Чем отличается академия от университета — сравнение статусов

Чем отличается университет от института и академии?

Немного о законодательстве

Свой статус учреждение получает после аккредитации. Только тогда вуз имеет право выпускать специалистов перечисленных специальностей и выдавать после обучения стандартные государственные дипломы.

Все вузы подразделяются на две основные группы: частные и государственные. Многие имеют достаточно много филиалов в разных населенных пунктах по всей стране и даже за рубежом. Обязательным для института, университета и академии является индивидуально составленный устав, который дает право каждому заведению быть независимым автономным учреждением.

Требования к вузам

  1. Различия между данными заведениями четко указана в Федеральном Законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
  2. О конкретных требованиях, предъявляемых государством к вузу можно ознакомиться в главе 2 (ч. 9). Обязательным действием государственных органов является проведение специального среза знаний и выставление итоговой общей оценки, после которой вуз может поменять статус, допустим, с университета на институт.

Чем выше университет в сравнении с институтом и академией

Существует ряд отличий данного вуза от академии и института.

  • Особое требование выдвигается для университетской программы, в которую должно входить обучение по 7 — ми специальностям. Если такое количество не набирается, тогда статус университета не присуждается. Аналогичных требований к институту и академии не выдвигается.
  • Исследования и научная работа должна проводиться одновременно по нескольким направлениям. Бюджет выделяется не менее 10 млн. руб. в год. Для сравнения: для института всего пять миллионов рублей, для академии — от 5 до 10 млн. руб.
  • Общие требования к уровню подготовки и опыту преподавательского состава более высокие — не меньше 60% обязаны иметь научные звания. В академии этот показатель меньше на 5%.
  • На каждые 100 человек студентов должно быть не менее 4 аспирантов, в других категориях достаточно на такое же количество двух аспирантов.
  • Для академии и университета выдвигается несколько дополнительных, но не менее важных требований: обязательное наличие электронной библиотеки и использование для обучения инноваций и различных новых технологий.
  • Если высшему учебному заведению не больше 5 лет, то количество преподавателей равняется 30 человекам, 9 лет — 40 человек, 10 лет и больше — 50 человек.

Анализируя все выше изложенное, делаем вывод: именно университет обладает самым высоким положением, выше, чем академия или институт. Несмотря на это, в совсем небольшой академии уровень профессионализма преподавателей может быть очень высокий, и, соответственно, знания будут лучше и обучение углубленней.

Топ — 12 лучших вузов в Москве

Данные представлены в виде таблицы, согласно самым востребованным специальностям за последнее время.

Специальность ВУЗ
Бухгалтерский учет, финансы ФА, РЭА, МГУ
Банки, инвестиции Те же
ТНП (товары народного потребления) ГУУ, МГУ, РЭА
IT, телекоммуникации МГТУ
Строительство, архитектура МГСУ, МАрхИ, МАДИ
Транспорт, логистика МАДИ, МИИТ, МАИ
Реклама, маркетинг МГУ, РЭА, ГУУ
Кадровые службы МГУ, ГУУ, РЭА
Технологии производства МГТУ, МАИ, МФТИ
Медицина, фармацевтика ММА им. Сеченова, РГМУ
Юриспруденция МГЮА, МГУ, МГИМО, ГУ-ВШЭ
Туризм, гостиничное хозяйство РМАТ, РУДН

Что такое институт?

ВУЗ, который ориентирован на подготовку специалистов в узкой профессиональной области, называется институтом.

Зачастую такие учреждения образования относятся к категории ведомственных или входят в структурное подразделение других учебных заведений. В институте может проводиться деятельность научного и исследовательского характера.

Для того, чтобы получить статус института, образовательное учреждение должно соответствовать следующим характеристикам:

  1. На 100 учащихся должно приходиться более 2 аспирантов.
  2. Более 55% преподавательского состава должно иметь учёные степени или звания.
  3. В процессе обучения должны быть использованы инновационные способы преподавания.
  4. Возможно проведение исследований научной направленности.

В основе деятельности института лежит:

  • реализация программ обучения и послевузовской подготовки;
  • повышение квалификации;
  • ведение научных исследований.

Университет

Университет — это высшее учебное заведение, которое предлагает более широкий выбор учебных программ и научных исследований, чем вуз или институт.

Основными отличиями университета от других высших учебных заведений являются:

  • Множество факультетов и специализаций. Университет может включать в себя несколько факультетов, где предлагается обучение по различным направлениям знаний, таким как гуманитарные, естественные и социальные науки.
  • Обширное научное исследовательское сообщество. Университеты активно занимаются научными исследованиями, проводят научные конференции, сотрудничают с другими научными организациями и привлекают иностранных ученых и студентов.
  • Развитая инфраструктура и ресурсы. Университеты предлагают студентам не только аудиторные занятия, но также доступ к библиотекам, лабораториям, спортивным сооружениям и другим образовательным и развлекательным средствам.
  • Университетский уровень знаний. Обычно в университетах предоставляются программы обучения на более высоком уровне, чем вуз и институт. Они подготавливают студентов к профессиональной деятельности в конкретных областях и развивают их аналитические и критические навыки.

Вуз, институт и университет отличаются друг от друга по степени широты и глубины образования, доступности ресурсов и научной активности. Университеты предлагают наиболее широкий спектр образовательных программ и научных возможностей.

Особенности Университета

Университет — это высшее учебное заведение, которое отличается от других типов учебных учреждений, таких как академия, институт или вуз, определенными особенностями:

  1. Широкий спектр образовательных программ: университет предлагает разнообразие областей знаний, включая гуманитарные, естественные, социальные и технические науки. В университете можно получить образование по различным специальностям, включая исследовательскую работу и преподавание.
  2. Междисциплинарность: в университетах приветствуется взаимодействие между разными областями знаний, что позволяет студентам расширить свои горизонты и понять, как различные дисциплины взаимосвязаны.
  3. Научная исследовательская работа: университеты активно занимаются научной деятельностью, проводят исследования, публикуют научные статьи и участвуют в научных проектах. Это позволяет студентам вовлечься в исследовательскую работу и расширить свои знания и навыки.
  4. Академическая свобода: в университете студенты имеют большую свободу выбора предметов, учебных программ и исследовательских проектов. Они могут выбирать из множества курсов и специализаций, в зависимости от своих интересов и целей.
  5. Возможность получения степени бакалавра, магистра и доктора наук: университеты предлагают возможность обучения на различных уровнях, что позволяет студентам развиваться и продвигаться в своей карьере.

Таким образом, университет отличается от академии, института и вуза своей широкой специализацией, междисциплинарностью, научной деятельностью, академической свободой и возможностью получения высшей степени образования.

Примеры Университетов мира

Существует множество университетов по всему миру, предлагающих различные программы образования и специализации. Ниже приведены некоторые примеры университетов, которые отличаются своими особенностями и предлагают широкий спектр образовательных возможностей:

  • Гарвардский университет (США) — один из самых известных университетов в мире. Он предлагает образование в различных сферах, от гуманитарных и общественных наук до естественных и точных наук.

  • Кембриджский университет (Великобритания) — один из старейших и наиболее престижных университетов мира. Он известен своими исследованиями и образовательными программами во многих областях, включая науку, технологии, искусство и гуманитарные науки.

  • Токийский университет (Япония) — ведущий университет Азии. Он известен своими программами в области инженерии, науки, медицины и гуманитарных наук. Университет также славится своими научными исследованиями и инновациями.

Все эти университеты предлагают различные возможности для получения образования и сотрудничества с другими учебными заведениями и исследовательскими центрами. Они также активно развивают свои научные исследования и способствуют интеллектуальному и культурному развитию сообщества.

Что такое университет

Университеты (от латинского слова «universitas» — совокупность, общность) имеют длинную историю — самое первое учебное заведение с таким названием известно еще с IX века. 

Среди вузов университеты имеют самый высокий статус, так как они выпускают специалистов из разных отраслей: как по фундаментальным, так и по прикладным наукам. Внутри себя они подразделяются на факультеты или департаменты. 

«Универсальность» состоит в том, что в данном вузе можно получить образование по самым разным дисциплинам, часто никак не связанным между собой в профессиональном смысле. Например, в одном и том же универе можно выучиться на экономиста или агронома, дизайнера или маркетолога.

Обычно данный вуз осуществляет не только сам учебный процесс, но и научно-исследовательскую работу, причем не менее чем в пяти разных областях.

Есть достаточно много критериев, которым должен соответствовать вуз, чтобы получить высокий статус университета. Перечислим основные:

  • на каждые 100 студентов должно быть не менее четырех аспирантов;
  • подготовка ведется по не менее чем 7 направлениям в разных областях;
  • 25% выпускников аспирантуры должны получить степень кандидата наук не менее чем через год после выпуска;
  • собственная материально-техническая база для осуществления научно-исследовательской и научно-практической работы минимум по 5 разным сферам;
  • кандидатов и докторов наук не менее 60% от всего состава преподавателей.

Первая ступень — институт

Институт – один из самых молодых типов высших учебных учреждений в России. До Октябрьской революции институтами считались узкоспециализированные заведения, деятельность сотрудников которых полностью посвящена одной профессиональной отрасли. Институт является первичной ступенью в системе высшего образования.

Чем институт отличается от университета и академии? Во-первых, в институтах не ведётся разработка методических программ. Во-вторых, институт может быть составной частью университета, одним из его подразделений. В-третьих, в институтах осуществляется подготовка специалистов только двум-трём специальностям, т.е. профессиональная или научная отрасль не охватывается целиком.

Чтобы повысить статус института до академии или университета, его руководству необходимо представить аттестационной комиссии подробный отчёт, отражающий увеличение числа научных сотрудников, улучшение оснащения аудиторий и лабораторий, и т.д. Если комиссия найдёт этот отчёт удовлетворительным и полностью соответствующим действительности, вуз могут повысить на одну научно-образовательную ступень.

Учебное учреждение может иметь статус института, если:

  • на 100 студентов, обучающихся в очной форме, приходится не менее 2-х аспирантов;
  • преподавательский состав – не менее 30-ти человек;
  • объём финансирования за 5 лет – от 1,5 до 5 млн. рублей.

Чем отличаются университет и академия от института?

Если университеты и академии занимаются подготовкой широкого круга специалистов, то институты характеризуются узкопрофильной направленностью. Т. е. авиационный институт обучает летчиков и конструкторов, институт психоанализа сконцентрирован только на психологах, а театральный институт отвечает исключительно за деятелей искусства.

К данным вузам Министерство образования выдвигает меньше требований, поэтому оснащенность кабинетов, учебных центров и библиотек там обычно хуже, чем в университетах. Преподавательский состав чаще всего скромный, методические программы обновляются с произвольной регулярностью, а научно-исследовательская деятельность не является для педагогов обязательной.

Еще одно отличие – соотношение аспирантов к студентам очного отделения. В университете должно быть более 4 аспирантов на 100 студентов, тогда как в институте допустимо всего 2. Кроме того, многопрофильные вузы субсидируются государством в гораздо большем объеме.

Исходя из описанных выше особенностей каждого учебного заведения, можно понять, как распределяется рейтинг академии, университета и института.

Первое место занимают университеты, поскольку они хорошо оснащены, обучают представителей многих профессий и позволяют студентам приобрести компетенции в разных областях. Далее следуют академии, а последние в списке – институты.

Можно ли поступить в академию после 9 класса?

По окончанию 9 класса ЕГЭ не проводится, выпускники не получают аттестат, документы на прием в ВУЗ у таких абитуриентов не принимаются.

Что такое академия университет?

Чем отличается академия от университета? — Разделение университетов, академий и институтов происходит по следующим параметрам:

  • Количество представленных в вузе образовательных направлений; Квалификация профессорско-преподавательского состава (главным образом наличие научных степеней); Количество аспирантов; Проведение научных исследований.

Характерной чертой университетов является их многопрофильность. Будучи универсальными образовательными учреждениями, университеты предоставляют студентам учебный материал не по одной специальности, а по целому ряду направлений. Так, например, университет может выпускать единовременно:

  • Наноинженеров; Маркетологов; Психологов; Экономистов; Социальных работников; Педагогов; Лингвистов; Юристов; Специалистов по математическому обеспечению и администрированию информационных систем; Политологов.

Приведенный выше список далеко не полный, однако он наглядно демонстрирует, насколько разнообразные кадры может готовить организации. Дополнительным требованием Министерства образования ко всем университетам является обязательное проведение научных исследований по минимум пяти профилям, представленным в вузах.

  • Что касается академий, они специализируются на какой-то конкретной области общественной деятельности, выпуская разнонаправленных сотрудников одного профиля.
  • В качестве примера можно привести таможенную академию, которая обучает студентов 3 факультетов: таможенное дело, экономический и юридический.
  • Окончив образовательное учреждение, все выпускники (как таможенники, так и юристы с экономистами) трудоустраиваются на вакансии, предполагающие работу в области пограничного контроля.

Академии обучают студентов по программам, аналогичным университетским, однако имеют не такой широкий профессорско-преподавательский состав и меньшее количество аспирантов. Помимо этого, научные исследования академии проводят только по своему основному профилю.

Зачем нужно поступать в университет?

Университет предоставляет возможности — Все то, что принято считать гарантиями, которые дает высшее образование, на самом деле является возможностями:

  • Возможность приобрести профессиональные квалификации, Безусловно, получение профессии — это первое, что приходит в голову, когда речь заходит о высшем образовании. Однако не стоит воспринимать это как должное. Далеко не каждый студент преуспевает в учебе и действительно становится профессионалом своего дела. Не каждый к концу обучения все еще уверен, что выбранная специальность — это дело его жизни. И не каждый, устроившись на работу после выпуска, находит полученные профессиональные навыки полезными и применимыми на практике. Тем не менее, этот пункт все еще остается самым важным: при наличии мотивации студент сделает все возможное, чтобы выйти из вуза профессионалом; разочарованный в своем выборе студент извлечет пользу из этого этапа и перейдет к следующему, более подходящему; а для студента с не совсем актуальными знаниями более важными окажутся другие преимущества университета, благодаря которым он сможет усовершенствовать себя и свои навыки для конкретной работы. Речь об этих преимуществах пойдет в следующих разделах. Возможность получать более высокую зарплату, По статистике, чем выше уровень образования работника, тем большая зарплата ждет его при трудоустройстве. Особенно сильный разрыв наблюдается между теми, у кого есть только среднее образование, и обладателями степени бакалавра, Но здесь, как и в предыдущем пункте, все зависит от выпускника и его усилий. Университет — своего рода взлетная площадка, без которой человеку сложно, а порой и невозможно, взлететь на желаемую высоту. Возможность двигаться по карьерной и академической лестнице, Наконец, университет предлагает систему, слаженную структуру, благодаря которой человек сразу видит разные варианты действий и может более-менее четко спланировать свое будущее: окончить бакалавриат и пойти работать; поступить в магистратуру и освоить более узкую специализацию; или же стать PhD и заниматься преподаванием и научными исследованиями.

Университет

Университет – один из старейших видов учебных заведений. Еще в V-XII в.в. в Индии на базе монастырского комплекса существовал образовательный центр Наланда, признающийся некоторыми историками как самое первое учреждение этого типа. А распространение в Европе данный вид заведений получил в период Средневековья.

На территории современной России самым старейшим считается основанный в 1544 году в Кенигсбергский университет «Альбертина», находившийся в Калининграде и просуществовавший до середины XX века. Знаменитый Московский государственный университет появился на 200 лет позже, в 1755 году, и до 1917 года носил название Императорский Московский университет.

По статусу учебные заведения этого типа выше институтов и академий. Они проводят подготовку специалистов для разных сфер, часто не являющихся смежными. Так, в одном университете, но на разных факультетах, могут обучаться будущие экономисты и фармацевты. Это, как понятно из названия, универсальные ВУЗы, готовящие кадры для самых разнообразных отраслей, и старающиеся включить в программу как можно больше научных и прикладных дисциплин.

Разноплановая подготовка студентов является обязательным условием, закрепленным на законодательном уровне. То есть, например, в технических ВУЗах этого типа должно присутствовать хотя бы одно иное направление, экономическое либо гуманитарное.

Студенты углубленно изучают не только дисциплины, относящиеся непосредственно к выбранной профессии и общеобразовательные предметы, но и осваивают ряд других наук. Так, в программу гуманитарного факультета может быть включен математический анализ или высшая математика. И учащиеся не просто «пройдут» их, но и сдадут по ним экзамены. В институтах же образовательный процесс сосредоточен, по большей части, вокруг специальных дисциплин.

Разница между университетом и другими типами ВУЗов заключается еще и в том, что это комплексные учебные заведения. В их состав могут входить не только институты, но и школы. А преподавание проводится на более высоком уровне, с применением новейших разработок и инновационных методик.

Что собой представляет университет

Этот вид учебных заведений более объемный и представляет много разных специальностей, иногда даже не связанных между собой одной спецификой деятельности.

Различия между университетом и институтом в предоставляемых услугах. В университете есть аспирантура, докторантура и больше возможностей для самореализации себя в научной сфере. Университет выбирают люди, которые хотят продолжать исследовать интересующий вопрос на протяжении долгого времени, создавать научные открытия и получать ученые степени. Большинство университетов предоставляют такие возможности, в чем и заключается разница между институтом и университетом. Также отличительная черта – высокое качество преподавания и большой список известных бывших студентов, добившихся успеха в сфере, по которой получали образование.

Для получения этого статуса университет должен отвечать прописанным в законодательстве требованиям, они и определяют, в чем разница между институтом и университетом:

  • Четыре и более аспиранта на сотню студентов.
  • Пять и более направлений для научных исследований.
  • Повышенные требования к квалификации педагогического состава: больше 60 % должны публиковаться в специальных изданиях, иметь научную степень и звание.
  • Большая библиотека, доступ к информационной среде.
  • Наличие качественной технической базы.
  • Университеты обладают более высоким статусом, и возможности в научной сфере у них выше.

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Медицинский университет

Куда податься абитуриенту, желающему стать врачом? В медицинский вуз — это понятно. Но в какой?

Лучше МГМУ им. Сеченова еще ничего не придумали. Чтобы туда поступить, нужны знания. Кроме того, профессора «Сеченовки» не станут тянуть студента за уши. Если завалил первую сессию — отчислят, не раздумывая. Из стен МГМУ не выпускают недоучек.

Неплохой медицинский университет в Ярославле. Туда ездят учиться даже из Москвы и Санкт-Петербурга. Кстати, о последнем. В Петербурге тоже есть медицинский университет имени Павлова. Он входит в топ 100 университетов и занимает 24 место в рейтинге лучших вузов страны.

Куда идти учиться

Как бы то ни было, университеты действительно можно считать лучшими учебными заведениями.

Для этого есть множество причин:

  1. Минимальное количество специальностей, по которым должен обучать университет своих студентов — 7. Если их число меньше, статус университета заведению не присваивается. К институтам и академиям подобных требований и вовсе нет.
  2. Сразу по нескольким направлениям обязательно должна вестись исследовательская и другая научная деятельность. В год на это заведение может тратить не менее 10 млн р. В институтах же эта цифра вовсе падает до 5 млн, а академии около 7 млн.
  3. Преподавательский состав университета должен минимум на 60% состоять из специалистов, имеющих научные звания и заслуги.
  4. Что касается студенческого состава, минимум 4 человека на каждые 100 должны быть аспирантами. В академиях и институтах же достаточно половины на то же количество студентов.
  5. Электронная библиотека, использование в процессе обучения инновационных технологий — обязательные требования к учебному процессу университетов.

Но даже несмотря на все доводы, большинство абитуриентов предпочитают поступление в академии из-за зачастую более сильного состава преподавателей и качества предоставляемых ими знаний. Что выше — академия или университет сказать невозможно, потому что каждый выбирает для себя именно то, что ему необходимо и чёткой их иерархии не существует.

Специалист

Традиционный РФ вариант окончания учебного заведения. Формат применялся университетами в советский и постсоветский период.

Срок освоения программы обучения — 5 лет. Медицинские направления — исключение из правила, они требуют увеличенного срока подготовки и практики. По завершении курса в университете студент обладает базовыми, углубленными знаниями по профессии.

На первых стадиях обучается согласно общей программе. Затем приобретает узко-направленные навыки по выбранному профилю знаний. Диплом позволяет работать на конкретной должности (юрист, экономист, менеджер). Выпускник заблаговременно готовится для деятельности в рамках профессии. Разрешается продолжить образование в вузе, пройдя магистратуру, аспирантуру.

Преимущества получения диплома:

  1. Большой объем часов, уделенных учебной, производственной практике.
  2. Допустимо обучение очно, очно-заочно. Студенту могут сформировать персональный учебный план.
  3. Получение достойного уровня владения прикладными дисциплинами.
  4. Диплом РФ признается иностранными государствами.

К числу отрицательных сторон данного уровня образования отнесем:

  1. Длительный срок обучения.
  2. Отсутствие возможности выучиться на специалиста в ряде заведений высшего образования. Вузов отказываются от 5-летней схемы преподавания.

Что такое вуз

Вуз – учебное учреждение, которое готовит профессионалов высшей квалификации для разных отраслей науки, экономики, культуры, сфер общественной жизни. Все образовательные организации этого уровня должны иметь лицензию, разрешающую им вести учебную работу. Аккредитация дает право выдавать выпускникам дипломы государственного стандарта.

Лицензирование проводит Рособрнадзор и соответствующие профилю вуза (чаще всего подведомственного) органы исполнительной власти субъектов РФ: министерства, федеральные службы, агентства, комитеты, департаменты, главные управления. Если у вуза нет госаккредитации, он может вручать окончившим обучение только дипломы, в отношении которых применима формулировка «установленного образца».

Институт

Институтом называют вуз, ведущий подготовку специалистов для одной конкретной научной области или общественной сферы, определенного сегмента экономики: например, для бизнеса, архитектуры, педагогики, строительства, транспорта. Обучение в институтах проводится по утвержденным уполномоченными государственными органами образовательным программам.

Факультативный вид деятельности – последипломная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников одной из областей хозяйствования или знаний. Сотрудники института могут проводить прикладные и фундаментальные научные исследования, но это тоже необязательное требование.

Университет

Университет готовит специалистов сразу по нескольким профилям, не связанным друг с другом: например, химия, иностранные языки, кибернетика. В учебных заведениях этой категории обязательно проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в различных научных областях.

Вузы, имеющие статус университета, обязаны выполнять функции главного научного и методического центра.

Академия

Академией называют вуз, который ведет подготовку по ряду профилей в одном направлении (искусство, техника, юриспруденция, менеджмент). Такие учебные заведения предлагают больший перечень специальностей, чем институты, но, в сравнении с университетами, меньшее количество направлений.

Академии тоже учат студентов по программам высшего и последипломного образования (зачастую в их структуру входят факультеты переподготовки) и ведут научные исследования различного характера в определенной отрасли знаний.

Отрасль подготовки зачастую четко отражается в названии академии и института.

Университет — от слова «универсальный»

Университет — это, по сути, совокупность институтов и факультетов. Поэтому в одном и том же университете можно получить образование и по математике, и по филологии. 

Первый университет появился в 859 году в Марокко. Университет Аль-Карауин находится в городе Фес и работает до сих пор. Изначально в нём преподавали исламскую религиозную науку, однако сейчас там можно изучать языки, теологию, математику, философию, медицину и другие науки.

Университеты бывают четырёх типов:

Многопрофильные —  классические университеты с одинаковым количеством социально-гуманитарных и естественно-научных программ. И таких вузов всего два: это МГУ и СПбГУ. Их статус закреплён в федеральном законе, и кроме этого у них есть свои привилегии в виде дополнительных вступительных испытаний по профилю и создания своих образовательных программ. 

Отраслевые. Это любые педагогические, медицинские, гуманитарные университеты. В состав такого университета входят институты и факультеты, связанные одним профилем. 

Первым техническим и профильным университетом в России считается Санкт-Петербургский горный университет, который основала Екатерина II. Сейчас он один из крупнейших вузов России по горному делу.

Федеральные. Обучение и научная деятельность в этих университетах напрямую связаны с потребностями региона, в котором они находятся. Эти вузы, наряду с МГУ и СПбГУ — наивысшие по статусу среди университетов и институтов. Их цель — развивать образование региона и готовить конкурентоспособные кадры. 

Всего федеральных университетов десять:

  • Балтийский федеральный университет им. Канта,  Калининград.
  • Дальневосточный федеральный университет, Владивосток.
  • Казанский федеральный университет, Казань. 
  • Крымский федеральный университет им. Вернадского, Симферополь. 
  • Северный (Арктический) федеральный университет, Архангельск.
  • Северо-Восточный федеральный университет им. Аммосова, Якутск. 
  • Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь.
  • Сибирский федеральный университет, Красноярск. 
  • Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону.
  • Уральский федеральный университет, Екатеринбург. 

Национально-исследовательские. Эти университеты сочетают в себе образование и научно-исследовательскую деятельность. Такие вузы должны подтверждать статус национально-исследовательского в соответствии с . Вот примеры таких вузов:

  • Национальный исследовательский ядерный университет «Московский институт инженерно-физический институт»
  • Московский государственный университет им. Баумана
  • Национальный исследовательский университет «Московский авиационный институт»

Многие университеты называются «институтами». Например, те, что раньше были институтами, но расширились. Поэтому при выборе вуза, проверяйте его статус на сайте.

Куда лучше поступить: в академию, университет или институт

Однозначного ответа на то, какой выбрать ВУЗ, не существует, так как важно понимать, что престиж и статус учебного заведения не оказывают влияния на качество знаний. Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо обозначить цели обучения в ВУЗе

Если Вы желаете получать обширные знания из различных сфер деятельности или заниматься научной работой, то наиболее оптимальным для Вас будет обучение в университете. Если же Вашей целью является приобретение конкретных знаний и навыков для будущей профессиональной деятельности, то следует отдать предпочтение академии или институту

В процессе формирования целей обучения необходимо также обратить внимание на финансирование и техническое оснащение учебного заведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: