11. Храм Покрова на Нерли под Владимиром (1165-1166 гг.)
На последок расскажу о моём самом любимом памятнике древнерусской
архитектуры — храме Покрова́ на Нерли́.
Это недействующий белокаменный православный
храм во Владимирской области, в 1,5 км от посёлка Боголюбово. Место
расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине,
на заливном лугу, и стоит на рукотворном холме высотой около 3 м и
площадью около 23 соток.
Первоначально
церковь Покрова была построена князем Андреем Боголюбским как собор
небольшого, но имевшего белокаменные укрепления монастыря,
располагавшегося на стрелке Клязьмы и Нерли (позднее устье
сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли
находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило
воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали ко
княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с
княжеским дворцом и на Владимир.
От храма XII
века без существенных искажений до нашего времени сохранился
основной объём — небольшой, почти квадратный в плане четверик (около
10Ч10 м без учёта апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м)
и глава. Храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный,
трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и
перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но
благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят
наклонёнными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты
сооружения. В интерьере крещатые столпы сужаются кверху, что при
небольших размерах храма создаёт дополнительное ощущение «высотности»
интерьера.
Изысканность
пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими
исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым
русским храмом — и лично я полностью разделяю это
мнение. я подробно рассказал об истории и
архитектуре храма).
Святыни
В соборе два престола главный — освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный — в честь чудотворного образа «Одигитрии».
Икона «Одигитрия»
Этот святой лик заслуживает особого внимания. По легенде икона написана Лукой, апостолом и евангелистом. Из Антиохии святыня проделала путь в Иерусалим, затем в Константинополь, где хранилась во Влахернском храме. Отсюда попала в наши земли, где и стала именоваться Смоленской.
Икона Богородицы «Одигитрия» Смоленская
Греческий император-отец, благословляя свою дочь на брак с сыном Ярослава Мудрого, подарил молодоженам святой лик. От этого брака родился Владимир Мономах, который и передал икону, благословение своей матери, в Смоленский городской собор.
По молитвам к этому святому лику произошло множество чудес:
- спасение от татарского набега (1239 г.);
- помощь в победе над французскими захватчиками (1812 г.);
- многие другие.
Древний, первоначальный образ «Одигитрии», пришедший к нам на Русь из Константинополя, бесследно исчез. Его дальнейшая и нынешняя судьба неизвестна. Но по Руси разошлось множество списков с чудотворной иконы, которые стали не менее популярны среди верующих и почитаемы ими. В кафедральном соборе Смоленска сейчас находится копия, создание которой датируется 1602 годом.
Плащаница «Положение во гроб»
С левой стороны на одном из опорных столбов находится плащаница «Положение во гроб». Это уникальное, редкой красоты произведение, являющееся образцом древнерусского шитья. Как сообщает нам надпись у стоп Христа, также сделанная вышивкой, плащаница была сотворена в мастерских Ефросинии Старицкой (1561 г.), которая являлась близкой родственницей и тетей Иоанна Грозного.
Была похищена французскими воинами во время похода на Русь в 1812 году. Русский отряд отбил у неприятеля обоз, в котором находилась святыня. Была передана в Смоленский кафедральный собор на вечное хранение, учитывая заслуги города в Отечественной войне.
Меркурий Смоленский
По легенде, когда войска хана Батыя стояли под Смоленском, некий иностранец именем Меркурий молился перед иконой смоленской Божьей Матери «Одигитрии». И Богоматерь повелела одеть ему броню и отправиться в стан орды. Когда посреди ночи в татарском стане появился богатырь с мечом и перебил множество воинов, татары испугались и отошли от Смоленска. Меркурий почитается в этом городе как святой, а его сандалии хранятся в соборе.
Сандалии святого Меркурия Смоленского в Успенском соборе
Существует предание, что до тех пор, пока в кафедральном соборе хранятся доспехи св. Меркурия, Царица Небесная будет хранить Смоленск от всяческих бед и вражеского нашествия.
Преп. Авраамий Смоленский
В храме хранится несколько икон с изображением этого святого.
Сам он родом из Смоленска, здесь же и подвизался в монастыре, отдав иноческому подвигу 50 лет. Родился во 2-й половине 12-го века в богатой семье. Праведностью и святой жизнью возбуждал к себе зависть и соперничество со стороны знати и духовенства. Претерпел много клеветнических обвинений и гонений. Был назначен настоятелем монастыря в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
Другие святыни
Среди особо почитаемых святынь смоленского кафедрального собора следует упомянуть Казанскую икону Божьей Матери. Была вынесена из алтаря в левый придел после случившегося с ней чуда мироточения (22.11.1991 г.). Очень почитаема верующими икона преподобного Серафима Саровского. Особое отношение к ней появилось после мироточения (14.03.1994 г.).
В правой части храма находится большое деревянное Распятие, роспись которого предположительно принадлежит В. Васнецову. Пятиярусный иконостас выполнен известным мастером С. Трусицким и его помощниками (1730-40 гг.).
Главная достопримечательность Смоленска — Свято-Успенский Кафедральный собор
Успенский собор Смоленска стоит на высоком холме и виден практически с любой точки города.
А начну я свой рассказ-путеводитель по достопримечательностям Смоленска с Успенского собора — жемчужины архитектуры, главного символа города.
Храм возвышается над городом и с какой бы стороны ни въезжали в город, вы увидите парящий над Смоленском бело-бирюзовый храм. Незабываемое зрелище!
Первый Успенский собор в Смоленске был заложен в 1101 году князем Владимиром Мономахом, который некоторое время был князем Смоленским (1073-1078), а затем уже князем Черниговским, Переяславским и, наконец, Киевским. Это был большой городской собор, первый каменный храм в Смоленске, освященный в 1150 году.
В сентябре 1609 года польское войско под предводительством короля Сигизмунда III осадило Смоленск. После долгих 20 месяцев осады неприятель 3 июня 1611 года ворвался в город.
Защитники города спрятались в Успенском соборе. Страшный взрыв, о происхождении которого нет единого мнения до сих пор, разрушил весь верх собора. Горожане оказались завалены под грудами камней. Уцелевших людей добивали поляки.
Однако польские захватчики не стали разрушать собор. Они перекрыли его досками и устроили в нем костел.
В то время огромная часть Русской земли была захвачена Польшей и Великим княжеством Литовским, которые объединившись, создали государство Речь Посполитую.
И только при правлении царя Алексея Михайловича осенью 1653 года, в результате неоднократных штурмов, удалось путем переговоров с польской стороной вернуть город Российской державе.
Торжественная закладка нового Успенского собора Смоленска состоялась 2 августа 1677 года.
История Успенского собора
Успенский собор строился 100 лет — с 1677 по 1772 гг.
О том факте, что собор строили три архитектора, свидетельствует его архитектура. В 1772 году строительство Успенского собора было завершено. С того времени никаких особенных изменений в облик собора не вносилось, лишь в 1890 году к западному фасаду было пристроено застекленное крыльцо.
Стиль Смоленского Успенского собора — украинское барокко.
Высота Успенского собора около 70 метров. Это один из самых грандиозных и красивых соборов. Он вмещает до 5 000 человек.
Величественный, торжественный и многострадальный он пережил много, находясь на западных рубежах государства Российского. Но даже врагам было понятно, что такое произведение архитектуры уничтожать нельзя.
Собор уцелел при пожаре 1812 года.
Собор уцелел в годы Великой Отечественной войны. Он выполнял роль ориентира при бомбежке города немцами, но сам остался цел.
Собор могли разрушить и наши войска. При обороне города командующий 16-й армией генерал Михаил Федорович Лукин получил приказ взорвать собор, который был мощным ориентиром для наведения артиллерийских орудий. Но Лукин приказ не выполнил.
Так удачно сложилась судьба этого знакового не только для Смоленска, но и для всей России православного собора с уникальным деревянным позолоченным резным иконостасом около 30 метров. Сделан иконостас украинскими мастерами и этим объясняется большое количество на нём скульптур — ангелы, листья дуба и клёна, подсолнухи, виноград…
Царские врата алтаря, самые большие в Европе, тоже уникальны — они увенчаны гнездом с птицей, а не чашей или голубем (Святым духом), как это бывает традиционно.
Святыни Успенского кафедрального собора
Главная достопримечательность Смоленского собора — святая чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, благоговейно чтимая не только Смоленскою губернией, но и всею православною Россией. Она написана была, по словам Никифора Каллиста, евангелистом Лукою по просьбе правителя Сирии Феофила; поэтому она называется также первописанная.
К сожалению, первообраз Смоленской иконы, привезенный еще в первый Успенский собор Смоленска Владимиром Мономахом, исчез в годы фашистской оккупации.
Еще одна значимая святыня собора — плащаница «Погребение Господа Иисуса Христа» (1561 г.) — шедевр древнерусского лицевого шитья.
Свято-Успенский Кафедральный собор работает по адресу: ул. Соборная Гора, 5. Вход в открыт с: пн-сб 09:00-20:00; вс 07:00-20:30.
1. Софийский собор Киева (1045-1052 гг.)
Собор Святой
Софии (сохранность высокая), построен в
первой половине XI века (точная дата под вопросом)
в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте
победы над печенегами в 1036 году. Первоначально Софийский собор
был построен в византийском стиле и
представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью
главами. Собор имел пирамидальную композицию. С трёх сторон он был
окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой
одноярусной. Над внешней одноярусной галереей проходил открытый
балкон-«гульбище». На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен
в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в
мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века и
значительные фрагменты стенописи XVII—XVIII веков. Архитектура
интерьера сохранилась с древности почти без изменений.
Возрождение Успенского собора на прежнем месте
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
6. Собор Иоанна Предтечи в Пскове (1130 г.)
Собор Рождества
Иоанна Предтечи — православный храм в Пскове, на левом берегу реки
Великой, напротив Псковского кремля.Построен
в ныне не существующем Иоанно-Предтеченском монастыре в XII веке. На
протяжении нескольких столетий являлся усыпальницей псковских
княгинь. С 2007 года собор служит псковским подворьем загородного
мужского Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря.Представляет собой шестистолпный, трёхапсидный каменный храм
с тремя шлемовидными главами, покрытый позакомарно. Здание имеет
приземистые пропорции, выглядит вросшим в землю (из-за поднятия
культурного слоя на 1,5 метра). Простота постройки подчёркнута почти
полным отсутствием декора фасадов. В храме сохранились остатки
фресок и в одном из окон круглой формы сохранилась древняя оконница.
Расписание богослужений и престольные праздники
График служений в кафедральном Соборе города Смоленска в общих чертах выглядит примерно так:
Пн. | 9-00
18-00 |
Литургия
Вечерня |
Вт. | 9-00
18-00 |
Литургия
Вечерня Молебен с акафистом Смоленской иконе Божьей Матери «Одигитрии» |
Ср. | 9-00
18-00 |
Литургия
Вечерня |
Чт. | 9-00
18-00 |
Литургия
Вечерня Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу или преп. Серафиму Саровскому (поочередно, через неделю) |
Птн. | 9-00
18-00 |
Литургия
Вечерня |
Сб. | 9-00
18-00 |
Литургия
Всенощное бдение |
Вс. | 7-00
10-00 18-00 |
Ранняя литургия
Поздняя литургия Вечерня Молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему или Казанской иконе Божьей Матери (поочередно, через неделю) |
Внимание! Престольные празднования проходят в соборе несколько раз в году. Один из них, 10 августа, отмечается в честь смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия»
Праздничными торжествами проходит 28 августа — день памятования об Успении Пресвятой Богородицы.
Аллея памяти героев войны 1812 года/Кутузовский садик
Кутузовский скверик с бюстами героев войны 1812 года.
В 1987 г., в дни празднования 175-летней годовщины 1812 г., в сквере Памяти Героев были установлены бюсты генералов, защищавших Смоленск в 1812 г. Барклая де Толли, Багратиона, Дохтурова, Раевского, Неверовского, Оленина и конечно же Кутузова. Бюст Кутузова отступающие гитлеровцы прихватили с собой в качестве трофея, но оршанским партизанам удалось его вернуть на историческую родину.
26 августа 1912 года в честь юбилея Бородинской битвы было открыто Городское начальное училище памяти 1812 года. Сейчас в этом здании расположен музей “Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”.
Храм Василия Блаженного — история
Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.
В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.
Очевидцы рассказывали:
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.
История храма
История Успенского собора в Смоленске достаточно интересная. Изначально в 1101 году по распоряжению князя Владимира Мономаха было заложено первый камень в основание будущего величественного собора. В начале 17 века Смоленск почти три года терпел напады со стороны Речи Посполитой.
После двух лет обороны, защитниками было принято решение подорвать взрывчатку, которая находилась в погребах, недалеко от холмов собора. Из-за взрыва развалилась часть собора и забрала с собой большое количество детей и женщин. После такого события было принято решение о том, чтобы возвести собор снова. Два следующих века этим и занимались.
Проблема становилась в том, что постоянно допускались ошибки в чертежах и расчетах, тем самым приводя к разрушению. Но строители не теряли веру и со временем они решили все проблемы. Он дошел до нашего времени практически в том состоянии, в котором они его построили.
Немало прочих трудностей пришлось также ему пережить. Он выстоял:
- войну 1812 года,
- Великую Отечественную войну,
- богоборческие войны государства с храмами. В то время в здании храма решили разместить антирелигиозный музей.
Но несмотря на все это, храм не только сохранился и не перестал функционировать, он стал еще и важной туристической достопримечательностью
Информация для путешественников
- Припарковать машину лучше всего на автостоянке около памятника М.Кутузову, расположенной между улицами Соборная гора и Большая Советская.
- К Успенскому собору можно также подъехать со стороны Школьной улицы, но парковки там нет, придется разворачиваться и ставить машину на другую стоянку.
- Около Успенского собора много нищих и попрошаек.
- В киоске рядом с Успенским собором продается очень вкусный хлеб местной выпечки, обязательно купите его.
- В Успенском соборе фотографировать запрещено.
- Для женщин лежат юбки и платки, однако во время службы их может на всех не хватить.
Успенский собор в конце Большой Советской улицы
Адрес: 214000, г. Смоленск, Соборный двор, 5
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Выставка достижений имперского хозяйства
Юстиниан строил собор как символ мощи и богатства своей империи и не жалел не только кирпичей, раствора и рабочих рук. Лучший мрамор и другие строительные материалы свозились в Константинополь со всех концов империи, даже из Африки.
По указу императора на украшение собора пошли архитектурные элементы античных построек — колонны из зеленого мрамора — из Эфеса, порфировые — из Рима, а еще золото, серебро, слоновая кость и прочая, и прочая, и прочая. Для украшения алтаря использовались самые разнообразные драгоценные камни в бессчетном количестве.
Не удивительно, что на строительство и украшение собора Юстиниан потратил несколько годовых бюджетов империи, а также предписал, чтобы часть доходов некоторых городских торгово-ремесленных корпораций отдавалась на строительство и последующее содержание храма (то же, к слову, пришлось сделать и султану Мехмеду II, завоевавшему Константинополь в 1453 году).
Бронзовый олень на Блонье
Олень Геринга в сквере а блонье, в самом центре Смоленска.
Бронзовый олень, установленный в саду Блонье, знаменит интересной историей Скульптура была изготовлена Рихардом Фризе в 1909 году для кайзера Вильгельма II. В 1945 году скульптуру обнаружили на даче Геринга, известного своей страстью к собирательству раритетов, советские солдаты, и в этом же 1945 году в большом ящике олень приехал в Смоленск, как подарок от победителей смоленским детям.
Всеобщий любимец смолян натерт до блеска руками студентов на удачу. Рядом с оленем еще несколько бронзовых фигурок того же происхождения.
Сад Блонье очень уютное место для отдыха в жаркий день или сырую осеннюю погоду. Здесь вокруг фонтана всегда множество людей, а расположенное в парке кафе “Русский двор” привлекает посетителей не только разнообразной русской кухней и недорогими ценами, но и сказочным оформлением территории.
Откуда же такое “французское” название в центре одного из старейших русских городов?
Никакого отношения Блонье ни к Наполеону, ни к польской оккупации не имеет. Звучало оно изначально как «болоние» и обозначало пастбища, луга для выпаса скота, потому что эта местность в древности была пригородом за крепостной стеной, а сейчас стало центром города.
Первый Успенский собор в Смоленске и его гибель
Первый Смоленский собор Успения Пресвятой Богородицы был основан в 1101 году князем Владимиром Мономахом, который некоторое время (1073-1078) был князем Смоленским, а затем Черниговским, Переяславским и, наконец, Киевским. Храм, вероятно, был построен по образцу Спасского собора в Чернигове. В Ипатьевской летописи говорится:
Это был большой городской собор, первая каменная церковь в Смоленске. В 1150 году он был освящен. В последующие годы он сохранил свои первоначальные черты. Но ему не суждено было пережить Смутное время.
В сентябре 1609 года польская армия под командованием короля Сигизмунда III осадила Смоленск. Осада продолжалась долгих 20 месяцев. Несмотря на то, что среди защитников города вспыхнули цинга и дизентерия, город успешно оборонялся. Но предатель Андрей Дедешин указал полякам слабое место — восточную стену смоленской крепости, наспех построенную мокрой осенью 1602 года. Враг, сосредоточив все свои силы на этом участке, ворвался в город 3 июня 1611 года.
Защитники города спрятались в Успенском соборе. Существуют две версии о причинах последующей трагедии. Согласно одной из них, смоленцы сами взорвали храм, предпочтя смерть позорному плену и пыткам. На другой — взорвался пороховой магазин, который находился рядом с собором в толще Соборного холма. Как бы то ни было, страшный взрыв разрушил всю верхнюю часть собора. Жители города были погребены под грудами камней. Оставшиеся в живых были убиты поляками.
Однако захватчики не разрушили собор. Они покрыли его досками и построили в нем церковь. Рядом был возведен дом епископа. Существуют гравюры В. Гондиуса, выполненные в 1634-1635 годах, на основании которых можно приблизительно предположить, как выглядел Успенский собор в Смоленске в то время. Даже в таком полуразрушенном состоянии собор произвел сильное впечатление: польские источники описывают его как «огромный» и «прекрасный».
Заключение
Как мы уже упоминали, каменные строения домонгольского периода сохранились в немногих старинных русских городах: Новгороде, Смоленске, Владимире, Суздале, Ярославле, Пскове.
Наш город вполне мог и должен был быть в этом списке на первых позициях. Но, увы, подавляющее большинство смоленских храмов того времени не дожило до наших дней. И будет вполне логичным задаться вопросом, почему так произошло.
Не надо быть корифеем в истории и археологии, чтобы понимать: все масштабные разрушения, в том числе, и древних церквей, произошли в Смоленске в связи с тем, что на протяжении сотен лет он находился на пути всех агрессоров, которые шли войной на Русь.
Действительно, нет другого такого города ни в современной России, ни в бывших Российской империи и Советском Союзе. Ведь все главные войны, боевые победы и поражения, начиная с XVI– XVII веков, были непосредственно связаны со Смоленском.
Все вражеские армии, огнем и мечом прошедшие через наш город, несли ему бесчисленные беды и разрушения. Наполеон Бонапарт испытывал просто–таки патологическую ненависть к смоленской крепостной стене. Именно французы в 1812 году разрушили значительную часть башен и прясел. И взорвали бы всю крепость, если бы не бежали так стремительно.
После освобождения Смоленска в сентябре 1943 года город полностью лежал в руинах. Но, что поразительно, три ныне существующих домонгольских храма, Успенский собор и Смоленская крепость выжили и в 1812 и в 1941 годах.
А вот после польской оккупации 1611–1654 гг. многие каменные церкви и монастыри Смоленска не пережили, пришли в упадок и в скором времени исчезли с лица земли. И суть здесь видится в том, что ни XIX–м веке, ни в XX–м веках захватчики не покушались на православную веру. Французам после своего термидора и немцам после прихода бесноватого к власти на веру было наплевать. Ими двигали жадность, гордыня и ненависть.
А вот Речь Посполитая в 17–столетии в первую очередь старалась вытравить, искоренить, убить именно нашу православную веру. И тем самым поляки были гораздо хитрее, изощреннее и даже в чем–то умнее и Наполеона и Гитлера. Всех русских физически убить было невозможно. Вместо одного павшего встанет другой. А убив веру, убьешь всех. Вот и боролись с нашими церквями паны четыреста лет назад не хуже, чем «новоявленные иуды» в веке двадцатом.
Но три храма выстояли, пережили все лихолетья и беды. И будут стоять, покуда жива вера в сердцах смолян, в сердцах русских людей.