Свирская церковь

Мастер нестор — кижи в русской литературе

Новая школа в России

В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе. 

В Домашней школе «Фоксфорда» обучаются дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме «реального времени» или в записи.

Умножить не численность — умножить любовь

Адам говорит о Еве: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2, 23). То же, как мы уже вспомнили, говорит апостол Павел в отношении Христа и Церкви. И о том же самом говорится в чине венчания: «Боже Святой, создавший из праха человека и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле».

И здесь содержится ответ на то, что же является целью брака, ради чего брак существует. Очень часто можно услышать, что христианский брак своей целью имеет чадородие,— но нет. Чадородие — это природа брака, и она такова у всех народов, во всех верах,— а целью христианского брака является исполнение любви.

Фото: Olga Galkina / Flickr

И здесь можно провести аналогию с тайной Святой Троицы: каждая Ее ипостась наполнена смыслом любви — это любовь отеческая, любовь сыновья и любовь утешительная, то есть фактически материнская любовь Духа Святого.

И потому соединение в браке — это не только соединение в природе. Это соединение в образе Божием, данном человеку. Собственно говоря, это и есть действие любви. И в связи с этим мне бы хотелось сказать немного об интимности в семье. Это тема, которая обычно подвергается, скажем так, очень строгому на нее взгляду. В среде верующих людей часто высказывается мнение, что интимные отношения в семье, супружеские соития существуют исключительно ради функции детородной: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 22), и наполняйте собой землю.

Да, такая заповедь тоже дана человеку, без сомнения. Но дана она не так, как дана была животному миру. Это совсем другая категория ответственности, потому что это заповедь не об умножении численности — это заповедь об умножении любви.

Интимные отношения между мужчиной и женщиной до брака и вне брака рассматриваются Церковью как грех блуда, и это совершенно правильно: христианин призван хранить чистоту и целомудрие не только в действиях, но и в помыслах, потому что похоть, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть, как говорит апостол Иаков (ср.: Иак. 1, 15). Апостол Павел утверждает, что блудники Царства Божия не наследуют (см.: 1 Кор. 6, 9).

Каноническая норма — отлучение от причастия за грех блуда на семь лет, за прелюбодеяние — на пятнадцать лет. И нужно понимать, что это было принято не только потому, что грех блуда имеет очень серьезное разрушительное действие на человека, но и именно потому, что эти отношения между мужчиной и женщиной, заложенные Богом, настолько высоки, настолько святы и настолько таинственны.

Но порой в связи с этим приходится слышать иное: дескать, само соитие мужчины и женщины греховно, это только лишь уступка плоти и это нечто такое, что может быть использовано только по назначению — ради рождения детей. Из этого делается два вывода: что отношения между супругами не могут быть «чистыми» по определению и что всякое соитие не с целью зачатия является грехом.

Исходя из подобных взглядов на интимную близость, верующие супруги начинают избегать этих отношений, опасаются проявлять нежность друг к другу, испытывают чувство вины. Это приводит к охлаждению между ними, а порой и к разрушению брака. Надуманное и неоправданное супружеское воздержание может стать причиной психических срывов; но бывает и другое, и это еще хуже,— вынужденная, навязанная многодетность, понести которую семья не может, отчего часто страдают прежде всего сами дети.

История

Вид с южной стороны. Фото Е. Н. Клетновой, 1910-е годы

Храм построен по указанию Давыда Ростиславича, князя Смоленского во время его правления в 1180—1197 годы. Достоверных сведений о более точном времени постройки нет. Входил в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Летопись сообщает о его богатом внутреннем убранстве: «всим приходящим к ней дивитися изрядной красоте ея, иконы златом и сребром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена». До закрытия в первой половине XX века в храме находилась белокаменная гробница князя Давида. Некоторое время при храме существовал монастырь.[источник не указан 1879 дней]

Во время осады Смоленска в 1609—1611 годах польско-литовские войска Речи Посполитой использовали здание в качестве крепости. Затем, в 1611 году в здании был организован католический приход. В 1654 году, после возвращения Смоленска в состав российского государства, храм снова стал использоваться для православных богослужений.

В начале XVIII века верхние части стен и своды переложили, изменили отделку фасадов, в стенах пристроек пробили большие окна.

В 1733 году к храму был пристроен теплый придел. В конце XIX века внутри имелось четыре престола: главный — в честь Архангела Михаила; придельные: во имя Алексия, человека Божия, благоверного князя Александра Невского (переименованный в память императора Александра I из придела преподобного Александра Свирского) и мучеников Бориса и Глеба. Ежегодно 24 июля к месту убиения князя Глеба (на Смядынь) совершался крестный ход.[источник не указан 1879 дней]

Во второй половине XVIII века старостой храма был назначен купец Василий Григорьевич Хлебников. При Хлебникове, по благословению епископа Парфения, в 1775—1785 годах были построены каменные: колокольня, ограда и, в юго-западном углу церковного участка, одноэтажный дом. В последнем, на средства Хлебникова, обучались бедные и бесприютные мальчики.[источник не указан 1879 дней]

В 1775—1785 годы храм побелили, возвели кирпичную ограду, построили колокольню с луковичной главкой.

Во время Отечественной войны 1812 года Свирская церковь была разграблена французскими солдатами, после войны — восстановлена, по одним сведениям, на деньги купца Василия Хлебникова, по другим — благодаря личному вниманию императора Александра I.

В 1930 году храм был закрыт, в дальнейшем здание использовалось под военный склад.

В Великую отечественную войну здание лишилось кровли, а с его стен на больших площадях осыпалась штукатурка.

В 1963 году при устройстве кровель храма (проект П. Д. Барановского) были удалены некоторые архитектурные детали XIX века. По проекту С. С. Подъяпольского и Т. Е. Каменевой в 1976—1982 годах была проведена реставрация фасадов, с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века (узкие высокие окна храма, окна барабана, киот над южным порталом и др.) и реставрацией отдельных деталей XVIII века (восьмигранные окна на южном и северном фасадах, карнизы и др.).

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.
При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

Смоленск и Чернигов: крестово-купольные храмы и особая кладка

Византийские традиции, смешанные с романским стилем и готическими формами — такими были храмы Чернигова и Смоленска. В этой части рассмотрим их поближе.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, экскурсовод, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Борисоглебский собор. Чернигов, Украина, 12 век

До нашествия монголов Чернигов был крупным центром Древней Руси. Здесь сохранилось несколько памятников архитектуры. Один из них — Борисоглебский собор.

Что в нем интересного

Византийская конструкция. Консервативная, как в Киеве: высокий барабан, позакомарное покрытие. Закомара — это полукруглое завершение наружной стены, повторяющее внутренний свод. Фасад не очень декорирован, как свойственно Византии.

Романские черты. На фасаде есть полуколонны с резными капителями, аркатурный пояс — привет романике. При раскопках также нашли декор с орнаментами, близкими романской архитектуре.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Церковь Петра и Павла на Городянке. Смоленск, Россия, 12 век

Церковь Петра и Павла на Городянке — один из памятников домонгольский архитектуры в Смоленске. Хотя ее реставрировали, сохранилось довольно много изначальных форм.

Присмотримся к церкви внимательнее

Стандартная конструкция: крестово-купольная структура храма и кирпичная кладка.

Барабан очень широкий. Центральная закомара шире, чем левая и правая. Это значит, что внутри под куполом много пространства и света.

Немного романского декора. Мы видим висячие арочки, лопатки на апсидах.

1–7. Церковь Архангела Михаила на Пристани (Свирская церковь). Смоленск, Россия, 12 век
8. План церкви Архангела Михаила

Еще один пример — Церковь Михаила Архангела на Пристани (Свирская церковь).

Посмотрим, что в ней необычного

От барабана на четыре стороны идут высокие своды. Углы четверика ниже по высоте. Из четверика в три стороны выходят пристройки, которые еще ниже.

По углам четверика — ребристые пучки вертикалей, что может указывать на связь с готическими формами. Окна узкие и высокие.

Получается вертикальный башенный силуэт. Пример того, как из спокойной, уравновешенной крестово-купольной компоновки вырастает более пирамидальная типология.

Пятницкая церковь. Чернигов, Украина, рубеж 12–13 веков

Пятницкую церковь в Чернигове построили на рубеже 12–13 веков, когда местные строители уже накопили большой опыт — поэтому храм получился яркий.

Чем он интересен

🛕 Ступенчатый силуэт — но еще более интересный. Теперь объем от углов четверика к барабану нарастает многими ступенями — целым каскадом арок. Получается динамичная композиция.

Готические элементы. Собор декорирован пучками вертикалей, интересными мелкими кирпичными орнаментами. Встречаются стрельчатые и треугольные окна — близкие готическим мотивы. Есть версия, что если бы не нашествие монголов, на Руси могла сформироваться традиция, похожая на готику.

Школы в допетровской России

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране. 

<<Форма демодоступа>>

Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»: 

  • грамматику,
  • диалектику,
  • риторику,
  • церковное пение,
  • землемерие,
  • географию,
  • звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.

Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил

Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования. 

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству. 
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий. 

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей. 
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

Мастер Нестор в литературе

Образ мастера Нестора появился в литературе сравнительно недавно – авторы обратились к этому сюжету только в 60-е годы. Этот образ получил отражение как в прозе, так и в поэзии. Описывая храм Преображения Господня и впечатления связанные с ним, авторы вспоминали о легендарной истории его появления, говоря о Несторе, как о великом художнике. При этом восхваляли не только самого мастера, но и его топор, как орудие великого ваятеля, наделяя его тем самым необыкновенной силой.

В художественных произведениях о Кижах этот сюжет появляется неоднократно. Его можно отнести к числу постоянно повторяющихся, характерных. Многие поэты посвятили Нестору стихотворения. Среди прочего это баллада В. Златоустова «О царь-топоре и плотнике Несторе», «Сказ о Несторе» Н. Федорова, «Плотник Нестор» В. Жукова и т. д. В некоторых произведениях воспроизводятся не весь сюжет, а отдельные мотивы и фрагменты легенды.

Архитектура

Здание имеет нетипичную для православных храмов того времени «романскую» архитектуру, представляет собой четырёхстолпный храм и в этом наиболее близко к построенной позднее в Новгороде церкви Параскевы Пятницы.

Конструкция — четырёхгранная башня с тремя высокими пристройками.
Фундамент — в основе валуны, уложенные без раствора в вырытую в песке траншею на глиняное основание, поверх валунов выложена кладка из плинф на растворе.
Материал стен — плинфа, скреплённый известковым раствором. Нижняя часть стен была присыпана песком.
Первоначальная отделка: наружная — ниши разных размеров, рельефные кресты и декоративные арки над окнами и дверьми, а также расписные орнаменты (сохранились только их следы); внутренняя (сохранились фрагменты, данные археологической экспедиции 1960 г.) — фрески и темперная роспись. Согласно Ипатьевской летописи 1197 года церковь Михаила Архангела названа самым богато украшенным храмом на Руси.

Есть сведения о перестройках здания в 1634 и в 1713 годах, в 1833 году с юго-западной стороны здания был возведён ныне не существующий придел Бориса и Глеба. Ремонтные работы производились в 1785, 1820-х, 1836 и 1851 годах.

В XX веке здание несколько раз реставрировалось, ему частично возвращён первоначальный вид. С 1991 года начаты новые реставрационные работы, ещё не завершённые.

История

Храм Архангела Михаила (Смоленск) был сооружен в 1194 году. Заказчиком выступил сам князь Смоленский Давид Ростиславич, потратив на возведение церкви немалые средства. Его целью было затмить масштабами нового сооружения все близлежащие храмы.

В сохранившихся летописях того времени имеются восхищенные отзывы о Смоленском храме Архангела Михаила, который на фоне деревянных построек поражал своей монументальностью и богатством интерьера.

Во время нападения на Смоленск польско-литовских войск в 1609 году Михайловский храм был захвачен врагами и использован в качестве крепости. В 1611 году церковь была переоборудована в костел и здесь был организован католический приход, просуществовавший до 1627 года.

Во власть Российского государства Смоленск был возвращен в 1654 году. Тогда же храм Архангела Михаила был переосвящен и открыт для православных богослужений.

В 1733 году к церкви пристроили придел (ныне не существующий), освященный во имя Александра Свирского. Позднее старостой храма Архангела Михаила в Смоленске был назначен купец А. Хлебников. При его попечительстве в период с 1775 по 1785 годы была построена каменная колокольня, ограда и одноэтажный дом, в котором на собственные средства Хлебникова обучались мальчики из бедного сословия.

Во время войны 1812 года Михайловский храм был разграблен и разрушен французами. После изгнания неприятеля церковь была восстановлена на деньги купца Хлебникова при личном вмешательстве императора Александра I.

В 1833 году сюда привезли белокаменную усыпальницу с останками князя Давида, найденную в разрушенном Борисоглебском монастыре. После закрытия храма гробница была вывезена и помещена в исторический музей. В 1950 году саркофаг был разбит. Чудом сохранившаяся часть усыпальницы Давида сейчас хранится в Смоленском музее-заповеднике.

С XIX века церковь становится не только приходской, но еще арестантской и полковой.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Легенда о кижском Мастере Несторе

Легенда о кижском мастере Несторе является одним из самых популярных сюжетов, связанных с островом Кижи. Согласно местному преданию, мастер Нестор построил храм Преображения Господня без единого гвоздя с помощью одного только топора. После завершения работы мастер привязал к кресту на верхней главке красную ленту, а топор бросил в озеро со словами «Не было, нет и не будет нигде больше такого чудесного храма».

Легенда о Несторе (Нестере) является частью фольклора Заонежья. Н.А. Криничная приводит этот сюжет в числе других исторических преданий Русского Севера:

 Кижская Преображенская церковь и мастер Нестер 
     
 В один праздник, когда цветет рожь, во время, когда там была обедня, в полдень, из той противоположной стороны, где много островов, приплыл остров. С этого острова выскочили разбойники в масках — лошадиные головы и хвосты, — в руках с кинжалами. Подошли к этой церкви. Там началась паника. Они ворвались, всех перерезали, а церковь сожгли. Так не стало церкви. 
 Было решено через некоторое время построить церковь. Староста церковный, который взял на себя обязанности (связанные с ее строительством. — Н.К.); был очень строгий человек. Стали заготавливать лес для строительства новой церкви. Лес рубили за деревней Боярщина на болоте, только сосну (место это мне показывала бабушка). Когда лес был вывезен к берегу Кижского острова, то он таинственно два раза переправлялся к месту, примерно где сейчас стоит вокзал. Место, где сейчас церковь, было совсем пустынное и заросшее вересом (можжевельник). 
 Нестер, проходя по этим зарослям, обнаружил святую книгу. Тогда он в уединении сел и читал целый день и ночь. И когда стало подыматься солнце и упала на траву роса, он увидел в переливании солнечных лучей и капелек росы на траве рисунок этой церкви. 
 Хотя строительства там никто не желал, но когда Нестер рассказал, что бог подсказал, где и какую церковь нужно строить, противоречить никто не мог. Началось строительство... 
 И когда церковь была построена, нужно было сделать открытие и освятить, то собирались долгое время, несколько дней. Кто был не согласен, тем говорили, что на церковь, ту старую, которая сгорела во время служения, бог послал удар молнии — и она сгорела, все погибли, хотя день был солнечный и ясный. Поэтому на том месте строить нельзя. Когда все были убеждены, Нестер на одном бревне вырубил: «Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой». <...> 
 Нестер со священным топором поднялся до последней главки, привязал до креста алую ленту, а топор закинул в озеро и поклялся, что такого чудесного храма нет нигде и не будет больше никогда. И топор этот никто не найдет. И тогда начали святить церковь. А Нестера больше никто не видал. 
     
 Автограф Бытова П. Т. (письмо В. Пулькину) от 17 марта 1969 г. // АКФ 173. № 10.

Архитектура

Храм Архангела Михаила в Смоленске является выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества. Возведенный на вершине большого холма, он отлично виден с большого расстояния и гармонично вписывается в приднепровский пейзаж.

Строение имеет нетипичную для православных храмов XII века архитектуру. В отличие от большинства церквей того времени, Михайловский храм выглядит строго и величаво.

На плане церковь представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, перекрытие которого образовано западными столбами, поскольку восточная пара столбов является опорой для стены здания.

Большая центральная апсида имеет полукруглую форму. К трем порталам прилегают притворы, ранее имеющие собственные апсиды, сейчас уже не существующие, но обнаруженные ранее при раскопках.

Размер храма, без притворов — 23,6 метра в длину и 16,3 в ширину. Высота здания составляет 33 метра. Своды церкви были полностью переложены в XIII веке, но разделяющие их арки, уцелели. В неизменном виде также сохранился постамент под барабан и основная часть самого барабана.

Кладка выполнена из плинфы — тонкого обожженного кирпича, чередованием привычной равнослойной техники с полосами скрытых (утопленных) рядов. Местами встречается и лекальный кирпич. Фундамент выполнен с помощью валунов, уложенных всухую.

Архитектурная композиция Михайловской церкви производит невероятно целостное впечатление. Силуэт здания устремлен вверх не только благодаря поднятому на пьедестале шлемовидному куполу, но и благодаря последовательности разных по высоте частей здания, которые зрительно создают эффект ступенчатых нарастающих объемов.

Фасады имели богатый декор, особенно выделялись притворы. На поверхностях стен были наложены непрерывные ряды аркатурных поясов и поребрика, декоративные кресты, ниши и бровки над окнами.

Целомудрие — не система запретов

Когда мы говорим о том, что грехопадение исказило образ Божий в человеке, следует помнить, что это коснулось не только сексуальной сферы,— искажены и ум, и воля, и все человеческие чувства, так что делать в этом смысле упор на интимную сторону по меньшей мере некорректно.

Но кроме того все дары Божии можно и должно обращать во спасение, даже если они искажены первородным грехом. И интимную близость как исполнение любви — безусловно, тоже. А то, как это будет, определяется личной внутренней свободой каждой семьи и зависит только от самих супругов — ни от кого и ни от чего другого.

И здесь отдельным вопросом стоит вмешательство священника в интимную сферу жизни супругов: нужно сказать, что оно может нанести очень серьезный ущерб семейному счастью. Знаете, у нас в некоторых местах еще существует такая дикая практика: священники отказывают молодоженам в причастии во время венчания по причине того, что впереди у них первая брачная ночь.

«Как можно причащаться, если потом у вас будет “это”? Такое причащение будет только в осуждение!» Здесь проявляется полное непонимание того, что и то, и другое — по сути таинства: таинство причащения Тела Христова, плоти Его — и таинство супружеского соития в единую плоть.

И в этом, или примерно в этом, истоки того, что целомудрие у нас воспринимается как система запретов. Так порой детей и подростков и учат целомудрию: постоянно говорят им о том, чего им нельзя, куда им не надо смотреть, чего им не следует слушать, о чем не говорить, чего не чувствовать и чего себе не позволять.

Фото: patriarchia.ru

Но очевидно, что в нашем обществе эта система запретов уже давно не действует. Когда-то она действовала: в девятнадцатом веке и даже еще в первой половине двадцатого, потому что социальные отношения были выстроены таким образом, что всё внешнее поведение человека было подконтрольно общественному сознанию. Но сейчас, даже не касаясь всего прочего, эта система в принципе нежизнеспособна.

Целомудрие не может восприниматься как некая техническая вещь, как некое противоядие скверне, под которой в этом случае подразумевают любую физическую близость, даже после венчания.

Мне в связи с этим запомнился вопрос одной женщины-христианки, у которой были сложности в браке; это не тайна исповеди, это был просто разговор: «Батюшка, когда мне все-таки приходится быть близкой с супругом, я во время этого читаю Иисусову молитву. Я правильно делаю?»…

Опыт познания

Собственно говоря, человеческая любовь осуществляется через познание. Ведь любить можно только того, кого ты знаешь, причем не просто знаешь, а кого ты по-настоящему глубоко познал,— и верить тоже можно только тому, кого ты знаешь. Нам дана заповедь возлюбить Господа Бога всем сердцем своим, всею мыслью своею, всею душою своею, всем разумением своим и всею крепостью своею (ср.: Лк. 12, 30). «Всею крепостью» — значит всем телом, то есть эта любовь — понимаете? — в том числе и в нашей плоти.

И познание — тоже в том числе плотское. Поэтому Адам и Ева познали друг друга и соединились в этой любви. И можно даже сказать, что через это человечество получило возможность двигаться дальше, то есть познавать Бога, уже имея этот опыт познания — опыт взаимопроникновения, соединения воедино.

Богопознание — это путь желания этого проникновения: того, чтобы Бог, Который каждого из нас знает до конца, пронзал нас Своей любовью, и это знание вызывало в нас такое же пронзительное желание узнать Его. И в первую очередь — в таинстве Евхаристии. Церковь — это тоже форма соития, только совершенно иного: соития, в котором мы становимся единым телом со Христом, в котором мы и Он буквально друг в друга проникаем.

Любовь — это то, что делает единым существом. И супруги в этой любви могут стать настолько едиными, что им уже не нужно будет плотское соединение. Поэтому и написано, что в Царствии Небесном уже не женятся и не посягают друг на друга (см.: Мф. 22, 30), потому что там уже все едины, уже все пронизаны этой любовью и соединены друг с другом во единого Духа Святого причастии.

Заключение

Как мы уже упоминали, каменные строения домонгольского периода сохранились в немногих старинных русских городах: Новгороде, Смоленске, Владимире, Суздале, Ярославле, Пскове.

Наш город вполне мог и должен был быть в этом списке на первых позициях. Но, увы, подавляющее большинство смоленских храмов того времени не дожило до наших дней. И будет вполне логичным задаться вопросом, почему так произошло.

Не надо быть корифеем в истории и археологии, чтобы понимать: все масштабные разрушения, в том числе, и древних церквей, произошли в Смоленске в связи с тем, что на протяжении сотен лет он находился на пути всех агрессоров, которые шли вой­ной на Русь.

Действительно, нет другого такого города ни в современной России, ни в бывших Российской империи и Советском Союзе. Ведь все главные войны, боевые победы и поражения, начиная с XVI– XVII веков, были непосредственно связаны со Смоленском.

Все вражеские армии, огнем и мечом прошедшие через наш город, несли ему бесчисленные беды и разрушения. Наполеон Бонапарт испытывал просто–таки патологическую ненависть к смоленской крепостной стене. Именно французы в 1812 году разрушили значительную часть башен и прясел. И взорвали бы всю крепость, если бы не бежали так стремительно.

После освобождения Смоленска в сентябре 1943 года город полностью лежал в руинах. Но, что поразительно, три ныне существующих домонгольских храма, Успенский собор и Смоленская крепость выжили и в 1812 и в 1941 годах.

А вот после польской оккупации 1611–1654 гг. многие каменные церкви и монастыри Смоленска не пережили, пришли в упадок и в скором времени исчезли с лица земли. И суть здесь видится в том, что ни XIX–м веке, ни в XX–м веках захватчики не покушались на православную веру. Французам после своего термидора и немцам после прихода бесноватого к власти на веру было наплевать. Ими двигали жадность, гордыня и ненависть.

А вот Речь Посполитая в 17–столетии в первую очередь старалась вытравить, искоренить, убить именно нашу православную веру. И тем самым поляки были гораздо хитрее, изощреннее и даже в чем–то умнее и Наполеона и Гитлера. Всех русских физически убить было невозможно. Вместо одного павшего встанет другой. А убив веру, убьешь всех. Вот и боролись с нашими церквями паны четыреста лет назад не хуже, чем «новоявленные иуды» в веке двадцатом.

Но три храма выстояли, пережили все лихолетья и беды. И будут стоять, покуда жива вера в сердцах смолян, в сердцах русских людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: