Владимиро-суздальское княжество

Суздаль. рождественский собор

Особенности

Политические особенности Владимиро-Суздальского княжества заключались в сильной власти князя. В отличии от большинства других земель, здесь князь был главой и решал все важные вопросы. Схематически политическая особенность данной земли может быть представлена так.

Политическое устройство Владимиро-Суздольского княжества

Сильная власть князя была возможна из-за того, что в этих землях было большое количество новых городов, где еще не успело сформироваться сильное боярство. В результате реальная власть была только у князя, а Вече носило только совещательный характер.

В целом же особенности развития княжества в удельный период (12-13 вка) следующие:

  • Неограниченность княжеской власти.
  • Увеличение населения. Люди переселялись в эти земли, поскольку они были сравнительно безопасными от набегов кочевников.
  • В княжестве активно развивалось земледелие. Было множество лесов, служивших естественной защитой.
  • Быстрый рост городов. Это относится как к новым городам, построенным в этот период (Москва, Переяславль-Залесский и другие), так и к старым городам (Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль и другие).
  • Географическое нахождение на пересечении важных торговых путей по Волге и Оке.

Экономические особенности

Несмотря на географическое положение, Владимиро-Суздальская земля обладала большим количеством пашенных земель, что делало сельское хозяйство ключевым аспектом экономического развития региона. Также в этих землях активно развивались и другие промыслы: рыболовство, охота, бортничество.

Большое влияние для экономического развития княжества сыграло переселение людей с юга. Они не просто переселялись, но и несли с собой элементы культуры. Многие из них были ремесленниками, в результате чего ремесло во Владимиро-Суздальской земле стало развиваться очень быстро.

Суздаль – город легендарный!

Суздаль – это удивительнейший и один из древнейших городов России. Его значение в национальном и мировом культурно-туристическом значении трудно переоценить.

На сегодняшний день, это единственный в России город-музей. В Суздале находятся более 300 музеев и этот город является драгоценным камнем в Золотом Кольце России. По мимо этого, Суздальские белокаменные памятники, например Кидекша, включены во всемирное наследие ЮНЕСКО.

Суздальский кремль

Как и история основания многих других городов, история основания Суздаля покрыта легендами, вот одна из них: по преданию, после всемирного потопа и смешения языков, из Иафетова племени на свет появились три брата: Сан, Авесархан и премудрый Асан.

Перейдя жить в Русские земли два первых брата основали множество городов на берегу Варяжского (Балтийского) моря. Третий же, пошёл дальше, в лесные чащи и топи. И основал на неизведанной до ныне земле по своему суждению город Суздаль.

Вот оттуда то и пошла история Суздальская, согласно преданию записанному летописцем ХVIII века Ананием Федоровым.

Покровский монастырь Суздаля

История Собора Рождества Богородицы в Суздале

Согласно исследованиям археологов, начало истории собора датируется 1101 г. Тогда началось его строительство по приказу князя Владимира Мономаха. В то время собор назывался Успенским. На тот момент это было первое и единственное каменное здание в Суздале. Для его возведения использовался материал под названием плинфа – плоский тонкий обожженный кирпич. Для фундамента применялись скрепленные цемянкой (раствор из крошки кирпича) булыжники.

Здание Успенского собора просуществовало недолго. Спустя всего 47 лет Юрий Долгорукий приказал разобрать его и возвести на этом же месте новое, из бута. Но из-за ошибок в строительстве храм вскоре начал рушиться. И в 1222 г Успенский собор повторно разобрали. Вместо него князь Георгий Всеволодович воздвиг более современный Собор Рождества Богородицы. Это было трехкупольное белоснежное здание с искусно украшенным фасадом. Новый храм полностью соответствовал модным веяниям в архитектуре того времени и задумывался как главный в городе. Поэтому при строительстве были предусмотрены хоры для князя и его приближенных.

В 1230 г лучшие мастера из Ростова и Суздали начали расписывать внутренние помещения. Примерно в это же время установили Золотые ворота, украшенные фигурами грифонов, львов и древнерусскими письменами. Их великолепие поражает до сих пор. Большая часть фресок до наших дней, к сожалению, не дошла. Вполне вероятно, что немалую роль в этом сыграло нашествие татаро-монголов.

Собор Рождества Богородицы – это не только храм, но и усыпальница правителей Суздали. До сих пор сохранились могилы сыновей Юрия Долгорукого, представителей знатных российских родов: Вельских, Шуйских и других.

Здание, возведенное под руководством Георгия Всеволодовича, простояло дольше остальных: до сильного пожара в 1445 г. Государству, замученному набегами, было не до восстановления храма. Таким образом, собор был забыт на долгие десятилетия. В первой половине XVI в о нем вспомнили вновь. В результате реконструкции собор стал пятиглавым, таким, как сейчас.

На этом история храма не заканчивается. В XVII в поблизости возвели искусно расписанный в середине придел св. Федора и Иоанна и колокольню. На протяжении двух следующих столетий были построены паперть и еще три придела. Это время можно считать периодом расцвета собора.

Когда к власти пришли большевики, богослужения в храме прекратились.

Ризоположенский монастырь

В XVI веке в монастыре были построены каменные здания, заменившие первоначальные постройки XIII века, которые не сохранились. Самым старым действующим сооружением является Ризоположенский собор. Святые врата, возведенные в 1688 году, являлись парадным въездом в обитель и были изготовлены тремя искусными местными мастерами: И. Маминым, И. Грязновым и А. Шмаковым.

В ознаменование победы России над Францией в Отечественной войне 1812 года была возведена колокольня высотой 72 метра. Исторические записи свидетельствуют о том, что рядом был еще один монастырь — Троицкий, который служил домом для незамужних женщин, его еще называли вдовьим. В 30-е годы прошлого века он был уничтожен.

Расцвет Ризоположенского монастыря относится к 1870-м годам, когда игуменья Серафима руководила крупными строительными проектами в монастыре. В 1901 году пожар уничтожил все деревянные здания и повредил каменные. Были проведены частичные реконструкции, включая строительство кельи настоятельницы, приходской школы и двух келейных корпусов из красного кирпича. Монастырский двор также был вымощен булыжником.

В 1923 году монастырь был закрыт. Ризоположенский собор использовался как электростанция, Сретенская церковь стала кинотеатром, а Трапезная была преобразована в городской клуб. В 1999 году Русская православная церковь приняла комплекс во владение и восстановила его как женский монастырь Владимиро-Суздальской епархии.

Церковь Бориса и Глеба

Недалеко от Суздаля находится сохранившийся памятник — церковь Бориса и Глеба. Это один из первых образцов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Построенное в 1152 году здание лишено изысканного мастерства, только бордюрный пояс и небольшие карнизы служат украшением его простых белоснежных фасадов.

К сожалению, во второй половине XIII века сооружение пришло в упадок, его своды и глава постепенно разрушались. Только в XVI-XVII веках его отремонтировали с использованием старого белого камня, но крыша с небольшим куполом не полностью повторила первоначальный облик древнего храма.

Несмотря на то что храм был построен в 1152 году, он оставался не расписанным в течение почти сорока лет. В 1947 году были обнаружены остатки фресковой росписи, которые, как полагают, датируются 1180-ми годами. Сохранились также фрески на северной стене здания. К югу от церкви в конце XVII века были возведены Святые врата, которые вели к реке.

Позже рядом с первоначальным холодным зданием построили теплую Стефаниевскую церковь. Ее высокая двускатная крыша напоминает Суздальский каменный жилой дом XVII века. В комплекс входит и шатровая колокольня XVIII века. Все эти здания, разделенные во времени пятью столетиями, удивительно органично связанные друг с другом.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Покровский монастырь

Покровский монастырь был заложен в 1364 г. Инициатором строительства новой обители в Суздале выступил князь Андрей Константинович. Каменные здания заменили деревянные в начале XVI века.

Поводом для капитальной реконструкции монастыря стало его превращение в место пожизненной ссылки для неугодных княжеских и царских жен. Стены обители навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.

Первой венценосной инокиней стала супруга Великого князя Московского Василия III. Ее сослали в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.

Оба здания строились по единому проекту, поэтому отличаются лишь размерами. В XVI-XVII вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Ее внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о фортификационном назначении.

Башни, относящиеся к разным эпохам, отличаются по архитектуре: с шатровым навершием — XVII век, а с полукруглым — XVIII век. Корпуса построены в форме 8-гранника. На стенах имеются окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровской обители включен в перечень охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Васильевский монастырь

Расположенный на выезде из Суздаля Васильевский монастырь является одним из старейших в городе, известен с XIII века и, возможно, служил форпостом городской крепости.

Центральным его сооружением является Васильевский собор, построенный на месте бывшей деревянной шатровой церкви в 1662-1669 годах. Внешний вид храма был нарочито простым и аскетичным, что было связано не столько с монашеским аскетизмом, сколько с нехваткой средств на строительство, как отмечено в записках настоятеля.

Внешний вид отразил особенности самобытной суздальской архитектуры конца XVII века, когда были пересмотрены традиционные методы древнерусского зодчества. Верхняя часть широких фасадов собора украшена только карнизной лентой и декоративными арками. Самой выделяющейся частью декора являются входные порталы.

Небольшая трапезная соединяет собор с трехъярусной колокольней, которая отличается более богатым убранством — пилястрами и лопатками по всему фасаду и резными карнизами. К югу от собора находится двухэтажная Сретенская трапезная церковь. Васильевский собор, трапезная Сретенская церковь и ограда были восстановлены в 1959-1961 годах. В 1995 году Васильевский монастырь был вновь открыт как монастырь Владимиро-Суздальской епархии.

Помимо своей древней истории, Васильевский монастырь известен также тем, что в его честь назван сорт вишни — «Васильевская вишня». Ягоды этого сорта были известны своим крупным размером и сладким вкусом. К сожалению, сама вишня «Васильевская» — привередливый в уходе сорт. Он был утрачен.

Успенская церковь

Последнее строение, оставшееся от «княжеского двора», который когда-то простирался от городских ворот у крепостных валов до Кремля. Считается, что первоначальное здание было сделано из дерева. Сейчас ее стены покрашены в красный цвет, с белыми пилястрами и наличниками, она расположена на зеленом лугу у реки и выглядит очень нарядно.

Фотографии начала прошлого века показывают, что тогда Успенская церковь выглядела иначе, чем сегодня. Была колокольня, часовня, освященная в честь Никона и Сергия Радонежских, ограда с воротами и каменными столбами. Здание было построено в два этапа: нижний четырехугольник украшен фрагментами оконных рам XVII века, в то время как верхний восьмиугольник украшен спиралями, характерными для XVIII века.

Сам храм увенчан характерным двухъярусным барабаном с широким зеленым куполом и небольшим куполом с крестом. Хотя шатровая колокольня была отреставрирована, здание остается редким образцом архитектуры московского барокко в Суздале.

Внутри был восстановлен большой иконостас, а стены расписаны в современном стиле. В 2015 году в храм в торжественной обстановке были принесены мощи святого Арсения Суздальского, вдохновителя похода князя Пожарского по освобождению Москвы от поляков. Считается, что эти реликвии обладают силой излечивать многие детские болезни.

Петропавловская церковь

Напротив Святых ворот Суздальского Покровского монастыря находится церковь Петра и Павла. Это сооружение было построено в 1694 году на нижнем луговом берегу реки Каменки на территории Никольской слободы. Архитекторам из Суздаля было нужно возвести постройку, которая бы вписалась в уже существующий монастырский ландшафт, учитывая при этом все его строения, ведь его главному собору в то время было уже около двухсот лет.

Получившееся здание представляет собой большой квадратный памятник, который соответствует собору Покровского монастыря. Его замкнутый свод перекрыт пятью барабанами с луковичными куполами. Плоскость крыши отделена от плоскости стен карнизом из полукруглых кокошников и бордюров.

Фасады украшают окна с наличниками и стрельчатыми арками. Основной объем здания дополнен полукруглой апсидой с восточной стороны, одноэтажным притвором с западной стороны и приделом с северной стороны. Колокольня, которая ранее располагалась в северо-западном углу притвора, была снесена после революции 1917 года. Колокольня представляла собой куб, завершенный восьмиугольником с широким шатром.

К сожалению, внутреннее убранство храма не сохранилось. Барочные лепные рамы, расписанные библейскими сюжетами, которые украшали внутренние стены и своды церкви, были утрачены.

Архитектура Древней Руси: кратко об особенностях

Памятники Киевской Руси строились византийскими мастерами, но аналогов в Византии не было (см. Архитектура Византии: 11 примеров чистого стиля). Приглашённые зодчие должны были учитывать непривычные для них строительные материалы и  многовековые традиции деревянного зодчества Руси (многоглавие, внешние галереи).

Уже на самой ранней стадии каменное зодчество Древней Руси имело своеобразный характер и свой путь развития. К 13 веку от киево-византийского наследства сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма. Праздничное и радостное звучание архитектуры — явление глубоко русское.

В результате изменения художественных вкусов под влиянием народных идеалов прекрасного, любви к красоте природы появились памятники во многом противоположные не только византийскому, но и  романскому стилю. Даже самые крупные здания, как владимирский Успенский собор, лишены подавляющей человека подчеркнутой грандиозности романского стиля.

Архитекутра Древней Руси (кратко и со вкусом величия) является крупнейшим вкладом в сокровищницу русского и мирового искусства. Она сыграла важнейшую роль в последующем строительстве и становлении русского стиля зодчества.Читайте по теме:«Устройство русской избы внутри и снаружи»«Деревянное зодчество Древней Руси и России»

Архитекторы Древней Руси

По именам известны всего четыре русских зодчих домонгольской поры:

  1. строители собора Юрьева монастыря в Новгороде — Петр (1119 г.),
  2. собора Евфросиньева монастыря в Полоцке — Иоанн (середина 12 в.),
  3. Кирилловской церкви в Новгороде — Коров Яковлевич (1196 г.),
  4. стены у Выдубицкого монастыря в Киеве — Петр-Милонег (1199 г.).

Зодчим был и князь Святослав Всеволодович.

Отметим, что строительные артели домонгольской Руси возводили главным образом культовые постройки — церкви и лишь изредка — дворцовые здания. В тех случаях, когда строили крепости, применяли совершенно иной, более примитивный подход, позволявший вести строительство с большой скоростью и с малым количеством квалифицированных каменщиков.

Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиевого монастыря

Успенская церковь, построенная в 1525 году, является одним из самых ранних примеров шатровой архитектуры в древнерусской истории. Ее отличительной особенностью является высокий восьмиугольный шатер, установленный на ярусах кокошников и массивном четверике.

Восточная сторона имеет три апсиды, разделенные гранями, с узкими оконными проемами. Нижние части апсид украшает уникальный декоративный дизайн с небольшими кокошниками, в которых по кругу расположены горшки, наполненные известью. Такой способ декоративной обработки редко встречается на фасадах зданий.

Строение двухэтажное, но второй этаж был переделан в XIX веке и утратил свой первоначальный вид. Нижний этаж, однако, по-прежнему сохраняет свою первоначальную планировку. Квадратное помещение имеет в центре мощную колонну, на которую опираются своды — распространенный прием в архитектуре XVI-XVII веков. Аналогичное расположение существовало и на втором этаже, который когда-то был украшен фресками, но произведения искусства были утрачены во время более поздних переделок и ремонтов.

С северной стороны церкви трапезная примыкает к бывшей монастырской «келарне», которая была необходима для функционирования трапезной. Карниз украшают небольшие балясины. С восточной стороны туристы могут увидеть небольшой столпообразный храм с характерными ярусами кокошников — придел мученика Диомида.

Николаевский Посад

Сауна, крытый бассейн, фитнес-центр и ресторан изысканной кухни

8,9
Хорошона основании 1 728 отзывов

Забронировано сегодня 4 раза

Показать цены

Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Пушкарская Слобода

Номера с панорамным видом на реку Каменка и Кремль

8,9
Хорошона основании 1 965 отзывов

Забронировано сегодня 4 раза

Показать цены

Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Миррос Отель Суздаль

В 5 минутах ходьбы от Кремля

9,2
Хорошона основании 2 385 отзывов

Забронировано сегодня 8 раз

Показать цены

Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Суздаль

Гости могут бесплатно посещать бассейн и сауну

8,0
Хорошона основании 2 140 отзывов

Забронировано сегодня 6 раз

Показать цены

Реклама. ООО «Яндекс Вертикали». ИНН 7736207543

Суздаль в 20-ом веке

Не смотря на то, что в 18-19 веках Суздаль стал обычным провинциальным городом, он сохранил свою самобытность и уникальность. А в 70-е годы 20-го века новая, уже туристическая слава окутала этот город.

В 1923 году Суздаль впервые был назван городом-музеем за обилие исторических памятников на его территории. Было признано, что каждый архитектурный объект в Суздале является ценным историческим памятником и важен для передачи истории родной земли будующим поколениям.

В 1974 году за сохранение исторического наследия Суздаль был отмечен орденом «Знак Почёта».

В 1982 году международной организацией ФИЖЕТ Суздаль был награждён почётным призом «Золотое Яблоко».

И в 1992 главнейшие архитектурно-исторические ансамбли Суздаля – Кремль, Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, церковь Бориса и Глеба в Кидекше были занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Никольская церковь

Расположена на территории Суздальского кремля, между земляным валом и ансамблем Рождественского собора и Архиерейских палат. Несмотря на свое стилистическое отличие от соседних каменных зданий, она органично вписывается в окружающую архитектуру. Здание ее было перенесено из небольшой деревни Юрьев-Польского района в Суздаль в 1960 году, положив тем самым начало созданию Музея деревянного зодчества в городе.

Сооружение является редким образцом храмов, построенных в бревенчатом стиле. Он включает в себя более высокий основной объем с трапезной клеткой на западной стороне и граненой апсидой на восточной. Главный объем и трапезная расположены на цокольном этаже, а с трех сторон здание окружено балконной галереей.

В галерею можно попасть по крытой лестнице с простого крыльца. Остроконечная крыша покрывает каждую из секций, в то время как миниатюрный купол на вершине четырехугольника увенчан расщепленными осиновыми чешуйками, напоминающими лемех плуга, которые приобретают серебристый оттенок. Церковь Святого Николая, настоящий шедевр плотницкого дела, была построена полностью без использования гвоздей.

Самовластец всей Суздальской земли

После смерти Юрия Долгорукого два главных города Ростово-Суздальской земли — Ростов и Суздаль — выбрали Андрея Боголюбского своим правителем. Столицей княжества стал Владимир, близ которого князь возвёл резиденцию — город-замок Боголюбый. Во время правления князя Боголюбского Владимир получил не только столичный статус, но и соответствующие ему великолепные постройки, которые можно увидеть и сегодня: Успенский собор, церкви, монастыри и Золотые ворота, аналогичные киевским врата Ярослава Мудрого, повторившие, в свою очередь, царьградские. Владимир был значительно укреплён и расширен, превратившись в один из самых защищённых городов Древней Руси. Под непосредственным контролем Андрея Боголюбского были построены и укрепления в Москве, бывшей тогда форпостом на границе с беспокойной Южной Русью.

В 1159 году в Киеве началась междоусобная борьба за великокняжеский стол, который занимал Изяслав Давыдович. В развернувшейся схватке Андрей Юрьевич поддержал изгнанного из Киева Изяслава Давыдовича. Тогда же Андрей Юрьевич отправил ультиматум Новгороду, в котором правили два сына Ростислава Мстиславича, занявшего Киев. Князь Боголюбский заставил новгородцев изгнать братьев и отправил княжить в Новгород своего племянника Мстислава Ростиславича, поставив новгородские земли под контроль потомков Юрия Долгорукого. В феврале 1161 года Изяслав Давыдович вернул себе Киев, а Ростислав Мстиславич отступил в Белгород, который вскоре был осаждён киевским князем. Однако на помощь к Ростиславу шли союзники; Изяслав отступил, а преследующему его теперь Ростиславу удалось князя нагнать и убить. Потеря союзника свела на нет все усилия Андрея Боголюбского: новгородцы прогнали его племянника, вернув себе на княжение сына Ростислава Киевского. С последним князь Боголюбский заключил мир.

Переносом центра Ростово-Суздальской земли во Владимир были, что неудивительно, крайне недовольны в Ростове и Суздале

Ко всему прочему, князь не принимал во внимание вечевые традиции этих древних центров, не прислушивался к боярам, заправлявшим делами в городах ещё при его отце. Вкупе с присутствием в его землях младших Юрьевичей, как единокровных, так и родных, создавалась видимость угрозы княжеской централизованной власти

Князь Боголюбский решил вопрос кардинально: в 1161—1162 гг. племянники Ростиславичи, братья Мстислав, Василько и Всеволод, вместе с матерью были высланы в Византию. Более никто не мог помешать самодержавию владимирского князя.

Единственными походами, которые Андрей Боголюбский возглавлял лично, стали две военные экспедиции против вражеской мусульманской Волжской Булгарии, бывшей при этом важным торговым соседом, соединявшим Русь с Востоком. Несколько булгарских городов в 1164 году были уничтожены с особой жестокостью, причём уже при триумфальном возвращении во Владимирское княжество. Точные причины военных действий неизвестны, как и результаты мирного договора. Возможно, православный князь хотел таким образом внести свою лепту в борьбу христиан с исламом, как это делали в то время европейские монархи в крестовых походах, но что важнее — византийские императоры.

Лазаревская церковь

По пути от Торговой площади к Ризоположенскому монастырю туристы видят скромное здание Лазаревской церкви, которое привлекает внимание, прежде всего своими черными куполами. Довольно необычно видеть такие купола не на монастырской постройке

И даже такое мрачное убранство не мешает этому старейшему храму очаровывать путешественников своей легкостью и гармонией.

Церковь имеет классическую форму четверика, который украшают наличники, изразцы на массивном карнизе и ряды подковообразных кокошников. Многие гости считают темные купола над украшенными кокошниками самыми красивыми в городе. Форма крыши пятиглавая, что было новым архитектурным приемом во время постройки.

В 1934 храм был закрыт, как и многие другие по всей стране, и более 30 лет помещение использовалось как склад. В 90-е годы прошлого века при выселении захватившей здание Автономной церкви были повреждены внутренние росписи. Несмотря на это, Лазаревская церковь демонстрирует своей конструкцией мастерство зодчих, возводивших ее, и привлекает путешественников красиво оформленными фасадами и необычной для своего времени конструкцией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: