов.

Эти и другие личные вещи указывали на то, что на корабле, вероятно, были пассажиры. Многие из найденных предметов вызвали много спекуляций — например, золотое кольцо с картушем тронного имени красивой и знаменитой египетской царицы Нефертити «Нефернефруатон». Следует отметить, что имя и личность Нефернеферуатон являются частью сложных и противоречивых дебатов, связанных с египетским периодом Амарны. Было ли это золотое кольцо частью партии металлолома на корабле или драгоценным кольцом царского египетского посланника? Даты, установленные до сих пор для крушения, могут относиться как к периоду Амарны, так и вскоре после него.

Фото: thecollector.com

Самая большая полемика возникла, когда Джордж Басс опубликовал свою интерпретацию того, что этот корабль и затонувший корабль на мысе Галидония были с Ближнего Востока, а не из Греции, утверждая, что они были сиро-ханаанскими и, следовательно, финикийцами, и, таким образом, утверждая, что микенцы не были главными или единственными торговцами в Эгейском море в то время. Это отправило Джорджа Басса на трудный путь исследования древних текстов, артефактов и отчётов об археологических раскопках.

Одно из этих описаний относится к кораблю Одиссея, на котором он кладёт хворост на плетение корзины, прежде чем положить груз в корпус — точно так же, как найдено на обломках. Обломки мыса Галидония и Улубуруна ещё раз доказали, как и в случае с шлимановской Троей, что Гомер знал, о чём говорил.

В погоне за сенсацией

В 2019 году СМИ разразились сенсацией: на пароходе «Генерал Коцебу» нашли картины Ивана Айвазовского, которые провели под водой  124 года с 1895 года! Впрочем, принадлежат ли картины кисти великого мариниста учёным ещё предстоит выяснить. Обывателям кажется, что за каждым затонувшим судном стоит сенсация, что, мягко говоря, не совсем так.

— Археологи всякой научной проблемой занимаются длительное время, — говорит заместитель директора Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев. — К примеру, один археологический памятник можно раскапывать всю свою жизнь. И за эту жизнь один или два раза можно сделать какую-то сенсацию. Даже если археологи не находят в этом полевом сезоне чего-то, это совсем не означает, что не было сделано какое-то открытие. Мы сделали открытие, что здесь ничего не тонуло, к примеру. Дело в том, что за границей есть такое определение «Treasure hunter» — охотники за сокровищами. И вот они как раз стремятся к каким-то сенсациям. Мы же, открыв какой-то корабль, начинаем его планомерно исследовать многие и многие годы. Мы ставим целью качество проведённых исследований, а не их количество, — подчёркивает учёный.

Названию «Титаник» более 2500 лет

Первый факт о Титанике уходит своими корнями далеко в историю. Когда строители Титаника искали имя, они хотели название для корабля, которое означало  бы огромный. Они также хотели имя, которое возвысило бы Титаник как монументальное произведение кораблестроения. Судостроители Харланд и Вольф выбрали имя из греческой мифологии.

Титаны, греческая мифология

Название Титаник происходит от Титана. В греческой мифологии Титаны были древними греческими богами. Считается, что гиганты Титаны были свергнуты расой молодых богов, олимпийцев, в том числе Зевсем и Афиной. Исходя из этого, неудивительно, что сестринский корабль Титаника был назван «Олимпик». Два корабля были построены одновременно и были невероятно похожи по дизайну.

100 лет


100-летие гибели «
Титаника» в 2012 году также вызвало новый интерес к трагедии спустя 15 лет после фильма Кэмерона. Место крушения теперь может быть названо охраняемой территорией в качестве объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, и Баллард также работает над сохранением того, что осталось.


Экспедиция в августе 2012 года показала, что возросшая активность человека привела к тому, что корабль выходит из строя быстрее, чем ожидалось ранее.
Баллард придумал план замедлить процесс деградации — покрасить «
Титаник» , пока он остается на глубине 12 000 футов под поверхностью океана, — но этот план так и не был реализован. 


Открытие «
Титаника» было знаменательным достижением, но мир не только находится в противоречии по поводу того, как ухаживать за этим историческим кораблекрушением, но и его существующие артефакты теперь могут оказаться в опасности. Компания Premier Exhibitions Inc. подала заявление о банкротстве в 2016 году, попросив у суда по делам о банкротстве разрешение на продажу  артефактов с Титаника . На момент публикации суд не вынес решения по заявлению.

Реальные факты, которые известны о Титанике

Кораблекрушение так взволновало людей, что трагедия легла в основу многих литературных произведений, снимали кино, складывали стихи. Теперь уже трудно отделить правду от вымысла, но все же некоторые факты подтверждены исследователями.

Так, известно точное время столкновения лайнера с айсбергом – это произошло в 23 часа 40 минут 14 апреля, а уже после полуночи лайнер скрылся в пучинах океана. В 2 часа 20 минут 15 апреля корабля на поверхности океана не было.

Помощником капитана был У. Мердок. Мужчина заметил приближение громадной ледяной горы, но сообщил об опасности не сразу. Что-то отвлекло его на полминуты, это сыграло немаловажную роль.

Во время пути на палубе то и дело устраивали танцы, пускали фейерверки, показывали фокусы. Поэтому когда на палубу обрушились осколки льда, никто не сомневался, что это очередное развлечение для пассажиров. Выжили свидетели, которые говорят о том, что льдинками играли в футбол вместо того, чтобы спасаться.

Лайнер предназначался для пассажиров трех классов. Но даже обеспеченные люди смиренно ждали своей очереди, чтобы спуститься в спасательную лодку. Среди них был миллионер Астор IV – он отправил на борт шлюпки свою супругу, а сам спуститься не успел. Астор IV погиб.

На спасательные шлюпки «Титаника» сначала отправляли женщин

Нужно отметить, что мужчины вели себя достойно – 72% от количества спасенных составляли женщины. Это без слов говорит о том, что прежде всего эвакуировали слабый пол.

Владельцы пароходной компании для пассажиров первого класса на борту парохода оборудовали библиотеку, спортивный зал, живой сад, площадку для игры в сквош, бани, бассейн, был предусмотрен даже салон красоты (парикмахерская) – все было сделано для комфорта состоятельных людей.

Роскошный ресторан на борту «Титаника»

В то же время пассажиры третьего класса теснились в маленьких каютах, на всех было предоставлено только две ванны. Этот контраст не раз описывался в художественных произведениях о «Титанике».

За минуту до начала трагедии отдыхающие фотографировались на палубе – они даже не подозревали, что это предсмертные снимки. Фото сохранилось, но, к сожалению, люди с фотографий не выжили.

Пассажиры на «Титанике» не догадывались, что фотографируются в последний раз

Удивительно, но информацию о катастрофе обнародовали не сразу. Родственники путешественников находились в неведении и думали, что родные прекрасно проводят время в круизе. А в это время их уже не было в живых.

Потом газеты сообщили, что все пассажиры выжили – это сделали для того, чтобы избежать еще одной трагедии. Обезумевшие от горя близкие и родные погибших могли учинить разгром.

Было запланировано оснастить туристический лайнер почти 70-ю шлюпками, но на деле на палубы подняли только 20 лодок. По мнению руководства, шлюпки портили внешний вид судна и разрушали созданный миф о непотопляемости лайнера.

Лодки отчаливали наполовину пустыми, команда не была обучена действиям.

Среди выживших оказался повар судна Ч. Джуфин. Не попав в шлюпку, он смог продержаться в ледяной воде несколько часов, пока его не спасли. По словам кулинара, он не замерз только потому, что и отдыхающие, и команда постоянно потребляли спиртное – трезвых людей на момент трагедии практически не осталось.

Интересен тот факт, что развернувшиеся на «Титанике» события были описаны фантастом М. Роберсоном в одном из романов: книга была закончена в 1898 году, а катастрофа произошла спустя 20 лет.

Многие молодожены выбрали в качестве свадебного путешествия круиз на уникальном лайнере. 13 пар новобрачных находились на лайнере, но вместо счастливого медового месяца их ждала смерть.

Крушение Титаника


Всего через три дня после отплытия «
Титаник» столкнулся с айсбергом в 23:40 14 апреля 1912 года где-то в Северной Атлантике. Хотя кораблю потребовалось более двух с половиной часов, чтобы затонуть, подавляющее большинство экипажа и пассажиров погибли из-за значительной нехватки спасательных шлюпок и неправильного использования тех, которые существовали. Спасательные шлюпки могли вместить более 1100 человек, но спаслись только 705 пассажиров; около 1500 человек погибли в ночь крушения Титаника .


Люди во всем мире были потрясены, когда узнали, что «непотопляемый»
Титаник затонул. Они хотели узнать подробности катастрофы. Тем не менее, сколько бы выжившие ни рассказали, теории о том, как и почему затонул « Титаник» , оставались необоснованными до тех пор, пока не были найдены обломки великого корабля. Была только одна проблема — никто точно не знал, где затонул
«
Титаник ».

Рост культуры как способ борьбы с «чёрными археологами»

Ранее подводная красота оставалась для человека загадкой: корабли уходили на дно со своим грузом, их истории забывались. Поэтому люди и не знали истинной ценности этих объектов. Появлялись мародёры или чёрные археологи. Чем выше уровень культуры и образования населения, тем меньше исторически важных объектов, наземных или подводных, будет повреждено.

— Грабёж начинался в нашем обществе именно в то время, когда в стране падал общий уровень культуры, в 1990-е годы, к примеру. Сейчас у нас коренной перелом происходит

Общество сегодня-завтра уже будет готово осознать всю важность нашего дела. Вот я в Феодосии руковожу музеем подводной археологии, и мы прямо по нашему контингенту посетителей, которые приходят, по тем вопросам, которые они задают, видим, что прогресс есть

Если ещё 10 лет назад под водой мы могли видеть дайвера, который просто так, не с целью даже грабежа, просто какой-то кусок железки с затонувшего судна отдирает, то сегодня уже эти основные проблемы остановлены. Просветительская работа — панацея от разрушения, повреждения наших памятников. Никакие иные меры: ни административные, ни уголовные, я думаю, не повлияют. Всё зависит от того, что у нас в голове, — считает Виктор Вахонеев.

В России всё больше людей хотят посвятить свою жизнь исследованиям кораблекрушений и затонувших городов. Как отклик на это, в Севастопольском государственном университете открылась магистерская программа «Подводная археология». Студенты-магистры уже приняли участие в экспедиции в Сирии в акватории Тартуса. Волонтёры из Колумбии, Франции и стран СНГ помогают в местных экспедициях.

Естественная природная консервация

В 1960-е годы советский археолог, историк античности Владимир Блаватский говорил о том, что исследования на глубине более ста метров станут самыми перспективными. Кому, как не ему, исследователю древнего города Фанагория, об этом знать. Учёный прогнозировал, что с эволюцией техники учёным будут доступны исследования на большой глубине. Начиная с 200 метров и до самого дна, в Чёрном море находится сероводородный слой. Жутко опасный для всего живого, но по этой же причине — идеальный природный консервант. Лишь немногие бактерии способны функционировать в таких условиях, потому органический материал остаётся в целостности и сохранности. Это могут быть как останки деревянного судна, так и древние папирусы или свитки, к примеру.

И уже есть первые находки: в 80 километрах от Болгарии в 2018 году обнаружено древнегреческое судно, возраст которого 2400 лет. По словам учёных, оно выглядит точно так же, как в тот день, когда затонуло. И это — только первая такая находка.

— В подводной археологии наступил новый этап, теперь у нас есть возможность изучать корабли на больших глубинах с помощью телеуправляемых подводных аппаратов, которые способны и на 1000, и на 2000 метров погрузиться на дно. Конечно, пока масштабных раскопок на этих глубинах мы проводить не можем, и, наверное, это не нужно, поскольку методика археологическая очень деликатная и неправильные раскопки могут привести к разрушению, повреждению объектов. Но недалеко то будущее, когда в арсенале морских археологов появятся более совершенные средства. Но в целом сегодня я могу констатировать, что если мы ещё не открыли полностью дверь в глубоководный мир археологии, то, по крайней мере, уже в замочную скважину мы смотрим, и чуть-чуть в щёлочку видим те перспективные объекты, которые там находятся. Вот такая аллегория красивая.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: