Почему католические священники бреют бороду, а православные- нет

Различия в религиозных праздниках между католической и православной церковью

Католики:

Католические праздники отмечаются по григорианскому календарю, и их количество значительно меньше, чем у православных. Основными праздниками являются Рождество, Пасха и Пятидесятница. Кроме того, в католической церкви отмечаются Рождество Богородицы, Успение Богородицы, Воздвижение Креста Господня и другие меньшие праздники.

Католическая церковь также отмечает католические святые, такие как Святая Тереза из Лизье, Святой Петр, Святой Павел и Святой Франциск Ассизский.

      • Рождество: 25 декабря
      • Пасха: в воскресенье после первой весенней полнолунии
      • Пятидесятница: 50 дней после Пасхи

Православные:

Православные праздники отмечаются по юлианскому календарю, отличающемуся от григорианского на 13 дней. В православной церкви отмечается значительно больше праздников, чем в католической. Основные праздники также включают Рождество, Пасху и Пятидесятницу. Кроме того, в православной церкви отмечаются дни памяти святых, например, Иоанн Кронштадтский, Николай Чудотворец, Варвара и др.

      • Рождество: 7 января
      • Пасха: в первое воскресенье после первой весенней полнолунии
      • Пятидесятница: на 50-й день после Пасхи

Также в православной церкви отмечаются Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Воздвижение Креста Господня и др. Некоторые праздники, такие как Рождество, отмечаются с придержанием поста, что является отличительной особенностью православной церкви.

Причины церковного раскола

К середине XI века греческая и латинская Церкви накопили друг к другу немало сложных вопросов и разномыслий. Причинами раздробленности стали:

  1. Споры о статусе папы римского. Кем его считать: главой христианских церквей всего мира или первым среди равных друг другу епископов?
  2. Несогласие по вопросу филиокве — католическому аспекту учения о Троице, согласно которому Святой Дух исходит не от одного Бога-Отца, но и от Сына. Христианские богословы издревле считали, что Святой Дух может исходить только от Отца. Этот догмат утвержден Вселенским Собором ещё в то время, когда Церковь была единой.
  3. Коронация папой римским императора Нового Рима Карла Великого, что говорило о чрезвычайных политических амбициях латинской Церкви.
  4. В латинской церкви для совершения Евхаристии можно было применять пресный хлеб, в то время как в греческой использовали хлеб, испечённый на закваске.
  5. Различное отношение к браку священнослужителей. Греческим пастырям разрешалось жениться, в то время как латинские были обязаны сохранять целибат.
  6.  Западные христиане еженедельно постились в день субботний, а восточные — нет.

Интересный факт64-е правило св. апостолов гласит: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой Субботы), да будет извержен». Шестой Вселенский Собор 55-м правилом постановил, чтобы и в римской Церкви (т. е. у будущих католиков) исполнялось 64-е правило св. апостолов, воспрещающее пост в субботу. «Узнав Святый Собор, — пишет толковник соборных правил, — что в римском граде преступают 64-е правило святых апостолов, которое повелевает кроме Великой Субботы в иныя субботы не поститься, повелел и в римской Церкви неподвижно таковому апостольскому правилу быти».

Первый раскол — Новацианский

Новацианством называется общество раскольников III–VII веков. Его лидером стал Новациан. Он воспротивился римскому епископу Корнилию и карфагенскому епископу Киприану, принимавших обратно в лоно Церкви тех, кто отрекался от Христа во времена страшных гонений, но затем раскаивался.

Новациане были уверены, что Церковь должна состоять только из святых людей. Поэтому все, кто пал духовно и нравственно и совершил смертный грех, должны изгоняться из христианского собрания без права на возвращение. Раскольники формально отделились от Церкви Рима. Их позиция привела к первому расколу в церковной истории.

Акакианская схизма 

Данный раскол случился в 484 году и оставался в силе 35 лет. Его участниками стали Церкви Рима и Константинополя.

После того как закончился IV Вселенский собор в Халкидоне, началась длительная смута. Монахи, бывшие монофизитами, изгоняли из Александрии, Иерусалима и Антиохии епископов, принявших решения собора, проходившего в Халкидоне. Император Зенон и глава константинопольской Церкви Акакий прилагали усилия к сохранению единства верующих и согласия в государстве. Они пытались примирить монофизитов с Церковью.

Но папа Феликс II воспротивился их решению и обратился к Акакию с требованием явиться на заседание собора в Риме и объясниться по поводу документа, который он совместно с императором рассылал по собраниям.

Акакий отказался и даже попытался подкупить посланников папы, поэтому в 484 году Феликс II отлучил патриарха от Церкви. Тот не остался в долгу и отлучил папу. В 519 г. их решения отменили 52-й Римский Папа Гормизд и патриарх Константинопольский Иоанн II.

ИНДУИЗМ

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой многобожие достигает невероятных размеров — неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества — Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными. Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Вишну-вседержителя, Брахму-создателя, и Шиву-разрушителя.

Согласно Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог (напротив, считается что он был сотворён Богом).
Брахму часто изображают с белой бородой, что символизирует практически вечную природу его существования. Борода Брахмы указывает на мудрость и олицетворяет вечный процесс сотворения.

В старину индусы мазали бороду пальмовым маслом, а на ночь убирали ее в кожаные футляры — набородники. Сикхи накручивали бороду на шнур, концы которого убирали под тюрбан. В особых случаях бороду распускали пышным веером чуть ли не до пупа.

Иудаизм

Борода как элемент красоты мужчины впервые упоминалось в Талмуде (сбор религиозно-этических и правовых норм иудаизма). В нем также говорится, что растительность на лице — это способ защитить евреев от ассимиляции и правоверные иудеи должны носить пейсы.

Заповеди Танаха (еврейской Библии, которая идентична Ветхому Завету) запрещают евреям бриться лезвием, однако разрешают подстригать растительность на лице ножницами. Полное сбривание бороды священная книга трактует как траур, унижение и потерю чести. Согласно религиозно-мистическому течению каббале, сбривание волос на подбородке делает человека не полным и отдаляет от Всевышнего.

Сегодня же необходимость ношения бороды в иудаизме, ее бритье и подравнивание — предмет жарких дискуссий раввинов разных общин. У хасидов борода является формальной связью с братством. А литфаки и сефарды вовсе не придают ей особого религиозного значения.

Однако среди евреев, вне зависимости от веры, есть негласное правило — не бриться на протяжении месяца в знак скорби по усопшему родственнику.

Зачем священнику борода и длинные волосы

Существует версия, что подобный образ был воспринят монашествующими странниками, у которых было мало возможностей для поддержания себя в опрятном виде.

Сегодня у людей сложился обобщенный образ батюшки, чаще всего он имеет такие аксессуары:

  • длинная ряса;
  • большой крест;
  • книжечка с молитвенным текстом;
  • длинные волосы, завязанные в хвост;
  • растительность на лице.

Трудно представить батюшку без этого атрибута. Шевелюру отращивает не каждый, многие носят современную стрижку.

История православия повествует, что ранее, людям, облаченным церковным саном, запрещалось удалять щетину с лица, даже, когда существовал повсеместный закон о запрете на её ношение среди мирян. Корни этой традиции уходят далеко, в древние цивилизации.

Такие традиции имеют свои основания:

  • во время приема Русью религии из Византии, воспринимался церковный устав, который был создан для монашествующих лиц;
  • запрет на стрижку волос головы пришел вместе с религией;
  • растительность являлась характерным признаком, выделяющим батюшек среди населения.

Ношение такой стрижки, способно доставлять немало неудобств, начиная от застревания кусочков пищи во время еды. Такой аксессуар обладает несомненной пользой: личность идентифицируют, как слугу Божьего, представителя Церкви Христовой. Это дает осознание собственного предназначения, лишний повод следить за собственным поведением, чтобы не опозорить имя Божие.

Есть люди без этого традиционного атрибута. К примеру, святитель Николай, отличался аккуратной стрижкой. Он носил выстриженное гуменцо, являвшееся признаком его принадлежности к священному сану. У людей, служащих церкви, могут быть совершенно разные виды бороды, только традиционные её модели.

Если обратиться к Вселенскому Собору, можно отметить наличие запрета и апостольских наставлений уже тогда. Брадобритие открыто именовалось грехом по канонам Ветхого Завета, Библия содержит отсылки к подобному запрету.

Рекомендуем прочитать: Борода дредами — как правильно носить и ухаживать

Православная вера утверждает, что бритье – признак недовольства людей собственной внешностью, дарованную Господом Богом. История знает о созвании Стоглавого собора, когда было принято решение о проведении погребальной службы над безбородыми личностями.

До прихода к власти Петра Первого, брадобрейство строго запрещалось и наказывалось, приравнивалось к греху прелюбодейства, за непослушание отлучали от церкви.

Старообрядцы и сейчас верят, что отсутствие волос на линии подбородка будет препятствием к попаданию после смерти в Царство Небесное.

Существует несколько версий этой традиции:

  1. Соблюдение канонов Ветхого Завета, запрещающих стрижку растительности лица и головы, а также любое изменение их формы.
  2. Желание быть похожим на Иисуса.
  3. Признак выделения из общей массы, чтобы другие воспринимали священника иным, прислушивались к проповедям, внимали доводам.
  4. Существует версия, что растительность – способ накопления энергии, как жизненной, так и духовной.

Найти точный, единственно верный ответ, почему священники оставляют волосы нетронутыми, трудно. Самым распространенным считается мнение о наложении подобного запрета Библией.

Вначале была…

Выстриженная маковица. Эта византийская традиция пришла на Русь. Что она символизировала? Терновый венец Христов. Священники выстригали полукругом маковицу, остальные же волосы оставались длинными. Такая прическа получила название «гуменцо». Она существовала до XVIII века, в дальнейшем подобная практика утратила свою необходимость.

Уже в XVII веке на Руси священники соединили две традиции: выстригать гуменцо и отпускать волосы вкупе с бородой. Таким образом, макушка была гладко выбрита, а оставшиеся длинные волосы заплетали в косу. Выбритую часть головы закрывали специальной шапочкой — скуфьей. Почему православные священники носят длинные волосы? Об этом — в следующем абзаце.

Запрещено ли брить бороду попам?

Борода у священников является одним из символов веры. Православная борода упоминалась даже в Ветхом Завете, но не просто так, а с особым указанием Бога.

Отращивать волосы на лице обязан каждый мужчина, так написано в Библии. Господь наказал не стричь волосы на голове и не подстригать края бороды.

Внимание!
Женщинам, в свою очередь, также запрещалось подстригать волосы. Обусловлено это тем, что каждый человек должен выглядеть так, как создан

Изменение своей внешность приравнивается к невыполнению воли Божьей. Люди не следуют такому предписанию, а у попов это считается запретом. Священнослужители, живя по Библейским законам, старательно следуют тому, что прописано в Библии. Именно поэтому бороду не бреют

Обусловлено это тем, что каждый человек должен выглядеть так, как создан. Изменение своей внешность приравнивается к невыполнению воли Божьей. Люди не следуют такому предписанию, а у попов это считается запретом. Священнослужители, живя по Библейским законам, старательно следуют тому, что прописано в Библии. Именно поэтому бороду не бреют.

Борода у священников – явление привычное и обыденное. Большинство людей даже и не задумаются о том, что наличие растительности на лице у попов не просто так. То, что кажется обычному человеку беспричинным, на самом деле оказывается целой историей.

Тогда было сказано: «Того, кто умрет без бороды, не отпевать, на сорокоуст не подавать, свечи не ставить и не молиться». В «Ветхом Завете» в книге «Левит » написано: «Да не коснется бритва вашей бороды»… Я как-то однажды был в Казахстане, зашел в одну общину сектантскую. А у них как раз должно было начаться собрание. Я в подряснике был. Они видят – зашел священник, их «пастырь» тут же встал за кафедру, закрыл глаза, молится… Потом спросил: «Вы зачем пришли?» – А разве у вас запрещается входить? – Нет, не запрещается. – Ну, вот я и зашел посмотреть, как люди добрые живут. – Если у Вас вопросы, касающиеся веры – спрашивайте, а нет – уходите. – Ну, хорошо. У меня будет один ВОПРОС. Вы Священное Писание целиком признаете? – Да, признаем. – И «Новый» и «Ветхий Заветы»? -Да. – А в книге «Левит» (Лев.19:38) сказано: «Да не коснется бритва вашей бороды». Как же вы все бритые? А вроде бы Священное Писание исполняете? – Это было в «Ветхом Завете»! – А Христос пришел не нарушить закон, но исполнить. Так и написано. – А мы бреем потому, что приходится в народ выходить… – Но это же не причина… – … Жена не разрешает… – Так кто для вас глава – жена или Господь? – Знаете, когда слуга Давида, исполнив послушание, вернулся без бороды, он сказал: «Моего слугу очень обезчестили». И Давид не принял слугу в святом граде Иерусалиме, а отправил его в Иерихон, за 18 километров от Иерусалима, и сказал: «Живи там до тех пор, пока не отрастет твоя борода, а как только отрастет – придешь».

Священники, когда надевают , так-то молитву произносят: «Благословен Бог, изливая благодать Свою на священники Своя, яко миро сходяще на главу, браду, браду Аароню, сходяще на ометы одежды его». Как же читать эту молитву, если бороды нет? Господь дал мужчине бороду не случайно. Есть такое дерево – лиственница, у нее вместо листьев иголочки. Такие же иголки есть и у елей, сосен. Через них на землю сходит энергия. И у мужчин борода нужна для стока энергии… Почему же бреют бороды? Было время, когда язычники, чтобы продлить свою молодость, брились… Но они не знали Истинного Бога. Как-то к нам в монастырь приехал один мой знакомый. Пока жил у нас, отрастил бороду. А когда приехал домой, его маленькая внучка увидела деда с бородой. Ее потом спрашивают: «Как дедушке – хорошо с бородой?» Она говорит: «Очень хорошо!» – «А без бороды на кого он похож?» – «На бабушку»…

Почему и когда христианство разделилось на католичество и православие?

Апостол Петр основал в Риме церковь, которую возглавил Папа (в переводе «Отче наш»). Атмосфера тех времен вызывала страх гонения, поэтому мало кто был согласен стать главой.  В то время главенствовали четыре старейших Церкви:

  • Константинопольская;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская;
  • Антиохская.

Со временем в церквях начались разногласия, которые только усугублялись. С падением власти Рима верховенство церкви перешло к Патриарху Константинопольскому. Папа Римский был не удовлетворён сложившейся ситуацией. Свое право верховодить он обосновывал тем, что именно Рим был местом жительства и казни апостола Петра, которому были вручены ключи от рая Спасителем.

В 1054 году Папой Римским Львом IX был составлен акт об отлучении Константинопольского Патриарха и всей Восточной Церкви – это стало основной причиной того, что церковь раскололась на католическую и православную. Со временем Патриарх Михаил созвал собор, и это событие вошло в летопись как отлучение от церкви и прекращение поминовения пап в восточных церквях.

Можно выделить ряд причин раскола церкви:

  • отличие языков богослужения (греческий в восточной и латынь в западной церкви);
  • отличающиеся между западной (Рим) и восточными (Константинополь) церквями догматы и обряды;
  • Папа Римский предъявил претензии на главенство церковью и над Константинопольским, Антиохийским и Иерусалимским Патриархами.

1965 год ознаменовался отменой Взаимных анафем Главой Константинопольской православной церкви Вселенским Патриархом Афинагором и Римским Папой Павлом VI и подписанием Совместной Декларации. Несмотря на это, расхождения между двумя церквями существуют по сей день.

Как следствие реформ возникли различные христианские течения:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм.

Каждое из них содержит несколько конфессий.

Православие теперь – это объединение греческого, российского, грузинского, сербского, украинского и других патриархатов, которые также имеют ответвления. Среди католиков выделяют римско- и греко-католиков. А в протестантизме выделилось множество конфессий, которые и не сосчитать.

Но основой всех течений были и остаются Христос и вера в Святую Троицу.

  • Жировицкая икона – история и значение;
  • Какие молитвы читать перед причастием.
  • 7 смертных грехов – список.

По образу и подобию

Противники отпускания шевелюры любят опираться на слова святого Апостола Павла о том, что «если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (Первое послание к Коринфянам, 11:14). Власоращение осуждали многие отцы церкви и богословы: прославившийся ярым отрицанием ересей Епифаний Кипрский, создатель канонического текста Библии на латыни Иероним Стридонский, преподобный Симеон Новый Богослов.

У сторонников отращивания волос имелись свои аргументы. Упоминалась ветхозаветная система обетов священника, частью которой становился и запрет на стрижку. Но главный довод в пользу власоращения – канонический образ Христа с доходящими до плеч волосами. Сложно оспаривать этот аргумент, ведь православным священникам «вожделенно» подражать Спасителю как по духу, так и по внешнему виду. В книге «Нечто о поповских гуменцах», священник В. Руднев высказывал распространенное мнение духовенства: не осуждались ни те, кто выстригал символ тернового венца, ни те, кто отпускал волосы в подражание Господу.

Связано с подражанием Христу и еще одно объяснения ношения духовенством длинных волос. Упомянутый выше протоиерей А. Ковальницкий пишет, что священник не стрижет волосы по православному старому обряду в знак напоминания о свободе, дарованной человечеству Спасителем.

БУДДИЗМ

В буддизме монахи, подражая Будде, бреют не только бороду, но и всю голову — в знак отречения от чувственных удовольствий и ведения праведной жизни. Когда царевич Сиддхартха-Будда ушел из дома в поисках Пути за пределы смерти, старости и болезней, он сбрил волосы на голове и бороду, и надел одеяние цвета шафрана. Таким образом он избавился от необходимости ухаживать за волосами, и кроме того, продемонстрировал окружающим свое отношение к мирским вещам.

Буддистские монахи


Бритая голова вообще — это символ подчинения, отказа от собственной личности. Отказ от материальных благ, простота во всем — это один из путей достижения нирваны

. К этому состоянию стремится каждый буддист. На пути к познанию ничто не должно отвлекать. Мелочи в виде мытья головы, сушки и укладки волос — отнимают много времени, которое можно посвятить внутреннему самосовершенствованию. Поэтому буддийские монахи бреются налысо.

Православные священники, в том числе и православные монахи, в традиции отращивать волосы и бороду следуют примеру Христа, а буддистские монахи — примеру Сиддхартха Гаутамы.

Образ священника в православии

Православные священники сформировали у людей, приходящих в церковь, определенный образ того, как выглядят. Они надевают длинные черные рясы до пола, синие или черные камилавки, поверх рясы помещают символы веры.

По мнению прихожан, опытный батюшка осанистый и спокойный, никуда не спешит, а также отращивает волосы на лице.

Почему священники с бородой
Борода – это отличительный признак батюшек среди других людей. Сейчас их не сбривают батюшки и староверы, так что если удалось встретить на улице бородатого мужчину, в 60% случаев это окажется священник. Отличие от обывателей, не принадлежащих к церковному миру, подражание Иисусу Христу, который при жизни был бородатым, а также церковные каноны — это причина того, что священнослужители оставляют растительность на лице в первозданном виде.

Борода как добродетель
Батюшка каждый день выступает перед людьми в церкви, где собираются 100 – 200 человек. Поэтому его внешний вид должен вызывать приязнь у прихожан. А такой атрибут, как борода, еще и повышает уровень доверия верующих к священнику. Также она заставляет их думать о том, что человек перед народом выступает добродетельный, сильный и мужественный, ведь в нашей культуре борода – символ мужчины.

Может ли священник не носить бороду
Священник может не носить бороду, ведь в наше время это – неписанное правило, не существует канона, запрещающего брадобрение. Однако в церкви это – вопрос этики и традиции. И прихожане, и другие батюшки будут относиться к безбородому священнику подозрительно

К тому же, для священнослужителей важно почитание традиций. Для них человек, который их не исполняет, выглядит странно.

Кому из священнослужителей разрешено не носить бороду
Для семинаристов, обучающихся в духовных семинариях, бритье щетины – обязательная процедура

Таким образом молодых людей, которые заканчивают обучение, отличают от священников, уже посвященных в сан. Разрешается отсутствие растительности на лице для священников, у которых борода растет клочками. Они вынуждены выступать перед аудиторией, а некрасивый внешний вид снизит уровень доверия прихожан.

Бритье бороды – это большой грех для православного христианина

На вопросы, почему монахи не стригут волосы и, почему священники не бреют бороду, знатоки православия отвечают цитатой из Ветхого Завета.

Брить бороду – это значит нарушить установленный запрет церкви на брадобритье.

(Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); введен запрет правилами 6 Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и другими священными писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота).

Осуждение состригания бороды можно найти в древнегреческих писаниях(творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174).
Священники трактуют о бритье бороды, следующим образом: каждому человеку Богом дан его внешний вид и изменять его людям право не дано.

Постановления святых Апостол:

Апостольские поставления. Правила первоверховных Апостолов

В XIV в окрестностях нынешнего города Вильнюса язычниками были убиты христиане Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ сбрить бороду.

Предводитель воинов-язычников, князь Ольгерд, видя упорство, с которым Антоний, Иоанн и Евстафий отстаивают свое право на ноше бороды, даже после долгих мучений, решил отпустить их, если они сбреют добровольно бороды. Люди не согласились на это, и их повесили на дереве.

день памяти святых Божиих угодников Антония, Иоанна и Евстафия, отдавших жизнь за веру

Православная церковь отнесла Антония, Иоанна и Евстафия к лику святых Божиих угодников, говоря, что они отдали свои жизни за свою веру. Вспоминают этих святых каждый год 27 апреля.

В России попы носят бороду по решениям, которые закреплены в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил:

(т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

В Священном Писании о бороде сказано:

Чтобы было понятно, — нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться — значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя».

Господь разделил людей на два чина — мужчин и женчин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды считалось грехом, наказываясь отлучением от Церкви.

Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

(Мат.10:30; Лук. 12:7)

Сейчас споры вокруг бритья бороды уменьшились. Любому священнослужителю предоставлена свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Для мирских жителей теперь ношение бороды – это дань моды, чем что связанное с верой в бога.

Мода на бороду и усы в наше время особенно развита. Волосы на лице бреют, стригут, укладывают, придавая им безупречный вид. Но не всегда и не все занимаются оформлением растительности на лице.

Многие люди имеют свое представление о том, как должен выглядеть священнослужитель. Чаще всего в этот образ входят такие составляющие, как:

  • Ряса до пола;
  • Большой крест на шее;
  • Наличие бороды и длинных волос;
  • Книжечка с молитвами в руках.

Для справки!
Священнослужитель имеет еще множество предметов гардероба, например, пояс, орарь, подризник, поручи, епитрахиль, риза.

Т.к. речь в статье идет о наличии растительности на лице у священников, то разберем именно эту неотъемлемую часть их внешнего вида.

Некоторые из тех, кто часто бывают в церкви, о небритости попа знают не больше тех людей, которые там ни разу не были. Но тем не менее представить батюшку без бороды просто невозможно. А вот волосы на голове не все из них отращивают, некоторые позволяют себе подстригаться.

В истории православной веры священнослужителям разрешалось не сбривать растительность на лице даже во время указа о запрете на ношение бороды. Исходя из этого напрашивается вывод о том, что ни в одни времена батюшки не представлялись народу без волос на лице. Борода священника имеет свои корни в далеких древних цивилизациях.

Раскол Русской церкви: Никон против старообрядцев

Религиозные и политические распри не обошли стороной и Русскую православную церковь, официально ставшую независимой от Константинополя в 1589 году. Тем не менее в середине 17-го века царь Алексей Михайлович и патриарх Никон решились на проведение церковной реформы, направленной на унификацию литургии и исправление церковных книг. Радикальные шаги реформаторов были вызваны стремлением на деле доказать преемственность Русской церкви по отношению к Константинопольской, тем более, что недавно присоединённые территории Малороссии в религиозном отношении находились ближе к византийским, нежели к русским традициям.

В 1654 году на церковном соборе было объявлено о проведении реформ. Практически сразу нашлись те, кто отказался принимать нововведение — они через два года были преданы анафеме, но гонения на «старообрядцев», защитников уже устоявшихся традиций, начались сразу же после провозглашения изменений. Моральным лидером сопротивлявшихся стал протопоп Аввакум Петров, несмотря на преследования активно критиковавший Никона и его реформы.

Низложение патриарха Никона в 1666 году не остановило раскол. Большой московский церковный собор подтвердил решения двенадцатилетней давности. Непокорный протопоп Аввакум был сослан в Пустозёрск, где он продолжал критику церкви и царя. В 1682 году вместе со своими сторонниками он принял мученическую смерть через сожжение.

П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. 1897. (pinterest.ru)

Противостояние старообрядцев и Русской православной церкви продолжалось ещё долгие годы и сопровождалось жестокими гонениями. Лишь начиная с 19-го века в религиозных делах наметились послабления в сторону ревнителей старой веры, а в 1971 году Поместный собор РПЦ окончательно «реабилитировал» старообрядцев.

Почему православные и католики отдельно отмечают Пасху и Рождество

Разделяется церковный календарь: Православная Церковь совершает праздники и дни памяти святых по старому стилю (юлианскому календарю), Католическая – по григорианскому (это связано с астрономическими явлениями).

В отношении Рождества Христова григорианский календарь удобнее: ведь неделя праздников начинается 24-25 декабря Рождеством и продолжается Новым Годом, а вот православные должны праздновать Новый год скромно, спокойно, чтобы соблюсти пост. Тем не менее, и православный человек может повеселиться в Новый год, стараясь не употреблять мясо или какие-то особо вкусные вещи (если он в гостях). Также и дети в православных семьях не должны быть лишены праздника Нового года, радости от Деда Мороза. Просто многие православные семьи стараются подчеркнуть значимость Рождества более дорогими подарками, более активными совместными посещениями мероприятий и т.д.

Отметим, что Рождество празднуется 25 декабря и рядом Православных Поместных Церквей, но вот Пасху все православные отмечают в один день (этот праздник сдвигается в зависимости фаз луны). Дело в том, что только в Православную Пасху совершается схождение Благодатного Огня в Иерусалиме.

Это поистине чудо, которого с верой и надеждой ожидают люди ежегодно. Значение его – самовоспламенение лампады на Гробе Господнем в присутствии Патриарха Константинопольского. К богослужению Великой Субботы готовятся заранее, однако никто не знает, в какой час снизойдет Благодатный Огонь. По преданию, в один год он не появится, и это будет означать наступление последних времен, Конца света.

Каждый год с утра в Субботу Вселенский Патриарх со свитой клириков входит в храм Воскресения Христова и разоблачается до белого подрясника в его центре, у часовни Гроба Господня (Кувуклии), которая стоит над тем самым местом, где воскрес Христос, над Камнем Его Гроба. В храме гасятся все источники света – от лампад до паникадила. Патриарха по традиции, появившейся после турецкой власти в Иерусалиме, обыскивают на предмет наличия чего-либо, способствующего возгоранию Огня. Ризничий вносит в пещеру Кувуклии лампаду, которая ставится на середину Гроба Господня и тот самый факел из 33-х иерусалимских свечей. Как только входит туда Православный Патриарх в сопровождении Предстоятеля Армянской Церкви, пещеру с ними запечатывают воском. Богомольцы заполняют весь храм – здесь звучат слова молитв, идет исповедь грехов в ожидании схождения Огня. Обычно такое ожидания длится от нескольких минут до нескольких часов. Как только над Кувуклией появляются вспышки-молнии, означающие Схождение, над храмом звучит колокольный звон. Многие миллионы людей за века стали свидетелями этого чуда, ведь и сегодня ученые не могут объяснить ничем, кроме Божьей силы, вспышки молний в храме именно в Великую Субботу.

Патриархи передают в окно часовни Иерусалимские свечи, и от них начинают зажигать свои факелы паломники и священники в храме. Опять же, от нескольких минут до часа Благодатный Огонь не обжигает и паломники черпают его руками, умывают лица. Огонь не зажигает ни волосы, ни брови, ни бороды. Весь Иерусалим пылает тысячами факелов свечей. Авиарейсами представители Поместных Церквей перевозят в особых лампадах Благодатный Огонь во все страны. Почитают их и католики, и православные.

В дальнейшем торговцы обжигают заранее заготовленные факелы в Благодатном Огне, тушат и продают по всему миру как Иерусалимские свечи. Необходимо хранить их бережно, как святыню. Зажигать Иерусалимские свечи можно перед любой иконой во время любой молитвы. Однако так зажечь можно и простую церковную свечу, между тем Иерусалимские свечи ставят

  • В дни празднования Пасхи (в течение 40 дней до отдания Пасхи);

Во время трудностей, тяжелых болезней, в печали, когда требуется особая молитва.

История мировой религии. Почему и зачем церковь была разделена на Православие и Католичество.

В 1054 году произошло разделение католической и православной церквей. Разделение получило название: «Великая Схизма». Отделение друг от друга произошло ввиду некоторых различий:
1.    В католической церкви главарем и источником власти был и есть Папа Римский, в православной же церкви нету центрального «управленца», но каждая церковь управляется отдельным собором епископов. В таком соборе есть предстоятели (патриархи, митрополиты, архиепископы). Православные верующие держатся своей веры, католики же обязательно принимают власть Папы Римского.
2.    Католики убеждены в том, что Папа Римский не может ошибаться. Если появляются спорные вопросы, они согласуются исключительно с папой. Православные люди не имеют авторитетного человека, который выносить окончательные решения. Спорные моменты обсуждаются Собором епископов.
3.    Католики убеждены, что Святой Дух происходит от как Отца, так и Сына. Православные верят, что Святой Дух приходит от Отца, на основе литературы Евангелия от Христа. Это различие во мнениях было одной из причин сепарации.
4.    Католики убеждены в наличии чистилища. Чистилище — это некое промежуточное состояние, между блаженством и мучением, в котором человек находится лишь временно. Пока, видимо, бог пьет кофе или занимается серфингом. Православные же отрицают наличие чистилище, хотя и верят в такое же понятие – «мытарство».
5.    В католической церкви Богородица почти как святое существо, после смерти ее вознесли на небо, также у нее нет первородного греха. В православии она обычный, хороший человек.
6.    В католической Церкви соборы Вселенские и у них их 21. У православных их 2-3 штуки.
7.    В католической церкви живут по григорианскому календарю, а в православной по юлианскому. Из этого, даты различных празднований не совпадают.
8.    Католическим священникам запрещено жениться, а также носить бороду. В православной церкви священникам ничего не запрещено, и они, наоборот, должны носить бороду.
9.    В католической церкви совершают ритуалы всеми пальцами руки слева направо, а в православной — троеперстием и справа налево.
10.    В Западной Церкви для Евстрахии едят крестный хлеб, в Православной – квасной вариант.
11.    В Латинской традиции младенцев «мажут» с 12 лет, в Православии это делается сразу как принесли.
12.    Западная церковь не «причищает» детей до 7 лет, в Православной это делается сразу как покрестили.
13.    Кресты имеют разную форму.
14.    У католиков модное исповедание, когда священник и исповедующийся находятся в приватной обстановке. Православное исповедание не устанавливает каких-то правил.

Также есть и другие различия, догматические, которые достаточно тяжело понять. В целом, логическая причина раскола слабо прослеживается, потому что церкви и религии на 99.9% одинаковы.   

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

Казалось, нельзя предать анафеме половину христиан, но тогдашним религиозным деятелям подобное виделось приемлемым. Только в 1965 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор отменили взаимное отлучение церквей.

Спустя ещё 51 год лидеры разделившихся церквей впервые встретились лично. Укоренившиеся разногласия оказались не настолько сильны, чтобы религиозные деятели не смогли находиться под одной крышей.

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.
  • Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.
  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.

Раскол христианства на православие и католицизм не помешал верующим славить Создателя. Пусть представители одной конфессии отлично произносят молитвы и признают догматы, неприемлемые для другой. Искренняя любовь к Богу не имеет религиозных границ. Пусть католики окунают младенцев при крещении один раз, а православные – трижды. Мелочи такого рода имеют значение только в смертной жизни.

Представ перед Господом, каждый будет отвечать за свои поступки, а не за оформление посещаемого им ранее храма. Существует много вещей, которые объединяют католиков и православных. В первую очередь, это Христово Слово, за которым следуют со смирением в душе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: