Чем занимается и где работает ботаник

Герман штаудингер - hermann staudinger - wikipedia

Сочинения

  • Hermann Staudinger (1905). «Ketene, eine neue Körperklasse». Berichte der deutschen chemischen Gesellschaft. 38 (2): 1735—1739. doi:10.1002/cber.19050380283.
  • Staudinger, H. (1920). «Über Polymerisation». Ber. Deut. Chem. Ges. 53 (6): 1073. doi:10.1002/cber.19200530627.
  • Staudinger, H. (1933). «Viscosity investigations for the examination of the constitution of natural products of high molecular weight and of rubber and cellulose». Trans. Faraday Soc. 29 (140): 18-32. doi:10.1039/tf9332900018.
  • Staudinger, H.; Heuer, W.; Husemann, E.; Rabinovitch, I. J. (1936). «The insoluble polystyrene». Trans. Faraday Soc. 32: 323—335. doi:10.1039/tf9363200323.
  • Arbeitserinnerungen, Hdlb., 1961
  • Macromolecular chemistry, 1953 нобелевская лекция

Истоки профессии

Самыми первыми ботаниками, по сути, были древние люди. Сбор и систематизация сведений о растениях очень быстро начали играть немаловажную роль в их жизни. При ежедневном столкновении с множеством съедобных, полезных и ядовитых растений знания о них стали вопросом выживания.

Греческие учёные-натуралисты одними из первых в книгах начали описывать всю флору, а не только нужные в хозяйстве растения для человека. Философы также были немного ботаниками и пытались систематизировать растительность, рассматривая их как часть природы.

Аристотель впервые в IV в. до н. э. задумался о месте растений в природе вообще, в отличие от остальных исследователей, которых интересовала флора, представляющая исключительно хозяйственную ценность. Из немногих материалов, которые дошли до нынешних времён, можно увидеть, что Аристотель разделил окружающий мир на два царства: живое и неодушевлённое.

Растения он причислял к царству живому и утверждал, что хотя они и находятся на нижней ступени развития по сравнению с животным и человеком, но также обладают душой. Аристотель выделял общие свойства в природе животного и растительного мира. Он подчеркивал, что по тому, как выглядят некоторые морские обитатели, трудно точно определить, относятся они к животному миру или же к растительному.

Основоположник и отец ботаники, бывший ученик Аристотеля Теофраст, вынес ее в отдельную науку. Помимо описания возможности применения растений в хозяйстве и медицине, он занимался и теоретическими вопросами. Он установил планку в описании форм растительности и в понимании их природы, выше которой подняться не получилось ни у одного ученого тех времен.

Перечень обязанностей

Основная обязанность ботаника заключается в научном исследовании мира растений. Звучит внушительно, но не совсем понятно. Расшифруем, что делают представители этой профессии. Они собирают растения, составляют специальные справочники и классификаторы, ведут разработки, необходимые для успешного развития сельского хозяйства. Ботаники внимательно отслеживают текущую экологическую обстановку и состояние растений непосредственно в природе. Кроме того, они проводят научные эксперименты в полевых и лабораторных условиях. Результатом таких наблюдений становятся, например, новая систематика, методика разведения растений или способы выведения нового сорта. Специфика задач каждого представителя этой профессии корректируется в зависимости от выбранного профиля деятельности (специализации).

Вот чем занимаются ботаники в целом:

  1. Самостоятельно составляют план исследования и собирают максимум информации о его предмете.
  2. Готовят материалы, необходимые для проведения исследований.
  3. Ведут запланированные исследования.
  4. Фиксируют результаты и выводы, сделанные на основе научной деятельности.
  5. Составляют отчеты о проделанной работе и разрабатывают рекомендации.
  6. Открывают и описывают новые виды и подвиды растений.
  7. Ведут преподавательскую и просветительскую деятельность.

Из истории

Одно из первых занятий древнего человека – собирательство. Позднее растения стали не только пищей, но и лекарствами. Описания ряда их целебных качеств можно отыскать в книгах, которые посвящены изучению медицинской системы «Аюрведа», разработанной в Древней Индии. До Аристотеля ученые в основном интересовались лекарственными и представляющими бытовую ценность растениями. А в 4 столетии до нашей эры Аристотель первым начал размышлять о том, какое место они занимают в природе в целом.

Отцом ботаники называют Теофраста – ученика Аристотеля. Его научные работы представляют собой сведение в единую систему всех познаний, собранных благодаря практикам в сфере медицины и сельского хозяйства, а также работам античных ученых. По сути, Теофраст – основатель ботаники. Именно он сделал ее самостоятельной наукой. Он не только описывал, как можно использовать растения в хозяйственных и медицинских целях, но и занимался теорией. Научные работы Теофраста оказывали огромное воздействие на развитие ботаники на протяжении многих веков. Как стройная система знаний о мире растений ботаника оформилась в 17–18 столетиях.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :
    • ( )
  • Ресурс исследования

    Гейдельбергская академия наук

     :

Лауреаты Нобелевской премии по химии

1901-1925 гг. Вант-Хофф (1901)  · Э. Фишер (1902)  · Аррениус (1903)  · Рамзи (1904)  · фон Байер (1905)  · Муассан (1906)  · Бюхнер (1907)  · Резерфорд (1908)  · Оствальд (1909)  · Валлах (1910)  · Кюри (1911)  · Гриньяр , Сабатье (1912)  · Вернер (1913)  · Ричардс (1914)  · Вильштеттер (1915)  · Хабер (1918)  · Нернст (1920)  · Содди (1921)  · Астон ( 1922)  · Прегля (1923)  · Жигмонди (1925)
1926-1950 гг. Сведберг (1926)  · Виланд (1927)  · Виндаус (1928)  · Харден , фон Эйлер-Челпин (1929)  · Х. Фишер (1930)  · Босх , Бергиус (1931)  · Ленгмюр (1932)  · Юри (1934)  · Ф Жолио-Кюри , И. Жолио-Кюри (1935)  · Дебай (1936)  · Хаворт , Каррер (1937)  · Кун (1938)  · Бутенандт , Ружичка (1939)  · де Хевеши (1943)  · Хан (1944)  · Виртанен (1945)  · Самнер , Нортроп , Стэнли (1946)  · Робинсон (1947)  · Тизелиус (1948)  · Джиуке (1949)  · Дильс , Олдер (1950)
1951-1975 Макмиллан , Сиборг (1951)  · Мартин , Сингер (1952)  · Штаудингер (1953)  · Полинг (1954)  · Виньо (1955)  · Хиншелвуд , Семенов (1956)  · Тодд (1957)  · Сангер (1958)  · Хейровский (1959) )  · Либби (1960)  · Кальвин (1961)  · Перуц , Кендрю (1962)  · Зиглер , Натта (1963)  · Ходжкин (1964)  · Вудворд (1965)  · Малликен (1966)  · Эйген , Норриш , Портер (1967)  · Онсагер (1968)  · Бартон , Хассель (1969)  · Лелуар (1970)  · Герцберг (1971)  · Анфинсен , Мур , Стейн (1972)  · Э.О. Фишер , Уилкинсон (1973)  · Флори (1974)  · Корнфорт , Прелог (1975)
1976-2000 гг. Липскомб (1976)  · Пригожин (1977)  · Митчелл (1978)  · Браун , Виттиг (1979)  · Берг , Гилберт , Сэнджер (1980)  · Фукуи , Хоффманн (1981)  · Клаг (1982)  · Таубе (1983)  · Меррифилд ( 1984)  · Хауптман , Карле (1985)  · Гершбах , Ли , Поланьи (1986)  · Крам , Лен , Педерсен (1987)  · Дайзенхофер , Хубер , Мишель (1988)  · Альтман , Чех (1989)  · Кори (1990)  · Эрнст (1991)  · Маркус (1992)  · Маллис , Смит (1993)  · Олах (1994)  · Крутцен , Молина , Роуленд (1995)  · Кёрл , Крото , Смолли (1996)  · Бойер , Уокер , Скоу (1997)  · Кон , Pople (1998)  · Zewail (1999)  · Heeger , MacDiarmid , Shirakawa (2000)
2001-настоящее время Ноулз , Нойори , Шарплесс (2001)  · Фенн , Танака , Вютрих (2002)  · Агре , Маккиннон (2003)  · Цехановер , Хершко , Роуз (2004)  · Шовен , Граббс , Шрок (2005)  · Корнберг (2006)  · Эртль ( 2007)  · Шимомура , Чалфи , Цяня (2008)  · Ramakrishnan , Steitz , Йонат (2009)  · Хека , Негиши , Suzuki (2010)  · Дан Шехтман (2011)  · Kobilka , Лефковиц (2012)  · Карплуса , Левитт , Warshel (2013 )  · Betzig , Ад , Moerner (2014)  · Линдаль , Modrich , Sancar (2015)  · Дикий , Стоддарт , Feringa (2016)  · Dubochet , Франк , Henderson (2017)  · Арнольд , Смит , Winter (2018)  · Goodenough , Whittingham , Йошино (2019)  · Плотник , Дудна (2020)
Нобелевская премия  · Химия  · Экономика  · Литература  · Мир  · Физиология и медицина  · Физика

Как стать ученым-ботаником

Только по-настоящему увлеченный человек, который действительно любит растения, может стать успешным ученым. На этой работе необходимы не только наблюдательность, внимательность, усидчивость, аналитический склад ума, но и умение ориентироваться в соответствующих областях, связанных с растительным миром.

Где учиться для получения этой профессии? Для освоения профессии ботаника необходимо получить образование по специальности «биология» или «агрономия». Данные факультеты встречаются в высших учебных заведениях России и множества других стран.

Специалист в этой сфере является востребованным в самых различных отраслях. Преподавание и работа над научными трудами, работа в научно-исследовательских центрах и на аграрных предприятиях, в лабораториях, ботанических садах, парках-дендрариях, работа над ландшафтным дизайном и планами озеленения населенных пунктов, не считая смежных отраслей, таких как химическая промышленность, медицина и т. п.

Несмотря на то что учеными описано около 350 000 видов флоры, 70 000 видов еще только предстоит изучить. Так что работы и исследований в этой отрасли хватит на века. В отличие от ботаников прошлого столетия, на помощь современникам приходят цифровые библиотеки растений, где можно распознать растения с помощью специального программного обеспечения и получить информацию о нем в любой части земного шара.

Ученый-ботаник может построить успешную научную карьеру. Начиная с написания научных статей и получения ученой степени, он может стать кандидатом и доктором наук, а там можно и Нобелевскую премию получить, если сделать ряд выдающихся открытий. Главное, как и в любом другом деле — это увлечённость и любовь к своему делу.

Лаборатория странных явлений

Неизвестно, что бы случилось с юношей Николаем дальше, если бы в его судьбу не вмешался Папа Иоффе. Он отыскал своего выпускника в Томске и в 1920 году пригласил в Петроград в свой недавно созданный Физико-технологический институт. Там молодой Семенов возглавил лабораторию электронных явлений и уже в 1922 году стал заместителем Иоффе. Началась его стремительная научная карьера, в рамках которой он активно насаждал повсюду изучение совершенно новой дисциплины — физической химии.

Абрам Иоффе вспоминал о своем ученике так: «…неспокойный нрав Семенова бросал его то в физику, то в химию, то в Ленинград, то в Москву, пока он не застрял на водоразделе химической физики. И стал расти водораздел и вширь, и ввысь, обрастать дворцами и церквами, и загорелись в них огни и взрывы, зарезвились на просторе радикалы».

По его словам, 20-летний Семенов «кипел идеями и планами» и имел неукротимый нрав, который сохранился у него и в 60 лет. «Бывало, поедет Николай Николаевич в Москву, так и жди — приедет с новым институтом, с новыми планами. Для них не хватало уже и суши, где стоит Советский Союз, не хватило бы и земного шара, если бы существовали тогда управляемые спутники и астролеты», — писал Иоффе, который всю жизнь поддерживал своих воспитанников.

95 лет назад в лаборатории электронных явлений проходил один очень загадочный эксперимент. Его проводили юная аспирантка Зинаида Вальта, которую Семенов нехотя взял в лабораторию, хотя мест не было, и её 20-летний руководитель Юлий Харитон. Они работали с парами фосфора при разном давлении кислорода и регистрировали вспышки, вызванные окислением. Было непонятно, почему реакция свечения возникает при добавлении в сосуд не только кислорода, но даже небольшого количества аргона, ведь этот инертный газ, как было известно, не способен вступать в химические реакции, но тут он почему-то восстанавливал реакционную способность кислорода. Это противоречило тогдашним представлениям химиков. «Нет, положительно, в лаборатории электронных явлений происходило нечто, что могло бы дать повод недоброжелателям переименовать её в лабораторию странных явлений», — говорится об этом опыте в книге «Неслучайные случайности».

Семенов был тоже очень удивлен и вместе с сотрудниками долго пытался объяснить результат, да так и не смог, ограничившись сухим описанием опыта в публикации 1926 года, которая появилась в России и Германии. И все бы забылось и потерялось, если бы на эту статью не отреагировал видный немецкий ученый Макс Боденштейн. Он написал, что такого просто не может быть и все результаты по окислению фосфора являются не открытием, а ошибкой. Семенова публично назвали легкомысленным, и только тут, среагировав на критику, он решил пристальнее заняться этой темой, которую чуть не выбросил из головы. Оказалось, что в основе этого эксперимента лежит разветвленная цепная реакция и это совершенно новый тип химических превращений. Именно за это открытие Семенов получит Нобелевку 30 лет спустя с формулировкой «за исследования в области механизма химических реакций» (кстати, получил он её не один, а в паре с Сирилом Хиншелвудом, который пришел к таким же выводам в Англии и посоветовал Нобелевскому комитету наградить не только его, но и коллегу из СССР).

Семенов о своем случайном открытии писал в наставление другим ученым следующее: «Никогда не следует проходить мимо неожиданных и непонятных явлений, с которыми невзначай встречаешься в эксперименте

Самое важное в эксперименте — это вовсе не то, что подтверждает уже существующую, пусть даже вашу собственную, теорию (хотя это тоже, конечно, нужно). Самое важное то, что ей ярко противоречит

В этом диалектика развития науки». Примечательно, что в нобелевской речи Семенов говорил о том, что работа велась коллективно, и старательно избегал местоимения «я».

Специализации

В ботанике могут найти себя люди с разными характером и склонностями. Ведь профессия «ботаник» объединяет множество узких специализаций.

  1. Те, кто не мыслит своей жизни без лугов и лесов, пустынь и тайги, гор и долин, мечтает путешествовать и принимать участие в экспедициях, могут выбрать себе профиль систематика и флориста. Такой специалист наблюдает за растениями и собирает их в природной среде. Учтите, что данная специализация предусматривает серьезные физические нагрузки, продолжительные пешие переходы и кочевой стиль жизни.
  2. Палеоботаник – очень увлекательная профессия. Чем занимается ее представитель? Он ищет в природной среде остатки растений, которые давно вымерли. Участие в экспедициях сочетается с обязательной лабораторной обработкой и теоретическим анализом полученных материалов. Палеоботаники должны уметь правильно определять отпечатки ископаемых растений. Находятся они обычно на каменном угле и других породах. Такие специалисты снимают с окаменелостей тонкие шлифы и изучают анатомию растений, которые существовали на Земле в древние эпохи.
  3. Любите работу в лаборатории и можете часами напролет исследовать под микроскопом внутреннее устройство растений? Тогда вам лучше стать цитологом или эмбриологом растений.

Физик химичил, химик физичил

Если существует магия чисел, то вот она. 15 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения Николая Семенова, 35 лет — с его смерти, 65 лет — с получения им Нобелевской премии, 90 лет — с момента, когда он создал Институт химической физики, который теперь носит его имя. А ровно 100 лет назад художник Борис Кустодиев нарисовал портрет двух молодых и никому тогда не известных ученых: справа — Семенов, слева — друг его жизни Петр Капица. Легенда гласит, что молодые люди сами пришли в мастерскую и сказали: «Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас».

По воспоминаниям Кустодиева, который тогда четвертый год был парализован из-за туберкулеза позвоночника, эти гости были такие бровастые, краснощекие, самоуверенные и веселые, что ему пришлось согласиться. «Притащили они рентгеновскую трубку, с которой работали в своем институте, и дело пошло, — рассказывал художник Федору Шаляпину. — Потом и гонорар принесли, знаете какой? Петуха и мешок пшена. Как раз заработали тогда где-то под Питером, починив какому-то хозяйчику мельницу». Кустодиев тогда в шутку поинтересовался, не собираются ли молодые люди стать нобелевскими лауреатами, на что Семенов и Капица ответили утвердительно. И все сбылось: оба они стали знаменитыми учеными, и оба получили Нобелевку: Семенов — по химии в 1956 году, Капица — по физике в 1978 году. И, кстати, эти двое так впечатлили Кустодиева, что он запечатлел их на другой картине — в самом центре полотна «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого».

Кто же такой Семенов и как ему удалось стать таким выдающимся ученым? Как водится, все начинается в детстве. В Самаре школьник Коля организовал домашний научный кружок и с упоением проводил химические опыты, так что его мать частенько слышала взрывы в его комнате-лаборатории. Он самостоятельно штудировал учебники и однажды прочел кое-что, чему не поверил: оказывается, обычная поваренная соль образована активным металлом натрием и ядовитым газом хлором. Николай решил убедиться в этом сам. «Я у себя дома сжег кусочек натрия в хлоре и, получив осадок, посолил им кусок хлеба и съел его. Ничего не скажешь: это была действительно соль!» — рассказывал испытатель позже. В те времена многие химики пробовали свои реагенты на зубок, наука была молода и по-детски невинна, как и сам Семенов.

Уже на втором курсе физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета Николай попал под крыло Абрама Федоровича Иоффе (по прозвищу Папа Иоффе) — величайшего ученого, который вырастил в России целое поколение блестящих физиков. «В то время вся наша российская физика помещалась на одном диване», — писал Семенов, комментируя фотографию времен своего студенчества, где он запечатлен вместе с Иоффе и его научными «сыновьями»: Петром Капицей, Игорем Курчатовым, Львом Ландау и другими.

После окончания учебы Семенова готовили в профессоры, но тут грянула Гражданская война и Николай оказался в Белой армии. Там ему пришлось примерить на себя роль коновода и даже послужить в Томском артиллерийском дивизионе в армии Колчака. Затем он попал в радиобатальон, который после отступления белых перешел к красным. К счастью для науки, за него вступился профессор Вейнберг и добился его отчисления из радиобатальона в Томский технологический институт. «Будучи увлечен научной работой, я мало интересовался политикой и в событиях разбирался плохо», — уверял Семенов, который, по его же словам, добровольно вступил в Народную армию КОМУЧ, когда поехал к родителям в Самару на каникулы и застал Чехословацкий мятеж весной 1918 года.

Основные определения

Изучая описание ботаника как профессии и анализируя, где учиться этой специальности, какие плюсы и минусы, ожидаемая зарплата и карьерные возможности, нельзя упустить значение слова «ботаника». Оно происходит от греческого слова botane, и это название означает траву, овощ, зелень, растение. Являясь разделом биологии, она комплексно исследует и изучает флору, её физиологию и анатомию, систематизирует растения по видам, изучает историю, географическое расселение растительности, их наследственность и приспособляемость к окружающей среде, решает проблемы экологии.

Существует несколько значений слова «ботаник»:

  1. Тот, кто получил образование в области науки ботаники и профессионально занимается этой наукой.
  2. Преподаватель соответствующего школьного предмета.
  3. Школьник или студент, занимающийся учёбой в ущерб реальной жизни.

Ботаника в современном мире

Сегодня ботаника охватывает широкий спектр проблем:

  1. Систематика — занимается объединением и естественной классификацией растений по определённым признакам.
  2. Эволюция — изучает изменение флоры в течение геологического времени.
  3. Анатомия и морфология — изучение закономерности внешнего и внутреннего строения растений.
  4. География растений — особенности нынешнего и прошлого распространения флоры на поверхности Земли.
  5. Экология — изучение взаимосвязи растений со средой их обитания.
  6. Экономическая ботаника — варианты использования растений в хозяйственных целях.

Ботаника является основой сельского и лесного хозяйства, она разрешает многие вопросы химической, пищевой, деревообрабатывающей, фармацевтической, текстильной, косметической, целлюлозно-бумажной и микробиологической промышленности, а значит позволяет найти интересную нишу для деятельности. Сейчас производство продуктов питания становится глобальной проблемой современности.

Ранняя работа

Штаудингер родился в 1881 году в Вормсе . Штаудингер, который изначально хотел стать ботаником, изучал химию в Университете Галле , в TH Дармштадте и в LMU в Мюнхене . Он получил свой «Verbandsexamen» (сопоставимый со степенью магистра) в TH Дармштадт . После получения докторской степени Из Университета Галле в 1903 году Штаудингер получил квалификацию преподавателя в Страсбургском университете в 1907 году.

Рисунок 1. Общая структура кетена. R — любая группа.

Именно здесь он открыл кетены , семейство молекул, имеющее общую форму, изображенную на рисунке 1 . Кетены окажутся синтетически важным промежуточным продуктом для производства еще не открытых антибиотиков, таких как пенициллин и амоксициллин .

В 1907 году Штаудингер начал работать доцентом в Техническом университете Карлсруэ . Здесь он успешно выделил ряд полезных органических соединений (включая синтетический кофейный ароматизатор), что более подробно описано Рольфом Мюльхауптом. Здесь он также направил будущих лауреатов Нобелевской премии Леопольда Ружичку (1910) и Тадеуша Райхштейна к получению докторской степени.

Полимерная химия

В то время как в Карлсруэ, а затем в Цюрихе, Штаудингер начал исследования в области химии каучука , для которой физическими методами Рауля и Ван’т Гоффа были измерены очень высокие молекулярные массы . Вопреки преобладающим идеям (см. Ниже), Штаудингер в своей знаменательной статье, опубликованной в 1920 году, предположил, что каучук и другие полимеры, такие как крахмал , целлюлоза и белки, представляют собой длинные цепи коротких повторяющихся молекулярных единиц, связанных ковалентными связями . Другими словами, полимеры похожи на цепочки канцелярских скрепок, состоящих из небольших составных частей, соединенных от одного конца до другого ( рис. 3 ).

Рис. 3. Цепочка канцелярских скрепок (вверху) является хорошей моделью для полимера, такого как полимолочная кислота (внизу) . Полимерная цепь состоит из маленьких кусочков, соединенных между собой головой к хвосту.

В то время ведущие химики-органики, такие как Эмиль Фишер и Генрих Виланд, считали, что измеренные высокие молекулярные массы были лишь кажущимися величинами, вызванными агрегацией малых молекул в коллоиды . Сначала большинство коллег Штаудингера отказывались признать возможность того, что небольшие молекулы могут ковалентно связываться друг с другом с образованием высокомолекулярных соединений. Как метко отмечает Мюльхаупт, отчасти это связано с тем, что в начале 20-го века молекулярная структура и теория связывания не были полностью поняты.

В 1926 году он был назначен преподавателем химии во Фрайбургском университете во Фрайбурге-им-Брайсгау (Германия), где и провел остаток своей карьеры. В 1927 году он женился на латвийском ботанике Магде Войта (также изображенной как; нем . Магда Войта ), которая была соавтором с ним до его смерти и чей вклад он признал получением Нобелевской премии. Дальнейшие доказательства в поддержку его гипотезы о полимере появились в 1930-х годах. Высокий молекулярный вес полимеров подтвержден осмометрией мембран , а также измерениями вязкости раствора Штаудингером . В рентгеноструктурном исследовании полимеров метода Херман Марк прямого доказательства для длинных цепочек повторяющегося молекулярных единиц. А синтетическая работа, проведенная Каротерсом, продемонстрировала, что полимеры, такие как нейлон и полиэстер, могут быть получены с помощью хорошо изученных органических реакций. Его теория открыла предмет для дальнейшего развития и помогла создать прочную основу для науки о полимерах.

definition — ШТАУДИНГЕР ГЕРМАН

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Штаудингер, Герман

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Надгробный памятник Германа Штаудингера

Герман Штаудингер (нем. Hermann Staudinger; 23 марта , Вормс — 8 сентября , Фрайбург) — немецкий химик.

Биография

Обучался в университетах Галле и Мюнхена, Высшей технической школе в Дармштадте. Профессор в университетах:

  • 1908—1912: Высшая техническая школа в Карлсруэ
  • 1912—1926: Федеральная высшая школа в Цюрихе
  • 1926—1951: Университет Фрайбурга

Директор Государственного института высокомолекулярных соединений (1940—1956).

Основные работы

Основные работы посвящены химии высокомолекулярных соединений.

  • : Открыл новый класс органических соединений — кетены.
  • : Предложил метод замены атома кислорода карбонильной группы иминогруппой с помощью трифенилфосфиниминов (реакция Штаудингера).
  • : Доказал, что полимеры представляют собой соединения, состоящие из больших молекул, атомы которых связаны между собой ковалентными связями. Для описания таких молекул ввёл в науку понятие макромолекула. Выдвинул теорию цепного строения макромолекул, которую в дальнейшем дополнил понятиями разветвленной макромолекулы и трёхмерной полимерной сетки. Показал связь между молекулярной массой полимера и вязкостью его раствора, что позволило создать вискозиметрический метод определения молекулярной массы. Предложил реакции полимераналогичных превращений.
  • : Основал журнал «Die makromolekulare Chemie».
Это незавершённая статья об учёном-химике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

От «теории капризов» к атомной бомбе

Так один эксперимент привел к появлению целой теории, которую Семенов сравнивал с капризами природы: «В физике, как известно, «капризов» практически нет, в то же время биология полна ими. Химия занимает промежуточное положение: иногда реакция течет нормально, а иногда — сплошные «капризы». Цепная теория — это «теория капризов» химического превращения…»

И это был лишь один опыт в «лаборатории странных явлений» Семенова. А их было множество: по теории теплового взрыва, тепловой теории пробоя диэлектриков, теории молекулярных пучков, по первому применению масс-спектроскопии в химии и др. Если в 1920 году Семенов был в своей лаборатории один, то к 1930-му у него в подчинении было уже 50 молодых ученых, которых он выбрал и подготовил сам. «В те годы рост знаний и опыта у представителей талантливой молодежи был поразителен. Все они к этому возрасту (25 лет) имели уже по несколько печатных работ, порою обладавших существенно пионерским значением в масштабе всей мировой науки. На эти работы широко ссылались в своих трудах иностранные ученые», — вспоминал Семенов о своей лаборатории, которая в 1931 году превратилась в Институт химической физики Академии наук СССР под его руководством.

В должности академика, профессора, директора Семенов продолжал работать в области химической физики как ученый. Результаты его исследований процессов взрыва, горения и детонации в 1940-е годы использовались в производстве патронов, артиллерийских снарядов, взрывчатых веществ, зажигательных смесей, при создании гранат и мин в борьбе с вражескими танками. Так что Семенов внес свою лепту в нашу победу в Великой Отечественной войне.

В 1940-е и 1950-е годы он занимался советской атомной программой и участвовал в ядерных испытаниях, но, поняв их военный потенциал, позже принимал активное участие в движении ученых против угрозы ядерной войны, присоединившись к Пагуошскому движению. За 90 лет жизни Семенов успел очень многое, в том числе сумел создать семеновскую школу на стыке наук — физики, химии и биологии. За свою научную деятельность он был удостоен Ленинской премии, дважды — Государственной премий СССР, дважды – звания Героя Социалистического Труда, награжден девятью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и удостоен высшей награды Академии наук — золотой медали им. М. В. Ломоносова. 14 иностранных академий наук избрали Семенова в свой состав и восемь известных университетов мира присудили ему почетную степень honoris causa. В конце жизни Николай Николаевич сохранял активность, был вице-президентом Академии наук, в 75 лет женился на молодой аспирантке третьим браком, с 1981 года работал главным редактором журнала «Химическая физика».

Один из внуков вспоминал, что дед Коля работал даже в выходные, но все же находил время собраться вместе с семьей за большим столом. «Дед любил компанию и веселое застолье, — писал внук ученого А. Ю. Семенов. — Часто на выходные или на праздники собирались многочисленные друзья, родственники и ученики — сотрудники созданного им Института химической физики. Не обладая хорошим слухом, дед тем не менее любил петь. Мне запомнилось, как он поет песню «Эх, Самара-городок». Дед часто смеялся — негромко, но очень заразительно. Еще чаще он щурился и улыбался в усы».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: