20 проверенных советов от призёров олимпиад

Из чего делают олимпийские медали: интересные факты

Как Елена тренировала чемпионов

Когда мы готовились к соревнованиям, ребята были довольно самостоятельными: они сами организовывали тренировки и участвовали в сборах. 

Моя фактическая роль была в том, чтобы решать психологические проблемы участников команды и разрешать конфликты. В этом плане я выступала больше как спортивный психолог. 

Ребята были настроены серьёзно и задолго до турнира «входили в форму». Они заранее скачали систему, на которой проводится олимпиада, и тренировались исключительно в ней. У команды была выстроенная последовательность действий, кто и что делает буквально по минутам

Каждой мелочи уделялось внимание

Я думаю, что именно такого внимания к мелочам не хватает американским и китайским командам, чтобы победить. Они думают, что можно собрать трёх топовых участников, каждый из которых отлично решает, и этого достаточно. Практика показывает, что нет. 

Когда мы готовились к китайской олимпиаде, то старались вставать в 6 утра. Олимпиада проводилась в китайском часовом поясе, и мы писали код в условиях, которые были максимально приближены к реальным соревнованиям. Тренировки были серьёзными: утром ребята решали одни задачи, потом отдыхали и шли дорешивать те, что сразу не получилось. Ещё решали задачи с прошлых чемпионатов мира, прямо как в шахматах. 

Как понять, нужна ли мне олимпиада?

Пробовать участвовать в олимпиадах все равно стоит – это хороший способ расширить кругозор, завести новых друзей и, если повезет, попасть в вуз мечты. Но если с такими состязаниями у ребенка не складывается, отчаиваться не стоит. Поступить можно и без олимпиады.

А еще мы подготовили для вас чек-лист, который поможет решить раз и навсегда, нужна ли олимпиада именно вам:

  1. Решите, в какой именно вуз или вузы вы хотите поступить после школы. Точно ли вам нужно учиться в топовом вузе?
  2. Оцените свои шансы и знания. Возможно, вам проще сдать ЕГЭ?
  3. Определитесь, собираетесь ли вы в вуз вообще. Колледж – тоже отличный вариант.

Состав и материалы изготовления

Самый распространенный материал изготовления олимпийских наградных знаков – серебро 925 пробы. Этот металл составляет основу и «золотых» медалей, которые после изготовления дополнительно покрываются слоем золота. При этом химический состав таких наград меняется на разных Олимпиадах.

Впервые медали из чистого золота были изготовлены в Лондоне для Игр IV Олимпиады, проводимых в 1908 году. Они были намного меньше традиционных (33 мм) и походили на юбилейные монеты. Такой размер был обусловлен слишком высокой стоимостью металла, поэтому для удешевления изделий было принято уменьшить их в несколько раз.

Аналогичные, полностью золотые медали вручались и на Играх V Олимпиады, проходивших в 1912 году в Стокгольме. Шведские организаторы предусмотрели их для награждения победителей в индивидуальных соревнованиях.

В дальнейшем чистое золото для изготовления олимпийских медалей уже не использовалось. Наиболее распространенным стал такой состав:

  • серебро – 92,5 %;
  • медь – 6,3 %;
  • золото – 1,2%.

При этом золото не смешивается с остальными компонентами, а используется в качестве покрытия. Исходя из установленного общего веса наградного знака, масса золотого слоя традиционно составляет 6 г.

Также в истории современной Олимпиады известны случаи, когда «золотые» награды изготавливались из совершенно других материалов:

  • в 1992 году на XVI зимней Олимпиаде в Альбервиле (Франция) вручались стеклянные медали с окантовкой из золота;
  • в 1994 организаторы XVII зимней Олимпиады в Лиллехаммере (Норвегия) решили использовать в качестве наградного материала гранит;
  • в 2010 награды для XXI зимних Игр в Ванкувере (Канада) изготовили из использованных печатных плат.

Состав медали с  золотого на серебряный с позолотой был изменен исключительно в целях экономии. Это обусловлено тем, что страна, принимающая Игры, должна полностью их организовать и оплачивать все расходы, включая награждение. С учетом постоянного увеличения численности участников и команд требовалось все большее количество наград и, соответственно, возрастали расходы на их изготовление. Поэтому и было принято решение использовать серебро, покрывая его позолоченным слоем.

Указанные выше случаи применения нетрадиционных материалов также имели свою цель, но не экономическую, а идейную (хотя значительная экономия тоже имела место). Так, французские дизайнеры решили передать в стекле ручной работы чистоту зимнего льда. Норвежцы, использующие гранит, хотели подчеркнуть свою любовь к природе. А канадские организаторы, применившие вторичное сырье, продемонстрировали заботу о чистоте окружающей среды.

В каких сборах участвовать

Сборы по спортивному программированию делятся на школьные и студенческие. «Одни из самых сильных выездных школ для старшеклассников — это Летняя компьютерная школа (ЛКШ) и Зимняя компьютерная школа в МФТИ, которая завершается Открытой московской олимпиадой», — рассказывает Алексей Толстиков. Помимо этого, проводятся местные сборы перед региональным этапом Всероссийской олимпиады по информатике для школьников и сборы перед заключительным этапом.

Из студенческих сборов самые известные — это Петрозаводские сборы и Moscow Workshops. Петрозаводские сборы проводятся весной и осенью, а Московские — зимой и летом. Это сделано для того, чтобы они не накладывались друг на друга и команды раз в сезон могли участвовать в выездах, которые длятся от семи до четырнадцати дней. Как и в случае со школами по программированию для старшеклассников, есть и региональные сборы.

А команды, которые занимаются спортивным программированием на международном уровне, выезжают на сборы в другие страны (в редких случаях организаторы покрывают сильным командам расходы на перелёт и проживание). Например, команда Григория Резникова, которая дважды выигрывала в Международной студенческой олимпиаде по программированию (ICPC), ездила в Китай. Гриша говорит о том, что сборы в разных городах и странах мало отличаются друг от друга, но дают возможность попутешествовать и познакомиться с людьми из других сообществ.

Школьная олимпиада: этапы

Олимпиада кажется делом избранных и таким сложным, что не все согласны принять участие даже в школьном этапе. Олимпиадные задания действительно сложнее, чем обычная контрольная, но это точно отличный шанс попробовать свои силы.

За школьным идет более сложный этап — муниципальный. К нему обычно помогает готовиться школьный учитель: дает дополнительные задания, советует литературу для изучения. На региональном и всероссийскомом этапах на кону не только личные амбиции, но и честь школы, города или целого региона. Здесь уже подключаются тренеры, которые целенаправленно готовят школьников к успешному выступлению.  

Unsplash

Лингвистическая олимпиада — это для многих любовь навсегда

— Скоро ли настанет момент, когда вы сами не справитесь с олимпиадными задачами?

— Уже настал. Артем Борисов, наш победитель, решает лингвистические задачи лучше меня, хотя я за свою жизнь повидал их тысячи и сам сочинил десятки. Но это лишний раз показывает, что олимпиада — не про знание, а про умение логически обработать материал, и эти скорости растут. Правда, скажу в свое оправдание, что сейчас каких только курсов нет (я и сам участвовал в подготовке некоторых из них), а в мое время к олимпиадам никто не готовился. Это просто был ежегодный праздник: пришел, получил задачи, решил. Впервые стал призером в пятом классе, ничего об этих задачах не зная.  

Международная олимпиада на острове Мэн

Сейчас это отчасти превращается в спорт, что мне не очень нравится. Идеальная картина, по-моему, такова: ты решаешь много задач не потому, что хочешь победить на олимпиаде, а для удовольствия, и побеждаешь только потому, что тебе нравится решать задачи. 

— Наверняка в жюри у вас представлены носители всех языков-участников, иначе как проверять задания?

— У нас есть совершенно потрясающие люди, настоящие полиглоты, которые знают множество языков. Но таких мало. Любому из нас приходится проверять задачи на неизвестных нам языках — кому-то на корейском, кому-то на китайском — и это всякий раз челлендж. 

Если когда-то в жюри в основном входили люди из России, то сейчас большую часть составляют бывшие призеры международной лингвистической олимпиады из разных стран, и это, скажу я вам, настоящие монстры.

Есть у нас, например, Элли Уорнер из Британии, которая каждый год выучивает новый язык на идеальном уровне и с ходу переводит хоть с китайского, хоть с японского, хоть с русского.

При этом в школе она занималась балетом, выигрывала игры «Jeopardy!» (российский аналог — «Своя игра»), а сейчас, помимо работы над лингвистическими задачами, служит налоговым инспектором. 

— Но большинство все же идут потом в науку, а не в налоговые инспекторы? 

— По-разному. Бывает, что пришел ты на олимпиаду, за час прощелкал примеры из пяти языков и думаешь: «Ух ты, круто, пойду в лингвистику». Поступаешь — а там конспекты, зубрежка, списки фонем, какие-то артикуляционные жесты. Тяжелая работа, а не веселые задачи с четкими ответами. На олимпиаде-то, как говорится, была реклама, а теперь наступила жизнь. Бывают и разочарования.

Но все равно многие идут в лингвистику (и в теоретическую, и в компьютерную), кто-то в математику, кто-то в химию. Божидар Божанов школьником побеждал в нашей олимпиаде, потом сочинял лингвистические задачи, был председателем жюри международной олимпиады, а потом — министром электронного управления Болгарии! 

Но как бы ни сложились профессиональные судьбы, многие бывшие победители и призеры продолжают придумывать задачи, проверять работы, работают волонтерами, помогают с переводом.

3. Разработка индивидуального плана подготовки

Как и с ЕГЭ и ОГЭ, важно начать подготовку к олимпиаде вовремя. Минимум за год до начала олимпиады школьнику нужно выполнить задания и узнать свои сильные и слабые стороны

Результаты многих олимпиад действительны в течение нескольких лет (до четырех лет), поэтому стоит проверить знания и раньше, а потом составить индивидуальный план подготовки.

Правильное планирование подготовки к олимпиаде — половина успеха

Важно узнать, какие разделы требуют проработки, сколько времени реально еженедельно тратить на подготовку, в какие сроки мы планируем подготовку и какого результата хотим достичь

Олимпийские медали: интересные факты

Как и все интересное в этом мире, олимпийские медали имеют несколько любопытных фактов, о которых, возможно, вы не знали ранее.

  • Самыми крупными были медали игр в Турине 2006 года. Радиус трофея составлял 107 мм.
  • Самыми маленькими были медали игр в Лондоне 1908, их вес составлял 21 грамм, а диаметр – 33 мм. Впрочем, в оправдание британцам стоит добавить немаловажную деталь – трофеи были изготовлены из чистого золота.
  • Рекордное количество наград было изготовлено для зимних Олимпийских игр в Сочи – 1300 штук. На изготовление ушло 3 кг золота, 2 тонны серебра и 700 кг бронзы.
  • На Играх 1952 года (Хельсинки) впервые золотые медали завоевали муж и жена, выступающие в разных видах программы.
  • Один из самых отважных и, возможно, глупых случаев ради получения золотой медали был зафиксирован в 1976 году. Кери Страг, представлявший Японию, сломал коленную чашечку при выполнении вольных упражнений. Чтобы обеспечить команде золото, спортсмен выполнил упражнения на кольцах на следующий день, превозмогая чудовищную боль. Впрочем, поступок оправдался, а золотая медаль отправилась в Японию.
  • Для изготовления медалей для Игр в Токио 2020 года было решено использовать бывшую в употреблении электронику, в частности смартфоны и планшеты. В результате удалось собрать 79 000 тонн электроники, из которой получилось добыть 32 кг золота, 3.5 тонны серебра и 2.2 тонны бронзы для изготовления наград.
  • В 1904 году на играх в Сент-Луисе Джордж Эйсер в течение одного дня выиграл шесть медалей: три золотых, две серебряных и одну бронзовую. Любопытно, что Джорж был инвалидом – вместо левой ноги у мужчины был деревянный протез. Тем не менее это не помешало спортсмену покорить гимнастику и Олимпийские игры.

Теперь вы не только знаете, из чего делают олимпийские медали, но и остаетесь в курсе других любопытных фактов. Тем временем напоминаем, на сайте Бонусы букмекерских контор есть не только интересные статьи, но и актуальные новости спорта, а также прогнозы на футбол, хоккей и единоборства. Не забывайте пользоваться тегами для облегченной навигации. Любителям ставок на спорт рекомендуем заглянуть в раздел с промокодами букмекеров, которые помогут получить увеличенный бонус после создания аккаунта.

Как готовиться к олимпиадам

К перечневыми олимпиадами готовиться просто. Они во многом напоминают ушедшие в прошлое экзамены на поступление в вуз. Организуя собственную олимпиаду, университет, по сути, возрождает старый формат. Это может здорово пригодиться в подготовке. Задания разных лет часто похожи, так что победить в олимпиаде можно за счет многократного прорешивания и разбора старых материалов.

Кроме того, некоторые перечневые олимпиады публикуют списки методических пособий и перечни тем для подготовки. Например, вот материалы для подготовки к «Высшей пробе» по журналистике. Подобные рекомендации стоит искать на сайтах олимпиад.

Подготовиться ко Всеросу труднее, но возможно. Правда, заниматься этим нужно постоянно. Обычно делать это проще, если у вас есть какая-то другая мотивация, кроме легкого поступления в вуз. Так, интерес и даже любовь к предмету помогут взять «золото».

Как повысить шансы на победу в олимпиаде:

Выберите предметы, которые вы знаете лучше всего.
Посетите открытые вебинары и дополнительные занятия. Возможно, их будет проводить вуз, организующий олимпиаду.
Создайте список литературы и готовьтесь по нему

Обратите внимание на полезные материалы, собранные на сайте Olimpiada.ru
Изучайте и прорешивайте задания прошлых лет, если олимпиада их публикует.

Интересные факты

Среди медалей, вручаемых чемпионам Олимпиады, выделяют несколько рекордов:

  • наименьшим весом (21 г) и размером (33 мм), а также самым чистым составом (полностью из золота) обладают награды IV Олимпиады (1908, Лондон);
  • самыми тяжелыми признаны медали Игр–2010 в Ванкувере (576 г), а если говорить об изготовленных из позолоченного серебра, то лидируют награды 2002 года в американском Солт-Лейк-Сити весом 567 граммов;
  • наибольшим диаметром обладают наградные знаки ХХ зимней Олимпиады (2006, Турин) – они имели форму и габариты компакт-дисков.

Помимо указанных выше особенностей, с олимпийскими наградами связано еще ряд интересных фактов:

  • на Играх II Олимпиады (1900, Париж) медали были единственный раз в истории выполнены не в форме круга, а имели прямоугольную форму;
  • сначала наградные знаки не предполагали наличия ленты и вручались просто в руки, и только в 1960 на Играх XVII Олимпиады в Риме для них изготовили тонкие цепочки из бронзы, а в дальнейшем наряду с цепочкой начали использовать и ленту.

Аукционная стоимость олимпийских медалей различается в зависимости от года выпуска, состояния, редкости, наличия истории. Но такие награды больше ценятся не за их материальную составляющую, а за тот сплав стойкости, благородства, смелости, выдержки и силы духа, который присущ настоящим спортсменам.

Золотые медали – это только средства поощрения за приложенные усилия и волю к победе. Каждая из них навсегда останется в истории человечества.

Как стать идеальным тренером: 5 необходимых качеств

  • Терпение и любовь к детям. Это совершенно необходимо, ведь вам придется по несколько раз объяснять вещи, которые кажутся вам очевидными. 
  • Способность найти подход к каждому. Все школьники очень разные. Слова, которые мотивируют одного, выбивают из колеи другого.
  • Открытость и готовность помочь. Вспомните про сообщения в три утра!
  • Умение объяснить один материал десятью разными способами: с аналогиями, примерами.
  • Высокий уровень предметных знаний и постоянное саморазвитие. Например, в биологии чуть ли не каждую неделю совершаются открытия, а значит, информация постоянно устаревает.

Чем полезны олимпиады?

Олимпиады подразумевают ощутимую сложность заданий, ответы на которые загуглить не всегда удается. Поэтому на подобных конкурсах важен не зазубренный материал, а широкий кругозор, сообразительность и умение применять свои знания на деле. Олимпиадные задания развивают именно это. Задания идут по классам, а не возрасту. В истории ВсОШ был случай, когда вундеркинд из четвертого класса выполнял задания для девятого.

Также важна и психологическая подготовка ученика. Да, участие не означает победу, и довольно велик риск не стать лучшим из нескольких сотен. Некоторые школьники опасаются олимпиады, считая, что времени и усилий будет затрачено много, а результат будет нулевым. Однако так они могут упустить свой шанс. Я участвовала в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2009 году. В одном классе находилось пятнадцать участников. Одна школьница испугалась сложности задания и сдала пустой лист уже через двадцать минут, объяснив, что она совершенно не знает, что писать и что делать. Организаторы и наблюдатели уговорили ее остаться, однако их стараний хватило только на десять минут. Девушка, снова попытавшись выполнить задание, решительно отказалась продолжать участие и потеряла возможность побороться за победу.

Что делать, если ваши ученики слишком нервничают перед ответственной олимпиадой? Самый большой страх детей-олимпиадников — страх неудачи. Чтобы его уменьшить, попробуйте несколько способов:

Пусть ваши ученики запишут на листе бумаги, какие «плюшки» они смогут получить от участия в олимпиаде

Это может быть основательный опыт, который поможет в будущем, внимание класса и педагогов, новые знакомства, если олимпиада выездная, перспективы, которые даёт победа или даже просто участие.
 

Не давите и не нагнетайте. Перед региональной олимпиадой я слышала, как учитель грозно говорила своим ученикам: «Без первого места даже не возвращайтесь»

Такие фразы вряд ли станут лучшей мотивацией, а тревоги прибавят. Постарайтесь поддерживать дружескую атмосферу между своими участниками, и дайте понять ученикам, что их результат никак не повлияет на ваше отношение к ним.
 
Чтобы ваши ученики не запаниковали на олимпиаде, расскажите им заранее о дыхательной гимнастике для снятия волнения (вдох на 4 секунды, выдох — 4 секунды) и графике выполнения заданий: после каждого часа работы — пятиминутный отдых.

Выбор правильной олимпиады и понимание формата

Ученик, желающий принять участие в олимпиаде по английскому языку, может выбрать один из следующих видов испытаний:

Олимпиада «Британский Бульдог» (”British bulldog”)

Задания этой олимпиады «ориентированы на участников с разным уровнем подготовки и способствуют развитию интереса к языку и культуре англоязычных стран». Дополнительных баллов при поступлении это испытание не принесет, однако позволит ребенку проверить свои знания и поддержит его интерес к дальнейшему изучению английского языка. 

Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) по английскому языку

Это интеллектуальное состязание проводится ежегодно по 24 предметам. Порядок проведения Олимпиады регламентируется Приказом Минпросвещения России №678 от 27.11.2020 г.

Это испытание — одно из самых востребованных среди учеников, потому что призовые места на этой олимпиаде дают льготу при поступлении.

Высшие учебные заведения России на своих официальных ресурсах заранее информируют о том, какие баллы и привилегии получат абитуриенты, занявшие призовые места на этапах ВсОШ. Это могут быть дополнительные баллы или поступление в вуз без предоставления результатов ЕГЭ по определенным предметам. 

Преподавайте английский взрослым ученикам!

Вам предстоит пройти 4 шага отбора, первый из которых — рассказ о себе в формате записи голосовых сообщений.

Мы очень ждем вас в команде Skyeng!

Подробнее

Олимпиада «Высшая проба» раздел «Иностранные языки» 

Это испытание проводит НИУ «Высшая школа экономики». Поэтому если ученик планирует поступать в это высшее учебное заведение, то ему стоит принять участие в олимпиаде. О том, какие льготы при поступлении в НИУ ВШЭ дает это испытание, можно узнать на сайте вуза.

Олимпиада «Ломоносов», профиль «Иностранные языки. Английский язык» 

Испытание организует «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова». Результаты дают льготы при поступлении в МГУ, а также более 300 других высших учебных заведений страны.

«Герценовская олимпиада школьников по иностранным языкам»  

Организатор состязания — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Призеры получают существенные льготы при поступлении в этот вуз, а также другие вузы страны. Информация о льготах при поступлении также опубликована на официальном ресурсе университета. 

«Евразийская лингвистическая олимпиада»

 Олимпиада проводится на базе десяти ведущих вузов России и включает заочный и очный этапы.

Другие олимпиады по английскому языку можно найти здесь. 

Многие олимпиады, проводимые конкретными высшими учебными заведениями, дают льготы при поступлении не только в вузы-организаторы, но и другие университеты. Например, Герценовская олимпиада и олимпиада «Ломоносов» по английскому языку, помогут поступить в НИУ «Высшая школа экономики».

Еще один момент. Результаты олимпиадных испытаний принесут дополнительные баллы при поступлении в течение нескольких лет с момента окончания олимпиады, поэтому ученикам 5-6 классов пока рано думать о пополнении своей балльной «копилки». Однако олимпиады помогут школьникам повысить уровень языка и изучить другую культуру.

Как определить и выбрать в этом многообразии олимпиад ту, которая даст преимущества при поступлении?

Во-первых, список олимпиад публикует каждый год Министерство науки и высшего образования РФ. На 2023/2024 гг. этот перечень следующий

Во-вторых, актуальную информацию о том, какие олимпиады дают льготы, можно найти на сайте интересующего учебного заведения за 9 месяцев до приемной кампании. Например, такой перечень олимпиад есть на сайте НИУ «Высшая школа экономики».

В-третьих, важно познакомиться с форматом выбранной олимпиады, сроками регистрации и проведения. На официальном сайте олимпиады всегда есть информация о количестве этапов, дистанционном или очном проведении испытания

Например, информация о сроках проведения ВсОШ в г. Москве нужно смотреть здесь, данные других регионов можно найти на региональных ресурсах.

Вас могут заинтересовать и эти статьи:

Развитие навыков чтения и аудирования

Задания разделов чтения и аудирования на олимпиадах часто имеют форматы, сходные с форматами российских и международных экзаменов. Поэтому задания для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, IELTS можно и нужно активно использовать. 

Многие задания олимпиад этого раздела представляют собой комплексные упражнения на аудирование + чтение или аудирование + письмо

В заданиях этого типа важно не пытаться выполнять их одновременно, а последовательно отработать каждый навык, то есть уметь разделить «большую задачу» на фрагменты.. Для успешной тренировки навыка аудирования полезно слушать аудиоматериалы регулярно

Это позволит развить навык понимания на слух. Если время позволяет, можно использовать любые аудио и тексты, но лучше подойдут тренировочные задания для тренировки навыков. Например, задания, представленные на онлайн-ресурсе Британского совета

Для успешной тренировки навыка аудирования полезно слушать аудиоматериалы регулярно. Это позволит развить навык понимания на слух. Если время позволяет, можно использовать любые аудио и тексты, но лучше подойдут тренировочные задания для тренировки навыков. Например, задания, представленные на онлайн-ресурсе Британского совета.

Пригодятся и эти упражнения и ресурсы:

«Перевели задачи на бенгальский — но, увы, зря»

— В этом году она с 25 по 29 июля проходила на острове Мэн. Почему там?

— Да, удивительное место, вряд ли я там когда-нибудь побывал бы, если бы не олимпиада. Считается, что оно относится к Великобритании, но у них свое правительство, свои деньги, свой флаг — трискелион, а главное, был свой мэнский язык, последний носитель которого умер в 1974 году. Кельтским языкам вообще туго приходится. Мэнский, ирландский, шотландский, валлийский — их все почти вытеснил английский. 

Борис Иомдин со школьниками на острове Мэн

Некоторое время назад появились увлеченные люди, которые решили мэнский возродить. С ивритом же получилось — исчез на долгие столетия, а теперь на нем говорит целая страна. Почему бы на острове Мэн не попробовать, тем более что тексты сохранились?

Энтузиасты узнали, что существует олимпиада по лингвистике — вдруг на ней найдутся единомышленники, которым интересны малые языки? Они создали команду и стали активно участвовать, а потом воспользовались правом принять олимпиаду у себя.  

Это было невероятно трудно, в основном из-за коронавируса. 2020 год просто пропустили, в 2021-м организовали олимпиаду в Вентспилсе, в Латвии, но удаленно. Зато теперь все получилось очно.

Это было для Мэна грандиозное событие. Он же весь по населению — как один маленький район Москвы.

Там даже больших гостиниц толком не сыщешь, организаторы метались по всему острову, расселяя участников. 

Зато почти каждый обитатель Мэна, от мала до велика, узнал, что у них проходит международная олимпиада по лингвистике, а почти 200 школьников побывали на красивейшем острове.

— Абсолютными победителями стали участники из России. Наша команда — самая сильная?

— Школьники из многих стран выиграли медали, но максимальный балл, с большим отрывом, действительно, получил Артем Борисов из московского лицея «Вторая школа». Он математик, мы его давно знаем, поскольку он участвует в московских олимпиадах по лингвистике каждый год. Еще было три человека из России, и все они тоже получили медали. 

Жюри международной олимпиады за работой

При этом есть еще кубок за самый высокий суммарный балл команды, это переходящий приз, который переезжает из страны в страну. В этом году его вновь получили американцы.

— Политические сложности сказываются на вашей работе?

— Лингвисты — пока очень дружное и вненациональное сообщество. Все объединяются по признаку интереса к языкам, а не делятся на граждан разных стран, и почти в каждой команде люди самого разного происхождения. Как-то пока удавалось преодолеть политические сложности: скажем, есть команда Китая и команда Тайваня, причем им даются задания на разных языках. По сути, это один и тот же китайский, но иероглифы немного различаются. Мы — лингвисты — в этом смысле довольно занудные. У нас даже американцы и англичане получают чуть-чуть разные варианты, с разными написаниями некоторых слов. 

В этом году мы волновались, доедут ли до острова Мэн украинские и российские школьники, как вообще это все пройдет в нынешней обстановке. Все доехали, и те, и другие получили медали — хоть здесь удается сохранять мир… 

А вообще я мечтаю, чтобы участники лингвистических олимпиад представляли не страны, а языки: команда носителей французского языка, команда носителей испанского языка. Мне это ближе, чем деление по признаку гражданства. 

А если бы еще без виз! Остров Мэн во всем самобытен, но визы там британские. Все долго ждали, боялись не успеть, а команда Бангладеш их так и не получила, что было обидно. Во-первых, за ребят, а во-вторых — мы переводили задания на бенгальский язык и, как оказалось, зря. 

Поступление без вступительных экзаменов

Для поступления на профильное направление чаще всего требуется олимпиада 1 или 2 уровня. В РАНХиГС правила отличаются в пользу олимпиадников: олимпиада по английскому дает не просто 100 баллов по иностранному, а БВИ на все направления, где в вступительных есть иностранный язык. Так можно гарантировать себе место на программе, где всего 4-10 бюджетных мест. Например, по Плехановской олимпиаде школьников можно поступить на все направления, указанные в строчке с иностранным языком

Не важно, сдавали ли вы историю или математику дополнительно: при поступлении БВИ это не учитывается

Соответствие профилей олимпиад и направлений подготовки в РАНХиГС

Какой уровень знания языка требуется на олимпиадах?

Требования к уровню языка обычно можно найти на сайте олимпиады. Там пишут про необходимые навыки и знания. Иногда указывают конкретный уровень — к примеру, B2 в Герценовской олимпиаде. На сайте даже можно найти рекомендуемые учебники, которые, правда, не всегда бывают полезными. Например, в списке литературы к Герценовской олимпиаде указан Оксфордский словарь. Как именно использовать его для подготовки не очень понятно. Обычно на олимпиадах хватает уверенного В2, а с уровнем С1 и С2 написание олимпиад в большинстве случаев не должно вызвать проблем. Очень часто на олимпиадах проверяются не просто знание языка и культуры, а возможность нестандартно мыслить. Например, для выполнения задания из заключительного тура Ломоносова необходимы знания по литературе:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: