Расколотое небо: как был совершен первый в истории воздушный таран

Как пётр нестеров придумал «мёртвую петлю», чтобы лётчики оставались в живых - kickmedia

«Идеальный тип будущего офицера»

Будущий покоритель неба родился в самой что ни на есть российской глубинке, у слияния Оки и Волги, в семье офицера – воспитателя Нижегородского кадетского корпуса штабс-капитана Николая Нестерова. К этому времени у четы Нестеровых уже было двое детей, Петр стал третьим. Через год родился ещё один сын Михаил, и всё было бы замечательно, но вскоре глава семьи неожиданно скончался. Всё наследство, оставленное капитаном Нестеровым, состояло из большого сундука, полного книг по военной тематике. Пенсии в 600 рублей, которую положили вдове Маргарите Викторовне, едва хватало на самое необходимое, и, чтобы сократить расходы на жилье, семье даже пришлось переехать в благотворительный вдовий дом.

Но к образованию детей Маргарита Викторовна относилась серьезно, и сначала старший Николай, а потом и Петр выдержали экзамены в кадетский корпус, где некогда преподавал их отец. Позже туда же поступит и младший Михаил. Все они станут офицерами, причем двое младших — летчиками. Оба погибнут в Первую мировую. А старший, Николай, уже в советское время дослужится до генеральских погон.

Штабс-капитан П.Н. Нестеров с мотористом-механиком Г.М. Нелидовым, с которым он совершил перелет из Киева в Гатчину, 1914 Фото: commons.wikimedia.org

В выписке из аттестационного журнала Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса за 1904 год сохранилась весьма лестная для 16-летнего выпускника характеристика:

Окончивший кадетский корпус по 1-му разряду, Петр Нестеров был рекомендован для продолжения учебы в столичное Михайловское артиллерийское училище. Вступительные экзамены он сдал великолепно, учился в первых рядах. Приказ по училищу от 9 ноября 1906 года гласил: «…Высочайшим приказом от 29 октября 1906 года портупей-юнкер Нестеров Петр произведен в подпоручики со старшинством (правом преимущественного производства в следующий чин. — «Известия»)… и назначается во Владивосток в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду».

Будучи отличником, Нестеров мог выбирать место службы, и Дальний Восток он выбрал исключительно по меркантильным соображениям: там платили больше, чем в европейской части страны. Молодой офицер был влюблен, а для создания семейного очага необходимы были средства.

На Дальнем Востоке Нестеров впервые поднялся в небо, правда, пока на аэростате. Аппарат этот был приписан к Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте, но стоял без дела. Нестеров же предложил использовать аэростат в качестве наблюдательного пункта для корректировки артиллерийской стрельбы, сам рассчитал таблицы и составил правила. Молодого офицера даже временно прикомандировали к наблюдательной станции воздухоплавательного парка. А после того как артиллерийские стрельбы с применением привязного аэростата дали отличный результат, подпоручика Нестерова назначают преподавателем бригадной учебной команды.

А ещё Нестеров увлекся слесарным делом. Все свободные от службы часы он проводил за станками и даже испросил назначения по совместительству на должность начальника бригады слесарной мастерской. Вскоре он вполне профессионально владел любым инструментом.

И последний штрих к портрету подпоручика Нестерова: в своем подразделении он полностью и безоговорочно запретил брань и рукоприкладство унтер-офицеров по отношению к нижним чинам. Это было большой редкостью, поскольку, хотя такие «меры воздействия» официально были запрещены, на деле они применялись почти повсеместно.

Слово русского офицера

С началом войны штабс-капитан Нестеров — в действующей армии на Юго-Западном фронте. В то время самолеты ещё не имели вооружения (синхронизированные с винтом пулеметы появятся лишь в 1915 году) и выполняли разведывательные и иногда бомбардировочные задания. Нестеров летал почти каждый день (28 вылетов за три недели боев за Львов), благо он был единственный пилот, имевший две машины — штатный «Ньюпор» и личный «Моран», подаренный ему за мертвую петлю. Австрийцы даже объявили награду за его голову.

Всё началось с разговора, состоявшегося вечером 25 августа (7 сентября) 1914 года. По воспоминаниям участника событий поручика Виктора Соколова, генерал-квартирмейстер 3-й армии Бонч-Бруевич (брат известного революционера, впоследствии сам перешедший на сторону большевиков) упрекнул летчиков в бездействии: каждый день над позициями русских войск появлялся австрийский аэроплан и безнаказанно удалялся после разведки.

Вспыливший Нестеров поклялся словом русского офицера, что найдет способ пресечь эти полеты — и сдержал клятву. Сперва он планировал повредить аэроплан противника подвешенным на тросе грузом, но, когда этот способ не оправдал себя, решился на отчаянный шаг. Впрочем, обратимся к мемуарам Соколова, подробно описавшего события того трагического дня:

Судьба самого Соколова сложилась непросто: после Гражданской он оказался за границей, в СССР вернулся лишь в 1955-м. Жил в Казахстане, работал автомехаником. Свои воспоминания смог опубликовать только в начале 70-х в далеко не самом известном журнале «Звезда Востока».

Первый в мире воздушный таран. Рисунок летчика К.К. Арцеулова Фото: commons.wikimedia.org

Конечно, Нестеров не собирался погибать. Но он шел на предельный риск и немного ошибся в расчетах. Он задел машину врага не только колесами, но и винтом, что и стало роковым обстоятельством — от сильного удара вал сломался, и двигатель просто выбросило из фюзеляжа «Морана».

Самолет после столкновения потерял скорость, поэтому шансов выжить у пилота не было. Впрочем, большинство его коллег сошлись на том, что Нестеров потерял сознание ещё во время столкновения, когда головой ударился о корпус своей машины.

Пройдет семь месяцев после гибели Нестерова, и в марте 1915 года воздушный таран применит другой русский летчик, Александр Казаков. И после удачной атаки ему удастся благополучно возвратиться на аэродром. Вскоре на аэропланах появится стрелковое вооружение и прием, позаимствованный из практики античных мореплавателей, потеряет свою актуальность.

Впрочем, уже во время Великой Отечественной немало летчиков, израсходовав боезапас, отважно таранили самолеты гитлеровцев

Таран

К началу Первой мировой войны Нестеров являлся командиром 11 корпусного авиаотряда.  Отряд Нестерова был отправлен на Юго-Западный фронт, где принимал участие в боях за Львов.

Здесь он одним из первых в России применил методику бомбометания приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. Результаты оказались столь эффективными, что австро-венгерское командование назначило награду за уничтожение самолёта Нестерова.

Первая мировая война фактически стала первым крупным конфликтом, в котором широко применялась военная авиация. Техники воздушного боя не было вовсе: военное командование полагало, что единственной сферой применения самолётов может быть только разведка. На самолёты не ставили пулемётов, полагая, что это будет отвлекать пилотов. В результате лётчики выясняли отношения в воздухе при помощи револьверов и винтовок.

У Нестерова, как обычно, был свой взгляд на воздушный бой. В официальных документах было записано так: «Штабс-капитан Нестеров… выражал мнение, что является возможным сбить неприятельский воздушный аппарат ударами сверху колёсами собственной машины по поддерживающим поверхностям неприятельского аппарата, причём допускал возможность благополучного исхода для таранящего лётчика».

Статья по теме

Рожденные летать и побеждать. Страницы белорусской авиации

26 августа (8 сентября по новому стилю) 1914 года в районе городка Жолква появился австрийский самолёт-разведчик «Альбатрос», в котором находились пилот Франц Малина и пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь. Австрийцы полагали, что находятся в безопасности: выстрелами с земли достать находящийся на большой высоте самолёт не получалось.

Тогда с российского аэродрома поднялся лёгкий самолет «Моран», пилотируемый Нестеровым.

То, что произошло дальше, вошло в историю авиации как первый таран. Самолёт Нестерова нагнал тяжёлый «Альбатрос» и врезался в него.

Это не было актом самопожертвования: как считают специалисты, русский пилот намеревался нанести шасси своего аэроплана удар по краю несущей плоскости противника. Но полёты велись с высокой интенсивностью, Нестеров был переутомлён и допустил ошибку. Удар пришёлся в середину «Альбатроса», колёса «Морана» попали под верхнюю плоскость, а винт и мотор ударили по ней сверху. Оторвавшийся мотор самолёта Нестерова упал отдельно. Скорее всего, пилот погиб в момент столкновения.

Австрийский самолёт какое-то время держался в воздухе, но затем из-за полученных повреждений рухнул на землю. Оба австрийских пилота также погибли.

Фото: Commons.wikimedia.org

План:

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1 Предыстория.

2.2 Почему петля называется «мёртвой»

2.3 Первые попытки выполнить мёртвую петлю.

 2.4 А. Пегу и П.Н.Нестеров. Кто первый?

 2.5 Применение мёртвой петли и ее развитие, разновидности; последователи Нестерова; мёртвая петля в современности.

 3. Заключение.

 4. Источники информации.

Обоснованность выбора темы.

С детства я посещаю с родителями все авиасалоны МАКС в Жуковском. На них я с интересом наблюдаю за выполнением фигур высшего пилотажа и восхищаюсь ими. У меня вызывает уважение смелость и мастерство лётчиков. Поэтому мне захотелось узнать о истории одной из фигур высшего пилотажа — «мёртвой петли».

Целью работы  является изучение истории фигуры высшего пилотажа «мёртвая петля».

Задачи работы:

  1. Изучить литературу, связанную с историей возникновения и развития фигуры высшего пилотажа «мёртвой петли».
  2. Ознакомление с особенностями пилотирования первых самолётов, выявление причин появления новых маневров.
  3. Выяснить причины появления  термина «мёртвая петля».
  4. Изучение истории выполнения «мёртвой петли»
  5. Определение значимости выполнения «мёртвой петли»
  6. Обобщить полученные знания и сделать вывод.

Актуальность данной темы заключается в следующем:

  1. «Мёртвая петля» послужила основой для развития фигур высшего пилотажа, которые выполняются по сей день.
  2. В западной прессе не прекращаются попытки присвоить первенство выполнения этой фигуры себе.

«Победа духа над материей»

У Нестерова были слабые легкие, и ему трудно оказалось приспособиться к дальневосточному климату. Вскоре он серьезно захворал. Врачи посоветовали перевести офицера в более теплые края, и он получил назначение в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду «по климатическим условиям сроком на один год». Во Владикавказе молодой офицер познакомился с авиатором Артемием Кацаном, построившим планер собственной конструкции, что вдохновило Нестерова на новые свершения.Позже Петр Николаевич писал:

Первый шаг к мечте Нестеров сделал летом 1911 года, когда приехал в отпуск в родной Нижний. Здесь молодой офицер вступил в Нижегородское общество воздухоплавания и познакомился с Петром Соколовым — учеником профессора Жуковского. В сарае Соколовых новые друзья и затеяли строить планер. Пригодились и теоретические расчеты Соколова, и мастеровые навыки Нестерова, и помощь его мамы, которая помогла сшить обшивку к планеру. Разгоняли аппарат с помощью лошади: Соколов сидел в телеге и держал веревку, Нестеров был в кабине планера. Как отмечал «Нижегородский листок» от 3 августа 1911 года, «проба оказалась весьма удачной»: аппарат оторвался от земли на 2–3 м.

П.Н. Нестеров с женой и дочерью Маргаритой, 1910 Фото: commons.wikimedia.org

После этого Нестеров окончательно заболел небом. Он многократно писал начальству рапорты об отправлении его в только что открывшуюся школу пилотов, но врачи отказывались дать ему разрешение, ссылаясь на слабые легкие. И тогда поручик решается на неординарный шаг: он едет на квартиру к товарищу — заместителю, как говорят сегодня, военного министра генералу Алексею Поливанову — и уговаривает его составить протекцию.

7 октября 1911 года Нестерова зачислили в Санкт-Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу, а в августе 1912-го — в Гатчинскую авиационную школу, готовившую пилотов. Свой первый самостоятельный вылет на самолете Нестеров осуществил 12 сентября 1912 года, а вскоре сдал экзамен на звание пилота-авиатора. И наконец, 5 октября 1912 года на биплане «Фарман» он сдает экзамен на звание военного летчика.

По окончании школы Нестеров был направлен в Киев, где создавался новый авиационный отряд, но сначала съездил в Варшаву, дабы освоить принятый на вооружение императорской армии моноплан «Ньюпор». Во время одного из полетов он набрал высоту 1,6 тыс. м (что уже было достижением) и, выключив мотор, кругами, восьмерками спланировал над Варшавой, чем «привел товарищей в трепет». Он искал новые способы пилотирования, что стало его жизненным кредо.

«Мёртвая петля»

Но была идея, которую принимали в штыки даже друзья. Нестеров утверждал: на самолёте можно выполнять «мёртвую петлю». Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолёт при правильном управлении им», — писал он.

Когда на лекциях Нестеров рисовал схему выполнения этой фигуры, шутники вместо «петли» пририсовывали прямую линию до земли, где изображали холмик с крестом: дескать, автор сумасбродной идеи убьётся, если попробует воплотить её в жизнь.

Но 27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем самолёт «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 л. с., пилотируемый Нестеровым, выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

Статья по теме

Сказ про молодца. Леонид Филатов и высший пилотаж романтики

Официальный рапорт гласил: лётчик на высоте 800-1000 метров выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров включил мотор, поднял самолёт вверх, описал вертикальную петлю и пошёл в пике. Мотор снова выключил, выровнял самолёт и, спускаясь по плавной спирали, благополучно приземлился.

Как говорится, нет пророка в своём отечестве. Первенство Нестерова едва не было поставлено под сомнение. Всего через несколько дней после русского пилота «мёртвую петлю» исполнил французский летчик Адольф Пегу.

О достижении Пегу с восторгом писали газеты мира, в то время как про Нестерова почти никто не знал. Однако россиянин проявил характер, разослав телеграммы в российские газеты: «Императорскому аэроклубу уже давно необходимо подтвердить, что первую „мёртвую петлю“ совершил русский лётчик».

Пегу оказался человеком порядочным: приехав в Россию на показательные выступления, он встретился с Нестеровым и, сравнив даты первого выполнения «мёртвой петли», признал приоритет русского коллеги.

Плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова». Фото: Commons.wikimedia.org

Основные даты жизни и деятельности Н.И. Нестерова (даты даны по старому стилю)

1887, февраль 15 — родился в Нижнем Новгороде.

1897-1904 — учился в Нижегородском кадетском корпусе.

1904-1906 — учился в Михайловском артиллерийском училище.

1906-1909 — служил в 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артил­лерийской бригаде (г. Владивосток).

1909-1910 — прикомандирован к воздухоплавательной роте (близ г. Владивостока).

1911, июнь — август — строит в Нижнем Новгороде совместно с П.П. Соколовым планер, летает на нём и приступает к разработке проекта самолёта.

1911,     октябрь — зачисляется в Офицерскую воздухоплавательную школу.

1912,     август 18 — совершает длительный полёт на аэростате.

1912, август 29 — зачисляется в Гатчинскую авиационную школу.

1912, сентябрь 28 — получает звание пилота-авиатора.

1912, октябрь 5 — получает звание военного лётчика.

1912, октябрь-1913, февраль — тренируется на самолёте «Ньюпор» в Варшаве.

1913, апрель 26 — вступает в должность и.о. начальника XI кор­пусного авиационного отряда в Киеве.

1913, июль 2-20 — проводит на киевском артполигоне опыты по совместной работе самолёта с артиллерией.

1913, август 10-11 — совершает первый в истории авиации групповой перелёт Киев — Остёр — Нежин — Киев.

1913, август 27 — впервые в истории авиации совершает «мёртвую петлю», ныне носящую его имя.

1913, август 31 — произведён в чин штабс-капитана.

1913, сентябрь 6-19 — участвует в манёврах войск Киевского военного округа, дав наилучшие показатели.

1913, ноябрь 22 — проводит опыты ночных полётов с прожектором.

1914, март 1-5 – совершает перелёт Киев-Одесса-Севастополь.

1914, март 31 – выполняет вторую «мёртвую петлю».

1914, май 11 – совершает перелёт Киев-Гатчина.

1914, май 13 – совет Киевского общества воздухоплавания оглашает справку, устанавливающую приоритет Нестерова в совершении петли.

1914, май 14 – выступает в Большой аудитории Политехнического музея в Москве с докладом о совершонной им петле. На этом же заседании А. Пегу публично признаёт первенство Нестерова.

1914, июль 11 – совершает перелёт Москва-С.-Петербург.

1914,июль 28 – совершает первый в истории войн воздушный бой-таран, вкотором, сбив самолёт противника, сам героически погибает (Галиция, с. Воля-Высоцка, близ Львова).

1914, август 31 – похороны П.Н. Нестерова на Аскольдовой могиле в Киеве.

Герой войны

В 1913 году Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя, затем приступил к созданию нового одноместного скоростного самолёта. Однако в его планы внесла свои коррективы Первая мировая война.

Также по теме


«Пример братьям по оружию»: как советский лётчик Ююкин совершил первый в истории авиации таран наземной цели

80 лет назад советский лётчик Михаил Ююкин совершил в ходе боёв с японскими военными на Халхин-Голе первый в истории мировой авиации…

«Нестеров отбыл на фронт, где принял активное участие в боевых действиях. В основном он занимался воздушной разведкой, кроме того, осуществил одну из первых в истории России бомбардировок позиций противника», — рассказал Кобец.

Действия Нестерова по бомбометанию и корректировке артиллерийского огня оказались настолько удачными, что австрийские власти объявили за его голову награду. Всего он успел совершить 28 боевых вылетов. В ходе одного из полётов из-за неполадок с мотором Нестеров был вынужден сесть в тылу врага, уничтожил самолёт и с помощью местных жителей прорвался к своим через линию фронта. Возвращаясь в часть, лётчик взял в плен австрийского часового.

8 сентября 1914 года Нестеров решил атаковать австрийский самолёт, который вёл наблюдение за российскими позициями. В то время на большинстве машин ещё не было пулемётов.

Как рассказал Кнутов, Нестеров, скорее всего, планировал нанести удар шасси по краю несущей плоскости вражеского самолёта. Однако российский лётчик был сильно переутомлён и, возможно, допустил ошибку — винт и мотор его самолёта ударили по австрийской машине. Противник был сбит, но в ходе выполнения манёвра погиб и сам герой.

  • Сбитый Нестеровым вражеский самолет

Выдающийся лётчик был кавалером орденов Святой Анны ІІІ степени и Святого Станислава ІІІ степени. Посмертно он был награждён орденом Святого Георгия IV степени. 

По словам Кнутова, Нестеров фактически стал «родоначальником тарана — способа ведения боя, широко использовавшегося в годы Великой Отечественной войны».

«Он на своём примере показал пилотам, как вести себя в критической ситуации, чтобы нанести максимальный ущерб врагу», — отметил историк.

По мнению Толбоева, подвиг Нестерова вдохновил многие поколения авиаторов.

«Для нас, лётчиков, он столбовая фигура», — отметил эксперт.

Путь в небо

Нестеров родился в Нижнем Новгороде 27 февраля 1887 года. Его отец был потомственным военным и служил офицером-воспитателем в кадетском корпусе. Когда Петру было три года, отец умер, после чего мать сама воспитывала четверых детей.

Также по теме

Сто лет назад в Сараево был убит эрцгерцог Франц Фердинанд

Ровно сто лет назад произошло убийство, которое привело к Первой мировой войне. В Сараево 19-летний националист Гаврило Принцип убил…

В 1897 году Нестеров был принят в кадетский корпус. У Петра с детства проявились способности к математике. Кроме того, он зачитывался романами о путешествиях. В 1904-м Пётр завершил учёбу и как один из лучших выпускников был направлен в престижное Михайловское артиллерийское училище.

«Через два года Нестеров с отличием сдал выпускные экзамены и был произведён в подпоручики», — рассказал в интервью RT сотрудник научно-методического отдела Музея Победы Антон Кобец.

Молодой офицер с блестящей подготовкой мог выбрать себе престижное место службы в европейской части России, но вместо этого отправился в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду во Владивосток.

В 1910 году Нестеров увлёкся авиацией, а в 1911-м, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, вступил в Общество воздухоплавания. Вместе со своим земляком Петром Соколовым он разрабатывал новые модели планеров и проводил их испытания.

  • Русский военный лётчик Пётр Нестеров
  • РИА Новости

Под конец отпуска Нестеров отправился в Санкт-Петербург и попытался поступить в военно-авиационную школу. Однако туда принимали либо военных инженеров, либо людей, имевших серьёзную протекцию. Не смирившись с отказом, Нестеров пошёл на отчаянный шаг — отправился на приём к руководству военного министерства и добился своего. Его направили на учёбу в Офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине.

В 1912 году Нестеров совершил первый самостоятельный полёт и окончил курс авиационного отдела школы. Параллельно он работал над собственным оригинальным проектом самолёта без вертикального оперения.

Перед тем как отбыть в войска, Нестеров в конце 1912 года прошёл дополнительную подготовку в Варшаве, осваивая самолёты типа «Ньюпор». Здесь он совершил первый лётный подвиг — отвёл от черты городской застройки вышедшую из строя крылатую машину и, несмотря на возгорание в воздухе, посадил её на аэродроме.

100 лет «Петле Нестерова»

Одного хочу лишь я,

Свою петлю осуществляя:

Чтобы эта «мертвая петля»

Была бы в воздухе живая.

Не мир хочу я удивить,

Не для забавы иль задора,

А вас хочу лишь убедить,

Что в воздухе везде опора…

Сегодня исполнилось 100 лет с того дня, когда Петром Николаевичем Нестеровым впервые была исполнена «Мертвая Петля». Именно тогда зародилось само понятие высшего пилотажа. 

Пилот с глубокими знаниями в математике и механике, Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей. Это был отважный человек и настоящий испытатель. Когда Петра Николаевича назначили командиром отряда, он ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Киносъемка в полете, перелеты на скорость (Киев – Гатчина за какие-то 9 с половиной часов!), ночные полеты, взаимодействие авиации с наземными войсками, ведение воздушного боя — Нестеров всегда стремился воплотить теорию в практику!

Он говорил:

«Неизбежные воздушные бои будут схожи с нападением ястребов на ворон. Те летчики, которые научатся владеть своим самолетом, сумеют придать ему «воздушную подвижность» ястреба, будут в состоянии легче нанести врагу скорейший и серьезнейший урон путем воздушных эволюций. Только пройдя школу фигурного летания и практически освоив, в частности, мертвую петлю, летчики будут обладать основным оружием ястребов в их нападениях на менее искусных ворон. А кто из вас захочет быть вороной?»

И это притом, что в то время было принято летать, как говорили инструкторы, «блинчиком» или «тарелочкой», а официальная «Инструкция для военных летчиков» от 1912 г. запрещала крен на вираже свыше 20°!

Он сделал замкнутую петлю в вертикальной плоскости над Сырецком военном аэродромом в Киеве 27-го августа (9 сентября) 1913 года в 6 часов 15 минут вечера на самолёте „Ньюпор-4“ без специальных приспособлений с двигателем „Гном“ в 70 л. с.  – и этим манёвром положил начало высшему пилотажу в авиации.

Главная заслуга Нестерова в том, что он начал использовать подъемную силу крыла для маневра и в горизонтальной и в вертикальной плоскостях. При этом он так доверял своим расчетам, что перед выполнением «мертвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолету! Впрочем, расчеты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые — центробежная сила прижимала летчика к сиденью. 

Вскоре и другие авиаторы начали выполнять «мёртвые петли». Больше всех прославился своими фигурными полетами французский авиатор Адольф Пегу. В мире до сих пор нет единого мнения относительно того, кто был первым исполнителем мёртвой петли. Но вот, что говорил об этом сам Нестеров:

«Я еще не успел вполне закончить теоретической разработки этого вопроса, когда узнал, что „мертвую петлю“ готовится совершить и французский авиатор Пегу. Тогда я бросил теоретические расчеты и решил рискнуть. Совершить „мертвую петлю“ было для меня вопросом самолюбия, — ведь более полугода я исследовал этот вопрос на бумаге»

Чего только не писали газеты о том полете! Многие причисляли поступок Нестерова к «безрассудным». Но куда больше было откликов подобных этому: «Ваше открытие в области авиации принадлежит к числу светлых, прекрасных: оно ведет не к разрушению, а к сохранению жизни многих летчиков. «Мертвая петля» не должна уже так называться: она стала живой. Вы победили смерть разумом и силой воли! Научите и других – смелых – побеждать дух смерти в воздухе…».

Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.

Нестеров прожил короткую, но изумительно яркую жизнь. В годы Первой Мировой войны совершил первый в истории воздушный таран и геройски погиб. Имя его золотыми буквами внесено в летопись русской мировой авиации.

В 2012 году мы выступали на киевском фестивале АВIАСВIТ. И, конечно, не могли упустить возможность почтить память великого Лётчика, возложив цветы к памятнику Петру Николаевичу Нестерову 

 КАК Я СОВЕРШИЛ МЕРТВУЮ ПЕТЛЮ  (Статья П. Н. Нестерова, опубликованная в «С.-Петербургской газете» от 4 и 5 сентября 1913 г.) 

← День ВВС РоссииКо всем новостям1150-летие Смоленска →

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: