Что произойдет в математической сфере в ближайшие годы?
Математический прогноз на ближайшие 5–10 лет дать невозможно: наши горизонты планирования — это тысячи лет. Поэтому десятилетие тут играет незначительную роль. За это время можно успеть подкрутить какие-то гипотезы, начать что-то проверять. В чистой математике бывают прорывы — скажем, с 1975 по 2005 годы были сняты чуть ли не пять величайших математических загадок, включая Последнюю Теорему Ферма и гипотезу Пуанкаре. А вот в технической сфере ничего существенного не изобретали уже давно. Сейчас, по сути, допиливаются идеи, которые были высказаны в 50–60-е годы.
Мне кажется, технический прогресс приостановился. Сейчас он связан с интернетом, банковскими картами, шифрованием, кодированием — но все это тоже вещи не быстрые, не на ближайшие пять лет.
Математику нужно знать каждому?
Эта наука лежит в основе нашего мира, поэтому, я думаю, что положение любого человека в нем прямо пропорционально его пониманию математики.
Мое мнение: математика не нужна разве что поэтам, художникам, исполнителям песен — тем, кто имеет дело с вдохновением. Всем остальным людям, особенно если их жизнь связана с чем-то материальным, с окружающим миром и его законами, математические знания точно пригодятся. Дизайнер Артемий Лебедев считал, что математика ему не нужна совсем, но, когда мы с ним побеседовали, я его частично убедил в том, что даже в дизайнерском деле она может быть полезна.
Хороший вопрос: нужна ли математика в спорте? Я бы сказал, да
Например, марафонцам в беге на сверхдлинные дистанции или лыжникам важно понимать, укладываются ли они в график. Компьютера и калькулятора, понятно, под рукой нет, но в голове есть простая формула, которая поможет высчитать, укладывается ли спортсмен в отведенное время
Много математики в спортивном ориентировании — чего только стоит вычисление правильного градуса угла. Да и в футболе без базовых знаний математики не обойтись: важно ведь не просто послать мяч, а сделать это с умом, по правильной траектории.
Выставка «Санкт-Петербург — морская столица России»
12 апреля 2023 — 18 ноября 2023
Выставка «Санкт-Петербург — морская столица России» посвящена 320-летию со дня основания нашего города великим российским реформатором Петром I.
16 (27) мая 1703 года, в самом начале Великой Северной войны 1700–1721 годов, на болотистом Заячьем острове в дельте Невы по указу царя Петра I была заложена деревоземляная крепость Святого Петра — Санктпетербургская, будущее сердце морской столицы нового государства — Российской империи.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, по праву носящий имя своего основателя, располагает уникальными коллекциями, отображающими историю основания и развития Санкт-Петербурга. Каталог выставки знакомит с моделями кораблей и их чертежами, книгами, гравюрами, географическими картами и планами города, оружием. Акцент выставки сделан на фотодокументы.
Морская столица России — один из многочисленных титулов Петербурга. Петр I задумал новый город как будущий порт для торговых связей с европейскими государствами. Удобное транспортное расположение на берегу Балтийского моря предопределило бурное развитие города. Здесь зародилась традиция военно-морских парадов — демонстрация силы и красоты Военно-Морского Флота.
Морским кадетским корпусом начинается великолепная история петербургского образования, петербургской педагогики — морской, военной и гражданской. Из стен петербургских военно-морских учебных заведений вышли те, кто побеждал в морских сражениях, кто совершал удивительные по своим профессиональным и научным результатам долгие кругосветные плавания, кто своими научными трудами обогащал мировую науку о море — навигацию, гидрографию, океанографию. Те, кто открывал Антарктиду и внес неоценимый вклад в изучение и освоение Арктического бассейна.
Санкт-Петербург — морская столица России и, может быть, единственный приморский город в мире, в котором сосредоточены все без исключения грани этого многозначного понятия, все разнообразные функции, его определяющие . Юбилей города — наилучший повод еще раз обратиться к его героической истории, традициям. Надеюсь, что музейные предметы, представленные в нашем каталоге, помогут читателям проникнуться атмосферой Санкт-Петербурга и ощутить его красоту и величие.
Выставка дополнена путеводителем на платформе Izi.Travel
Кураторы выставки: А.Л. Странковский, М.А. Круглова, О.Б. Курносова
Слайд 6Научная деятельность.Рисунок 5.Параллелограмм П.ЧебышеваРисунок 6.Обобщенная теорема Чебышева.Механическое моделирование в работах
П.Л.Чебышева.Учёная деятельность Чебышёва, начавшаяся в 1843 году появлением в свет
небольшой заметки «Note sur une classe d’intégrales dé finies multiples» («Journ. de Liouville», т. VIII), не прекращалась до конца его жизни. Последний его мемуар «О суммах, зависящих от положительных значений какой-либо функции», вышел в свет уже после его кончины (1895, «Mem. de l’Ас. des sc. de St.-Peters.»).Из многочисленных открытий Чебышёва надо упомянуть прежде всего работы по теории чисел. Начало их положено в прибавлениях к докторской диссертации Чебышёва: «Теория сравнений», напечатанной в 1849 г. В 1850 г. появился знаменитый «Mémoire sur les nombres premiers», где даны два предела, в которых заключается число простых чисел, лежащих между двумя данными числами.В 1867 г. во II томе «Московского Математического Сборника» появился другой весьма замечательный мемуар Чебышёва: «О средних величинах», в котором дана теорема, лежащая в основе различных вопросов теории вероятностей и заключающая в себе знаменитую теорему Якова Бернулли как частный случай.
Слайд 3Московская юность.Рисунок 2. Дом, в котором жил П.Л. Чебышев,будучи студентомМосковского
университета.Рисунок 3. П.Л. Чебышев —Студент.Пафнутия с Москвой роднила его юность.
Чтобы подготовить его и брата Павла к поступлению в университет, Чебышевы в 1832 г. переехали в столицу. Для занятий с детьми были приглашены лучшие учителя. Учителем математики, первоклассным педагогом был Платон Николаевич Погорельский, знаменитый директор 3-й Московской реальной гимназии. Он излагал свой материал в предельно ясной и общедоступной форме, умение разъяснять предмет считал искусством. Несомненно, что первые семена любви к математике, к сжатому, ясному и доступному изложению её основ, строгость и высокая требовательность к знаниям — всё это было посеяно в сознании Чебышева на уроках Погорельского. В 1837 г. 16-летний Пафнутий становится своекоштным студентом физико-математического отделения философского факультета Московского университета, отлично учится. Университетские отчёты говорят о его отличном поведении и прилежании…
В 1841 г. Пафнутий с отличием оканчивает университет, в 1846 г. защищает диссертацию на степень магистра по теме «О применении методов математического анализа в теории вероятностей».
Слайд 8Петербургская школа теории чисел.Возникновение Петербургской математической школы относится ко временам
Леонарда Эйлера, работавшего в первой половине XVIII века в Санкт-Петербургской
Академии наук и преподававшего в университете. Дальнейшее развитие математической школы связано с именами М.В.Остроградского и П.Л.Чебышева, положивших начало ряду направлений в чистой и прикладной математике.Академик П. Л. Чебышев является основателем петербургской математической школы. Характерные особенности этой школы— смелое дерзание в науке и самая тесная связь математических теорий с практикой. Эта школа покрыла русскую науку неувядаемой славой и двинула математическую культуру далеко вперед. Лучшие ученики Чебышева (А. Н. Коркин, Е. И. Золотарев, А. А. Марков Г. Ф. Вороной, А. М. Ляпунов, В. А. Стеклов, А. И. Крылов, С. Н. Бернштейн и другие) стали первоклассными учеными с мировым именем.П. Л. Чебышев, как член Ученого комитета по математическим наукам, принимал самое деятельное участие в постановке и учреждении преподавания математики в России. П. Л. Чебышев проанализировал свыше 200 учебников по математике для средней школы, на которые дал обстоятельные отзывы.
Слайд 17Из истории возникновения первого музея страны. Здание КунсткамерыРядом со зданием двенадцати
коллегий формировался научный центр страны.По царскому указу было велено открыть в России Академию наук.Идея создать первый в России музей принадлежит ученому Готфриду Лейбницу. Из Европы Петр всегда привозил необычные вещи, предметы искусства, книги, которые он покупал или получал в подарок.Петр издает указ, в котором предписывает всем жителям России за вознаграждение приносить и сдавать «…каменья необыкновенные, старые рукописи на каменьях, железе, или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее…»Коллекция стремительно растет, и Петр решает открыть музей, доступный для всех.Официальное открытие Кунсткамеры состоялось в 1728 году, но строительство продолжалось до 1734 года.В настоящее время Кунсткамера – Музей антропологии (по-гречески «антропос» — человек) и этнографии (наука о народах мира, их культуре, быте и взаимоотношениях) им.Петра Великого.
История и статистика
Санкт-Петербургская открытая математическая олимпиада обучающихся начальной школы проводится в Санкт-Петербурге более 8 лет.
Олимпиада направлена выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, а также на повышение интереса обучающихся начальных классов к занятиям математикой
В Олимпиаде на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся с 1-го по 4-й класс общеобразовательных организаций, а также лица, осваивающие образовательные программы в форме самообразования или семейного образования.
Олимпиада проводится в два этапа: отборочный; основной (заключительный).
Даты проведения отборочного и основного туров устанавливаются ежегодно, информация размещается на официальном сайте Олимпиады.
Почему сочинение на эту тему будет интересно?
Понимание сущности математики. Математика считается одной из самых фундаментальных наук и играет ключевую роль в современном мире. Разбираясь в этой теме, вы сможете лучше понять, как работает мир и как люди используют математику, чтобы решать задачи и достигать своих целей.
Развивает логическое мышление. Математика требует точности и логического мышления, поэтому работа с этой наукой помогает развивать навыки анализа и формулирования своих мыслей. Усвоение математических концепций помогает развитию скрупулезности и абстрактного мышления, что пригодится в жизни в целом.
Позволяет сделать выводы. Все математические теоремы и доказательства строятся на основе логических рассуждений. Если вы понимаете математическую тему, вы сможете легко анализировать задачи и делать выводы. Это не только полезно в школе или на работе, но и в повседневной жизни.
Развивает творческое мышление. Решение математических задач требует нестандартного и творческого мышления. Это может помочь развить способность к инновациям, креативному мышлению и поиску необычных решений проблем.
Пригодится в будущем. Чтение о математике может помочь в будущем, когда ты столкнешься с проблемами и решениями нестандартных задач. Разбираясь в теоретической стороне математики, ты смоделируешь процессы, которые повторятся в реальной жизни.
Все эти причины показывают, что написание сочинения на тему «Что такое математика на самом деле?» может быть интересным и полезным занятием. Погрузитесь в мир чисел и откройте новые возможности для общения и решения проблем!
Слайд 4В Петербург за славой.В 1847 г. он переезжает в Санкт-Петербург,
где не откладывая успешно защищает диссертацию при университете и начинает
чтение лекций по алгебре и теории чисел. В 1849 г. защищает уже докторскую диссертацию, удостоенную в том же году Петербургской АН Демидовской премии; в 1850 г. становится профессором. Всю свою дальнейшую профессорскую деятельность, вплоть до 1882 г., он посвящает Санкт-Петербургскому университету. Длительное время принимает самое деятельное участие в работе артиллерийского отделения Военно-учёного комитета военного ведомства и учёного комитета Министерства народного просвещения России.Теория чисел (первый после Евклида существенный, строгий результат по проблеме распределения больших чисел), теория вероятностей (предельные теоремы, законы больших чисел), теория приближений функции (наилучшие приближения, полиномы Чебышева-Эрмита), геометрия (чебышевские сети и уравнение, известное как Sin-Gordon, применяемое для компьютерных методов раскроя ткани), математический анализ (приближённое решение уравнений, интегрирование алгебраических функций, разложение в непрерывные дроби), прикладная механика (шарнирные механизмы, зубчатые передачи, роботы и приборы, в частности арифмометр, подлинный экземпляр которого хранится в музее истории Санкт-Петербурга) — вот краткий перечень научных областей, где П.Л. Чебышеву принадлежат достижения мирового значения. А если к этому добавить математическую физику и дифференциальные уравнения, в важнейших разделах которых классические работы выполнил его ученик А.М. Ляпунов, как и другой его выдающийся ученик А.А. Марков — в теории вероятностей и в теории приближений, то можно с уверенностью утверждать: Чебышев — одна из самых значимых фигур в истории отечественной математики.Заслуги Чебышева оценены были учёным миром достойным образом: он был избран членом Императорской АН (1871), Болонской АН (1873), Парижской (1874), Лондонского королевского общества (1877), Шведской АН (1893). Много позже в честь Чебышева АН СССР учредила премию за лучшие исследования по математике (1944), а совсем недавно, 11 октября 2001 г., законодательное собрание Калужской области своим постановлением № 218 «за заслуги перед Калужской областью в научно-педагогической деятельности» присвоило ему высокое звание почётного гражданина Калужской области…
Этапы олимпиады
Отборочный этап. Проводится 18 ноября 2022 года в письменном виде на площадках школ и математических кружков под руководством Проводящего. Все желающие заранее регистрируются и определяются к одному из Проводящих отборочного этапа. Подробнее о проведении отборочного тура вы можете прочитать в регламенте отборочного тура.
Задания отборочного тура 1 классЗадания отборочного тура 2 классЗадания отборочного тура 3 классЗадания отборочного тура 4 класс
Основной этап. Проводится 19 февраля 2023 года в письменном формате. Участвовать могут победители отборочного этапа, победители 2022 года, победители олимпиады «Новогодний РАЗ-ДВА-ТРИ! — 2022», победители Зимнего Математического Праздника кружка «ФРАКТАЛ» 2022, победители Олимпиады ЮМШ 2022/2023.
Затем все работы проверяются в течение 2-3 недель жюри Олимпиады, проводится апелляция и назначается дата награждения победителей!
Задания основого тура 1 классЗадания основого тура 2 классЗадания основого тура 3 классЗадания основого тура 4 класс
Как Петр I создал Санкт-Петербург: история становления столицы России
Санкт-Петербург – один из величайших городов России, столица Российской империи. Этот город является результатом долгого процесса развития и преобразования, который был осуществлен Петром I, великим реформатором и первым императором России.
В начале XVIII века Россия была далекой от Запада, но Петр I хотел изменить это. Он стремился превратить Россию в сильную европейскую державу, а для этого было необходимо иметь современный город, который стал бы символом преобразования и могущества России.
В 1703 году Петр I начал строительство нового города на пустыре у Финского залива, и он дал ему имя Санкт-Петербург. Были приглашены архитекторы и инженеры из Европы, чтобы помочь строить новый город по образцу великих европейских столиц.
Строительство Санкт-Петербурга было огромным и сложным заданием. Петр I приказал выкорчевать леса, прокопать каналы, выровнять многочисленные озера и болота. Были построены каменные здания, мосты, парки. Петр I сделал Санкт-Петербург центром промышленности, торговли и культуры.
Санкт-Петербург стал городом, который открыл Россию миру. В нем происходили научные и культурные революции, развивались искусство и литература. Столица России сыграла ключевую роль в истории страны и оставила неизгладимый след в ее культуре и архитектуре.
Порядок проведения олимпиады
Олимпиада проводится в 2022-2023 году в два этапа: отборочный и основной этапы.
Для того, чтобы учатствовать в основном туре олимпиады, вам необходимо пройти отборочный тур. Для этого вам нужно:
- Завести личный кабинет на сайте (если у вас еще нет личного кабинета).
- Подать заявку на участие в олимпиаде в личном кабинете.
- Пройти отборочный этап можно одним из следующих способов:
- набрать проходной балл в отборочном этапе (объявляется после проведения)
- загрузить диплом одной из следующих олимпиад: «Новогодний РАЗ-ДВА-ТРИ! — 2022», Очная олимпиада «Зимний математический праздник начальной школы системы кружков Фрактал 2022», Декабрьская олимпиада ЮМШ 2022
- быть победителем олимпиады 2022 года
Вы можете ознакомиться с основными документами, касающимися проведения Олимпиады:
Сертификаты участников 1 классСертификаты участников 2 классСертификаты участников 3 классСертификаты участников 4 класс
Научные исследования
Математика — это наука, которая базируется на логических и математических принципах. Она является основой для многих научных исследований. С помощью математических методов и теорий ученые могут решать сложные проблемы в различных областях, таких как физика, химия, экономика, социология и др.
Большинство научных исследований требуют от ученых проведения вычислений, для этого они используют различные математические методы и модели. Например, физики используют математическую теорию для описания движения тел, химики используют математические модели для определения свойств химических соединений и прогнозирования химических реакций.
Математика также играет важную роль в медицине. Использование математических методов и моделей позволяет предсказывать распространение болезней, прогнозировать эффективность лекарственных препаратов и разрабатывать новые методы диагностики заболеваний.
- Исследования в области математики являются важным фактором в развитии других научных дисциплин.
- Математические методы позволяют решать сложные задачи и прогнозировать результаты.
- Математика является основой для создания математических моделей, которые используются во многих областях науки и техники.
Все это доказывает, что математика — это наука, которая является основой для многих других научных дисциплин и играет важную роль в решении сложных проблем в различных областях.
Из каких уровней состоит математика?
Первый этаж математики — это абстракция числа как такового. Это идея о том, что существуют отдельно взятые предметы, и мы можем посчитать, сколько их. Такова первая ступень математики, которую, конечно, проходят все. Хотя, если верить Аурэлю Фоссу — автору книги «Сущность математики», на земле до сих пор остались некие сумеречные народы, которые для счета птиц и чумов, к примеру, используют разные числительные. Они не понимают, как можно считать разные предметы, используя одну систему. Значит, эти народности еще не вышли на первый «этаж математики». А все цивилизованные народы давно на нем стоят.
Второй этаж математики обусловлен появлением неизвестных — x, y, z и других. Появляются такие задачи, для решения которых нужно обозначить хоть что-то за x и дальше «выкрутиться» через решение уравнения. В более сложных ситуациях возникают системы уравнений с двумя неизвестными, с тремя и так далее — когда вы занимаетесь большой наукой, будет столько неизвестных, сколько вам нужно. На втором этаже вы спокойно ориентируетесь с неизвестными, применяете формулы сокращенного умножения, разность квадратов, бином Ньютона. В принципе, взойти на этот этаж достаточно легко.
Третий этаж — это исследование операций над цифрами и буквами. Плюс, минус, умножить, разделить, возвести в степень; возникает абстрактное понятие группа, кольцо, поле, модуль и так далее. Этими абстрактными понятиями оперирует вся современная математика. Если вы смогли их освоить, то я вас поздравляю, можно идти на мехмат и пытаться хотя бы первые два года на нем учиться.
Так можно продолжать очень долго! Четвертый этаж — это гомологии и когомологии, с которыми я сейчас пытаюсь разобраться. А пятый этаж — это категории. Но в них я ничего не понимаю, и, наверное, еще долго не пойму. Дальше, говорят, возникают этажи, вход на которые открыт только гениальным филдсовским лауреатам.
Филдсовская премия (Fields Medal) — самая престижная международная премия и медаль в области математики. Вручается один раз в четыре года на каждом международном математическом конгрессе 2–4 молодым ученым не старше 40 лет (или достигших 40-летия в год вручения премии).
Приз и медаль названы в честь Джона Филдса, президента VII международного математического конгресса, проходившего в 1924 году в Торонто.
Математики сами надстраивают эти сложнейшие этажи один за другим. Фактически математика — это наука для тех, кто хочет всю жизнь думать и никогда не останавливаться ни на чем.
Экономика инноваций
Абель вместо Нобеля: кому и за что вручили главную математическую награду
Что прочитать, чтобы вникнуть в основы математики?
Чтобы поднатореть в математике, нужно прочесть хотя бы какие-то вводные вещи, например, мою «Математику для гуманитариев» — книга есть в свободном доступе в интернете. За ней — «Что такое математика» Куранта и Роббинса. Можно читать Перельмана, но это, скорее, развлекаловка. Потом идет Иэн Стюарт «Величайшие математические задачи» — очень хорошая книга. Кто любит практику — «Кому нужна математика?» Райгородского. Под редакцией моего друга Николая Андреева вышла книга «Математическая составляющая», а недавно еще и новое издание — рекомендую. Уровень выше — математика для первого курса мехмата: «Введение в матанализ» Зорича, «Линейная алгебра и геометрия» Кострикина.
Так что умнейте. А дальше — уже вперед, на все этажи забирайтесь, господа альпинисты!
Нужна ли сегодня фундаментальная математика?
Казалось бы, зачем в наш век современных технологий знать основы, которые закладывали Ферма, Ньютон, Лейбниц, Гаусс, Эйлер, нужно ли сегодня изучать их наследие? Ответ: конечно, нужно. Все современные алгоритмы имеют внутреннюю логику, не понимая которую вы не сможете ими пользоваться
Важно вникать в фундаментальную математику как в основу бытия. А из основы уже можно вытянуть любую ниточку
Алексей Савватеев: «В этом смысле я категорический оппонент тех, кто считает, что в наш век все настолько быстро меняется, что предметные знания отходят на второй план, а важным становится только умение учиться, быстро осваивать новое. Но как вы научитесь учиться, если не знаете таблицу умножения?»
(Фото: Unsplash)
Чем математика отличается от других наук?
Математика — очень сложная для постижения наука. Наверное, с ней может сравниться только физика, и то она все же уступает. Погружение в какую-либо науку я бы сравнил с такой ситуацией: ты поднимаешься по лестнице, открываешь дверь и выходишь на этаж с множеством других дверей. Это стандартный путь изучения любой дисциплины: ты устал, пока поднимался, но на финише ты собой доволен. Даже можешь открыть много смежных дверей в другие науки и все поймешь.
Изучение математики — это когда ты долго поднимаешься по лестнице, хочешь выйти на этаж и понимаешь, что вместо открытого пространства там стены, а на них еще более крутые лестницы, по которым нужно карабкаться. Ты лезешь дальше, с огромным трудом достигаешь следующего этажа и думаешь, что здесь-то ты уже можешь говорить на одном языке с великими учеными — с Пуанкаре, Перельманом, но вокруг опять только стены и лестница. И так этаж за этажом. У тебя нет никакого раздолья, нет награды за твои труды. Что ты получаешь за свое стремление вверх? Пропуск к еще большим трудам. Вот так устроена математика. За это мы ее обожаем. Потому что она никогда не дает расслабляться.
Слайд 2Детство Пафнутия Чебышева.Родился Пафнутий Львович 4 (16) мая 1821 г.
в сельце Окатово Калужского наместничества, на самой границе Московской и
Калужской губерний. …Младенец родился ближе к полудню 16 мая 1821 г. и был первым из сыновей окатовского барина. Мальчику при крещении дали имя св. Пафнутия, великого русского чудотворца, предсказателя и врачевателя, прославившегося своими добродетелями, главные из которых — великодушие и милосердие, нищелюбие и смирение.
Рисунок 1. Чебышевский дом Окатове.
Детство мальчика прошло в Окатово… Очень вероятно, что крещённый в родовом храме Спаса-Преображения младенец получил столь редкое имя потому, что в 20 км от Окатово находится знаменитый Боровский Свято-Пафнутьев монастырь, один из известнейших в России. Юный Пафнутий был очень набожен — он рос в провинциальной семье с древними православными традициями. И что характерно — церковные книги давались ему крайне легко: родители поражались исключительной памяти мальчика. И только Богу известно, сколько молитв он выучил тогда наизусть. Конкретных фактов о детстве Пафнутия Львовича, впрочем, известно крайне мало. Сам учёный, к сожалению, не оставил после себя ни воспоминаний, ни тем более автобиографических записок. Известно только, что грамоте его обучала мать, а французскому языку и арифметике — двоюродная сестра. Учился Пафнутий и музыке, правда, безуспешно, но не бесследно: эти занятия, как он считал впоследствии, приучили его «к точности и анализу». Особенно много времени юный Пафнутий проводил за книгами. Эту любовь к уединённой жизни, к напряжённой умственной работе Чебышев сохранил до самой смерти.
Слайд 22Это выдающийся памятник петровского барокко. В те далекие времена он поражал
современников размахом и роскошью.Дворец четырехэтажный, с высокой «ломаной» крышей, бледно-желтый по цвету.После появления боковых двухэтажных флигелей, он превратился в замкнутый четырехугольник.Фасад украшен белыми пилястрами.Центральную часть завершает аттик У здания имеются ризалиты – боковые выступы, которые наверху заканчивались фронтонами с княжеской короной.Парадный вход оформлен портиком (парадный вход) из деревянных колонн над высоким балконом.Возле крыльца была построена большая пристаньЗа дворцом простирался обширный сад, площадью в 12 гектаров. Его обслуживали 67 крепостных во главе с садовым мастером.Сад создан в стиле парков Голландии и Франции. Были в моде регулярные сады с ровными аллеями и подстриженными деревьями.
Слайд 5Чебышев как педагог.Рисунок 4.П.Л.Чебышев среди преподавателей Петербургского университета. К этой
внешней канве жизни П.Л. Чебышева надо добавить оставленную современникам и
ученикам характеристику его как педагога и научного воспитателя. Тот вес, который приобрела в истории математики созданная им научная школа, уже показывается с максимальной объективностью, независимо от персональных отзывов, что П.Л. Чебышев умел зажигать научный энтузиазм своих учеников. Основной чертой этой школы, которую принято называть Петербургской математической школой, было стремление тесно связать проблемы математики с принципиальными вопросами естествознания и техники. Раз в неделю у П.Л. Чебышева был приемный день, когда двери его квартиры были открыты для каждого, кто хотел о чем-либо посоветоваться по поводу своих исследований.
Редко кто уходил, не обогатившись новыми мыслями и новыми планами. Современники и, в частности, ученики П.Л. Чебышева говорят о том, что он охотно раскрывал богатство своего идейного мира не только в беседах с избранными, но и на своих лекциях для широкой аудитории. С этой целью он иногда прерывал ход изложения, чтобы осветить своим слушателям историю и методическое значение того или иного факта или научного положения. Этим отступлением он придавал существенное значение. Они были довольно длительными. Приступая к такой беседе, Чебышев оставлял мел и доску и усаживался в особое кресло, стоявшее перед первым рядом слушателей. В остальном ученики характеризуют его как педантически точного и аккуратного лектора, никогда не пропускавшего, никогда не опаздывавшего и никогда не задерживавшего аудиторию ни на одну минуту долее положенного срока. Интересно отметить еще характерную особенность его лекций: всякой сложной выкладке он предпосылал разъяснение ее цели и хода в самых общих чертах, а затем проводил ее молча, очень быстро, но настолько подробно, что следить за ним было легко.
История []
Основание города
16 (27) мая 1703 года, по плану Петра I с архитектором Ламбер де Гереном, на Заячьем острове, закладывается Петропавловская крепость (первоначально именовалась Занхт-Питер-Бурх), по началу дерево-земляная, в 30-40-х, и в 80-х годах XVIII века каменная. Петропавловская крепость никогда не использовалась по своему прямому назначению. Она функционировала как тюрьма для политзаключённых. В декабре 1706 Пётр I издаёт приказ о строительстве Кронверка, с целью оградить Петропавловскую крепость от артобстрела с противоположного берега, а двумя годами ранее было заложено Адмиралтейство. В первые десять лет существования города главной его частью был Городской остров (совр. Петроградский остров), здесь находились Гостиный двор, Троицкая церковь, множество служебных зданий, ремесленные слободы и воинские части. Соединялся остров с Петропавловской крепостью с помощью подъёмного моста. Позже начала застраиваться Адмиралтейская сторона (левый берег Невы), где находились такие постройки как Зимний дворец и Летний дворец Петра I с Летним садом.
Столица Российской Империи
С 1712 года город провозглашается столицей России, а в 1713 году все лица принадлежащие к царскому двору должны были селиться в Петербурге. В 1712 году Пётр I издаёт указ о создании Генерального плана Санкт-Петербурга, по которому центром города избирается Васильевский остров. Именно здесь строятся портовые сооружения, маяки, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера и другие постройки.
Отсутствие статистических данных о населении Петербурга в первой четверти XVIII веке не даёт возможности установить сколько-нибудь точно тогдашнее количество жителей столицы. По позднейшим данным, число жителей Петербурга к 1725 году определялось в 25—30 тысяч человек. Однако, исходя из числа домов в Петербурге и средней заселённости одного дома, можно предположить, что число обитателей столицы в 1725 году составляло примерно 40 тысяч человек, из них не менее 20 тысяч было занято производительным трудом. Общая численность населения Петербурга в 1750 году указана в ведомости генерал-полицеймейстера, представленной по приказанию императрицы Елизаветы Петровны в сентябре того года. Численность взрослого населения Петербурга в ней определена в 74 283 человека. Следовательно, общее количество жителей составляло около 95 тысяч человек (60 %, как свидетельствует этот источник, — мужчины).
В 1725 году была основана Петербургская Академия наук, где 2 января 1728 года вышла первая русская газета — «Санкт-Петербургские ведомости» (первый редактор Г. Ф. Миллер).
Практически вся деятельность царя Петра I в Санкт-Петербурге в той или иной мере была направлена на насаждение морских традиций. Все Петровские резиденции стояли вплотную к воде, а Летний дворец и Подзорный дворец омывались невскими водами с нескольких сторон.
После Отечественной войны
На развитие города в начале XIX века огромное влияние оказала Отечественная война 1812 года, затраты на которую снизили скорость развития Санкт-Петербурга и его ансамблей. Из важных событий этого времени следует назвать: учреждение министерств и Государственного совета, что приводит к ещё большему возвышению города как административного центра; Обновление Академии наук, создание Педагогического института, создание нескольких гимназий и разрешение свободных типографий — к возвышению как научного центра. Открывается Пулковская обсерватория, в 1845 году — Русское Географическое общество.
Остались ли еще в математике нерешенные задачи?
Вы удивитесь, но они есть даже в школьной математике! Вот пример одной из них. Простое число делится только на себя и на единицу: 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19. Еще Евклид доказал, что это бесконечный ряд чисел, он никогда не кончится. В этом ряду есть такие пары простых чисел, например, 17 и 19, 101 и 103, 71 и 73 — которые стоят «через одно» друг от друга. Если вы заглянете далеко-далеко в натуральный ряд, то вы будете постоянно обнаруживать, что какие-то два числа, оба простые, стоят вот так — через одно друг за другом.
И науке не известно, кончатся ли такие близняшки или их соседство тоже будет бесконечным. Никто не знает, как не знали и при Евклиде. Открытая математическая проблема, казалось бы, доступная школьнику. Таких проблем, на вскидку, штук 30.