Спасский собор в. спасский собор. в северо-западном углу монастырского двора располагалась не дошедшая до наших дней столпообразная шатровая колокольня с «русскими часами»

Храмовый комплекс в кидекше: у истоков белокаменного зодчества руси

Архитектура внутри храма

Внутри храма четыре столба выглядят совершенно иначе. Они выполняют функцию построения внутреннего убранства, а именно делят помещение на три части.

Эти столбы держат цилиндрический свод. Он вместе с осевыми линиями выстраивает под куполом крест. Плоские и узкие выступы, располагающиеся вертикально, создают вид большого, высокого помещения. Это оптическая иллюзия.

Свободным зал делает отсутствие княжеских хоров (это совокупность внутренних балконов и открытых галерей).

Но данные особенности не делают собор совершенно пустым. Внутри человек видит остатки росписи на стенах. Эти шедевры русской иконописи принадлежали Андрею Рублеву, он занимался росписью монастыря в XV веке

Факт того, что эта историческая личность участвовала в оформлении церковного учреждения, говорит о важности для князей этой святыни

Последним человеком, занимавшимся убранством обители, был Даниил Черный. Он писал на фресках в Андрониковом монастыре в XVIII веке.

Узкие окна интересно играют со светом внутри храма. Световые вертикальные прорези в солнечную погоду создают равномерное освещение. Оно привносит во внутреннее убранство эффект чистоты, организованности и прозрачности. (см. Собор Василия Блаженного)На окнах имеется орнамент в виде цветов на ярко синем фоне.

Спасский собор Андроникова монастыря

В 1368 году в монастыре случился пожар, в котором сгорел первоначальный Спасский собор. По предположениям ряда исследователей сразу после этого был выстроен белокаменный собор, частично ставший основой для последующих строительств, но многие не разделяют эту точку зрения, полагая, что белокаменным был лишь пол восстановленного деревянного храма. Время постройки ныне существующего Спасского собора датируется 1420-1427 годами. Собор стал первым каменным сооружением в монастыре, и, вероятно, на значительной территории вокруг. По архитектурной конструкции собор представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. А сегодня Спасский собор — старейший из сохранившихся соборов и старейшее здание Москвы. Не так уж много осталось в столице архитектурного наследия с XV века.

Спасский собор Андроникова монастыря

В 1427-1428 году инок Андроникова монастыря Андрей Рублёв выполнил фресковые росписи интерьера Спасского собора, фрагментарно уцелевшие до сих пор. Среди искусствоведов ведутся споры о разделении творчества Андрея Рублёва и другого известного иконописца Даниила Чёрного. По одним сведениям Даниил был учителем Андрея, по другим — мастера развивались параллельно в самобытной иконописной среде Андроникова монастыря, создававшей, вероятно, особые условия для творческого роста. И, вероятно, сами иконописцы были дружны, не ведая, что их совместные проекты, такие, например, как роспись Успенского собора в Владимире, будут изучаться под лупой в попытке установления авторства того или иного мазка.

И Андрей Рублёв, и Даниил Чёрный погибли осенью 1428 года во время эпидемии «моровой болезни» и были захоронены на территории монастыря, где существовало кладбище. Некрополь был разрушен в конце 1920-х годов, но в 1993 году при проведении работ в Спасском соборе под престолом было найдено ранее неизвестное захоронение, и исследователями находки было сделано предположение, что среди найденных останков есть принадлежащие Андрею Рублеву и Даниилу Чёрному. Согласно другой версии, останки принадлежат
основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Спасский собор Андроникова монастыря

В XV-XVII веках Андроников монастырь переживал множество разграблений, в результате которых наверняка страдал и Спасский собор. Но наиболее катастрофические последствия для собора принёс захват Москвы армией Наполеона в 1812 году. Спасский храм был разграблен, иконостас сожжён, глава и барабан собора обрушились в результате пожара. В 1813 году последовал ремонт кровли, ещё через пять лет был установлен новый иконостас.
В середине XIX века архитектор П.Герасимов произвёл перестройку папертей собора, достроил к собору два придела и возвёл над храмом шатровую крышу. Эти весьма спорные новации значительно изменили облик храма.

Социально-общественные потрясения двадцатого века превратили Спасский собор в склад, сарай, общежитие, но вместе с тем и спасли от тотального разрушения. В 1934 году рассматривался план сноса всего Андроникова монастыря, и в рамках работ по подготовке сноса были проведены обследования сохранившихся построек. В результате выяснился возраст Спасского собора и были предложены планы его реставрации. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, и вопрос о монастыре вновь был поднят лишь в 1947 году.

Спасский собор Андроникова монастыря

Даже после утверждения проекта создания на территории монастыря Музея древнерусской живописи этот проект долгое время оставался лишь проектом. Лишь в 1959-1960-х годах началась реставрация. В ходе реставрационных работ Спасскому собору вернули первоначальные формы, освободив его от пристроек. Но вопрос аутентичности форм восстановленных кокошников и формы главы собора до сих пор является предметом обсуждения архитекторов и искусствоведов.

Ныне Спасский собор вновь действует как православный храм. Это уютный и небольшой храм, особая атмосфера которого создаётся ощущением времени, которое протекало в древних стенах, нанося беспощадные раны, а затем излечивая их. Собор не поражает роскошью и монументальностью, в нём нет впечатляющей высоты и чувства значительности пространства, но это одна из тех древних святынь, что невероятным образом пронесли сквозь столетия силу веры, которую ощущаешь внутри великих и святых стен храма.

Наружная архитектура

Собор выполнен в честь иконы Спаса Нерукотворного. Храм всем своим видом подтверждает то, как трепетно русские зодчие в древности подходили к созданию этого церковного сооружения.

Вид храма — церковно-купольный, это можно заметить сразу, рассматривая его с лицевой стороны. У обители имеется одна глава и четыре внутренних опоры.

Вся конструкция обители устремлена ввысь, что характерно для эпохи Василия I. Люди хотят быть ближе к богу, а церковь — их главный проводник к Небесным силам.

Силуэт храма напряженный, ожидающий. Это тоже связано со временем, когда был воздвигнут собор. Вся Русь ждала избавления от захватчиков с Востока.

Материал стен монастыря напоминает тот, из которого сооружался кремль. Это блоки из известняка, отшлифованные только с лицевой поверхности.

Верхняя часть обители, где расположен купол, внутри полая, выступающая в роли нежилого маленького помещения. Она нужна, чтобы держать крест и купол, выполненный в виде маленьких квадратов.

Завершает внешнее убранство стиль узких окон в порталах. Он характерен для Древней Руси, чтобы внутрь проникало малое количество света.

Святыня

Главная икона, присутствующая в Андрониковом монастыре — Образ Спаса Нерукотворного. Именно у неё во время бури просил милости церковнослужитель Алексей.

Долгое время икона была потерянной для обители, но в 1999 году её нашли в Историческом музее при Новодевичьем монастыре. С тех пор образ вернули в Андроникову обитель, а для Новодевичьего церковного учреждения сделали список.

Помимо главной святыни, храм приобрел икону Андрея Рублева, отдавая честь этому великому человеку, который благодаря своему таланту написал множество церковных образов.

Были найдены образа святых чудотворцев Андроника и Саввы Московских. Найти икону Андроника оказалось нелегко. В 1920 году настоятель Спасского собора заметил икону в “Андронивском сборнике”. Он нашел автора “сборника” и связался с ним, чтобы узнать, где он нашел образ Андроника.

Затем настоятель и остальные священнослужители собора обратились к церкви Воскресения Словущего Иерусалимского подворья, где и отыскали икону.

Также паломники приходят в обитель, чтобы узреть шесть святых мощей, найденных при археологических раскопках близ собора. Мощи принадлежат монахам, некогда жившим в церковном сооружении.

История

При подробном изучении историками летописей и жития святых, был сделан вывод, что дата основания Андроникова монастыря — 1357 год.

Строительство церковного учреждения приурочили к возвращению митрополита Алексея из Византии. Есть легенда, что после отплытия от Константинополя ладья митрополита попала в бурю. Алексей стал молиться Богу и спасся. Он пообещал по прибытию на Русь воздвигнуть в честь Спасителя храм. Церковнослужитель сдержал свое слово.

Изначально храм был воздвигнут из дерева. Но такой материал в XIV веке был непрактичен из-за частых набегов захватчиков или пожаров. Так, в 1368 году обитель была дотла сожжена в пожаре. Точная причина трагедии неизвестна, возможно, всему виной упавшая свеча или засушливая погода.

После археологических работ на месте храма в 1993 году было выявлено, что после первого пожара Спасский собор был возрожден. Теперь в качестве основного материала был использован обожженный кирпич квадратной формы — историки называют этот материал плинфой.

Следующим этапом становления современной церковной обители следует считать промежуток 1427 и 1427 годов. Этот период выпал на время правления Софьи Литовской, которая стала регентом при собственном сыне из-за смерти мужа — Василия Первого.

При князьях православные сооружения не возводили без какого-либо повода.

Причиной для постройки белокаменного собора стала необходимость увековечить в памяти следующих поколений события Куликовской битвы, произошедшей в 1380 году.

8 сентября русские войска во главе с Дмитрием Донским впервые одержали масштабную победу над Золотой Ордой. Это придало русскому народу веру в победу над гнетом иноземного захватчика.

На протяжении XVIII века шла реставрация обители. К ней были пристроены новые детали, в их числе шатровая колонна. Но долго она не просуществовала, в следующем столетии её разбили.

Затем нагрянули события 1812 года — Отечественная война, в ходе которой большая часть Москвы была сожжена. В масштабном пожаре пострадал и Андроников монастырь.

К его реставрации преступили почти сразу, в 1813 году, и в скором времени он приобрел новый вид.

В XX веке даже при смене власти монастырь не пострадал от антирелигиозной политики.

Начиная с 1934 года, он подвергся новой реставрации. Следующие обновления для храма проводились в 1959-1960 годах, коммунисты не изменили архитектурных особенностей обители, сохранившихся со времен Российской Империи.

Но в церковном учреждении не проводили богослужений. Он был отдан под музей древнерусской живописи. Участь собора во время прихода к власти коммунистических деятелей нельзя назвать жестокой, если вспомнить, как пострадали иные памятники культуры.

С 1989 года, когда эпоха СССР подходила к своему закату, в Андрониковом монастыре разрешили проводить богослужения. Им заинтересовались археологи, поэтому в скором времени стали проводиться раскопки вокруг обители.

Расписание богослужений

Если вы относитесь к числу людей, приехавших в Москву, чтобы получить благословение от церковнослужителей, отстоять литургию в монастыре, то следует знать, в какие дни и когда будет возможно совершить эти действия. (см. о чем просят Спиридона Тримифунтского?)

Для прихожан Андроников монастырь открыт с понедельника по вторник и с пятницы по воскресение, и принимает гостей с 11:00 до 18:00. Но касса во все эти дни работает до 17:15.

В четверг время приема посетителей меняется, с 14:00 до 21:00.

В Монастыре вы сможете поставить свечи святым, попросить благословения у батюшки, помолиться за здравие или упокой родственников.

Андрей Рублёв, иконописец преизрядный

То, что именно Андрей Рублёв (1360-428) расписал собор, объясняется очень просто — он был иноком Спасо-Андроникова монастыря. Сведения о его жизни чрезвычайно скудны, гораздо более известны выполненные его рукой немногочисленные, но масштабные росписи Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и иконы Успенского собора во Владимире, икона «Троица» и работы в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

В Спасском соборе Андроникова монастыря Рублёв в 1428 году расписал и фасады, и внутренний интерьер. До нашего времени дошли только фрагменты двух оконных откосов в алтарной части собора. Однако и там, увы, можно увидеть совсем немного — лишь несколько видов круговых орнаментов.

В монастыре Андрей Рублёв, скончавшийся в том же 1428 году, нашёл и своё последнее пристанище. Его могила, к сожалению, утрачена, но вполне вероятно, что обнаруженное уже в наше время древнее захоронение в алтарной части Спасского храма — то самое место.

Церковь Михаила Архангела

Предание о чудесном спасении

В 1354 году митрополит Алексий попал в шторм на пути в Константинополь. В этот опасный момент он дал обет — если корабль уцелеет, построить храм в честь того святого, в день которого он увидит бухту Золотой Рог. Судно одолело стихию и вошло в бухту 16 августа, в день Спаса Нерукотворного. Обещание своё митрополит Алексий сдержал, в 1357 году основав монастырь. Первым игуменом стал ученик Сергия Радонежского Андроник. Он и возвёл здесь первый деревянный храм. Началось активное обустройство обители, был выкопан колодец. Сергий навещал своего ученика в монастыре и всемерно помогал устройству монастырской жизни. В 1380 году обитель встречала воинов Дмитрия Донского, победивших в Куликовской битве. В их честь отслужили торжественный молебен, а затем панихиду по павшим за веру и отечество.

Храмовый комплекс в Кидекше в Новое время и наши дни

В 1764 году Борисоглебский монастырь был упразднен, Борисоглебская церковь стала приходской. В 1780 году рядом с Борисоглебским храмом на месте более старого храма были возведены зимняя Стефаниевская (Стефановская) церковь, надвратная шатровая колокольня и ограда со Святыми вратами. Колокольня со временем наклонилась до такой степени, что её уклон заметен сейчас невооруженным глазом — более 6°.

Храмовый ансамбль в КидекшеЗимняя Стефановская церковь, построенная в традициях деревянных храмовИкона Святого первомученика архидиакона Стефана над входом в Стефановскую церковьНадвратная колокольняСвятые врата

На рубеже XIX-XX веков с западной стороны к Борисоглебскому храму пристроили низкий притвор, расписанный в 1913 году к 300-летию дома Романовых. В 1930-е годы церковь Бориса и Глеба едва не погибла — местные жители начали разбирать её и ограду на камни, рядом был устроен карьер для добычи песка. Лишь благодаря вмешательству суздальского историка А.Д.Варганова этот выдающийся памятник архитектуры удалось спасти и передать Суздальскому музею.

В 2011 году архитектурно-археологический отряд Суздальской экспедиции Института археологии РАН исследовал Борисоглебскую церковь и выявил ранее неизвестные детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса и более ранней алтарной преграды под ним, нижнюю часть белокаменного престола с отпечатками четырех ножек и омфалий (особое место, куда в определенные моменты службы становился епископ, предшественник амвона) середины XII века.

Сейчас внутри церкви Бориса и Глеба находится музей, где можно познакомиться с экспозицией, посвященной истории этого удивительного храма. Сохранились фрески XII-XVIII веков, росписи притвора, выполненные в 1913 году. В наши дни она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Церковь Бориса и Глеба».

Внутреннее убранство храма Бориса и Глеба в КидекшеВнутреннее убранство храма Бориса и Глеба в Кидекше. АлтарьВнутреннее убранство храма Бориса и Глеба в Кидекше. АлтарьВнутреннее убранство храма Бориса и Глеба в КидекшеВнутреннее убранство храма Бориса и Глеба в КидекшеВнутреннее убранство храма Бориса и Глеба в Кидекше. КрестВнутреннее убранство храма Бориса и Глеба в КидекшеВнутреннее убранство храма Бориса и Глеба в Кидекше

Сама Кидекша — живописное село с неторопливым течением жизни. И только лишь старинный храмовый комплекс, окруженный земляными валами, напоминает о её былой славе.

Мемориал жертв Великой Отечественной войныЖилой дом в Кидекше

История Спасо-Андроникова монастыря

  • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
  • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя.

    Знаете ли вы? Дмитрий Донской, возвращаясь после победы в битве на Куликовом поле, причащался именно в этом монастыре.

  • На территории обители похоронена часть воинов, павших в этом бою. В 1795 году начались работы по возведению колокольни, деньги на которую выделил московский купец-миллионер. Закончилось ее строительство в 1803.
  • В период войны с Наполеоном этот монастырь был разграблен, а после серьезно пострадал от пожара.
    В советские времена монастырь был закрыт с 1918 года, и здесь был концлагерь ВЧК для политических преступников, колония для беспризорников, комнаты для рабочих одного из местных заводов, располагался Наркомат обороны.
  • В период с 1927 по 1932 год был уничтожен некрополь Спасо-Андроникова монастыря (здесь среди прочих был похоронен и Андрей Рублев), разрушена колокольня. Считается, что Андрей Рублев был иноком этого монастыря, однако документальных подтверждений тому нет.
  • В 1947 году приняли решение об открытии музея, утвердили которое лишь через два года, а воплощать в жизнь начали еще через десятилетие. Первых посетителей музей принял в 1960.
  • В 1989 году монастырь вернули церкви, однако пока он не функционирует.

Церковь Михаила Архангела

В конце XV века в Андрониковском монастыре была построена одностолпная трапезная значительной площади. Её возведение обычно связывают с именем игумена Митрофана, являвшегося духовником Ивана III Васильевича.
Спустя два столетия, в конце XVII столетия царица Евдокия Лопухина пожелала, чтобы над трапезной надстроили храм. В результате получился многоярусный собор, нижний этаж которого отводился под семейную усыпальницу Лопухиных, на среднем расположилась церковь Михаила Архангела с двумя приделами, а ешё выше была устроена церковь святого Алексея-митрополита.

Андроников монастырь. Храм Архангела Михаила

Как и весь Спасо-Андроников монастырь, церковь Михаила Архангела сильно пострадала от нашествия французов.
Ремонтные и реставрационные работы XIX века были нацелены на косметический эффект, былое великолепие храмов было утрачено.
С 1918 года здание использовалось под размещение различных канцелярий и делопроизводств. Серьёзная реставрация проведена лишь в 1959-1960-х годах.

Андроников монастырь. Храм Архангела Михаила

В ярусах церкви Михаила Архангела располагается основная экспозиция музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Залы музея сравнительно невелики, перемещения по ярусам требуют некоторых физических усилий, так как приходится штурмовать всевозможные лестницы. Но зато предусмотрено большое количество разных банкеток и стульчиков, на которых можно спокойно отдохнуть. Обычно в музее немноголюдно, тихо, и ничто не мешает спокойно изучать те или иные аспекты иконографии и
древнего живописного искусства хоть с толстой книжной, хоть с планшетом. А для неспециалистов достаточно и просто пройтись по залам, время от времени изучая аккуратные таблички с комментариями к экспонатам.

А у входа в кассу музея вас встретит компания особенных экскурсоводов

Фото, текст — Селянинова Татьяна, 2013 год

Вознесенский переулок   Первый храм Вознесения в Москве неподалеку от Кремля был построен в начале XVI века. В 1584 Фёдор Иоаннович заложил на месте деревянного каменный храм «Вознесения Господня на Большой Никитской», также называющийся «Малым Вознесением». По имени храма стал называться проходящий рядом Вознесенский переулок, соединивший Большую Никитскую и Тверскую улицы.

Преображенка

Больница в стиле модерн   Некоторые московские архитектурные памятники не избалованы вниманием гидов и публикациями в журналах, хотя они любопытны и заслуживают внимательного изучения. Одним из таких малоизвестных зданий является больница, расположенная по адресу Преображенский вал, 19

Здание больницы было построено в 1912-1914 годах для Преображенской старообрядческой общины. Архитектор проекта — Лев Николаевич Кекушев — вошёл в историю культуры и искусства как первый и один из самых ярких творцов русского модерна.

Покровское (Юдановка)   В начале XVIII века село Покровское входило во владения Стрешневых, влиятельных вельмож, породнившихся с Романовыми через брак Евдокии Стрешневой, ставшей второй женой царя Михаила Федоровича Романова и матерью царя Алексея Михайловича. Родион Матвеевич Стрешнев являлся воспитателем Петра Первого, его дети и внуки были с детства приближены к царскому двору и получали некоторые привилегия, имея возможность обращаться непосредственно к императору…

    • Главная   • Путешествия по России   • Москва   • Андроников монастырь  
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: