20 психологических терминов, которые следует знать, чтобы понимать свое душевное состояние

Эффект обладания: почему вещи становятся нам так дороги?

Как развить рефлексию

Чтобы научиться благотворному анализу событий, его нужно практиковать. Заниматься рефлексией можно в любом возрасте

Важно, чтобы анализ производился ежедневно. Допустим, заведи правило ежедневно по вечерам анализировать свои поступки и их результаты

Начни вести дневник. Выписывай те чувства, которые ты испытала в течение дня. Причем не менее внимательно, чем к гневу, тоске отнесись к радости. Начни сопоставлять эмоцию с событием или определенным человеком.

Постарайся отследить те случаи, в которых ты прореагировала наиболее остро или болезненно. Заметь, какие действия тебя задели сильно. Это и является пусковым механизмом для запуска значимой для тебя эмоции.

Если во время рефлексии ты заметила, что испытала тяжелое чувство, тоску, то прекрати самоанализ. Вернись к обдумыванию проблемы позже. Если ты относишься к высокочувствительной личности, то тебе лучше воспользоваться помощью психоаналитика.

Во время анализа рекомендуется получить ответы на следующие моменты:

  • К чему из прошлого ты хотела бы вернуться снова: увлечение, семья, друзья, работа. Возврат к прошлому нередко является началом нового пути.
  • Четко осознай, что тебя делает счастливой. Возможно, это твоя стратегия, которая поможет определиться с планами на жизнь.
  • Если тебя не устраивает то, чем ты сейчас занимаешься, то определись с действиями, которые помогут тебе выйти из ситуации. Не скатывайся к самобичеванию или списыванию проблем на внешние события.
  • Постарайся честно ответить на вопрос, что ты делаешь не так, где твоя недоработка, неудача.
  • Проведи анализ, все ли ты сделала максимально для достижения результата, или что-то можно было предпринять еще.

Ежедневная практика анализа действий и результатов поможет научиться принять ответственность за действия на себя, понять, что все, что происходит с тобой – дело твоих рук, а не третьих лиц.

В чем изначальный смысл?

Большинство людей привыкли относить понятие «стереотип» к социологии, психологии и иным научным направлениям, предметом изучения которых является поведение, мышление или же характер человека. В разговорной речи оно звучит именно в таком контексте. Между тем изначально слово не имело никакого отношения к описанию образа мышления, характеристикам отдельных людей или же общества в целом.

Изначально «стереотип» — название части оборудования, предназначающегося для типографской печати. Так называется форма, представляющая собой монолит и являющаяся фактической копией с готового типографского набора или же отдельного клише. Эта форма вполне рабочая и предназначается для использования в типографских машинах.

Что скрывается за фасадом?

Как правило у людей с тонкой душевной организацией есть психологическая травма и негативный опыт, корни которого часто можно найти в детстве. Именно в детстве, когда формируется наша личность, когда мы разбираемся в своем Я, в мире, который нас окружает, мы начинаем искать ответы на сложные вопросы. Кто я такой? Я хороший или плохой? Я любимый, или никому не нужный?

Высокочувствительные люди

А мир? Какой он? Он хороший? Он будет ко мне добр? Люди, которые меня окружают – они хорошие? Они безопасны? Им можно открыться и довериться? Или нет? Если они хотят причинить мне вред? Если они хотят обидеть меня? Ответы, как догмы, как безоговорочные правила, законы, находятся в нашем подсознании и влияют на каждый наш шаг, каждую мысль, каждое чувство.

Люди тонкой душевной организации часто слышат: ты слишком ранимый! Да, они ранимы. А как не быть ранимым, если, например, еще в детстве ты усвоила – что близкие люди хотят тебя обидеть? Как не принимать критику близко к сердцу, если с детства знаешь – если тебя критикуют, значит тебя не одобряют, значит, тебя никто не любит.

Часто истоки ранимости уходят корнями в отношения с мамой или с другими значимыми взрослыми. Если значимый для ребенка взрослый говорит: будешь плохо делать, я не буду тебя любить. Это очень серьезная установка, которую родители неосознанно формируют у ребенка. Не доела кашу? Не сделала уроки?  Я не буду с тобой разговаривать. У ребенка может сформироваться устойчивая логическая связь: если я делаю что-то плохо, значит я плохая. И меня перестанут любить.

Из потребности в любви и признании, из страха быть отвергнутым, быть одиноким, и появляется излишняя эмоциональность и обидчивость. Когда любое, по меркам большинства незначительное событие, человеком с тонкой душевной организацией воспринимается и переживается, как трагедия. Потому что для таких людей даже конструктивная критика – это отвержение. Когда их критикуют, они не делают вывод: да, эту работу я могу сделать лучше. Они думают – я плохой, я не заслуживаю вашей любви.

Иногда кажется, что люди с тонкой душевной организацией, как бы «выпрашивают» комплименты. Скажи, что я хороший. Скажи, что я красивый. Скажи, что я все сделал правильно. Но на самом деле они хотят очень простой вещи – скажи, что ты меня любишь.


Фото автора Tatiana Twinslol: Pexels

И мы сейчас говорим не только о той любви, которая бывает в паре. Эта потребность реализуется и в дружбе, и в детско-родительских отношениях. И даже в профессиональных. Когда такой человек показывает свою работу начальнику, или когда человек творческой профессии делится своим творчеством с окружающими. Он хочет получить от них признание и любовь.

Помимо ранимости и чувствительности, у людей с тонкой душевной организацией обостренное чувство восприятия. Поскольку они стремятся к «выискиванию» микровыражений одобрения или неодобрения, они с детства умеют видеть все четко, тонко, замечать детали, и эмоционально их переживать. Такой человек может расплакаться, глядя на красивый закат.

Он прочувствовал красоту и трагичность момента, он пережил его. Такие люди также эмоционально относятся к искусству, к чтению книг. У них сильно развита эмпатия, они чувствуют сопричастность к вымышленным героям и ситуациям.

Как распознать эмоциональное состояние другого человека?

Разговоры с другими людьми зачастую эмоциональны. И даже если вы не имеете никаких негативных намерений, собеседник может отреагировать совершенно не соответствующе словам. Почему так происходит? Дело в том, что вы могли неправильно считать его эмоциональное состояние.

К примеру, собеседник чем-то раздражен и не хочет, чтобы к нему приближались, а уж тем более – обращались

В этом случае очень важно научиться считывать эмоциональное состояние партнера, чтобы умело подбирать слова. Искусству чтения людей учит такая дисциплина как профайлинг

Пройдите курс, если хотите развить этот навык.

Возможно, вы хорошо знаете свое эмоциональное состояние, но плохо разбираетесь в чужом (такое случается сплошь и рядом). Это приводит к конфликтам, потому что вы переносите свое состояние на собеседника, считая, что он находится в том же настроении

Вот почему так важно научиться понимать его верно

Распознавание социальных сигналов эмоционального состояния

Шаг первый: обратите внимание на лицо. Лицо – это та часть тела, которая чаще всего первой проявляет эмоции

Если вы пытаетесь определить, грустит ли человек, расстроен ли он, испытывает ли одиночество или каким-либо иным образом переживает боль, пристально вглядитесь в выражение его лица.

  • В отличие от некоторых социальных сигналов, семь основных выражений лица являются универсальными в разных культурах – радость, удивление, презрение, гнев, отвращение, печаль, страх.
  • Лицевые выражения быстро меняются и могут передавать более чем одну эмоцию за раз. Например, лицо человека может показать как веселье, так и страх, если произошло что-то очень удивительное.

Шаг второй: изучите знаки печали и грусти, злости и раздражения. Именно эти состояния наиболее важны, потому что неправильный подход, неприемлемая фраза могут привести к конфликту. Если человек счастлив и весел, вдохновлен и мотивирован, сложно сказать что-либо не то и поссориться с ним. Но в случае печали, грусти, злости и раздражения этого «добиться» очень легко.

Существуют характерные проявления печали. Внутренние уголки бровей приподняты и могут быть слегка сведены. Внутренние уголки верхних век подтянуты кверху, а нижние веки могут казаться приподнятыми. Уголки губ опущены или же губы могут выглядеть дрожащими. И все же первый признак грусти и печали – слегка сведенные брови.

О злости же мы поговорили в начале статьи. Изучайте, как именно эмоции проявляются на лице и в теле – и вы сможете читать состояние человека намного лучше.

Проявление эмпатии

Совет: научитесь внимательно слушать. Вы наверняка сотни раз слышали данный совет, но, возможно, не использовали его

Постарайтесь унять свои мысли и обратить внимание на то, что говорит собеседник

Шаг первый: выясните, что вы понимаете, о чем человек говорит. Человеческая лень не знает границ. Нам порой так хочется убедить себя в том, что мы понимаем человека, лишь бы не тратить ментальных усилий на уточняющие вопросы.

Задавайте вопросы и повторяйте ответы своими словами. Не думайте, что это замедляет разговор. Наоборот, вы сможете добиться намного большего, если оба будете понимать, что имеет в виду собеседник.

Особое внимание обратите на то, когда речь заходит об эмоциях. Возможно, понадобится не только слушать собеседника, но и тщательно наблюдать за его мимикой, жестами и языком тела

Шаг второй: слушайте без осуждения. У нас в голове постоянно крутится голос, который трудно заставить замолчать. Однако сделать это возможно. Нельзя давать ему слова во время монолога собеседника, кроме того – запрещайте ему судить.

Когда мы осуждаем человека, пусть и у себя в голове, это дает мозгу команду: «Я все о нем знаю»

Такой подход снижает внимательность, а значит, вы не сможете распознать микровыражения, а также обратить внимание на некоторые важные слова, которые произносит собеседник. Поэтому будьте предельно внимательны

Желаем вам удачи!

Подарок (2015)

Подборку фильмов продолжает напряжённое психологическое кино, события которого начинаются с переезда счастливой молодой семьи в Калифорнию. Здесь прошла юность Саймона и закономерно ему встречаются старые друзья. Например, добродушный увалень по имени Гордо настойчиво напрашивается в гости к новосёлам и задаривает их подарками. Саймон не слишком рад обществу однокашника, а Робин интересно послушать что-то новое о муже. Но вскоре она понимает, что лучше ей было ничего не знать.

Оригинальное названиеThe GiftЖанрТриллер, драма, детективАктерыДжейсон Бейтман, Ребекка Холл, Джоэл Эдгертон…СтранаСША, Австралия, КитайРейтингКинопоиск – 6.4, IMDb – 7.0Возрастные ограничения18+

Сколько всего эмоций?

Чтобы определить эмоциональный спектр, ученые предпринимали попытки классификации. Они старались выделить базу — основные эмоции, которые затем, как цвета, смешиваются между собой, образуя более сложные. 

«Базовой палитрой», от которой отталкивались ученые, принято считать радость, злость, отвращение, страх, грусть и удивление. Но это далеко не исчерпывающий набор. Например, Роберт Плутчик добавлял к «Большой шестерке» доверие и предвкушение. Пол Экман, доказавший, что мимические выражения эмоций универсальны для всех людей, считал, что базовым также является презрение. Кэррол Изард выделял двенадцать эмоций: его интерпретация отличается тем, что в «базу» включены, например, вина и стыд. А в исследовании 2017 года основных эмоций выделено вообще 27.

Сейчас большинство ученых, изучающих эмоции, сходятся в том, что основных эмоций пять — это злость, страх, отвращение, печаль и радость. Каждая из них включает в себя определенные состояния, триггеры, действия и настроения. Это следует из опроса Экмана, который он провел среди 149 специалистов по эмоциям с наибольшим количеством публикаций по этой теме. 

Суть проблемы

Умственная отсталость – это серьезные ограничения в навыках, необходимых для повседневной жизни человек, социальной и интеллектуальной деятельности. Такие индивиды испытывают проблемы с речью, развитием моторики, интеллектом, адаптацией, эмоционально-волевой сферой, не могут нормально взаимодействовать с окружающей средой.

Такое определение дано AAIDD – Американской ассоциацией по вопросам затруднений развития и интеллектуальных, которая поменяла подход к этой проблеме. Теперь считается, что оказание продолжительной персонализированной поддержки способно улучшить качество жизни умственно отсталого человека. Да сам термин заменили на более толерантное и необидное – «интеллектуальная инвалидность».

Кроме этого, такое заболевание сейчас не считается психическим. И не нужно путать ее с инвалидностью по развитию. Последняя охватывает более широкую сферу, но связанную весьма тесно с первой: аутистические расстройства, паралич мозга и т.д.

Олигофрения – хроническое заболевание не прогрессирующего характера, возникающее вследствие патологии головного мозга во внутриутробном периоде или после рождения (до трех лет).

Несмотря на достижения современной медицины и серьезные профилактические мероприятия, она не может дать стопроцентную гарантию того, что это заболевание не появится. Сейчас от 1 до 3% людей во всем мире страдает УО, но большая часть – легкой формой (75%).

Существует и приобретенная умственная отсталость – деменция. Это отдельная «возрастная» патология у пожилых людей, следствие естественного повреждения головного мозга и, как результат, распада психических функций.

История и современность

Социальные жаргонизмы – это распространенные слова и выражения, впервые замеченные в XVIII столетии в дворянском кругу, так называемый «салонный» язык. Любители и почитатели всего французского зачастую использовали искаженные слова этого языка. Например: «удовольствие» именовалось «плезир».

Первоначальным назначением жаргона было сохранение в тайне передаваемой информации, своеобразная кодировка и распознавание «своих» и «чужих». Эта функция «секретного языка» сохранена в бандитской среде как речь асоциальных элементов и носит название «воровское арго». Так, например: нож – это «перо», тюрьма – «театр», позвонить – «набрать цифры».

Иные виды жаргона – школьный, студенческий, спортивный, профессиональный – практически утеряли это свойство. Однако в молодежной речи он по-прежнему носит функцию выявления в сообществе «чужаков». Зачастую для подростков жаргон – способ самоутверждения, указание свой принадлежности к числу «взрослых» и условие принятия в определенную компанию.

Использование особого сленга имеет ограничение тематикой разговора: предмет беседы, как правило, выражает специфические интересы узкого круга лиц. Отличительная особенность жаргона от диалекта – основная доля его использования приходится на неофициальное общение.

Поведение, свойственное алекситимии

Патология у каждого больного имеет особенности и симптомы маргинального поведения. Алекситимика психологически разнообразна и с точки зрения особенностей личности — способностей, добросовестности, лояльности, ценностей, поведения и т. д. Внешне такие люди ничем не отличаются от окружающих. Более того, они часто успешны в профессиональной сфере, не требующей эмоциональности.

Людям с алекситимией свойственно конформистское поведение, они не любят конфликтные ситуации, пассивны, не понимают шуток, лицо не выражает эмоций. Почти не встречается экстраверсия – спонтанное проявление чувств, активность, рискованность.

Нарушение психики

Эмоциональность алекситиметиков характеризуется невыразительностью, недостаточностью положительных эмоций, депрессивностью, отсутствием фантазий. Люди с алекситимией редко обращаются за социальной поддержкой.

Основной дефицит личности с алекситимическим складом касается качества межличностных контактов из-за низкой способности сопереживать. Эта черта становится препятствием для построения социальных отношений, особенно интимных. Трудности в распознавании и описании собственных чувств сосуществуют с дефицитом способности распознавать чужие эмоции. Алекситим воспринимается как эмоционально холодный человек, не признающий эмоциональных потребностей партнера или ребенка и не проявляющий интереса к проблемам близких людей.

Такие характеристики потенциально снижают качество жизни больных, что усугубляет их эмоциональные проблемы. Поэтому у таких людей отмечается повышенная частота соматических и психических расстройств, требующих терапии. Конституциональная предрасположенность накладывается на последствия биологического и психологического стресса.

Что важно для понимания людей и себя?

Как научиться понимать себя и других? Психология предлагает немало упражнений и методик для развития внимания, чтения мимики и языка тела и многого другого. Однако зачастую подобные занятия не дают никаких результатов.

Почему же так происходит? Потому что перед тем как осваивать и применять на практике различные психологические приемы, нужно разобраться в себе и четко осознать, что именно мешает пониманию. У каждого человека собственный перечень факторов, препятствующих достижению понимания как себя, так и других.

Соответственно, именно с нахождения и определения этих факторов, мешающих пониманию, и следует начинать. Конечно же, осознав, какое именно качество препятствует достижению понимания, от него следует избавиться.

Низкая зарплата

84% россиян считают, что достойны большей зарплаты, но только четверть из них попросила у руководства прибавку. Еще 33% планировали такой разговор, а 26% — оставили всё как есть, потому что:

  • бесполезно, всё равно не повысят (20%);
  • проще найти другую работу (19%);
  • в компании тяжелые времена (16%);
  • инициатива должна исходить от руководства (9%);
  • просить прибавки унизительно/неудобно/стыдно (7%);
  • компании проще уволить сотрудника, чем повысить зарплату (5%).

Почему так происходит? Иногда зарабатывать мешают когнитивные искажения, например эффект Даннинга — Крюгера. Это ситуация, когда низкоквалифицированные люди не могут осознать свои ошибки из-за некомпетентности и имеют завышенную самооценку, а хорошие специалисты, наоборот, склонны занижать свою ценность.

Источник

В начале карьеры люди склонны переоценивать свои навыки и достижения. После «пика глупости» мы начинаем понимать, что значит сократовское «Я знаю, что ничего не знаю», и занижать свои заслуги. Например, эксперт с десятилетним опытом понимает, что ему еще многому можно научиться, сравнивает себя с «гуру» (не в свою пользу, разумеется) и считает свою работу незначительной или даже бездарной.

Другая причина — синдром самозванца. «Это психологический феномен, при котором человек считает, что достиг своей позиции благодаря удаче, а не личным качествам, — говорит психолог Татьяна Павлова. — В каких-то случаях виной тому врожденные черты темперамента (нейротизм), а иногда — воспитание, критика и высокие стандарты достижений в семье».

Ксения Чачина, HR-эксперт, психолог и карьерный консультант:

«Недооценивать свой труд склонны люди ответственные, усердные и работоспособные. Они очень критичны к себе и считают, что ничего особенного не делают. А поэтому особенных денег их труд не стоит.

Кроме того, раньше хорошее воспитание предполагало, что человек должен работать как можно лучше, тогда его заметят и воздадут должное. А рассказывать о своих достижениях и хвалиться считалось неприличным.

Наконец, некоторые понимают, что за должность с хорошей зарплатой надо побороться — и всё равно может не получиться. Поэтому сразу занижают финансовые требования, чтобы точно взяли».

Тут часто наслаивается много объяснений: „Зато я получил опыт“, „Некоторым платят и того меньше“, „Сейчас сложная экономическая ситуация, надо держаться за работу“ и т. д. В абсолютном большинстве случаев это рационализации, то есть психологические защиты, чтобы оправдать неспособность просить за свой труд достойные деньги. Ведь если человек себе в этом признается, вдобавок ко всему начнет чувствовать вину или стыд.

Часто эта проблема сопровождается стремлением дотянуться до какого-то уровня: пройти огромное количество курсов, неоплачиваемой практики и т. д. Ловушка в том, что уровень всегда будет повышаться. Не будет момента, когда человек поймет, что достаточно крут, и без стеснений начнет брать за свои услуги соответствующие деньги».

Что делать

Ксения Чачина, карьерный консультант:

«Обратите внимание на то, сколько времени и денег вы вложили в себя, чтобы стать профессионалом, которым сейчас являетесь. Вспомните все образования и дипломы, места работы и успешные проекты

Даже если вы даете одну консультацию, вы тратите не просто час своего времени — вы применяете знания и опыт, которые приобретали и усовершенствовали много лет. Сделайте обзор зарплат по своей профессии, чтобы примерно представлять уровень достойной компенсации

Вспомните все образования и дипломы, места работы и успешные проекты. Даже если вы даете одну консультацию, вы тратите не просто час своего времени — вы применяете знания и опыт, которые приобретали и усовершенствовали много лет. Сделайте обзор зарплат по своей профессии, чтобы примерно представлять уровень достойной компенсации.

Винт.

Резьба винта (рис. 7) – это, в сущности, наклонная плоскость, многократно обернутая вокруг цилиндра. В зависимости от направления подъема наклонной плоскости винтовая резьба может быть левой (A

) или правой (B ). Сопрягающаяся деталь, естественно, должна иметь резьбу такого же направления. Примеры простых устройств с винтовой резьбой – домкрат, болт с гайкой, микрометр, тиски.

Поскольку резьба – наклонная плоскость, она всегда дает выигрыш в силе. Идеальный выигрыш равен отношению расстояния, проходимого точкой приложения усилия за один оборот винта (длины окружности), к расстоянию, проходимому при этом нагрузкой по оси винта. За один оборот нагрузка перемещается на расстояние между двумя соседними витками резьбы (a

иb илиb иc на рис. 7), которое называется шагом резьбы. Шаг резьбы обычно значительно меньше ее диаметра, так как иначе слишком велико трение.

Гл. 1 Ключевые термины — психология 2e

Американская психологическая ассоциация (APA)
профессиональная организация, представляющая психологов в США
бихевиоризм
сосредоточиться на наблюдении и контроле поведения
биопсихология
изучение того, как биология влияет на поведение
биопсихосоциальная модель
точка зрения, утверждающая, что биология, психология и социальные факторы взаимодействуют, чтобы определить здоровье человека
клиническая психология
область психологии, занимающаяся диагностикой и лечением психологических расстройств и других проблемных моделей поведения
когнитивная психология
изучение когниции или мыслей и их связи с опытом и действиями
психологическое консультирование
область психологии, направленная на улучшение эмоциональных, социальных, профессиональных и других аспектов жизни психологически здоровых людей
психология развития
научное исследование развития на протяжении всей жизни
диссертация
объемная исследовательская работа об исследованиях, проведенных в рамках подготовки докторантов
эмпирический метод
метод приобретения знаний, основанный на наблюдении, включая экспериментирование, а не метод, основанный только на формах логических аргументов или предыдущих авторитетов
судебная психология
область психологии, которая применяет науку и практику психологии к вопросам внутри и в связи с системой правосудия
функционализм
посвящен тому, как умственная деятельность помогает организму адаптироваться к окружающей среде
гуманизм
перспектива психологии, подчеркивающая потенциал добра, присущий всем людям
самоанализ
процесс, с помощью которого кто-то исследует свой собственный сознательный опыт в попытке разбить его на составные части
логия
психология личности
изучение моделей мышления и поведения, которые делают каждого человека уникальным
черта характера
последовательный образ мыслей и поведения
PhD
(доктор философии) докторская степень, присуждаемая по многим дисциплинам в традиционном колледже свободных искусств и наук
Программа постдокторской подготовки
позволяет молодым ученым развивать свои исследовательские программы и расширять свои исследовательские навыки под руководством других специалистов в этой области
психоаналитическая теория
сосредоточиться на роли бессознательного в воздействии на сознательное поведение
психология
научное исследование разума и поведения
PsyD
(доктор психологических наук) докторская степень, в которой меньше внимания уделяется исследовательским навыкам и больше внимания уделяется применению психологических принципов в клиническом контексте
психология спорта и физических упражнений
область психологии, изучающая взаимодействие между психическими и эмоциональными факторами и физической работоспособностью в спорте, физических упражнениях и других видах деятельности
структурализм
понимание сознательного опыта посредством самоанализа

Заказать печатную копию

Будучи партнером Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках.

Хотите процитировать, поделиться или изменить эту книгу? В этой книге используется
Лицензия Creative Commons с указанием авторства
и вы должны атрибутировать OpenStax.

Атрибуционная информация

  • Если вы распространяете всю или часть этой книги в печатном формате,
    затем вы должны указать на каждой физической странице следующее указание авторства:
  • Если вы распространяете всю или часть этой книги в цифровом формате,
    то вы должны включать в каждый просмотр цифровой страницы следующую атрибуцию:

Информация о цитировании

Используйте информацию ниже, чтобы создать цитату.

Блок.

Это колесо с желобом по окружности для каната или цепи. Блоки применяются в грузоподъемных устройствах. Система блоков и тросов, предназначенная для повышения грузоподъемности, называется полиспастом. Одиночный блок может быть либо с закрепленной осью (уравнительным), либо подвижным (рис. 2). Блок с закрепленной осью действует как рычаг I рода с точкой опоры на его оси. Поскольку плечо усилия равно плечу нагрузки (радиус блока), идеальный выигрыш в силе и скорости равен 1. Подвижный же блок действует как рычаг II рода, поскольку нагрузка расположена между точкой опоры и усилием. Плечо нагрузки (радиус блока) вдвое меньше плеча усилия (диаметр блока). Поэтому для подвижного блока идеальный выигрыш в силе равен 2.

Более простой способ определения идеального выигрыша в силе для блока или системы блоков – по числу параллельных концов каната, удерживающих нагрузку, как это нетрудно сообразить, взглянув на рис. 2.

Уравнительные и подвижные блоки можно сочетать по-разному для увеличения выигрыша в силе. В одной обойме можно установить два, три или большее число блоков, а конец троса можно прикрепить либо к неподвижной, либо к подвижной обойме.

Могли бы Вы уступить место старушки в автобусе?

Данную мысль не прошу применять на бестактность, но задумайтесь над ней. Едете в автобусе и перед Вами стоит бабушка или беременная женщина. Вы уступите ей место? Я думаю, ответ очевиден. Но другой вопрос, Вы можете не уступить место? Комфортно ли будет Вам сидеть, а перед Вами старушка, причем Вы смотрите в глаза друг другу? Скорее всего, мало людей смогут продолжить сидеть на своем месте.

К чему я веду, что уступать место обязательно надо, но есть две позиции: силы и слабости. Позиция силы — это Вы уступаете место или не уступаете, дело Ваше. Причем, даже если не уступаете, то не чувствуете негативных эмоций. Позиция слабости — это, когда уступаете место, но делаете не по своей воле, а как бы общество Вам его диктует. И еще раз повторюсь, просто задумайтесь над этим и все, не нужно бежать повторять.

Экстремальная бережливость

Генриетта Грин по прозвищу Ведьма с Уолл-Стрит сколотила многомиллионное состояние на инвестициях и долго считалась самой богатой женщиной в мире. При этом она экономила на мыле и годами носила одно платье. Когда ее сын сломал ногу, она отправилась с ним в бесплатную клинику для бедных. Из-за некачественного лечения у мальчика началась гангрена, и ногу пришлось ампутировать.

Татьяна Павлова, психолог

«Если причина накопительства — страх (остаться без гроша и подобные), то запасы — это поиск безопасности. Так бывает, если человек или его близкие теряли деньги или даже просто говорили о том, как страшно жить без денег (например, не на что будет вылечиться, когда заболеешь).

Другая причина — низкая самооценка. Парадоксально, но она может приводить и к избыточным тратам, и к излишней бережливости. Если у человека сформировалась идея „я не окей“, он может не бороться с этим, а согласиться и рассуждать так: раз я не достоин удовольствий, развлечений и приятных вещей, я не буду тратить на них деньги. В таком случае человек, скорее всего, будет копить для других — чаще всего для детей.

К тому же трата денег вызывает у нас чувство, аналогичное физической боли. Некоторые более чувствительны к этому типу негативных эмоций, поэтому им действительно тяжело расставаться с деньгами».

Чрезмерная экономия бьет по нескольким сферам жизни:

  • по здоровью — если питаться полуфабрикатами и сухой лапшой, не обращаться к врачам, игнорировать профилактические осмотры, не покупать лекарства (водить ребенка со сломанной ногой по улицам Нью-Йорка в поисках бесплатной клиники);
  • по дружбе и отношениям — если жалко денег на походы в кафе и подарки;
  • по образованию и карьере — если не хочется тратиться на курсы, лекции и прочее.

Ирина Волынцева, психолог

«Первая причина, по которой люди жалеют деньги на образование, — страх потратиться на нечто якобы ненужное. Расходы на то, что поможет повысить качество жизни, очень важны — но чтобы это понимать, нужно планировать на будущее, а бережливый человек привык принимать самые экономичные решения здесь и сейчас.

Вторая причина — отсутствие стимула. Как ни удивительно, человек, способный выжить на прожиточный минимум, подсознательно может вообще не стремиться исправить свое положение. Психика в принципе настроена на экономию ресурсов, и логика здесь такая: „Зачем мне что-то делать, если я и так выживаю?“ В результате человек погрязает в этом образе жизни, даже если он ему вроде бы не нравится».

Что делать

Анастасия Веселко, финансовый консультант:

«В экстремальной бережливости с точки зрения финансов проблема только одна — если складываете сэкономленные деньги под матрас, они обесцениваются.

Что вообще такое эмоции?

Чувства и эмоции нередко используются в речи как синонимы, но с точки зрения науки это не одно и то же. 

Эмоция — интенсивное, но краткое переживание. У нее есть четкая и конкретная причина. То есть это реакция на стимул, причем мгновенная и на физическом уровне — например, если мы пугаемся, ускоряется сердцебиение. Это бессознательная реакция — именно поэтому ее невозможно контролировать, то есть «отключить» эмоции нельзя.

Чувства — вторая и более сложная ступень: это то, как мы переживаем эмоции внутри себя; то, какое значение наш мозг придает эмоциональному опыту. Например, «Мне страшно» — это эмоция, а «Мне страшно, потому что партнер меня бросит, и я останусь в одиночестве» — чувство, которому уже «приписано» значение. Это уже уровень, где возможна и важна осознанность — способность понимать, что именно мы чувствуем и почему.

Чувства зависят от нашего восприятия ситуации. Именно поэтому одни и те же эмоции могут приводить к разным чувствам. Для описания чувств мы можем использовать названия эмоций («Я испытываю грусть») или аналогии («Камень на сердце»). Интенсивность эмоции мы тоже определяем по-разному. Один и тот же гнев для кого-то может быть простым раздражением, а для кого-то — «красной пеленой» перед глазами. 

Учебники по психологии, рекомендованные лучшими ВУЗами

Опросив студентов и преподавателей, мы выделили 5 учебников, рекомендованных к прочтению будущим психологам не только в рамках программы, но и для дополнительного образования.

  1. А. Г. Маклаков «Общая психология» – классический учебник по общей психологии, вводящий в курс специальности. Несмотря на краткость и простоту изложения пользуется спросом и популярностью, в особенности у первокурсников и студентов не психологических специальностей. Воспользовавшись рекомендованной литературой, которая дается в конце каждого раздела этого учебника, можно существенно углубить полученные знания.
  2. С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии» – классика отечественной психологии, но более сложный и углубленный учебник, по сравнению с Маклаковым. Среди достоинств – комплексный подход автора, интуитивно понятная структура книги, широкий охват вопросов. Этот учебник смело можно назвать настольной книгой студента-психолога, которая пригодится в течение всего срока обучения.
  3. Соколова Е. Е. «13 диалогов о психологии» – этот оригинальный учебник по психологии рекомендован большинством преподавателей. Книга в доступном виде раскрывает проблемные вопросы психологии. Автором расписаны подробно разнообразные точки зрения на решение одной и той же ситуации. Будет полезна не только студентам, но и всем, кто интересуется психологией.
  4. Ю.Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию» – учебник рекомендован первокурсникам. Преподаватели выделяют эту книгу за ее живой язык, отмечают возникновение интереса у читателя. Учебник раскрывает важные вопросы психологии, автор приводит живые примеры, объясняет сложные понятия простыми словами. Психология для начинающих по этой книге видится увлекательным миром, который захочется открывать и изучать. У автора также есть замечательная книга по детской психологии, которую мы рассмотрим ниже
  5. Клиническая психология в 4 томах А.Б.Холмогоровой. В учебнике рассматриваются нормы и патологии в клинической психологии. Книга является обязательной для прочтения психологами, медиками, педагогами. Поднимаются вопросы клинической психологии и ее взаимосвязи с психиатрией и психотерапией. В работе используются наработки отечественных и зарубежных исследователей.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: