Признаки детского аутизма. «людей дождя» становится всё больше

Признаки аутизма: болезнь или особенности развития

Выявление аномальной кишечной флоры на раннем этапе имеет решающее значение для защиты здоровья вашего ребенка

Кэмпбелл-Макбрайд полностью обратила вспять аутизм своего сына с помощью изменений в питании и детоксикации, и ее гипотеза, на мой взгляд, является одной из наиболее актуальных. Я считаю, что ее протокол питания GAPS важен в наши дни, так как большинство людей имеют слабое здоровье кишечника из-за плохого питания и воздействия токсинов, но особенно он важен для беременных женщин и маленьких детей.

Материалы в тему:

  • Радикальное излечение аутизма с помощью CEASE-терапии
  • Видеокурс “Исцеление от последствий вакцинации”, описание, часть 1.1, 1.2 и 2
  • «Революция в мире аутизма» – Книга Марты Герберт
  • Каннабидиол в лечении аутизма и других болезней
  • Профилактика аутизма
  • Материалы о связи аутизма с прививками
  • Мягкая детоксикация для детей от воздействия вакцин
  • Детоксикация после прививки – как избавиться от тяжелых металлов и других токсических составляющих вакцин

Лечение и стратегии

Препараты для лечения тревожности, депрессии и мигреней оказались полезны некоторым женщинам с аутизмом, которые участвовали в исследовании. Я не обсуждаю конкретные препараты, поскольку считаю это неуместным: врачи должны делать назначения в соответствии с индивидуальными особенностями пациентки. Кроме того, комментарии по этой теме находятся за пределами моей компетенции.

О психотерапии женщины отзывались довольно противоречиво: некоторым она очень помогла, другим не помогла совсем. Позитивные отзывы связаны с терапевтическими подходами, которые включают конкретные инструкции, рекомендации и целенаправленное обучение социальным навыкам. Негативные отзывы связаны с психоаналитическими и другими подходами, где требуются эмоциональные «разговоры»

Важное значение для психотерапевтической поддержки играет понимание аутизма

«В позднем подростковом возрасте, и когда мне было 20 с небольшим простая разговорная терапия мне совсем не помогала, поскольку у меня не появлялось никаких инсайтов (о моих чувствах и чувствах других людей), которые необходимы для успешной терапии. И мой психотерапевт отказывался признавать, что у меня аутизм (диагноз мне уже был поставлен). Было похоже, что я ставила его в тупик, и он вообще не понимал, как мне помочь».

«Моя нынешняя психотерапевтка мне очень помогает, потому что она понимает мой аутизм довольно неплохо, и она осознает, что мне нужно помогать с интерпретацией разных социальных ситуаций. Она также помогла мне начать заниматься музыкой с другими людьми, так что теперь я играю с другими музыкантками раз в неделю и участвую в барабанном круге раз в месяц. Еще она научила меня разным медитациям и упражнениям с ритмичными танцами. Эти упражнения помогли мне осознать, что я имею ценность, и что у меня есть свои сильные стороны и таланты».

«Мне нужна поддержка и принятие того, что я чувствую, готовность попробовать понять мою ситуацию, руководство или наставничество, чтобы помочь мне правильно понять сложные ситуации и придумать различные пути решения».

«Психологического консультирования у меня было очень много, временами мне это помогало, но как только консультации прекращались, польза тоже пропадала. Некоторые психологи были совсем бесполезны, спрашивали меня о моих чувствах, но сейчас у меня нормальный психолог – хорошо понимает синдром Аспергера, и не спрашивает про мои чувства, если я сама о них не начинаю говорить, это гораздо лучше. Мне нужно, чтобы другие люди проявляли понимание и не раздражались на меня».

По большей части (возможно, вследствие низкой информированности клинических специалисток) женщины с аутизмом сами находят способы поддерживать свое здоровье настолько хорошо, насколько могут. Ключевую роль здесь играет знание о собственном аутизме и понимание его негативного влияния на их здоровье и благополучие. Основываясь на этих знаниях, они могут разработать практические стратегии, подходящие для них.

«Очень часто единственный способ справиться с беспокоящими меня навязчивыми мыслями – это зацикливаться на позитивных навязчивых мыслях, например, на музыке, фотографии и видео про искусство».

«Физические упражнения каждый день отлично помогают избавиться от стресса и напряжения».

«Время, и чтобы другие люди проявляли ко мне доброту и понимание, когда я не справляюсь и страдаю от перегрузки».

«Компания других людей, но понимающая компания».

«Моя собственная психотерапия – все записывать, например, писать самой себе ободряющие мысли, планы и записки о том, как вести себя с теми, кто меня расстраивает».

«Я стараюсь поддерживать форму и занялась катанием на роликах. Долгие прогулки очень помогают при депрессии».

«Для меня очень важно творчество и различные креативные занятия для самовыражения, такие занятия и психотерапия необходимы для сохранения моего психического здоровья. Без них я погружаюсь в негативные мысли и самобичевание, а иногда и думаю о суициде, если у меня депрессия

Теперь я знаю, что провоцирует у меня эти мысли, и я стараюсь избегать их и как можно больше времени посвящаю позитивным занятиям и поддерживаю отношения с другими людьми. Я много работаю над тем, чтобы стать лучше и поддерживать свое здоровье».

На основе книги Сары Хендрикс «Женщины и девочки с расстройством аутистического спектра» (Sarah Hendrickx “Women and Girls with Autism Spectrum Disorder”).

Что вы думаете об этом материале?

  • Полезно ()
  • Похоже на мой опыт ()
  • Интересно ()
  • Сочувствую ()
  • Возмутительно ()
  • Скучно ()

Виды лечения повышенной тревожности

Множество исследований по лечению тревожных расстройств позволяют подобрать оптимальный метод по лечению тревожности

Важно понять, что у каждого человека с аутизмом приступы повышенной тревожности будут иметь свои проявления. А потому ни один из существующих подходов нельзя считать панацеей

Лучше всего, если поддержкой и лечением человека с аутизмом и тревожностью занимается «команда» разных специалистов и близких, используя разные подходы. Наиболее часто для лечения тревожности предлагаются следующие подходы:

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия очень эффективна. Она построена на обучении пациента распознаванию свой тревожности и изменению тех мыслей, которые ее провоцируют. Основополагающий подход к тревожным расстройствам в рамках этой психотерапии сводится к тому, что тревожность вызывают не столько сами события, сколько наши собственные мысли и интерпретации по их поводу.

Лекарственные препараты

Препараты могут уменьшить тревожность, но не могут полностью избавить от нее. Некоторые препараты против тревожности очень сильнодействующие и у некоторых людей они могут вызвать тяжелые побочные эффекты

Хотя препараты могут облегчить симптомы на какое-то время, очень важно одновременно использовать другие стратегии, включая консультирование и информирование пациента о его состоянии

При назначении лекарственных препаратов рекомендуется:

— Поговорить с врачом о возможных побочных эффектах.

— Рассказать врачу обо всех безрецептурных препаратах и альтернативных методах лечения, которые вы используете.

— Спросить врача о том, когда и как можно прекратить прием препарата. Очень часто прием препарата нельзя просто прекратить, нужно будет постепенно уменьшать дозу под контролем врача.

— Сотрудничать с врачом, чтобы определить оптимальный препарат и его дозировку.

— Понимать, что препараты эффективны только при регулярном приеме, и что симптомы могут вернуться при прекращении приема препарата.

Диета и физические упражнения

Физические упражнения (танцы, бег, езда на велосипеде, прогулки), а также правильное сбалансированное питание необходимы для эмоционального благополучия. Многие люди сообщают, что интенсивные физические упражнения помогают им уменьшить «обострившиеся» чувства, сопровождающие тревожность. С другой стороны, некоторые продукты питания, например, содержащие кофеин шоколад и кофе, могут спровоцировать панические атаки, поскольку кофеин увеличивает сердцебиение, что напоминает начало панической атаки или сердечного приступа, а это заставляет человека испытывать страх и вызывает настоящую паническую атаку.

Техники релаксации и медитации

Такие техники помогают уменьшить стресс и справиться с панической атакой. Существует множество книг, аудио и видеозаписей по обучению техникам релаксации. По словам доктора Гроден, которая специалириется на помощи при стрессе и тревожных расстройствах среди людей с аутизмом, техники релаксации могут быть эффективны при аутизме. Они считает: «Потребуется немало времени, чтобы человек с аутизмом понял и научился интегрировать релаксацию в свой обычный день. Даже люди, которые требуют большого объема поддержки, могут научиться техникам релаксации. Однако могут потребоваться годы постоянной практики и визуальные подсказки, чтобы человек полностью осознал, что делать, когда его просят расслабиться».

Альтернативная и вспомогательная терапия тревожности

Некоторые люди сообщают, что прием растительных препаратов, витаминов и гомеопатии был для них эффективен сам по себе или в сочетании с другими методами лечения, хотя в этом случае все равно остаются вопросы о том, что эти методы не основаны на научных доказательствах. Некоторые альтернативные методы уменьшения тревожности включают:

— Проигрывание ситуации по ролям.

— Моделирование ситуаций.

— Арт-терапия.

— Песочная терапия.

— Обучение социальным навыкам.

— Занятия, связанные с сильными увлечениями и интересами человека.

— Расслабляющие занятия (плавание, катание на лошадях и так далее).

— Ведение дневника.

— Музыка.

Подобный список может быть бесконечным. В конечном итоге, нужно выбрать тот метод, который помогает именно этому человеку.

_____Свои вопросы об аутизме Вы можете задавать по электронной почте: [email protected].
Мы обязательно Вам на них ответим и, возможно, опубликуем подобранную для Вас информацию на данном сайте для тех, кого, как и Вас, она интересует. 

Наследственная предрасположенность

  • Наследственная предрасположенность
  • Ген аутизма
  • Вирусы
  • Вакцина
  • Глютен как провокатор отклонения в развитии
  • Духовные причины
  • Психологическое состояние и образ жизни матери
  • Подводя итоги

Генетически измененные гены являются одной из основных причин по которой возникает и развивается данное заболевание. Аутизм передается по наследству, это значит, что дети-аутисты, которые страдают от такой болезни, изначально были подвержены ей на генетическом уровне. Именно наследственность является причиной, по которой в одной семье от такого заболевания страдают несколько детей. А научные исследования утверждают, что риск развития раннего детского аутизма среди сестер и братьев увеличивается в три-восемь раз.

Генетических проблем при аутизме существует достаточно много. Они напрямую связаны с белками, протеинами, нейронами и митохондриями. Следует отметить, что дефект митохондрий – это генетический сбой, который встречается у аутистов чаще всего. При этом четко прослеживается генетическая предрасположенность к белковым нарушениям и отклонениям в нейронном взаимодействии, протекающая на клеточном уровне. Такие изменения часто ведут к разрушению мембран клеток и провоцируют образование энергии в митохондриях.

Аутизм у детей: признаки, симптомы

У малышей отмечаются трудности взаимодействия в коллективе. Они с трудом идут на контакт, не умеют его поддерживать длительное время. Дети холодны в общении, отличаются низким уровнем эмпатии, не понимают чувств и желаний других людей, не стремятся к дружбе.

Речь ребенка с аутизмом специфична. Малыш использует ее для описания своих нужд, испытывает трудности с пониманием истинного смысла сказанного, интерпретирует речь буквально. Дети редко пользуются жестикуляцией и не умеют ее интерпретировать в разговоре с другими.

Мышление аутиста отличается вязкостью и бедностью, что находит выражение в ритуальности поведения

Для детей важно соблюдать последовательность действий. На малейшие изменения в режиме дня ребенок реагирует возбужденно, начинает кричать, может впасть в панику

Детки с аутизмом отличаются высокой тревожностью, ранимостью, неумением адаптировать навыки к новой ситуации. Они испытывают трудности с самообслуживанием, организацией и планированием деятельности.

Особенности сенсорного восприятия

Дети испытывают трудности в восприятии ощущений. Некоторые гиперчувствительны. Их может раздражать громкая музыка, запахи. Они стараются блокировать раздражающий фактор. Другие детки испытывают трудности в сенсорном восприятии. Для них нужно сильное воздействие фактора.

Особенности сенсорного восприятия находят выражение в поведении и движении малышей:

  • хождении на носочках;
  • закрывании ладошками ушей;
  • кружении, раскачивании;
  • избегании телесного контакта;
  • негативной реакции на соприкосновение с определенной текстурой материалов;
  • нежелании оставаться в темноте;
  • стремлении облизать или пожевать незнакомые предметы;
  • недостаточной или избыточной реакции на раздражение (тепло, холод, боль);
  • желании облачиться в тесную, обтягивающую одежду.

Спектр проявлений аутизма настолько многообразен, что его сложно классифицировать. Тяжелое течение болезни выражается в стремлении уйти от контактов, изолироваться. Ребенок тяжело переносит зрительный и телесный контакт, гиперчувствителен. У многих деток отмечается очень тесная эмоциональная связь с мамой. При легкой степени аутизма у малыша проявляются специфические черты: эмоциональная холодность, черствость, отсутствие сопереживания, затруднение взаимодействия со сверстниками. В широком смысле аутизм можно воспринимать как отрыв от действительности, нарушение связи с реальностью.

Нарушение адаптации

Полярность и парадоксальность в поведении выражается в сочетании бесстрашия и сверхосторожности. В одной ситуации малыш боится подняться по ступенькам, в другой – спокойно свешивает ноги из окна на большой высоте

У детей отмечаются странности в пищевом поведении: одновременная брезгливость и избирательность, желание пробовать несъедобные продукты, стремление к перееданию или голоданию.

Он не умеет пользоваться приборами, но одновременно с этим крайне аккуратен и педантичен в быту. Болезненно воспринимает перестановку мебели, отсутствие вещей на привычных местах.

Исследования показали, что лишь 5 % взрослых людей с аутизмом благополучно адаптируются к жизни в обществе. Три четверти испытуемых нуждаются в опеке и ежедневной помощи. Даже у хорошо адаптированных людей отмечаются трудности: они периодически испытывают тревогу и чувство опасности по отношению к ситуациям, людям. Страхи «всплывают», когда аутист сталкивается с травмирующей ситуацией. У многих людей, страдающих аутизмом, проявляются странные интересы, фантазии, которые могут удивлять и пугать окружающих.

Аутизм может развиться у человека из-за стресса

Аутизм может развиться у человека из-за стресса

Ученые ИЦиГа изучили механизмы возникновения симптомов аутистического спектра под влиянием негативной социальной среды.

Современный мир диктует свои правила и ежедневно люди взаимодействуют друг с другом. Однако иногда взаимодействие с окружающим миром несет негативный характер и может сказаться на здоровье человека. Зачастую это приводит к снижению активности, что особенно заметно у детей.

– Это может быть как результатом воспитания, так и следствием развития многих болезней. Например, аутизма. Принято считать, что в развитии аутизма у детей ключевую роль играет взаимодействие некоторых генов или редкие мутации в них. Однако аутизм как наследственное заболевание встречается лишь у 1-2% населения. Чаще симптомы аутистического спектра развиваются под влиянием и генетических факторов, и факторов окружающей среды (влияние лекарств и загрязненного воздуха, негативное социальное окружение, стресс и т. п.), – рассказывают ученые.

Хроническая тревога может быть и причиной, и следствием формирования различных как соматических заболеваний, так и психоневрологических расстройств.

– Изучая нейробиологические последствия хронического социального стресса, ученые заметили, что самцы мышей, участвовавшие в длительных социальных конфронтациях, демонстрировали сниженную общительность, немотивированную агрессивность или, наоборот, заторможенность. Это говорит о том, что длительное проживание во враждебной среде сопровождается изменениями в социальном поведении, в котором просматривалась схожесть некоторых форм поведения с теми, что используют в качестве доказательства развития симптомов аутистического спектра у животных. Мыши с повторным негативным социальным опытом («жертвы») активно избегали незнакомого партнера на нейтральной территории или демонстрировали позы замирания и неподвижности, когда партнер к ним приближался, – говорят исследователи.

При этом самцы с повторным опытом агрессии обычно атаковали приближающегося незнакомого партнера. Большую часть общего времени тестирования они хаотично двигались по клетке, не обращая внимания на находившегося рядом партнера, что может отражать гиперактивность и, по-видимому, дефицит внимания.

Ученые пришли к выводу: симптомы аутистического спектра могут развиваться и во взрослом состоянии под влиянием социальной среды.

Изначально эти данные не были восприняты научным сообществом. Однако последующие исследования, проведенные сотрудниками ФИЦ ИЦиГ СО РАН в рамках проекта, поддержанного Российским научным фондом, принесли новые доказательства правоты предположения о развитии социального аутизма.

– Подводя итог исследованию, можно с полной ответственностью утверждать, что симптомы аутистического спектра могут развиваться и во взрослом состоянии у людей в связке с другими заболеваниями, вызванными длительным воздействием негативной социальной среды. По мнению ученых, эти результаты заставят пересмотреть некоторые общие положения о факторах формирования аутизма, – уверены в Институте цитологии и генетики СО РАН.

Добро пожаловать в наши группы в соцсетях  и . Заходите, смотрите и будьте всегда в курсе самых свежих новостей. 

Деятельность ВОЗ

ВОЗ и ее партнеры признают необходимость расширения возможностей стран в области содействия оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех людей с аутизмом.

Основные наравления деятельности ВОЗ в этом отношении:

  • содействие принятию правительствами стран целенаправленных мер с целью повышения качества жизни людей с аутизмом;
  • выработка рекомендаций в отношении мер политики и планов действий, направленных на решение проблемы аутизма в более широком контексте охраны физического и психического здоровья, здоровья головного мозга и оказания помощи людям с инвалидностью;
  • помощь в расширении возможностей медицинских работников в области обеспечения надлежащего и эффективного ухода за людьми с аутизмом и достижения ими оптимального уровня здоровья и благополучия; и
  • содействие созданию инклюзивной и благоприятной среды для людей с аутизмом и другими нарушениями развития и оказание поддержки лицам, осуществляющим уход за ними.

Комплексный план действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2030 гг. и Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA73.10 «Глобальные действия по борьбе с эпилепсией и другими неврологическими расстройствами» содержат
призыв к странам устранить существующие значительные пробелы в раннем выявлении, обеспечении ухода, лечения и реабилитации лиц с психическими расстройствами и расстройствами, обусловленными нарушениями развития нервной системы, к числу которых относится
и аутизм. Резолюция также призывает страны принимать меры по удовлетворению социальных, экономических, образовательных и прочих потребностей людей, живущих с психическими и неврологическими расстройствами, и членов их семей, а также развивать эпиднадзор
и соответствующую научно-исследовательскую деятельность.

Справочная литература

(1) Global prevalence of autism: A systematic review update. Zeidan J et al. Autism Research 2022 March.

(2) Wakefield’s affair: 12 years of uncertainty whereas no link between autism and MMR vaccine has been proved. Maisonneuve H, Floret D. Presse Med. 2012 Sep; French  https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22748860/

(3) Lancet retracts Wakefield’s MMR paper. Dyer C. BMJ 2010;340:c696. 2 February 2010 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20124366/

Основные проявления ВФА

Основными признаками высокофункционального аутизма можно назвать следующие: 1) задержка речевого развития в раннем возрасте, которая обычно компенсируется к 3-5 годам, но речь все равно сохраняет определенную странность; 2) нарушение координации, что со стороны выглядит как неуклюжесть; 3) средние или высокие интеллектуальные способности с характерной зацикленностью человека на определенной теме; 4) сложность или даже невозможность наладить контакт с незнакомым человеком.

Это основные диагностические критерии, однако их наличие, а также преобладание одного проявления над другим может варьироваться.

Разберем подробнее, как может проявляться тот или иной признак ВФА:

•    речь. Отставание в развитии речи является основным отличительным признаком ВФА от синдрома Аспергера. Речь приходит в норму примерно к трем годам, иногда чуть позже. Однако бросается в глаза её необычность: монотонность или всегда повышенная громкость, иногда присутствует странный акцент. Люди с аутизмом не в состоянии понимать социальную ситуацию и подбирать соответствующую манеру речи. Например, могут говорить громко там, где это не принято

•    движения. Для них свойственна общая задержка развития моторных навыков, которая проявляется выраженной неуклюжестью движений. Странная походка или нарушенная координация – очень характерные, хотя и не обязательные признаки. Обладая высоким интеллектом, они могут никогда не овладеть, казалось бы, элементарными навыками: например, научиться кататься на велосипеде или прыгать со скакалкой

•    увлеченность одной идеей. Это – один из самых ярких, определяющих данный диагноз признаков. Человек настолько сильно увлекается какой-то одной темой, что все его мысли, действия и разговоры вращаются только вокруг нее. Предмет увлечения может быть абсолютно любым – животные, история, автомобили, математика…. Такая зацикленность, вкупе с высоким интеллектом, может оказаться очень плодотворна. Зачастую такие люди достигают экспертного уровня в области, на которой они сосредоточены в силу своих психических особенностей.

Встречается мнение, что высокофункциональный аутизм – это и не заболевание вовсе, а просто такой редкий тип личности, которой характерные определенные черты.

Признаки аутизма у взрослых

У взрослых людей с РАС обычно проявляются симптомы, связанные с социальным поведением, сложностями в общении, повторяющимся поведением, планированием и мышлением.

Социальные симптомы

Взрослый с аутизмом может испытывать сложности с общением и восприятием невербальных сигналов, таких как закатывание глаз, пожимание плечами и выражение лица.

В качестве примера можно привести следующие особенности поведения:

  • Ведёт себя в обществе странно и высказывается невпопад.
  • Демонстрирует нетипичные эмоции и выражение лица.
  • Иногда испытывает трудности при разговоре, отвечая слишком длинными монологами или, наоборот, односложными фразами.
  • С трудом формулирует свои мысли, говорит нескладно.
  • Хорошо запоминает такие детали, как имена и факты.
  • Понимает высказывания буквально, не считывает сарказм, иронию и шутки.

Повторяющееся поведение

Человеку с РАС сложно менять обстановку, привычный график и действия. У него могут быть навязчивые идеи и повторяющиеся мысли и действия.

Как пример можно привести следующие признаки:

  • Предпочитает рутину и при её смене испытывает большой стресс.
  • Повторяет какие-то действия, например стучит ногой или растирает руки.
  • Одевается в удобную ему одежду, даже если это противоречит социальным ожиданиям (например, приходит в джинсах и худи на официальное мероприятие со строгим дресс-кодом).
  • Легко отвлекается на звуки или действия.

Исполнительная функция

Эта функция связана с планированием, организацией и поддержанием внимание.

В качестве примера можно привести следующие признаки:

Оказание поддержки

Когда вы начнете поддерживать вашего близкого человека с аутизмом, страдающего от тревожности, вы быстро осознаете, что это непростая задача. Возможно, вам придется «копать глубоко» и привлечь все свои ресурсы.

Важно понять, что человек, страдающий от тревожности, будет чувствовать потерю контроля над собой, и он может говорить или делать то, что расстроит вас или других людей. Не принимайте это на свой счет

Очень важно, чтобы человек, которому вы пытаетесь помочь, доверял и верил, что вам действительно не все равно, и что вы постараетесь облегчить его страдания несмотря ни на что. Доверие, забота и терпение — это главные навыки, которые необходимы для облегчения страданий.

Доктор Тони Этвуд предлагает разработать для каждого человека свой уникальный «ящик с инструментами», с помощью которых можно было бы «чинить чувства». Он поясняет, что эмоциональный ящик с инструментами содержит различные приемы, которые ученик с аутизмом может использовать самостоятельно, если он почувствует чрезмерную тревожность или страх. Такие инструменты включают:

Физические инструменты (молоток)

— Физические упражнения: прогулки, пробежки, прыжки на батуте.

— Спорт: баскетбол, танцы.

— Разрушение в мирном русле: помощь в переработке отходов.

— Кусать яблоко.

— Ломать карандаши.

— Бегать.

— Разорвать старую одежду на тряпки.

— Выдавливать сок из апельсинов вручную.

Инструменты релаксации (кисть)

— Время в полном одиночестве.

— Музыка.

— Массаж.

— Чтение.

— Однообразные действия.

— Сон.

— Занятия искусством.

— Мячик для стресса.

Социальные инструменты (двуручная пила)

— Поговорить с членом семьи или другом.

— Поговорить с домашним животным.

— Поделиться своей проблемой.

— Спросить стороннее мнение.

— Найти того, кто поможет изменить настроение.

— Развивать дружеские отношения с другими людьми.

— Помогать другим, например, стать волонтером в той сфере, которая вас интересует.

Мыслительные инструменты (отвертка)

— Позитивный разговор с собой («Я могу оставаться спокойным»).

— Создание серии утверждений, повторение которых помогает успокоиться («В случае необходимости я попрошу о помощи»).

— Сторонний анализ событий с помощью логики (сильная сторона некоторых людей с аутизмом).

— Выполнение задания, которое связано с любимым интересом или областью.

— Релаксирующая визуализация.

Инструменты специальных интересов

— Повторяющиеся и ритуалистичные действия (ограниченные по времени).

— Личные специальные интересы (ограниченные по времени).

Другие инструменты

— Лекарственные препараты

— Ведение дневника настроения.

— Оценка окружающей среды с точки зрения сенсорного мира человека.

— Поощрение самоконтроля с помощью наград/призов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Зона исследователя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: