Мати город Русским
В 882 году в Киев прискакал новгородский князь Олег (тот, который Вещий, троюродный брат Рюрика) и застолбил Киев за собой, потому что Новгород должен был достаться сыну Рюрика Игорю, и князю нужно было искать новую вотчину. Также Олегу приписываются слова «этот город тоже будет русским» — «Се буди мати градом Русьскым», где слово «мати» означает не «мать», как толкуют наиболее сообразительные историки, а «иметь».
Воспользовавшись ослаблением хазар в ихней войне с венграми (бывшими гуннами), Олег начал изгонять хазар отовсюду, что хоть как-то примыкало к Киеву и было пригодным для земледелия. Таким образом он послужил как бы родоначальником современной Украины, но только ее территории, а не населения, потому что все население мощным потоком текло на новые земли именно из России. Под этим натиском вооруженных агрессивных земледельцев с севера хазары отступили, и таким образом начало образовываться новое княжество Киевская Русь в составе Древнерусского государства. Впрочем, понятие «Киевская Русь» появилась только в XIX веке, а до тех пор княжество никак не называлось, возможно, просто «Киевским княжеством».
В общем, дело не в этом, а в том, что на смену хазарам на Украину прибыло чисто русское население, то есть из пределов России, как раз из той, какой она является сегодня, то есть, по убеждению современных украинцев — «Московии». То есть, не было никакого различия межу русскими, жившими на севере Древнерусского государства, и на юге его – это была одна нация.
Так и жила эта единая нация на землях от Новгорода до Киева, и даже до Крыма, где русские даже образовали свою колонию – Тмутараканское княжество, отняв все города по берегам Керченского пролива у хазар. Таким образом минуло почти 300 лет, и изменения в этническом составе начались со времен Андрея Боголюбского, Владимирского князя, который в 1169 году решил уничтожить Киев как столицу государства и перенести ее во Владимир. Киев был взят приступом и разорен подчистую, причем многие киевляне были перебиты или уведены в плен.
С тех пор Киев и вся украинская часть России подвергались постоянным разорениям, в связи с чем начался отток земледельческого и городского населения обратно в северную часть государства. В результате, когда к Киеву подошли монголо-татарские орды, и сама столица, и вся Украина были так сильно разорены, что пришельцам досталось очень мало добычи. Тогда они принялись рыскать по округе, разоряя то, что не разорили Боголюбский и многочисленные его последователи, и, естественно, все население тогдашней Украины практически в массовом порядке ломанулось обратно на свою историческую родину – в Россию.
Разделы Речи Посполитой
Вопрос польской государственности обострился ещё во второй половине 18-го века, когда в результате нескольких разделов Речи Посполитой государство, населённое поляками, прекратило независимое существование. В 1807 году, согласно условиям Тильзитского мира, из отдельных польских территорий, принадлежавших Австрии и Пруссии, было сформировано Великое Герцогство Варшавское, которое оказалось под властью Наполеона.
После окончания Наполеоновских войн союз господствующих на континенте государств — Священный союз (Россия, Австрия и Пруссия) — занимался решением проблем, связанных с дальнейшим устройством Европы. Перед представителями держав стоял польский вопрос. Было решено создать государство под названием Царство Польское.
В основе конституции Царства Польского лежали положения Венских договоров от 3 мая 1815 года. В соответствии с ними, большая часть Великого Герцогства Варшавского была присоединена «на вечные времена» к Российской империи под именем Царства Польского.
Польская конституция была обнародована 20 июня 1815 года, а вступила в законную силу с 1816 года. Жителей Царства Польского привели к присяге на подданство русскому государю.
Изначально Царство Польское сохраняло собственное законодательство, продолжая жить по кодексу Наполеона Бонапарта. Позже его заменили правительственным документом. Высшим законодательным органом был Сейм. Официальным языком оставался польский. Жители Царства Польского свободно исповедовали католицизм. В 1817 году государственных крестьян освободили от многих повинностей, а в 1820 году барщину стали заменять оброком.
Во время правления Александра I в экономическом и культурном отношении Царство Польское заметно развивалось. Прогресс отмечался в земледелии, промышленности и торговле. Казна пополнилось достаточно, чтобы вовремя выплачивать жалование чиновникам и войску. Население страны возросло до 4,5 млн.
На это же время приходится расцвет в культуре. Творит Адам Мицкевич — польский поэт, про которого Александр Пушкин восторженно говорил: «Что за гений! Что за священный огонь! Что я в сравнении с ним?». Поражает музыкальный гений Фридерика Шопена.
биография
Он родился в городе Влоцлавек , Польша . Проведя свое раннее детство в Киеве , Украина , где его отец был инженером, Райхштейн поселился в Йене , Германия, затем в 1906 году (ему было всего восемь лет) его семья переехала в Швейцарию , где он получил гражданство в 1914 году. окончил профессиональный лицей в Цюрихе (нынешняя кантональная школа Рэмибюль), изучал химию в Политехникуме в Цюрихе и в 1921 году защитил докторскую диссертацию ( о тропине с открытой цепью и некоторых его коллегах ) под руководством Германа Штаудингера . Он защитил докторскую диссертацию по органической химии ( О составе ароматических молекул обжаренного цикория — Вклад в серию гетероциклических молекул ) в 1929 году.
Первый заместитель Леопольда Ружичка (1931), ему удалось, независимо от Хоуорса и его сотрудников в Великобритании , чтобы синтезировать витамин С . Райхштейн получил должность внештатного профессора органической химии и физиологии Политехникума (1937). В 1938 году он принял руководство Фармацевтическим институтом Базельского университета, а в 1946 году получил в этом учреждении кафедру органической химии .
В 1950 году Эдвард Кэлвин Кендалл , Филип Шоуолтер Хенч и он были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся гормонов коры надпочечников , их структуры и их биологических эффектов» . Их работа над гормонами коры надпочечников привела к выделению кортизона . С 1960 по 1967 год он был директором Института органической химии Базельского университета. Он также был награжден медалью Копли в 1968 году.
Он умер в Базеле , Швейцария . Метод Рейхштайн , промышленный процесс искусственного синтеза витамина C до сих пор носит его имя.
Внешние ссылки
- Авторитетные записи :
- Ресурсы для исследований :
Лауреаты Нобелевской премии по физиологии и медицине |
|
---|---|
1901-1925 гг. |
|
1926-1950 гг. |
|
1951-1975 |
|
1976-2000 гг. |
|
2001-настоящее время |
|
|
Укры и хазары
Мало того – все древние «укры», которые жили на территории современной Украины после времен Рюрика – в свою очередь выходцы с современной «Московии». То есть получается, что и там, и там жили только русские, а никаких «древних укров» и в помине не было, ну разве что считать таковыми выходцев из Средней Азии хазар, которым принадлежали земли современной Украины очень долго и по полному праву исторической действительности.
Об этом можно узнать не из каких-то засекреченных фундаментальных исследований, и не из Википедии (тьфу на нее!), а из учебников истории, как советских, так и нынешних российских и украинских. Пусть в каких-то из них будет что-то неправильно, но лучше выбирать только факты, совпадающее во всех трех вариантах. И вот то, что совпадает, дает поразительные результаты!
В общем, такие вот факты. Для полного понимания географической терминологии следует использовать не термины «Киевская Русь» и «Московия», а «Украина» и «Россия». Понятно, что во времена Рюрика и монголо-татарского Игра никаких России и Украины не было, но просто так лучше будет всё объяснять. Россией нужно называть все что к северу от Украины, а Украиной – все что к югу от России. Где-то там на границе стоят Чернигов и Курск, которых, впрочем, в начале описываемых времен не было еще.
Какие родственники подходят для Карты поляка?
Нередко, в вопросах, связанных со статусами иностранцев в Польше, принято обращаться к Закону об иностранцах. Однако в данном случае он, а также Закон о Карте поляка, будут не более чем подсказками для поиска необходимой информации.
- Пункт 3 ч.1 ст.195 Ustawy o cudzoziemcach сообщает о праве обладателей польского происхождения получить сталый побыт.
- Часть 2 той же статьи устанавливает, что польские корни определяются в соответствии с положениями Закона о репатриации (Ustawa o repatriacji).
- Статья 2 Ustawy o Karcie Polaka, кроме прочего, определяет, что получить карту могут иностранцы, доказавшие польское происхождение (свое или родителей, или бабушек-дедушек, или прабабушки и прадедушки – п.3 ч.1 art.2 Ustawy o Karcie Polaka), а требования и способы подтверждения этих корней устанавливаются в Ustawe o repatriacji.
То есть оба закона ссылаются на Закон о репатриации, а факт подтверждения корней будет одинаковым для обоих случаев.
Art.5. Ustawa o repatriacji
- Человеком польского происхождения, в понимании настоящего закона, считается тот, кто заявляет, что имеет польскую национальность и удовлетворяет в совокупности следующие условия:
- по крайней мере один из родителей, бабушка или дедушка, или же двое прародителей (прабабушки-прадедушки) были по национальности поляками;
- подтвердит свою связь с нацией.
Второго пункта (как и других частей статьи) в рамках данного материала касаться не будем – это технологический аспект получения конкретного статуса (см. ссылки выше)
Что касается национальности предков, то обратить внимание нужно на следующее:
Принимаются во внимание только указанные родственники: мать, отец, бабушка(и), дедушка(и), прабабушка(и), прадедушка(и). Другие родные (например, братья, сестры, дяди-тети, двоюродные бабушки и т.д.) не могут быть учтены.
Если родителей, бабушек и дедушек достаточно одного (подтвержденная польская национальность любого из перечисленных, подтвердит национальность соискателя), то прабабушек-прадедушек нужно минимум двое.. Последнее говорит о том, что, найдя подтверждение, к примеру, польской национальности прабабушки, придется искать дополнительно – еще одной прабабушки или хотя бы одного прадедушки
Последнее говорит о том, что, найдя подтверждение, к примеру, польской национальности прабабушки, придется искать дополнительно – еще одной прабабушки или хотя бы одного прадедушки.
Обратите внимание, что тот же перечень с теми же условиями отдельно указан и в п.3 ч.1 ст.2 Закона о карте поляка. Нормы в данном случае идентичны
Школа, учеба и деятельность
Тадеус Райхштейн происходил из еврейско-польской семьи. Его отец Исидор был инженером-химиком, его мать была Густава Брокманн. Раннее детство Райхштайн провел в Киеве , сначала пошел в школу в Йене и приехал в Швейцарию со своей семьей в 1906 году в возрасте восьми лет , где получил швейцарское гражданство в 1914 году . После участия в промышленной школе в Цюрихе (Oberrealschule, сегодня ), он изучал химию в ETH Zurich и получил докторскую степень в 1921 году под Штаудингер защитив диссертацию на открытой цепи тропина и некоторые из его гомологов . В 1929 году он получил квалификацию по составу ароматических веществ жареного цикория и работе в гетероциклической серии в области органической химии.
В 1931 году он стал ассистентом Леопольда Ружички , а в 1937 году он был назначен адъюнкт-профессором специальной органической и физиологической химии в Высшей технической школе Цюриха . С 1938 г. он взял на себя управление фармацевтического института в Базельском университете и в 1946 году на кафедре органической химии . С 1960 по 1967 год он был директором Института органической химии Базельского университета.
В 1927 году он женился на Генриетте Луизе Куорлз ван Аффорд, у пары родилась дочь.
Обида четвертая
Пакт Молотова-Риббентропа и секретные протоколы к нему. В Советском Союзе понимали опасность нацистской угрозы. Советские дипломаты пытались создать антигитлеровскую коалицию. Но европейские державы выбрали стратегию умиротворения Гитлера. После Мюнхенского соглашения 1938 г., ценой которого Англия и Франция надеялись купить мир, СССР остался один на один с набирающей мощь Германией. Худой мир лучше доброй ссоры. Сталин тоже попытался замириться с Гитлером, раз никто больше в мире не хотел против него воевать. В Союзе понимали, что справиться с Гитлером будет очень трудно. Поэтому заключенный Пакт о ненападении казался на тот момент удачей советской дипломатии. Подлинность секретных протоколов под большим вопросом. Но что было по факту?
По факту и сама Польша пыталась воспользоваться помощью Гитлера для оккупации Чехословакии. Но просчитались абсолютно все. 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу (которая как и все прочие надеялась, что её-то «пронесет»). Не пронесло. Гитлер захватил Варшаву. Союзники Польши – Англия и Франция, как обычно, ничем ей не помогли. Польша как самостоятельное государство исчезло.
Только после этого СССР ввел войска на территорию западной Украины и Белоруссии. Тогда в состав БССР и, соответственно, СССР вошла легендарная Брестская крепость. Эти земли оставались под польским господством после падения Российской империи. Лучше было оставить их Гитлеру? Вроде бы нет. Но полякам все равно обидно.
Возрождение Польши
К концу 19-го века в Царстве Польском подпольные движения стали разнообразнее с точки зрения политической направленности. Появились левые группировки, например, социалистическая партия «Пролетариат», «Польская социалистическая партия», в которую входил молодой Юзеф Пилсудский — будущий основатель возрождённого польского государства; крестьянская пария «Польске стронництво людове». Также были приверженцы правых идей, к ним можно отнести «Национально-демократическую партию» (эндеки) и консервативных националистов, выступавших за самостоятельность польского государства и католические ценности.
Варшава. Вид с маяка лютеранской церкви Св. Троицы. Вторая половина 19-го века. (wordpress.com)
Во время Первой русской революции на польских землях массово проходили антиправительственные демонстрации, поддерживаемые русскими либералами и социалистами, некоторые представители которых выступали за восстановление автономии Царства Польского. Часть радикально настроенных поляков принимала участие в террористических актах.
В 1906 году поляки показали своё недовольство воинским призывом. Согласно статистике недобора в Русскую императорскую армию за 1906 год, из 100% «откосивших» от вступления в верные Николаю II военные ряды процент поляков составил 16,3. Больше только среди литовцев (27,3) и евреев (37,4).
В результате Первой русской революции поляки, как и представители других народов Российской империи, получили право посылать своих представителей в Государственную думу. В этом органе власти депутаты из Царства Польского смогли образовать «польское коло» («польский кружок») — политическое объединение, выступавшее за предоставление права польскому народу отделиться от России вместе со своими территориями.
Параллельно с бурной политической жизнью росла культура Царства Польского. Самый яркий представитель польской литературы позднего периода вхождения западных земель в состав Российской империи — Владислав Реймонт. Крупный прозаик вошёл в историю родной для него Польши как один из наиболее влиятельных авторов, а в 1924 году он получил Нобелевскую премию по литературе «за выдающийся национальный эпос — роман «Мужики»», который был напечатан полностью в 1909 году.
Первая мировая война, усилившая внутренние противоречия внутри Российской империи, стала причиной возрождения самостоятельной Польши.
Мнение польской общественности о начавшемся в 1914 году конфликте разделилось. Война создала ситуацию, при которой поляки, российские подданные, сражались против других поляков, служивших в австро-венгерской и германской армиях ради ослабления России и дальнейшего отделения от неё.
Яновец. Замок. Вторая воловина 19-го века. (wp.com)
В 1915 году Царство Польское оказалось под немецко-австрийской оккупацией. 5 ноября 1916-го было провозглашено недолговременное марионеточное Королевство Польское. Это образование не было признано никем, кроме оккупировавших его центральных держав.
Октябрьский переворот 1917 года в России и поражение Германской империи и Австро-Венгрии в Первой мировой войне привели к окончательному исчезновению Царства Польского и созданию независимого государства. Советская республика декретом от 29 августа 1918 года отказалась от договоров правительства разрушенной Российской империи с правительствами Германской и Австро-Венгерской империй, королевств Пруссии и Баварии, герцогств Гессена, Ольденбурга и Саксен-Мейнингена и города Любека. В число старых соглашений вошли и разделы польских территорий. С этого момента Царство Польское стало официально независимым, а после разгрома Тройственного союза в Первой мировой войне именно земли, ранее подчинявшиеся царской России, стали ядром возрождённой Польши.
Где работали дореволюционные педагоги
Система школьного образования России начала формироваться ещё в 1780-е годы во времена царствования императрицы Екатерины II. Тогда в городах и уездах стали создаваться народные училища.
Окончательно же система начального и среднего образования стала очерчиваться при внуках Екатерины Александре I и Николае I. К начальным учебным заведениям относились уездные (городские и сельские), а также народные училища. Последние в 1860-х годах стали земскими школами. Их задача ограничивалась в основном обучением грамоте и счёту. В уездных училищах дополнительно обучали азам истории, географии и физики. Функции среднего образования выполняли реальные училища, гимназии и прогимназии. Здесь ученики получали гораздо более широкие знания — как в естественных, так и в гуманитарных науках.
Деление на начальную и среднюю школы было не только функциональным, но и сословным. Так, в народных училищах занимались дети крестьян и небогатых мещан (горожан). В уездные (позднее их преобразовали в городские) училища ходили ребята из более обеспеченных семей: купцов, ремесленников, зажиточных крестьян и горожан. Гимназии и прогимназии же были элитарными учебными заведениями с платой за обучение. Их посещали в основном отпрыски дворян и чиновников, хотя в начале ХХ века встречались среди гимназистов и дети представителей простых сословий (они учились в основном за счёт благотворителей). Кроме того, были ещё реальные училища — прообразы современных физмат-школ и инженерных классов (их выпускники, желавшие продолжить образование, как правило, шли в технические институты).
Песня ВИА «Песняры» стала неофициальным гимном какого города?
Этот старинный русский город, ровесник Москвы, расположенный на правом притоке реки Сухоны, долгое время был одним из важнейших транзитных центров во внешней торговле России с Англией, Голландией и другими западными странами. В эпоху правления Ивана Грозного город бурно развивался и богател. Царь даже подумывал о переносе сюда столицы из Москвы. И именно по его приказу здесь был возведён Софийский собор, визуально похожий на Успенский собор в центре Москвы. Изделия местных кружевниц получали высокую оценку на Парижской, Брюссельской и других международных выставках. Популярная в 70-х песня в исполнении ВИА «Песняры» стала неофициальным гимном города. Назовите его.
Спичка Алексей
Красноярск
Великий Устюг
Кострома
Вологда
Период был впервые установлен на территории России на Урале и Предуралье. Как называется этот период?
Английский учёный-геолог и путешественник, Почётный член РГО Родерик Импи Мурчисон проводил геологические изыскания во многих странах. Он описал три геологических периода, один из которых был впервые установлен на территории России на Урале и Предуралье.
В одном из писем учёный сообщил, что считает своим долгом назвать последний период палеозойской эры по имени древнего народа, упоминавшегося в русских летописях XII века: «…мы решились обозначить их особым наименованием; оно имеет географический корень и происходит от древнего царства Биармии <…>, в пределах и смежности которого собраны были очевидные доказательства их самостоятельности».
Силурийский
Девонский
Юрский
Пермский
Что помогало учителям оставаться на плаву
В связи с таким тяжёлым положением большим подспорьем для учителей были благотворительные средства. Помощь педагогам предоставляли частные и общественные организации. Одна из форм такой поддержки — стипендии и пособия.
Ещё на этапе обучения будущий учитель мог получать государственную или частную стипендию. Последние обычно были гораздо больше государственных. В учительских семинариях и институтах государственных стипендиатов выбирали по результатам вступительных испытаний. В земских школах подать заявление на стипендию мог любой желающий, если он или она платили земские сборы. При этом получение стипендии, особенно государственной, обязывало учащихся педагогических учебных заведений отработать несколько лет в образовании.
Оказывало государство и прямую материальную поддержку. Пособия от Министерства народного просвещения учителям, учительницам и училищам распределяли губернские и уездные училищные советы. Они же утверждали отчёты инспекторов народных училищ, назначали преподавателей на должность и увольняли неблагонадёжных педагогов. Таким образом, эти советы осуществляли «высшее попечение» над образовательными организациями.
Почётными попечителями отдельных учебных заведений обычно становились жёны крупных чиновников. Так почётной попечительницей Самарской женской гимназии в 1909 году была избрана жена губернатора.
Также во время службы сельские и часть городских учителей исключались из податного сословия. С одной стороны, это снимало с них часть расходов, так как освобождало от некоторых налогов. С другой — из-за этого учителя не могли участвовать в работе организаций, распределявших пособия и выплачивавших пенсии.
Другим источником поддержки нуждающихся учителей были организации взаимопомощи, созданные самими учителями.
Так, в 1899 году было учреждено «Общество взаимопомощи бывших воспитанников Санкт-Петербургского учительского института». В основном оно помогало нуждающимся учителям городских училищ. Подобные общества предоставляли средства либо единовременно — например в случае крайней нужды, либо на постоянной основе — например если учитель заболел. Возвращать эти деньги требовалось только в том случае, если получившие пособия педагоги были в состоянии это сделать. В таком случае возврат считался «нравственной обязанностью».
Правда, деятельность подобных обществ сильно ограничивало Министерство народного просвещения. Оно запрещало создавать им филиалы в уездах, так как по типовому уставу, установленному министерством, общества могли быть только общегубернскими. Земства и педагоги очень критиковали этот запрет.
В целом же, несмотря на обилие источников и видов, материальная помощь учителям в Российской империи была недостаточной и нерегулярной. Общества взаимопомощи не могли развернуть свою деятельность в полную силу из-за ограничений, а частные благотворители чаще всего поддерживали определённые учебные заведения, не заботясь, на что конкретно пойдут средства. Государство же давало поддержку очень избирательно.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
- Т. А. Вепренцева. Материальное положение учителей и врачей в российской провинции во второй половине XIX века. Известия ТулГУ. Гуманитарные науки.
- И. Л. Хохлова. Общественная и частная инициативы в деле вспомоществования нуждающимся учителям Российской империи второй половины XIX века. Вестник СамГУ.
- М. А. Гончаров. Социально-правовой статус и материальное положение учителей гимназий в России XIX в. Наука и школа.
- А. Шипилов. Материальное положение учителей в дореволюционной России. Педагогика.
- В. С. Сулимов. Заработная плата учителя Тобольской губернии в 1917–1919 годы. Современные научные исследования и инновации.
- Зарплаты дореволюционной России. Профиль Счётной палаты Российской Федерации в Facebook*.
- Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведённой 28 января 1897 года. СПб, 1905.