Что такое инстинкт?
Инстинкт – это заложенная на генетическом уровне модель поведения, цель которой заключается в удовлетворении определенной потребности. В отличие от рефлекса, представляющего собой одну ответную реакцию на определенный раздражитель, инстинкт подразумевает довольно сложную последовательность действий. У всех живых существ есть инстинкты, направленные на решение таких важных задач как выживание, пропитание и продолжение рода.
Инстинкты не следует путать с рефлексами. Задача рефлекса состоит в том, чтобы своевременно среагировать на определенный раздражитель. Задача инстинкта – в том, чтобы гарантировать выполнение определенных действий, обеспечивающих выживание и продолжение рода. Некоторые инстинкты являются общими для всех живых организмов, другие же свойственны только представителям определенного вида. Самые сложные инстинкты наблюдаются в поведении человека (стремление к власти, признанию, социальному взаимодействию, самореализации, саморазвитию).
Многие авторитетные психологи отрицали существование инстинктов в человеческой природе. Так Зигмунд Фрейд считал, что романтическое и сексуальное поведение человека слишком сложное, чтобы объясняться животными инстинктами (для объяснения этой точки зрения он разработал «Теорию влечений»). Абрахам Маслоу (автор иерархической модели потребностей человека) считал, что у людей нет инстинктов, поскольку они, в отличие от животных, способны сдерживать любые порывы усилием воли. По мнению Маслоу, инстинкты в человеческой психике полностью вытеснены мышлением и заменены эмоциями.
Биологический смысл инстинкта заключается в том, чтобы заставить животное выполнять сложную последовательность действий, часть из которых может противоречить его текущим желаниям. Тем не менее, животное выполняет эту «программу», обеспечивая тем самым выживание себе и своему виду. Инстинкты проявляются и у человека, но он, в отличие от животных, сам определяет, как будет действовать, чтобы реализовать возникающие у него стремления. Иными словами, человек не может контролировать активацию инстинкта, но способен управлять его проявлением.
Подавление инстинктов
Как вы могли уже понять на примере собственной жизни, лучше всего у нас получается давать волю инстинкту самосохранения. Намного больше проблем приносит высвобождение инстинктивных потребностей сексуального характера, ну а инстинкт власти и вовсе остаётся неудовлетворённым.
Почему так? Виной всему – наше воспитание. Воспитание определяют культурные ценности отдельно взятого конкретного общества. Чаще всего культура нацелена на подавление инстинкта власти, затем – на сексуальный инстинкт, а инстинкт самосохранения никого особенно не интересует. Общество заинтересовано в том, чтобы вы оставались живы, но не заинтересовано в том, чтобы вы проявляли себя в полной мере.
Всё это происходит оттого, что таким образом пошатнётся стабильность общества. Сама по себе система также обладает инстинктом самосохранения, поэтому стремится воспроизводить людей, легко встраиваемых в общее и неспособных как-либо нарушить устоявшееся равновесие. У этой власти есть своя цена – человеческая индивидуальность. Люди, стремящиеся реализоваться во всех трёх направлениях своих инстинктов, возвышают себя над уже существующей системой, тем самым угрожая её устойчивому фундаменту. Редкие индивиды, которым это удаётся – элита, способная влиять на развитие общества. А элите невыгодно плодить конкурентов. Отсюда и проистекает то, что мы имеем, – элита растит преемников, но никогда не подпустит к себе чужаков.
Человек из среднестатистической семьи в современном укладе общества – человек априори несвободный. Базовые инстинкты постоянно подавляются. Если сексуальный инстинкт хотя бы иногда находит выход, инстинкт власти обрубается на корню. Такими людьми легко управлять, они неспособны на принятие самостоятельных решений. Им нужен лидер, хозяин, который всегда укажет дорогу, разложит по полочкам повседневную суетность.Родители, подавляющие базовые инстинкты своего ребёнка посредством радикальных мер в воспитании, рискуют вырастить из него неизлечимого невротика.
Роль зеркальных нейронов в диагностике и терапии аутизма
Связь между неисправными зеркальными нейронами и аутизмом создает новые возможности для диагностики этого расстройства, например, для распознавания его в раннем младенчестве. Это позволяет быстрее и эффективнее внедрить поведенческую терапию.
Некоторые специалисты используют новый подход к лечению аутизма, основанный на биохимической стимуляции неактивных зеркальных нейронов. Предполагается, что эти клетки стимулируются специализированными нейротрансмиттерами (у аутичных людей они присутствуют в недостаточном количестве). Ученые ищут соединения, которые могут активировать зеркальные нейроны.
Полезные ЗАМЕТКИ:
Вообще, наилучший вариант победить в споре – это его избежать. Эта мысль, при глубоком её рассмотрении, лишена видимого на первый взгляд излишнего пацифизма. Дело в том, что человеческая природа так устроена, что любой конфликт воспринимается нами как вызов, и чем безобидней этот конфликт, тем больше соблазна этот вызов принять, не опасаясь последствий. Если обсуждение проблемы перешло в спор, то стоит ожидать, что визави будет изо всех сил искать у себя в голове (а часто и придумывать) подтверждения своей точки зрения, стараясь во что бы то ни стало разрушить ваши доводы. Если жеизначально постараться убедить собеседника в форме мягкой беседы, то в большинстве случаев можно избежать подобной конфронтации.
«Сначала задай человеку два простых вопроса, на которые он вынужден будет ответить «да»; и лишь затем задай ему третий, важный для тебя, вопрос». Это правило подействует со значительно большей силой, если вопросы, предполагающие положительный ответ, будут являться вашими аргументами. Их количество не обязательно должно равняться двум – чем больше, тем лучше (в разумных пределах). Если вы будете следовать этому нехитрому правилу, то, когда вы выскажите свою основную мысль, собеседнику придётся согласиться, поскольку он сам только что аргументировал эту мысль своими положительными ответами на составляющие её вопросы.
правило любой дискуссии – старайтесь относиться с искренним уважением как к самому оппоненту, так и к его точке зрения. Если вы будете слишком активно прессинговать и оказывать жёсткое психологическое давление, то собеседник даже может для виду (чтобы вы от него отстали) согласиться с вами, однако на самом деле не примет ваше мнение, оставшись при своём. Это может повлечь за собой отсутствие взаимопонимания в дальнейшем. Помните, что сколько людей – столько и мнений.
1ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ
С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды, нетерпим к боли (отказы от лечения зубов, посещения врачей и т.п.). На базе этого типа может сформироваться личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых «Безопасность и здоровье — превыше всего!», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет»
Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для этого типа характерны следующие ведущие качества:
Это люди, для которых «Безопасность и здоровье — превыше всего!», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для этого типа характерны следующие ведущие качества:
На базе этого типа может сформироваться личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых «Безопасность и здоровье — превыше всего!», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для этого типа характерны следующие ведущие качества:
- эгоцентричность,
- консерватизм,
- готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности,
- отрицание риска,
- тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.
Долголетие
Ген долголетия обнаружили учёные из Медицинской школы Гарварда в Массачусетсе ещё в 2001 году. Ген долголетия — это фактически последовательность из 10 генов, которая может хранить в себе секрет долгой жизни.
При реализации проекта были изучены гены 137 100-летних людей, их братьев и сестёр в возрасте от 91 до 109 лет. У всех испытуемых нашли «хромосому 4», и учёные считают, что именно в ней содержится до 10 генов, которые влияют на здоровье и продолжительность жизни.
Эти гены, как полагают учёные, позволяют их носителям успешно бороться с раком, сердечными заболеваниями и слабоумием и ещё некоторыми заболеваниями.
Отличия от животных
Самое основное отличие заключается в том, что человек способен контролировать или подавлять свои потребности, особенно когда они нарушают законы или правила поведения. При различных психических расстройствах личность теряет контроль, что проявляется, например, в чрезмерном потреблении пищи, то есть переедании, или, наоборот, в отказе от нее при анорексии, в беспорядочных половых связях, всевозможных зависимостях и так далее. В таких случаях человек становится похожим на животное, основным инстинктом которого является инстинкт сохранения и продолжения рода.
Животные не могут подавить свои рефлексы, у них нет понятия морали, поэтому кошка или собака в период течки не избирательны в выборе партнера, наоборот, чем больше их будет, тем выше вероятность появления потомства.
Хищники убивают без пощады, лишь бы насытиться и накормить свое потомство, это, кстати, иногда не отличает нас от животных. К сожалению, многие люди способны убивать ради собственной выгоды. В некоторых случаях животные оказываются более “человечными”, в тех случаях, когда они проявляют несказанную верность, образуя только одну пару за всю свою жизнь, а иногда они даже готовы умереть, если потеряют своего партнера, или провести остаток своих дней в одиночестве.
Безусловно, инстинкты человека отличаются от животных инстинктов
Материнский инстинкт выдумка
Нет у людей (и вообще у представителей нашего отряда) и материнского инстинкта. Конечно, еще во время вынашивания и после рождения детеныша тело каждой женской особи подвергается сильным изменениям. Постепенное повышение уровня гормонов, от хорионического гонадотропина на первых порах до пролактина под конец, может прямо или опосредованно влиять на гипофиз и гипоталамус, меняя поведение: животное становится более стрессоустойчивым, растет доверие к окружающим, обостряется желание создавать «гнездо» и заботиться о ком-либо. Тем не менее это не обязательная программа, так что перечисленные ощущения у беременных могут проявляться с разной силой или отсутствовать вовсе.
Не исчезли ли инстинкты у человека?
Как было отмечено выше, многие известные авторы считали, что у человека нет инстинктов, поскольку их вытеснил рассудок. Однако с точки зрения современной психологии, такое утверждение является ошибочным. Человек действительно сам контролирует своё поведение и при принятии решений руководствуется не инстинктами, а здравым смыслом. Но это не отменяет того факта, что многие наши желания, цели и стремления продиктованы именно инстинктами. Наше отличие от животных заключается лишь в том, что мы сами выбираем, как удовлетворять собственные потребности и желания.
Таким образом, сколь бы разумной ни была деятельность человека, мотивирована она всё равно самыми обычными инстинктами. Просто инстинкты уже не управляют нашим поведением напрямую, как у животных. Но активация инстинкта вызывает у нас сильное (иногда непреодолимое) желание выполнить какие-то действия. А то, как мы их будем выполнять, зависит уже от нас самих, нашего образования и воспитания, моральных и нравственных принципов. Инстинкты есть у всех людей и сохраняются на протяжении всей жизни, но мы сдерживаем их, поскольку неконтролируемое их проявление вызывает осуждение в современном обществе.
Главное условие развития нейропластичности
Пластичность проявляется только тогда, когда когнитивная система человека подвергается достаточно серьезному испытанию. Допустим, пожилому человеку нужно освоить новый маршрут и навестить внуков после переезда в другой город
Ему потребуется сильно напрячься, задействовав все свое внимание, рабочую память, а также способность переключаться между задачами, чтобы освоить маршрут. Однако это испытание для мозга ― начального уровня ― оно задействует уже существующий запас ресурсов
Чтобы запустить пластичность, бабушка или дедушка должны начать регулярно посещать новые места и делать это в течение длительного времени.
Однако, если у человека сильная навигационная система, то она может помешать тренировке мозга, сбалансировав имеющиеся ресурсы пожилого человека и требования задачи. Поэтому нужно, чтобы и среда, и задача одновременно максимально задействовали такие процессы, как скорость, разные виды памяти и мышление.
Есть еще один момент ― существуют индивидуальные различия в том, что представляют собой сложная задача и среда для разных людей. Пенсионеру, который всю жизнь проработал бухгалтером, будет не очень сложно научиться управлять портфелем акций, в отличие от игры на музыкальном инструменте.
Чтобы поставить перед собой оптимальную работающую задачу для развития нейропластичности, нужно учесть свой прошлый опыт, знания и уровень когнитивных навыков.
Жить ради того, что думают другие люди
Это чувство угодничества — жестокий убийца многих талантов. Жажда быть для всех хорошим и боязнь не угодить кому-то не просто убивают желание развиваться, но и хоронят человека как личность. Многие очень талантливые люди чахнут из-за того, что, по их мнению, о них думают другие. Они переживают из-за чужого мнения, хотя чаще всего реального повода для этого нет.
Даровитые люди остро реагируют на все негативные мнения и взгляды их друзей, коллег и людей, которым они доверяют. И они стараются не выделяться, чтобы не вызывать дискомфорт у окружающих своими выдающимися способностями. Таким образом, они предпочитают оставаться бездействующими, чем совершенствоваться и двигаться вперед.
Только те люди, которым удается преодолеть все эти страхи, проявят свои таланты в полной мере. Но если учесть, что талантливых людей изначально немного, то этих выбившихся в люди и вовсе единицы. А те, кто от природы не так даровит, пробиваются наверх чаще. Потому их не парализует неуверенность и страх, они не пытаются никому угодить и не боятся падать. Они просто идут напролом к своей цели. Вот чему у них следовало бы поучиться.
Канеман ошибся
А как же быть с Системой-1 и Системой -2? Ведь эксперименты Канемана хорошие, они воспроизводятся.
Всё просто — Канеман неверно интерпретировал результаты экспериментов. Мы сталкиваемся не с двумя системами. Вы наблюдаем два разных состояния одной системы.
Примерно в то же время, когда в США Пол Маклин выдвинул свою концепцию триединого мозга, в СССР случилось обратное. Пётр Кузьмич Анохин предположил, что мозг делится не на три части, а на системы. Каждая такая система выполняет свою функцию — достижение какого-либо результата. Например, срывание яблока с ветки.
Анохин так и назвал свою теорию — теория функциональных систем. В последствии его ученик Вячеслав Борисович Швырков развил её в системно-эволюционную теорию.
Суть, вкратце, такова. В ходе жизни человек сталкивается с различными задачами — научиться ходить, говорить, читать и так далее. Научение происходит благодаря специализации нейронов в разных областях мозга. Они объединяются в ансамбль и мы получаем то, что в быту называют навыком.
Пока нейроны учатся, всё очень медленно. Но когда они наспециализировались, всё происходит быстро.
Вот ребёнок учится есть ложкой — он делает это медленно, с уймой ошибок. Прошло время, скорость выросла, ошибки исчезли. Почему? Специализация нейронов закончилась, ансамбль сформировался.
Можем ли мы говорить, что пока ребёнок учился, работала медленная Система-2, а потом за дело взялась быстрая Система-1? Можем. Но это будет умножение сущностей.
Куда экономнее сказать, что сначала мы наблюдали формирование навыка, а потом — его применение. Всё время работали одни и те же нейроны. Сначала медленно, а потом быстрее.
Так и с другими выводами Канемана. Почему мы быстрее узнаём эмоции, чем решаем математические задачи? Потому что в распознавании эмоций мы тренируемся в разы больше, чем в математике. Уровень навыков получается очень разным. Отсюда и разная скорость обработки.
А эмоции в системно-эволюционной теории — это топливо, которое “выделяет” система для достижения результата. Вы всё правильно поняли. Эмоции включаются после того, как система в мозгу приняла решение.
Противоречие между эмоциями и разумом надумано. Эмоции следуют за мозгом, а не наоборот.
Просто бывает, что в голове конкурируют две системы (в анохинском смысле это термина — то есть два желанных результата). Если одна из них сильнее, то нам кажется, будто это эмоции. А более слабую систему мы обычно и называем голосом рассудка.
На самом же деле, это всего лишь два нейронных ансамбля борются между собой.
Блок 2. Как девушка выбирает? МЕХАНИЗМ ВЫБОРА.
2.1. Кто в действительности выбирает партнера?
С большим и тотальным преимуществом – женщина. Либо это происходит прямым способом, либо косвенным, когда с помощью нехитрых приемов, типа улыбки и взгляда, женщина стимулирует самца и «мужичок уже летит на встречу своей мечте о бурном разноплановом сексе». В чуть более сложных сценариях мужики «меряются приборами», как олени рогами по весне, ставя на кон свою репутацию, иногда жизни людей и судьбы государств, а женщина, как думают бестолковые мужчины, достается в качестве трофея. В реальности все наоборот, это победивший самец становится трофеем для женщины. А вся инсценировка для того, чтобы получить приз – победителя — «высокорангового бойца».
2.2. Инстинкт женщины выбирает мужчин.
Женщина выбирает мужчин инстинктом, а затем в сознании запускаются механизмы рационализации для подтверждения правильности своего выбора. Все объяснялки женщины самой себе, подругам, маме, детям, суду – лишь продукт активной работы рассудка, подыскавшего подходящие аргументы. При этом женщина в значительном количестве случаев даже не ведает, что ее выбор уже давно детерминирован инстинктом, который не осознается и бороздит океаны бессознательных глубин.
Сладкий допинг
— У кого всё-таки больше серого вещества — у мужчин или женщин?
— У мужчин мозг больше, чем у женщин, в среднем на 8-13%. Однако женщины используют его ресурсы более рационально. Учёные исследовали гиппокамп — участок головного мозга человека, отвечающий за формирование эмоций и умственных способностей. Женский гиппокамп при меньшем объёме выполняет функции более эффективно. Это происходит за счёт увеличения количества связей между нейронами.
ИИ на скаку остановит. Женщинам будет легче перенести «нашествие роботов» Подробнее
И, кстати, мозг на самом деле не серый, а разноцветный. Серого цвета его кора, там расположены клетки-нейроны. А окружающее вещество — аксоны — белое. Кроме этого, кровеносные сосуды придают ему розовый оттенок. В среднем вес мозга составляет 2% от массы тела — 1200-1500 г — и имеет желеобразную консистенцию.
— Правда ли, что шоколад благотворно влияет на работу мозга? Какие ещё продукты полезны?
— Пища играет огромную роль в работе мозга. Прослеживается прямая связь между правильным питанием и нашими способностями. Мозг использует 20-30% всех калорий, которые мы получаем.
Ещё он состоит на 75% из воды, поэтому обезвоживание поднимает гормональный уровень, усиливает напряжение. Выпивать нужно 1,5 литра воды в день. Очень важна рыба. Полиненасыщенные жирные кислоты и кислоты группы Омега три регулируют уровень холестерина и улучшают работу сосудов. Их нехватка приводит к снижению памяти. Что касается углеводов, сейчас популярны вегетарианские диеты, когда люди себя ограничивают в мясе, рыбе, сладостях, яйцах. Я считаю, нельзя так питаться. Головной мозг любит именно всё сладкое и жирное. Но и сложные углеводы нужны — каши, хлеб, макароны. Конечно, фрукты, богатые антиоксидантами, ягоды, орехи.
Включаем мозг. Что съесть, чтобы поумнеть? Подробнее
Про шоколад — правда. Даже запах шоколада улучшает настроение. Шоколад имеет в составе антиокислители, эти вещества эффективно защищают клетки мозга от старения и заболеваний. Сахар активизирует серотонин. А жиры оказывают успокаивающее действие.
Интересные факты:
• При употреблении алкоголя происходит ослабление связей между нейронами.
• Обычный смех требует работы пяти различных областей мозга.
• Без кислорода мозг человека живёт не более 6 минут, а затем начинают происходить необратимые процессы — массовая гибель нервных клеток.
• Скорость передачи сигналов между нейронами мозга достигает 288 км/ч. С возрастом скорость падает на 5-20%.
• Изучение языков — лучший способ комплексно развивать головной мозг. При запоминании и повторении слов задействовано максимальное количество нейронов.
Заключение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Подписывайтесь на блог, чтобы быть в курсе новой интересной информации, поддерживайте свою любознательность, ведь это – залог успеха. Берегите себя и близких!
Материал для статьи подготовила Журавина Алина.
Под понятием «основные инстинкты человека» предполагают врожденную предрасположенность в конкретных ситуациях совершать определенные действия или избегать каких-то поступков. Данное стремление реализовано может быть не во всех случаях. В некоторых ситуациях могут помешать социальные запреты или иные факторы. Однако при этом желание и подкрепляющая его эмоция могут быть выделены и определены.
Следует отметить, что традиционное описание, характеризующее инстинкты как комплекс сложных врожденных реакций в организме, формирующихся, в основном, практически в неизменном виде как ответ на внутренние или внешние раздражения, к людям почти не применимо. Это связано, главным образом, с отсутствием у человека фиксированных видов действий, которые были описаны у животных. Исключение можно сделать лишь для мимики, жестов, поз, которые, как выяснилось, в большей степени наследуются.
Современные исследователи, занимающиеся врожденными программами, предпочитают применять понятие эволюционно стабильных стратегий в поведении (ЭССП). Этот термин впервые был введен М. Смитом.
Эволюционно стабильными называют такие стратегии в поведении, при которых для вида и индивида на фоне селективного давления и модификации вносят наибольшие преимущества адаптивного характера.
Инстинкты человека подразделяются на три основные категории.
К первой относят жизненные врожденные предрасположенности. Они в данном случае обеспечивают сохранность жизни индивидуума. Эти инстинкты человека наделены определенными характерными признаками:
Снижение шансов особи на выживание обуславливается неудовлетворенностью соответствующей потребности;
Нет практической необходимости в другой особи для удовлетворения той или другой потребности.
- У каждой нормальной особи существует врожденная мотивация избегать небезопасных ситуаций.
- Эволюционные Многие люди испытывают врожденный страх перед змеями, темнотой, насекомыми, незнакомыми людьми (в частности, когда они крупнее или находятся в группе). Человек может также бояться высоты, крыс, крови, мышей, больных, хищников, быть укушенным или съеденным.
- Пищевые отвращения или пристрастия. Генетически люди могут ощущать предрасположенность к минерализованной, соленой, калорийной пище. Некоторые особи испытывают потребность в пробовании новой незнакомой еды. Многие люди предрасположены к употреблению семечек, снэков, жвачки.
- Терморегуляция.
- Бодрствование и сон.
- Брахиация (полет). При этом некоторых людей привлекает вид сверху, другие при опасности стараются забраться повыше, третьи занимаются деятельностью, связанной с воздухом (прыжки с парашютом, авиация).
- Испражнения.
- Коллекционирование (собирательства).
- Биологические часы и ритмы.
10. Экономия своей энергии (отдых).
- Инстинкт продолжения рода.
- Родительское поведение.
- Доминирование (подчинение), умиротворение и агрессия.
- Территориальные инстинкты.
- Групповое поведение и прочие.
К третьей категории относят врожденные программы Эти инстинкты человека не связываются с видовой или индивидуальной адаптацией к действительности. Указанные программы обращены к будущему. Эти врожденные предрасположенности из описанных выше не выводятся, а существуют самостоятельно. К ним, в частности, следует отнести:
- Инстинкт обучения.
- Игры.
- Имитация.
- Предпочтения в искусстве.
- Свободы (преодоления препятствий) и прочие.