Сколько топлива расходует самолет

Чем заправляют самолеты (авиационное топливо)

Цели определения расхода топливной смеси

Как уже было сказано выше, показатели топливных расходов наглядно отражают эффективность использования пассажирского лайнера. Низкий расход топливной смеси позволяет снизить статью амортизационных затрат на эксплуатацию воздушного судна. Таким образом, перевозчик снижает свои издержки, что позволяет ему предложить своим клиентам самые низкие цены на авиабилеты

Важно отметить, что информация о количестве потребляемого топлива конкретным лайнером может различаться в разных источниках. Такие отличия объясняются тем, что разные аналитики используют разные инструменты расчетов. Помимо этого, необходимо отметить, что баки пассажирских лайнеров редко заправляются полностью

Как правило, пилоты рассчитывают количество смеси, которое потребуется им для того, чтобы преодолеть определенное расстояние. К полученному показателю прибавляется небольшой запас смеси, которая может потребоваться в случае возникновения форс-мажоров. В качестве примера можно привести ситуацию, в которой самолет, способный летать на дальние дистанции, используется на коротком маршруте. В этом случае авиакомпания может использовать минимальное количество авиационного керосина для заправки лайнера. Подобный подход имеет несколько преимуществ:

Помимо этого, необходимо отметить, что баки пассажирских лайнеров редко заправляются полностью. Как правило, пилоты рассчитывают количество смеси, которое потребуется им для того, чтобы преодолеть определенное расстояние. К полученному показателю прибавляется небольшой запас смеси, которая может потребоваться в случае возникновения форс-мажоров. В качестве примера можно привести ситуацию, в которой самолет, способный летать на дальние дистанции, используется на коротком маршруте. В этом случае авиакомпания может использовать минимальное количество авиационного керосина для заправки лайнера. Подобный подход имеет несколько преимуществ:

  1. Снижает финансовые затраты на обслуживание лайнера.
  2. Позволяет снизить массу воздушного судна.

В первую очередь необходимо учитывать количество стыковок в конкретном маршруте. Во время остановки в промежуточном пункте самолет может быть дозаправлен. Еще одним важным фактором являются метеорологические условия. На протяжении нескольких лет подряд многие авиакомпании запрещали своим пилотам облетать грозовые облака. Этот запрет объяснялся экономией топлива. Однако после того, как несколько полетов через грозу окончились авиакатастрофами, авиакомпании сняли данный запрет. Помимо вышеперечисленных факторов, пилоты должны учитывать определенные показатели потребления авиационного горючего, свойственные конкретной модели транспортного средства.

Максимальный уровень загрузки авиалайнеров

Многих людей интересует вопрос о том, как рассчитывается количество топлива, которое требуется самолету на конкретном рейсе. Величина этого показателя рассчитывается на основе дистанции между стартовой точкой и конечным пунктом маршрута. К этому показателю прибавляется расстояние от конечной точки до запасного аэродрома. Здесь нужно отметить, что полученное число еще не является конечным значением. К полученным результатам необходимо прибавить еще пять процентов топлива, которое будет использовано в том случае, если самолет не смог приземлиться с первого раза.

Вместимость топливных баков может различаться в зависимости от типа лайнера. В качестве примера можно привести отечественную модель самолета Ту-154, которая вмещает около сорока тысяч килограммов горючей смеси. В отличие от данного лайнера, максимальный объем загрузки семьсот сорок седьмого Боинга достигает отметки в сто семьдесят тонн.

Часовой расход топлива самолетов — важная характеристика любого воздушного судна

Таблица расхода авиационного топлива | Сравнение расхода топлива для самолетов

Тип авиакомпании Литров на 100 пассажиро-километров
Недорогой самолет 3.18
Региональный самолет 3.469
Чартерный самолет 4.47
Флаг авиакомпании Aircraft 3.405

Таблица расхода авиационного топлива

У бюджетных авиакомпаний лучшие показатели в литрах на 100 километров на пассажира. Обычно из-за того, что недорогой автомобиль является одним из лучших по степени заправки, они расходуют наименьшее количество топлива на пассажира.

Например, предположим, что мы предполагаем, что авиакомпания выполняет двухчасовой рейс средней протяженности на 2-местном узкофюзеляжном самолете. В этом случае эффективность составляет примерно 200 литра на 3.5 км при 100% -ной загрузке, но 80 литра на 3.15 км при коэффициенте загрузки 100%. Количество литров на 90 км на пассажира не является наиболее подходящим для измерения топливной экономичности, поскольку, как указывалось ранее, рис. зависит от коэффициента загрузки.

Количество миль, которое может пройти самолет на галлоне топлива, называется экономией топлива. Это часто упоминается в дебатах о глобальном потеплении и долгосрочных целях удержания среднего потепления ниже 2 ° C. Для достижения этой цели выбросы во всех секторах должны быть резко сокращены, а количество доступных мест в самолетах увеличилось более чем на 25% за последние 20 лет, и ожидается, что спрос будет расти примерно на 5% ежегодно. .

Двойной D8

В 2008 году Aurora Flight Science, Массачусетский технологический институт и Pratt & Whitney заявили о работе над концептуальной концепцией дизайна для коммерческого самолета под названием DoubleD8 (без двигателя под крыльями) в рамках проекта NASA-N + 3. В этой концепции конструкторы решили расположить двигатель ближе к хвостовой части корпуса самолета.

Источник изображения: НАСА / Массачусетский технологический институт / Aurora Flight Sciences, Концепция широкофюзеляжного пассажирского самолета MIT и Aurora D8 2010 г., помечено как общественное достояние, подробнее на Wikimedia Commons

Эта модификация минимизирует лобовое сопротивление и улучшает топливную экономичность за счет снижения выбросов до 66% за 20 лет. Он также будет использовать на 37% меньше топлива, чем пассажирские самолеты, снизит уровень шума населения на 50% и сократит выбросы оксидов азота на 87% во время цикла посадки и взлета.

Узнайте о системах хранения авиационного топлива из предыдущих статей. здесь.

Boeing 747-400

Технические характеристики Boeing 747-400

B747-400 B747-400F B747-8 B747-8F
Экипаж 2
Бортпроводники 11 11
Кресел, три класса 347 381
Кресел, стандарт 470 530
Кресел, максимум 550 605
Длина, м 70,66 76,30
Высота, м 19,4 19,40
Размах крыла, м 64,44 68,40
Площадь крыла, кв. м 525,00 554,00
Удлинение крыла 7,91 8,45
Угол стреловидности 37,50
Высота фюзеляжа, м ?
Ширина фюзеляжа, м ?
Ширина верхнего салона, м ? ?
Ширина нижнего салона, м 6,08 6,08
Объём грузового отсека, куб. м 160,10 ? 176,00 858,00
Мин. время оборота, мин 110 110
Кр. скорость, км/ч 905
Макс. кр. скорость, км/ч 935
Потолок, м 13720
Модель Двигатели, 4 шт Макс. взлётная масса, кг Макс. полезная нагрузка, кг Ср. расход топлива, кг/час Макс. дальность полёта, км Дальность полёта с типичной нагрузкой, км Дальность полёта с макс. нагрузкой, км Разбег, м
B747-400
B747-400ER General Electric CF6-80C2B5F 412770 67177 8460 16670 14800 11300 2940
B747-400ER Pratt & Whitney PW4062 412770 67177 8550 16670 14835 11300 2940
B747-400ER Rolls-Royce RB211-524G 412770 67177 8630 16670 14815 11300 2940
B747-400F General Electric CF6-80C2B5F 396890 124330 5230 2910
B747-400F Pratt & Whitney PW4062 396890 124330 5230 2910
B747-400F Rolls-Royce RB211-524G 396890 124330 5230 2910
B747-400ERF General Electric CF6-80C2B5F 412775 124010 7585 3260
B747-400ERF Pratt & Whitney PW4062 412775 124010 7585 3260
B747-8 General Electric GEnx-2B67 447696 82100 7540 16670 15110 10930 2970
B747-8F General Electric GEnx-2B67 447696 82100 7540 7630

Самолёты

Новости программы Boeing 747-400

02.02.2018

UPS поддержала программу Boeing 747-8 твёрдым заказом

United Parcel Service (UPS) полностью конвертировала опцион на 14 самолётов Boeing 747-8 в грузовой конфигурации в …

19.01.2018

Boeing подорожал сильнее, чем Airbus

В начале нового года два главных мировых производителя обновили номинальную стоимость своих самолётов. Airbus сделал …

05.12.2017

Волга-Днепр и Россия договорились ремонтировать Boeing 747 в Шардже

Volga-Dnepr Gulf, ближневосточное подразделение Volga-Dnepr Technics, выиграло международный тендер на оказание услуг по ремонту самолётов Boeing 747-400 …

06.10.2017

Qatar Airways (QR) 25 сентября объявила о заказе на два грузовых Boeing 747-8F и четыре …

07.08.2017

У Airbus проблемы на обоих концах его продуктовой линейки

Авиационные аналитики сравнивают таблицы производства и поставок двух авиагигантов и делают свои выводы: в отличие …

02.08.2017

Самолёты Трансаэро будут возить президентов США

Два Boeing 747-8I, построенных для прекратившей полёты авиакомпании Трансаэро, могут стать следующими штатными самолётами американского …

Load More

Ссылки [ править ]

  1. ^ а б https://www.skybrary.aero/bookshelf/books/2478.pdf
  2. ^ https://www.airforcemag.com/article/0712fuel/
  3. ^ Американская столетняя комиссия по полетам. «Авиационное топливо» . Архивировано из оригинального 20 апреля 2012 года . Проверено 10 мая 2012 года .
  4. ^ Разработка поршневых авиационных двигателей, Билл Ганстон 1999, Patrick Stephens Limited, ISBN 1 85260 599 5 , стр. 36 
  5. ^ Ван, М .; Chen, M .; Fang, Y .; Тан, Т. (2018). «Высокоэффективное преобразование растительного масла в био-авиационное топливо и ценные химические вещества путем сочетания ферментативной переэтерификации, перекрестного метатезиса олефинов и гидроочистки» . Биотехнология для биотоплива . 11 : 30. DOI10,1186 / s13068-018-1020-4 . PMC 5801801 . PMID 29445419 .
  6. ^ Капоран, Эдвин; и другие. (2011). «Исследования химической, термической стабильности, набухания уплотнений и выбросов альтернативных видов топлива для реактивных двигателей». Энергия и топливо . 25 (3): 955–966. DOI10.1021 / ef101520v .
  7. ^ Мур, RH; и другие. (2017). «Смешивание биотоплива снижает выбросы частиц из авиационных двигателей в крейсерских условиях» . Природа . 543 (7645): 411–415. DOI10,1038 / природа21420 . PMID 28300096 .
  8. ^ “Отчет RREB” . kic-innoenergy.com . Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 года . Проверено 7 мая 2018 .
  9. ^ Отчет IATA 2014 по альтернативным видам топлива
  10. ^ «Вывод на рынок топлива для биореактивных двигателей» . Архивировано из оригинала на 2016-11-05 . Проверено 27 декабря 2016 .
  11. ^ “Дизайн самолета – Лаборатория авиации и окружающей среды Массачусетского технологического института” . Архивировано из оригинала на 2016-12-30 . Проверено 27 декабря +2016 .
  12. ^ EnergyWire. «Может ли природный газ использоваться в качестве топлива для коммерческих рейсов будущего?» . Архивировано 5 ноября 2016 года . Проверено 27 декабря 2016 .
  13. ^ Air BP. «Авгаз против реактивного топлива» . Архивировано из оригинального 25 апреля 2012 года . Проверено 10 мая 2012 года .
  14. ^ Sergeant Oil & Gas Co Inc. “Авиационный бензин” . Архивировано 28 мая 2012 года . Проверено 10 мая 2012 года .
  15. ^ Air BP . Справочник по продукции BP. Архивировано 8 июня 2011 г. в Wayback Machine . Проверено 13 сентября 2008 г.
  16. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2017-04-08 . Проверено 7 апреля 2017 .
  17. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 07.04.2017 . Проверено 7 апреля 2017 .
  18. ^ FAA. «Документ по безопасности этанола FAA» . Архивировано из оригинала 12 января 2012 года . Проверено 10 мая 2012 года .
  19. ^ “Команда – Эскадрилья Авангарда” . Архивировано 16 октября 2016 года . Проверено 27 декабря +2016 .
  20. ^ “Двигатели Lycoming для использования этанола” . caddet-re.org . Архивировано из оригинального 17 мая 2017 года . Проверено 7 мая 2018 .
  21. ^ Двигатели Rotax на этанол / обычное топливо смеси Archived 21 сентября 2013, на Wayback Machine
  22. ^ Библиотека Палаты общин. «Налогообложение авиационного топлива. Стандартное примечание SN00523 (2012)» . п. 3, примечание 11 . Дата обращения 4 ноября 2016 .
  23. ^ «ОТЧЕТ о европейской стратегии мобильности с низким уровнем выбросов – A8-0356 / 2017» . www.europarl.europa.eu . Архивировано 6 декабря 2017 года . Проверено 7 мая 2018 .
  24. ^ Лукас, Кэролайн. «Субсидирует ли правительство авиакомпании на 10 миллиардов фунтов стерлингов?» . 2012 . Проверка фактов. Архивировано 17 августа 2013 года . Проверено 27 августа 2013 года .
  25. ^ Малина, Роберт (2012). «Влияние схемы торговли выбросами Европейского Союза на авиацию США» . Журнал управления воздушным транспортом . 19 : 36–41. DOI10.1016 / j.jairtraman.2011.12.004 . ЛВП1721,1 / 87114 . Архивировано 15 февраля 2015 года . Проверено 27 августа 2013 года .
  26. ^ “ЗАПРАВКА КОМЕТЫ” . Архивировано 17 мая 2013 года . Проверено 2 июля 2013 года .
  27. ^ CSGNetwork.com. “Авиационное топливо-Авгаз Информационный авиационный бензин” . Архивировано 25 мая 2012 года . Проверено 10 мая 2012 года .
  28. ^ Shell.com. «Марки и технические характеристики AvGas» . Архивировано из оригинального 28 мая 2012 года . Проверено 10 мая 2012 года .
  29. ^ «Правила и положения» . Архивировано из оригинального 05 января 2011 года . Проверено 22 апреля 2010 .

Сбрасывают ли самолеты топливо перед посадкой

Многие люди часто задают вопрос о том, что происходит с остатками топлива, что остаются после завершения рейса. По словам специалистов, после посадки лайнера, в топливных баках должно оставаться около трех тонн горючей смеси. Одним из самых распространенных стереотипов является мнение о том, что лайнер сбрасывает топливо, заходя на посадку. Это утверждение верно лишь частично, поскольку необходимость сброса топлива возникает лишь в аварийных ситуациях. Также необходимо отметить, что в некоторых лайнерах отсутствует система, позволяющая сбросить остатки топлива.

В случае возникновения форс-мажоров топливо выбрасывается в атмосферу через специальные сопла двигателей. Сброс авиатоплива разрешен лишь в определенных местах. Довольно часто можно услышать вопрос о том, почему у современных лайнеров отсутствует подобная система. Этот вопрос весьма актуален, так как в случае авиакатастрофы, многие пассажиры гибнут в результате возгорания судна. Отсутствие систем сброса лишнего авиатоплива в современных самолетах объясняется установкой особых датчиков, которые свидетельствуют о лишнем весе. После завершения рейса бортпроводники тщательно проверяют основные приборы транспортного средства, что позволяет минимизировать риск возникновения аварии в следующем рейсе.

Чтобы рассчитать необходимое количество топлива на один полет, берется расстояние от точки отбытия до точки прибытия, а также до запасного аэропорта

Классификация марок и состав

Бензин для авиационных двигателей различается по показателям сортности. Именно этот критерий отвечает за мощность, развиваемую двигателем. Например, у Б-91/115 второе число как раз и является показателем сортности, а первое – это октановое число.

В отличие от автомобильного бензина, авиационный не разделяется на зимние и летние сорта. Ведь в полете всегда практически одна и та же температура, которая мало зависит от смены сезона. Зато к любому типу топлива в авиации добавляют больше тетраэтилсвинца и строго регулируют нормы содержания серы и смол. Чтобы гарантировать необходимые показатели теплоты сгорания и температуры кристаллизации, в состав также добавляют толуол, изомеризат, пиробензол и другие компоненты.

О наличии особых добавок в составе свидетельствует и цвет авиационного топлива. Он, как правило, ярко-желтый, ярко-зеленый или оранжевый.

У разных типов двигателей

Бензиновый двигатель способен преобразовывать лишь около 20—30 % энергии топлива в полезную работу (КПД = 20—30 %) и, соответственно, имеет высокий удельный расход топлива. Дизельный двигатель обычно имеет КПД 30—40 %, дизели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением — свыше 50 %. Например, дизель MAN B&W S80ME-C7 при КПД 54,4 % тратит всего 155 г топлива на полезную работу в 1 кВт·ч (114 г/(л.с.·ч)).

Дизельные двигатели

  • Беларус-1221 — на тракторе установлен шестицилиндровый рядный дизельный двигатель с турбонаддувом. Удельный расход топлива при номинальной мощности — 166 г/(л.с.·ч);
  • К-744 (трактор) — удельный расход топлива при номинальной мощности — 174 г/(л.с.·ч);
  • Wärtsilä-Sulzer RTA96-C (Вяртсиля-Зульцер Серия двухтактных турбокомпрессорных дизельных двигателей) — 171 г/(кВт·ч) (126 г/(л.с.·ч) (3,80 л/с))

Газотурбинные двигатели

  • газотурбинный агрегат МЗ с реверсивным редуктором (36 000 л.с., 0,260 кг/(л.с.·ч), ресурс 5000 ч) для больших противолодочных кораблей;
  • двигатели второго поколения М60, М62, М8К, М8Е с повышенной экономичностью (0,200—0,240 кг/(л.с.·ч)) .

Авиационные двигатели

  • АШ-82 — удельный расход топлива 0,381 кг/(л.с.·ч) в крейсерском режиме;
  • АМ-35А — удельный расход топлива 0,285—0,315 кг/(л.с.·ч);
  • М-105 — удельный расход топлива 0,270—0,288 кг/(л.с.·ч);
  • АЧ-30 — авиационный двигатель, удельный расход топлива составляет 0,150—0,170 кг/(л.с.·ч).

Сколько топлива жрут самолеты?

Если вы бесконечно сетуете на повышенный расход бензина вашей машиной и на постоянное увеличение стоимости топлива, то ознакомьтесь с аналогичными подробностями в авиации. В последние десятилетия в авиастроении идет жесточайшая битва за экономию. Учитывая колоссальные масштабы авиаперевозок, даже снижение расхода топлива всего на 1% стоит того, чтобы за него бороться. Поэтому и появляются все более экономичные двигатели, используются законцовки крыла , и вообще применяются любые ухищрения, помогающие экономии.

Если среди автомобилистов расход топлива принято выражать в количестве потраченных литров на 100 километров, то в авиации система немного другая. Существует целых три показателя расхода воздушного судна:

  • Почасовой расход топлива. Это количество израсходованного топлива за один час полета с крейсерской скоростью и максимальной загрузой.
  • Километровый расход топлива. Это количество израсходованного топлива, потраченного на один километр полета с крейсерской скоростью и максимальной загрузкой.
  • Удельный расход топлива. Это количество израсходованного топлива на единицу расстояния или времени, относительно мощности двигателей воздушного судна. По сути, это топливная эффективность самолета.

Само же количество потраченного топлива измеряется не в литрах, а в килограммах, и при заправке самолета рассчитывается с запасом.

Приведем примеры расхода топлива у самых популярных самолетов.

  • Ту-154Б2 – 6200 кг/ч
  • Ту-144 – от 29000 до39000 кг/ч
  • Сухой Суперджет 100 – 1700 кг/ч
  • Ан-225 Мрия – 15900 кг/ч
  • Як-40 – 1500 кг/ч
  • Concorde – 20500 кг/ч
  • Ан-2 («Кукурузник») – 131 кг/ч
  • Airbus A300-600R – 5200 кг/ч
  • Airbus A320neo – 2100 кг/ч
  • Airbus A380 – 12500 кг/ч
  • Bombardier Dash 8-Q400 – 1060 кг/ч

Такие колоссальные объемы топлива, которые расходуют в полете самолеты, стоят немалых денег. На данный момент стоимость одной тонны авиационного топлива в среднем составляет около 54000 рублей. И понятно желание владельцев самолетов, чтобы двигатели работали на земле вхолостую как можно меньше, ведь основной доход самолет приносит, будучи в воздухе.

Источник

Расход топлива

Определить, сколько топлива расходуют самолеты, бывает затруднительно. Для этого следует учитывать множество внешних факторов. Само же потребление может выражаться удельным или часовым расходом.

Вы видели как происходит заправка авиалайнера?

ДаНет

От чего зависит расход топлива

Существует большое количество факторов, влияющих на то, сколько тратит топлива самолет во время полета. Поэтому при создании проекта будущей машины учитываются многие элементы и вероятные затраты горючего, связанные с ними.

Основные факторы:

  • крейсерская скорость;
  • вес самолета без нагрузки;
  • коммерческая нагрузка;
  • погодные условия;
  • модель двигателя;
  • конструкционные особенности.

Также повлиять на уровень расхода могут некоторые условия полета и использование дополнительного оборудования. Последнее особенно актуально для эксплуатации военной авиации с продвинутыми электронными системами.

Удельный и часовой расход топлива

Под удельным расходом топлива понимают количество использованного самолетом горючего на единицу времени или расстояния относительно мощности либо тяги двигателя, установленного на машине. Такой тип исчисления используется чаще всего. При этом учитывается несколько параметров, из которых будет происходить расчет.

Единицы исчисления:

  • вес или объем горючего (грамм, килограмм, литр);
  • затраченное время или расстояние (час, километр);
  • мощность или тяга силовой установки (лошадиных сил или килограмм-сила).

Из них получается определенная величина. Обычно за основу берется кг/кгс-ч или г/л.с.-ч. Для пассажирских авиаперевозок зачастую применяется другой расчет, в который входит вес использованного топлива на один километр с количеством пассажиров на борту. Он обозначается как г/пасс.-км. Рассчитать затраты на 100 км можно, умножив итоговое значение на 100. Такой показатель полезен для определения топливной эффективности, так как помогает найти выгодный самолет для перевозки заданного числа пассажиров с минимальными затратами на топливо.

Вторым типом исчисления трат горючего считается часовой расход. Под ним подразумевают количество использованного топлива за час полета. Для расчета берется величина, получаемая при движении самолета на крейсерской скорости и предельной коммерческой нагрузке. Иные условия недопустимы и считаются недостоверными. При таком исчислении обозначением параметра выступает кг/ч. Его среднее значение для большинства авиации варьируется от 1 до 15 тыс. кг/ч.

Под крейсерской скоростью, используемой при этом расчете, понимают базовую скорость, при которой производятся все перевозки пассажиров на конкретной модели самолета. Обычно она составляет около 80% от максимальной и ограничена с целью повышения безопасности полета или увеличения допустимой коммерческой нагрузки. Последняя подразумевает количество пассажиров, а также их общий вес, включая багаж, ручную кладь и прочие вещи.

При просчете грузовых или пассажирских рейсов второй тип исчисления считается более логичным, так как их целью становится доставка груза на нужное расстояние при минимальных затратах топлива. Удельный расход полезен только для расчета максимального количества времени, которое может провести в воздухе самолет. Тем не менее закрепился в технических характеристиках именно он.

Как рассчитывают количество топлива на полет

Перед отправлением самолета в рейс производится подсчет количества топлива, которым нужно наполнить баки. С этой целью применяются специальные формулы, доступные определенному кругу лиц, работающих на авиакомпанию. Для каждого самолета они могут быть разными. Поэтому универсального способа определить будущие затраты нет.

Примерная таблица расчета количества топлива на полет

Несмотря на недоступность формул для общественности, посчитать примерный расход все же можно. Для этого потребуется учесть несколько важных факторов:

  • масса топлива, которое будет затрачено при выполнении определенного рейса с предполагаемой коммерческой нагрузкой;
  • количество топлива, требующегося при возникновении необходимости добраться из конечной точки рейса до самого удаленного аэродрома из числа запасных;
  • топливо, требуемое для выполнения двух дополнительных кругов над аэродромом перед посадкой;
  • запасное топливо в размере 5% от общей его суммы, необходимой для рейса, с учетом дополнительных факторов.

Сложив все эти значения, можно узнать, сколько горючего нужно для самолета. Правильно просчитать это получится только при знании точных летно-технических характеристик модели, расстояний и расположения дополнительных аэродромов. Поэтому полученные значения могут быть только приблизительными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: