Биографические сведения
Родился в интеллигентной еврейской семье. Отец был религиозным философом и лингвистом, который знал много языков. Он был репрессирован в 1933 г., после освобождения из лагеря вскоре умер.
Мать — учительницу посадили в концлагерь в 1944 г., после чего Симон Эльевич попал в детдом. В это время у него было четыре класса образования. Прошел четвертого до девятого класса школы сам, а в десятый класс поступил после сдачи экзаменов экстерном. Под влиянием учителей в вечерней школе заинтересовался химией и биологией.
После детдома в 1946 г. поступил на биологический факультет Московского университета, так как приёмная комиссия не интересовалась родителями.
Закончив университет, Шноль начал работать в Центральном институте усовершенствования врачей, преподавал там и скоро был назначен доцентом. Занимался рентгеновскими исследованиями. Женился. В 1950 году перенёс лучевую болезнь.
После уничтожения биологической науки в СССР в 1948 г. несколько выдающихся учёных в 1959 г. организовали создание нового научного центра — кафедры биофизики в рамках физического факультета МГУ, защищённого от воздействия антинаучных сил благодаря военному значению физических исследований. Шноля пригласили туда читать лекции, но в штат не взяли. Сказывался состав руководителей физфака МГУ, сформированного во время антисемитской кампании в сталинском СССР.
При этой кафедре был организован академгородок в Пущина, на юге Московской области. Симон Эльевич Шноль был одним из его руководителей. Своим студентам он преподавал не только биофизику и биохимию, но фактически и историю науки, рассказывая о жизни и деятельности предшественников. Он выступал с лекциями на эту тему на различных семинарах, писал статьи в научно-популярных журналах. Они собраны в две его книги.
Симон Эльевич Шноль был профессором кафедры биофизики физического факультета МГУ, старшим научным сотрудником Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН (в прошлом более 40 лет — заведующий лабораторией в этом институте), почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации.
Симон Эльевич – легендарная фигура российской науки, он был замечательным рассказчиком, глубоким историком советской науки. Автор книг по истории науки — «Герои и злодеи российской науки» (1997), «Герои, злодеи, конформисты российской науки» (2001).
Он умер в сентябре 2021 г.
Сын Симона Эльевича занимается наукой в США.
Поступление[править]
Для того, чтобы попасть в школу, надо пройти конкурсный отбор, который состоит из 2-х этапов. Заочное тестирование, включающее в себя мотивационное письмо и развернутые ответы на биологические вопросы, и очное — собеседование по Skype. После этого подсчитываются баллы и формируется рейтинговая таблица, по итогам которой ребята, набравшие наибольшее количество баллов, приглашаются на БиоШколу. Единожды поступив, ребенок является слушателем БиоШколы до тех пор, пока из нее не выпустится (при условии сдачи всех зачётов).
Критерии оценки при поступлении делятся на 3 блока:
- потенциал
- мотивация
- знания
Наиболее значимыми аспектами являются мотивация и потенциал[недоступная ссылка].
Открытие ДНК
Открыли ДНК 28 февраля 1953 года.
Используя рентгеновскую дифракцию, а также другие данные Розалинды Франклин и ее информацию о том, что основания были парными, Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик пришли к первой точной модели молекулярной структуры ДНК в 1953 году, которая была принята Розалиндой Франклин после проверки.
25 апреля 1953 года в американском журнале Nature была опубликована статья Джеймса Уотсона и Френсиса Крика «Структура дезоксирибонуклеиновой кислоты». Публикация занимала чуть больше одной странички, в ней был всего один очень простой рисунок. Так, 50 лет назад, впервые была предложена модель пространственной структуры ДНК.
Бесспорно, разгадка строения молекулы ДНК вызвала революцию в естествознании и повлекла за собой целый ряд новых открытий, без которых нельзя представить не только современную науку, но и современную жизнь в целом. За открытием Уотсона и Крика последовал взрыв генетических исследований. Знание структуры ДНК помогло понять процесс репликации (удвоения) ДНК и, таким образом, установить, как генетическая информация передается от поколения к поколению.
Впоследствии был открыт генетический код, несущий информацию о первичной структуре белков — основных компонентов всех клеток. Разгадка устройства наследственного аппарата клетки послужила точкой отсчета в развитии новой науки — молекулярной биологии. Появление таких ее методов, как полимеразная цепная реакция, молекулярное клонирование, секвенирование было бы немыслимо без знания структуры ДНК.
Вне всякого сомнения, данное открытие послужило значительным импульсом для развития генетики, апогеем которого явилась научная программа «Геном человека». Уотсон стал первым руководителем этого проекта, в рамках которого была полностью расшифрована наследственная информация Homo sapiens. Знание генома человека в перспективе позволит раскрыть причину многих заболеваний, создать лекарства для, так называемой, генотерапии, направленные на исправление «больных генов» или замену «испорченных» генов на «здоровые».
За прошедшие 50 лет стало ясно, что работа Уотсона и Крика по изучению структуры ДНК изменила всю биологию и оказалась важнейшей для медицины. С трудом можно назвать ту область естественных наук, на развитие которой не повлияло их открытие. В 1962 году Джеймс Уотсон, Френсис Крик, вместе с Морисом Уилкинсом, специалистом по рентгеноструктурному анализу, получили Нобелевскую премию. Это, пожалуй, самое выдающееся событие в истории естествознания XX века.
Кстати, еще одним значимым событием этого года является юбилей одного из «отцов» двойной спирали, Джеймса Уотсона, ему исполняется 75 лет. Трудно поверить, что на момент выхода в свет той самой статьи в журнале Nature, перевернувшей весь мир, ему было всего 25 лет. Сейчас профессор Уотсон руководит лабораторией Cold Spring Harbor в Нью-Йорке.
Более пятидесяти лет назад было сделано замечательное научное открытие. 25 апреля 1953 года была опубликована статья о том, как устроена самая загадочная молекула – молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты.
Сокращенно её называют ДНК. Эта молекула встречается во всех живых клетках всех живых организмов. Обнаружили ее ученые более ста лет назад. Но тогда никто не знал, как эта молекула устроена и какую роль играет в жизни живых существ.
Окончательно разгадать тайну удалось английскому физику Френсису Крику и американскому биологу Джеймсу Уотсону.
Их открытие было очень важным.
И не только для биологов, которые узнали наконец, как устроена молекула, управляющая всеми свойствами живого организма.
Одно из крупнейших открытий человечества было сделано так, что совершенно невозможно сказать, какой науке это открытие принадлежит, – так тесно слились в нем химия, физика и биология.
Этот сплав наук и есть самая яркая черта открытия Крика и Уотсона.
Рентгеновские лучи
В 1895 году немецкий физик Конрад Рентген случайно обнаружил неизвестное ему электромагнитное излучение, не подозревая, что открыл рентгеновские лучи, которые сыграют крайне важную роль в области медицины, промышленности и безопасности.
Рентген работал в своей лаборатории в физическом институте Университета Вюрцбурга и проводил эксперименты с катодными трубками, когда заметил странное свечение, хотя между источником излучения и экраном находился черный чехол.
Рентген был удивлен, и в течение нескольких недель не покидал свою лабораторию, находившуюся над его спальней, и продолжал исследовать причину данного явления. 22 декабря 1895 года Рентген сделал первый снимок человеческого тела — руки его жены, а в 1901 году он первым получил Нобелевскую премию по физике.
Электромагнитные лучи назвали рентгеновскими в честь ученого.
Польза данного открытия была очевидна во время Первой мировой войны, когда врачи начали широко использовать рентген при обнаружении переломов и исследовании бактериальных инфекций.
Сегодня рентгеновские лучи используются в хирургических операциях, а также в качестве меры безопасности при осмотре багажа и исследований материалов в промышленной сфере.
Открыли ли Уотсон и Крик подлинную структуру ДНК?
28 февраля 1953 года, четверг. В заведении «Игл Паб» в Кембридже наплыв посетителей, туристов и местных — как раз обеденное время. Вдруг распахивается дверь, и внутрь вбегают два молодых человека. Они подходят к бару и громко заказывают напитки. «У нас праздник, — говорит тот, что повыше. — Мы открыли секрет жизни!»
На рисунке показана форма молекулы ДНК. Хорошо видны «ступеньки» спиральной «лестницы», в которых закодировано строение организма.
Совершив невероятный научный подвиг, Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон разгадали структуру дезоксирибонуклеиновой кислоты, более известной по сокращению ДНК. В этом им помогали коллеги Розалинд Франклин и Морис Уилкинс. ДНК присутствует в миллиардах клеток, составляющих наше тело. Это химическое соединение, которое является носителем генетической информации и содержит «инструкции» по построению организма.
Сегодня мы можем изменять последовательности ДНК животных и получать новых существ вроде этой мыши, что светится в темноте!
Молекула ДНК похожа на лестницу. В ступеньках лестницы, подобно буквам алфавита, закодирована информация. Эти длинные цепочки образуют инструкции, так же как из букв собираются слова. Каждая такая инструкция (участок спирали ДНК) называется геном. Один ген может означать «цвет глаз — синий», другой — «цвет волос — каштановый». Набор генов разный у всех людей, кроме близнецов.
Благодаря открытиям Крика, Уотсона и других ученых мы научились лечить многие болезни, вызванные ошибками в генах. Мы можем отыскать преступника по оставленным им следам ДНК. Открытие ДНК заложило основы проекта «Человеческий геном», который исследует генные наборы разных людей. Так мы узнаем, какие части молекулы ДНК отвечают за те или иные свойства организма.
Работник лаборатории исследуют улики на предмет наличия на них следов ДНК
Биология
Николай Вавилов участвовал более чем в 180 биологических экспедициях и прошел тысячи километров в поисках редких растений. В результате его путешествий в 1930-х годах в СССР был собран крупнейший в мире генный банк, в который входило 250 тысяч образцов семян. Коллекция до сих пор хранится в Санкт-Петербурге — ее охраняют как гарант генетического разнообразия мировых съедобных растений на случай природной или антропогенной катастрофы.
Вавилов вместе со студентами исходил пять континентов: они были в Средиземноморье, Индии, Африке, Японии, Китае и Южной Америке и других частях света. Во время экспедиций ученый выяснил, что в местах поселений древнейших цивилизаций можно найти большое количество видов и сортов определенных культурных растений. Благодаря этому открытию он сформулировал теорию центров происхождения видов растений.
Николай Вавилов вывел новые сорты кукурузы, картофеля, цитрусовых и других растений. Он также основал учение об иммунитете культурных и диких растений, изучая влияние генетических факторов на их устойчивость к инфекциям. Будучи значимым авторитетом в биологии, Вавилов собрал вокруг себя сообщество талантливых ученых и основал Всесоюзный институт растениеводства (ВИР) в Санкт-Петербурге.
Пенициллин
Пенициллин был первым антибиотиком, созданным учеными. Его изобрёл шотландский ученый Александр Флеминг в 1928 году, когда чашка с бактериями, с которой он работал в лаборатории, покрылась плесенью. Флеминг заметил, что грибы уничтожили бактерии, и пришел к выводу о выделении ими вещества, убивающего стафилококк. Он назвал это вещество пенициллином (от названия рода грибов Penicillium).
Открытие пенициллина спасло миллионы жизней и помогло создать множество других антибиотиков и важных препаратов. Пенициллин и по сей день остается самым популярным из них. Можно сказать, если бы не открытие антибиотиков, такие болезни, как ангина, язва желудка и абсцессы, по-прежнему имели бы летальный исход.
Научная интеллигенция, революция и война
Начало ХХ века отмечено культурным и научным подъёмом Российской империи — одно открытие и изобретение следовало за другим. Работали Павлов, Мечников, Попов, Менделеев, Тимирязев… В ведущих отраслях науки гремели имена российских учёных. Прогресс сильно замедлили революция и Гражданская война. В 1914 году в стране насчитывалось более 10 тысяч научных и научно-педагогических кадров (по разным данным, от 10,2 до 11 тыс.). Они трудились в 11 университетах, 131 специализированных институтах, Академии наук и других учреждениях. Более половины жили в Петербурге и Москве и оказались в самой гуще политических потрясений 1917 года.
Основная масса Февральскую революцию приняла с надеждами и симпатией, а кто-то и с восторгом. В научной интеллигенции насчитывалось большое количество кадетов, которые если не занимались прямо политикой (а и таких было немало), то приветствовали долгожданное освобождение России от самодержавия. Временное правительство обещало активное содействие науке и желанную демократизацию, чем обеспечило себе доверие научного сообщества. Лишь некоторые, подобно ботанику академику И. П. Бородину, ещё весной 1917 года предчувствовали крах демократии (в мае он писал: «Настроение у меня самое мрачное (…). Разрушительная проповедь Ленина и провокаторской «Правды» делает своё дело»).
Петроград, февраль 1917 г. (expositions.nlr.ru)
В октябре всё стало намного хуже: государство и закон потерпели крах, в России началась смута. Большая часть учёных не приняла октябрьский переворот. Университеты и институты один за другим публиковали и рассылали антибольшевистские резолюции. Вот что 20 ноября 1917 г. заявил Харьковский университет: «Новый небывалый позор готов обрушиться на нашу голову. Группа фанатиков и темных дельцов, захватив накануне Учредительного собрания власть с помощью обманутой ею вооружённой толпы, дерзая говорить от имени русского народа, ведёт нас к измене союзникам и к заключению предательского сепаратного мира». После разгона большевиками Учредительного собрания враждебность профессуры усилилась.
Массовой реакцией на опасности Гражданской войны (репрессии, голод и т. д.) стала внутренняя эмиграция — с начала 1918 года учёные в огромном количестве покидали Петербург, Москву и другие занятые Советами города и уезжали в неподконтрольные им места — Украина, Юг России, Сибирь, Крым, Приморье, Грузия, Прибалтика… Несмотря на тяжёлые бытовые условия, энтузиасты из профессуры (типа академика В. И. Вернадского) основывали новые высшие школы в провинции. Так в годы Гражданской войны появились Таврический университет (Симферополь), Иркутский, Тифлисский, Украинский (Киев), Бакинский и другие ун-ты. Учёные защищали диссертации, издавали научные работы, проводили актуальные исследования. В частности, тот же Вернадский в Крыму, желая найти средства борьбы с бушевавшим сыпным тифом, изучал химический состав вшей, для чего затребовал у армии до 300 граммов живых насекомых.
В. И. Вернадский. Его сын Георгий эмигрировал в 1920 г., стал затем известным историком в США. (polymus.ru)
Однако в скором времени научное движение в провинции «заглохло», и даже не столько из-за материальных трудностей (к слову, ужасных), сколько просто потому, что белые проигрывали войну, и вузовский бум закончился, точнее, большевики взяли это дело в свои руки. Тем учёным, кто категорически не мог смириться с властью Ленина, пришлось покинуть родину.
Летний сезон[править]
Файл:Q-y1LgNgb1M.jpg Пансион «Дубравушка». Лето 2019
Формат летнего сезона: полевой или пансионный.
Файл:N8YqM48cMQ.jpg ЭкоСтанция «Сурожь». Лето 2019
Первый полевой формат прошел в августе 2019 года на базе ЭкоСтанции «Сурожь» в течение недели. Занятия включали не только теоретическую базу, но и полевые выходы. Проживание осуществлялось в летних палатках. Преподавателями и слушателями школы была собрана энтомологическая коллекция и коллекция перьев птиц.
Пансионный формат проходит на различных базах (2016, 2018, 2019 — школа-пансионат «Дубравушка», 2017 — палаточный лагерь в д. Мстихино). Формат включает в себя несколько профилей, например: профиль лабораторно-теоретической биологии и медицинский профиль. БиоШкола Пилигрим пансионного формата обычно проходит в течение двух недель, каждая из которых называется фазами и заканчивается зачетным днем — это день, когда слушатели сдают зачет по прослушанным дисциплинам своим преподавателям. В конце второй фазы создается рейтинговая таблица: слушатель, занявший первую строчку в рейтинге, именуется «Молекулой цикла». Между первой и второй фазой — выходной. В конце сезона слушатели сдают зачеты по прослушанным курсам.
Примечания[править]
Что может собственных Платонов Калужская земля рождать… (рус.). Экология Регионов. Проверено 30 января 2020.
Московские студенты собирают средства на летнюю биологическую школу для детей (рус.). Агентство социальной информации. Проверено 30 января 2020.
↑ БиоШкола «Пилигрим». В поисках новых Ломоносовых (рус.). Boomstarter. Проверено 30 января 2020.
↑ Биологическая Школа «Пилигрим-2015». future4you.ru. Проверено 30 января 2020.
Редакция «Пилигрим» на калужской земле | Районный информационный портал «Малоярославецкий край ТВ» (рус.). Проверено 30 января 2020.
«Я билась головой о стенку и говорила себе: “Я приношу пользу”» (рус.). indicator.ru. Проверено 30 января 2020.
Что такое летние школы?.
Доклад «Сезонные школы», Иннокентий Миронов (рус.). Проверено 28 января 2020.
Миронов И.Д. Принцип малых дистанций — преподавание глазами старшеклассника и студента // Сборник научных работ лауреатов областных премий и стипендий. — 2014. — № 10. — С. 352—360.
Ищем юных натуралистов, обожающих тискать шмелей и ужей • Библиотека (рус.). «Элементы». Проверено 30 января 2020.
Учить, учась: стряхнуть пыль с Белл-Ланкастерской системы. Newtonew — медиа о современном образовании. Проверено 23 января 2020.
Краудфандинг с нуля и президентский грант: опыт летней биологической школы «Пилигрим» (рус.). Проверено 30 января 2020.
Проект — Международная летняя биологическая школа «Пилигрим». Фонд президентских грантов.
↑ Проект — Научно-исследовательские экспедиции «Пилигрим» на базе Экостанции «Сурожь». Фонд президентских грантов.
БиоШкола Пилигрим — онлайн — Институт Передачи БиоЗнаний (рус.). Проверено 30 января 2020.
Ищем юных натуралистов, обожающих тискать шмелей и ужей — Троицкий вариант — Наука (рус.). Проверено 30 января 2020.
Электронная картотека лучших практик работы образовательных организаций | Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Калужской области «Областной эколого-биологический центр» | ПОДРОБНЕЕ. koebcu.ru. Проверено 30 января 2020.
Международная летняя биошкола «Пилигрим» в городе Обнинске | АЙК Обнинск. iobninsk.ru. Проверено 30 января 2020.
5 научных школ для детей и подростков, где можно классно и с пользой провести лето (рус.). Мел. Проверено 28 января 2020.
Выездные школы. biocpm.ru. Проверено 28 января 2020.
Международная летняя биошкола «Пилигрим» в городе Обнинске | АЙК Обнинск. iobninsk.ru. Проверено 6 февраля 2020.
Международная летняя биологическая школа «Пилигрим». Фонд президентских грантов — 2017.
liubovkmatematike Unique winter school near Obninsk, 2019 (англ.). Lecturers without borders (2019-01-09). Проверено 30 января 2020.
БиоШкола «Пилигрим» встретила юных биологов со всей России в Калужской области.
Елена АКИМОВА | Сайт «Комсомольской правды» Молодые «Пилигримы»: талантливые ученики получат возможность учить биологию на базе БиоШколы (рус.). KP.RU — сайт «Комсомольской правды» (2019-11-05). Проверено 6 февраля 2020.
Екатерина Замахина. В выходные в наукограде прошел региональный этап всероссийского турнира юных биологов (7 ноября 2016 г.).
Калужский Турнир юных биологов (рус.). bioturnir.ru. Проверено 29 января 2020.
09/11/2019 — 23:55 — Начался V Калужский Турнир юных биологов (рус.). bioturnir.ru. Проверено 30 января 2020.
Новости: Участие в биологическом форуме «Мотив» / МБОУ «CОШ №2» г. Новочебоксарск / Портал образования ЧР. www.shemal-yaltch.edu21.cap.ru. Проверено 31 января 2020.
Форум Мотив-2016 (рус.). Проверено 30 января 2020.
Об образовательном биологическом форуме «Мотив» | ОАОУ «Новгородский институт развития образования». niro53.ru. Проверено 31 января 2020.
Биологический форум «Мотив», г. Нижний Новгород — мероприятие в Нижнем Новгороде Справочник фирм Нижнего Новгорода. www.novgorod52.ru. Проверено 31 января 2020.
ГУО «Минский городской институт развития образования». mgiro.minsk.edu.by. Проверено 31 января 2020.
Биологический форум «Мотив» — Институт Передачи БиоЗнаний (рус.)
Проверено 30 января 2020.
«Самое важное на свете — сомнение»: лекция Симона Шноля об истории науки (рус.). indicator.ru
Проверено 28 марта 2020.
Новости Обнинска 21.12.2016. (рус.). Проверено 31 января 2020.
Город НКО. «Рекурсия»: выпускники помогают студентам. www.asi.org.ru. Проверено 30 января 2020.
Благотворительный фонд «Рекурсия». recfund.ru. Проверено 29 января 2020.
Летняя биологическая школа «Пилигрим» 2017 год (англ.). evolutionfund.ru. Проверено 29 января 2020.
БиоШкола Пилигрим — заявка для «Навстречу переменам»-2017 (рус.). Проверено 30 января 2020.
Общая концепция[править]
Файл:E6VelOrqems.jpg Карта базы – Живой Клетки
Концепция живой клеткиправить
Одна из главных концепций БиоШколы «Пилигрим» — концепция живой клетки. Согласно ей, все важные объекты на базе имеют цитологические названия в соответствии с их функциями. А вся жизнь БиоШколы коррелирует с клеточным циклом: жизнь клетки состоит из 2 фаз – G1 и G2. Между G1 и G2 фазами – выходной – S-фаза. Зимняя БиоШкола является митозом, то есть завершением клеточного цикла.
Концепция сезонной школыправить
Летняя школа — это объединяющее название для различных учебных и научных мероприятий, к участию в которых приглашаются школьники старших классов, студенты, аспиранты и другие заинтересованные лица. Примерами летних школ являются Кировская Летняя многопредметная школа, Красноярская летняя школа. Однако подобные мероприятия проходят не только на летних каникулах, но также и на зимних, осенних, весенних. И. Д. Миронов в своём докладе на Калужском областном педагогическом салоне предложил использовать более общий термин «сезонная школа». Так, есть школы, которые вообще не проходят летом, например, Зимняя Пущинская школа. БиоШкола Пилигрим является сезонной школой с 2019 года.
Некоторые особенности сезонных школ, в том числе БиоШколы Пилигрим:
- Моделирует научное сообщество
- Конкурсный отбор кандидатов
- Организуется учёными, аспирантами, студентами
- Проводится в период школьных каникул
- Контроль знаний по итогам обучения
Принцип малых дистанцийправить
Файл:Printcip.jpg «Пространство мировосприятия» — условная плоскость, в которой находятся окружности A — учитель, В — ученик, а также длина L — связывающий мост, по которому идёт поток информации от А к В
Один из основных принципов БиоШколы «Пилигрим» — принцип малых дистанций. В осуществлении проекта принимают участие студенты и выпускники различных ВУЗов, школьные учителя, научные сотрудники. Привлечение студентов в качестве преподавателей сокращает дистанцию «педагог-ученик» и способствует установлению более близкого контакта, что положительно влияет на процесс передачи и получения знаний. Таким образом, основные особенности педагогического состава БиоШколы:
- Преподавательский состав школы имеет высокую разнородность и формируется из нескольких источников: школьные учителя, студенты, научные сотрудники
- Многие преподаватели являются студентами, что определяет отсутствие возрастного барьера между учеником и учителем.
Такая система схожа с Белл-Ланкастерской системой, возникшей в Великобритании в 1798 году. Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер независимо друг от друга пришли к идее, что старшие и наиболее способные ученики могут успешно передавать знания младшим на доступном им уровне, а постепенное сокращение разрыва будет стимулировать старших к самообразованию.
Доступностьправить
Ещё один принцип БиоШколы – доступность. Это возможно благодаря материальной поддержке фондов и информационной поддержке различных организаций, например, Малой академии наук «Интеллект будущего». Среди поступающих в школу проводится конкурс грантов, победители которого получают стипендии на полную или частичную оплату участия. Осенняя экспедиция, проходившая осенью 2019 года, была полностью бесплатной для всех слушателей благодаря поддержке Фонда президентских грантов.Также с 2019 года реализуется проект «Онлайн-БиоШкола».