Как и где появился?
Родиной джаза считается Новый Орлеан. Переселенцы из Германии, Франции или Испании завозили в город рабов из Африки. Одним из немногих способов почувствовать себя свободным в те времена были танцы под музыку. Из традиций африканских племён и родился джаз.
Весь XIX век он существовал только на собраниях рабов. Тогда ещё не было привычного набора инструментов, зато был тот самый ритм, который позже ляжет в основу всемирно известного жанра. В конце века джаз начал перебираться в увеселительные заведения и распространяться по США. Первой джаз-записью считается сингл Livery Stable Blues оркестра Original Dixieland Jass Band, изданный в 1917 году.
Как часто красят Эйфелеву башню
Мэрия Парижа поддерживает архитектурный памятник в отличном состоянии. К интересным фактам про Эйфелеву башню относится информация о покраске:
- цвет достопримечательности запатентован, имеет наименование «коричневый-эйфелевый». Ранее сооружение окрашивали в различные цвета: от желтого до красно-коричневого;
- сначала старую краску снимают, затем наносят антикоррозийный слой, после чего выполняют новое покрытие;
- покраску выполняют тремя оттенками, снизу темный, затем светлее и третья верхняя часть наиболее светлого тона;
- на одно обновление уходит 60 тонн краски;
- процедуру выполняют вручную, кистями, с промежутком в 7 лет.
Французское правительство отвечает за сохранность культурной ценности. Ежегодно на уборку расходуется 400 л моющих средств и 20 тыс. мешков для мусора.
Укулеле
Другой музыкальный инструмент, который достаточно редко встречается в джазе, это укулеле – четырехструнная щипковая лютня. Первыми на ней стали играть в Португалии и на Гавайях. Сторонников у укулеле как инструмента немного, и тем более нет тех, кто играл бы на нем превосходнее Лайла Рица (Lyle Ritz). Выбрав сначала тубу и контрабас, в середине 1950-х Риц оценил все достоинства этого необычного инструмента и сразу же переключился на него. Джазовым шедевром по-прежнему остается его первая пластинка How About Uke? На лейбле Verve в 1957 году. В руках Рица укулеле звучит нежно и мягко, высекая элегантные и гибкие линии, которые удивительно гармонично сочетаются с мужественной манерой игры флейтиста Дона Шелтона (Don Shelton).
Король джаза
С этого момента в истории саксофона начинается сложный период. Изначально инструмент задумывался его изобретателем как часть симфонического оркестра, но в результате, так, к сожалению, не получилось. И хотя некоторые именитые композиторы включали саксофон в чисто классические произведения, но инструмент прославился несколько в ином статусе. Благодаря своему богатому бархатному звучанию и широким возможностям выражения самых разных оттенков чувств, он стал королем джаза.
Без него невозможно представить это смелое музыкальное направление, где правит импровизация и абсолютная свобода самовыражения музыканта. Кроме джазовой музыки саксофон органично звучит в таких направлениях как рок, поп, фанк, ар-энд-би, соул, блюз, рок-н-ролл, регги.
Насколько джаз популярен?
Пожалуй, популярнее всего джаз был в 1920-е годы, в «век джаза». Тогда жанр перестал принадлежать только афроамериканцам из Нового Орлеана, под него развлекались все, а в массовую культуру вошли не только музыка темнокожих, но и их танцы.
В 1930-е джаз закрепился как главная музыка, а вот после Второй мировой его постепенно начали вытеснять — сначала более «белая» поп-музыка, потом и рок.
После этого жанр пребывал в пограничном состоянии: он слишком сложный для популярности среди народных масс, но слишком развлекательный для высокого искусства. Впрочем, сейчас он ближе ко второму состоянию — в США джаз даже называют классической музыкой.
В поп-музыку джаз пробивается не так часто. Он может присутствовать как элемент аранжировки или семпл, но популярность инструментальных групп не выходит за пределы джазовой среды. Одна из немногих отдушин — вокальный джаз, иногда привлекающий звёзд: можно вспомнить Эми Уайнхаус и Леди Гагу.
Арфа
Арфа – музыкальный инструмент ангелов – имеет богатую историю в классической западной и восточной культуре, но применение е в джазе было не больше, чем диковинкой, до появления Дороти Эшби (Dorothy Ashby)
Получив профессиональное образование пианистки, Эшби обратила внимание на арфу практически в самом начале своей карьеры. Она записал несколько восхитительных боп-ориентированных альбомов в 1950-60-е годы
Главный ее альбом Afro-Harping был записан немного позже, 1968 году, на лейбле Cadet. Ее уникальное звучание и гениальный подход к игре на этом «сказочном» инструменте прослеживается на ПВО всех композициях альбома. Ее замысловатые фразы скользят и одновременно звучат отрывисто под фанковый грув аранжировщик и дирижера оркестра Ричарда Эванса (Richard Evans).
Интересные факты
- Во время немецкой оккупации агрессоры не могли водрузить на башню свой флаг. Все подъемные механизмы были удалены французами, а вызванные из Германии специалисты ничем не смогли помочь.
- Башня сконструирована так, что ей не страшны бури – во время самого сильного ветра она отклоняется от своей оси только на 12 сантиметров. Более восприимчива железная конструкция к солнцу. Железные элементы от нагрева так расширяются, что верхняя часть иногда отклоняется вбок до 20 сантиметров.
- В 2010 году со 2 этажа, с высоты 115 метров, был установлен рекорд по прыжкам на роликах.
- В 2012 году Ален Роббер влез на вершину монумента без страховки.
- Ежегодно достопримечательность посещают 6 миллионов туристов, за один день – 30 тысяч человек.
- Около 2 тысяч килограммов бумаги в год требуется для печати билетов посетителям «железной леди».
- В башне 5 миллиардов ламп и фонарей. Она потребляет 7,8 млн кВт в год.
- Обслуживающий персонал башни 350 человек.
- Обзор с верхней смотровой площадки 70 км в хорошую погоду.
- Красавица башня – свидетельница несчастий. Начиная с 1898 года по сей день 400 человек покончили жизнь самоубийством.
- Эйфелева башня – самый дорогой памятник Европы. Ее стоимость 435 миллионов рублей.
Сегодня тысячи людей фотографируются на фоне знаменитой достопримечательности, к ней стремятся все влюбленные, чтобы провести вместе незабываемые мгновения. Каждая девушка втайне надеется, что именно там любимый сделает ей предложение руки и сердца.
Свинг и биг-бэнды (1930—1940-е)
Дальнейший рост популярности джаза вызвал спрос на крупные оркестры, игравшие танцевальные мелодии. Так появился свинг, представляющий характерные отклонения в обе стороны от ритма. Свинг стал главным стилевым направлением того времени, проявившись в творчестве оркестров. Исполнение стройных танцевальных композиций требовало более слаженной игры оркестра. Джазовые музыканты должны были участвовать равномерно, без особых импровизаций (кроме солиста), поэтому коллективная импровизация диксиленда ушла в прошлое. В 1930-е годы произошел расцвет подобных коллективов, которые были названы биг-бэндами. Характерной чертой оркестров того времени является соревнования групп инструментов, секций. Традиционно, их было три: саксофоны, трубы, ударные. Наиболее известны джазовые музыканты и их оркестры: Гленн Миллер, Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон. Последний музыкант знаменит своей приверженностью негритянскому фольклору.
О проекте и строительстве Эйфелевой баши
Всемирная выставка 1889 года проходила в Париже и была приурочена к столетнему юбилею Великой французской революции. Парижская городская администрация обратилась к известным французским инженерам с предложением принять участие в архитектурном конкурсе. На таком конкурсе следовало создать сооружение, зримо демонстрирующее инженерные и технологические достижения страны.
В том числе такое предложение пришло и в инженерное бюро Гюстава Эйфеля. У самого Эйфеля готовой идеи не было, но, порывшись в отложенных проектах, он нашёл эскиз высотной башни, который сделал его сотрудник Морис Кёшлен. В доработке проекта затем принял участие другой сотрудник, Эмиль Нугье. Чертежи 300-метровой железной башни были предложены на конкурс. Предварительно 18 сентября 1884 года Гюстав Эйфель получает совместный со своими сотрудниками патент на проект, а впоследствии выкупает у них же исключительное право.
После того, как проект Эйфеля стал одним из четырёх победителей, инженер внёс в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом. В конце концов комитет останавливается на плане Эйфеля. Завоевав первую премию конкурса, Эйфель с энтузиазмом воскликнул:
В январе 1887 года Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет.
Итоговый бюджет строительства составил 7,8 миллиона франков (из которых 2,5 миллиона франков – личные средства самого Эйфеля). Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.
Первоначальный эскиз башни Мориса Кёшлена, 1884 год | wikimedia.org
Строительные работы в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней (с 28 января 1887 года по 31 марта 1889 года) выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров 18038 металлических деталей, для сборки которых использовали 2,5 миллиона заклёпок.
Чтобы закончить башню в назначенный срок, Эйфель применял, большей частью, заранее изготовленные части. Отверстия для заклёпок были просверлены в намеченных местах уже заранее, и две трети от 2,5 миллиона заклёпок были заранее установлены. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что очень облегчало поднятие металлических частей на предусмотренные места. В начале применялись высокие краны, а когда конструкция переросла их по высоте, работу подхватили специально сконструированные Эйфелем мобильные краны.
Возведение башни требовало особого внимания к вопросам безопасности беспрерывных работ, что и стало наибольшей заботой Эйфеля. На протяжении строительных работ не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом, что являлось значительным достижением для того времени.
wikimedia.org | wikimedia.org
wikimedia.org | wikimedia.org
wikimedia.org | wikimedia.org | wikimedia.org
Сооружение имело потрясающий и незамедлительный успех – за шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную даму» пришли более 2 миллиона посетителей. А к концу года удалось возместить три четверти всех затрат на её строительство.
Однако творческая интеллигенция Парижа и Франции была возмущена дерзким проектом Эйфеля, и, начиная с самого начала строительства, посылала в мэрию Парижа негодования и требования прекратить постройку башни. Писатели и художники опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков.
Известно, что в 1887 году 300 писателей и художников (среди них Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно) направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», добавляя:
Хотя Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни (ныне ресторан «Жюль Верн»). На вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал:
Однако башню оставили сначала для военных целей, а 1 января 1910 года Эйфель продлили аренду своей башни ещё на 70 лет. В дальнейшем Эйфелева башня стала широко использоваться не только для туризма, но и для ретрансляции различных радио и телепрограмм.
freepik.com
Как добраться до Эйфелевой башни
Как добраться до Эйфелевой башни
1) На метро.
Если предпочитаете подземку, имейте в виду, что в непосредственной близости станций нет, и в любом случае придется пройти некоторое расстояние пешком.
Ближе всего находится остановка «Бир-Хакейм» по ветке 6, от которой по набережной Бранли идти 8–11 минут.
Следующая по отдаленности – метростанция «École Militaire» (Военная школа) по ветке 8. От нее до пункта назначения около 15 минут, если идти через Марсово поле. Или можно подъехать на автобусе №82, сократив время в пути на 5 минут, но если учесть период ожидания транспорта и плату за проезд, лучше прогуляться, заодно осмотрев окрестности парка.
Наиболее отдаленная станция – «Трокадеро» по линии 9, расположенная по другую сторону Сены за одноименными садами. От нее в сторону Эйфелевой башни можно двигаться тремя способами:
1) Доехать до станции метро «Бир-Хакейм», а оттуда пешком по Бранли.
2) Сесть на автобус №30 перевозчика STIF, выйдя на остановке «Tour Eiffel» (Эйфелева башня) в минуте ходьбы от места назначения.
3) Пройти пешком через Трокадеро Гарденс, а затем по переправе Йена, заодно полюбовавшись скульптурами римского, греческого, галльского и арабского воинов со своими скакунами на ней, и, возможно, присмотрев несколько сувениров у местных торговцев.
2) Электричкой RER.
Продолжая исследовать тему, как добраться до Эйфелевой башни, среди наиболее удобных способов – электричка RER по ветке С до станции «Champ de Mars Eiffel Tower station» (Марсово поле Эйфелева башня).
3) Лодкой Batobus.
Еще можно воспользоваться услугами водного трамвайчика Батобус, работающего по принципу городского транспорта. Причал «Batobus Tour Eiffel» находится в 2-х минутах от конечной точки.
4) На автобусе.
Подъехать сюда можно и на автобусе, тем более что остановки стоят в переделах 4–6 минут ходьбы. Вам нужны номера: 30, 42, 69, 72, 82 и 86.
5) Арендовать автомобиль.
Если взяли машину напрокат, ближайшие парковки ищите по таким адресам:
- Автостоянка Pullman Tour Eiffel.
- 445 авеню Жозефа Бувара.
- 2 Plase Joffre.
Все парковки открытые и не дальше чем 300 метров от Эйфелевой башни.
6) На велосипеде Vélib.
Сеть проката велосипедов доступна 24/7. Подходит для молодых, спортивных и динамичных людей. Несколько пунктов проката находятся в непосредственной близости от достопримечательности:
- Станция 2 на пр. Отава Греар.
- На набережной Бранли.
- Станция 43 на проспекте Рапп.
- Станция 36 на авеню де Сюффрен.
Найти все адреса и названия станций поможет виртуальная карта Гугл. Загрузив ее в мобильный телефон, вы сможете отмечать все интересующие объекты и даже прокладывать между ними путь.
Подробный план Эйфелевой башни
План Эйфелевой башни
Характерные особенности джаза
Синтез двух музыкальных культур сделал джаз кардинально новым явлением в мировом искусстве. Конкретными чертами этой новой музыки стали:
- Синкопированные ритмы, порождающие полиритмию.
- Ритмичная пульсация музыки – бит.
- Комплекс отклонения от бита – свинг.
- Постоянная импровизация в композициях.
- Богатство гармоник, ритмов и тембров.
Основой джаза, особенно на первых этапах развития, стала импровизация в сочетании с продуманной формой (при этом форма композиции не обязательно была где-то зафиксирована). А от африканской музыки этот новый стиль взял следующие характерные черты:
- Понимание каждого инструмента в качестве ударного.
- Популярные разговорные интонации при исполнении композиций.
- Аналогичное подражание разговору при игре на инструментах.
В целом же все направления джаза отличаются собственными локальными особенностями, поэтому и рассматривать их логично в разрезе исторического развития.
Эйфелева башня в настоящее время
Башня доступна для посещений каждый день. Для доступа публики наверх имеются четыре пункта продажи билетов и пропуска внутрь сооружения: северный, южный, западный и восточный. Существует две категории экскурсий: на второй ярус за 16 евро и на самый верх за 25 евро. Детям и инвалидам предоставляются скидки на входные билеты.
На первом и втором этажах башни предусмотрены буфеты, где обычные туристы могут купить кусочек пиццы и стаканчик сока за 7,5 евро. Также на первом ярусе башни (в 58 метрах над землёй) работает ресторан, который так и называется 58 Tour Eiffel. Обычный ланч из двух блюд обойдётся здесь посетителю в 18 евро. Выше на 2-ом этаже расположено более дорогое заведение – ресторан Le Jules Verne (скромный обед стоит у них около 85 евро на человека). Третий этаж на вершине башни занимает Champagne Bar, где один бокал шипучего напитка имеет цену 10 евро.
Нормафон
Относительно новый в группе духовых музыкальный инструмент – нормафон – был забыт достаточно быстро. По форме напоминающий саксофон, с мундштуком трубы и клапанами тенор-саксофона, по звучании нормафон схож с бас-трубой или тромбоном.
Единственный исполнитель на альт-нормафоне как джазовом инструменте считается Уильям «Хики» Келли (William «Hicky» Kelley). По образованию эуфонист Келли играл на нормафоне вместе с ансамблем The Modern Jazz Disciples Кертиса Пиглера (Curtis Peagler). С ними же на лейбле Prestige в 1959-60 годах Келли записал альбом The Modern Jazz Disciples and Right Down Front, переизданный в 2012 году испанским лейблом Fresh Sound.
Сольные партии Уильяма «Хики» Келли пластичны, звучание чистое и напоминает альт-трубу, только мелодичнее. Хотя эту музыку и нельзя назвать абсолютно новаторской, она все же вдохновляет на эксперименты в джазе.
Кое-что о конструкции саксофона
Саксофон – это сложный инструмент, который собирается из десятков деталей. Эти элементы изготавливаются отдельно, а потом комплектуются вместе по принципу конструктора. Перечислим основные его компоненты:
- Корпус в виде конусообразной трубки с расширенным концом с одной стороны. В разных видах это расширение имеет свой диаметр и форму.
- Раструб находится в широкой части трубки-конуса.
- Эска (трубка) соединяет корпус с мундштуком, напоминающим кларнетный.
- Лигатура – хомутик, соединяющий мундштук со звукообразующим элементом саксофона – тростью. В дорогих моделях трости изготавливаются из тростника, выращиваемого в южных провинциях Франции и Аргентины. С развитием технологий стало возможно изготавливать такую деталь и из синтетики.
- Клапаны, объединенные в единый, слаженно работающий механизм, крепятся к корпусу. В разных видах саксофона количество клапанов варьируется в пределах от 19 до 25.
К самым знаменитым фирмам, изготавливающим саксофоны, относят компании Buffet и Selmer (Франция), Yamaha (Япония), BS (Германия), Amati (Чехия).
Несмотря на то, что саксофон появился относительно недавно, его популярность поистине вдохновляет. Это удивительно востребованный инструмент, обучение игре на котором не отличается особой сложностью. Зато благодаря уникальной выразительности, игра на нем позволяет выражать такую широкую гамму чувств, эмоциональных оттенков, что вряд ли с ним можно сравнить еще какой-то духовой инструмент.
Мы в музыкальной школе «Виртуозы» предлагаем пройти курс обучения игры на саксофоне под руководством опытных преподавателей. Вы удивитесь, как легко и интересно проходит учебный процесс, который приносит не только знакомство с новыми знаниями, позволяет освоить новые навыки, но и дарит вдохновение, стимулирует к дальнейшему развитию. Саксофон – перспективный инструмент с широким спектром применения. Он одинаково хорошо звучит в симфоническом оркестре, в джаз-бэнде и в эстрадном ансамбле и, что, самое главное – соло. Если вы очарованы саксофоном и стремитесь овладеть игрой на нем, обращайтесь к нам, не задумываясь. С нами будет увлекательно и результативно!
Как звучит саксофон
Звуки, издаваемые саксофоном, настолько характерные, что узнать их можно сразу. Инструмент обладает богато окрашенным тембром. Но кроме своей мелодичности саксофон обладает широкими техническими возможностями. Это настоящий виртуоз среди своих духовых собратьев, ведь ему подвластны самые разные исполнительские приемы. Будь это плавное легато или отрывистое стаккато, дрожащие вибрации или звуки в высоком регистре.
Саксофон обладает широким диапазоном звучания, который составляет более двух октав. Этот промежуток в свою очередь состоит из 3 регистров: низкого, среднего, высокого. А некоторые профессионалы могут играть даже в сверхвысоком регистре – который называется «альтиссимо».
Саксофон похож на кларнет по извлечению звуков, а по аппликатуре – на гобой.
Это интересно
Ежегодно на малую родину Сакса (город Динан) съезжаются саксофонисты из разных уголков мира. Их цель – праздничное вечернее шествие с факелами и последующий концерт на центральной площади.
Остается только удивляться мастерству и трудолюбию Адольфа Сакса, ведь первоначально им было изобретено более 14 видов саксофона. Сейчас в широком ходу осталось лишь 8 из них. Причем наиболее востребованными считаются лишь четыре: сопрано, альт, баритон, тенор. Еще четыре менее востребованы: сопранино, соприлло, бас и субконтрабас саксофон.
Самый известный международный конкурс саксофонистов проходит на родине Адольфа Сакса
Это музыкальное состязание между музыкантами из разных уголков мира также важно, как и конкурс имени П. И
Чайковского для классической музыки. И предметом особой гордости россиян является то, что одними из победителей конкурса стали наши соотечественники – Игорь Колесов и Никита Зимин.
Перечисляя интересные и занимательные факты о саксофоне для детей, нужно подчеркнуть еще вот что: высшим мастерством владения инструментом считается умение исполнять долгие ноты без перерыва. Это становится возможным благодаря использованию техники перманентного дыхания (одновременных вдох носом и выдох ротовой полостью). Существуют даже рекордсмены по длительности исполнения одной ноты – Д. Кенни «тянул» звук 45 минут, а Д. Эскаланте – целых полтора часа!
Новый Орлеан (1910—1920-е)
Классический джаз появился в начале ХХ века в южных штатах Америки, а конкретно – в Новом Орлеане (что логично, ведь именно на юге была распространена работорговля).
Здесь играли оркестры африканцев и креольцев, творящие свою музыку под влиянием регтайма, блюза и песен чернокожих рабочих. После появления в городе множества музыкальных инструментов от военных оркестров стали возникать и любительские коллективы. Самоучкой был и легендарный новоорлеанский музыкант, создатель собственного оркестра, Кинг Оливер
Важной датой в истории джаза стало 26 февраля 1917 года, когда оркестр «Original Dixieland Jazz Band» выпустил первую собственную граммофонную пластинку. В Новом Орлеане были заложены и основные черты стиля: бит ударных инструментов, мастерское соло, вокальная импровизация слогами – скэт
Чикаго (1910—1920-е)
В 1920-е годы, названные классиками «ревущие двадцатые», джазовая музыка постепенно входит в массовую культуру, лишаясь титулов «позорная» и «неприличная». Оркестры начинают выступать в ресторанах, перемещаются из южных штатов в другие районы США. Центром джаза на севере страны становится Чикаго, где получают популярность бесплатные ночные выступления музыкантов (в ходе таких шоу происходили частые импровизации и сторонних солистов). В стилистике музыки появляются более сложные аранжировки. Иконой джаза этого времени стал Луи Армстронг, переехавший в Чикаго из Нового Орлеана. Впоследствии стили двух городов начали объединили в один жанр музыки джаз – диксиленд. Главной чертой этого стиля стала коллективная массовая импровизация, которая возвела главную идею джаза в абсолют.
Аккордеон
Для современного джаза этот инструмент уже не кажется необычным, а напротив, прекрасно вписывается в романтическую культуру Франции. Ассоциируясь в большей степени с аргентинским танго или европейским фолком, аккордеон все-таки сумел занять место в рядах джазовых инструментов благодаря Ришару Гальяно (Richard Galliano). Разрушив эти стереотипы, француз первым исполнил на нем гениальные импровизации. Лучшей его пластинкой стала French Touch 1998 года на лейбле Dreyfus. Пригласив еще только лишь барабанщика и контрабасиста, Гальяно продемонстрировал импровизацию и виртуозность игры, доказав право включить аккордеон в список джазовых инструментов.