Смоленск: достопримечательности, что посмотреть за один день

Улица Карла Маркса в Смоленске

Очень короткая улица Карла Маркса идет параллельно улице Ленина, на которой сохранился цельный фронт эклектичной застройки конца XIX — начала XX вв.

На пересечении улиц Карла Маркса и Октябрьской революции красуется высотный 46-квартирный дом с башней. Он был возведен в 1953-1954 годах по проекту архитектора В.И. Бухтеева. Во время его строительства были найдены остатки Ильинской церкви.

К высотному дому примыкает небольшое трехэтажное здание детской музыкальной школы конца XIX века. В 1885 в дни торжеств, посвященных открытию памятника композитору М.И. Глинке, сестра и близкий друг уроженца Смоленщины Л.И. Шестакова предложила открыть в Смоленске музыкальную школу имени ее «великого брата». Так был создан фонд, куда Людмила Ивановна сама сделала первый взнос. Первые занятия в школе прошли 1 сентября 1906 года.

Чуть дальше по адресу Карла Маркса 14 видим яркое трёхэтажное здание. Является объектом культурного наследия федерального значения и представляет собой один из лучших образцов модерна на Смоленщине.

Завершает улицу компактное бирюзовое здание с мемориальной доской и надписью: «В этом доме в 1938-1939г.г. жил выдающийся полководец четырежды Герой Советского Союза маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков»

Между улицами Карла и Маркса и Ленина тянется бульвар.

Как проходят богослужения

Службы проходят обычно по воскресным дням, праздникам с 9 и 18 ч.. Во время великого поста по средам, пятницам с 7 ч. утра совершается литургия Преждеосвященных Даров. Кроме того, по остальным дням, исключая понедельник, служатся панихиды, молебны. А по субботам с 11 ч. поется акафист вмч. Варваре.

Историческое место, но прилегающая инфраструктура портит всё», – и  такие отзывы можно найти в интернете. Древние стены действительно как-то контрастируют с прилегающей автомагистралью, шумящим вокзалом. Но все это – пока не войдешь внутрь, где не слышно шума города, и чувствуется Русь –страна наших предков.

Наталья Сазонова 

Насколько похожи Русь и Византия?

Активно искать точки соприкосновения Древней Руси и стран Центральной, Западной и Северной Европы ученые начали не в последнюю очередь потому, что стало ясно: Русь далеко не во всем наследовала Византии. Например, в домонгольской Руси не возникла — и не могла возникнуть — развитая бюрократия. Византию опоясывали цепи чиновничества, где каждый, даже самый мелкий служащий был важным звеном. Карьерная лестница должностей организовывала общество, поскольку по ней действительно можно было подняться — хотя бы на несколько ступеней. Эта система зародилась еще в Риме, и ей понадобились столетия, чтобы сформироваться. В Восточной Римской империи она со временем стала одной из основ жизни, а в первые века Руси такая слаженная и объемная бюрократическая машина была попросту не нужна.

Не так просто обстояли дела и с заимствованиями в области права.

А как же византийское искусство и книжность? Уж их-то Русь точно заимствовала! Долгое время ученые так и считали, даже говорили о «трансплантации» культуры на русские земли. Но в последнее время исследователи усомнились и в этом. Никто не отрицает, что многие явления пришли на Русь из державы ромеев, но этот процесс не ограничивался простым копированием.

Византийская культура включала разные течения: как минимум можно говорить о соперничестве «гуманистической» и «аскетической» традиций. Первая сохраняла наследие Античности и старалась встроить его в христианский контекст. Важны были не только идеи античных мудрецов, но и «высокий стиль» их текстов. Полноценно воспринимать «гуманистические» произведения, наслаждаясь хитросплетениями редких слов и узнавая отсылки, могли лишь немногие высокообразованные ценители. «Аскетическое» течение обращалось к более широким массам, выражалось проще и не восторгалось античными тонкостями. Ценился опыт христианской веры, как личный, так и накопленный веками, а также точное соответствие церковным догматам — акривия.

Это неудивительно: в далекие земли чаще отправлялись те, кто не очень-то ценил доступ к изысканным новинкам культуры, возможный только в столице. Куда важнее для них было распространить и укоренить христианство среди недавних язычников. Это повлияло и на выбор книг для перевода на славянские языки, и на характер образования местных жителей: как можно меньше античных красот с языческими мотивами! Конечно, какие-то элементы «гуманистического» направления проникали на Русь, но в основном древнерусская культура выросла не из многообразия византийской, а из ее тщательно отобранных фрагментов. На них быстро наслоились следы взаимного влияния Руси и соседних стран, также недавно принявших христианство: Польши, Чехии, Венгрии, скандинавских земель. Так сложилась самостоятельная древнерусская культура, во многом весьма далекая от византийской.

Может быть, Русь прилежно копировала Византию хотя бы в том, что касается христианской веры? Оказывается, и в этом можно усомниться. «Принятие» новой религии — долгий процесс, и свержение киевских идолов было лишь началом.

Здание смоленского железнодорожного вокзала

Здание смоленского вокзала является одним из крупнейших в России. Дело в том, что город долгое время был главными воротами западного направления, а следовательно именно Смоленск со стороны Белоруссии принимал как наших друзей, так и врагов.

Смоленский вокзал —  памятник советской архитектуры, построенный в стиле сталинского ампира в 1949-1951 гг. по проекту архитекторов С.Б. Мезенцева и М.А. Шпотова на месте старого вокзала, разрушенного в годы войны.

Рядом с вокзалом есть несколько неплохих кафешек, пиццерий и множество ларьков с белорусскую продукцией. Сказывается близость к границе.

Неподалеку отсюда расположена ТЭЦ-1 Смоленска — советская промышленная архитектура 1930-х гг.

С вокзала до исторического центра ходит трамвай третий номер. Помимо старичков, на момент написания обзора, по городу в приличном количестве рассекали новенькие 71-623 (КТМ-23) Усть-Катавского вагоностроительного завода Челябинской области. К слову, сама Челябинская область себе пока такие позволить не может.

Не торопитесь уезжать с вокзала!

Исправление Демосфеном своей речи

Дебют Демосфена постиг полный крах – публика подняла его на смех, постоянно прогоняла со сцены и так и не дала новоиспечённому оратору договорить. Объясняется это вполне логично: Демосфен говорил еле слышно, «жевал» слова, картавил и заикался. Да и невербальная сторона выступления оставляла желать лучшего – то и дело плечо оратора подёргивалось, а сам он держался на публике до боли смешно. Но Демосфен был настойчив и выступил второй раз на народном собрании, но и тут его ожидало фиаско, после которого расстроенный оратор, павший духом, отправился восвояси.

Дальше, согласно легенде, Демосфен решил начать работать над собой и возобновить выступления с подачи своего друга, бывшего известным афинским актёром. Демосфен рассказал другу о своих неудачах и связанных с ними печалях, говорил, что люди его не ценят и совершенно не понимают его глубокомыслия. Выслушав его, актёр попросил товарища прочесть что-нибудь из Софокла или Еврипида, что тот и сделал.

По окончании речи актёр повторил тот же отрывок, но так выразительно и хорошо, что Демосфен на мгновение подумал, будто слышит совершенно незнакомые стихи. Так он и понял, что выразительная речь обладает красотой и вызывает желание слушать оратора, и решил любыми мыслимыми и немыслимыми способами избавиться от своих речевых недостатков.

Немногим позже Демосфен уединился, а чтобы не было желания нарушить данное себе обещание, наполовину обрил свою голову. Он принял решение упражняться ежедневно по несколько часов до тех пор, пока волосы на его голове не отрастут. Одним из его упражнений было набирать в рот небольшие камешки и стараться говорить чётко и ясно. А чтобы развить дыхание и силу голоса, он громко читал стихи во время подъёма на гору. Также он прогуливался по берегу моря и говорил так громко, чтобы его голос заглушал шум прибоя.

Для избавления от картавости Демосфен приобрёл щенка, а затем слушал его рычание и повторял издаваемые собачонкой звуки. Подёргивание же плечом оратор решил одолеть воистину необычным методом – используя острый меч. Оружие было подвешено к потолку, и Демосфен репетировал, вставая так, чтобы острие меча касалось плеча всякий раз, когда оно подёргивается. Таким образом он смог добиться контроля над телом. Что же касается жестов и владения пространством, то Демосфен, дабы свободно держаться на выступлениях, брал уроки у своего друга-актёра.

Всё это позволило Демосфену стать настоящим профессионалом своего дела.

Смоленская крепость (кремль)

Смоленская крепость — прекрасный образец военно-инженерного искусства и русского строительства конца XVI века. Ее архитектор — знаменитый русский зодчий, «государев мастер» времён правления Бориса Годунова Фёдор Савельевич Конь. Не раз разбивались об стены крепости вражеские полчища…

В начале XVII века с этих стен смоляне под началом воеводы Михаила Борисовича Шейна оборонялись от войск польского короля Сигизмунда III.

Первоначальная протяженность стен крепости составляла 6,5 километра. К сожалению, до наших дней осталось меньше половины: лишь отдельные фрагменты стены, протяженность которых составляет около трех километров. Из 39 башен сохранилось только 18.

Увесистые шестнадцатигранные башни выполняли как оборонительную, так и эстетическую функцию, ведь они выходили на Московскую дорогу и, следовательно, выступали лицом города.

Таинственно и загадочно звучат имена башен:  Волкова (Стрелка, Семенская), Красная (Костыревская), Веселуха, Позднякова, Орел, Авраамиева, Заалтарная, Воронина, Долгочевская, Зимбулка, Никольская, Маховая, Донец, Громовая (Тупинская), Бублейка, Копытенская, Пятницкая (Водяная, Воскресенская).

Если у вас есть время, рекомендуется прогуляться до самой большой, восточной части стены длиной 1,5 киломметра: для этого у башни Орел следует подняться на крепость и пройти на участке от Аврамивской воротной башни до Веселухи.

По набережной можно дойти до моста через Днепр, где начинается главная улица города — Большая Советская. Именно здесь находится главная достопримечательность Смоленска — Успенский собор.

Улица Беляева проходит через мост и плавно перетекает в Большую Советскую.

Вид на достопримечательности заднепровского района.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Уподо́бился еси́ купцу́ и́щущему до́браго би́сера,/ славнодержа́вный Влади́мире,/ на высоте́ стола́ седя́ ма́тере градо́в, богоспаса́емаго Ки́ева,/ испыту́я же и посыла́я к Ца́рскому Гра́ду уве́дети правосла́вную ве́ру,/ обре́л еси́ безце́нный би́сер Христа́,/ избра́вшаго тя́ я́ко втора́го Па́вла,/ и оттря́сшаго слепоту́ во святе́й купе́ли,/ душе́вную, вку́пе и теле́сную./ Те́мже пра́зднуем твое́ успе́ние,/ лю́дие твои́ су́ще:// моли́ спасти́ся держа́вы твоея́ Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых .

Ин тропарь, глас 1

Я́ко нача́льнику Креще́ния/ и ко́реню ве́ры Боже́ственныя,/ и́долов разруши телю,/ блаже́нне кня́же Васи́лие равноапо́стольне, вопие́м ти́:/ сла́ва вразу́мльшему тя́ Христу́ Бо́гу,/ сла́ва освяти́вшему тя́ Креще́нием Свои́м,// сла́ва просвети́вшему тобо́ю всю́ страну́ Ру́сскую.

Ин тропарь, глас 8

Правове́рия наста́вниче/ и всея́ Руси́ просвети́телю,/ благочести́вый вели́кий кня́же Влади́мире,/ святы́м Креще́нием все́х просвети́л еси́/ и це́ркви мно́ги сла́вны украси́л еси́,/ о прему́дре Васи́лие,/ Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим.

Монахиня Иулиания (Соколова). Киевские чудотворцы (фрагмент иконы Всех святых в земле Российской просиявших, кон. 1920-х — нач. 1930-х гг.). Ризница Троице-Сергиевой лавры

Тропарь Собора Киевских святых, глас 8

Насади́теля ве́ры и князе́й Ки́евских верхо́внаго/ дне́сь собо́р святы́х Ки́евских я́ко первонача́льника своего́ восхваля́ет,/ апо́стола Андре́я во благове́стии подража́теля,/ Кири́лла и Мефо́дия трудо́в о просвеще́нии продолжа́теля,/ блаже́нных Аско́льда со О́льгою прее́мника во правове́рии ./ Те́мже и вси́ лю́дие воспева́ют отца́ своего́, ве́рно вопию́ще:/ Христа́ Бо́га моли́ ми́р оте́честву на́шему дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 8

Подо́бствовав вели́кому апо́столу Па́влу, в седи́нах, всесла́вне Влади́мире,/ вся́, я́ко младе́нческая, мудрова́ния, я́же о и́долех тща́ния, оста́вль,/ я́ко му́ж соверше́нный, украси́лся еси́ Боже́ственнаго Креще́ния багряни́цею,/ и ны́не,Спа́су Христу́ в весе́лии предстоя́,// моли́ спасти́ся держа́вы Росси́йския нача́льником и мно́жеству владо́мых .

Ин кондак, глас 8

Изря́дному воево́де и правове́рному,/ благода́рственная воспису́ет ти́ вся́ Ру́сь, Васи́лие,/ иму́щи тя́ нача́льника и засту́пника,/ я́ко изба́вил еси́ на́с от вся́кия скве́рны и ле́сти,/ те́мже ти́ вопие́м:// ра́дуйся, вели́кий кня́же Влади́мире преблаже́нне.

Ин кондак, глас 4

Оте́ческу пре́лесть, и́долы, я́ко су́етни, отве́рг,/ Христа́, все́х и́стиннаго Бо́га, Царя́ и Благода́теля, позна́л еси́./ Те́мже и лю́ди, изря́дны Тому́, святы́м Креще́нием просвети́л еси́,/ пресла́вне Влади́мире. / Сего́ ра́ди почита́ем тя́,/ я́ко Тро́ице служи́теля,// Христа́ моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Величание

Велича́ем тя́,/ святы́й равноапо́стольный вели́кий кня́же Влади́мире,/ и чти́м святу́ю па́мять твою́,/ и́долы попра́вшаго// и всю́ Росси́йскую зе́млю святы́м Креще́нием просвети́вшаго .

Интересные факты о Демосфене

Демосфен был рождён в Древней Греции, в городе Афины. Несмотря на то, что в то время мастерство красноречия было известно и египтянам, и ассирийцам, и индусам, родиной ораторского искусства является именно Эллада.

Выступлениями ораторов была пропитана вся жизнь Древней Греции: перед войсками с зажигательными речами выступали полководцы, на собраниях совета и массовых сборищах выступали политики, провинившиеся в чём-либо граждане посредством своего умения говорить отстаивали свои права в суде, да и любой человек, того пожелая, мог выступить на дружеской встрече, поминках или торжестве. И по большому счёту умение красноречиво изъясняться для каждого человека было отнюдь не прихотью, а жизненной необходимостью.

Жанров публичных речей было достаточно много, однако наибольшей популярностью и значимостью обладал совещательный жанр речи, другими словами, особо ценилось красноречие политическое. Если оратор достигал успеха в своём деле, перед ним открывались перспективы получения хорошей должности в государственном аппарате и даже возможность поехать послом в другую страну. И в том, что Демосфен с детства мечтал стать оратором, нет ничего странного.

Отец Демосфена (к слову заметить, его тёзка) был представителем уважаемого буржуазного сословия и хозяином двух мастерских, где несколько десятков рабов изготовляли мебель и оружие. Когда Демосфену было семь лет, его отец умер, оставив в наследство его сестре и ему самому солидное состояние. Но люди, на которых была возложена ответственность по воспитанию юных сирот (сестре Демосфена в то время было всего пять лет), были не только корыстными и жадными натурами, но не принимали в их воспитании никакого участия, и, соответственно, об оплате учителей не могло быть и речи. Так, Демосфен был ребёнком слабым и отстающим в физическом развитии, а также серьёзно заикался и картавил.

Ещё в отрочестве Демосфен уговорил своего воспитателя, чтобы тот взял его на заседание суда, на котором выступал один из знаменитых ораторов. Аплодисменты и восторг покорённой оратором публики произвели тогда на Демосфена неизгладимое впечатление. Это, собственно говоря, и послужило для него мотивацией на занятия ораторским искусством самостоятельно.

Учитывая то, что людей, обучавших красноречию, в Афинах в те времена было хоть отбавляй, Демосфен смог найти наставника. В течение четырёх лет он был учеником Исея – человека, имевшего статус одного из лучших учителей по ораторскому искусству. Именно от Исея Демосфен впоследствии перенял манеру задавать риторические вопросы, строгую логику доказательства, содержательность, сжатость и простоту слога.

За время обучения Демосфен надлежащим образом познакомился с работами именитых философов и историков, таких как Платон и Фукидид. Демосфен собственной рукой переписал «Историю» Фукидида восемь раз, по причине чего успел выучить её наизусть.

В дальнейшем Демосфен, как и многие другие ораторы той эпохи, включая и Исея, изначально начал писать судебные речи для других выступающих, и только успешно справившись с этой задачей, перешёл к своим выступлениям на публике. Но здесь история становится ещё интереснее.

Успенский собор в Смоленске

Памятник Кутузову-Смоленскому

Возле Успенского собора в сквере установлен памятник русскому полководцу Кутузову.

Памятник у Соборного холма был воздвигнут по проекту известного советского скульптора Г. И. Мотовилова и архитектора Л. М. Полякова. Работа над ним шла с конца 1940-х годов. Создавая статую, авторы вдохновлялись толстовским образом великого полководца, известным всем по роману «Война и мир».

Успенский собор

Успенский собор — сердце Смоленска и главная его достопримечательность, расположенная в центральной части города на соборной горе. Храм возведен в память о героической обороне Смоленска от войск Речи Посполитой 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.

Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории города.

Храму за свою историю пришлось многое пережить. Например, во время обороны Смоленска от войск речи Посполитой, Успенский собор был частично разрушен. После взятия города, захватчики его восстановили и превратили в католический костёл. После освобождения храм был полностью разобран русскими, но уже в 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. В итоге храм был возведен в немного измененном виде: его размеры были увеличены и высокие апсиды отошли от основного объема.

Позднее, в результате ошибок архитектора, купола Успенского собора неоднократно обрушивались. Однако, в конце концов, он принял приблизительно тот вид, в котором и сохранился до наших дней.

Площадь внутри собора огромна — более 2 тысяч кв. метров, что почти в два раза больше Успенского собора в Москве. Главный престол Успенского собора освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, придел — во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Другие святыни собора: сандалии святого Меркурия Смоленского и  плащаница «Положение во гроб». Пятиярусный барочный иконостас собора был выполнен в 1730-1740 годах украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Ими же были написаны, вероятно, и иконы.

Интерьер зала запоминается цветными витражами.

Смотровая площадка за Успенским собором

Около Успенского собора в Смоленске есть две смотровые площадки. Одна из них находится на вершине парадной лестницы, ведущей к храму. Туристов здесь отпугивает количество попрошаек. Но красота стоит таких жертв. С северо-восточной стороны открываются великолепные виды на Смоленскую крепость, Днепр, храмы и новые городские кварталы. Обязательное место посещения в Смоленске!

Итак, вкратце о видах со смотровой площадки.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Днепровские ворота) построена вначале XVIII века на месте Фроловской крепостной проездной башни. Находится на набережной Днепра в центральной части северной крепостной стены.

Вид на Нижне-Никольскую церковь. Находится в Заднепровском районе прямо на правом берегу Днепра. Церковь построена в 1743-1748 годах на пожертвования купца Федора Щедрина. Считается одним из лучших в Смоленске памятников барокко. К высокому центральному объему примыкают пятигранная апсида и удлиненная трапезная.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы XVIII века постройки находится на улице Тимирязева, рядом с самой известной башней Смоленской крепостной стены – Веселухой. Благодаря своему расположению, эта церковь Смоленска видна практически на всех панорамных видах города.

Церковь Георгия Победоносца и крепостная стена. Церковь Георгия Победоносца в стиле барокко построена в Смоленске в 1782 году, стараниями священника по фамилии Гетрашевич. Храм бледно-розового цвета расположен между двух оврагов, недалеко от восточного участка Смоленской крепостной стены.

Спускаемся с соборной горы и идем в сторону от Успенского собора по Большой Советской улице.

Библиография

  • Вера Траймонд, Архитектура Древней Руси X-XV, Герман, редактор науки и искусства, Париж, 2003 г., ( ISBN  2 7056 6433 5 ) с.  115
  • (ru) Каталог памятников архитектуры Смоленской области (Москва) 1987 Архитектурные памятники Смоленской области. Каталог. М., 1987.
  • (ru) Воронин Н. и Павел Раппопорт Зодчество Смоленска XII- XIII вв., Ленинград 1979 (Воронин Н. Н., Зодчество Смоленска XII — XIII вв. Л., 1979
  • (ru) Павел Раппопорт, А. Смирнова Замечательная архитектура Смоленска, Москва, 1976 г. (Раппопорт П. А., Смирнова А. Т. Архитектурные достопримечательности, 1976 г. Салечательности Самолелельности Самолелельности Самолелельности Самолелельности Самолелельности.
  • (ru) Владислав Степанов, Краткая история церкви Святых Петра и Павла за 850 лет (Свящ. Владислав Степанов. Краткая история храма святых Петра и Павла, подготовленная к его 850-летию. // Смоленские епархиальные ведомости.) Смоленская епархия , No4, 1996, с. 24-30.

Хронология крещения Руси

Событие Дата Влияние
Вероятное крещение киевских князей Аскольда и Дира после их похода на Константинополь Около 867 года Первое письменное упоминание (в византийских источниках) о крещении русских князей
Крещение княгини Ольги 957 год Первый правитель Киевской Руси официально принимает христианство
Миссия епископа Адальберта Магдебургского на Русь 959 — 960 год Первая попытка западных церковных деятелей (по приглашению самой Ольги) распространить влияние на Русь. Окончилась неудачно
Обращение Ярополка Святославича к папе римскому с просьбой прислать миссионеров 979 год В условиях противостояния с братом, Владимиром, и проживанием в Киеве людей, исповедовавших христианство по восточному образцу, этот недальновидный шаг во многом стоил Ярополку престола и жизни
Попытка реформы язычества князем Владимиром 980 год Киевский князь попытался «унифицировать» языческие верования для объединения племён, однако немногие согласились со столичной трактовкой
Летописное сообщение об «испытании вер» 986 год Несмотря на то, что реальность этого события оспаривается подавляющим большинством историков, сам факт «выбора» будущей веры для своих подданных вполне имел место быть
Корсуньский поход Владимира 987 год Киевский князь, выступивший на стороне Константинополя в борьбе против восстания Варды Фоки, фактически выдвигает ультиматум византийскому императору Василию II и заключает брак с его дочерью, Анной, соглашаясь принять христианство по восточному образцу
Крещение киевлян 988 год Вернувшийся из Корсуни Владимир свергает языческих идолов и под руководством византийских клириков проводит обряд крещения населения города в Днепре (по другим данным — в Почайне)
Крещение новгородцев 990−991 год Второй по величине и значению город Древней Руси был крещён при участии посланного из Киева военного отряда и сопровождался столкновениями с местными жителями
Антихристианское восстание в Суздале 1024 год Вызванное продовольственным кризисом выступление возглавили ушедшие после крещения в подполье волхвы. Восстание затухло само по себе
Антихристианские восстания в Новгороде и Ростове 1071 год Выступления, возглавленные волхвами, были подавлены дружинами князей

Крещение вятичей

12−14 века Земли вятичей всегда были «особой зоной» Древней Руси, окончательное вхождение их земель в состав государства относится лишь к 13-му веку. Тогда же клирики смогли обратить в христианство большую часть населения

Смоленская крепость и ее башни

Смоленскую крепость строили на рубеже XVI-XVII веков. Ее конструкция предусматривает 3 типа ведения боя:

  • подошвенного – прямоугольные окна с пушками;
  • срединного – сводчатые камеры в центре стены;
  • верхнего – боевые зубцы на вершине стены.

Из 6,5 км крепости уцелело меньше половины в виде отдельных комплексов, а из 39 башен сохранились лишь 18. Самыми популярными из них являются Веселуха, Орел, Громовая. Башня Веселуха находится на холме и имеет грустную легенду. После окончания строительства на ней постоянно появлялась трещина. Чтобы это исправить, местная колдунья посоветовала замуровать в стену самую веселую и красивую девушку в городе. После того, как ее замуровали, трещина больше не появлялась, но неуспокоенная душа иногда возникает в башне и издает то веселый смех, то зловещий хохот.

Башня Веселуха

Башня Орел два раза разрушалась во времена осад и войн XVII века. В середине XVIII столетия граф Змеявский устраивал здесь сборища нечистой силы для того, чтобы отпугнуть местных жителей и скрыть свою незаконную деятельность – чеканку фальшивых монет.

Смоленская крепость и башня Орел

Башня Громовая – единственная, которая открыта для посещения. Здесь находится музей «Смоленск – щит России», где выставлены экспозиции военной истории города. На верхушке башни расположена смотровая площадка.

Громовая башня

Адрес: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции 3.Режим работы: вт-пт с 10.00 до 18.00.

Башни крепости выполняли не только защитную, но и эстетическую функцию. Ведь рядом находилась довольно оживленная дорога на Москву. Поэтому крепость также выступала лицом города. Также сохранились башни под названием Пятницкая, Зимбулка, Никольская, Маховая, Волкова, Воронина, Долгочевская и пр.

Богослужебные тексты

Владимир Святославич в богослужебных текстах упоминается уже в каноне князьям-страстотерпцам Борису и Глебу в Минее служебной 1-й пол. XII в. . Древнейший список служебной Минеи, содержащей стихиры и канон Владимиру Святославичу, датируется кон. XIII – нач. XIV в. . Встречается в каноне и эпизод ниспровержения идолов Перуна и проч. языческих богов на месте строительства церкви: «Божественною волею твоею безбожнаго Перуна и кущю бесовьскую скрушивъ, и къ опаши коньстии привязавъ, повеле бити воиномъ идолы» . В стихире «О преславное чюдо» из того же списка говорится о связи имен свт. Василия Великого и Владимиру Святославичу, сравниваемых, как в «Слове» Илариона, с ап. Павлом: «От лица днесь Василия веселяхутьс, въ честнеи его церкви, и царствует Христос Бог, обретевъ его яко Паула преже, и поставивъ князя вернаго на земли своеи» .

На материале рукописей XIII–XVI вв. М. Славнитский выявил 3 редакции службы Владимиру Святославичу (XIII, XV и XVI вв.) и сделал вывод, что в печатные минеи XVII–XIX вв. не вошли многие из древнейших текстов. В ряде нотированных рукописей XVI–XVII вв. содержится служба, неск. песнопений которой повествуют об отношениях Владимира Святославича с Хазарией.

Самый ранний нотированный источник, содержащий стихиры Владимиру Святославичу, был выявлен прот. Василием Металловым и датируется кон. XIV в. . Со временем служба Владимиру Святославичу была обогащена новыми вариантами и редакциями распевов: так, в полном Стихираре сер. XVII в. 11 стихир Владимиру Святославичу имеют надписание «ино знамя». Существует также путевая редакция песнопений Владимир Святославич .

Тексты песнопений Владимиру Святославичу опубликованы в трудах митр. Макария (Булгакова) , И. К. Куприянова , Е. Е. Голубинского , Славнитского. Муз. текст 2 стихир Владимиру Святославичу издавался прот. Металловым, Р. Паликаровой-Вердей, Н. С. Серёгиной.

Заключение

Долгие годы упорной работы над собой позволили Демосфену достичь желаемого – он не только смог выступать перед публикой, но и добился небывалого успеха и стал великим оратором

Важно знать, что он всегда готовился к выступлениям и говорил строго по делу, никогда не позволяя себе болтать попусту. Ошеломляющая простота формы его речи всегда сопровождалась огромным чувством и смыслом; в один момент он мог говорить совершенно спокойно, проникая в сознание публики, а в другой – изъяснялся так чувственно, что не мог не покорить сердца людей

Учитесь, дорогие будущие ораторы, учитесь у Демосфена – тогда, быть может, умы и сердца слушателей будут покорены и вами!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: